На выставке EXTENSION. RO представлены работы трех поколений румынских художников. Картина румынского художника Адриана Гение продана на аукционе Sothebys (Сотбис) за 3, 2 миллиона фунтов стерлингов или 3, 75 миллиона евро. У нас вы можете оформить заказ на понравившиеся вам картину художника из Румынии (румынских художников). Раду Родидиал (Radu Rodideal) — молодой румынский художник.
Образы сказочных сирен перемежаются здесь с живой современностью. Это одна из доминант сознания у тех румынских художников, которым сейчас от 35 до 50 лет. За общеизвестными фактами, доступными сейчас любому через смартфон, требовалось идти в библиотеку или лезть в словарь Petit Larousse. Объединившись вокруг прогрессивных журналов «Факла» («Факел»), «Адэверул» («Правда»), «Социалистул» («Социалист») и др., художники А. Мурну, Ф. Ширато, Н. Манту, И. Изер и другие опубликовали громадное число рисунков, настоящую хронику своего времени, полную трагизма и сатирического обличения. Влажный морской воздух окутал фигурку девушки-рыбачки. Пейзаж занимает большое место и в таких картинах, как «На пашне» (1880), где фигура пахаря, ведущего под уздцы белую лошадь, нерасторжимо связана с широким простором поля, с нежно-голубым небом.
Более суровы и строги образы крестьян в гравюрах Амана («Крестьянин с шапкой в руке», «Поводырь с медведем», «Варят мамалыгу», «Дед Нягу»), где с большей силой проявились тенденции социального обличения. Картина «Резня болгар турками» — отклик на кровавую расправу, учиненную турецкими карателями над мирным населением Болгарии в 1876 г., возмутившую всю передовую общественность Европы.
Картины наполнены солнцем, светом и красками всех цветов радуги. Он приобретает особую эпичность и значительность в картине «Дорога по холмам» (70-е гг. Эмоционально насыщены по колориту пейзажи и натюрморты художника («Натюрморт с рыбой», 1947 Яссы, Художественный музей), свободно и смело написанные. Он давно мечтает о Париже, о котором много слыхал и решает ехать туда за свой счет. Эти годы – годы зрелости Н. Григореску.
Николае учится в мастерской Себастьяна Корню, представителя академической живописи, но кумиром художественной молодежи того времени был «отец реализма» Г. Курбе. теску» (1949), «Ольга Банчик на эшафоте» (1959). Манера его письма свободная, широкая, мощная. Картина была выставлена в 1880 г. в Парижском салоне и имела успех. Эти новые сооружения строятся по всей стране и существенно меняют облик городов Румынии.
У них же он усвоил метод работы непосредственно с натуры, на открытом воздухе. Светоносная сила его произведений, как бы вибрирующая поверхность красочного слоя, динамика мазка передают ощущение творческого процесса художника. У импрессионистов Григореску перенял их основные принципы: работу на пленэре, широкий мазок, светлую палитру, освещение с учетом времени дня. Например, «Дада», где в качестве исходного материала использовано фото первой выставки дадаистов в Германии. И он его по-честному отрабатывает.
(«Голова чабана», бронза, 1938). Книга служила главным источником знаний и образования.
Благородная простота и ясность замысла отличают поздние произведения Жали — рельеф «Император и пролетарий» (гипс, 1955 Бухарест, Музей искусств СРР), монумент Джордже ЭнескУ (гипс, 1958) одухотворенный образ композитора раскрыт с присущей скульптору глубиной и тонкостью психологической характеристики. Но по сравнению с более мажорной, солнечной палитрой Григореску большинство произведений Андрееску написаны в сдержанной красочной гамме. Самая известная картина из этой серии «Еврей с гусем» – настоящий шедевр. Он пишет также батальные сцены.
Это настоящие профессионалы. Новый подъем румынская культура переживает после объединения княжеств в единое государство — Румынию в 1859 г. В это время не только завершается процесс становления национального румынского искусства, но и наступает период его расцвета. В 1879 г. Андрееску получил возможность поехать во Францию.
Первое поколение сформировалось до 1989 года, в коммунистическом обществе. Новая волна художников отшлифовала «инструменты» существовавшей системы арт-рынка, они — результат постпереходного состояния, превосходные карьеристы. В эти годы развернулась деятельность основоположников реалистического искусства в Румынии, художников-патриотов Иона Негулича (1812—1851), Барбу Исковеску (1816—1854) и Константина Розенталя (1820—1851). Как происходит ее интеграция с таким историческим прошлым и показывает выставка. Беллу был другом и покровителем импрессионистов в тяжелые для них годы. Румыния стала интересна кураторам проекта еще по одной причине — исторической.
«Девушка за пряжей», «Дом крепостных», «Портрет старика» (все — в Музее искусств РНР) становятся румынские крестьяне, бедняки, нищие. Картины «Танец брыулец» (1880-е гг. Обычно, существуя внутри этой парадигмы, художник уже не обращается к своему внутреннему миру, а исходит изначально из какой-либо существующей темы, общественного интереса и намерен послать некий «месседж» социуму. В следующем году состоялась выставка «Современных художников», где Григореску представил 26 своих полотен, которые имели громадный успех. Очевидны и другие параллели с немецкой волной «новой живописи»: практики в поле фигуративной живописи, где основной темой выступает прежняя и новейшая история, только в более концентрированном виде.
Он сродни могучему «Погонщику буйволов» (бронза, 1929) или тем суровым крестьянам, которых часто изображал скульптор. Участие в освободительной войне против фашизма и искреннее восхищение своими советскими друзьями позволили Перахиму создать убедительные в своей искренности иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Теркин». V том).
состоялась его персональная выставка в Париже, в зале Мартине, где обычно выставлялись импрессионисты. В первую очередь это обилие затененных лоджий и балконов, навесных козырьков и галлерей. В 1948 г. проводится реформа народного образования. Преподавал там до своей кончины.
