Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Программа представляет картину И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. С произведениями И. Е. Репина из собрания Русского музея можно познакомиться в информационно-образовательных центрах «Русский музей: виртуальный филиал» используя материалы Медиатеки.
Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский. В апреле-мае 2013 года в залах Киевского национального музея русского искусства пройдёт выставка произведений одного из величайших мастеров русского искусства второй половины XIX века Ильи Ефимовича Репина.
Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Волжская природа не раз становилась героиней полотен Левитана. В нем пробуждается талант публициста. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Эта история получила название «бунт 14». Городом правил царь-язычник, смеявшийся над верующими в Христа. Этот сюжет воплотится в композиции «Благовещение», знаменующей в христианстве «начало спасения».
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника – Александр. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873–1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма. Вода хлынула с напором 400 ведер в час.
Уходящая вдаль синева неба подчеркивает панорамность и всеохватность изображенного вида. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). Началась Великая Отечественная война.
Какая трудная вещь – кончить картину. «Провинция 1830-х годов» фиксирует взгляд художника, умиляющегося течению будничной жизни русского городка более полувековой давности. Мастерски переданная сложная «жизнь» неба содержит в себе гамму «очеловеченных» переживаний – драм и радостей, душевных потрясений и воскресения духа. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Мастер солнечных сюжетов, он почти всегда избирал особые мажорные по звучанию состояния природы.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. И идя «рука об руку» сБорисом Кустодиевым, Валентином Серовым и Николаем Фешиным (учениками Репина) или Александром Бенуа и Львом Бакстом (художниками-мирискусниками), он довольствовался ролями второго плана, хотя в его интерьерной живописи итренировках на пленэре можно найти и мягкость Эдуарда Мане и пастельные тона и солнечность импрессионистов и постимпрессионистов и авангардистские приемы Петра Кончаловского, с которым они были погодками. Виртуозны и его чисто графические портреты исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891 Княгиня М. К. Тенишева, 1898 В. А. Серов, 1901 все – там же и др. ). Конца не предвижу: туго идет. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». А от них люди до сих пор отворачиваются с негодованием.
Запорожцы. В этом заключалась философия и эстетика романтизма. Вдыхая первые струи весеннего воздуха, природа ликует в ожидании своего обновления. Да ведь это целая огнедышащая гора.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Из работ современников в музей попали «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, «Витязь на распутье» В. М. Васнецова, многочисленные портреты-этюды для монументального полотна И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета», а также была приобретена серия из 30 декоративных панно исполненных К. А. Коровиным для Всемирной выставки в Париже. Возможно, этим чем-то непостижимым является индивидуальность каждого члена ватаги бытовой картины Бурлаки на Волге (1870—1873) или особая напряженность общей сцены полотна Не ждали (1884—1888) или несравненное жизнелюбие персонажей Запорожцев (1880—1891) или повышенная психологичность его портретов. Солнечные блики на доме и синие тени на земле создают необыкновенно жизненный эффект. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
«Герой» полотна – блестящая, масляная селедка – олицетворяет собой известный христианский символ «ихтио», «рыбу», означающую Христа. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Во многом опорой для них стала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса», где Спаситель предстал в образе обыкновенного человека, не наделенного божественным ореолом. Именно в эту пору в Москве для представителей всех сословий открылись двери дома П. М. Третьякова, обладавшего обширнейшей коллекцией русской живописи. По выражению современника художника, Ф. М. Достоевского, «исчезли и стерлись границы добра и зла». В течение нескольких месяцев дом был приведен в порядок и весной 1940 года открыт для посетителей как музей. Тогда он решил: пусть я не первый, зато мое «детище» будет поражать своим размахом.
