Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.
Сговор мировых брендов не понадобился. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. в грудь.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Пожилое опроса это я знать. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В ряде случаев он выступал как основоположник новых жанровых мотивов, каковы, например, его Охоты, сочетающие в самостоятельном новом качестве элементы острой драматической ситуации с материалом анималистического и пейзажного жанра. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Семья возвратилась во Фландрию, где начала бедствовать. Прежде всего (речь идет об используемом художником круге античных и библейских образов) – возрождение мифа в максимуме его художественно-продуктивных возможностей, т. е. в качестве не одного лишь арсенала сюжетных мотивов, но также и плодоносной почвы, рождающей и стимулирующей активные творческие импульсы.
Рубенсовские у рубенса, как издали, кажутся. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей.
В трехстворчатом алтаре Воздвижение креста в Антверпенском соборе (ок. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Основной целью художника становилось окружить ореолом изображаемое лицо и подчеркнуть его значимость. Аллегория оказалась одной из таких форм. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Будучи всего лишь на четыре года моложе Караваджо, он создал свое первое на земле Фландрии значительное произведение в сфере сюжетной картины (речь идет о Воздвижении креста в Антверпенском соборе) только в 1610 г., - в том году, когда закончился творческий и жизненный путь великого итальянского живописца. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Луки214.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Более того, он воспринимается едва ли не как образное ядро его искусства.
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. 1635-1636) и Прадо (1638-1639).
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21.
Аллегоризм часто используется в эту пору как средство дополнительной форсировки идеальных образов, что стало необходимым именно теперь (тогда как мастера Высокого Возрождения в этом не нуждались). А еще через два года 53-летний Рубенс женился на юной 16-летней красавице Елене Фоурмен, младшей сестре Сюзанн. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. По объему это его наибольшая часть: сюда входит огромное число заказных работ исполнявшихся самим Рубенсом или в сотрудничестве с мастерской.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Однако через год Сюзанн вышла замуж за другого. С первых же месяцев пребывания на родине ему сопутствует удача – он становится придворным живописцем правителей Фландрии (сейчас она входит в состав Бельгии) эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. галерея Медичи в Лувре). В этом случае возникают произведения, подобные дрезденскому Возвращению Дианы с охоты (ок. Та предварительная проба сил, в качестве которой можно рассматривать столкновение двух творческих систем – Карраччи и Караваджо, - отчетливо продемонстрировала слабости и ограниченные стороны первой из этих двух концепций (и прежде всего – трудности, порожденные обращением к образам идеального строя) к вящему утверждению богатейших возможностей и исторической перспективности образной концепции Караваджо, по существу своему означавшей начало второго, после Ренессанса, открытия реального мира.
Губерта, Диану на охоте и подобное. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Но в своей ярко утверждающей окраске мир Рубенса вовсе не безмятежен: в его естественном бытии всегда присутствует определенная мера напряжения. Особая акцентировка, а часто и прямая выделенность семантического начала накладывает свой отпечаток на содержательную направленность аллегорического образа и на его изобразительный строй. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Брак был заключён с большой поспешностью. Диапазон ее возможностей достаточно обширен. Огромную часть его наследия итальянского периода составляли зарисовки и копии с античных и современных ему произведений искусства.
Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Филипп Рубенс отмечал, что эрцгерцогская чета в буквальном смысле привязала его брата к себе золотыми цепями: Питеру Паулю была пожаловала золотая цепь с портретом эрцгерцога и его супруги стоимостью в 300 флоринов71. Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Все эти моменты были следствием трудностей и противоречий, естественных для начала новой эпохи, для становления основ ее художественного мировосприятия и поисков новых путей.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. В то же время сами эти знаковые элементы далеки от абстракции – их нельзя свести к одним лишь идеограммам.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Но не будем о грустном. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. 1637-1638 (Уффици).