Среди других авторов, которые сделанный большими вкладами вокруг второй половины 19-ого столетия Mihail Koglniceanu (также первый премьер-министр Румынии), Vasile Alecsandri, Nicolae Blcescu, Ьон Лука Караджале и Ион Creang. Это районы Ферентарь, Балта Албэ, Гривице Рошие, Друмул Таберей, Жиулуи Скынтейя и др.
Д. Хатману более пластичен. Перахим — один из первых иллюстраторов произведений русской классической и советской литературы: «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Идиота» Ф. М. Достоевского, «Жизни Клима Самгина» М. Горького. Наиболее талантливым выпускником скульптурного класса был Ион Джор-джеску (1856—1898), с выступлением которого румынская пластика обретает национальный характер.
Мастер занимался и гравюрой, главным образом офортом. И в то же время художник с удивительной теплотой и трогательным лиризмом пишет детей («Катюша-липованка», 1926 Бухарест, Музей им. Такое омовение действует омолаживающе. Центральную часть ее занимает здание Дворца с универсальным залом на 3100 человек (архитекторы X. Майку, И. Шербан, Т. Риччи).
Сравнительно много строилось в Брашове, Кымпу, Гешице, Орэштне, в городах Трансильвании. Героями его поздних картин 90-х гг.
Среди его учеников был его сын Кароль Шторк (1854— 1926), развивавший традиции классицизирующего искусства отца в памятнике военному врачу К. Давилла (1890-е гг. В 2000-е выросла уже другая генерация. Это полные лиризма женские образы, подобные «Девушке с виноградом» (1944) или «Крестьянке» («Цветок», 1961).
Громадные задачи, которые выросли перед румынскими ваятелями в связи с развернувшимся строительством, вдохновили их на поиски новых образов, художественных приемов, материалов (использование в оформлении экстерьеров зданий цветного стекла инкрустаций из керамики и металла по цементу и т. д. ). В его военных картинах и рисунках чувствуется традиция Гойи в изображении войны. И недаром часть из них была уничтожена по приказанию властей.
Вслед за «великим лириком» Румынии Н. Григореску лучшие художники обратились к социально насыщенной тематике. В серии работ, которая составила его первую персональную выставку «Остатки завтра» в лондонской галерее Blainsouthern, художник рефлексирует над советской архитектурой, в частности, бассейнами как примером первого применения модернистского дизайна и местами всеобщего равенства. Карадже принадлежит и монумент В. И. Ленину (1958) перед зданием полиграфического комбината — Дома «Скынтейи», завершающий один из самых значительных современных ансамблей Бухареста. Делавранча) полна напряжения и стремительной динамики. Этой же цели служили и первые еще во многом условные исторические композиции трансильванца Константина Лекка (1807—1887), посвященные славным страницам истории румынских княжеств, временам правления Михая Храброго или Штефана Великого.
В 1886-1887 гг. Его «Рабочие в ложе» (1955) — глубоко психологичны и характерны. В это время здесь находились и будущие импрессионисты: Ренуар, Сислей, Моне. Она училась в художественной школе Яссы.
С наибольшей ясностью его искания воплотились в проекте Румынского павильона для Международной выставки 1889 г. в Париже, осуществленного позже в виде здания ресторана (на шоссе Киселева в Бухаресте) и в здании центральной школы для девочек (1890) в Бухаресте. Красоту и поэзию народной жизни он раскрывает в самых простых будничных мотивах: «В путь-дорогу», «Едут на волах», «Возвращение с работы» (все — Бухарест, Музей искусств РНР) и т. д. Как будто серебристый свет ворвался в картины, залил все предметы, растворил контуры. В Париже Николае поступает в Школу изящных искусств. Это и есть настоящая живописность. Румыния была социалистической, а сегодня она уже часть ЕС.
Появление регулярных выставок произведений современных художников (с 1865 г. ), а также создание первых художественных галерей в стране во многом обязаны деятельности Амана. Художнице удается точно передать краски букетов, отчего цветы становятся реальными.
В 30—40-е гг. После распада СССР развитие стран бывшего соцлагеря выпало из поля зрения. Сложную гамму человеческих чувств и переживаний — от трагедийного напряжения до глубокой скорби — передал он в монументе «1907 год» (мрамор, 1957 — 1959), установленном на центральной площади Бузэу- Абсолютно иной характер, полный светлой радости мирного бытия, — в декоративных скульптурах исполненных для курорта Мамайи. Бэнчилэ добивается подлинно трагедийного звучания суровых серо-лиловых, коричнево-зеленых и контрастирующих белых тонов.
Расцвет информационных технологий сказался на следующем поколении художников. Но его по-прежнему манит Париж и даже не столько Париж, сколько Фонтенбло под Парижем, где живут замечательные художники барбизонской школы. Здесь он писал крестьян, рыбаков интерьеры, морские пейзажи.
И все же основную часть художественного наследия Амана составляет историческая живопись. Его крестьяне мужественные, трудолюбивые, выносливые в любых испытаниях. 1903), своеобразный и тонкий колорист, остро чувствующий современность.
Георгия, 1859 г. Изгнание турок при Кэлугэрени, 1872 г., обе — Бухарест, Музей искусств). На Национальной конференции Румынской коммунистической партии (1945) был поставлен вопрос о повышении культурного уровня населения. В значительной степени испытал в ранний период творчества воздействие модернизма и экспрессионизма Корпел Медря (1888 — 1964), преодолевший эти влияния в своих поздних произведениях. Впоследствии художник создает острохарактерные национальные образы: «Мастеровой» (1911).
Их лица суровы и решительны, кисти рук сжимаются в кулаки. Прежде всего, надо было делать множество зарисовок, причем быстро. Неистощима выдумка художника иллюстрировавшего в острой гротесковой манере «Народные пословицы и поговорки». все — Бухарест, Музей искусств РНР).
Тематика его работ чрезвычайно обширна — от социальных потрясений времен «железного занавеса» до комичного сражения тортами. Во второй половине 19 в. приносит свои плоды молдавская Академия Михайляна из стен которой выходит Г. Панаитяну-Бардассаре (1816—1900), возглавивший художественную жизнь Молдавии.
Безусловным лидером румынской школы на сегодняшний день является Адриан Гение. В периодической печати развернули свою деятельность художники М. X. Ш. Сени (р.
При этом его внимание реже привлекала судьба отдельного исторического героя («Влад Цепеш и турецкие посланцы», 1860-е гг. Центральная композиция цикла — «1907 год» (Бухарест, Музей искусств СРР) — изображает расстрел правительственными войсками крестьян-повстанцев. Уже в первом периоде индустриализации существенно изменилась структура населения страны и число городских жителей только за восемь лет (1948 — 1956) возросло с 3, 7 миллиона до 5, 4 миллиона человек. Григореску родился в 1838 году в крестьянской семье в селе Питару. Вершиной румынской живописи наряду с искусством Григореску было творчество его младшего современника и последователя — Иона Андрееску (1850— 1882).
Пишет он и исторические портреты (Тудор Владимиреску, 1874—1876 г., Бухарест, Музей искусств) Жанровые произведения Амана по тематике весьма разнообразны. Дроллинга и Ф. Пико. Главная тема его искусства — человек, мир его чувств и переживаний и прежде всего румынский крестьянин-труженик, образ которого воплощает художник в картинах «Ужин» (1942), «Возвращение с полевых работ» (1943), «Отдых в поле» (1954), «Крестьяне» (1958 все — Бухарест, Музей искусств СРР). На них всегда присутствует человек со своими заботами, проблемами, мыслями. Светлая, чистая и звучная палитра Чукуренку особенно празднична и красива в его натюрмортах и пейзажах, таких, как «Тюльпаны» или пейзаж «Дом газеты «Скынтейя» (1953 все — Бухарест, Музей искусств СРР). Выдающимся архитектурным ансамблем является площадь Дворца Социалистической Республики Румынии (1959 — 1960 архитекторы X. Майку, Л. Гарчия, Т. Нига инженер А. Боверман).
Неисчерпаемы творческие замыслы Медри-монументалиста. Среди национальных школ живописи, воспринявших прогрессивные идеи французского искусства, видное место занимает румынская живопись XIX века. В дальнейшем художник часто обращался к жанру портрета. Их стилистика обусловлена их внутренним отношением к городской действительности. Таков «Михай Безумный» (1885, бронза Бухарест, Музей искусств РНР), в образе которого сочетаются барочная бравурность и динамика в решении обнаженной фигуры с известным реализмом, который ощутим в грубоватом, резко характерном лице, обрамленном гривой непокорных волос.
Образы его многогранны и разнообразны. В области монументальной и станковой пластики работает Ион Иримеску (р. Чукуренку принадлежат также романтически приподнятые образы героев в исторических картинах: «Анна ИпЭ.
Выходом для обоих оказалась возможность сосредоточиться на абстрактных темах (как это и сделал Герасим), которые позволяли сохранить общепринятые, нерушимые художественные ценности и при этом обойти цензуру. Тем не менее в сфере искусства практически не существовало диссидентского движения, так как у художников было множество привилегий (им предоставлялись бесплатные мастерские, скидки на материалы, поездки на курорты, свобода в выборе обучения за границей), да и само по себе визуальное искусство было не особо популярно в эпоху, когда слово стояло выше изображения. Ничто не напоминает здесь о той темной красочной гамме, которой часто пользовался художник в ранних своих работах, например в автопортрете (1868 Бухарест, Музей искусств РНР).
Однако не только объемом строительства определяются успехи румынской архитектуры. Его знаковая работа «Суд» рассказывает о последних минутах четы Чаушеску — запечатленный документальной хроникой момент, когда им зачитывают обвинение, за которым последовали арест и скорая казнь. Григореску одинаково хорошо писал пейзажи и портреты. Последние годы жизни Григореску провел в небольшом городке Кымпина, у отрогов Карпат. Особое место в творчестве Розенталя занимают аллегорические картины: «Революционная Румыния» (1850) и «Румыния разрывает свои цепи на поле Свободы» (1848 обе — Бухарест, Музей искусств РНР), созданные не без воздействия «Свободы, ведущей народ» и «Греции на развалинах Миссолонги» Делакруа. Подчас в его пейзажи вложено большое личное чувство, ощущение одиночества и душевной тоски.
По его инициативе были основаны художественные школы в Бухаресте и Яссах. Этому способствовало обращение художника к натуре, к изображению обыденных сцен окружающей жизни («После купания», 1873 «У окна малой верхней мастерской», ок. Художник охотно писал лесные опушки и чащу леса: «Роща зимой», «Опавшие листья», «В чаще леса» (все 70-х гг. Его работы посвящены жизни типичного провинциального румынского городка.
К эпизодам революционной борьбы народа обращаются в своих произведениях Е. Поппа («23 августа 1944 года») Т. Краус («Рыбница», 1953 все картины — Бухарест, Музей искусств GPP) и другие. Летом 1867 г. художник снова едет в Румынию. По непосредственным впечатлениям создавал он свои рисунки и акварели, названные «Картинками войны» (Бухарест, Музей искусств РНР): «Переправа через Дунай у Корабии», «Военный лагерь под Блажем», «Убитые под Плевной» — своего рода наглядные корреспонденции с фронта. Особое место в ее творчестве занимают натюрморты из цветов. В 1869 г. он снова в Бухаресте. В этой борьбе молодая румынская буржуазия и помещики всемерно толкали архитекторов на путь стилизаторства, поощряли «неорумынский» стиль, выражавшийся в попытках эклектически применить формы и мотивы исторической румынской архитектуры к городским сооружениям нового времени, которым они были органически чужды.
Его монументальная статуя «Великан» (камень, 1906) в парке «Свобода» мощной пластикой и размахом, масштабностью исполнения, гуманизмом связывает его искусство с лучшими традициями предшествующего периода. Крестьянской теме посвящены ранние произведения БЭНЧИЛЭ (1872 — 1944). Сомкнутым плотным строем идут они, чтобы предъявить свои права на жизнь. Его первая крупная работа «Борьба Геркулеса с кентавром» (камень, 1921 установлена в 1925 г. в парке им. И во Франции Андрееску продолжает писать пейзажи, простых людей труда.
