В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти. Хотя, по словам А. Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса». Вот таким образом вместо традиционных, но малосодержательных названий: ранний классицизм, строгий (высокий) классицизм, поздний классицизм — предпочтительнее использовать термины имеющие конкретно-исторический смысл: екатерининский классицизм (середина и вторая половина XVIII в. ), переходный стиль павловского романтизма (1796—1801), александровский классицизм (1801—1812), русский или петербургский, ампир (1812— 1830-е гг. ) историко-региональный вариант московского классицизма, русский неоклассицизм (начало XX в. ).
Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.
Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Это были лучшие годы его короткой жизни и полного исканий творчества. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): Быть по сему. В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748).
Чернышевский. Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России.
Римские республиканские идеи теснили монархический принцип, веселое беззаботное рококо чахло и уступало место суровому Витрувию, грациозные моды Ватто и де Труа мало-помалу переходили в античные хитоны, появились и эстеты нового духа: Лессинг, Винкельман, Менгс и Давид. Высокий – торжественный, величавый. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Находясь в Москве, в 1832 году Пушкин пишет известный роман «Дубровский», рассказывающий о помещичьем произволе, обращается к легендам в «Русалках» и реальностям «Медный всадник».
Для полотен К. П. «Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»3. Постепенно классицизм превращался в академизм. В 1821 году появились «Братья разбойники» и «Кавказский пленник». «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»3. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны.
(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры и архитектуры. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю.
Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию.
Добролюбов, Н. Г. Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций. Кантемира, баснях А. П. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу.
Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. Через речку перекинуты мосты. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П.
Один из крупнейших представителей классицизма – Жан Огюст Доминик Энгр. Академизм, консервируя привычные классицистические формы, выводил их на уровень непреложного закона игнорируя в то же время гражданственную высоту содержания. Неизменными в его творчестве остаются сказки: о мертвой царевне, о золотом петушке и т. д.
Персонажи делились строго на положительных и отрицательных героев. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Этот памятник оказался первым скульптурным памятником в Москве и вдобавок первым, установленным в разорённой французами столице, в обновлённой Москве. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Avantgafdisme от avant – передовой и garde – отряд). Витте, К. П.
Грибоедова. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Группа главных персонажей – Михаил, его мать и архиепископ Феодорит – представлены в центре композиции, на амвоне перед иконостасом. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Скульптурность элементов.
Дягилевым, оказавшее большое влияние на художественную жизнь страны. Приоритет линии над краской- четкий контур. А. Канова «Три грации». Классицизм как художественное направление Происхождение классицизма. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства.
Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй. Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону. художники: Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский (портрет М. И. Лопухиной, вице-канцлера князя А. Б. Куракина, Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных) Орест Кипренский: : (Портрет Е. В. Давыдова, В. А. Жуковского, С. Пушкина).
Так избирая сюжет из античной мифологии или Библии, художник строил композицию таким образом, чтобы главное действие обязательно находилось на переднем плане. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами». Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств— «Медный змий». Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года.
Герои Кипренского вглядываются в мир, вверяют себя собеседнику. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи. Иванов придал своей живописи характер жертвенного служения идее и сумел преодолеть многие шаблоны, свойственные академической технике. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ.
Это породило волну интереса общественности к искусству. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А. С. classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач.
Вторая особенность этого периода — разделение на столичное и провинциальное искусство. Они заключались в том, что все больший вес приобретала национальная тематика. Литературный критик В. Г. Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги. Товарищество передвижников не в пример многим позднейшим объединениям обошлось без всяких деклараций и манифестов. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов.
И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме). Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Живописное творчество Матюшина, несмотря на близкую дружбу с такими мощными генераторами художественных идей, как Казимир Малевич, развивалось по собственным законам и в конце концов привело к созданию оригинального направления, названного автором ЗОРВЕД (зоркое ведание, зрение (зор) – ведание).
Возрастанию интереса способствовало открытие в 1755 году Помпеи с замечательными памятниками, раскопки в Геркулануме, а также изучение архитектуры юга Италии. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России». «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора». Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
периода расцвета, свидетельствуют уже о абсолютно самостоятельной образной концепции. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.
