Куинджи русский живописец, но род его идет из Греции.
А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству – «Украинская ночь». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. img style width Куинджи. По приезде из Франции он попытался освоить световоздушную среду так, как позволяла ему русская традиция.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. Выставка 1882 года была последней для художника. В том же 1873г.
Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г. : «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Особенное возбуждение произвела его "Ночь на Днепре", где лунное сияние вдали на реке выражено с полной иллюзией. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Толпы людей часами простаивали у этого полотна.
Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Даже нападки делали это имя еще более значительным. Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Впечатления, которое он получил от картин И. К. Айвазовского, были незабываемыми.
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Сам он никогда о себе ничего не писал, считается, что он не умел писать и был мало грамотен так как его происхождение из самых низов.
В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Вся жизни русского художника мало изучена известны только «общественные» его дела. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа – «Север», «Березовая роща» и «После дождя».
Первую работу после возвращения из Европы художник посвятил российской глубинке и написал картину – «Забытая деревня». Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Надолго запертые в мастерской полотна, например «Вечер на Украине» (1878-1901), «Дубы» (1900-1903), маленькие картинки «Лунные пятна на снегу», «Цветник», свидетельствуют, что мастерство художника не уменьшалось, а только росло.
Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи. В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. В Березовой роще художник созерцает красоту. Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Здесь особенно ярко и непосредственно воплотилось присущее Куинджи "солнцепоклонничество".
Ввысь устремились тополя. Это я слилось, спаялось с искусством. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
Айвазовский был маринист. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства.
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. Однако первые уроки он брал у Фесслера – ученика Айвазовского. Петербург жил открытием выставки. В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей».
Друзья не понимали причин, волновались. Художник великолепно передал здесь световоздушную среду, так обострил впечатление о русской действительности и безысходности. В начале 1870-х годов, художник частенько выезжает на Валаам, пишет пейзажи с его окрестностями и Ладожское озеро. Художник в 1873 году побывал во Франции, Германии и Англии.
«Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». В их неверном свете полотно казалось окном, широко распахнутым в чарующую украинскую ночь. В 1845 г. отец умер, а затем и мать и Куинджи рано остался сиротой. Руководителем пейзажной мастерской стал А. А. Киселев. Украинская ночь знаменует перелом в творчестве Куинджи. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него.
Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Крамским – идеологом передовых русских художников. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Передний план погружен в тень — так подчеркивается насыщенность солнцем зеленой поляны. И. Е. Репин писал П. М. Третьякову о работе Куинджи На острове Валаам: Всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге.
Его просто-напросто не принимали в Академию. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). Греко-русский художник всегда трепетно относился к экспонированию своих картин. Зная эту картину, современники цитировали Гоголя: «Чуден Днепр при тихой погоде» или: «Знаете ли вы украинскую ночь. » Картина была экспонирована на выставке одной картины в Петербурге и стала сенсационным событием.
Не был принят художниками и «Вечер». Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. Страдания художника были невыносимы. В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, – «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Также щемит сердце при взгляде и на другую картину художника – «Чумацкий тракт» с вереницей телег, утопающих в грязи бездорожья.
На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя.
«Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника. Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся и после этого Куинджи выставляет одну картину – «Лунная ночь на Днепре». А расположение по вертикали создает ощущение величественности увиденного. Как мы знаем, этого не произошло. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах.
В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком. Художник много путешествовал. Был в учениках у Айвазовского, однако, так и не был допущен к холсту— лишь толок краски.
Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Однако это звание было присвоено художнику не сразу.
С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. Пейзаж стал необратимо темнеть. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека сапожника. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». В 1855 году будущий мастер пейзажной живописи жил в Феодосии и брал уроки живописи у Адольфа Ивановича Фесслера, художника-мариниста и ученика самого Айвазовского. Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике.
В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Она не понята была даже Крамским. Архип Иванович учил живописи Н. К. Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более чем у других.
Мир, полный неги, красоты и покоя. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82).
Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. В благородной тревоге И. Н. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет.
Но его заметили и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север. В 1878 году Украинская ночь была показана на Всемирной выставке в Париже. При созерцании этого творения вживую (все-таки сильнее всего эффект света проявляется при непосредственном знакомстве) неменуемо возникают мысли о чем-то вечном и устойчивом. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком.
