Центральным экспонатом музея является монументальное панорамное полотно, посвященное одному из ключевых моментов российской истории – Бородинской битве, генеральному сражению Отечественной войны 1812 года, которая велась русским народом против войск французского императора Наполеона I. Картина-панорама была написана русским художником Францем Рубо (1856-1928) в начале XX века, к 100-летию со дня исторической битвы. Картине-панораме Бородинская битва, созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.
Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем. На заднем плане справа — деревня Горки, где находился командный пункт М. И. Кутузова. В позднейший период этой войны ему пришлось отступить от такого образа действий. Общее смятение противоречит решимости безнадежно раненного Багратиона.
Это место непосредственно граничит с событиями Отечественной войны 1812 года. Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко.
Так же он создал знаменитую Севастопольскую панораму. О своей награде полководец писал жене : «Теперь украшать меня уже нечем». которому обидно быть сведенным на роль художественно пишущей машинки. И хотя он быстро собрал новую армию, это были совсем юнцы.
Комплектование фондов Музея-панорамы «Бородинская битва» началось сразу после его организации в 1962 году. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. Он вошел в историю русского искусства как создатель первых отечественных панорам.
Но Великую Армию остановили под Малоярославцем. Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Но распространился слух, что генерал убит.
Рубо посетил Бородинское поле перед созданием своего шедевра.
К этому времени русские отступили на левом фланге. Вспомнили о творении Рубо лишь в 1948-м. И еще была тут горькая потеря: пал мертвым генерал-майор граф Александр Иванович Кутайсов, начальник всей артиллерии 1-й армии. В 1839 году в Россию был приглашен Николаем I Питер Гесс.
«Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов». Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления. Полотно было окончено летом 1912 года. Холсты первоначального эскизного варианта произведения исполненные к началу марта 1911 года, являются этапной работой мастера. На втором плане, за пехотой Фриана, видны два русских укрепления — Семеновские (Багратионовские) флеши.
Их мнения сугубо субъективные и нацелены на прославление России. словом, выходила действительно «русская» панорама. За Бородино Храповицкий был награжден чином генерал-майора. Беспристрастные зарисовки передают хронику событий, где нет побежденных и победителей, а есть только решительная схватка не на жизнь, а на смерть. Именно вот таким образом Рубо избрал сюжетной основой своего «Бородина» несколько эпизодов сражения, одним из которых стал бой за батарею Раевского около десяти часов утра, то есть момент контратаки русской пехоты на временно занятое французами укрепление.
Справа от редута вдали — Молодая гвардия. За эту картину Рубо получил профессорский диплом Баварской академии художеств. – каре против Нансути или кирасиры. Кроме немецких художников Рубо пригласил для работы над панорамой своего ученика И. Г. Тогда же он посетил музей, открытый 11 февраля 1902 года в двух залах станции. Победа при Бородине далась России очень нелегко: ценой ошибок и тысяч человеческих жизней.
Оно сгорело полностью, лишь сохранилась церковь Рождества, которую можно посетить и сейчас. Гвардию Наполеон не ввел в бой. Музей-панорама «Бородинская битва» находится в Москве, на Кутузовском проспекте. С первого взгляда и не скажешь, каким трагизмом пропитана картина.
На холсте – огромные массы сражающихся противников. Это пехотинец. Грандиозная работа была выполнена в срок и осенью 1912 года в павильоне на Чистопрудном бульваре панораму «Бородино» увидели зрители. Интерес к нему существовал ранее как в XIX так и в XX веке. Вырос в семье художника, продолжил отцовское дело.
Две картины на эту тему написал в конце 19-го века известный баталист Василий Верещагин. Некоторое время павильон панорамы использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок Трибуна. Слева мы видим русского кавалериста, окруженного со всех сторон французами. На белом коне – генерал П. П. Коновницын.
Поодаль догорает село Бородино, куда ранним утром Наполеон обрушил первый страшный удар. Три стреловидных (от франц. Другой известнейшей его панорамой стала Бородинская битва.
Ф. А. Рубо с помощниками работал над ней два года (1910-1912 гг. ). А у деревни Горки — ставка Кутузова. На переднем плане происходит основное действие картины. Но ненадолго. Ее воспринимали скорее как необычный аттракцион, а не уникальное произведение искусства.
«Чтобы иметь чувство сражения, а не парада, должно быть действие французской артиллерии и отражение Фриана», – считал он. Специально для представления панорамы на Чистых прудах (на месте современного дома 12А по Чистопрудному бульвару) в мае—июле 1912 года был возведён деревянный павильон по проекту архитектора и военного инженера Павла Воронцова-Веньяминова с ажурным куполом, разработанным инженером Е. Израиловичем34. На флешах был тяжело ранен генерал Петр Багратион.
Это пехотинец. Это — Шевардинский редут.
Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. После ранения Багратиона он остался на левом фланге старшим в чине. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. Успешным действиям пехоты на этом участке во многом содействовала легкая артиллерийская рота полковника Козена, которая расположилась вдоль Семеновского ручья. Справа, на втором плане, видна французская кавалерия — кирасиры (тяжелые всадники) генерала Нансути. Это примерно 12 часов дня. В 1914 году павильон временно прекращал работу по дипломатическим соображениям из-за начала Первой мировой войны, в которой Третья французская республика стала ближайшим союзником Российской империи.
Со стороны русских в ней участвовало 120 тысяч человек, с французской – 135 тысяч человек. Также на переднем плане виден раненый солдат. Открытый в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (Покровское), сегодня он является сердцем историко-мемориального комплекса, целиком посвященного одному из важнейших для России периодов прошлого – Отечественной войне 1812 года.
На помощь саксонцам спешат вестфальские кавалеристы. Через некоторое время он будет вынужден лично отправиться на левый фланг для выяснения обстановки. На переднем плане — наступающая кавалерия Латур-Мобура (саксонские и вестфальские кирасиры). На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней. На первом плане видны четверки конной артиллерии Наполеона.
Им навстречу на рысях двигаются полки русских кирасир генерала Н. М. Бороздина. Панорама – особый вид изобразительного искусства. Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга».
На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Польские уланы Рожнецкого уже врубились в легкокавалерийские части российской армии. Лицо его в крови, но он продолжает бороться с врагами. Он не был художником-баталистом и картина «Смертельное ранение Багратиона» написана, так как Багратион – уроженец Грузии. В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. К юбилею выдающимся баталистом, академиком живописи Францем Алексеевичем Рубо по заказу императора Николая II была создана панорама «Бородинская битва».
Также на переднем плане виден раненый солдат. Бородинское сражение было "битвой гигантов", кровавой, упорной, страшной. Они наиболее полно отражают его эстетическую программу.
Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы. Его поместили в специально построенном деревянном павильоне на Чистых прудах.
Пушкина. Бородино было не просто героическим сражением.
Мы видим спокойствие, с каким Кутузов выслушивал донесения и отдавал приказания. В изображенный момент батарею защищает 24-я пехотная дивизия генерала Лихачева. Был вторым из «трех поколений Вепхвадзе». На последней, запряженной тройкой лошадей, везут тяжелораненого П. И. Багратиона.
Панорама "Бородинская битва" воскрешает это историческое сражение, ее автор – выдающийся художник-баталист, академик Франц Алексеевич Рубо (1856-1928 гг. ) (Приложение 2). И образу Кутузова, Серов придает большее значение, чем самой битве, как другие художники.
Отстоять свою идею Рубо не смог. На заднем плане картины мы можем видеть зарево войны: желтый закат и черный дым от «залпов тысячи орудий». Сзади так же можно видеть земляные «фонтаны» с осколками ядер и дымом от взрывов. К этому времени защитники отбили уже две неприятельские атаки.
Французы назвали его «редутом смерти». С этой точки видна фигура Михаила Богдановича (Михаэля Андреаса) Барклая де Толли – остзейского дворянина, чьи корни уходят в средневековую Шотландию, командующего 1-й русской армией в 1812 году, военачальника, на которого легло тяжкое бремя отступления, которого считали трусом и предателем интересов России. Торжественная церемония прошла 29августа (11сентября)1912 года в присутствии императора Николая II, семьи Романовых и представителей дворянства, а 31 августа павильон был открыт для всеобщего обозрения. Но почему.
Задний план картины поражает своей монументальностью и величавостью происходящих событий. Начало штурма Семёновского французами выглядело так. Лица персонажей безмятежно спокойны. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Примеру командира последовали и бойцы, орудуя тем, что попадалось под руку. Прежде всего, необходимо было выявить и собрать материалы.
Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Возможно, среди убитых-хорошие друзья тех, кто стоит за Багратионом. И на этом мирном фоне кипит грандиозное сражение, решившее судьбу войны.
Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора. На сегодняшний день неизвестны точно мотивы создания панорамы. Здесь они встретились с чем-то неподвластным их пониманию и опыту.
Эта идея получила поддержку, а художник — заказ от императорского двора. Стоял туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него.
На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши.
Справа трубач призывает из восстановить строй, но времени для этого у них нет. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии.
На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. Из-за длительного, далеко не идеального хранения живописное полотно сильно пострадало. С 1918 году живописное полотно было снято и в течение многих лет нигде не экспонировалось. Панорама была написана к 100-летию Бородинской битвы.
Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. 115-метровая картина была навёрнута на деревянный вал и много лет хранилась в неприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале собора на Миусской площади, в саду Аквариум, на театральном складе сада Эрмитаж и т. д. Из-за неудовлетворительных условий хранения значительная часть картины фактически сгнила (1725 м были утеряны 900 м) и комиссия под руководством Игоря Грабаря, осмотревшая холст в 1939 году, пришла к выводу о невозможности восстановления.
Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. Он попал в руки крупного художника-реставратора А. Д. Хорошо видно пространство, где шел несколько часов бой за Багратионовы флеши. Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира «Болтай-да-и-Только». Это точка называется «Командный пункт Наполеона».
Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. На огромном полотне с почти документальной точностью изображена кульминация битвы, когда началась массированная атака наполеоновской кавалерии на Семёновские флеши.
Это единственный персонаж на полотне, обращенный лицом к зрителю. Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). В день Бородинского сражения в районе редута располагался командный пункт Наполеона. Но ценность музея не только в том, что он переносит нас в те далекие времена.
Он основные события показывает на заднем плане. Багратион был ранен. С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков. Картина поражает своей мрачностью и величавостью битвы.
Эту избу народ любовно назвал "Кутузовской". Об этом свидетельствует запись в дневнике императора. В таких ящиках хранились и перевозились ядра. На одном из полотен художник запечатлел легендарное событие, когда в момент отражения горячей атаки генерал Костенецкий, подобно былинному богатырю, схватил в руки артиллерийский банник и стал сокрушительными ударами сбивать вражеских всадников.
Сейчас войска под его командованием готовятся снова вступить в бой. Очевидно, что панорамная интерпретация не согласуется с историческими свидетельствами. Хороший путеводитель по Бородинской панораме пока отсутствует.
С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Его образ пропитаны грустью за Родину, за родную армию. Уделим особое внимание описанию картины «Бородино» Н. Н. Побединской (1960 г. ), создавшей в графике задушевную сцену передышки у ночного костра. На командном пункте в деревне Горки также – Ермолов, Багратион, Барклай-де-Толли. Это было огромной трагедией для любого человека, участвовавшего в сражении и для его родных.
Тщетно. Рубо был вынужден усиливать «картинность» в изображении действий пехоты у Семеновских высот, подчеркивать ее «лихость» в отражении Фриана. Вернувшись домой, художник создал серию работ жидким маслом на 83 бумажных листах. Получив «за поражение и изгнание неприятеля из пределов России» 12 (24) декабря 1812 года орден Святого Георгия 1-го класса, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов стал первым в российской истории полным георгиевским кавалером.
Был подготовлен большой эскиз, но император его отклонил. Единый ансамбль венчает обновленная Триумфальная арка. Увлечение Толстым, преклонение перед его авторитетом сказалось не только в общности сюжетов произведений писателя и художника (кавказская тема, оборона Севастополя и Бородино), но и в том особом эмоциональном настрое, каким панорамист окрашивает Бородинское сражение.
Сюда спешит повозка с раненым в бою Багратионом. У горизонта виден район деревни Шевардино, где стоит в резерве гвардия Наполеона. В картине «Сражение при Бородине» Гесс разворачивает широкую панораму боя, одновременно показывая несколько периодов сражения. Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса.
Сама «Кутузовская изба» была восстановлена силами Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя в 1887 году. В 1912 г., в год столетнего юбилея войны, рядом с избой была возведена часовня Архистратига Михаила в память генерал-фельдмаршала М. И. Голенищева-Кутузова. В 1958 г. перед Кутузовской избой был установлен бронзовый бюст М. И. Кутузова работы скульптора Н. В. Томского. На его полотнах нет кровавых сцен и корчащихся в предсмертных муках человеческих тел. «Я пишу панораму для русских, а меня заставляют писать торжество французов», – жаловался Рубо в письме к одному из друзей. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. Склоны усеяны телами. Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году5276.
Небо затянул дым от пожарищ и выстрелов. С этой же точки вдали, на юго-западе, просматривается позиция войск Наполеона. Здесь недавно гремели ожесточенные бои. При этом Рубо был настолько увлечён работой, что был готов продать свой дом, лишь бы иметь деньги для её окончания. Запечатлены и другие моменты сражения.
На грандиозном полотне (длина 115 м, высота 15 м) художник изобразил один из самых напряженных моментов 15-часового Бородинского сражения — 12 часов 30 минут дня, после ранения князя Петра Багратиона. Предметный план оказался частично утраченным. Рубо вынес на первый план действия кавалерии. Сторож растерялся и поздно вызвал пожарную команду.
Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. Две трети картины погибло. Позднее стройка была перенесена на Кутузовский проспект на территорию бывшего села Фили, где 1 (13)сентября1812 года в избе крестьянина Михаила Фролова состоялся военный совет, на котором Михаил Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров.
В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы "Бородино". Поражает количество людей, участвовавших в битве. Русские и французы владели ею попеременно. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до формального подписания в марте 1911 года договора о создании панорамы. Рубо, в отличие от Верещагина, не изображал ужасов войны.
На переднем плане мы видим убитых людей. С 1912 года по 1918 год она демонстрировалась в Москве. Несколько дней работа экспонировалась на благотворительной выставке в Мюнхене и была отправлена в Москву на специальных железнодорожных платформах, Рубо выехал вслед за ней в сопровождении 4 помощников и 3 рабочих2.
Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. На предметном плане (его глубина 13 м) виден зарядный ящик. Оставшийся небольшой фрагмент (около 40 квадратных метров) был вмонтирован при воссоздании панорамы в новый холст, написанный художниками студии имени М. Б. ".
Кроме музея-панорамы и его отделов в мемориальный комплекс входят Храм-часовня Архангела Михаила при Кутузовской избе 1912 года постройки (архитектор Николай Струков) обелиск с братской могилы павших в Бородинском сражении, перенесённый в 1940-х годах с ликвидированного Дорогомиловского кладбища бронзовый бюст Кутузова работы скульптора Николая Томского, установленный в 1958 году возведённая в 1968 году копия Триумфальной арки скульптора Осипа Бове (оригинальная арка находилась на площади Тверской заставы, утеряна) памятник Кутузову, установленный в 1973 году. В 2006—2007 годах в структуру музея-панорамы вошёл Музей героев Советского Союза и России, собрание которого включает предметы быта, произведения искусства и документы, принадлежавшие обладателем званий Героя России, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда и «Мать-героиня» и полным кавалерам Ордена Славы527. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. На рассвете бойцам предстоит нешуточное сражение.
На нем разворачивались пехотные части российской армии (в их числе – и дивизия генерала П. П. Коновницына), которые отбивали у противника укрепления левого фланга. Она подчеркивает светлый образ Кутузова для русской армии. Он подносит фитиль к пушке и его жест очень символичен. Для написания много путешествовал с генералом Килем и делал множество зарисовок. По окончании строительства картина прошла очередную реставрацию, выполненную бригадой художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова.
Торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» состоялось 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне на Чистопрудном бульваре, где она и размещалась до 1918 г., когда павильон был демонтирован, а полотно панорамы скатано в вал. В 1948 году было принято решение о восстановлении панорамы, которое проходило под руководством известных художников Э. Грабаря и П. Корина. Здание не было приспособлено для ее хранения. 24 августа здесь героически сражались войска, возглавляемые генералом А. И. Горчаковым. Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Музей-панорама «Бородинская битва» был открыт в 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 года, в построенном новом здании на Кутузовском проспекте напротив Поклонной горы. Расположенный в центре Москвы, на территории бывшей деревни Фили, музей-панорама «Бородинская битва» сегодня является центром историко-мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года. Комплекс начал складываться в конце XIX в., когда в 1883 г. офицеры Гренадерского корпуса в память о событиях 1812 года установили верстовой столб со Смоленской дороги на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях.
Сейчас мы передвигаемся на французские позиции.
Он был не совсем здоров. Она стоит слева от Шевардинского редута (изображен на следующем фрагменте панорамы). Ему было всего 28 лет. Эти корпуса понесли огромные потери. На левом берегу ручья изображен барабанщик. На поле битвы было очень шумно –грохот орудий, крики атакующих, ржание коней.
На одной из флешей поднят французский флаг. Он еще не знает исхода сражения и уже перестает верить в хорошее. Немного дальше находятся спешенные драгуны Черниговского и Харьковского полков. На переднем плане в атаку идет французская пехота под командованием генерала Фриана их передовые отряды контратакуют переправляющиеся через ручей и овраг русские гренадеры.
Огромную работу по его восстановлению проделали советские художники-реставраторы. Многие художники отражали его в своих картинах. Вьются языки пламени, устремляется к небу дымок из котелка. Даже на смертном одре Багратион спокоен, когда все вокруг суетятся. Они воссоздали утраченные части живописи, заново создали передний предметный план.
Саму постройку тогда планировалось разместить на берегу реки в Нескучном саду. Барабанщики своей барабанной дробью передавали различные команды. Идет кровопролитное сражение. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». То есть атака русской кавалерии на французскую батарею. На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией.
И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». Собрание музея включает фонд редкой книги (более 9, 5 тысяч книг по военной истории России и Франции конца XVIII — начала XIX века), фонд графики (более 14 тысяч произведений XIX — начала XX века, посвящённых Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии, включая исполненные по натурным рисункам участников и свидетелей войны), нумизматическую коллекцию (собрание орденских знаков, наградных, памятных и юбилейных медалей, нагрудных знаков, жетонов и монет, орденских лент, денежных ассигнаций и печатей середины XVIII — начала XXI века), коллекцию живописи (портреты участников Отечественной войны, батальные полотна русских и европейских художников XIX—XX веков), коллекцию оружия (образцы холодного и огнестрельного оружия и стволов артиллерийских орудий XVIII — начала XIX веков). В этой деревне, в избе крестьянина Михаила Фролова, 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1812 года главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов на Военном совете принял решение оставить Москву без боя. Обе панорамы писались после скрупулезного изучения фактического исторического материала.
Художник изобразил его сидящим на складном стуле. Франц Рубо, принявший предложение, начал работу.
Вскоре, после момента, после момента запечатленного на картине, он будет ранен. Всплывают в памяти строчки прославленного лермонтовского стихотворения.
Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Кроме того, современники отмечали сухость колорита произведений.
Его творческое наследие составляет более двухсот монументальных полотен и три батальные панорамы. На втором плане фрагмента у леса видна возвышенность. В момент изображаемых событий село находится в руках французов. По расположению этой деревни будут на панораме (с одной из длинных сторон) изображены русские войска, которые отражают Фриана.
Счастье переменчиво. Здесь мы передвигаемся на французские позиции. С 1962 года в структуру музея в качестве отдела входит Кутузовская изба — место проведения «Совета в Филях». Тогда Наполеон приказал Мюрату атаковать левый фланг русских двумя корпусами кавалерии. В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом.
Правее церкви находится Курганная высота, тоже вся застланная дымом. Стремительность картине придает летящая в бой конница. В 1911 году панорама была завершена. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.
Трактовка Рубо этого события близка оценке, данной автором «Войны и мира» : «Все это было оживленно, величественно и неожиданно. Некоторые писали из личных побуждений, с чувством долга и патриотизма (Верещагин «Конец бородинского сражения»), но большинство писали по государственному заказу, в честь той или иной даты празднования победы при Бородине (Рубо «Панорама бородинской битвы», Гесс «Сражение при Бородине»), а так же некоторые картины были написаны как иллюстрации к произведениям (Богатов «Эпизод Бородинского сражения», Серов «Кутузов на Бородинском поле»). Много полегло здесь народа, кругом видны трупы. Чтобы достойно представить взаимодействие всех родов войск российской армии, он включил эпизод кавалерийского боя во ржи (схватку саксонских и вестфальских кирасир с бригадой генерала Бороздина-2), происходившего после полудня, на два с лишним часа позднее контратаки пехоты. Мы видим горящую, полуразрушенную деревню Семеновское. «За 800 лье от Парижа я не могу рисковать своим последним резервом», — говорил он.
Здание музея построено на историческом месте. Яркий солнечный день золотой русской осени. Рядом с Дохтуровым его адъютант и офицер Ахтырского гусарского полка.
Вепхвадзе гордился своей страной и своими героями, этому и посвящена его картина. На одной из флешей поднят французский флаг.
У подножия Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. Со всей страны собирали краску — и к 7 ноября музей-панорама «Бородинское сражение» был открыт. Части французской пехоты и кавалерии атакуют Семеновские высоты.
Панораму снабдили звуковым сопровождением. Пехотинцы всегда имели при себе шинель – в этом их отличие от других родов войск. Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. На заднем плане, правее корпусов маршалов Даву и Нея, видна Старая гвардия Наполеона. На заднем плане неизменные клубы дыма, нагнетающие атмосферу суровой войны.
Три стреловидных (от франц. «Смешались в кучу кони, люди» Основой картины является образ Кутузова. Четкости в этой картине нет, как и описывал сражение Лермонтов.
Дальнейшая судьба панорамы складывалась нелегко. Мы видим Багратиона, командующего русским войском и указывающего идти и не сдаваться. За ним — штаб и свита за ними — гвардия в полной парадной форме. Грекова. Он изображен вдали слева на белом коне.
«Великая армия» Наполеона обладала огромным численным превосходством.
«Бородинская битва» была написана Рубо по заказу императора Николая II к столетию легендарного сражения. Как Ваше мнение, что должно быть ближе к зрителю. Его окружение перенимает его настроение и впадает в такие же тяжкие раздумья. Об этом свидетельствует множество павших воинов и лошадей. «Кутузов на Бородинском поле» является одной из его основных картин. Здание было возведено в 1961—1962 годах по проекту, подготовленному архитекторами Александром Корабельниковым и Сергеем Кучановым и инженером Юрием Аврутиным и получило нехарактерное для советских мемориалов архитектурное решение.
Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора известная как «Командный пункт Кутузова». Именно в этом сражении впервые был развеян миф о непобедимости наполеоновской армии.
Потеряв почти половину своего состава, они отбили все три неприятельские атаки. Основной темой комплектования Музея была и остается: «Отечественная война 1812 года». эти дымы, эти блестящие штыки, эти звуки». Почему Рубо.
Оригинальная изба погибла в пожаре в 1868 году вместе с обстановкой имевшейся во время военного совета. Возможно, в рядах кавалеристов сейчас сражаются их братья, сыновья Серов передает трагедию и скорбь каждого человека в этой картине. Затем 10 лет холст лежал в Музее им. Видны Семёновские флеши и их героические защитники, готовящиеся принять бой.
Это саксонцы – их легко опознать по жёлтым мундирам. Пограничное сражение с нею привело бы к гибели русской армии. На картине «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г. ) мы видим самодовольного и встревоженного императора, сидящего в глубокой задумчивости перед строем своих генералов, которые усиленно вглядываются через линзы биноклей в стан русских. Отступление от Немана до Смоленска было вызвано стратегической необходимостью. Их образы одухотворены и настроены только на победу.
После этого, гонимым «параллельным маршем» русской армии, французам пришлось отступать по разоренной Старой Смоленской дороге. Наполеон называл этих могучих кирасир «железными» воинами. Игнатий Рыбас получил за этот подвиг знак ордена Святого Георгия.
Но сам Рубо мог узнавать о судьбе своей панорамы только из редких писем друзей. Впоследствии ее назвали «батареей Раевского», а французы – «редутом смерти». В момент изображаемых событий флеши заняты французскими войсками.
В таких ящиках хранились и перевозились ядра. Великая армия Наполеона обладала огромным численным превосходством. На полотне он изображен во главе группы высших офицеров сразу же за атакующими кирасирами. Вот как это описывал «Русский инвалид» : «Бой за Курганную батарею давал художнику полный простор изобразить русские войска с наилучшей стороны, показать их доблесть. С 1970-х годов музей собирает коллекцию рисунков художников-фронтовиков27.
Это единственный человек во всем полотне, которого Рубо написал в фас. Никто не в силах поверить, что прославленный офицер уже не встанет с окровавленной земли.
По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года. Он молчит, слушая очередной доклад о чьей-либо смерти. Эскизу повезло больше, чем окончательному варианту панорамы. А. С. Атмосфера на картине более яркая и светлая чем у других художников.
Я полагаю стать ближе к Лоржу и к кирасирам. Их атаку поддерживает артиллерия, расположившаяся вдоль Семеновского ручья. Это Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов со своим штабом. За императором — его свита.
остановись. На заднем плане слева видно, как на помощь защитникам батареи спешат Волынский и Тобольский полки. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова».
Исполнен печали живописный «отчет» о смертельном ранении на боевом поле Петра Ивановича Багратиона в работе грузинского художника Алексея Вепхадзе (1948 г. ). Панорама была написана в очень короткий срок-всего за 11 месяцев. Чуть поодаль виднеются дома. Они вынесли его всего израненного.
Это вызвало неодобрение в и высшем свете, где распространялись слухи о том, что немцу Барклаю безразлична судьба России и среди простых солдат и ратников, обзывавших (заглазно) своего командира Болтай-да-и-Только. Особым памятником Бородинской битве стала знаменитая панорама, созданная Францем Рубо. Они вынесли его всего израненного. На заднем плане — село Бородино.
Первая, «Штурм аула Ахулько», была завершена в 1890 году и принесла ему почётное звание профессора Баварской академии художеств, баварский орден Святого Михаила и французский орден Почётного легиона. Неподалеку деревенька Князьково, где располагался перевязочный пункт. Овладев флешами, маршал Ней при содействии дивизии Фриана атаковал деревню Семеновское. На этом злоключения с панорамным холстом не закончились.
Рядом с ящиком — нацеленное на противника полевое орудие. Музей-панорама был открыт 18 октября 1962 года к 150-летию победы в Отечественной войне. Кутузов сидит на холме в кругу приближенных.
Герасимов использует более четкие и ясные краски для написания переднего плана картины. Войско впало в уныние один из участников сражения охарактеризовал это так: «душа отлетела от левого фланга». Мотивы написания картин у художников самые разнообразные. Необходимая реставрация заняла два года. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.
Заслуженный художник Грузинской ССР, Лауреат Государственной премии СССР. Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. Вершиной творчества художника явилось создание панорамы "Бородинская битва". Сюда рано утром Наполеон обрушил один из первых своих ударов. В 1962-м, когда готовилось празднование 150-летия Бородина, его достали из запасников.
Атака была отбита, а славный генерал впоследствии получил орден Святого Георгия. Этот портрет Кутузова является одним из последних прижизненных изображений полководца. Здесь царит спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Как мы помним из истории, Кутузов любил свою армию и знал, практически, всех по именам. Один из наиболее динамичных и впечатляющих сцен панорамы — кавалерийский бой во ржи. Но в 1901 году он пишет панораму обороны Севастополя из истории Крымской войны 1853-1856 годов — и снова большой успех и великолепные отзывы.
От артиллерийского обстрела вспыхнули пожары. Ф. А. Рубо к тому времени являлся автором двух батальных панорам — «Штурм аула Ахульго» (1890) и «Оборона Севастополя» (1905), с 1903 года возглавлял батальную мастерскую Петербургской Академии Художеств. Пейзаж заднего плана дополняет туча русской конницы. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино».
Потом они были воссозданы в литографии. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй. Смотря на картину Верещагина, рисующую мрачный ужас человеческой бойни, мы видим возвышенность, справа, несомненно, батарею Раевского перед нею ров дальше расстилается поле. Сопоставление мирной картины природы (равнины со спелой золотистой рожью и сочной зеленью отросшей травы) и жестокой битвы подчеркивает драматизм события, внося трагические мотивы в изображение.
Не случайно Семеновские флеши называли «могилой французской пехоты». В октябре 1962 года обновленная панорама «Бородинская битва» предстала перед зрителями. Над масштабным полотном Рубо работал в Мюнхене при участии Ивана Мясоедова, генерал-лейтенанта Бориса Колюбакина, художника-баталиста К. Беккера, пейзажиста М. Цено-Димера, а также художников П. Мюллера, К. Фроша и своего брата — Ж. Рубо.
Ныне эти картины хранятся в Эрмитаже. Генерал Ф. М. Вернуться на родину Франц Алексеевич Рубо уже не смог. Мастер батальных панорам умер 13 марта 1928 года в Германии.
Эта картина рассматривает частные случаи каждой семьи. По бокам от него были возведены 2 железобетонных крыла с фасадами, украшенными мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русских войск и изгнание Наполеона» по эскизам Бориса Тальберга и высеченными на боковыхх стенах именами героев Отечественной войны 1812 года56. Это русский кавалерист, опередивший своих товарищей и вломившийся во вражеский строй.
Оно произошло 7 сентября 1812 года в 124 километрах к западу от Москвы у села Бородино. На левом берегу ручья изображен барабанщик. На картине изображен день Бородинской битвы — 26 августа 1812 года. В гуще саксонских кирасир виден всадник без шлема, с окровавленным лицом. Повозка проезжает мимо стоящих здесь в резерве конногвардейцев и кавалергардов.
По-разному изобразил художник командные пункты командующих французской и русской армий. В одном из писем генералу Колюбакину он сообщал: «Я. На заднем плане видны Семёновские или Багратионовы флеши. Рядом с музеем-панорамой сохраняется дом Военного Совета в Филях (Кутузовская изба), музей-часовня Кутузова, обелиск братской могилы русских воинов.
Художник использует интересный ход. После нескольких часов упорного боя на этом участке неприятель был вынужден отступить. В 1968 г. на Кутузовском проспекте, между Поклонной горой и музеем-панорамой установлена Триумфальная арка (автор — О. И. Бове) изначально сооруженная на площади Тверской Заставы в 1829–1834 гг. Увенчал единый историко-мемориальный комплекс памятник Героям Отечественной войны 1812 года работы скульптора Н. В. Томского, установленный перед зданием музея в 1973 г. Перед нами — полуразрушенная деревня Семеновское, у которой в момент изображаемых событий развернулись самые ожесточенные бои. Кирасиры имели задание обойти Семеновское справа и выйти в тыл его защитникам.
Дело в том, что тот в 1890 году по заказу Тифлисского военно-исторического музея написал панорамную картину «Штурм аула Ахульго», которая изображает атаку русских войск на главную базу восставших горцев Шамиля. Работы опять были организованы в предместье Мюнхена, где построили специальный павильон. Дюфур во главе трех батальонов 15-го легкого полка двинулся на саму деревню, намереваясь взять также и укрепление, сооруженное к северо-западу от Семёновского (кстати, на полотне это укрепление не просматривается вовсе, если не считать одного орудия, оставшегося без прислуги). Активные действия французских войск приостановлены. По его приказу гренадеры Астраханского и Московского полков начинают бой. Так продолжалось до 1918 года, когда павильон пришел в полную негодность и его разобрали. Вместе с Молодой гвардией (которая располагалась справа от редута), Старая гвардия являлась последним, личным резервом французского императора. Художник Р. М. Волков 1813 год.
Она произвела фурор во всех художественных музеях. Впереди этой группы на белом коне генерал П. П. Коновницын. Вторая точка. 7 октября Наполеон покинул руины Москвы, надеясь закрепиться в Смоленске. Он создал множество батальных картин известных всему миру.
Ее успешно обороняли остатки 2-й гренадерскойи 27-й дивизий, отошедшие с флешей. Он смотрит вдаль и погружен в раздумья. На заднем плане картине видна часть построенного полка. Вдалеке видны избы деревни Горки и перед ними еле различимая группа людей.
Вторую, получившую название «Оборона Севастополя», художник выполнил в 1904—1905 годах. Они застыли в четком строю, отдавая честь любимому командиру. Рядом памятник Кутузову.
И когда терял кого-либо переживал, как будто умер его сын. Рядом с ящиком – нацеленное на противника полевое орудие.
Они были построены у кромки труднопроходимого, заболоченного Утицкого леса.
Дохтуров стоит на переднем плане картины у барабана рядом с горящей избой. Неприятель готовится к третьей атаке на батарею, защитники — к контратаке.
Но на их пути встали в боевом каре лейб-гвардии Измайловский и Литовский полки. Мундиры артиллеристов напоминают русскую военную форму.
Как мы помним, эта картина-иллюстрация к войне и миру. Размещение огромной картины и установка предметного плана заняли около месяца и в конце августа на улицах Москвы появились рекламные афиши, анонсирующие скорое открытие панорамы «Бородино»1. С 1941 по 1945 учился в Тбилисской Академии художеств у. Мясоедова, который по его просьбе делал зарисовки на Бородинском поле. Никто не услышит их жалобных стонов, никто не придет к ним на помощь.