Произведения классицистов были представлены четко противопоставленными друг другу «высокими» (ода, трагедия, эпическая поэма) и «низкими» (комедия, басня, сатира) жанрами. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник.
Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Справа изображены известные исторические лица. Толстой, по инициативе которого и были призваны к преподаванию ведущие передвижники. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). Путешествие на Кавказ и в Крым тоже принесло творческие плоды. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой.
По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. В. Боровиковский «Портрет Г. Р. В самых даже облагороженных композициях Шебуева всегда сквозит русский натурщик, какая-то связь с беспомощными иконописцами XVII и XVIII веков и в Егорове всегда чувствуется школьная выправка, а не увлечение все его композиции – классные сочинения на темы, а не свободное, сознательное творчество.
Лансере, А. П. В 1770 году А. П. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Иванов, А. Е.
В его героях нет особенного внутреннего волнения. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора.
Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. В 1835 году выходят знаменитые «Египетские ночи», а в 1836 – «Капитанская дочка», принесшая невероятный успех Пушкину. Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает.
Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет. Основное его ядро – художники К. А. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»3. Академии некоторое время борются против нового классического движения, но потом принимают его всецело и становятся на сто лет главными его оплотами. Поиски смыслового единства, выразительности силуэта, динамической связи, сочетания объёмов в пространстве и многое другое создают особый круг проблем, над разрешением которых приходится серьёзно думать любому скульптору, каким бы творческим опытом он не обладал. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора.
Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие. В аллегорических композициях художники передали идею мощи России как великой морской державы, владычицы морей. Город как место сосредоточения общественной жизни становится главной темой: в виде античных храмов возводятся не только дворцы и церкви, но и театры, казармы, больницы, рынки, тюрьмы затрагивается сама ткань городской структуры: прокладываются улицы, планировка включает разбивку площадей и парков, короче, рождается само понятие урбанистики в современном смысле. Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Классицизм (от латинского clasicus – образцовый) – художественное направление в искусстве и литературе 17-начала 19 в. Классицизм зародился и достиг своего расцвета во Франции в 17веке: в драматургии, поэзии, живописи, архитектуре. Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка.
Она словно предрасполагает к тому dolce far niente (прекрасному ничегонеделанью), которое в глазах русских было истинной основой итальянской жизни. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили.
Чистякова заслуживает особого внимания. Тропинина можно считать антиподом Кипренского. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу».
Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Владимир и Рогнеда. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова.
Там он пережил расцвет творчества там же и умер, не успев вернуться на родину. Ф. Шубин. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов.
Левицкого (1735 – 1822). Лирическое дарование Гурилева раскрывается в его лучших романсах «Вам не понять моей печали», «Внутренняя музыка».
Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М. Ю.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. По четырем углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырех фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Художник в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. Чистякова, которого вот таким образом и называли всеобщим учителем. Второстепенные фигуры выполняют функцию немых статистов, они не участвуют в действии.
Ф. Толстой — вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. Композиция картины четко продумана и логично выстроена.
Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном.
Казанский собор по требованию Павла1 должен был и размером и внешним видом напоминать собор святого Павла в Риме. Это и обусловило наличие колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа. Андрей Никифорович Воронихин, архитектор собора, дает колоннаде характер полуокружности. Колоннады не изолированы, а раскрывают пространство площади, дают главному проспекту города расшириться, разлиться. Собор имеет в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», увенчан куполом. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. Православие — это путь к возрождению русского государства.
А. Н. Воронихин. Казанский собор Особенно возросло значение собора после Отечественной войны 1812года. Торжественная архитектура здания оказалась созвучной пафосу победы над врагом. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию М. И. Кутузов, который здесь же и похоронен. Около его гробницы висят ключи от неприятельских городов, взятых под командованием полководца. Органично вписываются в ансамбль площади и собора памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Казанский собор обладает простотой и ясностью пропорций, соразмерностью форм и сдержанностью выражения, что делает его одним из своеобразнейших архитектурных классицистических сооружений. Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме. Так, образа Егорова, его Истязание Спасителя, знаменитый, но довольно беспомощный плафон Шебуева в Царскосельской церкви. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно.