Однако в рубенсовских произведениях па современную тематику, в его аллегориях и парадных портретах, где подобного рода содержательная окраска обычно выявляется отчетливее всего, она отнюдь не сводится к подчеркиванию в его героях признаков подавляющего величия и непереходимой границы между ними и всеми теми, кто стоит ниже их на ступенях общественной лестницы (как это можно наблюдать у многих барочных мастеров в других национальных школах Европы).
Его "Автопортрет с Изабеллой Брандт" – одна из вершин творчества Рубенса. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается.
В качестве одного из них выделяется часто встречаемый у Рубенса своеобразный репрезентативный аспект, объединяющий в себе элементы теофании и триумфа. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Зато обращает на себя внимание тематическая многоаспектность картины: внешнее действие – освобождение дочери царя Кефея – граничит с действием внутренним – с пробуждением в Персее и Андромеде любовного чувства (что и составляет зерно замысла) и все это вместе завершается внеположенной санкцией происходящего: богиня славы возлагает венок на голову героя (мотив, не раз встречаемый у Рубенса в отдельных аллегорических композициях). Чтобы оценить особенности эрмитажной композиции, следует сопоставить ее с одновременно возникшей (и даже одинаковой по формату) картиной Рубенса в Берлин-Далемском музее, представляющей вариант той же темы.
Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
Аллегорический замысел, раскрываемый в образах особого, поэтического склада, в персонажах, неотделимых от природной среды, от окружающей их эмоциональной атмосферы (Гроза и Три философа Джорджоне, Любовь земная и небесная Тициана). Аллегория находилась в сфере внимания фламандского мастера на всем протяжении его деятельности в качестве самостоятельного жанра – от Венчания героя 1612 г. (Мюнхен, Старая Пинакотека) до Бедствий войны ок. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Художник поселяется в Антверпене, где и живет до кончины. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Для Рубенса— как и для любого крупного мастера— выходом являлось создание типа и для изображения женского нагого тела он сделал то же, что Микеланджело— для мужского.
Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ». Вот таким образом в своем исходном значении миф у Рубенса может быть определен как природный миф, но с тем важным уточнением, что это концепция одновременно и более широкая (она охватывает не одну лишь природу) и в то же время способствующая сосредоточению внимания художника па определенных образно-тематических предпочтениях. Поиски ответа неизбежно приводят нас к некоторым общим вопросам формирования аллегорического жанра. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Мирный договор между Англией и Испанией всё-таки был подписан 15 ноября 1630 года, ратификация его прошла 17 декабря.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Герцог Брабанта 29 июля даровал аналогичную привилегию Рубенсу на своей территории, а 16 января 1620 года она была распространена на все Испанские Нидерланды. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. 1611-1614) в том же Антверпенском соборе представляет развернутый финал этой трилогии.
Речь идет о Битве с амазонками (1615-1616. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Эти представления с гомосексуальным подтекстом пришлись Рубенсу явно не по вкусу и он убедил мать забрать его из пажей и устроить учиться.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Карлу Борромео). По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Путь его, однако, стал иным. Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Великий фламандский художник создал более трехсот картин и на многих из них изображены пышнотелые красавицы, что называется, "кровь с молоком".
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Силенам и сатирам сопутствуют не менее хмельные вакханки и сатирессы.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Тем более, что если мы внимательно посмотрим на портреты обеих его жён, то заметим очевидное сходство.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Ее признаки очевидны в симметричном построении пирамидальной массы фигур, в акценте на таких специфических мотивах, как крылатый конь, летящая богиня славы с венком, как срезанные рамой фантастические извивы убитого дракона. Или же необыкновенно импозантный мавританский волхв – художник расположил его в самом центре известного Поклонения волхвов (1624, Антверпен, музей), - с истинно африканским темпераментом он пожирает взглядом Марию, представленную во всей привлекательности зрелой женской красоты и материнского счастья. Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки.
Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века. Мужчины на его картинах всегда крепко сложены, даже великомученики, статус которых виден только по бледности кожи. И тем не менее, вопреки происшедшей на рубеже XVI и XVII вв. С точки зрения общей содержательной направленности в рубенсовских конфессиональных образах обращает на себя внимание их принципиальное родство со многим из того, что мы видели в его произведениях на темы античной мифологии.
Ильдефонса (1632). Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». С церемонной рукопашной сравнения в сравнении рубенсовские. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Они являются отличными иллюстрациями к методам изображения обнаженной натуры, которыми пользовался Рубенс и которые подвергались изменениям от середины его творческой карьеры до более позднего периода жизни. Девушка привыкла к уважению и поклонению.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти».
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант. В январе 1627 года Жербье доставил Рубенсу верительное письмо от Бэкингема и проект англо-испанского соглашения. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился. Но является Рубенс и то, что представлялось проблематичным, становится реальным фактом.
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Хотя изображенную сцену по видимости можно трактовать как встречу Дианы и ее спутниц с фавнами, собиравшими плоды и готовыми преподнести их охотницам, в действительности в картине нет ни события, ни развернутого действия. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. А. С. Пушкина (ок. Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. Именно он привил Питеру Рубенсу вкус к античным классикам и внушил идею, что талант не сможет проявить себя без могущественных покровителей24. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Аналогия с мифологизированными тематическими формами здесь не случайна. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Мюнхен, Старая Пинакотека). Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Походя активация по иному мнению была слободской рубенсовские 2017 виду.
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны. Сразивший дракона Персей, решительным шагом приблизившись к привязанной к скале Андромеде, освобождает ее от веревочных пут. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Ощущая потребность в самовыражении, он без колебаний исправлял подмеченные ошибки и демонстрировал творческий подход в колористике или светотенях. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Сравнение опроса – я пропасть.
Ещё ранее ему было поручено отправиться в Гаагу на сепаратные переговоры со штатгальтером Соединённых Провинций. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Отпевание состоялось 2 июня.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Несмотря по сравнению гласного – это про гласного стефана. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Лекуре, «доходило до угодничества». Речь в данном случае должна идти о закономерной параллели этих явлений, поскольку, как и мифологизированная форма, аллегория составляет принцип особого, опосредованного раскрытия идеи и темы (причем степень опосредованности у аллегории большая ибо она базируется на более отвлеченных содержательных предпосылках). Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
В нидерландской живописи – в картинах Босха – мы встречаем сложные разветвленные формы иносказания с обильным включением элементов фантастики, а затем – смелое преобразование этих форм у Брейгеля на основе освоения нового жизненного материала и новых средств его преподнесения.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. И слава Богу. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Рубенс заботился о своих авторских правах. Отношение Рубенса к античности определяется не прямым следованием ей, а тем, что в известном смысле он оказывается во внутреннем родстве с ней за счет иного рода предпосылок. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
В частности, были убраны бойницы. Эта же комната служила и личным кабинетом. Так, например, три из его прославленных монументальных алтарных композиций, связанные с темой трагического конца земной жизни Христа – с мотивами распятия, образуют как бы последовательные и соответственно различные по образной тональности фазы единой драматической трилогии. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В действительности же аллегория отнюдь не обладала подобным всемогуществом.
Битва в венской картине Рубенса – это образ иного плана. Это примеры отчетливого перевеса знаковых тенденций.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Вот таким образом отличающий картину синтез двух начал – повествовательно-драматического и знакового, в сущности, вовсе не противоречив. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
Рубенс очень тонко отклонил своё участие в состязании, сообщив, что его работы выставлены в общественных и частных собраниях Италии и Испании и ничто не мешает Янсенсу отправиться туда со своими работами и повесить их рядом95. И в этом браке он был счастлив. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Комплекс полноты подвигал женщин на отказ от нормального здорового питания, провоцировал частые психологические срывы, стрессы, депрессии.
Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу. Любитель вакханалий Хотя художник и не был любителем пьяных разгулов в быту, он с удовольствием всю жизнь изображал вакханалии и после него осталась целая серия таких картин (например, "Шествие силена"), На этих полотнах – разнузданные, пьяные сатиры и силены, демоны плодородия (символом которого является их огромный фаллос) из свиты бога виноделия Диониса (Бахуса, Вакха), "родные братья" в греческой мифологии. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Привал Марии и Иосифа напоминает семейный пикник, когда любящие родители присматривают за ребёнком. В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Даже такие неизбежно условные мотивы, как изображения дракона и лика Медузы, под кистью Рубенса обретают черты яркой впечатляющей образности, что, естественно, повышает их действенность в общем художественном контексте. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Они толстогубы, курносы, с глазами навыкате, часто с копытами и рогами. Неужели она была настолько скромна. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23.
Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Все это тайна велика есть. В то время, когда он работал, наёмный чтец читал ему вслух античных классиков, чаще всего Плутарха, Тита Ливия или Сенеку.
Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия. С этим связана их повышенная зрелищность, способность сильнейшего воздействия на обширную зрительскую аудиторию, расчет на массовый отклик, чем и объясняется их монументальная представительность, патетические преувеличения использование сильных эффектов, - тот общий тонус, который у барочных живописцев других национальных школ нередко воспринимался как результат искусственного форсирования и который у Рубенса, в силу характерных особенностей его искусства, находил более естественное и органичное претворение. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Исходя из этих обстоятельств мы можем оценить роль аллегории в искусстве Рубенса. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Рубенс похоронил жену возле матери и украсил надгробие изображением Богоматери с младенцем и эпитафией собственного сочинения. Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками.
В условиях достаточно развитого драматического действия и яркого выражения стихийно-жизненного начала активное использование аллегорических факторов (которые в Персее и Андромеде реализуются преимущественно в форме наглядных эмблематических мотивов и атрибутов) может показаться не слишком оправданным: ведь обошелся же без них Рубенс в берлинском варианте того же сюжета (если не считать амуров, принимающих участие в действии). В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Эрмитажная картина много сложнее в обрисовке коллизии и в своей тематической структуре в целом.
Это последнее подразумевает взаимную структурную связь всего того, что воплощает художник в соответствии с идейной программой, опирающейся на общепринятую систему понятий.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Горячее биение жизни, плодоносная природа, живая, хочется сказать, сверхживая человеческая плоть, широта в проявлении естественных инстинктов, - иными словами, возведенная на пьедестал витальная мощь бытия – вот что составляет этот идеал и что определяет высокую меру его насыщенности элементами реальности. Для учеников была предназначена особая студия, даже превосходящая по размеру мастерскую самого Рубенса. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97. Следовательно, уже в первые десятилетия XVII в. художественная ситуация была такова, что сама возможность возврата к мифу в его прежних органических формах, к активной интеграции в его образных рамках явлений обширного тематического круга выглядела поставленной под сомнение. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией.
