Полотна русских живописцев, которые являются наиболее популярными: Александр Иванов – яркий представитель живописного библейского направления, в красках рассказывающим нам о эпизодах жизни Иисуса Христа. Первую картину живописца, которая посвящена теме из русской истории, приютила в своих стенах Третьяковская галерея. Русская живопись XIX века широко представлена и работами Василия Сурикова. Русская живопись пережила эпоху романтизма в первой половине XIX века, характерным произведением для которой является знаменитое полотно Карла Брюллова, которое можно увидеть в Русском музее.
Русскую живопись XIX века нельзя ограничить рамками какого-то одного стиля или жанра. Русская живопись – это удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию. И хотя немало его картин посвящены русскому былинному эпосу именно эта работа стала апогеем творчества художника, которым может гордиться русская живопись. Русская живопись родилась совсем недавно.
Культурным центром русской живописи 18 века становится Эрмитаж. Друзья, конечноже, невозможно вместить всю историю русской живописи врамки одной статьи. Занесколько веков русская культура подарила нам множество гениальных живописцев. Тонкие акварели запечатлели различные живописные уголки русских городов и деревень. В 1764 году было положено начало формирования новой коллекции художественных достояний Русская живопись 18 века очень оригинальна и интересна.
Но спросом пользуются работы иноземных художников – русские живописцы значительно отстают в мастерстве. Так же у нас есть сочинения по картинам и статьи о русской живописи. В русской живописи 18 века продолжался процесс обмирщения, который начался еще в предыдущем веке. Эти художники утверждали новый, светский принцип русской живописи 18 века.
Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века, развивает такие направления как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. Еще одна прекрасная картина, которой славится русская живопись, написана Ильей Репиным. Обращаясь к героям русской истории, живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства.
Одна из самых известных картин, которые охватывает русская живопись и, пожалуй, самая растиражированная работа великого русского пейзажиста Ивана Шишкина, которая во времена СССР даже попала на обертку конфет. Картины в русской живописи тонко передают культуру народного быта и состояние русской души, настроение которых так точно выражали в своих, ставшими известными, картинах русские художники XIX – XX веков. Категория Великие русские художники содержит биографии, полные галереи и собрания картин русских живописцев. Очень живописные и масштабные картины у художника Василия Сурикова, описание русской истории – это его направление, в котором художник в красках подчеркнул эпизоды жизненного пути русского народа.
Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Характерен рукописный фолиант «Титулярники», созданный в 1670-х годах, с многочисленными изображениями царей и князей XVI-XVII веков.
Даже кошка на стуле худая и неухоженная. Композиция фрагментарна. Художник придал ему даже некоторые черты героического трагизма. Разветвленной становится сама система живописи: появляются абсолютно разные виды станковых произведений, монументальная роспись (панно и плафоны), миниатюры.
Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи. Врубель не считал эту картину окончательным воплощением замысла, своего «монументального» Демона он собирался писать позднее. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. За границей русские художники погружались в европейскую культурную среду. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
В санях — грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. (таковы портреты-картины изображающие ратные подвиги Петра Великого). Но тема «Библейских эскизов» – отдельная тема.
Трагичность ситуации подчеркивается благодаря темным, мрачным тонам, в которых выполнена работа. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Однако художникам удавалось сохранять черты, присущие русскому искусству. К середине столетия техника письма «строгановских» мастеров с миниатюрных произведений переходит на крупные. Увеличивается тематика изображений: растет количество светских (исторических) сюжетов, в качестве образцов используются западные гравюры. Мы видим на картине мужчин в белых рубахах, которых ведут на погибель.
Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)- основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. В данной работе мастеров проявляется приверженность к повествовательности. «Священным» является только сюжет произведения, облеченный в форму увлекательной сказки. Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп.
Вот таким образом его портреты близки по размерам, формату, позе, гамме. Это его и погубило. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Мастера этой школы создавали произведения небольшого размера, которые предназначались для домашних молелен.
Это было время тесной дружбы двух художников. И абсолютно все изменилось при Екатерине II: «музеи» живописи теперь контролировали на государственном уровне. Когда есть востребованность, появляется предложение.
Произошел глубокий перелом во взглядах художника. Это своего рода ответ на гибель Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Иностранных мастеров приглашали ко двору, картины скупали через российских дипломатов за рубежом. Достоевский развенчал этот принцип в «Униженных и оскорбленных» в образе князя Валковского, чей лозунг гласил: «все для меня и весь мир для меня создан». В связи с этим росписи становятся более сложными по детализации.
Ни одна вещь не создана специально для самой себя, а тем более человек, существо разума, обязанное найти причинную связь среди всех творений и «осмыслить все существующее». Антропов— наиболее яркий выразитель национального варианта барокко, образцовый художник середины XVIII века. Зато портретисты – Перов, Маковский, Серов – с особенной энергичностью стремятся раскрыть в своих полотнах внутреннее Я «предмета изображения». Этот двойственный жест напоминает предсказание Предтечи о том, что за ним идет Тот, Чьи сандалии он не достоин развязать и что потом из тюрьмы он пошлет учеников спросить: «Ты ли это или ждать нам Другого. » Фигура Иоанна Богослова, следующего за Предтечей напоминает огненную птицу, распростершую крылья.
Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. И сам автор, «всевидящее око», воплощающий честность, напряженную мысль, вопрошание, символизирующий новое время. Скорее всего, ему больше некому показать свою награду. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи. Она также идет по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода.
Разгром восстания декабристов, с казнью пятерых и ссылкой на каторгу более ста двадцати, обозначил начало конца дворянского периода русской истории и русского искусства, что произошло на гребне высших достижений русской культуры, в ее золотой век, когда впервые дала о себе знать феодальная, феодально-церковная реакция исходящая от царской власти идеология которой обрела формулу «самодержавие, православие, народность», по сути, в ней была воссоздана идеология средневековой Руси, с отрицанием ренессансных явлений русской жизни с начала преобразований Петра I. В этом альбоме для раскрашивания собраны лучшие и всеми любимые картины таких русских художников, как В. Васнецов, К. Брюллов, М. Врубель, Б. Кустодиев, В. Серов, И. Левитан. Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. К 20-м годам XVIII века русская придворная жизнь уже получила вполне западный облик. Н. Н. XIX век – время, когда русское искусство можно назвать искусством.
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела Музеи«Картина эпохи»: XVIII век в русской живописиПосле реформ Петра I и открытия «окна в Европу» кардинальным образом изменилась и русская культура. Это такой русский ренессанс, когда страна стала осознавать себя как нация – кто мы такие. В их число входили и библейские сюжеты. Картина Матвеева в Строгановской галерее напоминает своей гладкой живописью и схематической композицией слабые подражания Ван дер Верфу, а об его образах в Петропавловском соборе и Симеоновской церкви невозможно судить, так как они сплошь переписаны в позднейшие времена. Их самопожертвование, чувство чести и долга их нежелание лгать перед судом, наконец их героические жены (как бы ни пытались развенчать их некоторые современные историки) вызывают и глубокое уважение и прямое восхищение у нас, потомков.
Жанр портрета теперь включает все известные разновидности: парадный, камерный (обычный и костюмированный), двойной, парный (см. Параллельно жанровой живописи развивается еще одно мощнейшее направление письма – пейзаж. Сидящий на корточках раб – ключевая фигура композиции толпы. Завершил цикл «Демон поверженный», не оставлявший ни малейшей надежды на перемены к лучшему, ставший зримым воплощением трагедии самого художника. В основном он писал распространенные в середине века «полупарадные» камерные портреты в поколенно срезе («И. И. Лобанов-Ростовский»). Он «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев).
Народ созданный для красоты и гармонии, утерял способность к этому стремиться. Толстой в «Войне и мире» развенчивает самого Наполеона. Среди его произведений— «Венера и Амур» и «Аллегория живописи», свидетельство трудного для русского искусства освоения незнакомого мифологического сюжета, сложных композиционных схем и изображения обнажённого тела.
Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Отдает ее величественной проповеди христианства, пытаясь познать то, что дается только верой. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. Европа это все столетиями переживала, а Россия за каких-то 50 лет. Он варьировал ее приемы в императорских портретах. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
В XVIII столетии — его называли «веком портретов» — появилось множество вариантов этого жанра: роскошный парадный, автопортрет и изображение на одном полотне сразу двоих людей. Язык картины живописный, пластический, совсем не похожий на язык современной Ге живописи.
Картина "Свежий кавалер" была написана в 1846 году. Это явление имеет аналоги на Украине, в Польше (сарматский портрет), Болгарии, Югославии, странах Ближнего Востока3. Этот подвижник и аскет создает произведение, которое, в отличие от «возвышающего обмана» брюлловской «Помпеи» было встречено современниками более чем холодно. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.
– взволнованно ответил художник. Обе пары повернуты к зрителю и глаза их устремлены на Иоанна Предтечу. Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». Он – личность, действующая во имя «идеи».
Роспись церкви Троицы в Никитниках является важным этапом в русской живописи 17 века. В основном к ней обращались малоизвестные русские художники. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. По обе стороны от него примостились на санях дети.
Группа апостолов неожиданно завершается фигурой так называемого «сомневающегося», останавливающей это движение. Русские мастера, как правило, становились художниками, пройдя через мастерские Канцелярии от строений (Вишняков, Антропов и другие). Иногда, впрочем, эти течения сливались.
– спросила она. Он – одно целое с плачущими и заблудшими. Это и понятно, ведь именно здесь, по замыслу автора, находится центр всей композиции.
Несмотря на то, что как и в росписях, еще достаточно много произведений, в которых преобладают каноны прошлого века, в целом в иконописи также наблюдается склонность к частным подробностям, появляется изысканность, тонкость, «ювелирная» техника живописи. Тем не менее, в его работе «Спас Нерукотворный» заметно стремление к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. Какая необычайная картина. Классика вовлекается в мировое течение к Суду.
Характерными примерами являются росписи Архангельского собора (1652-1666). В XVIII веке в корне изменилось само отношение к живописи. Это обстоятельство способствует усилению влияния культурной жизни стран Западной Европы на русское искусство и в частности на русскую живопись 17 века. Причем нужно догонять, подражая, а не проживая.
Наконец, в эпохи преобладания буржуазного, внерелигиозного стремления к земному благополучию живопись становилась в подчиненное от общественных требований положение и принуждена была, откинув попечение о красоте (которая некоторыми теориями смешивалась с этическими и политическими принципами), служить социальным идеям – то в виде обличительного орудия, то в виде поучительного развлечения. В ряде портретов («В. В. Долгоруков», «А. Н. Демидов») он акцентирует физиогномические свойства персонажей, сообщая произведениям привкус характерности, почти гротескности. Таким образом, управление развитием культуры России осуществлялось централизованно. Н. Н.
Печально смотрит девочка. Многие его модели— семейство его владельцев Шереметевых и их предки (так появляются «исторические (ретроспективные) портреты»). В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен».
Оформление рукописных книг религиозного содержания «обмирщалось». Напротив — мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке. Самой известной из неформальных групп стала «Двадцатка» (В.
Страна не прожила этих событий, которые должна явить на холсте. Он нисходит к ним, а они могут только смотреть. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Оно (это второе пространство) существует отдельно, как бы неслиянно с первым. В отличие от выше названных росписей Ростова, росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1681, главные мастера Г. Кинешемцев, С. Савин) и Иоанна Предтечи (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) насыщены активностью. Увлечение идеями западных философов — Шеллинга, Гегеля и других не было буквальным. Появляются аллегорические, мифологические и религиозные сюжеты.
С середины XVIII века, когда принципы нового искусства окончательно победили и всюду распространилось барокко, течение русского искусства приобретает более обычный характер. Однако у кого поднимется теперь рука, чтобы сокрушить этого дерзкого и умного буффона. » «Нет, я вышел под дождь.
Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Почему акцент на живопись. Полотна собирали Александр Меншиков, Борис Шереметев, князья Голицыны.
На лицах робкая надежда. Это направление представлено иконами так называемого «строгановского» письма. Самозабвенно и свободно художник творит и одновременно размышляет. Его лучшими работами являются портрет Тордвальсена, картины «Сибилла Тибуртинская», «Девочка с плодами» и др.
В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии. «Наличие этих особенностей, хотя и выявляющихся на первых порах в компромиссной форме, позволяет говорить о возникновении живописи нового типа»3. Тут все многозначно: поза, свет, озаряющий лицо, улыбка безоговорочной радости. В иконе мастера Никифора Савина «Чудо Федора Тирона», которая относится к началу XVII века (ГРМ), на небольшом поле объединено в одну композицию несколько эпизодов. Попытка самовнушения перед лицом грядущих катастроф или утверждение, что прав Пушкин и «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Художники, до этого писавшие иконы, стали обращаться к человеку и его внутреннему миру. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Древнерусская живопись, пришедшая с Византии и впоследствии сложившаяся в самостоятельные школы крупнейших княжеств, русская живопись 17 века с «годуновскими» и «строгановскими» письмами, образование Академии художеств и расцвет портретного жанра в русской живописи 18 века, выход на передовые позиции развития мирового изобразительного искусства в русской живописи 19 века, образование и деятельность Товарищества передвижных художественных выставок. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-е гг. ) – это искусство праздничное, яркое, торжественное. Трое обреченных на казнь – Христос и разбойники – собраны в единый силуэт.
Его гордость и надменность притягивает взгляд. Прежде всего, следует отметить Симона Ушакова. Церковь почти не боролась с этим течением. Он самодостаточен. В «Тайной вечере» Ге только ставит задачу, решает же ее почти 30 лет спустя в картине «Совесть». Все остальные произведения Матвеева погибли, затерялись (как, напр. и его этюд с натуры для портрета Анны Иоанновны, бывший еще в 1850-х годах в Академическом музее) или же до неузнаваемости испорчены записью.
Екатерина II собрала достойную коллекцию западноевропейского искусства. Древней Руси — одно из высших Постижений русского и всего мирового искусства. Многие миниатюры являются хорошо скомпонованными жанровыми композициями.
В выборе последних Петр обнаружил если не вкус, то, несомненно, большую проницательность. При Петре I появились и первые частные коллекции живописи.
«Типичны и овальные лица, нередко написанные, в отличие от от фигуры, почти стереоскопично и воспринимающиеся как выпуклая, точно надутая изнутри форма, что перекликается с приемами иконописания, с характерным для него контрастом объемного личного и плоскостного изощренно узорчатого доличного письма»4 (атаман Краснощеков). Лучше всего это выразил Гоголь, сказав, что действующие лица картины «прекрасны в своем ужасном положении». Перемены затронули и изобразительное искусство: русские художники познакомились с зарубежными «коллегами» иностранцы стали работать при дворе. Правда, в теоретических рассуждениях мастер более последователен, чем на практике. Он «здесь» и «там» одновременно. Т. е. Несколько достоверных его произведений свидетельствуют о том, что он усвоил вполне технические приемы западной живописи (свое художественное образование получил он в Нидерландах под руководством Моора и Схора), но их все же слишком мало, чтобы судить об его художественной личности.
Портрет петровского времени). Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Вскоре он продолжил начатый цикл картиной «Демон летящий», проникнутой предчувствием гибели и обречённости мира. Рама картины срезает фигуру, указующую вытянутой рукой на Христа.
Что это. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). Образ автономен, он сосредоточен на себе и безразличен к окружающему». Никитин прошел обучение в Италии и, вернувшись в Россию, работал при царском дворе.
Среди них «портрет-тезис»— наиболее архаический. Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского.
Не случайно в его сторону направлены крест в руках Иоанна и копьё римского всадника. Расположившаяся на первом плане картины группа образует как бы архитектурный фриз, справа и слева замкнутый как колоннами, группами из двух человек (справа – мужчина и мальчик, слева – старик и мальчик). Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
Следует отметить, что еще на рубеже XVI-XVII столетий вместе с течением в иконописи, следовавшем монументальному стилю живописи XV-начала XVI веков, называемым «годуновскими» письмами, получило развитие другое направление. Вишняков занимает особое место в этой среде. Он стал родоначальником русского бытового жанра. Все эти детали оттесняют религиозную идею иконы на второй план. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо.
Обратим внимание и на то, что Иисус идёт не к праведным (группе Иоанна), а к фарисеям, сопровождаемым римскими всадниками. Примером могут служить иконы «Иоанн в пустыне» (1620-1630-е гг. ) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков). При этом, в отличие от Антропова, он оказался непричастным к иконной и парсунной традиции— у него была другая школа и другие образцы (старая и современная европейская живопись стиля рококо, работы придворного мастера Гроота, у которого Аргунов был учеником). Также хороши парные портреты И. Голицына и его жены (1728), где в отличие от Никитина, он стремится к большей остроте и откровенности к передаче индивидуального. В данном случае показательно творчество Трухменского. Несмотря на тягу к подробностям и остродинамичным решениям композиций (например «Битва Гедеона»), преобладают черты монументальной живописи. Мастера ещё не владеют новыми принципами передачи объёма.
Также условно взаимоотношение внутреннего и внешнего пространства. В книге «История русского искусства» Игорь Грабарь писал: «С уверенностью можно сказать лишь то, что одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета».
Они облачены в праздничные разноцветные одежды. Сам А. Иванов ненадолго пережил свою картину. Романтическое мировидение пронизывает не только искусство. Лица женщин вокруг полны скорби, печали и страха. Искусство Андрея Рублёва — гениального художника.
Первые шаги становления жанра портрета связаны с мастерами Оружейной палаты. Этим художник говорит нам, что Спаситель пришел спасти погибшее, падшее. Ге считал, что Иуда «предал не потому, что хотел 30 копеек, а потому, что не знал выхода в самом себе и думал сделать «доброе дело», уж очень много народу шло за Ним, ему казалось, что впереди их ожидает неминуемая гибель». Хотя в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, авторы стараются натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». «На Малой Грузинке» выставляли свои работы О. Кандауров, Д. Плавинский, О. Рабин, В. Немухин и другие. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес.
Искусство стенописи предназначено теперь на более широкий круг зрителей. На халат одета награда. Апостолы Андрей и Петр решительно устремляются к Идущему. Можно говорить и о «портрете-апофеозе»3.
Его титульный лист «Истории о Варлааме и Иоасафе», выполненный по рисунку Симона Ушакова, свидетельствует о свободном владении техникой резьбы по меди. И вот, Россия догоняет. В традиционных образах религиозных легенд (апостолы, святые, ангелы) Рублев воплотил реальные черты характера своих современников, отстоявших независимость Руси в битве на Куликовом поле. Вместе с этим иллюстрации становились более пышными их орнаментация усложнялась. Эта тщательность хороша, когда надо писать стариков (чета Бутурлиных), но мешает ему при изображении молодых женщин (Т. А. Трубецкая), поскольку в живописи того времени господствует тенденция к нивелировке частных особенностей.
Но развитие, пусть медленно идёт. Кстати говоря, художники обращались в своём творчестве не только к тематике античной истории и мифологии, но также и к средневековой, например художник Карл Фёдорович Гун создал картины на тему Варфоломеевской ночи (в своё время Карла Гуна называли лидером средневековой тематики, как Семирадского в античной), Поленов написал на тему позднего Средневековья произведения «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель», «Гугенот» и «Право господина».
Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х2. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. Образ Христа чаще всего воспринимался в ряду других, так называемых «исторических» персонажей. «Благодаря жестковатой обводке теней, лица иногда вызывают ассоциацию с деревянной русской пластикой, с её тщательно отшлифованной и до иллюзорности ровно окрашенной поверхностью»4.
Принимали в неё лиц всех сословий и даже женщин (с согласия отца или мужа) – такова была потребность в отечественных талантах. Парсуной (от искаженного «персона») условно называли портрет, в котором наряду с традиционными иконописными чертами стали появляться и более реалистичные мотивы.
Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников2. Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи. Следует отметить, что в росписях на стенах новые веяния дают о себе знать наиболее отчетливо: это и занимательность рассказа и многочисленные бытовые подробности использование в качестве ориентира западноевропейских образцов (в частности известной Библии Пискатора изданной в 1650 году в Амстердаме). Это полотно П. А.
В серии Иванов задумал соединить Новый Завет и его ветхозаветные прообразы. краеведческий музей, город Истра). В. Соловьев утверждает, что индивидуализм нечто в корне разрушающее «само-бытие общества».
Вот как писал об этом Салтыков-Щедрин в журнале «Современник» в 1863 году: «Он (Иуда) видел Иудею порабощенной и жаждал только одного: свергнуть чужеземное иго и возвратить отечеству его политическую независимость и славу». В «Библейских эскизах» поражает необычайная свежесть, ощущается Присутствие и та самая радость, которая заставляла Давида плясать перед Ковчегом. Прекрасный фресковый ансамбль Москвы – роспись церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Этот аспект даже в какой-то мере лишает эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности. Но «незаметно для себя русское общество как лодка проникается водой, проникалось разлагающим и опустошающим духом толстовской религиозности», – пишет архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской).
Его считают автором группового портрета «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру» (около 1667 г., Обл. Также по рисункам Ушакова Трухменский исполнил гравюры к «Псалтири в стихах» (1680), «Обеду душевному» (1681), «Вечери душевной» (1682). Другой крупный мастер этой эпохи— Андрей Матвеев. «Общее для середины века ощущение радости жизни, хотя и робко, но уже начинает облекаться в духовное качество»4. – Гроза застала меня дома.
В своих портретах Петра Великого (круглом), канцлера Головкина и напольного гетмана он далеко опережает современников, работавших в России. И что особенно важно и характерно для этого времени – Суд этот не признаётся справедливым. Между Мессией и остальной группой существует незримая преграда. Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Выполненные русскими и иностранными мастерами портреты ещё тяготеют к парсуне. Росписи насыщены занимательными подробностями. Тех, кто получал знания за государственный счет, называли пенсионерами (от слова «пенсион» — содержание на время обучения).
«Этот нелегкий, но глубоко прогрессивный процесс выводил русское искусство на широкую дорогу общеевропейских мыслей и форм, нёс отказ от средневековой замкнутости, косности религиозного мировоззрения, был большим государственным делом. Таким образом, общей тенденцией развития русской живописи 17 века является ее «обмирщение».
Его считают одним из основателей русской портретной школы. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. И ответ был получен в 50-е годы. «Этому ещё мешают типично барочное понимание живописи как украшения, пристрастие к яркому переливчатому цвету, орнаментальность, обилие аксессуаров и других антуражных элементов»4.
С кем только её ни соотносили. Спасенный из египетского плена иудейский народ под предводительством Моисея скитался в безводной пустыне сорок долгих лет. Этим маленьким полотнам присуще картинное начало, которое есть и в «Автопортрете с женой» (1729)— целой композиции на фоне колонны и пейзажа, со взаимодействием персонажей, мягким колоритом. Основная идея часто теряется среди второстепенных деталей, которым отдается предпочтение. На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Ему не свойственны поверхностные ухищрения, стремление к «грациозности», он стремится к серьезности, заботится о содержании, целиком сосредотачивается на выявлении лиц. Натурализм поднялся здесь до своих вершин. «Отсюда проистекает смесь ломкой грации с неизбежной, но забавной выспренностью»4.
Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью». На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. Творчество Рублева пронизано идеями патриотической борьбы русского народа против татар, стремлением к объединению Руси. Изменения также затронули и иконопись. «Их представление о натуре заметно окрашено традиционностью»4.
Он экспрессивен, страстен. В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Интересны женская и мужская аллегорические фигуры «Мир» и «Брань»: они трактованы вполне реалистически, так же как и архитектурное обрамление листа.
Русская иконная живопись XVII века, только что начавшая освобождаться от византийского канона и впитывать в себя элементы народного вкуса (главным образом в подборе красок и в разработке орнаментов), с середины XVII века сворачивает в сторону и под влиянием южно-русской и польской культуры получает несомненно немецкий оттенок. Ясно одно: человек больше не желает видеть свою истинную, поврежденную грехом природу. состраданию, любви к ближнему, равенству перед Богом противопоставлялись идеи антигуманистические: «человек по природе зол», «сострадание патологично», «падающего подтолкни» и т. д.
В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи. Праздничность ярославским росписям придает особенный колорит: краски в них яркие, звонкие. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань.
Мастера не уделяют внимания стройности силуэтов изысканности линий. Воин, одетый в красную рубаху, золотые доспехи и ярко-синий плащ изображен утонченным и изящным рыцарем. Это отразилось в серии так называемых «Библейских эскизов», предназначенных по замыслу А. Иванова украшать не церковь, а особое здание, что-то вроде храма мудрости. Интересны его портреты людей своего социального слоя (супруги Хрипуновы, т. н. Это парадные и домашние портреты, пейзажи, мифологические сюжеты, натюрморты.
Для них более важно действие, сюжет. С Петра следует начинать историю русской живописи общеевропейского характера. В 1757 году в Санкт-Петербурге была основана Академия Художеств с 5-ю отделениями: живописи, скульптуры и ваяния, гравирования, медальерного искусства (изготовления монет и медалей), архитектуры. Еще более академический романтизм проявился в творчестве Федора Антоновича Бруни (1799-1875). Императрица Елизавета Петровна создала первые картинные галереи при дворе. Д. Г. Левицкий становится самым модным портретистом времён Екатерины II. Взгляд служанки снисходительный.
Его биография типична для поколения: работать начал в Москве, по произведениям этого периода («Царевна Наталья Алексеевна», «Цесаревна Анна Петровна») видно, что Никитин уже хорошо знаком с европейской системой композицией, вдумчиво относится к моделям, однако фигуры ещё скованы и в живописи видны следы старых приемов. К этой же тематике обращался и Брюллов в своём полотне «Смерть Инессы де Кастро». В ней поступок Иуды будет рассматриваться как неизлечимая болезнь, ведущая в смерть. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Подробно изложена вся история русской живописи с описанием каждого этапа ее развития.
С детства знакомые картины заиграют новыми красками. Часто это похоже на несварение желудка. Он писал парадные портреты (Петр III, архиепископ Сильвестр Кулебяка и др. ), но особенно ценны его камерные портреты.
в трагедии предательства Иуды Н. Н. Человек нравственно выше слепой стихии, он гибнет, но гибнет непобежденным. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Линия парсуны (1680—1690-е гг. ) затем сталкивается с сильным потоком произведений иностранцев и пенсионеров, который почти полностью вытесняет её. Федотова передает зрителю эпизод из жизни чиновника. Галерея картин содержит 1500 репродукций. Иван Никитин— основатель новой русской живописи.
«Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. В России 1890-х гг. Под столом валяются рыбьи кости. Однако при этом она продолжает существовать и её черты проявляются в творчестве и передовых художников эпохи (Никитин, Вишняков, Антропов), как свидетельство незавершенного перехода от средневековой к новой манере. Поскольку искусство ещё оставалось «неустановившимся», налицо большая разница в манерах, стилевых приемах и типологических схемах. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.
Если картина сюжетная, то в ней заметны новые принципы взаимосвязи фигур3. Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума.
умами владел Ф. Ницше. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). К нему тянутся все незримые нити, связывающие разрозненные группы людей. Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. – Вы тоже попали под дождь.
Призывы к покаянию больше не достигают его души. Краски становились более яркими, а сюжеты — более светскими. На одном из стульев кошка рвет обивку. Общее и индивидуальное пока ещё не слито в органическое единства и конкретные черты еле-еле проступают под типизирующей «маской»3. В сцене исцеления Елисеем отрока художник основное внимание уделяет изображению жатвы. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе.
Останавливаться на достоинствах одних этих явлений значило бы сузить свою задачу до кажущегося парадокса. Обостряется чувство фактуры— художники научаются изображать мех, бархат ит. п. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина.
Сцены до предела многолюдные, полны деталей, третьестепенных персонажей, шума. Характерные изменения в самом характере художественного образа также видны в иконе Прокопия Чирина «Святой Никита» (1593, ГТГ). Русская мысль не соблазнялась этим «евангелием чистого эгоизма». Эти два пространства невозможно объединить.
В то же время он направляет движение вглубь, где изображена фигура идущего Христа. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. На первый взгляд она кажется достаточно традиционной. им далеко, как до неба. Живопись в последнем случае являлась в подчиненном от литературы, философии и религии положении, она исполняла служебную роль.
Кроме того, он прожил длинную жизнь и найдя своё место в искусстве 2-й половины века, «он воплотил живую преемственность очень важных принципов русской живописи»4. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. В «Преступлении и наказании» крах терпит другой «Наполеон» – Раскольников. Работа художника становилась профессией. Распространены обычные портреты Петра и его сподвижников в рост и на коне.
Техника масляной живописи постепенно вытесняет темперную. Также следует отметить типичные для этого времени Сийское евангелие (1693, Библиотека Академии наук), «Лекарство душевное» (1670, Государственная Оружейная палата), в которых множество бытовых подробностей. Вероятно, самый выдающийся стенописец этого столетия— Гурий Никитин. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего».
До XV века существует единственная школа живописи – корсунская (греческая). Провинция в 1-й четверти века испытывает весьма слабое влияние новшеств, часто продолжая древнерусские формы, тем более, что в регионы перебираются «старомодные» иконописцы из Москвы2.
В его трудах «По ту сторону добра и зла» и др. Христос кажется парящим над головами толпы. Орест Кипренский причислен к лучшим русским портретистам.
С этим вступает в противоречие тенденция к созданию символически обобщенного образа. Картина эта называется «Первый снег» (1875). Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Характерная черта фресковой живописи 2-й половины XVII века— «бытовизм» интерес к человеку в его повседневной живописи. «Будь человек бессмертен — он не имел бы даже отдаленного понятия о совести». Иосиф Владимиров в своем труде «Трактат об искусстве» дает обоснование законности существования светской живописи и поддерживает развитие портретного жанра в живописи, а Симон Ушаков определяет живопись как зеркало, которое должно правдиво отражать реальный мир и облик человека.
Он, женственный и прекрасный, – сама любовь. В XVII веке развивалась гравюра по дереву, а затем по меди. Небольшие по размеру, «они характеризуются довольно однообразной грузноватой посадкой фигуры, которой словно тесно в отведенном пространстве»4 (А. М. Измайлова, М. А. Румянцева). Картина также находится вКиевском музее русского искусства. «Мастера фресковой живописи XVII века вышли на новые рубежи в видении и изображении мира. Тем не менее, «пророчествующий голос яснополянского старца, возгремевший над Россией и над всем миром, стал слышаться в сознании русской и мировой интеллигенции как дух подлинного пророчества». «Иван Иванович.
Особенно ему удавались парадные портреты малых форм, утонченные и грациозные («Елизавета Петровна на коне», «Елизавета Петровна в маскарадном домино»).