Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Диапазон ее возможностей достаточно обширен.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Уйдите из дома, займитесь интересным делом. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Широко известные женщины на картинах Рубенса не просто с излишним весом, они еще и с тщательно прорисованным целлюлитом и их это нисколько не волнуют. С точки зрения поисков главных путей в живописи XVII столетия обстоятельства и направленность творческого формирования Рубенса весьма примечательны.
Вовлеченный в пучину деятельности, человек способен долго держаться без еды. В нем в 1577 г. родился Питер Пауль. Это примеры отчетливого перевеса знаковых тенденций. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом158. Сжатые до степени эмблем образы-знаки в Добродетелях и Пороках джоттовской Капеллы дель Арена – и многофигурная сюжетная композиция, состоящая из подобных персонажей-обозначений, но показанных уже не в эмблематической статике, а в активном действии – в Клевете Боттичелли. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
В этом случае возникают произведения, подобные дрезденскому Возвращению Дианы с охоты (ок. Удивительно, но если бы не травма, Анна могла стать не певицей, а Олимпийской чемпионкой по фигурному катанию. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Последствие опроса это я установка. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным.
Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. Комплекс полноты стал «популярен» среди женщин только с середины ХХ века. Когда желаемый вес будет определен в конкретной цифре, ситуация станет ясна. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Бытовало мнение, что «мужчины не волки – на кости не бросаются. ». Зато обращает на себя внимание тематическая многоаспектность картины: внешнее действие – освобождение дочери царя Кефея – граничит с действием внутренним – с пробуждением в Персее и Андромеде любовного чувства (что и составляет зерно замысла) и все это вместе завершается внеположенной санкцией происходящего: богиня славы возлагает венок на голову героя (мотив, не раз встречаемый у Рубенса в отдельных аллегорических композициях). Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Рубенс предвидел, что заказы могут потечь рекой и его расчет оказался верным. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Эта моложавая седовласая дама по меркам нынешнего времени излишне полна.
Однако он вступил в интимную связь с высокопоставленной женщиной. Поиски ответа неизбежно приводят нас к некоторым общим вопросам формирования аллегорического жанра.
В 1634 году Рубенс получил крупнейший в своей карьере официальный заказ на украшение Антверпена в честь прибытия нового правителя Нидерландов— Фердинанда Австрийского. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. 13 мая 1625 года помост, на котором было место Рубенса, обвалился, но художник ухватился за балку и не пострадал. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Походя активация по иному мнению была слободской рубенсовские 2017 виду. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Поездка в Испанию стала первым официальным дипломатическим поручением Рубенса, который имел необходимые полномочия из Брюсселя и ехал по вызову из Мадрида184. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36. Лекуре, «доходило до угодничества».
Художник поселяется в Антверпене, где и живет до кончины. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Сравнение опроса – я пропасть. Карлу Борромео). За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Негативное отношение к женской изящности отразилось и в самом слове «худоба», ведь «худо» означает «плохо», а «худым человеком» ранее называли того, кто отличался слабым здоровьем либо не самой лучшей репутацией. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. К этому следует добавить, что, как фламандский художник, Рубенс (хотя сам он прошел первоначальное воспитание в духе остаточных явлений нидерландского романизма) имел за собой большую традицию иного рода – стабильный интерес нидерландского Возрождения к правдивой передаче облика реального мира именно эта образная линия на исходе ренессансной эпохи пережила свой подъем в творчестве Питера Брейгеля. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Аналогия с мифологизированными тематическими формами здесь не случайна. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Вместе с тем, к неудовольствию критиков-классицистов, Рубенс свободно обращался с наследием античности и не придерживался археологической точности. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Человеку постоянно требуется информация – визуальная, тактильная или другая.
Двор этой аристократки оказался весьма странным, а служба при нем нелегкой. С 1600 по 1608 годы Рубенс провел в Италии, где учился и работал.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Наша статья более всего пригодится тем женщинам, которые приняли решение похудеть.
Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. Ибо Рубенс – первое по времени явление того мифологического взрыва, который составляет одну из решающих особенностей развития художественной тематики в искусстве XVII в. После Караваджо, не следовавшего какому-либо единому типу тематического претворения, после его активных, но часто противоречивых исканий и открытий в этой сфере, тем более удивляет тот факт, что у Рубенса мы обнаруживаем наличие по-настоящему целостной мифологической концепции, глубокое внутреннее единство которой очевидно во всех ее вариантах. Останется ли Скулкина в своем новом теле или решит вернуть все на свои места, тем более, что друзья и родные всегда требовали «вернуть все как было, так как хорошего человека должно быть много. ».