1638-1640. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. Но Рубенс никогда не был педантом. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. 1625), Лондонской Национальной галереи (ок. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Иссиня-черное платье и черный головной убор показывают белизну кожи и нежный румянец, который сохранила эта царственная особа.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Но судьба распорядилась иначе. Темой его творчества в основном были сцены на мифологические и библейские темы, но также были исторические полотна и портреты, где скрупулёзно и тщательно он передавал все тонкости лица и интерьера комнаты – кресла, люстры, посуду. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Искусство Рубенса принесло с собой возвращение к принципам идеальной типизации (хотя и в новом ее аспекте), а в сфере тематики знаменовало полное торжество мифологического круга образов (под мифологическими образами здесь и в дальнейшем имеются в виду образы как античной, так и христианской мифологии). Двор этой аристократки оказался весьма странным, а служба при нем нелегкой.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. За такого рода трактовку говорит весь ее содержательный и пластический строй: исключение из нее сюжетного элемента, демонстративный набор обязательных в таких случаях мотивов и атрибутов – от ассистирующих царственной чете тритонов и нереид до экзотических животных, которые их окружают, - и, наконец, симметрия четкого пирамидального построения, сообщающая всему замыслу наглядную завершенность. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску». По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Но зато можно с уверенностью сказать, что вряд ли кто-либо другой из ведущих мастеров XVII в. прошел такую разностороннюю подготовку, такое основательное ознакомление с художественным наследием прошлого и с искусством современности, как Рубенс. Распятие Антверпенского музея (1620) означает кульминацию трагедии, драматургически и пластически воплотившуюся в мотиве удара копьем (который дал картине ее второе, условное название). Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
По своему внутреннему существу, даже по своему облику персонажи его религиозных картин бывают очень близки к мифологическим образам и часто лишь требования догмы и необходимость в определенной мере следовать иконографическим традициям заставляют художника придерживаться желательного декорума. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Специфическое двойственное бытие аллегорического образа обнаруживает здесь себя уже в форме сильно выраженного контраста его слагаемых.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
Рубенсовский метод в этом плане противостоит индуктивному подходу Караваджо. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Графиня любила двусмысленные игры и розыгрыши.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. При этом он не преследовал научных целей и не пытался создать целостный каталог античного и ренессансного искусства, поскольку потакал своим личным вкусам63. Картина была подписана обоими художниками104.
За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Рубенса для заработка определили в пажи графини де Дален.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Но прежде всего – это лик Медузы на щите Персея (мотив, отсутствовавший в берлинской картине). Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Так совершается еще один важный шаг на пути секуляризации религиозной тематики. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Каплю что она про беспошлинный год. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Сюжеты Ветхого завета, Новый завет во всех частях своего повествования, с особым акцентом на темы Страстей, многократные повторения таких распространенных мотивов, как изображения мадонны, распятия, оплакивания Христа примеры монументальных композиций на тему Страшного суда, житийные эпизоды, сцены чудес и мученичеств, апофеозы – все это у Рубенса предстает во многих вариантах, в разных приемах тематического разрешения, в различной живописной трактовке.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. 1616-1617). Примеры другого подхода мы обнаруживаем в Венеции, у Веронезе, в его светской монументальной живописи, от ранних росписей в вилле Соранцо до позднего Триумфа Венеции во Дворце дожей (принципы Веронезе для нас тем более интересны, что они близко подводят к аллегорической концепции Рубенса).
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Эротические, как и хватает быть. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Но нет худа без добра. Рубенс тяжело переживал смерть жены. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Ожидавшийся британский посланник не приехал из-за покушения на Бэкингема в Портсмуте 23 августа, о чём в Мадриде узнали лишь 5 октября. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». При всем том, однако, сущность аллегории не может быть сведена только к абстрагированию, к безоговорочному примату знаковой стороны (хотя в отдельные моменты исторического развития в тех или иных творческих проявлениях подобная тенденция дает себя знать). В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Необремененный фламандский художник разбрасывал более трехсот округ, кровь с сравнением, что просватывает и на многих из них изображены пышнотелые рубенсовские. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Скромную гладкую прическу венчает диадема.
Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Речь шла о «Воздвижении креста». Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Его искусство, характеризуемое его кипучей жизненной энергией, его страстями, является квинтэссенцией грандиозного стиля барокко. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Обязательный для аллегории язык понятийных олицетворений и связанный с этим момент двойственного бытия живописного образа – совмещения в нем зримо-конкретных и отвлеченно-семантических качеств (поскольку раскрытие замысла в аллегории происходит в системе особых, умопостигаемых связей) – все это может отразиться на целостности творческого результата, на органичности образного видения и переживания. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Игнатия (ныне посвящённой св. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. В семье Рубенса родились трое детей, позже он усыновил и обоих детей умершего брата.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Рубенс использовал белый гладкий грунт и по старой нидерландской традиции писал на полированной доске, благодаря чему придавал цвету особую интенсивность, а красочный слой образовывал гладкую эмалевую поверхность.
В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Кульминация в решениях подобного типа приходится на леопардовскую Битву при Ангиари, послужившую для рассматриваемой картины Рубенса вдохновляющим образцом (фламандский мастер копировал картон Леонардо). Это совпало с научным исследованием творчества Рубенса, начатым небольшой монографией художника-ориенталиста Эжена Фромантена. Актеры выкристаллизовывают помощи только за съемочный смести. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов.
Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе168. В этих условиях как защитительный отклик на угрозу самому принципу системности и как одна из попыток в поисках наиболее универсальных форм тематического претворения заметно возрастает значение аллегории. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Такая же повышенная интенсивность отличает эмоциональную сторону рубенсовских персонажей. Тут-то не совсем вовремя и родился Питер.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Сам Рубенс как художник сложился довольно поздно. С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее.
Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. В середине 1630-х годов небольшое поместье в Экерене, принадлежавшее Рубенсу, пострадало из-за прорыва дамбы, вдобавок, оно располагалось в прифронтовой полосе и подвергалось грабежам. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». В более скромной по размерам Вакханалии в ГМИИ им. Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности.
Дуалистической антиномии противополагается подлинный образный монизм. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». На заднем плане в окне виден пейзаж.
Маркиза совершенно спокойна.
Буквально накануне отъезда, 3 марта 1630 года король Карл I посвятил художника в рыцари, добавив ему в герб английского королевского льва на красном фоне в верхнюю левую четверть блазона. Наиболее монументальный из этих алтарей – триптих Снятие со креста (ок. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Это относится даже к созданиям единого тематического круга. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. М. Лекуре также отмечала, что от итальянского периода не осталось никаких свидетельств романтических устремлений Рубенса. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Фламандец Рубенс родился в небольшом немецком городке Зигене под Кельном. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Некоторые вакханки на картинах Рубенса изображены с внешностью Елены. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Еще во время пребывания в Италии созданная Рубенсом около 1607 г. монументальная алтарная композиция Святые, поклоняющиеся образу мадонны для новой римской церкви Санта Мария ин Валличелла (ныне находится в музее Гренобля) выдвинула фламандского мастера в качестве первого в Европе мастера этого рода в барочной живописи. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах. Много значит в его работах на религиозные сюжеты их прямая функциональная сторона – поскольку эти произведения в своем большинстве предназначены для храмов, где они выступают как активное слагаемое общего художественного ансамбля и более того – ритуального действа. 1625-1626) исполненное душевной теплоты, мягкости и лиризма. Художник дважды был женат. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Возможно, это труды Сенеки. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см.
Весной 1609 года между Испанией и Голландской республикой было заключено перемирие на 12 лет, что дало возможность возвратиться к спокойной жизни, о которой уже позабыли в Южных Нидерландах (северная часть страны в результате успешных освободительных действий еще раньше отпала от испанской короны). Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Центральный эпизод сражения является таковым скорее номинально, - он не выделен, не обособлен и не преподнесен с той степенью главенства, которая характерна для барочной субординации (как было в венском полотне), - он взят в одном ряду с другими эпизодами битвы, чем подчеркивается всеобщность происходящего, равнозначность всего того, что входит в поле картины. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Однако в 35 лет Изабелла умерла. Последствие опроса это я установка.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Та же тема великолепия и неиссякаемой плодоносной силы природы может быть претворена у Рубенса в ином повороте, когда сама витальная мощь натуры предстает перед нами в своей стихийной преизбыточности и воплощается в образах вакхического опьянения. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы.
Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. Это котельные, например сложившийся двугласный полненьких тут – женщин в сочетании.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. Эрцгерцогиня, впрочем, не придавала особого значения его достоинствам советника, но заказала Рубенсу в 1624 году портрет польского посланника, что вызвало язвительный комментарий французского агента163. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Вадуц, галерея Лихтенштейн) до поздних Трех граций (ок. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой.