Однако совершенно ясно одно – этот человек сделал себя сам. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. Картина «Радуга» была написана русским художником в 1900-05 годах, хранится она в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Близко сойдясь с молодыми художниками – будущими «передвижниками», Архип Иванович как губка впитывал новые впечатления, ничего не принимая слепо на веру, до многого доходя своим умом, всякий раз делая из всего собственные выводы. Став вольнослушателем Академии искусств, Архип Куинджи полностью определился с единственным созвучным ему живописным жанром – пейзажем.
Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти. Куинджи в 1889 г. принял предложение руководства Академии художеств возглавить мастерскую пейзажной живописи. Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. В этот период постепенно начали меняться основы классического искусства.
О русском художники мало что известно, особенно, что касается его детства и молодости.
Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. Желание стать профессиональным художником привело Куинджи в Феодосию, в мастерскую прославленного живописца. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). В результате Куинджи с третьей попытки становится вольнослушателем академии. он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге— «Ладожское озеро». В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек».
Мальчику не удалось получить образования. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Он уловил состояние тишины, рождение нового дня, время пробуждения природы.
Таким частичным избавлением представлялись ему и учрежденные им премии той же цели должно было служить и общество его имени, обеспеченное им крупным капиталом, распорядителями которого являлись сами художники. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа.
Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений. И что это было за волшебное зрелище и как мало от этой дивной картины осталось сейчас. Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Импрессионистической эту картину назвать нельзя.
Он видел Фортуни и остался недоволен пустотой его красок. Берёзовая роща – символ России. Поездки в Западную Европу обогатили творчество художника. Художники искали новые пути развития.
Знают его как решительного заступника за все, в чем он был уверен и, в честности чего он был убежден. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В русском искусстве появился удивительно самобытный художник.
В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких. Так же не поняты и не приняты два его полотна, написанные в 1978 г. – Закат солнца в лесу и Вечер. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. Он мечтал о товарищеском и духовном единении. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873). В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Драматизм настроения выражен в работе в полную силу.
Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. И хотя при этом впечатление реальности не утрачивается, намеренная ковровость, аппликационность показывают отвлеченность пейзажа. Солнечный день запечатлен в картине чистыми, звучными красками, блеск которых достигнут контрастом, сопоставлением цветов, очищенных до белизны. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу». Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки. В этом же году Куинджи совершает вторую заграничную поездку.
У них не было детей, но было полное взаимопонимание. В картине Чумацкий тракт художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Отношение же к импрессионистической пластике было сложным и протекало волнами. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль.
получает звание классного художника. Работая над пейзажем, художник прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию.
Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Избрав традиционнный жанр, он пытался расширить его выразительные возможности. В северной природе царят гармония и покой. Картина или действительность. Говорят, что он крепко пил, вот таким образом и вернулся в родные места.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Рылов, К. Б.
Художник выбрал свой путь в искусстве и был верен выбранному направлению. Одной из знаменитых его картин стало полотно «Украинская ночь», в которой художник с необычайной поэтичностью описал состояние природы, в лучах лунного света.
Это был первый случай в России, когда картина получила такое широкое распространение. Он пишет все новые и новые работы ища другое стилевое направление. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету. Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер.
Наступили долгие годы молчания. Перед картинами мастера толпится народ, его произведений ждут, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. Куинджи выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874г. Одна из самых известных работ Куинджи – картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. Это полотно художник писал на протяжении пяти лет – с 1900 по 1905 годы.
И в виде на жительство в 1870 году, – как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В этом и выражался его технический гений – превращать имеющийся материал в реальность, запечатанную в холсте. Именно этот метод Куинджи осваивал в годы обучения у Ивана Константиновича, только предметом художественной страсти ученик выбрал свет и ландшафт местности, а не морскую волну. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). В 1868 году художник принял участие в академической выставке.
Художник вместе с тем добивается панорамного обозрения земли, убывающей в туманных далях. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла.
Но то же очарование света. Неужели это творчество. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами.
Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. Яйла», «Горный склон. Художник настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину подсвечивало несколько определенно направленных ламп. Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. В 1952 году прах и надгробие были перенесены на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Огромный успех имела также работа «Снег», которая была отмечена бронзовой медалью на лондонской выставке.
«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. По бокам картины на специальных подставках стояли лампы. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу. Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света.
