Творчество художника трагически и преждевременно оборвалось, но оно не только оставило яркий след в сознании современников, но и заложило основы для развития критически-реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. Одним из основоположников реалистического направления в русской живописи стал Павел Андреевич Федотов, творческий путь которого исполненный драматизма и борьбы, был недолгим.
Федотов. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Лесковым и А. П. Художественные силы, действующие в нем испытывали давление со стороны «профессионалов» и нередко почти полностью с ними ассимилировались, причем поглощение так называемым «высоким» искусством «низового» с годами все более усиливалось.
И. С. Остроухов и другие художники. Здесь вновь скромный обиходный мотив — заросший сад, обветшалая усадебная веранда, сгорбленная фигурка старушки, которую поддерживает под руку внучка, — становится значительным по содержанию символом. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. В лице крупнейших представителей Товарищества его деятельность была подлинным коллективным творческим подвигом.
Гоголя ("Ревизор", 1836), а становление с именем А. Н. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен. В начале 90-х гг.
Здесь интересен каждый, даже беглый набросок. В «Проводах покойника» (1865) внимание художника сосредоточено на глубоких переживаниях действующих лиц, переданных очень лаконичными образными средствами (согбенная фигура вдовы, сидящей в санях спиной к зрителю).
Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник». Касаткин, С. В. Иванов. Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. Это большое полотно отличается богатством и сложностью характеров, глубиной постижения психологического состояния человека. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. А. Серова). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
Врубель не считал эту картину окончательным воплощением замысла, своего «монументального» Демона он собирался писать позднее. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
«Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. Либретто написал барон Г. Розен, личный секретарь наследника престола. "Повинен смерти.
Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). Глинки. Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В нем Репин видел залог того уважения и признания, которые окажут подвигу революционеров-демократов будущие поколения. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Становление русской батальной живописи второй половины XIXв. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов.
Их произведения занимают значительную часть альбома. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). Появление подобных работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. Е. Архипова не осталось незамеченным прогрессивной художественной критикой. Картины Сурикова уникальны в значительной мере преобладающим, живописным – колоритом. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам.
Члены Артели приняли активное участие в выставке в Нижнем Новгороде (1865), предвосхитившей будущие выставки Товарищества передвижных художественных выставок. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Толстым, И. С.
Вскоре он продолжил начатый цикл картиной «Демон летящий», проникнутой предчувствием гибели и обречённости мира. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность.
Уже в конце 40-х годов XIX века возникали кружки поклонников новых течений в искусстве. Даже кошка на стуле худая и неухоженная. так как прежние установки постепенно отходили в прошлое. Эти же принципы унаследовали его ученики — продолжатели русского пейзажа.
Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в городе Чугуев, в семье военного поселен-ца. Федотова передает зрителю эпизод из жизни чиновника. То, что произошло дальше, в истории русского искусства назы-вают «бунтом четырнадцати». народный напев возвысить до трагедии". Его подлинными творческими вершинами стали блестяще сыгранные роли Фамусова в комедии А. С.
В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Иванова.
Христос и Пилат» (1890).
Тема балканской войны получила у Верещагина не только героико-патриотический и объективно-исторический, но и социально-критический аспект. По выходе из Академии «протестанты» оказались в очень тяжелых материальных условиях, но были полны энергии, воодушевлены высокими целями борьбы за национальное искусство. В начале 90-х гг.
Также живопись откликалась на запросы жизни и активно вторгалась в нее. В одном из писем Островскому И. А. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Еще более академический романтизм проявился в творчестве Федора Антоновича Бруни (1799-1875).
Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро). Заключение. Мусоргского ("Борис Годунов", 1874 "Хованщина", 1880), Н. А. Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии.
Оно просуществовало свыше пятидесяти лет (до 1923 года), проведя за это время сорок восемь основных выставок и несколько параллельных. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи и прекращались унылые дожди. Комичность образа получилась благодаря контрасту его образа. Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства.
Он, – по словам А. И. Перов поступил в Московское училище живописи и ваяния. В то же время он направляет движение вглубь, где изображена фигура идущего Христа. В этом нетрудно убедиться на примере портретов, занимающих в альбоме первые номера таблиц. Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик.
Все это отразилось в творчестве русского художника А. А. Религиозно-мистическая направленность картины отражала модные при дворе и в великосветских кругах настроения. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник.
Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции, с революционным просвети-тельством Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой поэзией Некрасова. Они приучили русскую публику останавливаться перед картинами, заинтересовали и увлекли ее. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Классическая форма более ясная. «У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции. Показательно, что еще Крамской назвал Федотова «Гоголем в русской живописи». В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Эти кружки первыми запротестовали против Академии художеств.
В 1871г. Павел Михайлович Третьяков (1832--1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела., – Артель художников, которую возглавил художник Иван Николаевич Крамской.
Федотов и мастера сатирической графики 40-х годов являются непосредственными предшественниками жанристов-шестидесятников. На первый взгляд она кажется достаточно традиционной. Но главный герой, мелкий чиновник, видит в этой награде продвижение по службе. реализма. В его творчестве батальный жанр тесно сплетается с бытовым и историческим.
В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова». Образы богатырей воплотили в себе вековые идеальные представления о всесторонне развитом человеке, физическая сила и красота которого сочетаются с душевным благородством, отвагой и доблестью. Другим ярким представителем изобразительного искусства середины XIX века является П. А. С той поры Верхняя Волга заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Картина "Свежий кавалер" была написана в 1846 году. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
Такие картины, как Что есть истина. Бондарко А. В. Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Бородина ("Князь Игорь", 1890), М. П.
Философия человеческой судьбы осмысливается Левитаном в изумительном по выразительности полотне «Над вечным покоем» (1893/1894). Квартира на 17-й линии Васильевского острова, а позднее на углу бывшего Вознесенского проспекта и Адмиралтейской площади стала своеобразным художественным центром — «академией Крамского», противостоящей официальной Академии. В картине «Московский дворик» (1878/1879) изображенный художником уголок старой Москвы с характерными приметами патриархального быта вырастает до типически обобщенного образа целой эпохи. Утверждая новые принципы творчества, Федотов разрушал устаревшие каноны академизма, уводил русскую живопись от безжизненных и отвлеченных тем, рутинных шаблонов, внешней красивости к явлениям современности. В них художник обращал свой гнев против лицемерия духовенства. Оперы А. П.
собрание дос-тигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. В 1860-1870-е гг. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Композитор назвал оперу "Жизнь за царя" и посвятил её государю Николаю Павловичу.
Реализма – как партийность. Серьезное выражение лица на фоне халата и домашней обстановки вызывает улыбку. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Пушкина ("Борис Годунов", 1824-1825) и Н. В. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.
Васнецов. Основоположником русского демократического пейзажа по праву считается Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). Необычайно психологически выразителен образ Петра, в котором суровость и гнев сочетаются с огромной душевной болью. Товарищества передвижных выставок, душою которого стал тот же Крамской.
Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры. Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. Он по справедливости должен называться Театр Островского". Она произвела сильное впечатление на общественность.
Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. В ней война показана без прикрас изнутри, глазами непосредственного участника сражений. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко. Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве.
Художник изобразил своего героя в карикатурном образе, вызывающем улыбку у зрителя. Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи. Не выдержав гнетущей обстановки, Федотов заболел тяжелым психическим расстройством и в 1852 году в возрасте 37 лет скончался.
В Очерках гоголевского периода (в 1856 г. ) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Это и понятно, ведь именно здесь, по замыслу автора, находится центр всей композиции.
На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова.
В творчестве Николая Александровича Ярошенко (1846–1898) сложилась типология жанрового, социально окрашенного портрета. Чайковского. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом.
Исходя из конкретных жизненных ситуаций, художник сумел в своих произведениях достичь широкого обобщения, осудить политическую систему николаевской России и нравственные пороки, порожденные ею. Илья Ефимович Репин (1844—1930) Картины кисти знаменитого художника Ильи Репина отличаются своей разносторонностью. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»).
Друг и соратник В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевич, вспоминая о жизни Владимира Ильича в Москве в 1920-е годы, писал: «Особенно его удовлетворяла Третьяковская галерея, в которой он был несколько раз после ктябрьской революции. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. У этого художника была трагическая судьба и особый путь становления (он был кадровый военный). Как и они, он предпочитал работать не в мастерской, а на воздухе (на пленэре, как говорят художники).
Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Критика находила, что Глинка начал новую эру в музыке. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. В последние годы жизни Левитан обратил внимание на творчество французских художников-импрессионистов (Э.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В историю отечественного театра М. С. На одном из стульев кошка рвет обивку. Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины "Витязь на распутье" (1878), "После побоища Игоря Святославича с половцами" (по мотивам сказания "Слово о полку Игореве", 1880), "Аленушка" (1881), "Три богатыря" (1898), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897). Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма. Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. В этих произведениях типическое в образах героев поднято до уровня обличительной сатиры. Одной из характерных черт в реалистической живописи становится тенденция создания монументальной картины-эпопеи на современную и историческую тему, что особенно ярко сказывается в творчестве Репина и Сурикова, серий картин, объединенных общей темой (в батальной живописи В. В. Верещагин), с этим же был связан интерес к композиционному портрету-картине (И.
Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др. ). В санях — грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского. Василий Григорьевич Перов (1834—1882) Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, Тройка.
И. И. Левитан (1860—1900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина.
Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Социально-обличительная тенденция ярко проявляется и в живописном творчестве художника. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Взгляд служанки снисходительный. Последнее, однако, допускалось со многими оговорками, которыми в основном подчеркивались эстетическая неполноценность, «провинциальность», характерные для произведений этого круга.
Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В картине Тройка главенствует драматическая тема.
непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно. Но живопись уже начинала приобщаться к современным стремлениям – раньше всего в Москве. главной чертой реализма была действительность. Во многих своих произведениях Суриков избрал трагические фрагменты русской истории. Мне минутами становилось страшно».
Островским, Л. Н. Его рождение по праву может быть граничит с драматургической деятельностью А. С. Здесь особо ощущается сила художественного обобщения, живописное мастерство.
Здоровье шло на убыль. Островского. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею.
События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. В колорите драматизм образа выражен через сопоставление холодных и теплых тонов.
Она хранила традиции профессионализма, ориентацию на классическое наследие, но отстаивала идеал «чистого искусства». Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)- основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "у нас есть свой русский национальный театр".
Другой слой — «низовой», его ареал охватывал всю страну, находя свои источники среди социально обездоленных групп общества. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин. Грибоедова "Горе от ума", Городничего в "Ревизоре" Н. В.
Причина этого в том, что и реализм 19 века и реализм 20-го века был воплощением братского стремления людей к свободе в пределах одной страны, в пределах одного Союза. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира». Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. Очень показателен образ мальчика-сына, с трепетным восторгом смотрящего на отца. Для Христа изображенного Крамским, нет альтернативы крестному пути, нет колебаний и выбора.
В этом близость героев Федотова к героям Гоголя. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Романы соцреализма дают примеры того, как воплощается возможность упорядочить благородную стихию душевности. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии.
Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Глинки были продолжены и развиты в творчестве композиторов "Могучей кучки" и П. И. Персонажами его картин стали не знаменитые мужи древности, не герои евангельских или древнегерманских легенд, а простые «маленькие люди», живущие скудно и прозаично, с обыденными чувствами и ничем не выдающейся судьбой. Позднее оно перешло в собственность Москвы.
О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь.
Это сделано мастерски., Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации. После реформы Академии он становится ее профессором. Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от непогоды к солнечному состоянию. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. (убийством Александра II) подсказали художнику сюжет картины «Узник» (1882), в которой создан обобщающий образ революционера-разночинца. Посещая вечера у поэта В. А.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Произведения его или не находят покупателей или приобретаются за бесценок. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. Среди графических работ В. Е. Маковского постоянно встречаются эскизы-варианты будущих живописных произведений. Щепкина. Совет академии ответил отказом. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. М. Васнецов «В кружале.
По этим произведениям можно видеть, как Перов неоднократно в разных вариантах обращался к волнующим его темам. В каждом углу комнаты беспорядок, вещи навалены друг на друга. Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер., Христос и Пилат подверглись критике духовенства, за что были сняты с выставки. Во второй половине XIX века особенных высот достигло русское оперное искусство.
То же и в живописи. Многому научился Репин также у Крамского. "Жизнь за царя" – первая классическая национальная русская опера. Всего серия насчитывает 25 картин. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя.
Он написал портреты – ученых (Пирогова и Сеченова), – писателей Толстого, Тургенева и Гаршина, – композиторов Глинки и Мусоргского, – художников Крамского и Сурикова. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Он стал родоначальником русского бытового жанра. Таким образом, реалисты-передвижники завоевали для искусства жизнь, правду искренность.
И хотя в изображаемых персонажах нет ничего преувеличенного или карикатурного, абсолютно очевидно авторское осуждение того устройства жизни, где люди теряют человеческое достоинство и человеческие чувства во имя престижа или обогащения, совершая подобную куплю-продажу. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Особо важную роль в его произведениях играет тонкая разработка цвета. Федор Александрович Васильев (1850—1873) Творчество этого молодого художника прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг, Оттепель, В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (1833—1882).
В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. В условиях тягостной общественной изоляции, нескончаемой борьбы за кусок хлеба, Федотов создает свои последние произведения, в том числе «Анкор, еще анкор. » и «Игроки», отличающиеся драматически напряженным мироощущением. Работы Суд синедриона. Чайковского, опера "Жизнь за царя" явилась "первой и лучшей русской оперой", которая стала высоким образцом и творческим мерилом для последующих поколений русских оперных композиторов-классиков. Товарищество передвижных художественных выставок не было однородно по составу в конце рассматриваемого периода, на рубеже нового столетия оно переживает известное снижение творческой активности, связанное с недооценкой изменения исторической обстановки некоторыми представителями старшего поколения передвижников.
Илья Репин Оставил значительный след в истории русской живописи. Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Н. Крамской) и национальному эпическому пейзажу (И. Жуковским и хорошо известной "Думой" К. Ф. Мане, К. Моне, К. Писарро).
Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников. Но новаторство его творчества этим не исчерпывается. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм». Чайковского ("Евгений Онегин", 1879 "Пиковая дама", 1890) на долгие годы определили классический репертуар мировой оперной сцены.
Глинка поселился в Петербурге. Вы совершили всё, что подобало великому таланту. Оба эти пункта имели существенное значение, утверждая независимость искусства от властей и волю художников к широкому общению с людьми не только столичными. была закончена знаменитая картина «Грачи прилетели», представленная вскоре на первой передвижной выставке.
В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. Его гордость и надменность притягивает взгляд. Используя мотивы поздней осени с мглистым хмурым небом, раскисшими дорогами, облетевшими деревьями, русский пейзаж 1860-1890-х гг.
Главное событие, которое произошло, названо в истории русской живописи «бунтом четырнадцати», давшее главный, решительный толчок новому течению. При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Печать тоже высоко оценила оперу. Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Как и они, он стремился запечатлеть мимолетность бытия, передать движения света и воздуха.
Процесс его создания крайне сложен. Отношение Перова к церкви как к одному из институтов угнетения, чье материальное благополучие строится на страданиях народа и чья деятельность далека от истинной веры и от христианских заповедей, было отражением революционно-демократических взглядов на религию. Это «Кочегар» (1878)— один из первых рабочих людей, ставших персонажами русской живописи, воплощающий своими мускулистыми руками с зажатой в них кочергой, крепнущие силы российского пролетариата «Студент» (1881)— собирательный (несмотря на портретную индивидуальность) образ революционера-разночинца «Курсистка» (1883)— представительница нового поколения русских женщин, вступающих наравне с мужчинами в общественную жизнь. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью.
Под столом валяются рыбьи кости. Человек, медленно умиравший от тяжелой болезни, создал оптимистичные, пронизанные горячим предзакатным солнечным светом или загадочным блеском луны, напоенные теплым воздухом картины родной природы, засыпающей, чтобы проснуться с новой силой («Летний вечер», 1899 «Стога. В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского. граничит с именем Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Скорее всего, ему больше некому показать свою награду.
Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела. В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Одоевским и др. Кавоса состоялось 9 декабря 1836 года в С. -Петербурге на сцене Большого Каменного театра в присутствии государя и царской фамилии. Т. о.
В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве — стремление к художественной правде. В картине «Бабушкин сад» (1879) Поленов первым из передвижников обратился к теме уходящего дворянского прошлого России. Васильеву удавалось раскрыть в пейзаже состояние унылой русской природы отображая ее истинную красоту, заставив современников восхищаться красотой природы до селе не виданной. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). Благодаря русским передвижникам, самым известным художникам того времени, картины русской живописи помогают всему человечеству осмыслить те представления о жизни тех лет и творчестве русских художников, которые с большим трудом добились создания товарищества передвижных художественных выставок. В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета».
Национальная тема, достоверность и характерность — те качества, которые определяли главные интересы художников. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников» попали в собрание Третьякова. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен.
Также не малое впечатление произвела картина Крестный ход в Курской губернии. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. К этому времени в академии произошли некоторые изменения. Романтизм уступил место трезвому анализу действительности. Завершил цикл «Демон поверженный», не оставлявший ни малейшей надежды на перемены к лучшему, ставший зримым воплощением трагедии самого художника. А. Степанов, П. М. Боклевский).
В составе передвижников с 1878 года. Туркестанской войне посвящена серия работ Верещагина «Варвары», рассказывающая о гибели небольшого русского отряда, захваченного врасплох противником, о средневековом варварстве нравов, царящих в бухарском военном стане. Он избежал этого. Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами.
Печально смотрит девочка. Сердобольный прохожий помогает им преодолеть неровность дороги, подталкивая бочку сзади. Рылеева. Именно Толстой, с его глубоким проникновением в крестьянскую жизнь, удивительным знанием русского характера, был наиболее близок творческим устремлениям Товарищества.
Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован. Уравновешенная по композиции, скромная и сдержанная по колориту, пленэрная по передаче света и воздуха, картина несет в себе ощущение значительности происходящего в природе естественного таинства. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. Крамской Иван Николаевич (1837 – 1887) Известный художник, один из главных реформаторов в искусстве известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых художников. Салтыковым-Щедриным, Н. С. в основе которой простой народ, церковные священники, полиция. 25 лет спустя после основания Товарищества передвижники говорили, что необходимо помочь «русскому искусству возвратиться на родную почву, выработать свой язык, свои приемы, свое мировоззрение». Особое место на полотнах Федотова занимают детали.
Федотов был также известен как прекрасный, тонкий портретист. Таковыми были черты издревле присущие народному представлению о прекрасном и способах его выражения, черты традиционно-национальные и чрезвычайно устойчивые в народном сознании — непредвзятость и свежесть восприятия, нередко сдобренные иронией, условность в решении композиционных задач и передаче формы изображения, точность фиксации деталей, декоративность (узорочье), жизнерадостность и оптимизм, подчеркнутые радужной палитрой красок. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866).
Столкновение героического подвижничества с жизненной повседневностью стало темой одного из лучших произведений Репина — картины «Не ждали» (1884–1888). Архип Иванович Куинджи (1841—1910) На его полотнах изображены картины с живописным колоритом цветов и света. Особенно ему удавалось передать настроение в женских портретах. Балканская живописная серия Верещагина — высшее достижение реализма в батальной живописи.
Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи. «Проповедь на селе», 1861 «Крестный ход на Пасхе», 1861 «Чаепитие в Мытищах близ Москвы», 1862). Гончаров утверждает: ".
На картине он изображен в огромном халате, босиком, в папильотках, стоящий убогой комнате. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Нельзя сказать, чтобы «низовой» слой русской художественной культуры и картин русских художников оставался незамеченным историками или искусствоведами. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел».
В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси). Идея осуществления народом своей власти непосредственно и через своих представителей. В живописи 19 века произошла смена направлений.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Возвратившись в Россию в 1834 году, М. И. Пушкин. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме. Сюжет оперы, подсказанный поэтом В. А. В 1863 г. молодые художники – участники академического конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые сего пожелают, помимо заданной темы». Первый замысел картины относится к 1878 году.
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Мундир висит на двух стульях, везде валяются какие-то вещи. Эпоха НиколаяI с ее жестокой бюрократической машиной, чинопочитанием, превратившимся в культ «высокопоставленных лиц», почти узаконенным взяточничеством, административным произволом, унижением и нищетой простых честных тружеников, давала наблюдательному художнику богатый материал для сатирического осмысления ее. Творческие интересы передвижников-пейзажистов были связаны с темой родной русской природы. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Именно А. Н.
По обе стороны от него примостились на санях дети. Кроме идеи замысла, все большее внимание стало обращаться на искусство самой живописи. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Обратим внимание и на то, что Иисус идёт не к праведным (группе Иоанна), а к фарисеям, сопровождаемым римскими всадниками. В персоне «свежего кавалера» как бы олицетворяется бюрократическая система самодержавия, со всеми присущими ей пороками.
Романтизм явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм, особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой французской революции и Наполеона. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. В его уставе лишь говорилось, что члены Товарищества должны сами вести свои материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого, а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные города (передвигать по России), чтобы знакомить страну с русским искусством. Особое внимание привлекают и области художественной деятельности передвижников, до сих пор еще недостаточно известные – рисунок, акварель, книжная иллюстрация.
Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Гоголем, П. А. Грибоедова ("Горе от ума", 1822-1824), А. С. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества.
В ней изображен момент, когда Пилат, обращаясь к Христу, сказавшему, что он пришел в мир, чтобы установить торжество истины, вопрошает: «Что есть истина. » Христос не отвечает тирану, так как понимает, что постижение истины не дано человеку, лишенному веры. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). – М., 1971. Вопрос 14.
Затем начали в нем находить и наличие художественных элементов. Первое представление оперы под управлением К. А. Ею пронизана и первая значительная картина Федотова «Свежий кавалер». Сумерки», 1899).
К своей знаменитой картине Сватовство майора он придумал объяснение в стихах (Рацею), которое прочитал на открытии выставки. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». Репин создал целую галерею портретов. Владимир Егорович Маковский (1846–1920) окончил Московское училище живописи и ваяния, одним из основателей которого был его отец. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего.
Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета. Успешно развивались и «малые формы» — своеобразный бытовой рассказ-новелла, мастером которого стал В. Е. Маковский, лирический пейзаж (А. На обеденном столе, который, скорее всего и рабочий, лежит нарезанная на газете колбаса.
Перед нами мирская аскеза. Народное сознание должно быть оптимистично. 2 ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Товарищество передвижных выставок.
Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Этот художественный образ, показывая человека в его связях с обществом и природой, всегда исторически и социально обусловлен, но носит классовый характер.
Она стала подлинным искусством, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа. Художники — искатели национальной живописи — создали новое понимание русского пейзажа. В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие). Римского-Корсакова ("Псковитянка", 1869-1873 "Царская невеста"), П. И. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец.
Интерес к христологии среди художников демократического направления неслучаен. Оно родилось фактически еще тогда, когда пещерный житель впервые решился отобразить свой мир по средствам рисунка. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Реалистическое искусство основателей Товарищества – В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедова, И. П. Шишкина – сформировалось под прямым воздействием революционно-демократической мысли шестидесятых годов XIX века, эстетики В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова.
В Очерках гоголевского периода (в 1856) Чернышевский писал: Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Гоголя. Некоторые из этих произведений ("Три царевны подземного царства", 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Эта же мысль приводилась во многих статьях журнала Современник. По выражению П. И.
Павел Михайлович Третьяков (1832—1898), представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Чайковского и М. И.
Открывается персональная выставка произведений художника. Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Творчество А. А. Иванова (1806—1858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»).
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным.
Репин мечтал вернуться на родину. На ней было всего 46 экспонатов (в отличие от громоздких выставок Академии), но тщательно отобранных и хотя выставка не была нарочито программной, общая неписаная программа вырисовывалась достаточно ясно. Разнообразные виды пейзажа развивал в своем творчестве Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Опера "Жизнь за царя" была написана в 1836 году.
Художник сблизился с передвижниками и на первой их выставке представил картину на реальный сюжет из русской истории — «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Василий Иванович Суриков (1848—1916) Замечательный русский художник, прекрасный мастер цвета и колорита красок и живописных приемов, очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. И. Шишкин). Позднее оно перешло в собственность Москвы. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
Щепкин вошёл как подлинный реформатор, теоретик и практик сценического искусства. Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Продолжателями его традиций можно назвать движение художников-передвижников, которое было основано в 1870 году четырнадцатью лучшими художниками-выпускниками Императорской Петербурской Академии Художеств совместно с другими живописцами.
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Второе событие – создание в 1870 году. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Были представлены все жанры – исторический, бытовой, пейзажный портретный, – и зрители могли судить, что нового внесли в них «передвижники». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Идеология избирательных кампаний. Они сидели за столом, на котором остались персики и за разговором Веруша не заметила, как художник начал набрасывать ее портрет. Ведь и хвастается кавалер перед своей служанкой. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Основными жанрами стали: бытовой жанр, пейзаж исторический и портретный. В сорок лет он словно заново начинает работать в живописи.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). В 1853г. Динамизм всей сцене сообщает диагональная композиция. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. В начале 1819 года художник уехал в небольшое имение Сафонково Тверской губернии.
XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Вяземским, В. Ф. Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка «передвижников» убедительно продемонстрировала существование нового направления, складывавшегося на протяжении 60-х годов. Форма же должна быть классической.
Напротив — мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Человек преодолевает немощь своего тела. Идейный замысел картины достаточно сложен. каждая поставленная точка разом меняет композицию».
На халат одета награда. Лучшие музыкальные традиции М. И. Это полотно П. А.
Завершает серию символический образ огромной публицистической силы — знаменитая картина «Апофеоз войны» (1871/1872). Массовые аресты «народников», последовавшие за трагедией 1 марта 1881г. повествует о тяжкой народной доле, о мрачной атмосфере пореформенной реакции, царящей в стране. Однако сил оставалось все меньше.
Образ героя и его желание быть выше по рангу, чем он есть, выглядит смешным и нелепым. Тургеневым, М. Е. Свои собственные художественные искания он изначально направил на то, что называл «серьезными интересами жизни». Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность.
Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Реалистический метод Федотова с течением времени все более отчетливо сочетается с «проблесками, — по его выражению, — сатиры и иронии».
Островского ("Гроза", 1859 "Лес", 1870). Былинная мощь волжского утеса, на вершине которого притулилось сельское кладбище с одинокой часовенкой, необъятная ширина реки, грозные черные тучи, неумолимо надвигающиеся на крошечный пятачок земли с покосившимися крестами, все это для художника — олицетворение вечности, в которой, по его собственным словам, «потонули поколения и потонут еще». В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему Пир в Валгалле и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Иван Иванович Шишкин (1832—1898) Знаменитый художник, уникальный мастер по лесным пейзажам, его картины известны очень широкой публике. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников – картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр.
В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Не случайно в его сторону направлены крест в руках Иоанна и копьё римского всадника. Критерием для таких суждений служило сопоставление их с образцами «высокого» искусства, отвечающими требованиям профессиональной оснащенности и нормам господствующего на данном историческом этапе стиля. В этом они пошли дальше его, но почти растворили в световоздушных потоках объемные формы (дома, деревья).
Художники жили одной дружной семьей. Собирать картины русских худож-ников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни.
Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Жуковского, он познакомился с Н. В. Любимые мотивы в его картинах Богом забытые проселки, овраги, ухабы, ветхие вросшие в землю крестьянские домишки.
К нему тянутся все незримые нити, связывающие разрозненные группы людей. Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Горькая ирония, граничащая с трагическим пафосом, сквозит в трех последовательно сменяющих друг друга эпизодах триптиха «На Шипке все спокойно», повествующего о забытом на посту замерзающем часовом. Под руководством Крамского они объединились в Петербургскую Артель художников. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme).
За авторами произведений, входивших в орбиту феномена, барственно сохраняли эпитеты «милых, но неуклюжих учеников», а творчеству их в лучшем случае отводилось место где-то на периферии искусства. Художник А. К. Саврасов (1830-1897) – питомец московской художественной школы – с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать картины на предложенную тему из скандинавской мифологии – «Пир в Валгаале» и демонстративно подали прошение – о выходе из академии. Демократизация общественного движения и мысли способствовала обращению художников слова и кисти к окружающей их жизни.
Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Творчество художников-передвижников, неотступное от основных принципов реализма, приучило русскую публику «видеть жизнь» в искусстве, отличать в нем правду от лжи. В ней Глинка сумел ". Вид и время русского глагола.
Но все вещи героя, за ними нет должного ухода. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева).
Как и они, он высветлил палитру изгнав темные, землистые краски. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»).