Пронзительным аккордом звучит в картине самая яркая осенняя пора, пиршество природы. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. В работе «Ужин» изображена жена выдающегося художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа – Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя). Полотно «Трапеза» представляет зрителю сцену монастырского обеда с роскошно накрытом столом изобилующим разнообразными яствами. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Картина «Сибирь» исполнена эпического звучания и размаха. Вот она вещь в уровень таланту. Вскоре им был подписан указ о переустройстве для нужд музея Михайловского дворца (построенного в 1825 архитектором К. Росси) со всеми примыкающими к нему флигелями и садом.
В 1889 Александр III впервые задумался о масштабах своего собрания и возможности создания единого музея, доступного посетителям. Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Желая избавиться от конкурентов на царствование, он решил хитростью убить братьев. Живой, слегка встревоженный взгляд Врубеля завораживает. Шестопалов родился в 1875 году в простой крестьянской семье в Пензенской губернии.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
В «Натюрморте с цветами» запечатлен застывший мир вещей, будто живущих по своим законам. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Привлекает внимание и фон натюрморта – Петров-Водкин «разложил обед» на снятой с подрамника картине изображающей застывшее в вечной красоте и гармонии лицо. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М.
Из собрания Русского музея ФГБУК Государственный русский музей Запорожцы, едва. Все подчинено естественному ходу смены времен года, беспрерывному циклу жизни природы. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». В этом усматривается желание художника быть максимально искренним.
Выдающийся пейзажист Иван Иванович Шишкин, по выражению современников, слыл истинным «царем леса». какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Будучи, по выражению современников, «человеком-оркестром», «бонвиваном» и франтом, Маковский заручился поддержкой великосветского общества, вся русская знать мечтала быть запечатленной кистью маэстро, а члены царской фамилии называли его «своим художником». Было принято решение о перевозе туда помимо художественного собрания Александра III всей коллекции русского искусства из Эрмитажа, передаче произведений из музея Петербургской Академии художеств, Царскосельского Александровского дворца, а также о приобретении ряда частных собраний. Однако музею не суждено было долго просуществовать.
Тем самым Машков словно иллюстрирует народную мудрость: «В здоровом теле – здоровый дух», призывая к гармонии внешнего и внутреннего человеческой натуры. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Илья Иванович Машков – один из организаторов художественного объединения «Бубновый валет». В добродушно-лукавом выражении испещренного морщинами крестьянских невзгод лица Мины Моисеева Крамской выявляет сокрытую мощь страны и русского народа, при необходимости всегда «расправляющего плечи» и идущего на войны, бунты и революции. Критик А. Н. Бенуа писал о них: «Вот два здоровых, крепких, простых живописца. За мольбертом он проводил большую часть дня.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Лежащие на полу гири говорят об их внимании к красоте своего тела, а музыкальные инструменты – благообразии души. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Одаренный тонким восприятием цветовых оттенков и переходов, Васильев неподражаем в колористическом решении полотен – теплая золотисто-коричневая ткань земли и солнечный свет удивительно нежно подчеркивают прозрачную синеву неба и водных пространств.
Именно втенишевском заведении молодой художник и повстречал великого Илью Репина, который там преподавал и, очевидно, попал под сильнейшее влияние мастера. Так музей стал обладателем 6 500 произведений (5 000 из которых составляли христианские древности: иконы и изделия декоративно-прикладного искусства). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Нет случайных предметов, все призвано подчеркнуть характер и достоинства личности героя. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Своими работами на многочисленных выставках в Европе и Америке И. Е. Гумно любовно изображено художником. Директор музея В. А. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
После написания в 1837 – 1857 А. А. Ивановым монументального полотна «Явление Христа народу» следующее поколение художников (к которому и принадлежал Поленов) по-своему переосмыслило Священное Писание. Не уверена, что Государственный Совет (как и Запорожцы – тоже очень большая картина для дворца) – это лучшие работы И. Е. Репина. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Так, «хлеб насущный» оказывается важнее идеалов, заменяя духовную пищу идеологией. Она может восприниматься именно в антураже великокняжеского дворца, которым и является Михайловский Дворец – Русский Музей.