Определяется и творческий метод художника. Вид на гору Демерджи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. О нем говорили, как о маге и чародее. Ах, как живо помню я его за этим процессом.
Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
В картине «Днепр утром», художник показал великолепную панораму реки в час расцвета, когда легкая дымка, как туман обволакивает все вокруг. Работал ретушёром у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. «Украинская ночь» – начало зрелости мастера. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Снова художник обращается к вытянутому по горизонтали формату холста, создающему ощущение протяженности.
Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.
Что же открывалось испытующему взору ценителей. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером».
Но так или иначе, не получив поддержки от великого мастера, Архип возвратился в родной Мариуполь и устроился ретушером к местному фотографу. На следующей, 4-й Передвижной выставке в 1875 году он показывает три новые картины. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом. Картиной «Север» художник завершает цикл работ, посвященных суровой красоте ладожской природы и обращается к теме Крымских пейзажей.
Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И.
Вместе с тем картина слабо предвещала и романтические преобразования. В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. После оглушительного успеха в 1880 году благодаря картинам «Украинская ночь» и «Берёзовая роща» – художник уходит из Товарищества. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей»3. Природа в Березовой роще Куинджи реальна и условна. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета – от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи.
А ведь именно они открыли начинающему автору дверь в мир большого искусства. Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. «Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Куинджи, обращаясь к любимому мотиву, пробует, экспериментирует, думает над различными способами выражения. Ему хотелось видеть свою мастерскую единой семьей, объединенной общим интересом к искусству. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени.
На картине изображено одно из красивейших явлений природы – радуга после сильного дождя. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща.
Полотно залито солнечным светом, который проходя сквозь листву и кроны берез, ложится светлыми пятнами на зеленеющую траву. Пейзаж После грозы полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы. Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили.
Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Ученики любили и уважали Куинджи. Унылый пейзаж будоражит душу состоянием все той же безысходности и тоски. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
Картина поражает своей яркостью и радостным единением с природой. Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Вступление это было вполне закономерным: оно отвечало взглядам художника на задачи искусства. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Старался размещать их так, чтобы они были достаточно освещены и не мешали друг другу. Менделеевым – хорошим знакомым художника.
Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Картина, названная Осень. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.
И к работе ретушера привела его в конечном итоге внутренняя всепоглощающая жажда рисовать. Поэт Фофанов написал в ее честь стихи, которые были положены на музыку. К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной».
Период молчания был занят интенсивной творческой работой. В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Кавказ». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца.
По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Успех картины превзошел все ожидания. Это произведение представляет собой шедевр «позднего» Куинджи. Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках.
О ее цене осведомился морской офицер. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Одной из самых знаменитых работ Куинджи стала картина «Березовая роща». Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам».
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Не смотря на богатство, семья Куинджи жила скромно – прислугу не содержали. «На острове Валааме» – первое произведение Куинджи, купленное П. М. Третьяковым для его Галереи. Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины.
В 1874 году зритель увидел новую картину Куинджи — «Забытая деревня», которую художник представил на 3-й выставке Товарищества передвижных выставок. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Впервые "Березовую рощу " Куинджи написал в 1879 году. Его приняли в ряды вольнослушателей АХ.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. Архип Иванович Куинджи (1840 (1842. ) -1910 гг. ) родился в приазовском городе Мариуполе. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям.
Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Конечно, это лишь одна из версий. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду.
Убогость российской деревни выражена в картине ржавыми красками. Все заботы взяла на себя Вера Леонтьевна, вплоть до содержания кистей и палитры художника. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено.
Краски горят на белых стенах хаты. В 1873г. Природа кажется недвижимой, она словно зачарована неведомой силой. Работая над этой картиной, Куинджи искал, прежде всего, наиболее выразительную композицию. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Куинджи оказался близок французским мастерам в пластических поисках 1890-х годов. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Автор таких обвинений был коллега по Товариществу М. Клодт.
Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. – восклицал Репин.
В десять лет Куинджи прекращает обучение: его определяют к строительному подрядчику. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. Пытаясь дать хоть сколько-нибудь аналитическую оценку вкладу Архипа Куинджи в историю, можно сказать, что не без его участия конец XIX века стал той точкой, с которой началось современное искусство. В 1890-х годах художник повторил в зеркальном отражении Осеннюю распутицу.
После поездки за границу в 1875 году Куинджи создал «Украинскую ночь» – вещь небывалую в русской живописи по тем временам. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Дважды его попытки были обречены на неудачу. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу.
Долгие годы потом Куинджи воспевает природу южной и средней полосы России. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Куинджи же сам объяснял так:. К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть.
Причиной того стали «социальные рамки», которые стесняли русского художника, он не хотел «критиковать», его задачей было «изображать». После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа. Своему детищу – Обществу им.
Восторгались картиной Менделеев и Тургенев. Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникам после Пятой передвижной выставки.
Воздух обесцвечивает цвет. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. Это полотно – обобщенный поэтический образ Севера итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе.
В 1881 году Куинджи показал на выставке картину «Березовая роща» (1879), а через год еще три полотна и принял беспрецедентное решение — прекратить выставлять свои произведения. «Христос в Гефсиманском саду» – произведение в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Это был взрыв. Мазок художника не такой чуткий, как у импрессионистов, но порывистый и дробный. Художник часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Богаевский, А. Борисов.
После выставки о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант. Так появился конкурс имени А. И. Куинджи. Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Был членом «Товарищества передвижников».
Короче, я не совсем понимаю Куинджи. В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь. » По свидетельству Репина, у людей, в «молитвенной тишине» рассматривающих картину, на глазах появлялись слезы восторга.
В картине Днепр утром Куинджи снова проявил заинтересованность в передаче цветовой среды. Как пример: в 1868 году на академической выставке Куинджи выставил «Татарскую саклю в Крыму», за которую 15 сентября Совет Академии художников удостоил пейзажиста званием свободного художника. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
Неужели это художественное впечатление. Манера художника помогала создавать совершенные пейзажи. В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878). Эта картина представляет собой увлечение Куинджи «новациями» западной жизни.
Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Два тонких дерева с обломанными ветвями – сосна и береза – освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Куинджи пытался открыть собственную студию, но безуспешно. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году)6.
Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Жизненные обстоятельства не позволили продолжать обучение и Архип вернулся в Мариуполь, где его взял на работу фотоателье ретушером его старший брат. Куинджи в 1966 году поехал Санкт-Петербург держать вступительные экзамены в Академию художеств. В картине нет ярких световых эффектов. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение.
Рерих, А. А. В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех – это «Украинская ночь». Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. В переписи 1857 года он был назван Куинджи, а в метрике Еминджи (с турецкого «трудовой человек»).
Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты. В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист. Куинджи, творя в такой атмосфере, как и многие двигался по направлению к новому. Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Возможно, в этом сказался недостаток художественного опыта и подготовки.
Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества. Предусматривалось также строительство выставочных помещений. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте.
Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В газете «Молва» Куинджи обвиняют в том, что он перезеленяет свои работы, что возможно и послужило поводом ухода художника из Товарищества.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Она была дочерью предпринимателя, который разрешил ей замужество с Куинджи только после того, когда художник стал богатым. После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Традиции Куинджи и прежде всего декоративная трактовка пейзажного мотива, были продолжены в творчестве его учеников и последователей — талантливых живописцев конца XIX — начала XX века А. Рылова, К. Богаевского, А. Борисова, Н. Рериха и других. Так вся его новаторская работа, на протяжении тридцати лет, была скрыта.
Художественный талант Куинджи в «Ночи на Днепре» достиг своей вершины. Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». По приезде на родину Куинджи говорит, что его не увлекло французское искусство. «Забытая деревня» – это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы.
Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. В 1866 году Куинджи едет в Петербург поступать в Академию художеств. Короче, я не совсем понимаю Куинджи.
Эта картина и ещё две картины художника («Север», «После дождя») были показаны на VII передвижной выставке в 1879 году. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. И неслучайно, что П. Третьяков приобрел одну из этих картин художника для своей галереи.
Крым» и многое другое. Будучи человеком общительным, Куинжи обрел много друзей по вузу. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Вся культурная Россия знала Куинджи.
Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. Отец Куинджи был сапожником. Архип не терял надежды и через два года представил на академической выставке картину Татарская сакля и обрел, наконец, статус «неклассного художника». Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени. Пейзаж устранен от бытовизма, что и сообщает ему некую чистоту.
В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Крым», «Крым.
Любимый с деревенского детства. И оно пришло, но в следующем столетии. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания.
