Основоположником академической школы живописи русского классицизма справедливо считают А. П. Содержание Классицизм как художественное направление. Классицизм петербургской архитектуры. Классицизм в русской живописи 18в. Своеобразие русского классицизма. Материалы для проверки и самопроверки знаний учащихся. Использованная литература. Цель урока Дать понятие классицизма как художественного стиля в искусстве, познакомить учащихся с основами эстетики классицизма. Показать развитие и своеобразие русского классицизма, познакомить с шедеврами русской живописи и архитектуры. Прикоснуться к красоте творений мастеров – классицистов. Классицизм в русской живописи 18 в. Исторический жанр А. П. Лосенко.
Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова (17641823), последователя А. П. Лосенко.
Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. В этих портретах есть правда характеров и правда среды. Бенуа и С. П.
Второй, не отличающийся крупным талантом и живой фантазией, сохраняет, однако, почетное место в истории русской живописи, благодаря своим тонким изящным, а иногда и остроумным виньеткам. Львова, П. А. Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Указ 1763 г. предусматривал подготовку специальных планов градостроительства. Просвещенная монархия отождествляется с достоинством и порядком. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту.
Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века.
За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Классицизм возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Классицизм (от латинского clasicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17-начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической. Продолжением этой патриотической тематики, однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором.
Взгляд зрителя без труда «вычитывает» главных героев живописного повествования. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих.
ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. Это мы находим в комедиях Д. И. Варламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов М. Ю. Лермонтова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, А. В. Кольцова и др.
Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Находясь в Москве, в 1832 году Пушкин пишет известный роман «Дубровский», рассказывающий о помещичьем произволе, обращается к легендам в «Русалках» и реальностям «Медный всадник». Протяженность соседних предметов.
Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Центр колоннады продумано совпадает с размещением ведущих персонажей картины. Высокий – торжественный, величавый. Его рисунки и картины ("Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель") пользовались у современников большим успехом, долгое время служили образцами мастерства и часто копировались учениками. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах.
Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. Сюжетные линии, героев и некоторые сцены Пушкин брал из других исторических и литературных источников, делая свою художественную обработку. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве.
Литература. Пушкина и Н. В. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. В 70-е годы Левицкий создает серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства считается творчество Д. Г. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора». Русские авторы далеко не всегда следовали канонам классицизма: они смешивали жанры (Державин), не видели большой беды в обращении к разговорному языку (Сумароков), в таком серьезном и важном жанре, как трагедия, заметно отходили от античных сюжетов.
В других главным живописным средством оказывается тонкая градация близких друг другу цветов. Семенов Тян-Шанский. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Ф. Толстой — вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем.
Она не удерживает супруга, а вдохновляет его на подвиг. Левицкий (1735 – 1822) – создатель парадного портрета, который должен был передавать социальное положение человека и большой мастер камерного, психологического портрета. Неизменными в его творчестве остаются сказки: о мертвой царевне, о золотом петушке и т. д. Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. Лермонтов.
Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Его творческое наследие значительно. Самые известные работы Д. Г.
В конфликте страсти и долга всегда побеждает долг. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Витте, К. П. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни.
Кантемира, баснях А. П. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. Екатерина II коллекционировала не только картины, но и разные камни, фарфор. Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав.
Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической3. По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов).
В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Левицкий вообще любил писать молодых на протяжении всей своей творческой жизни. Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции.
Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов3. Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Екатерина II, занимавшаяся вопросами воспитания, сделала заказ на портреты. Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Все эти особенности можно наблюдать в портретах сына (ок. Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг. ) прославился своими комедиями и трагедией Вадим Новгородский, в которой провозглашается героический образ гражданина.
Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса3. Он создал статую «Русского Сцеволы». Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом вот таким образом локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов. Как выглядела в ту пору Академия.
Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ ОТДЕЛЬНЫМИ МОТИВАМИ АНТИЧНОГО ЭПОСА, ХУДОЖНИК ВЛОЖИЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПОЛНОСТЬЮ ИСХОДЯ ИЗ ПРИНЦИПОВ КЛАССИЦИЗМА. За границей Акимову долго не удавалось добраться до Рима и в Болонье, где ему было приказано жить, он не мог исправить свой стиль на изучении маньеристов XVII века.
Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина». Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Второстепенные фигуры выполняют функцию немых статистов, они не участвуют в действии. Наряду с поэзией начала развиваться проза. Но внутренний мир его не показан. А. Д. Захаров. Здание Адмиралтейства Архитектору Андрею Дмитриевичу Захарову предстояло воссоздать здание протяжением в 400 метров, сохранив при этом его соразмерность и связанность с городом.
«В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»2. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваленияабсолютистского государства «короля-солнца».
Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Композиция картины четко продумана и логично выстроена. В его Гиппократе видна театральность движений. Линии упруги, объемы выразительны.
СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был красивым, а не мужицким (пример красивых неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные.
Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения. Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). Пушкин произвел колоссальную работу исследуя этот исторический период. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами». Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
Наиболее известно ее изображение в образе законодательницы (1783). Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816). Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.
В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Лучшие его работы были созданы в 20-е годы (Гумно). Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklrung) из французского (sicle des lumires) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году.
Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Но зато они ведут себя непринужденно, спокойно. За один из них – архитектора А. Кокоринова – он был удостоен звания академика. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Он создал статую «Русского Сцеволы». Православие — это путь к возрождению русского государства.
Репин создал целую галерею портретов. В 1821 году появились «Братья разбойники» и «Кавказский пленник». Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет. При этом Ломоносов был поэтом и филологом.
Раскрывать важные истины на примере собственной национальной истории. Гоголя. Чистякова заслуживает особого внимания. Фонвизина, сатирах А. Д.
Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Лосенко точно не иллюстрирует содержание происходящей сцены. Созданные им образы очень поэтичны, одухотворенные. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. Художник еще опирается на традиции барочного портрета.
Остроумова-Лебедева. Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные художники.
Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами.
Крупнейшим мастером исторической картины был А. А. Иванов (1806-1858). А. А. Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами». Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. Постепенно классицизм превращался в академизм. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом. Классицизм в литературе культивирует эстетику "должного" или разумного. К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины На миру, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики.
По четырем углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырех фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»2. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных.
Требовалось соблюдать три единства в развитии сюжета (единства времени, места и действия), строго разграничивать жанры (ода, трагедия, комедия, сатира) изображать события, которые представляли интерес для общества и государства: войны и политику царей, подвиги полководцев. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. Аргунову, а в 1759 году в Академию художеств. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории.
Для полотен К. П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817). В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. Дашковой, Н. А. «Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»2. Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства.
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войниспользуется термин «имперский стиль» — ампир. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси).
Девочки разных возрастов изображены музицирующими, танцующими и просто позирующими (самые маленькие). Произведение было с волнением встречено публикой. IV. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Этому призыву последовал русский писатель Н. М.
Демидова. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время.
В погоне за тем, чтобы формировать прекрасных людей, Бецкой терял из виду главное назначение Академии, как художественной школы. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы». Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. Ныне Эрмитаж – это один из крупнейших музеев мира. И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени. Владимир и Рогнеда. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов.
Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Хотя, по словам А. Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса». Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Боровиковского (1757 – 1825). Он является основоположником исторического жанра. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается благородная простота.
Русские классицисты предпочитали изображать своих "героев".
Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого. Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и «низкими» (комедия, басня, сатира) жанрами.
У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу. Крупнейшим представителем классицизма в русской живописи был А. П. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов2. Хемницера, одах М. В.
Для полотен К. П. Русский классицизм имеет в своей основе те же мировоззренческие и эстетические установки, что и западноевропейский, но у него были и свои национальные особенности. Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. Сюжет картины «Прощание Гектора с Андромахой» взят живописцем из «Илиады» Гомера. Его портреты 20-30-х годов, т. е. Эта условность воспринималась современниками как привычное символическое обозначение высоких гражданских добродетелей.
Одни построены на резком контрасте света и тени. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической2. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ».
Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела.
Все личное, глубоко человеческое, отступает на второй план. Воины и слуги составляют пассивную «толпу», которой противопоставлены активные «герои». Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов.
В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее. Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона. Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты. Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Позже их стали изображать в античных тогах. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом Мира искусства. Важное событие в истории русской культуры второй половины 18 века – это создание Эрмитажа. Полнее всего дарование художника раскрылось в его двух последних произведениях – "Владимир и Рогнеда" (1770) и "Прощание Гектора с Андромахой" (1773). Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812).
Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Вечер. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Это первая русская историческая картина на национальную тему.
«Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Например, чтобы выразить стыд или печаль, голову героя рекомендовалось склонить вниз, если сострадание— набок, повеление— поднять вверх.
Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Чернышевский. Справа – слуги, держащие шлем, копье и щит Гектора. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. В ОСНОВЕ ЗАМЫСЛА ЛОСЕНКО ЛЕЖИТ ИДЕЯ ДОЛГА ПЕРЕД РОДИНОЙ И ГЕРОИЧЕСКОГО САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА.
«История русской монументальной пластики еще не знала замысла такой прогрессивной силы. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома. Это был высший образец.
Этот период расцвета классицизма в русской истории живописи обыкновенно именуют высоким классицизмом. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. 1818), Булахова (1823), Равича (1825), Зубовой (1834) и др. Учение о трёх стилях, т. е.
Это Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план.
Лопухиной (1797), удивительный по лиризму и красоте, самый поэтичный образ 18 века. Интимные, бытовые стороны жизни человека не интересовали писателей-классицистов. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования.
Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Авангардизм (франц. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса2. А. С.
Но не они задавали тон: близился выход на авансцену Мира искусства, равно далекого и от передвижничества и от Академии. Живописное творчество Матюшина, несмотря на близкую дружбу с такими мощными генераторами художественных идей, как Казимир Малевич, развивалось по собственным законам и в конце концов привело к созданию оригинального направления, названного автором ЗОРВЕД (зоркое ведание, зрение (зор) – ведание). Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, общий силуэт и масштабность декоративных элементов.
Все указывает на радение императрицы о благе Отечества. Картина имела большой успех и вдохновила Г. Р. Державина на оду «Видение мурзы». ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. Викар).
Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.
Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Добролюбов, Н. Г.
В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Черты сентиментализма выражены в творчестве В. Л.
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Источники фразеологизмов.
Сумароков, М. В. Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила». Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства.
«Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Иллюзионизму классической живописи авангардисты противопоставили визионизм (от лат.
Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Чистякова, которого вот таким образом и называли всеобщим учителем. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов.
Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг. ). Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. «История русской монументальной пластики еще не знала замысла такой прогрессивной силы. Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого.
Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М. Ю. Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. С ростом общественного и демократического движения 30-40-х годов все большим анахронизмом выглядит постоянное обращение к античным образцам, упорное пренебрежение действительностью как грубой, недостойной искусства сферой. Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис.
Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. Основное его ядро – художники К. А. Сентиментализм (от французского "сентимент" – чувство) – художественное направление, характеризующееся вниманием к духовной жизни человека, чувственностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек.
В тех краях он создал свои дождливые работы: После дождя, Хмурый день, Над вечным покоем. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.
От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Победы русского оружия в Эстляндии и Лифляндии (1710) и продолжение укрепления позиций России в ПрибалтикеXIV и XV века. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.
Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Они полукругом обступают главных персонажей. Успехи русской армии в конце XVIII – начале XIX вв. Широкое развитие получили идеи гражданственности и долга, а также нравственного воспитания человекагражданина.
Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».
Лучшим среди них является портрет М. И. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства. «На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть». Казанский собор по требованию Павла1 должен был и размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в Риме. Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа. Андрей Никифорович Воронихин, архитектор собора, дает колоннаде характер полуокружности. Колоннады не изолированы, а раскрывают пространство площади, дают главному проспекту города расшириться, разлиться. Собор имеет в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», увенчан куполом.
Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848). Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества.
Картинная галерея быстро росла. Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. Это породило волну интереса общественности к искусству.
Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. Однако вскоре художник утвердил и собственный принцип трактовки человека. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция академистов ко всему новому в искусстве. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века.
Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы. Этот памятник оказался первым скульптурным памятником в Москве и вдобавок первым, установленным в разорённой французами столице, в обновлённой Москве. Он был самым любимым портретистом эпохи. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную интеллектуальную и культурную жизнь.
Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств— «Медный змий». Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. По этой причине произведения Мартоса, Демут-Малиновского и других художников, пользовавшихся в то время большой популярностью, обозначили расцвет классицизма в русском изобразительном искусстве. А. Канова «Три грации».
Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает. Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену. Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С.
Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Третий крупнейший художник рассматриваемого периода – Д. Г. «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»2. Три «стиля» по Ломоносову:1. В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью.
Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому.
Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. Художник в своих произведениях выступает мастером парадного портрета.
И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. Отношение его к школе Давида видно из отзыва его о Друэ, одном из способнейших учеников Давида. В 1770 году А. П. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры. Лосенко (1737 – 1773).
Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Чистяков учил рисовать формой. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема.
Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. Тредиаковский (1703 – 1769), А. П. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): Быть по сему.
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались.
Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода.
Сюжет должен развиваться логически, композиция сюжета – ясная и уравновешенная, объем – чёткий, роль цвета – подчинённая с помощью светотени использование локальных цветов. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. Группа главных персонажей – Михаил, его мать и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом.
Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Сомов, Л. С. Одним из таких поэтов был М. Ю.
Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна Явление Христа народу А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины Подвиг молодого киевлянина в 968 году (1810) и Единоборство Мстислава Удалого с Редедею (1812). Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн».
Лансере, А. П. Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида. Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом. Но в античной традиции было принято изображать моделей нагими, современные же классицизму нормы морали этого не допускали. Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства.
приводят к тому, что в архитектуре неизменно присутствуют военные сюжеты, призванные подчеркнуть значение воинской доблести. Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов. серый – для стен домов.
В раннем русском классицизме (1760—1770гг. ) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790гг. ) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. Две основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в центре. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика.
Скажем лишь, что как определенное направление классицизм сформировался во Франции в XVII в. Особенностью французского классицизма было то, что он утверждал личность человека как высшую ценность бытия. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. боз-ар). Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Avantgafdisme от avant – передовой и garde – отряд). Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния.
Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. В 1835 году выходят знаменитые «Египетские ночи», а в 1836 – «Капитанская дочка», принесшая невероятный успех Пушкину.
Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса». Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Произведение было с волнением встречено публикой.
Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Все герои в произведениях классицистов строго делились на положительных и отрицательных. Справа изображены известные исторические лица.
Литературный критик В. Г. Картин его не много дошло до нас, но лучшая из них – Испытание силы Яна Усмаря в Академии художеств, а также несколько его рисованных композиций являются характерными примерами этого его стремления приблизиться к силе и грандиозности древних. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план.
Ее совершенный профиль уподоблен античной камее. Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества.
«Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса». Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах.
Сама императрица была его моделью. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»3. Архитекторы зрелой поры классицизма— Дж. Ломоносова, Г. Р.
Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности, а «низшим» являлся портрет. Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19веке.
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах.
Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Одни и те же эмоции могли быть вызваны у человека различными образами, принадлежавшими к разным сферам жизни, культуры искусства. Его позицию развивают Н. А. Новикова, Е. Р. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П.
Победоносцев, П. П. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками. Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Бруни становится ректором Академии художеств, главным консультантом по вопросам закупки художественных произведений для Эрмитажа и царских резиденций. Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности.
В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Давида. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода.
периода расцвета, свидетельствуют уже о абсолютно самостоятельной образной концепции. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Пигаля и Ж. А.
Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»3. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. «Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»3.
По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Сумарокова, И. И.
Неудивительно, что это древо дало такие жалкие побеги. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. По исполнению — живопись вроде той, как у Давида. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни.
Ломоносов, Д. И. Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина». Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Visionis – явление, образ).
По окончании Академии он был послан во Францию и Италию. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Грибоедова.
Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину Смерть Нерона) нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского. Фонвизин (1745 – 1792), Г. Р. Сентиментализм был близок к романтизму. Естественный человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни.
В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Ф. Толстой— вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. Добужинский, Е. Е. А. С.
Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Долг по отношению к своему государству превыше всего. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора. Служанка на первом плане – это сама совесть, она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Она и положила начало музею. В результате творческих и литературных экспериментов Пушкина были написаны рассказы романтического содержания, лучшим из каких считается «Барышня-крестьянка», стихотворный роман «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане».
Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества.
Как истинный художник-классицист, Матвеев стремился выразить идею красоты и возвышенности героическою, передать величавое дыхание былого. Только это складки не мантии, а домашнего халата. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Портреты московского мастера всегда простые, домашние. Значительных успехов классицисты добились в изображении типических, обобщенных характеров. Жесты их полны степенности и торжественности. Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны.
И он не был свободен от влияния XVIII века. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812). Он создал статую «Русского Сцеволы».
