Якоб Исаакс ван Рёйсдал (нидерл. Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем— похоронен 14 марта 1682, там же)— наиболее значительный нидерландский художник-пейзажист3. Якоб ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael) – великий нидерландский художник.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рёйсдал не был евреем. В нём небо часто занимало две трети холста. Баво. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон.
Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. 1630-1681), сын Саломона. Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. В 1718 году его биограф Хоубракен сообщал, что он изучал медицину и проводил операцию в Амстердаме. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады.
Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 столетия. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Точной информации у нас очень немного.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Ок. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Его картины оценивались довольно высоко.
В композиции преобладают стихийные силы. Мейкен, по всей видимости, умерла, когда Якоб был еще ребенком, поскольку уже 9 марта 1642 года Исаак женился в третий раз. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
По всей видимости, замок произвел на Рейсдала очень сильное впечатление ибо впоследствии он изобразил его на дюжине полотен. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года.
Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Кисти художника Якоба ван Рейсдала принадлежит ряд морских пейзажей – марин, широких, величественных, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Вместо условных канонов и идеализированной, придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы Голландии с ее дюнами и каналами, домиками и селениями.
Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц".
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена.
Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни.
Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. В композиции преобладают стихийные силы. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Свидетельства показывают иное.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа).
Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Встречающееся в некоторых источниках указание на то, что художник умер в нищете в приюте для бедных, – следствие путаницы: на самом деле такая судьба постигла не его самого, а его двоюродного брата, сына Саломона ван Рёйсдала, – тоже Якоба и тоже живописца. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
"Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Облака всегда художник писал с неподражаемым мастерством, умея уловить почти неуловимые переходы от света к тени. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Можно даже потешить себя мыслью о том, что она похожа на "ту самую" мельницу, хотя, увы, от "той самой" сохранились лишь остатки фундамента.