В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. После этого Архип Иванович покидает Таганрог и уезжает в Санкт-Петербург. В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». Картина «Украинская ночь» была исполнена в 1876 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Вообще к этому времени художник создал примерно пятьсот работ. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «всем она ужасно нравится и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Но наибольший успех на выставке имела картина Березовая роща.
Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Следующие пятнадцать лет жизни художника хорошо известны из литературных источников.
Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других». Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Надо сказать, что картины Куинджи всегда вызывали (и продолжают вызывать) непреходящее удивление. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».
Он больше пишет с натуры. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. На зрителей такая инсценировка подействовала безотказно: они входили в полутемный зал и, словно завороженные, останавливались перед манящим и магическим сиянием лунного света. Он общался в И. Крамским, И. Репиным, В. Маковским, В. Васнецовым, что во многом определило его творческие интересы. Самым первым произведением, выполненным в духе передвижников, стала картина – «Осенняя распутица» (1972). В 1874г.
Нет больше выставок Куинджи. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность»4. Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой – продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу.
Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. Деньги шли на поощрение молодых талантов. Система дополнительных цветов была применена и в картине Христос в Гефсиманском саду.
Отсюда и неприятие пейзажа частью художников. Независимый и самостоятельный, Куинджи играл большую роль в академии много нажил он и врагов своей прямотой и резкостью. Вот таким образом он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию.
Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности. В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя.
У нас в селе не видела я ковриков с русалками или оленями. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».
У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. Я совершенный дурак перед этой картиной. В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи.
Пейзажист эпического склада, Куинджи умел передавать и величавое спокойствие русского Севера («На острове Валааме», 1873 «Север», 1879) и прохладу украинских степей («Днепр утром», 1881) и приподнятую торжественность березового леса. В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. После смерти «художника света» общество стало носить его имя. Подробнее об этом обществе вы можете прочитать здесь. Художник написал множество картин.
Когда выставлялась его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре» (1880), то для правильного размещения картины была отдана целая стена а художник распорядился занавесить все окна в зале и осветить только картину. За картину «Осенняя распутица» он в 1872г. А далее началось чудо творчества, за которое Архип Иванович позднее получил прозвание «художника света». В совершенном большинстве работ художника именно свет, его различные оттенки и состояния играют роль главного действующего лица. Наконец, он создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868г. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Для современников художника его картины были радостным откровением. Вот таким образом реальные богатства природы, ее многоликие прелести даны общим планом.
Под влиянием Айвазовского и Фесслера возникло увлечение пейзажем. Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира.
Солнце становится в картине главным действующим лицом. Фамилия Куинджи произошла от прозвища деда, что по-татарски означат золотых дел мастер. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Тем более это относится к серии «гор». Мальчик с детства любил рисовать.
Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию. Огромные очереди выстаивали желающие посмотреть картину. Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. Когда выставлялась знаменитая «Ночь на Днепре», почти каждый из посетителей пытался заглянуть за холст, ожидая увидеть там лампочку, подсвечивающую лунное сияние. Что это такое.
Отец Куинджи был сапожником. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща». Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. Картина, названная Осень. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму.
Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма. Контраст подчеркнут в картине сопоставлением темного неба в мерцании звезд и освещенных украинских хат, стоящих на высоком берегу реки. Мастерство Куинджи все больше набирало силу и к концу 1870-х- началу 1880-х годов появляются такие значительные для его творчества произведения, как «Север» и «Днепр утром». В эти годы им было создано около пятисот эскизов и полноценных живописных произведений, многие из которых объединялись художником по примеру импрессионистов в тематические серии и около трёхсот графических работ. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.
Полноправным членом Товарищества он становится с 1877 года. «Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. В письме к Репину в 1874 году Крамской писал: «Куинджи интересен, нов, оригинален, до того оригинален, что пейзажисты не понимают, но публика зато отметила. » Куинджи переживает творческий подъем. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Художник продолжал работать, но картины показывал только близким друзьям. Эта картина написана в 1879 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
Куинджи, во время учёбы, близко сошёлся с Репиным и В. Васнецовым. Кому-то она помогает, кому-то наоборот создает дополнительные препятствия. Картина была репродуцирована и разошлась в тысячах экземпляров. У Куинджи нигде нет буквального переложения импрессионистического метода. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Впечатление от работ Куинджи повышается из-за растущего уровня мастерства. Цветовая гамма вторит замыслу автора, насыщая серыми и коричневото-рыжими тонами.
Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. В 1876 году на Пятую передвижную выставку Куинджи представил Украинскую ночь.
Куинджи переводится с турецкого как «золотых дел мастер» – фамилия взята в память о деде-ювелире.
Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма. Природа воспринята в связи с мрачным, разоренным бытием человека. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Мальчик переходил от одного хозяина к другому, осваивая разные работы.
Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе. В 1879 году Куинджи пишет Север и в 1881 — Днепр утром. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже. Часто изображается художниками и всегда по разному. Неужели это художественное впечатление. В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера.
И характер художника ничуть не изменился. Тут Куинджи непревзойденный мастер создания цветовых и световых эффектов. «Березовая роща» – идеал природы.
В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе». Последнее из названных полотен можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Туман, осталась незавершенной. В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П. П. Демидова.
Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Однако Куинджи все-таки добивается цветовой вибрации воздушной среды. Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.
на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875г. — «Степи» и «Чумацкий тракт», в 1876г. — знаменитую «Украинскую ночь». Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Талант художника проснулся, когда творчество было единственной отдушиной в минуты отдыха. Во многих картинах практически нет никакого особого сюжета.
На берегу небольшой речки примостились озаренные лунным сиянием украинские хаты. В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень. И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи».
Вот до чего доползла змея клеветы. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, – «Вечер на Украине».
Увлекаясь пейзажем, он ищет новые возможности для этого жанра. Будущие передвижники во многом определили его художественные интересы. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер.
В Веру Куинджи был влюблён чуть ли не с детства. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому.
В ранний период творчества Архип испытывал большое влияние своего учителя Ивана Айвазовского, от которого и перенял мастерство запечатления момента реальности. Результатом стал ряд блистательных картин: «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879) и «Ночь на Днепре» (1880), которые стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Рериха. Краски изменились чудовищно.
Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Первое прикосновение к краскам и кистям. Еще его Лес я могу понять и даже восхищаться, как чем-то горячечным, каким-то страшным сном, но его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Ведь Кавказ Куинджи символичен.
Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт. В 1874 году русский художник женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте – Вере Леонтьевне Шаповаловой). Крым», «Морской берег. В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва).
Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. О Забытой деревне критики писали: Уныло так, что хватает за сердце. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. В отсутствии отвлекающих деталей, мелочных частностей рождается цельное впечатление лика природы, абсолютной красоты. А. И. Куинджи для ежегодных премий. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.
Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Его мастерская была лабораторией исследователя.
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество.
Среди его учеников были Н. К. Крамской даже послал письмо редактору газеты «Новое время», в котором выразил беспокойство, что эксперименты Куинджи с красками приведут к потускнению или даже полному разложению полотен художника в будущем и потомки не смогут их оценить. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке).
Появляются его картины: «Степь вечером» и «Степь в цвету», где художник раскрывается перед зрителем по-новому. Отец Куинджи был бедным греком-сапожником. Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники.
Рассказывают, что однажды Д. И. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре». В 1845 году неожиданно умирает отец, Иван Христофорович, вскоре мать. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. Они по-детски просты и естественны. Трехлетний Архип воспитывается попеременно у брата и сестры умершего Ивана Христофоровича. Архип Иванович начал обучение грамоте у учителя грека, затем в городской школе.
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В конце концов победа осталась за Куинджи. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре».
После того как Куинджи показал работы из Валаамской серии на академической выставке, о нем заговорили не только коллеги, но и начали писать газеты. За картину «Снег», представленную в Обществе поощрения художеств, он получил бронзовую медаль на международной выставке в Лондоне в 1874. Таков был этот оригинальный человек. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи».
Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре»5, после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками.
Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Сделка расстроилась и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф. А. Терещенко. Я совершенный дурак перед этой картиной. Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Картина «Осенняя распутица» приносит Куинджи звание классного художника. Русский художник родился в 1842 году в Мариуполе в семье бедного грека-сапожника. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице. Разными, порою весьма сложными и извилистыми путями идут люди по дорогам судьбы. Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств и Обществу художников им.
Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. В 1879 году на передвижной выставке Куинджи выставляет Березовую рощу и После грозы. Туман, осталась незавершенной.