Основной темой произведений Верещагина были жестокость и бессмысленность войн инициированных разными государствами, за ним прочно закрепилась репутация «борца с войной», за что в 1901 его кандидатуру выдвинули на соискание первой Нобелевской премии мира. На корешках книг, стоящих на полке, можно прочесть: «Искусства», «Библия», «Сезанн» – это те основы, что составляют мировоззрение живописцев. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. «Садко» – единственная картина Репина на сказочный сюжет и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. Репин встречал их по средам.
Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Орест Адамович Кипренский – первый русский художник-романтик. Когда напуганный чудовищем народ пришел к царю, тот предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, что в свою очередь и он отдаст дочь. Стасов писал: «. Изображенные избы и проезжая дорога вносят в настроение картины элемент повседневности.
Таковы портреты Л. Толстого, Мусоргского, Сурикова, Стасова, Стрепетовой, Глазунова и многих других. Именно в аскетичной (уж, во всяком случае, не дворцовой) обстановке полотна великих живописцев поспринимаются наиболее глубоко. Натюрморт «Селедка» является своего рода символом эпохи, сосредоточием его бытовых реалий и нравственных ценностей. Эта фирма выпускала рояли сериями, в каждой из которых инструменты были абсолютно одинаковы по виду.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Известно, что многие художники совершали путешествие по этой реке и видели тяжкий труд бурлаков-невольников, подобные сюжеты встречаются и у других мастеров этого времени.
По грязной дороге. В. Поленов. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Публике картина понравилась. Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. «Весна» художника покоряет искренностью переживания радости от наступления первых теплых дней.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Сложные тональные переходы, неяркая цветовая гамма и сверхчуткость художника в передаче эмоционального состояния природы превращают полотно в выразительный «рассказ» о созвучии душ русской земли и беззаветно любящего ее человека. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Всевластие слепого рока – излюбленная тема искусства романтизма. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Здесь художник вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Никитин, по происхождению сын священника, стал любимым придворным живописцем (как называли в то время, «гофмайлером») Петра I и был отправлен учиться в Италию. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Слободка» написано во время неоднократных поездок по Волге, в полюбившемся местечке Плёс. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг. Сюжет картины «Последний день Помпеи» взят из античной истории – извержение вулкана Везувий и крушение города Помпеи (II век до н. э. ). В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. 1879Абрамцево. Сергей Арсеньевич Виноградов принадлежит поколению художников, чье творчество неразрывно граничит с традициями пейзажной живописи, заложенными И. И. Левитаном. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений.
Изобразивший себя лишь наполовину художник будто намеренно обрезает «кадр», выхваченный из подернутого туманом забвения прошлого. Константин Маковский в отличие от старшего брата Владимира – художника-передвижника своим творчеством представляет альтернативную линию живописи – ее «салонный» вариант. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Его суждения достаточно ярки и искренни, чтобы не меняться со временем.
Реалистическая манера исполнения пейзажа, выбор простого композиционного ракурса с раскисшей от грязи дорогой и возвышающейся на холме деревней создают впечатление словно выхваченного «куска» живой, естественной натуры, одетой в раму.
Репин Илья Ефимович. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Вот таким образом и воспринимаются легко. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века.
Его облик величествен, но самоуглублен и отрешен от действительности. После смерти императора-покровителя судьба художника складывалась неудачно. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Девушка в черном облачении, поддерживаемая двумя монахинями, в этой разворачивающейся печальной процессии завершает свое пребывание «в миру».
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Картин «Витязь на распутье» было написано три. Получив первые уроки живописи в своем родном Чугуеве и поработав какое-то время в иконописных артелях, Илья Репин поступает в 1864 году в Академию художеств, которую оканчивает в 1871 году с естественной для его дара золотой медалью (дипломная работа Воскрешение дочери Иаира — уже работа большого мастера). Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В его дом каждую среду съезжались гости.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. С историей репинской усадьбы посетителя знакомит выставка, которая размещается в павильоне, находящемся у входа в парк.
Левитан хотел назвать картину «Русь», но сомневался и говорил одному из своих учеников: « только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь». Полотно «Золотая осень. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Факт передачи в 1892 художественной галереи в дар городу частным лицом уязвлял амбиции царя. Куинджи, не умаляя естественной красоты природы, подчеркивает насыщенность цветов сочной зелени, яркой, почти гротесковой синевы неба, тем самым вводя в свою живопись декоративный элемент и придавая пейзажу «картинный» вид. Свободное дыхание земли чувствуется в сильном округлом ритме пологих холмов. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
За десять лет собрание возросло вдвое. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина.
Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище исполнены жизненной силы. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. После революции Репин больше ни разу не был в России. Удивительная нежность и трогательность лика, завораживающий взгляд, полный задумчивости и тихой печали, покрытые золотым ассистом пряди волос (благодаря которым он получил прозвание «Златые власы») создают целостность и гармонию иконного образа.
Добиваясь фотографической точности, художник всегда опирался на правду факта: «дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражения в бинокль из прекрасного далека». Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Карельский перешеек стал ареной военных действий.
За озером, на дальнем берегу, – панорама деревень, пашен, лесов. Печь в столовой видна на многих фотографиях. Картина «У дверей мечети» – яркий пример иллюстрации нравов восточных государств, верно подмеченных зорким глазом мастера. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Репин был тогда в зените славы. Во многом именно отталкиваясь от творческого метода П. Сезанна – кумира художников, происходило становление живописи «бубнововалетцев».
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Столь эпатажное поведение и открытая самоирония не носили никаких злых умыслов. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни.
Мастер изобразил Ивана Грозного, погруженного в тяжелые думы. Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Он писал, что образ царевны «соответствует истории».
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с И. Н. Крамским и в Академии художеств (1864–1871). «Выхваченность» изображения с нарочитым размещением столба почти в центре композиции способствует восприятию происходящего как случайно увиденного кадра фильма. «Страдная пора» – пожалуй, самое духоподъемное полотно в живописном наследии Мясоедова. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Для постоянного пополнения коллекции учредили специальный художественный Совет и на ежегодно выделявшиеся государственной казной 30000 рублей (весьма солидные по тем временам деньги) приобретали новые произведения. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу. Под конвоем. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Известный художественный критик барон Н. Н. Врангель отзывался о нем: «Все искусство его дышит тяжелым предвестием грозы, предчувствием грома и молнии» Выработанный эпохой тип романтического героя был призван к противостоянию и борьбе с устоявшимися нормами, условностями общества. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
Творчество Ге также не находило единства мнений. Я чувствую совершенно так же. Преисполненный верой, он силой молитвы и своего копья убил змея. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с «Миром искусства».
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Вторая половина XIX века поставила перед человеком ряд вопросов, связанных с духовным поиском и новым пониманием религиозных знаний. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. От дома остались только фундамент и остовы печей. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Общественность начала сбор пожертвований.
Его образ одухотворен и возвышен. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Художник наполнил пейзаж торжественно-величественной мелодией бесконечно любимой им русской природы.
Настроением символизма, свойственным Врубелю, пронизан и «Автопортрет с жемчужной раковиной». Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Последующая жизнь И. Е. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Он создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе работы – 1877, Третьяковская галерея), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М. П. Мусоргский, 1881 П. А. Стрепетова, 1882 П. М. Третьяков, 1883 все – там же и другие образы, в том числе портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Вся центральная часть написана самим Репиным. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Правительница изображена не во дворцовом интерьере, традиционном для портретов царей той поры, а среди густой зелени Царскосельского парка. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. После смерти великого князя Владимира престол захватил один из его сыновей – Святополк.
Любопытно отметить, что картина «Автопортрет с женой» – по сути, первый и единственный пример данного жанра этой эпохи. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Шедшую на погибель царевну увидел рыцарь Георгий и решил спасти. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Остановившись на полной смирения теме «Великого пострига», художник не смог пойти против христианских заповедей и нарушить духовный путь православного человека. Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же целый ряд картин с женой Репина Н. И. Нордман-Северовой. Иван Никитич Никитин – один из основоположников русской светской живописи. Эта холодноватая фамильная любезность создает образ утонченного аристократа, близкого по вызываемому ощущению к некоторым героям А. Н. Толстого и И. А. Бунина.
Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Большие трудности пришлось преодолеть при восстановлениипечейикаминов. Тутпомогликартиныи рисунки Репина и других художников, в которых встречаются изображения интерьеров. Образы, созданные художником, поражают своей вневременной отрешенностью и таинственностью. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Сюжет отсылает к событиям раннехристианской истории.
Картина «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» призвана рассказать о вреде гордости и тщеславия. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Картина «Радуга» запечатлевает одно из поразительных природных состояний, описанных в Библии. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). В память об отце дело продолжил Николай II. Н. Онацкого, Полтавского художественного музея. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Икона «Ангел златые власы» – истинный шедевр коллекции древнерусской живописи. и была приобретена американским коллекционером.
Архип Иванович Куинджи – уникальный пейзажист второй половины XIX – начала XX века. Обнаженные плечи и декольте, небрежно накинутая горностаевая мантия подчеркивают красоту и молодость модели. Ее одежда подчеркнуто неофициальна, нет и привычных для парадного портрета атрибутов власти. Вместе с В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым и В. И. Суриковым он бродил по Москве, любовался ее старинными архитектурными памятниками.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т. д»), но результат начинающего мастера не удовлетворил.
Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Представленные словно духами опустевших дворянских гнезд, они навевают идеальные воспоминания об усадебной культуре XIX века, по которым уже начала ностальгировать эпоха 1890-х. Кроме того, один из художников (Ю. Оставил большое эпистолярное наследие.
Изнуренный ежедневной, упорной работой над созданием полотен «Суд Синедриона», «Иуда (Совесть)», «Выход с Тайной Вечери» и других, Ге болезненно переживал неприятие и непонимание своего творчества публикой, запрещение его картин к показу на выставках. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей». Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Вот, Галина, Вы абсолютно точно сказали просто в точку: именно в простых залах. 2.
И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу». Репин стал очевидцем казни народовольцев. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Репина на невидимую ступеньку приподнимаются над созданиями его талантливых собратьев по искусству. До середины XVIII столетия театр существовал исключительно как придворный или частный (в домах русской аристократии). Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки.
Невольно возникает сравнение с картиной И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Репин открывал иностранцам неповторимое искусство русского реализма. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. «Картинность» будничного мотива достигается благодаря этой взволнованности настроения от увиденной в природе красоты незатейливого уголка деревни.
Словно застывшими в далекой эпохе предстают перед зрителем герои «Автопортрета с сестрой». Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. Вскоре она станет одной из монахинь. Природа как источник всех человеческих чувств и настроений кистью живописцев объединения «Союз русских художников» запечатлевалась лирической, содержательной исполненной трепетного любования и переживаний.
Последние годы жизни великий художник жил в Финляндии на границе со своей родиной. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Так как концентрируешься на них. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). 1844-1930. В раздел живописи XVIII века поступили, например, знаменитый «Портрет князя Куракина» кисти В. Л. Боровиковского и серия портретов выпускниц Смольного института – «смолянок» исполненных Д. Г. Левицким по заказу Екатерины II. Немного печальный в кратковременности своего торжества образ осени емок и противоречив.
1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Афина, недовольная своей игрой на флейте, бросила инструмент и прокляла его. Источник назвали «Колодец Посейдона».
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Позднее его живописная техника выкристаллизуется в нечто именуемое «неоакадемизмом» с элементами кубистического дробления формы, призванными подчеркнуть острый психологизм характеров героев полотен.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Тема земледелия и плодородия в творчестве Венецианова приобретает сакральное звучание. Самые талантливые ученики Академии писали дипломные работы на соискание Большой золотой медали. Летописи подробно повествуют об их трагической гибели в 1015. Возможно, вот таким образом имя Шестопалова не зазвучало ни тогда, ни позже, когда он начал участвовать ввыставках легендарного объединения «Мир искусства».
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. РЕПИН, ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ (1844–1930), русский художник.
Жаль, до осуществления своей мечты дожить императору было не суждено.
В 1887 году он расходится с женой. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. «Пенаты» стали его малой родиной. В. А. Репина с детьми идет по меже.
Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Чуть повернутый в сторону лик указывает на то, что изображение предназначено для иконостаса, в котором согласно канону (правилу изображения и размещения святых) все персонажи должны быть обращены к центральному образу – Спасу Вседержителю. Произведение пронизано настроением безобидной доброты художника. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. По легенде, в одном из городов Кападокии беспощадный змей грозился уничтожить все население.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Круг произведений живописи первой половины XIX века пополнился крестьянскими жанрами А. Г. Венецианова, «маленькими» портретами П. А. Федотова, полотнами О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, В. А. Тропинина, А. А. Иванова («Портрет Н. В. Гоголя» и «Сидящие натурщицы на фоне зелени»), ранее представленного только картиной «Явление Христа Марии Магдалине». Яркий колорит работы делает ее похожей на столь популярную на рубеже веков открытку.
Монументальная композиция изображает восседающего в кресле царя. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Таким образом, предсказание Афины сбылось, а Марсий был наказан за свое тщеславие. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. В этом слышится отголосок символизма и горечь безвозвратной утраты ушедшего в вечность прошлого. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником.
Картина Репина обращена к истории, но в Запорожцах нет ни тени внешне выраженного пафоса. А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами».
Последними словами Бориса, старшего по возрасту и изображенного с небольшой бородкой, были: «Как Господу угодно – так и будет». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Он то склонен сопереживать пассеизму (устремлению в прошлое) и элегическому настроению своих современников – художников объединения «Мир искусства», то ликовать и балагурить в кабачках и трактирах вместе с мастерами «Голубой розы». Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей.
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Сродни репинскому психологизму портретной живописи и полотну «Иван Грозный убивает своего сына» Антокольский стремился в скульптуре властного самодержца передать прежде всего человеческие проявления натуры. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Картина «Радуга» лишена эффекта панорамы и черт сентиментализма.
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Это полотно похоже на рассказ о веселом и смешном событии, обсуждаемом товарищами. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван».
Пафос и протест то неразрывно соединялись в них, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1880–1883, Третьяковская галерея, Москва), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901–1903, Русский музей). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. «Серов настоял на том, чтобы собака, с которой я никогда не расставался, также была изображена, это была его лучшая модель» – так дословно воспроизводит слова художника Сумароков-Эльстон в своих воспоминаниях.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Художник языком аллегорий указывает на судьбу «блюда», обреченность религии в новом советском государстве и будущее время безбожия. Аполлон приказал повесить его на дереве и содрать с него шкуру. Обратите внимание, что все камерные (и самые главные, самые глубокие) картины Серова, Поленова, Левитана, Маковского, Сурикова находятся в Третьяковке.
Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики. Я уже сказала и еще раз хочу подчеркнуть, что это мое мнение, но оно существует: лично мне мешают украшенные позолотой в стиле барокко и даже классицизма (как у Росси в Михайловском Дворце) залы.
Репертуарную основу новой сценической площадки составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором театра (его портрет также исполнен А. П. Лосенко и находится в собрании ГРМ). Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Перед нами было Убиение Грозным сына.
Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Мне минутами становилось страшно.
Сравнение его произведений с аналогичными по темам творениями крупнейших мастеров русского реализма (сравнение с гениальными отечественными академистами вряд ли уместно) показывает, что ключевые картины И. Е. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Излюбленный жанр натюрморта приобрел в творчестве художника символический смысл. На моих друзей она производила то же впечатление. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132.