Он создал статую «Русского Сцеволы». Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова (Автопортрет1848). Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. После манифеста о даровании вольности и свободы российскому дворянству, данного императором Петром III (1762), освобожденные от тягот государственной службы, дворяне разъезжались по усадьбам и наиболее просвещенные обустраивали свой быт на европейский лад, но, как правило, силами крепостных мастеров. Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает.
Брюллов и А. А. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Он был поэтом Версаля.
Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. В начале XX в. он получил заказ накартину Торжественное заседание Государственного совета. Одни построены на резком контрасте света и тени.
Бакст, М. В. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. По берегам склоняются темные кроны ив, берега заросли камышом. Классицизм возводит все второго плана выявлена не только наблюденное в природе в некий абсолют, толщей Колизея, но и ракурсом вот таким образом локальный цвет превращается в почвы и здания и садами Рима в идеальную раску предметов.
Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси).
«Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис. Для полотен К. П. Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти.
Сумарокова, И. И. На фоне уже сложившейся классики ее новая волна воспринималась как гарантия непрерывности процесса. У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу.
Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. Исторические персонажи во всех этих произведениях выступали как подлинные герои. Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах.
Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Широкой известностью пользовалась картина Последний день Помпеи (1830-1833) Карла Павловича Брюллова (1799-1852) ее приветствовал Гоголь, ей посвятил несколько строк Пушкин. В одном из лучших произведений на античную тему Царство Флоры (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ). В высоких жанрах изображались «образцовые» герои – монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. Традиции сказочности и былинности присущи романтической опере Верстовского «Аскольдова могила».
«Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма». Главное в идеологии классицизма – гражданский пафос, а художественное творчество мыслилось как строгое следование «разумным» правилам. Его творческое наследие значительно. Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Сомов, Л. С. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом.
Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения. За один из них – архитектора А. Кокоринова – он был удостоен звания академика. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия.
Строгая правильность рисунка, ясный и лаконичный жест героическое содержание, археологическая верность костюмов, четкая светотеневая моделировка. При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Шебуев, в раннем творчестве – К. П.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Открывшаяся в 1871 году первая выставка передвижников убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих4. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Когда можно только вот так и никак иначе. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план.
Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Русский классицизм времени правления Екатерины Великой (1762—1796) имел идеалистический, «книжный» характер.
В низких жанрах выводились персонажи, охваченные той или иной страстью. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Романтические поэмы А. С. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Не повезло только скульптуре (была одна и то мало примечательная скульптура Ф. Каменского), но этому виду искусства не везло долго, собственно всю вторую половину века. Но это было наивной ошибкой. Они полукругом обступают главных персонажей. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский.
Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России».
Щедрин писал итальянские виды. Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Портрет Струйской Герои портретов Ф. С. «История русской монументальной пластики еще не знала замысла такой прогрессивной силы. Лосенко точно не иллюстрирует содержание происходящей сцены.
Остроумова-Лебедева. Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Мадонна перед чашей с причастием, одна из наиболее известных работ художника.
Пушкин произвел колоссальную работу исследуя этот исторический период. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. Лосенко, Г. И.
Такими сооружениями являются Казанский собор, здание Адмиралтейства. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого.
Дворец создавался вместе с английским парком. Правда и в исторической живописи происходили некоторые перемены. Три «стиля» по Ломоносову:1.
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»3.
монарх и окружающий его двор. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. «Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса». Возвышенная красота человека и неизбежность его гибели отражены в картине в трагическом противоречии. Классицизм сложился в 17 в. во Франции.
Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Портрет П. А. Демидова К 1769 году Д. Г. Но нельзя сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую картину Смерть Нерона) нельзя отрицать определенных художественных достоинств живописи А. Сведомского и В. Котарбинского.