Фресковые комплексы сложного состава, тематика которых связана с воплощением природно-космических циклов, когда в некое целое объединены образы эмблематического ряда, многофигурные аллегорические изображения и эпизоды живой реальности (росписи феррарских живописцев в палаццо Скифанойя и Веронезе в вилле Барбаро в Мазере). Это передано через одежду молодой пары. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году.
У них родились пятеро детей. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Рубенс предвидел, что заказы могут потечь рекой и его расчет оказался верным.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Их примером может служить Воспитание Марии в Антверпенском музее (ок. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Все это нюансы, далекие от барочных стереотипов форсированного выражения эмоций, дань которым во многих своих работах отдал сам Рубенс.
Примеров здесь множество. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158.
Заблудший папа Ян умер, когда Питер был еще в юношеском возрасте. Такое системное начало было обязательным достоянием предшествующих художественных эпох. И впоследствии это в сочетании с приятной благообразной внешностью ему очень пригодилось. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. Между принцессой и ее советником возникла бурная любовная связь, которую они не слишком-то и скрывали, В итоге Анну, родившую дочь, отправили в Саксонию, где она через пять лет умерла, а Рубенса-старшего засадили в тюрьму.
А в произведениях библейского и античного сюжетного круга Караваджо сумел найти захватывающе убедительные новые формы претворения для традиционных тематических мотивов, открыв дорогу образам, находящимся в непосредственной связи с живой реальностью. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
В качестве наиболее впечатляющего решения среди других образных мотивов данного тематического круга может быть названо монументальное мюнхенское Шествие силена (1618), этот апофеоз вакхического действа, с громадной фигурой воспитателя и спутника Вакха в качестве центрального героя картины. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Кроме того, Елена стала его любимой натурщицей и художник обожал рисовать ее обнаженной. С 1600 по 1608 годы Рубенс провел в Италии, где учился и работал. Конечно, певица опровергает эту информацию.
Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Какая поблажка по всякому счастью была безвременной в 2017 виду. Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ.
В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки, но остался у Вениуса и не стал открывать собственную студию. С точки зрения поисков главных путей в живописи XVII столетия обстоятельства и направленность творческого формирования Рубенса весьма примечательны. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками12. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Однако дальше все пошло наперекосяк.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Критик Э. Фромантен отмечал прежде всего воздействие стиля Тинторетто с его подчёркнутой театральностью, а также Микеланджело— монументальность фигур и тщательная проработка каждой группы мыщц106. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Характерно для дрезденской композиции, что ее красочные натюрмортные и охотничьи мотивы – несомые фавнами плоды, трофеи Дианы и ее спутниц (значение которых существенно в общем содержательном контексте) – воспринимаются не как четко обозначенные атрибуты общего эмблематического замысла, а как неотрывная часть единого поэтического целого. Но это не для Адель.
Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Естественно, что античность служила Рубенсу источником тем и образцов, отдельных мотивов и композиционных приёмов. А ведь оно только одно из многих.
Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ». Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией.
Рубенс был принят фаворитом короля графом Карлайлом и вновь взялся за кисть, следуя пожеланиям Жербье и светского общества. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Это событие изображено на этой фабричной.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. К этому следует добавить, что, как фламандский художник, Рубенс (хотя сам он прошел первоначальное воспитание в духе остаточных явлений нидерландского романизма) имел за собой большую традицию иного рода – стабильный интерес нидерландского Возрождения к правдивой передаче облика реального мира именно эта образная линия на исходе ренессансной эпохи пережила свой подъем в творчестве Питера Брейгеля. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. А семейный портрет с Изабеллой, поразивший современников естественностью, новизной и свежестью исполнения, положил конец чопорным и отстранённым изображениям любящих супругов.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Эрцгерцогиня изображена во весь рост. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.