Цветовое решение картины свидетельствует о колористическом даре художника. Это был очень плодотворный период в жизни Григореску. Охотно обращается к крестьянской теме венгр по происхождению Кароль Попп де Сатмари (1812—1885), который привносил элементы юмора в свои многочисленные изображения бытовых сцен. Его ранние произведения: «Родник» (1879, мрамор) и «Копьеметатель» (1884, бронза оба — в Бухаресте, Музей искусств РНР) исполненные во Франции и выставленные впервые в парижском Салоне, — носят следы воздействия салонного академического искусства. 1881 Бухарест, Музей искусств РНР), автопортрет (1882 там же). Курорт Мамайя (к его строительству приступили в начале 60-х гг.
1890 г., оба — Бухарест, Музей Амана). Это компактное, квадратное в плане сооружение перекрыто плоским железобетонным куполом. создавали сатирические рисунки и карикатуры, разоблачавшие звериную сущность фашизма («Здесь побывали легионеры» и «Ужасы фашизма», 1936, А. Жикиди «Человек из сумасшедшего дома», 1934, И. Росса), призывали к сопротивлению, к сплочению прогрессивные силы страны («Антифашистская оппозиция», 1936, Ж. Перахима).
В результате возникли такие салонные картины, как На вечере (1874 г., Бухарест, Музей Амана), Терраса в Синае (1888 г., Бухарест, Музей искусств). Крестьянская жизнь в этих работах выглядит уже не столь празднично и беззаботно. Во-первых, город уже не отталкивает. Учился в Крайове у К. Леки (1846—1847 г. ) и в Париже (1850—1858 г. ) у М. М. Георгия» (1859), (Изгнание турок из Кэлугерень» (1872 обе — там же).
1887). Заброшенные производства, в которых когда-то кипела жизнь, теперь похожи на памятники самим себе и кажутся зловещим напоминанием о крахе надежд на «светлое будущее». С большим подъемом пишет он «Корчму в Бакэу», «Ярмарку в Бакэу» и другие картины. Между румынским и российским искусством можно проследить любопытную параллель. Румынский художник и график.
Такая же разруха 90-х, когда после Румынской революции 1989 года всем было не до искусства и художники оказались на обочине социальной жизни. Но коварная болезнь дает о себе знать. Теодор Аман (1831—1891) родился в Кымпылунге, на его формирование решающее воздействие оказали его учитель К. Лекка, участник революции 1848 г. и один из вождей революции, Н. Бэлческу, с которым молодой Аман сблизился в Париже после поражения революции. В период войны 1877—1878 гг.
Уже в 2005 году Flash Art публикует первые заметки о лидерах местной сцены. В Яссах развертывается деятельность просветителя и художника Георге Асаки (1788—1869). В этом же году он выставляет «Молодую цыганку», в следующем году – «Цыганский табор». О. Ангелуцэ озаряет яркими отсветами расплавленного металла фигуры металлургов («Проба стали на заводе Решица», 1958). С запада он примыкает к большому пресному озеру Сютгиол.
Фигуры на них теряют свою плотность и превращаются в собственные отпечатки на плоскости, подобно антропометрии Ива Кляйна. Когда зрение возвращается, он много работает, пишет замечательные картины, такие как «Тяжелая дорога» (после 1900 г), портреты : «Крестьянин-горец», «Матвей-ложкарь» и др. В области гравюры на линолеуме и в офорте много работает Жюль Перахим (р. В Румынию потянулись мастера из-за рубежа. Здесь, как говорится, сколько людей столько и мнений. В 1858 г. вернулся в Румынию, жил и работал в Бухаресте. Тудора Владимиреску).
Другой общей чертой практически всех авторов является отношение к материалу, к краске. В то же время другие города, даже такие значительные, как Яссы и Плоешти, почти не меняли своего облика, оставаясь провинциальными захолустными центрами. На фотографиях 1866-1867 гг.
Княгиня Трубецкая, в чьи руки попала одна из его икон, даже заказала ему целый иконостас. 1880 обе — Бухарест, музей Амана), а также к крестьянской теме. В эту группу вошел и Н. Григореску. Персонажи его религиозных картин выразительны и непосредственны.
Григореску принял участие в военных операциях. Он живет в своем доме в Кымпене, в предгорьях Карпат, достаточно уединенно. Он много путешествует, пишет картины, работает на натуре.
Она звучит и в образе Овидия (бронза, 1957 — 1958), над воплощением которого Медря работал долгое время. С творчеством М. Эминеску, И. Крянге, А. Влахуцэ, И. -Л. Затем, в 1989 году, наступила свобода. В архитектуре этих комплексов прослеживаются некоторые особенности, характерные для румынского зодчества и вызванные спецификой местных условий. мы видим Григореску в группе художников, среди которых – Курбе и Милле. Правильно это или нет, решать только вам. В творчестве Тоницы (1886 — 1940) господствует тема социального обличения: с особой остротой и силой он разоблачает политику румынских милитаристов, ввергших Румынию в мировую войну.
Трагические ноты присущи и поздним работам Андрееску исполненным на родине: «Крестьянская девочка в зеленом платке» (ок. В картине «Партия пленных» мы не видим отдельных лиц. За свой творческий путь более 40 лет, Anca Bulgaru написала более 500 картин.
Полотна, написанные в Италии и Бакэу, Григореску выставил в Бухаресте, а «Голову еврея» в Парижском салоне 1877 г. В 1877 г. началась Русско-турецкая война, в которой Румыния участвует на стороне России. Такими были и сами художники, участники тайного общества «Братство», публицисты, общественные деятели, оформлявшие в период революции парады и праздники. Восточная шахта», 1958, Г. Иванченко и др. ).