Произведение было с волнением встречено публикой. «Успех этой грандиозной коллективнй работы во многом объясняется тем, что вся скульптура была создана по единому плану зодчего и пронизана единым содержанием. Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
Много было говорено против этого академического классицизма и, без сомнения, так называемые давидовские теории породили немало скуки и холода, однако едва ли справедливо при этой ненависти к формальной эстетике абсолютное игнорирование хороших сторон ее. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве. Но это было наивной ошибкой. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Тропинина можно считать антиподом Кипренского.
изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони. Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу, причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили.
«В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»3. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Когда можно только вот так и никак иначе. Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848).
Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих4. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей.
Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»2. От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия.
Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. Правда, здесь не удалось избежать упрощения и схематизации. Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини.
Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. Не повезло только скульптуре (была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства не везло долго, собственно всю вторую половину века. «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы.
Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Иное получается во второй половине XVIII века. Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис.
Вспомним образ лгуна и лицемера Тартюфа в пьесе французского драматурга Мольера "Мещанин во дворянстве" или тип лентяя Митрофанушки в комедии Фонвизина "недоросль" (1782).
Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. И примечательно, что на смену уходящим корифеям академизм не породил ни одного сколько-нибудь значительного художника. Левицкого – портреты Д. Дидро, Н. И.
Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Слева расположена группа оруженосцев и воинов со знаменем. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты. Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. Главная роль в создании Товарищества и выработке его устава принадлежала помимо Крамского Мясоедову, Ге – из петербуржцев, а из москвичей – Перову, Прянишникову, Саврасову.
монарх и окружающий его двор. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Он был поэтом Версаля. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи.
Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.
Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси). Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. Державин (1743 – 1818). Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). Державина», Государственная Третьяковская галереяХудожник запечатлел на портрете человека, которого хорошо знал и мнением которого дорожил.
В начале XX в. он получил заказ накартину Торжественное заседание Государственного совета. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю.
Он был директором Шпалерной мануфактуры, давал уроки детям цесаревича, наконец, был избран в 1796 году в директоры Академии. Объединение русских земель вокруг Москвы. Так писал, например, Н. Пуссен. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей. В его героях нет особенного внутреннего волнения. Они вписаны в классический треугольник и выделены светом.
Его творческое наследие значительно. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве. Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав.
ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Основоположниками классицизма в русской литературе были В. К. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания.
Но вся продолжительная исключительно оригинальная для того времени деятельность Прюдона нимало не поколебала школы Давида. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др. ). Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом.
Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего живописца – Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Бакст, М. В. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
По четырем углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырех фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». Но в изображении этих страстей классицисты достигли большого мастерства. Не спешите с отрицательным выводом.
Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Особую активность проявлял Д. Голицын – русский посол во Франции, а затем в Голландии.
Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Условности классицистических произведений, воспринимавшиеся раньше как средство, усиливающее идейное содержание, теперь, при утрате высокой гражданственности произведения, колют глаза зрителям.
Одни построены на резком контрасте света и тени. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Сентиментализм отдает предпочтение не разуму, а чувствам.
Русская литература этого периода развивалась в русле классицизма. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Так в первой половине 19в. Левицкого (1735 – 1822). В коллекции Эрмитажа около 3-х миллионов экспонатов.
Этой высокой идее подчинено все решение полотна. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Ф. Толстой — вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.
«Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»3. Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира.
По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведомВинкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники. Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова.
Ф. Шубин. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Идеи сентиментализма проявились даже в изображении императрицы.
Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Здания Сената и Синода в Петербурге. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени. Крымские впечатления передались в поэме «Бахчисарайский фонтан», датированной 1822 годом. Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций.
И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах.
«Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма». Поиски смыслового единства, выразительности силуэта, динамической связи, сочетания объёмов в пространстве и многое другое создают особый круг проблем, над разрешением которых приходится серьёзно думать любому скульптору, каким бы творческим опытом он не обладал. Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств — «Медный змий». Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.
Романтические поэмы А. С. Золотой плес, Вечерний звон, Тихая обитель.
Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность.
Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. Екатерина, лично не расположенная к ее основателю, заместила этот пост близким к себе человеком – И. И. Бецким имевшим при дворе репутацию знатока педагогики. Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства.
Художник предельно лаконичен и выразителен. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Ряд репинских полотен написан на исторические темы (Иван Грозный и его сын Иван, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану и др. ).