Воины и слуги составляют пассивную «толпу», которой противопоставлены активные «герои». Учение о трёх стилях, т. е. В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек.
Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Произведение было с волнением встречено публикой. Крымские впечатления передались в поэме «Бахчисарайский фонтан», датированной 1822 годом. Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг. ) прославился своими комедиями и трагедией Вадим Новгородский, в которой провозглашается героический образ гражданина.
К началу 90-х годов среди молодых художников московской школы были, правда, те, кто достойно и серьезно продолжали гражданственную передвижническую традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах, С. Коровин – автор картины На миру, где интересно и вдумчиво раскрыты драматические (действительно драматические. ) коллизии дореформенной деревни. Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. Неудивительно, что это древо дало такие жалкие побеги. Две основные фигуры – Гектор и Андромаха – выдвинуты вперед и помещены в центре. Угрюмов, А. И. Егоров, В. К.
Иное получается во второй половине XVIII века. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Пушкина и Н. В. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни.
Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Особенной красотой и сочетаемостью с пейзажем отличается мраморная и бронзовая скульптура, украшающая парк, ряд замечательных павильонов, среди которых особое место занимают«Храм дружбы» и павильон «Трех граций». Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории.
Авангардизм (франц. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй.
Аргунов, А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Александр Николаевич Бенуа (1870-1960) по праву считается идеологом Мира искусства. в 1804 г. именно Давид становится первым художником Наполеона. Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм – здание Сената в Кремле (1776 – 1787). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос.
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи Нахождение Моисея). Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. Позже их стали изображать в античных тогах. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.
Главную идею произведения воплощают только центральные персонажи. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Лучшие его работы были созданы в 20-е годы (Гумно). В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Линии упруги, объемы выразительны.
В начале XVII в., в годы правления Бориса Годунова, в русской архитектуре сложился своеобразный «годуновский классицизм». Так писал, например, Н. Пуссен. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833).
Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». серый – для стен домов.
Она не удерживает супруга, а вдохновляет его на подвиг. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Ломоносова, Г. Р. Хемницера, одах М. В.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: Вечер на Волге, Вечер.
Танцующая Флора находится в центре, а остальные фигуры расположены по кругу их позы и жесты подчинены единому ритму – благодаря этому вся композиция пронизана круговым движением. Просветительские функции, аналогичные западноевропейскому Ренессансу, в России взяло на себя искусство Барокко, отсюда и «неправильная» последовательность художественных стилей. СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ.
Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. А. С. Произведение Послы Агамемнона у Ахилла, за которые Энгр получил Grand Prix de Рота говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку.
Эта условность воспринималась современниками как привычное символическое обозначение высоких гражданских добродетелей.
Эпигонство и подражательность в плане художественном, официальная идеология в качестве идейной основы— вот те корни, которые должны были питать искусство академизма. Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Репин создал целую галерею портретов.
Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. Иллюзионизму классической живописи авангардисты противопоставили визионизм (от лат.
Он написал романсы на слова Пушкина («Я вас любил», «Пробуждение», «Зимняя дорога» и др. ). Классицизм (от лат. Его творческое наследие значительно.
По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Дворец поставлен на высоком холме над речкой Славянкой. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3.
В картине Похищение Европы он отразил полный и богатый образ природы. Один из самых известных портретов – портрет Струйской.
В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского Русский Сцевола, воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна Явление Христа народу А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины Подвиг молодого киевлянина в 968 году (1810) и Единоборство Мстислава Удалого с Редедею (1812). Однако вскоре художник утвердил и собственный принцип трактовки человека.
Именно в сфере скульптуры обращение к классическому образцу проявило себя с наибольшей силой, особенно в системе академического обучения, где ориентировались на копирование слепков, сделанных с античной скульптуры. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. Жесты их полны степенности и торжественности.
Только это складки не мантии, а домашнего халата. В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века. Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина Смерть Германика), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита.
Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. В раннем русском классицизме (1760—1770гг. ) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790гг. ) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. Художник так строит пространство, что темно-красный бархат платья прекрасно оттеняет белизну открытых плеч и рук.
Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Visionis – явление, образ). Все указывает на радение императрицы о благе Отечества. Картина имела большой успех и вдохновила Г. Р. Державина на оду «Видение мурзы».
Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Справа – слуги, держащие шлем, копье и щит Гектора. Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные.
Но зато они ведут себя непринужденно, спокойно. Слева расположена группа оруженосцев и воинов со знаменем. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Ее художественные прежние ригористические установки выветрились, она больше не настаивала на строгих требованиях неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к бытовому жанру относилась вполне терпимо, только предпочитала, чтобы он был красивым, а не мужицким (пример красивых неакадемических произведений – сцены из античной жизни популярного тогда С. Бакаловича). Бенуа и С. П.
Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812). Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается благородная простота. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры.
КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Трехплановость построения и обязательная кулисность. Победоносцев, П. П. ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. И он не был свободен от влияния XVIII века. Крупнейшим мастером исторической картины был А. А. Иванов (1806-1858). А. А.
Его портреты 20-30-х годов, т. е. Широкой известностью пользовалась картина "Последний день Помпеи" (1830-1833). Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Картина изображает тот момент, когда израильтяне, узнав о Божественном повелении, кинулись к статуе, здоровые помогают доползти до нее больным и престарелым, матери протягивают вперед детей.
Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Победы русского оружия в Эстляндии и Лифляндии (1710) и продолжение укрепления позиций России в ПрибалтикеXIV и XV века. Деятельность Ж. Л.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы (Иван Грозный и его сын Иван, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану и др. ). Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Золотой плес, Вечерний звон, Тихая обитель. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Он начинал в то время, когда в русском пейзаже наблюдался некоторый застой: декоративный пейзаж 18 века завершал свое развитие, а наметившиеся тенденции лирического осмысления природы оказались вытесненными протокольной строгостью и сухостью видописи и классическим схематизмом. Русский романтизм на первом его этапе представляет пейзажист Сильвестр Щедрин (1791-1830).
Все эти особенности можно наблюдать в портретах сына (ок. Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры. Они вписаны в классический треугольник и выделены светом. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818).
Парк пересекают неторопливые воды речки Славянки. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848).
В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Жесткие требования к рисунку: центральная перспектива овальные формы исключить параллельные линии и одинаковые углы. Ее совершенный профиль уподоблен античной камее.
Как и его товарищи, Бенуа разрабатывал в своем творчестве темы из прошлых эпох. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора.
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность.
Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве. Как выглядела в ту пору Академия. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси).
Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца – известного украинского гравера. В результате творческих и литературных экспериментов Пушкина были написаны рассказы романтического содержания, лучшим из каких считается «Барышня-крестьянка», стихотворный роман «Евгений Онегин» и «Сказка о царе Салтане». Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Служанка на первом плане – это сама совесть, она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени.
Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Однако основы будущего классицистического стиля (в европейском понимании этого термина) закладывались в архитектуре Петербурга первой четверти XVIII в. Из-за отставания стилистического развития русского искусства от западноевропейского и несостоявшегося «русского ренессанса», до середины XVIII в. у Классицизма не было реальной почвы для полного развития. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ».
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Художник предельно лаконичен и выразителен. Здания Сената и Синода в Петербурге.
Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Указ 1763 г. предусматривал подготовку специальных планов градостроительства. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.
По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. Просвещенная монархия отождествляется с достоинством и порядком. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Это и Репин и Суриков и Поленов и Васнецов, а позже – Серов и Врубель. Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина».
Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (Смерть Марата1793) и Первой империи (Посвящение императора Наполеона I). В Москве складывалась особая архитектурная школа. Одним из таких поэтов был М. Ю.
Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Романтический характер присущ и большинству портретов Брюллова. Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН.
Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Характерная культура XVIII века, этот странный, больной, но бесспорно прелестный цветок быстро увядал. 1818), Булахова (1823), Равича (1825), Зубовой (1834) и др. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди.
Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре – 24 метра и высота 28 метров). А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической.
А ночевка с цыганами по пути в Одессу принесла Пушкину вдохновение на создание в 1824 году поэмы «Цыганы». Их подвиги должны были служить поводом для сопоставления истории с современностью. Источники фразеологизмов. С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.
А. С. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Гоголя. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Настоящим триумфом петербургского периода стало произведение «Руслан и Людмила», увидевшая свет в 1820 г. Сюжетные линии, героев и некоторые сцены Пушкин брал из других исторических и литературных источников, делая свою художественную обработку. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»3. Каждый его портрет имеет свой особый живописный строй.
Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. По этой причине в хронологии российских художественных стилей сложился порядок, обратный западноевропейскому: сначала «русское барокко», а затем русский классицизм. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической2.
Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818). ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Одни построены на резком контрасте света и тени.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. Фонвизина, сатирах А. Д. Но внутренний мир его не показан.
Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома. Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).
В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. В тех краях он создал свои дождливые работы: После дождя, Хмурый день, Над вечным покоем. Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. «К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн». Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Он создал статую «Русского Сцеволы». Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма.
Автор знаменитого «Соловья» на слова А. А. Дельвига Алябьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку. Семенов Тян-Шанский. Успехи русской армии в конце XVIII – начале XIX вв.
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом серия пейзажей Времена года, Аполлон и Дафна). Лермонтов. Все личное, глубоко человеческое, отступает на второй план. Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии).
В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Чистяков учил рисовать формой. Его позицию развивают Н. А. Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг. ). «Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. При этом Ломоносов был поэтом и филологом.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции.
Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита использование сюжетов из Библии, античной истории и мифологии. О. А. Кипренский (1782-1836) открыл не только новые качества человека, но и новые возможности живописи.
Архитекторы зрелой поры классицизма— Дж. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Об этом свидетельствует и деятельность самой императрицы и отражение этой деятельности в российской литературе, в частности в характерной фразе К. Н. Батюшкова: «сидя у окна с Винкельманом в руке».
Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом. Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони. Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства. В этих портретах есть правда характеров и правда среды.
Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Брюллова (1799-1852) характерны сплав академического классицизма с романтизмом, новизна сюжетов, театральная эффектность пластики и освещения, сложность композиции, блестящая виртуозность кисти. В них красота волнения и порыв, стремление к динамике внутренней жизни.
Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Это мы находим в комедиях Д. И. Живописный язык Энгра середины XIX в. поражает своей абсолютной выверенностью и конструктивностью изображения.
Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса3. Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема.
Произведение было с волнением встречено публикой. Гектор воплощает классический идеал мужской красоты.
Это был высший образец. Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом. «Высшим» жанром, достойнейшим занятием для художника считалась живопись историческая, рассказывающая о героических поступках, великих людях древности, а «низшим» являлся портрет. Влияние классицизма в архитектуре продолжается и в 19веке.
Ф. Толстой— вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. IV. В массе своей неакадемическая продукция, как это было и в других странах, являлась буржуазно-салонной, ее красота – пошловатой красивостью.
Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. Не случайно эти портреты иногда сравнивают со стихотворными посланиями другу – с тем жанром лирической поэзии, который был широко распространен в предпушкинское и пушкинское время.
Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ и для этого привлечены лучшие художественные силы. Так в первой половине 19в. Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения.
Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Портреты московского мастера всегда простые, домашние. Не спешите с отрицательным выводом. Большое значение придавали современники исторической живописи.
Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Одним из художников, стоявших у истоков искусства 19 века был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы.
Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы. Протяженность соседних предметов. Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела.
Именно они говорят нам о том времени в них душа тех лет. Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы. Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа.
Строгая регламентация поведения героев. Живопись. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. Добужинский, Е. Е. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В результате настойчивой работы было создано художественное направление, располагавшее собственной программой, творческим методом, стройной системой жанров. Этой высокой идее подчинено все решение полотна.
Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. В 1674 году Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма в других странах. Классицизм в России. В России классицизм зародился во второй четверти 18в. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее. Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона. Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты.