Примечательно, что моделью для русской Венеры послужила дочь Кустодиева, Ирина. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) Кустодиев продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Образ русской Венеры, в представлении Кустодиева именно олицетворен в здоровой девушке, находящейся в расцвете сил, крепкой, в пышном теле деревенской бабы.
Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры. В то время, как на картинах художников-декадентов появляются тонкие, неулыбчивые девушки с задумчивыми и трагическими лицами, Кустодиев пишет ярких, полных русских красавиц, самая известная из которых — «Русская Венера», написанная им с дочери Ирины. Картина «Русская Венера», по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства. Картина Бориса Кустодиева Русская Венера: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Лицо Ирины с ее милой строптивостью не годилось для русской Венеры.
Позднее по дорожным впечатлениям была выполнена картина «Украина»: хатки с соломенными крышами по дороге, обрамленной высокими кипарисами, движутся возы с сеном. Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. Написал художник сразу два варианта, один из которых сейчас разместили в художественном музее Нижнего Новгорода, а второй — в Москве, в известнейшем музее «Третьяковская галерея». Известны два варианта — первый в Нижегородском художественном музее, второй — в Третьяковской галерее в Москве.
Кустодиев писал этюды с видами парка имения, натюрморт «Яблоки». Картина «Русская Венера» была написана Борисом Кустодиевым в 1926 году, за год до смерти, в его ленинградской квартире, которая служила ему и мастерской. Наверное, ни один другой русский художник той эпохи не имел большего морального права отобразить архетипический образ национальной красоты. В отличие от древнегреческой богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры), красавицу окружает не морская пена, а клубы пара русской бани. Но в лице просматривается собирательный образ многих других женщин, которых он всегда изображал с удивительно нежностью.
Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Когда же настала пора писать маслом, позировать пришлось любимой натурщице Кустодиева — дочери Ирине. Ленинград летом опустел. А вот другие светила русской живописи — Репин, Шишкин, Левитан, Врубель, Серов, Рерих, Нестеров (чудесный его эскиз к «Видению отроку Варфоломею» из собрания Догадина)— представлены неплохо. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
На ее простецком курносом лице – задорная улыбка. Один из друзей художника вспоминал: «Онподкатывал к своим полотнам и отъезжал от них, точно вызывая на поединок грядущую смерть» Он брал краску на кончик длинной кисти, зорко, как стрелок, прицеливался и мазок ложился на холст. Ведь она родилась из пены. Это последняя большая картина великого русского художника. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении.
Полнотелая, здоровая женщина с золотистыми волосами держит в руке березовый веник. На саму картину, на живопись ушло много месяцев.
Картину «Русская Венера» нарисовал известный русский художник, работавший в области живописи, Борис Михайлович Кустодиев (родился в 1878 году, а умер в 1927 году). Ведь она достойна этого. Художник долгое время являлся одним из членов творческого объединения под названием «Мир искусства». Он забывал о болях в руке, которая быстро уставала. На Средиземноморье – из морской, а в России – из банной пены.
Но что это были за часы. Но что это были за часы. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленица»), в которых видны черты модерна.
И мотивировал это тем, что она имеет эффект отражения света. Вот между голодным Питером 1919го и угрюмой купеческой чайной Кустодиев и расположил свой базарно-балаганный рай, свою Телемскую обитель сытости, веселья и счастья. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). После нее картин больших размеров у него не было. Создавал картину он с 1925 по 1926 годы.
Кроме того именно ему принадлежат слова: «Если бы Господь не создал женской груди, я бы не стал заниматься живописью. ». Мыльные пузыри на лавке, клубы пара оправдывают название картины. Но все же, несмотря ни на что, он берется рисовать те идеалы, эстетизм которых привлекал его еще с детства.
Друзья разъехались на отдых кто куда. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. Невольно вспоминается творчество О. Ренуара, блестящего, жизнелюбивого французского живописца, в старческие годы также прикованного к инвалидной коляске, который говорил, что «изображать плоть — наслаждение, поскольку она так хорошо отражает свет. », а затем добавлял: «Если бы Господь не создал женской груди, я бы не стал заниматься живописью. ». Там такого же примерно размера, как гигант-«большевик», по тем же заполненным людьми улицам двигался устрашающий скелет — символ смерти. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Художник изображает свою Венеру в русской, утопающей в клубах пара, бане. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой».
Весной, в мае, Борис Михайлович возобновил работу над задуманным большим полотном «Русская Венера». Он очень любил изображать обнаженных людей, считал это высшим наслаждением. Протасов рассказал, что собрание галереи неплохо пополнялось из государственных фондов, да вот беда, лукаво посетовал он, произведений знаменитого земляка в ней все же маловато. Художник входил в объединение «Мир искусства», но вопреки западнической ориентации основателей объединения создал в своих ярких, жизнерадостных произведениях собственный живописный вариант «русского стиля». Жизненная веселость и телесная конкретность образа не должны ввести зрителя в заблуждение. Перед нами именно Венера.
Когда художник рисовал картину, он был болен. «Русская Венера» — его последняя большая картина, написанная в 1925-1926 гг. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Прикованный к креслу-каталке, больной художник (последние одиннадцать лет жизни он страдал параличом ног) воплотил свой эстетический идеал изобразив «богиню» в своем доме — «Тереме», в Костромской губернии (картина написана на обороте семейного портрета). «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Пришлось использовать обратную сторону группового семейного портрета «На террасе», написанного в «Тереме» в 1906 году. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Стыдливо прикрывая интимное место березовым веником, красавица со струящимися длинными рыжими волосами напоминает Марию-Магдалину: похоже изображали художники эпохи возрождения блудницу, ставшую впоследствии святой.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Ее, красивую девушку, окружают водные пары, так как сидит она в русской бане. Её золотистые волосы водопадом ниспадают с одной стороны. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна».
Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». грядущую смерть. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии.
Для «Русской Венеры» позировала, по воспоминаниям Кирилла Борисовича, девушка лет двадцати трех, пышная, с хорошей фигурой. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Это идеал женской красоты, созданный воображением народа. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Он рисует богиню Афродиту совершенно домашней изображая ее у себя дома, в «Тереме» на Костроме.
Кустодиев нарисовал «Русскую Венеру» последней. Примечательно, что материалом для картины был выбран семейный портрет. Картина представляет собой обобщающий образ.
Воинов писал: «Теперь это уже не скелет, не туманный призрак смерти, а существо, обладающее подлинной плотью и неугасимым порывом к борьбе и победе». Пышнотелая барышня искрящаяся здоровьем, блеском, чистотой свежевымытой кожи.
Помимо коллекции Догадина в галерею поступило около ста работ из числа собранных представителем австрийской торговой фирмы О. Виблингером, среди них и когда-то написанное Кустодиевым панно «Поэзия» и его натюрморт «Омар и фазан». Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Перечитывая хорошо знакомый ему текст монографии, Борис Михайлович усомнился, надо ли было Воинову обращать внимание читателя на очевидную параллель композиции «Большевика» — гигант шагает по московским улицам между копошащихся у его ног людишек, — с подобной же композицией его раннего рисунка для «Жупела». В самом деле имел же художник право пожелать своей героине счастья. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане». Об этом свидетельствует тот факт, что картина Русская Венера была написана на обороте ранней картины На террасе (1906 г. ), представляющей собой групповой портрет семьи художника. И. Шаляпин».
После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. А может быть именно вот таким образом и стоило. Искренняя, живая улыбка и васильково синие, красивые глаза.
Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Он и реален и идеален в одно и то же время. На саму картину, на живопись ушло много месяцев. Больному разрешалось лишь несколько часов находиться в сидячем положении. «Русская Венера» — картина русского живописца Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927 гг. ), уроженца Астрахани, много работавшего в Костроме.
С холстом по-прежнему были проблемы. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников.