Картине-панораме Бородинская битва, созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет. Центральным экспонатом музея является монументальное панорамное полотно, посвященное одному из ключевых моментов российской истории – Бородинской битве, генеральному сражению Отечественной войны 1812 года, которая велась русским народом против войск французского императора Наполеона I. Картина-панорама была написана русским художником Францем Рубо (1856-1928) в начале XX века, к 100-летию со дня исторической битвы. 1. внимательно рассмотрите на форзаце репродукцию картины Ф. Рубо «Бородинская битва».
Слева мы видим русского кавалериста, окруженного со всех сторон французами. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона. Как мы помним, эта картина-иллюстрация к войне и миру. Один из наиболее динамичных и впечатляющих сцен панорамы — кавалерийский бой во ржи. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки. С 1941 по 1945 учился в Тбилисской Академии художеств у. Их атаку поддерживает артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского ручья. 7 октября Наполеон покинул руины Москвы, надеясь закрепиться в Смоленске.
По его приказу гренадеры Астраханского и Московского полков начинают бой. Рядом с ящиком — нацеленное на противника полевое орудие. остановись. На сегодняшний день неизвестны точно мотивы создания панорамы. На заднем плане неизменные клубы дыма, нагнетающие атмосферу суровой войны. Багратион был ранен.
Но Великую Армию остановили под Малоярославцем. Эскизы, написанные с большим подъемом и художественным чутьем, были готовы, но тут сказала свое веское слово комиссия, предложившая художнику изобразить другой момент сражения, а именно полдень, когда начались огромные кавалерийские атаки наполеоновской конницы, наиболее характеризующие, по мнению комиссии, Бородинский бой». Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. Со всей страны собирали краску — и к 7 ноября музей-панорама «Бородинское сражение» был открыт. С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков27.
Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г. Ее успешно обороняли остатки 2-й гренадерскойи 27-й дивизий, отошедшие с флешей.
Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Ее воспринимали скорее как необычный аттракцион, а не уникальное произведение искусства. Картина поражает своей мрачностью и величавостью битвы.
В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть.
В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва». С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков. Забыв о бое, русская армия направляется к любимому полководцу-Багратиону, чтобы помочь ему, но ранение слишком сильное. На заднем плане картины мы можем видеть зарево войны: желтый закат и черный дым от «залпов тысячи орудий». Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей.
Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина. Запечатлены и другие моменты сражения. Вернувшись домой, художник создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. На картине изображен день Бородинской битвы — 26 августа 1812 года. Мы видим Багратиона, командующего русским войском и указывающего идти и не сдаваться.
Много полегло здесь народа, кругом видны трупы. Здесь царит спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью.
Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Гвардию Наполеон не ввел в бой. У подножия Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон.
Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской – 135 тысяч человек. А у деревни Горки — ставка Кутузова. Основой композиции стал 23-метровый цилиндрический объём, главным образом, облицованный стеклом. Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой.
Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона. Именно в это время развернулись наиболее значительные события.
В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы. На белом коне – генерал П. П. Коновницын. Молодой художник рано заинтересовался изображением на полотне батальных сцен. Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. Художник показал не только общее напряжение битвы, но и тесную связь отдельных эпизодов боя, сливая их в единое грандиозное действие, так же, как слиты живопись и передний план, люди и пейзаж, ощущения героизма и трагизма.
Справа от редута вдали — Молодая гвардия. Рубо посетил Бородинское поле перед созданием своего шедевра. Он основные события показывает на заднем плане. Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет.
Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. «Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения.
После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Кроме того, современники отмечали сухость колорита произведений. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г. Перед нами — полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). Счастье переменчиво.
Возможно, среди убитых-хорошие друзья тех, кто стоит за Багратионом. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года». Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино». В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план.
Панораму снабдили звуковым сопровождением. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии. Мы видим горящую, полуразрушенную деревню Семеновское.
По окончании строительства картина прошла очередную реставрацию, выполненную бригадой художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова. К этому времени русские отступили на левом фланге. Интерес к нему существовал ранее как в XIX так и в XX веке. Овладев флешами, маршал Ней при содействии дивизии Фриана атаковал деревню Семеновское.
Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. За ним — штаб и свита за ними — гвардия в полной парадной форме.
За императором — его свита. Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин.
Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты». Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли. Пейзаж заднего плана дополняет туча русской конницы.
Художник использует интересный ход. Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской".
То есть атака русской кавалерии на французскую батарею. Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы. Тщетно. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино»1. В 1914 году павильон временно прекращал работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны, в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи.
Многие художники отражали его в своих картинах. На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. Он еще не знает исхода сражения и уже перестает верить в хорошее.
Некоторые писали из личных побуждений, с чувством долга и патриотизма (Верещагин «Конец бородинского сражения»), но большинство писали по государственному заказу, в честь той или иной даты празднования победы при Бородине (Рубо «Панорама бородинской битвы», Гесс «Сражение при Бородине»), а так же некоторые картины были написаны как иллюстрации к произведениям (Богатов «Эпизод Бородинского сражения», Серов «Кутузов на Бородинском поле»). Сейчас мы передвигаемся на французские позиции. Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве.
После этого, гонимым «параллельным маршем» русской армии, французам пришлось отступать по разоренной Старой Смоленской дороге. Он подносит фитиль к пушке и его жест очень символичен. Две трети картины погибло. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. На левом берегу ручья изображен барабанщик.
Сначала она была атакована войсками вице-короля, который, перейдя реку Колочу, накинулся на батарею с такой энергией, что после ожесточенной схватки этот важный пункт очутился в руках французов. Их образы одухотворены и настроены только на победу. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог.
И хотя он быстро собрал новую армию, это были совсем юнцы. «Смешались в кучу кони, люди» Основой картины является образ Кутузова. Французы назвали его «редутом смерти». Несмотря на суету и беспрерывное движение вокруг него, Наполеон застыл в оцепенении, как будто предчувствуя разгром своих войск. Предметный план оказался частично утраченным.
На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. На командном пункте в деревне Горки также – Ермолов, Багратион, Барклай-де-Толли.
Сторож растерялся и поздно вызвал пожарную команду. Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г. ). Полотно было окончено летом 1912 года. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя.
С первого взгляда и не скажешь, каким трагизмом пропитана картина. Задний план картины поражает своей монументальностью и величавостью происходящих событий. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия.
Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. Ныне эти картины хранятся в Эрмитаже. На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле.
В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Три стреловидных (от франц. На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона. Потом они были воссозданы в литографии. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях».
На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга». Русские и французы владели ею попеременно. Даже на смертном одре Багратион спокоен, когда все вокруг суетятся.
Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру. Панорама – особый вид изобразительного искусства. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Отстоять свою идею Рубо не смог.
«Великая армия» Наполеона обладала огромным численным превосходством. Это — Шевардинский редут.
Лица персонажей безмятежно спокойны. Единый ансамбль венчает обновленная Триумфальная арка. Его образ пропитаны грустью за Родину, за родную армию. Получив заказ, Франц Рубо стал изучать исторический материал, побывал на месте боев, встречался с ветеранами, которые были живы и местными жителями. Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году.
И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны. От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды.
Эти корпуса понесли огромные потери. Наполеон называл этих могучих кирасир «железными» воинами. Как мы помним из истории, Кутузов любил свою армию и знал, практически, всех по именам. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым.
На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Дело в том, что тот в 1890 году по заказу Тифлисского военно-исторического музея написал панорамную картину «Штурм аула Ахульго», которая изображает атаку русских войск на главную базу восставших горцев Шамиля.
Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях. Зритель может рассмотреть кирасир генерала Нансути, пытающихся обойти деревню Семёновское и выйти в тыл русским войскам.
Вырос в семье художника, продолжил отцовское дело. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко.
Это место непосредственно граничит с событиями Отечественной войны 1812 года. Был вторым из «трех поколений Вепхвадзе». За 15 лет Гесс создал серию из двенадцати многофигурных полотен, эффектных и документально точных по содержанию, которые, однако, были эмоционально холодны и которым не хватало патриотического воодушевления.
". В 1839 году в Россию был приглашен Николаем I Питер Гесс. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам. Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора.
На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Сзади так же можно видеть земляные «фонтаны» с осколками ядер и дымом от взрывов. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения.
Также на переднем плане виден раненый солдат. По приказу Д. С. Дохтурова через полуразрушенную горящую деревню Семеновское в атаку спешат гренадеры Московского и Астраханского полков. Они происходили в основном на левом фланге, где действовала армия П. И. Багратиона. Это точка называется «Командный пункт Наполеона». И когда терял кого-либо переживал, как будто умер его сын. После Великой Отечественной войны было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины.
Он выезжал на Бородинское поле, где тщательно изучал позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривал сохранившиеся укрепления, беседовал с местными жителями, писал этюды. На заднем плане — село Бородино. Вепхвадзе гордился своей страной и своими героями, этому и посвящена его картина.
На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. Лицо его в крови, но он продолжает бороться с врагами. В 1911 году панорама была завершена. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось.
Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. Немного дальше находятся спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков. Так же он создал знаменитую Севастопольскую панораму. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы. За Бородино Храповицкий был награжден чином генерал-майора. Рядом с музеем-панорамой сохраняется дом Военного Совета в Филях (Кутузовская изба), музей-часовня Кутузова, обелиск братской могилы русских воинов.
В картине «Сражение при Бородине» Гесс разворачивает широкую панораму боя, одновременно показывая несколько периодов сражения. Но в 1901 году он пишет панораму обороны Севастополя из истории Крымской войны 1853-1856 годов — и снова большой успех и великолепные отзывы. «Кутузов на Бородинском поле» является одной из его основных картин. Никто не услышит их жалобных стонов, никто не придет к ним на помощь. Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам.
Восстановлением утерянного полотна занимались художники-баталисты из Студии военных художников имени Митрофана Грекова, ученика Франца Рубо. В этой деревне, в избе крестьянина Михаила Фролова, 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1812 года главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов на Военном совете принял решение оставить Москву без боя. Эта картина рассматривает частные случаи каждой семьи. словом, выходила действительно «русская» панорама. На фрагменте изображены французские позиции. На переднем плане — французская артиллерия генерала Сорбье, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, которая поддерживает огнем атаку кирасир генерала Нансути и пехотной дивизии генерала Фриана. Он создал множество батальных картин известных всему миру. Стремительность картине придает летящая в бой конница. Упавший генерал сосредоточен, брови грозно хмурятся, он делает попытку подняться, протягивая руку к окружившим его бойцам.
По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года56. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. В 1914 году павильон временно прекращал работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны, в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г. ) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Почему Рубо. Склоны усеяны телами. Он молчит, слушая очередной доклад о чьей-либо смерти. Ему было всего 28 лет.
Правее церкви находится Курганная высота, тоже вся застланная дымом. Он не был художником-баталистом и картина «Смертельное ранение Багратиона» написана, так как Багратион – уроженец Грузии. Вскоре, после момента, после момента запечатленного на картине, он будет ранен. На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова.
Здесь Наполеон наносил свой главный удар. Атмосфера на картине более яркая и светлая чем у других художников. Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение, ее автор – выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг. ) (Приложение 2). Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира «Болтай-да-и-Только».
Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии. Она подчеркивает светлый образ Кутузова для русской армии. Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам.
Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса. Она произвела фурор во всех художественных музеях. Тогда Наполеон приказал Мюрату атаковать левый фланг русских двумя корпусами кавалерии.
Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем. Но распространился слух, что генерал убит. На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
На переднем плане мы видим убитых людей. Здание не было приспособлено для ее хранения. И образу Кутузова, Серов придает большее значение, чем самой битве, как другие художники. Так продолжалось до 1918 года, когда павильон пришел в полную негодность и его разобрали. Идет кровопролитное сражение. Мотивы написания картин у художников самые разнообразные.
Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. Художник изобразил его сидящим на складном стуле. Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г. ), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. Яркий солнечный день золотой русской осени. В таких ящиках хранились и перевозились ядра.
Поражает количество людей, участвовавших в битве. Кутузов сидит на холме в кругу приближенных. Его окружение перенимает его настроение и впадает в такие же тяжкие раздумья. Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть.
На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами.
По-разному изобразил художник командные пункты командующих французской и русской армий. На одной из флешей поднят французский флаг. На заднем плане картине видна часть построенного полка.
Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем34. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года. Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия. Здание музея построено на историческом месте.
С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях».
Но ненадолго. Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. Буйство красок сбивает с толку, заставляет не понимать где русские, а где французы, как это обычно и бывает в битве. Он смотрит вдаль и погружен в раздумья. Это примерно 12 часов дня.
В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Специально для размещения панорамы в 1961-1962 годах построили новое здание по проекту архитекторов Александра Корабельникова, Сергея Кучанова, Александра Кузьмина и инженера Юрия Аврутина. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона.
Прошло немного времени и французы с удвоенной энергией возобновили свои нападения на батарею Раевского. Это единственный человек во всем полотне, которого Рубо написал в фас. Он изображен вдали слева на белом коне. Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом.
Впоследствии ее назвали «батареей Раевского», а французы – «редутом смерти». Четкости в этой картине нет, как и описывал сражение Лермонтов. «За 800 лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом», — говорил он.
Рубо вынес на первый план действия кавалерии. Он не был художником баталистом, вот таким образом его картина не выражает сражение, а максимально статична.
Панорама была написана в очень короткий срок-всего за 11 месяцев. Обе панорамы писались после скрупулезного изучения фактического исторического материала. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах. Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг. ).
Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму. В позднейший период этой войны ему пришлось отступить от такого образа действий. Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д. Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. Рядом памятник Кутузову. Активные действия французских войск приостановлены.
«Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку.
На Семеновских высотах стоят, ощетинившись штыками, построенные в каре Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Заслуженный художник Грузинской ССР, Лауреат Государственной премии СССР. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой.
Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. Победа при Бородине далась России очень нелегко: ценой ошибок и тысяч человеческих жизней. Он был не совсем здоров. Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов.
За эту картину Рубо получил профессорский диплом Баварской академии художеств. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. Бородино было не просто героическим сражением. После Великой Отечественной войны было проведено повторное обследование, для которого панораму перевезли в авиационный ангар и раскатали на треть длины. Для написания много путешествовал с генералом Килем и делал множество зарисовок. В октябре 1962 года обновленная панорама «Бородинская битва» предстала перед зрителями.
Это пехотинец. На заднем плане картины огромная панорама Бородинского поля в большей части покрытая дымом от взрывов. Художник избрал решающий момент сражения: 12 часов 30 минут 7 сентября.
Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой. Они вынесли его всего израненного. На переднем плане происходит основное действие картины.
Люди ходят друг по другу, по трупам и основной их мыслью остается только выжить, отстоять свою Родину, свои земли до конца. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы527. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Мы видим спокойствие, с каким Кутузов выслушивал донесения и отдавал приказания. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск.
Их мнения сугубо субъективные и нацелены на прославление России. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д1567. Французская артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского оврага, поддерживает огнем атаку кирасир на боевые порядки Измайловского и Литовского полков. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка. Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году5276.
Герасимов использует более четкие и ясные краски для написания переднего плана картины.