И, наконец, Иримеску — создатель ряда образов рабочих, среди них «Сталевар» (1954) и «Сварщица» (1962 все произведения — бронза Бухарест, Музеи искусств СРР), воплощающие типические черты тружеников свободной Румынии. Современность в самых различных ее проявлениях вдохновляет художников.
Каждое из этих медиа несет свою уникальную живописность, которая расширяет общий пластический арсенал живописи. Он достиг славы, он признанный мэтр румынского искусства. На двадцать лет пережил своего товарища Штефан Ионеску Вальбудя (1856— 1918), но творческая жизнь этого ваятеля, по существу, тоже завершилась к началу 20 в. Знакомство с барочной итальянской пластикой в Риме и Флоренции наложило отпечаток на его скульптуры и все же в его образах исторических героев проглядывают реальные черты румынских крестьян. Его «механистические пейзажи» и «заводские интерьеры» совершенно лишены людей, но их призрачное присутствие ощущается в каждой работе. Вот та реальность, то окружение, в которой творит это поколение.
С явлениями такого рода мы встречаемся, например, в особняке, выстроенном архитектором Д. Марку (1885 — 1960) на аллее Модроган в северовосточной части Бухареста (1933). Ему, между прочим, принадлежала в свое время знаменитая картина Клода Моне «Впечатление. Летом 1964 г. он возвращается в Румынию через Галицию.
В этом городе Румынии, как и в Лейпциге в Германии, собрались новейшие живописные течения. Примером импрессионистского пейзажа является его знаменитая картина «Девушки у ворот за работой», написанная, вероятно, в конце 80-х годов XIX века. Символ революционной Румынии воплощен Розенталем в полном живой конкретности образе прекрасной женщины в национальном румынском костюме (моделью послужила революционерка Мария Росетти).
К гравюрам часто обращаются художники при исполнении больших циклов на историко-революционные или современные темы («Забастовка», 1961, В. Добриана «Петрила. Другая работа — «Похороны Дюшана» воспринимается сначала как цветастый ковер с абстрактным изображением и только после детального изучения отдельных фрагментов и прочтения названия пазл складывается в общую «картину маслом» с минорным ладом. Камерная обстановка пронизана напряжением ночного кошмара. Более монументальные и строгие у Негулича (портреты Н. Бэлческу, А. Слатиняну Бухарест, Музей искусств РНР), романтически взволнованные, подчас лиричные — у Розенталя: портреты Елены Негри (Стелуцци), Марии Росетти (там же), героически приподнятые у Исковеску (Аврам Янку, Магеру, автопортрет там же) — Эти портреты воспроизводят живые черты людей бурной революционной эпохи, людей деятельных и энергичных, мужественных и решительных. Усилились и ансамблевые начала в архитектуре и градостроительстве.
Крестьянская тема оставалась одной из главных в творчестве Жали 30 — 40-х гг. Как ни странно, в это трудное время сформировалось самое талантливое поколение румынских художников, параллель к которому можно отыскать только в межвоенный период. Пленные – безликая масса их гонят, как скот. Макси, Н. Кобар, Г. Лабин. Этот параметр — часто прямое следствие любого нового свершения в поле живописи, он зависим от самого положения живописи, это можно проследить от оптической вибрации воздуха в картинах импрессионистов, живописной коллажности кубизма, возврата сюрреализма к классической живописности, дриппинга Джексона Поллока до «плохой живописи» неоэкспрессионизма. Картина вызывает у зрителя чувство глубокого сострадания к измученному болгарскому народу.
Его дядя и старший брат занимались иконописью. К последним относится Карл Шторк (1826—1887)—автор исполненных в традиционной, суховатой манере монументов спатаря (то есть правителя) Михаила Кантакузино (во дворе больницы Кольця в Бухаресте) и княгини Бэлаша (при церкви в Брынковяну). Изображение несущего взятку мелкого деревенского дельца — «Еврей с гусем» (ок.
Творчество этих художников базировалось на прочной основе демократического румынского искусства и прежде всего революционной графики начала 20 в., традиции которой они развивали. В картине «Мы требуем кукурузы» (1905 Бухарест, Музей искусств СРР) Штефан Лукьян (1868 — 1916) дает изображение массового выступления крестьян. Помимо портретов они обращались к пейзажу и жанру. Учится Григореску успешно, но после полутора лет занятий покидает школу, разочаровавшись в принятой там системе преподавания. 1906), автора скульптурной группы «Встреча» (бронза, 1950 Бухарест, Музей искусств СРР), овеянной чувствами братской дружбы и благодарности румынского народа к советскому. Замбахчана и др. ). работ Григореску не оказалось.
Хотя он и живет между двумя мирами, мечты о давно прошедших днях до сих пор живы. Этот крах ознаменовал как изменение местного расклада сил, так и пересмотр всего миропорядка. Его «Гривица. К этому времени зрение его ухудшается, рука утрачивает твердость. В случае с Зидару можно сказать, что его подход к делу был в каком-то смысле более мистическим и в конце 80-х ему стало труднее выставлять свои работы.
Один из основателей и первый директор (1864—1876 г. ) школы изящных искусств в Бухаресте. В его картинах все сильнее проявляются черты идилличности. Однако и в живописи начала 20 в. реалистические и демократические тенденции получили широкое распространение. Видную роль в решениях современных ансамблей играет монументальная пластика.
По дороге он посетил Вену, Мюнхен, Берлин – города, поразившие его воображение. Декоративность цвета отличает фрески 3- Ковач в клубе завода кКарбохим» и росписи Дома культуры студентов в Клуже (авторы А. Надь Бела, П. Абрудан, П. Фейер). Серию портретов евреев следует выделить особо. После этого он стал расписывать монастырские церкви. Реалистическая основа, присущая пластике Караджи, подчеркнута в образе «Победы» (бронза, 1957), воплощающем характерные черты современной девушки-работницы: целеустремленность, смелость, победоносную уверенность.
Если, например, в таком крупном сооружении, как комплекс Дома «Скынтейи» в Бухаресте (1948 — 1953 архитекторы П. Бэдеску, X. Майку, М. Алифанти), еще отчетливо прослеживаются ретроспективные композиционные приемы используется подчеркнуто симметричная объемно-пространственная организация, применяются такие элементы, как декоративные угловые башни, недостаточно оправданные функционально надстройки, аркады со сложно моделированными архивольтами, то уже в середине 50-х гг. Но основные его работы — это темные интерьеры. Кроме него к числу прогрессивных представителей национального направления румынской архитектуры следует отнести Григоре Черкеза, Н. Гика-Будешть, А. Антонеску (ныне почетный член Академии наук СРР). Черты гротеска, экспрессии присущи его сатирическим рисункам. Наибольшей эмоциональности добивается Аман в оставшихся незаконченными композициях «Резня болгар турками» (1877 там же), «Бояре, застигнутые врасплох воинами Влада Цепеша» (1886 там же).
И как своеобразная аллегория юного города-курорта воспринимается обнаженная фигура «Солнце» (камень, 1961), словно отдавшаяся ощущению солнечного света и тепла. Всё это сделало его еще более популярным, особенно среди молодых художников. Гроб с телом художника, как в его картине «Деревенские похороны», отвезли на кладбище в телеге, запряженной волами. В это время Григореску пишет много портретов. Повсеместно вплоть до второй половины 30-х гг.
О разнообразии творческих манер румынских графиков свидетельствуют их рисунки. По существу, это острохарактерные портреты. Эта идентификация вписывается и квотируется международными биеннале и большими выставками — такими, как After Fall, прошедшая в Нью-Йорке в 2010 году, где было показано современное искусство Центральной и Восточной Европы как итог переходного периода «от коммунизма к демократии». Участник Революции 1848-1849 г. в Валахии.
1885), спокойная и задумчивая, светло-зеленый фон оттеняет свежесть ее розового лица или курносая, черноглазая, круглолицая «Девочка в красном платочке», горящем на темно-коричневом фоне (1880-е гг. Среди отдельных зданий черноморских курортов Румынии следует назвать четырнадцатиэтажный отель «Парк» (1962 архитектор В. Константинеску), отели «Виктория» и «Флора» в Мамайе, застройку набережной в Мангалии (архитектор Ч. Лэзэреску), выстроенный тем же архитектором ресторан «Пэрла Мэри» в Эфории и торговый центр, сооруженный в Эфории в 1961 г. архитектором Р. Бернштейн-Кац. Николае Григореску (1838—1907) родился в семье бедного крестьянина.
За послевоенные годы и особенно за последнее десятилетие, румынские зодчие добились больших творческих успехов, по праву заняв в социалистическом лагере одно из ведущих мест. 1880 Бухарест, Музей искусств РНР) или важно восседающего на коне всадника — «Управляющий» (портрет И. Атанааиаде, 1881 Клуж, Музей) отличаются убедительностью характеристики. Вот шагают они, целая семья — впереди стареющий, но все еще крепкий глава ее, вслед за ним — остальные члены семейства, дети, женщины («Крестьяне»). 1906), почетный член Академии художеств СССР, художник яркого и самобытного дарования.
там же), «Хора в Аниноаса» (1890 Бухарест, Музей искусств РНР), построенные на стремительных ритмах движений танцующих, на гармоническом сочетании залитого солнечным светом пейзажа и одетых в светлые национальные костюмы крестьян, дают несколько идиллическое изображение жизни румынской деревни. Природа и простой человек-труженик, с юношеских лет его привлекавшие, становятся главной темой его творчества. Это и сложные по характеристикам полнокровные живые портреты: художника Бабы (бронза, 1946), композитора Чолана (1953) искусствоведа Опреску (1957). Для совершенствования в живописи он решает поработать в Лувре.
Среди ранних картин Хенция выделяется простотой и естественностью постановки «Дама с письмом» (1874 Бухарест, Музей искусств РНР). Их фигуры как будто вырастают из земли, с которой они слиты.
А. Жикиди, Ж. Перахим, Ш. Сени, И. Росс, В. Казар и многие другие еще в 30-е гг. В них все заметнее ощущаются настроения меланхолии, беспокойства. Много работает в области портрета и А. Чукуренку (р. В. И. Ленина (архитекторы А. Диакон, Н. Неделеску и другие) в Биказе и др.
Несмотря на неблагоприятные условия, в 30-х гг. Этот успех, однако, вызвал неприязнь у части художников объединения и из-за их интриг на выставках «Современных художников» 1871 и 1872 гг. Он копирует Прюдона, Жерико, Рубенса, Рембрандта. Значительная часть картин Григореску создана в Бретани (Франция), где художник часто бывал в период с 1876 по 1886 гг.
«Тудор Владимиреску», 1874—1876 там же). Так, в парижском Салоне была выставлена первая зрелая работа Амана — автопортрет (1853 Бухарест, Музей искусств РНР). Создаются проекты первых монументов в честь советских воинов-освободителей (для Бухареста — К. Бараски, для Ясс — Б. Караджа, для Романа — М. Шульманом).
Несмотря на кратковременность их деятельности (все трое погибли вскоре после поражения революции: Исковеску и Негулич — в изгнании в Брусе, в Стамбуле, Розенталь — в одном из застенков Пешта) именно в их искусстве проявилась та демократичность, которую развили мастера следующих поколений. новые архитектурные веяния постепенно становятся господствующими. находится у здания медицинского факультета в Бухаресте).
1914). Эти художники заново открыли две главные черты румынского искусства — юмор и архаичность. Решающее воздействие искусство Григореску оказало на творчество Саввы Хенция (1848—1904). Высокого расцвета достигает румынская литература. Значительным этапом его творчества стала поездка в Бакэу в 1874 г. Здесь написаны пейзаж с фигурами людей «На берегу Сирета», целая серия портретов евреев, например, «Голова еврея» и «Еврей в кафтане». Здесь создана большая (почти четыре гектара) площадь, перестроены прилегающие к ней жилые районы Каля Гривицей, Джулешти и др. Лишь некоторые постройки, такие, как стадион Анеф в Бухаресте (архитекторы X. Крянгэ, М. Георгиу), гостиница «Кар-пац» в Башове (архитектор X. Крянгэ), госпиталь в Яссах (архитектор Г. Трифу), здание Министерства транспорта, административное здание на улице Каля Виктория, Военная Академия в Бухаресте — архитектора Д. Марку, центральный рынок в Плоешти, построенный архитектором Т. Соколеску еще в конце 20-х гг., отмечены единством функционального и художественного замысла, тектонической логикой и ясностью современных форм.
На реалистических позициях искусства оставались и наиболее талантливые скульпторы Ф. Шторк (1872 — 1942) и Д. Пачуря (1875 — 1932), учитель многих современных румынских ваятелей. Anca Bulgaru (Анка Булгару) родилась в городе Яссы, Румыния в 1955. Бесспорно ее творчество граничит с ее родной Румынией. Румынское правительство направило группу художников для сопровождения действующей армии. С каждым годом ряды живописцев пополняет молодежь, талантливая ищущая.
Борьбу за возрождение национального стиля в румынской архитектуре, против эклектического космополитизма, характерного вообще для европейской архитектуры 40—80-х гг., возглавил Ион Минку (1851—1912). Они сформировались до появления первых частных телевизионных каналов, до того времени, когда на телевидении были возможны разные точки зрения. В чем основная разница между ним и его предшественниками.
В широком монументальном плане выполнены рисунки «Косарь», «Парень из Оаша», «Шахтеры» (1958) П. Эрдеша- Плавная виртуозная линия способствует выявлению психологических характеристик, нравственной значительности образов. Такая манера в Румынии того времени была непонятна и его часто обвиняют в «незаконченности» картин. Красота цветовых гармоний полотен Лукьяна сродни чудесным образцам народного творчества. 1933 год» (1952) — мужественный рассказ о забастовке железнодорожников Гривицы.
«Очередь за хлебом» (1919 Бухарест, Музей искусств СРР) воспринимается как документальное свидетельство голода и разрухи, которые принесла с собой война. К этому времени относятся его замечательные картины: «Материнство», «Чабан из Рукэра» и др. для искусства многих европейских стран, например для Скандинавских стран.
Такие диалоги-столкновения типичны для работ Бодони. Художник находит свою манеру. По программе, намеченной съездом, развернулась работа по восстановлению подлинного значения наследия прогрессивных деятелей румынской культуры: Эминеску и Караджале, Григореску и Андрееску. В годы народной власти развернулся талант Бориса Караджи (р. После выставки он вернулся в Румынию.
Особенно привлекает молодежь область монументально-декоративного искусства. Он едет в Италию, о которой давно мечтал. Можно сослаться на такие общественные здания, как Государственный цирк в Бухаресте (1961 архитектор Н. Порумбеску и др. ). ЭнеРгичнее и мужественнее манера К. Данец. Основоположником национального течения в румынском зодчестве явился Ион Минку (см.
Такая рефлексия над дадаизмом воспринимается и как попытка связать свои практики с главным историческим контекстом румынского искусства и как попытка пересмотреть его значение, включив его в живописное поле, как ироничная реализация установки «достойно кисти художника». Художница испытывает огромную любовь к природе, откуда и черпает темы для своих картин.
Рисуя пленных турков (еще одна его военная тема), он с большим сочувствием передает трагическое состояние этих жертв войны. Полурекламный стиль, намного более аморфный по содержанию. Среди его учеников по Ясской художественной школе были Эмануил Панаитяну-Бардассаре (1850—1935) и К. Стахи (1844—1920), автор суховатых по манере исполнения натюрмортов и жанровых картин на крестьянские темы.
Он пишет батальные картины «Битва румын с турками на острове св. Строительство в остальных городах велось очень неравномерно. Бухарест, Музей искусств РНР). 1913) передает героику труда людей, сплавляющих лес по порожистым рекам, подчеркивая динамику и слаженный ритм их работы («Сплавщики леса», 1948 Бухарест, Музей искусств СРР). Богатырской силы и доблести исполнен «Отдыхающий лучник» (бронза, 1926, вариант — 1927 установлен в Констанце в 1961 г. ).
Травма как главный творческий ресурс, очень личная и в то же время архетипическая для всего поколения. Его цикл гравюр «23 августа» (1959), отмеченный чертами повышенной экспрессивности и монументальности, передает эмоциональный накал, народный подъем дня Освобождения. В этом, похоже и заключено изменение, произошедшее в новом поколении. Своеобразие и богатство пластических решений находит он в обнаженной натуре — «Заноза» (мрамор, 1947), «Купальщица» (бронза, 1952), к которой обращался на протяжении всей жизни.
Примером может служить декоративное убранство гостиницы «Альбатрос» (авторы мозаик — Г. Спиридон и К. Крэчун), гостиницы «Томис» в Мамайе (мозаики — Г. Попеску и другие майолики — М. Плэчинтэ и И. Сэлиш-гяну), ресторана «Модерн» (цветное сграффито — Мак Константинеску), гостиницы «Нейтрал» (авторы мозаик — И. Бицан, Е. Аницей, И. Пача, В. Челмаре) и др. Главной темой все же остается для Григореску крестьянская тема, понятая как тема народная, национальная. Такое омовение действует омолаживающе.
С возрастом у него началось серьезное заболевание глаз и временами он терял зрение. Историческая тема привлекает Г. Миклоши (р. С самого начала творческого пути на позициях реализма, связанного с народной традицией, стоял Ион Жаля (р. Другой сюжетной линией его работ является отсылка к дадаизму. Все социально-культурные «продукты» стали основой сознательной, намеренной культурной игры. В литературу приходит новый герой — крестьянин.
Первые успехи делает румынская литература. Это явление получило широкое признание и уже называется румынской школой живописи.
Караджале, Б. Делавранча демократическое направление завоевывает ведущее место. В 1860 г., когда роспись монастыря Агапии была закончена, Николае продолжил путь в Париж. Таковы «Крестьянка из Мусчела» (1870-е гг. ) в национальном костюме, загорелое привлекательное лицо которой оживлено чуть заметной улыбкой, лукавым недоверчивым взглядом «Крестьянка в мараме» (ок. Джорджеску находит свою манеру по возвращении на родину.
По правдивости характеристик они приближаются к замечательным творениям Григореску. Проект удался. Это люди не до конца урбанизированные, каждый из них живет между двумя мирами — упорядоченной городской жизнью и жизнью деревенской, свободной, солнечной. Более того, молодые родители часто отправляли своих детей в деревню к родственникам. Иллюстрации к книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир» (1958) лаконичны по форме, динамичны по построению, как бы уподоблены публицистическому стилю Рида. Летом 1907 г. он умирает.
И лишь отдельные произведения не уступают работам времени его расцвета. Румыны подобным дуализмом похвастать не могут.
в Бухаресте архитекторами Кулина и Силионом. В изобразительном искусстве национально-освободительные тенденции особенно наглядно проявились в исторической живописи Теодора Амана, который по широте творческих исканий, активной и плодотворной общественной деятельности занимает особое место в румынском искусстве этого времени как организатор, директор и профессор художественной школы в Бухаресте инициатор создания городской картинной галлереи (из нее позже вырос Национальный музей искусств) и ежегодных художественных выставок. События далекой истории румынских княжеств вдохновляют Ш. Констан-тинеску («Кришан», 1948) и Г. Лабина, который воспевает в историческом полотне «Господарь Ион Водэ Жестокий в битве под Кагулом» (1953 Бухарест, Музей искусств СРР) отвагу защитников родной земли. Однако, предельно ясно одно. Участие Григореску в войне 1877—1878 гг. Лейтмотивом в его искусстве проходит тема героическая, воплощенная в монументальных портретах Микеланджело и Бетховена, Делавранча и Хории — борцов исполненных несгибаемой воли, целеустремленности, творческого вдохновения (все — Бухарест, музей Медри).
По-иному сложилась судьба Константина Брынкуши (Бранкузи) — одного из самых видных представителей ваяния Румынии, реалиста в ранний период творчества. Переломные моменты истории, тем более в жизни целой страны, выплескивают кипучий поток энергии, смывающий своей мощью любые препятствия.
1903). «Забастовщик» (1914 Бухарест, Музей искусств СРР). Вообще цыганская тема очень волнует художника и он впоследствии не раз к ней возвращался. Он написал много портретов крестьян, евреев, цыган, нищих, пожилых людей и т. п. На одной из выставок 1868 г. его картину приобрел Наполеон III.
Наряду с фресками исполненными почти в монохромной красочной гамме, в графической манере (росписи Ж. Перахима и коллектива художников в доме культуры «Красная Гривица»), встречаются и более красочные, пластичные решения («Мы строим социализм» Л. Сас или «Тудор Владимиреску» Ш. Челмареи С. Мермезе в Доме культуры им. Восход солнца» (1872 г. ), которая и дала название всему течению (Imression-впечатление). В числе интересных зданий, построенных в конце 50-х — начале 60-х гг., можно назвать фабрику «Технофриг» в Клуже (архитектор К. Якоби и другие), тракторный завод в Брашове, гидроэлектростанцию им. Мотивы своих картин он находит в окружающей его действительности: «Дом у дороги», «Ярмарка в Бузеу» и другие. Но одно не оставляет в покое — напряжение от того, что все это с грохотом и скрежетом от долголетнего простоя заработает, задвигается, закрутятся маховики и машины направятся в свои абстрактные пункты «Б».
Ноты социального обличения, прозвучавшие в живописи передовых художников, определили характер румынской графики последней трети 19 в. Ее высшие достижения связаны с деятельностью Григореску и Амана, а также с зарождением политической карикатуры, с творчеством рисовальщиков, объединившихся вокруг юмористических журналов «Гимпеле», «Никиперча», а позже «Фурника» и «Факла». Позже по этим материалам им были написаны картины: «В дозоре», «Пехотинец», «Шпион» и самая значительная—«Штурм Смырдана» (1885 все — Бухарест, Музей искусств РНР), одно из капитальнейших произведений румынской живописи. Появляются новые медиа, которые, с одной стороны, отбирают номинальные исторические функции живописи (если говорить о деформации образа, то, например, только один фотошоп своими базовыми фильтрами легко повторил практически всю первую половину ХХ века), но с другой — сами попадают в плен живописной рефлексии.
Большой вклад внес Григореску и в пейзажную живопись. Таковы картины «Портрет госпожи Алексяну», «Крестьянка с кувшином», «Крестьянка из Мусчела» и многие другие. Выступления румынских графиков были наиболее острыми и политически зрелыми.
господствовали эклектика, стремление к пышному декору, усложненным архитектурным формам. Конечно известную роль в характере его искусства сыграла тяжелая, полная лишений жизнь. Пластически богата моделировка форм в скульптурах, воплощающих образы румынского фольклора: великанов Круши-дерево и Дроби-камень (бронза, 1914), моделями для которых послужили крестьяне родной скульптору Добруджи. Молодой художник всё больше ощущает необходимость художественного образования.
Портретов на заказ он написал очень мало, т. к. Щемящей грустью веет от пейзажа «Зима в Барбизоне» (1881 Бухарест, музей Замбахчана), где свинцово-серое небо мрачно нависло над бедными домиками, оголенными деревьями и размытой колеей дороги, по которой бредет одинокий прохожий. Если до него искусство было малоперспективным занятием, похожим больше на попытку уловить что-то в хаосе и мысленно придать пойманной «жертве» форму, то теперь темы берутся из того, что нас окружает, перерабатываются во что-нибудь концептуальное и затем регенерируются в лаконичное изображение.
В это же время были организованы первые тематические выставки «Труд искусство и демократия» и «Армия в искусстве». Французская критика писали о нем как о выдающемся художнике. Эмоциональность полотен Г. Шару подчеркнута насыщенностью колорита.