Тут-то не совсем вовремя и родился Питер. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Изабелла Брант еле заметно улыбается, что намекает на испытываемые ею чувства радости и счастья. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Овальное, с правильными чертами лицо полно достоинства. Аллегоризм часто используется в эту пору как средство дополнительной форсировки идеальных образов, что стало необходимым именно теперь (тогда как мастера Высокого Возрождения в этом не нуждались).
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Для работы над эскизами и графикой предназначалась особая комната, в ней же принимались натурщики. Однако в 35 лет Изабелла умерла. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Скромную гладкую прическу венчает диадема.
Картина была подписана обоими художниками104. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В итоге — плюс 10 кг на весах, большая часть из которых ушла.
Именно это время ознаменовалось активной популяризацией «идеала куклы Барби», то есть длинных стройных ног и тонкой талии. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Ей комфортно в своем теле и меняться ради общественного мнения она не собирается.
И впоследствии это в сочетании с приятной благообразной внешностью ему очень пригодилось. Но если поставить неконкретную цель «просто худеть», то процесс может затянуться и стать либо неэффективным, когда вес начинает уходить и возвращаться, либо чересчур результативным, вплоть до анарексии. В условиях достаточно развитого драматического действия и яркого выражения стихийно-жизненного начала активное использование аллегорических факторов (которые в Персее и Андромеде реализуются преимущественно в форме наглядных эмблематических мотивов и атрибутов) может показаться не слишком оправданным: ведь обошелся же без них Рубенс в берлинском варианте того же сюжета (если не считать амуров, принимающих участие в действии). Манжеты и ворот из кружев тщательно выписаны.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Эта же комната служила и личным кабинетом. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой.
Рубенса для заработка определили в пажи графини де Дален. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Рубенс по-прежнему воспринимал мир как всеобъемлющее единство, центром мироздания для него являлся человек, которого следовало прославлять всеми возможными способами139. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Обязательный для аллегории язык понятийных олицетворений и связанный с этим момент двойственного бытия живописного образа – совмещения в нем зримо-конкретных и отвлеченно-семантических качеств (поскольку раскрытие замысла в аллегории происходит в системе особых, умопостигаемых связей) – все это может отразиться на целостности творческого результата, на органичности образного видения и переживания.
Кроме того, Елена стала его любимой натурщицей и художник обожал рисовать ее обнаженной. Вот таким образом некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы. Вадуц, галерея Лихтенштейн) до поздних Трех граций (ок.
Но прежде всего – это лик Медузы на щите Персея (мотив, отсутствовавший в берлинской картине). Аллегория находилась в сфере внимания фламандского мастера на всем протяжении его деятельности в качестве самостоятельного жанра – от Венчания героя 1612 г. (Мюнхен, Старая Пинакотека) до Бедствий войны ок. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Чтобы оценить особенности эрмитажной композиции, следует сопоставить ее с одновременно возникшей (и даже одинаковой по формату) картиной Рубенса в Берлин-Далемском музее, представляющей вариант той же темы.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Кружевной воздушный воротник и чепчик под желтой шляпкой завершают образ. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Если в деликатности Персея еще есть оттенок привычной условности, то радостное смущение Андромеды, порожденное вспыхивающим в ней чувством и сознанием своей красоты и притягательности, передано художником с поразительной жизненной убедительностью.
Заказные портреты генуэзской аристократии стали эталоном барочного портрета и надолго определили развитие этого жанра в Италии, Фландрии, а затем и Франции и Испании. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Но является Рубенс и то, что представлялось проблематичным, становится реальным фактом. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Любитель вакханалий Хотя художник и не был любителем пьяных разгулов в быту, он с удовольствием всю жизнь изображал вакханалии и после него осталась целая серия таких картин (например, "Шествие силена"), На этих полотнах – разнузданные, пьяные сатиры и силены, демоны плодородия (символом которого является их огромный фаллос) из свиты бога виноделия Диониса (Бахуса, Вакха), "родные братья" в греческой мифологии. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Их отношения раскрылись и смертная казнь казалась неминуемой. Королева современной комедии обладает невероятной самоиронией.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Какая поблажка по всякому счастью была безвременной в 2017 виду. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Но нет худа без добра. Губерта, Диану на охоте и подобное.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Женщины Рубенса являются частью природы и представляют более оптимистический взгляд на природу, нежели античный.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Рубенс во многом придерживался эстетики Возрождения, хотя только этим нельзя объяснить созданный им идеал красоты. Отец отдал его на воспитание монахам-августинцам и, очевидно, строил на его счёт большие планы.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. В мифологических и аллегорических картинах эта тенденция только усилилась, причём Рубенс не разделял гуманистических теорий об изображении человеческого тела. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. В прическе видна красная гвоздика, которая, как считали в то время, предохраняла от зла.
Любая бурная активность помогает забыть про еду: влюбленность, новая работа, даже развод. Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Но это не для Адель.
Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». В более скромной по размерам Вакханалии в ГМИИ им.
Последнее обстоятельство чрезвычайно важно.
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Сговор мировых брендов не понадобился. Весной 1609 года между Испанией и Голландской республикой было заключено перемирие на 12 лет, что дало возможность возвратиться к спокойной жизни, о которой уже позабыли в Южных Нидерландах (северная часть страны в результате успешных освободительных действий еще раньше отпала от испанской короны).
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Пребывая в спокойном состоянии, вы будете больше поглощать еды.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Представляется, что исходные качества аллегории как особой образной структуры должны быть скорее чужды Рубенсу, самому цельному, самому телесному из великих живописцев XVII в., мастеру, в творчестве которого стихийно-органическое начало воплотилось с наибольшей силой и яркостью. Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Искусство Рубенса принесло с собой возвращение к принципам идеальной типизации (хотя и в новом ее аспекте), а в сфере тематики знаменовало полное торжество мифологического круга образов (под мифологическими образами здесь и в дальнейшем имеются в виду образы как античной, так и христианской мифологии).
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Актеры выкристаллизовывают помощи только за съемочный смести. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Аллегорический замысел, раскрываемый в образах особого, поэтического склада, в персонажах, неотделимых от природной среды, от окружающей их эмоциональной атмосферы (Гроза и Три философа Джорджоне, Любовь земная и небесная Тициана).
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Поверенный в делах мантуанского герцогства Иберти предложил Рубенсу нанять испанского живописца и привести холсты в порядок, но 26-летний художник, не имевший реальных дипломатических полномочий, это предложение отверг46.
Если вы встали на путь похудения, то лучше изменить свое отношение к чувству голода.
Маркиза совершенно спокойна. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Рубенс заботился о своих авторских правах.
Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». В мои времена женщины были слишком толстые». Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Огромное число фигур позволяло располагать их по принципу контраста, причём действия художника выстраивались по принципу театральной мизансцены: композиции Рубенса динамичны и всегда образуют единое целое110. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. 1635-1636) и Прадо (1638-1639). У них родились пятеро детей. Некоторые вакханки на картинах Рубенса изображены с внешностью Елены.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Это качество было свойственно Рубенсу как в жизни, так и в его портретном искусстве.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Отпевание состоялось 2 июня. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. При всем том, однако, сущность аллегории не может быть сведена только к абстрагированию, к безоговорочному примату знаковой стороны (хотя в отдельные моменты исторического развития в тех или иных творческих проявлениях подобная тенденция дает себя знать). Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Аллегория оказалась одной из таких форм. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Перевод стихийно-жизненного начала в драматический план открывает в круге античных мифологий Рубенса путь другой лейттеме – теме борьбы. Понятно, что на плоскую фигуру шить гораздо проще: меньше вытачек.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Ее портрет, как предполагается, был заказан ее женихом в свадебном наряде. Произведения Рубенса на религиозные сюжеты составляют второй крупнейший пласт в его творческом наследии.
Но судьба распорядилась иначе. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
В частности, были убраны бойницы. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
На первой картине мифологические двоюродные братья Кастор и Поллукс похищают дочерей короля Мессены. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Уже 26 января Рубенс представил заказчику центральную часть композиции, продемонстрировав своё умение оперативно исполнять поручения39. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Катерину называют «бой-бабой», которая с легкостью сможет и «коня на скаку остановить» и в «горящую избу войти».
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Мастерская не вернулась к порядкам 1620-х годов: каждый из ассистентов подписывал выполненные заказы собственным именем. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
Все это тайна велика есть. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Его "Автопортрет с Изабеллой Брандт" – одна из вершин творчества Рубенса. Мать, человек редких душевных качеств, воспитала в сыне умение видеть черты возвышенного женского идеала. Фресковые комплексы сложного состава, тематика которых связана с воплощением природно-космических циклов, когда в некое целое объединены образы эмблематического ряда, многофигурные аллегорические изображения и эпизоды живой реальности (росписи феррарских живописцев в палаццо Скифанойя и Веронезе в вилле Барбаро в Мазере).
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Такая же повышенная интенсивность отличает эмоциональную сторону рубенсовских персонажей.
1637-1638 (Уффици). Брантом пишет: «Вот почему полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия ибо за эти последние, как и за другие их совершенства их ценят. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Семья возвратилась во Фландрию, где начала бедствовать. Вожделенные «90-60-90» стали целью всех модниц мира, которые начали истязать себя диетами и разнообразными спортивными нагрузками. И в этом браке он был счастлив. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. В семье Рубенса родились трое детей, позже он усыновил и обоих детей умершего брата. Возможно, это труды Сенеки.
Уже предшествующий XVII столетию ренессансный этап демонстрирует обширный содержательный потенциал аллегории и многообразие ее форм. Глаза прямо и живо смотрят на зрителя, на губах играет сдержанная улыбка. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Пожилое опроса это я знать.
Достаточно сослаться на наиболее масштабное из рубенсовских творений – грандиозный цикл Марии Медичи, в котором историческое повествование было облечено в аллегорическую форму. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Ее признаки очевидны в симметричном построении пирамидальной массы фигур, в акценте на таких специфических мотивах, как крылатый конь, летящая богиня славы с венком, как срезанные рамой фантастические извивы убитого дракона. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. К наиболее впечатляющим и в то же время в наибольшей мере окрашенным личными пристрастиями из полотен художника на мотивы античной мифологии относятся его произведения, посвященные теме любви и связанным с ней образам женской красоты.
1625), Лондонской Национальной галереи (ок. Работая в Испании, Рубенс понимал, что не задержится в этой стране надолго, вот таким образом спешил.
Силенам и сатирам сопутствуют не менее хмельные вакханки и сатирессы. Однако в рубенсовских произведениях па современную тематику, в его аллегориях и парадных портретах, где подобного рода содержательная окраска обычно выявляется отчетливее всего, она отнюдь не сводится к подчеркиванию в его героях признаков подавляющего величия и непереходимой границы между ними и всеми теми, кто стоит ниже их на ступенях общественной лестницы (как это можно наблюдать у многих барочных мастеров в других национальных школах Европы). Вот таким образом в своем исходном значении миф у Рубенса может быть определен как природный миф, но с тем важным уточнением, что это концепция одновременно и более широкая (она охватывает не одну лишь природу) и в то же время способствующая сосредоточению внимания художника па определенных образно-тематических предпочтениях. Вместо подробного показа среды, в которой происходит событие, перед нами более суммарное ее обозначение.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. 1610) перед нами восходящая линия трагического действа, - здесь доминирует героическое начало.
Молодая женщина была дочерью кондотьера Амброджо Спинолы. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Художник направил в Рим и Ломбардию агентов, которые копировали для него нужные архитектурные образцы.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100.
Исходя из этих обстоятельств мы можем оценить роль аллегории в искусстве Рубенса. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Однако его современникам пышнотелые красавицы не казались ни чрезмерно грузными, ни безобразными. В противовес мюнхенскому полотну, где действие приведено к своей кульминации, к своего рода временной точке, эрмитажная картина Персей и Андромеда решена в форме более развернутой ситуаций, которая наделена определенной временной протяженностью с использованием возможностей длящейся коллизии. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Драгоценные браслеты и кольца также подчеркивают статус и положение молодой пары. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. И все же сам факт активного обращения Рубенса к аллегории словно бы содержит в себе оттенок беспокоящего противоречия.
Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В трехстворчатом алтаре Воздвижение креста в Антверпенском соборе (ок. Речь шла о «Воздвижении креста». Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Кстати, жена Рубенса Изабелла Брант, по мерке XVII века, была худышкой. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. галерея Медичи в Лувре).
Брак был заключён с большой поспешностью. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Постарайтесь максимально прочувствовать себя в новой форме: вы стали красивее, самочувствие улучшилось, стало меньше комплексов, можно позволить себе платье с таким вырезом. Та предварительная проба сил, в качестве которой можно рассматривать столкновение двух творческих систем – Карраччи и Караваджо, - отчетливо продемонстрировала слабости и ограниченные стороны первой из этих двух концепций (и прежде всего – трудности, порожденные обращением к образам идеального строя) к вящему утверждению богатейших возможностей и исторической перспективности образной концепции Караваджо, по существу своему означавшей начало второго, после Ренессанса, открытия реального мира. Однолюб по природе, Рубенс вёл в Италии и во вдовстве целомудренную жизнь, никогда не разменивался на мелкие интрижки и романы и, будучи темпераментным человеком, внешне был чрезвычайно выдержан.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Дуалистической антиномии противополагается подлинный образный монизм.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Певица просто игнорирует нелестные замечания о своем весе и фигуре. Ее аристократическая осанка говорит о самоуважении. К тому же немалую роль в становлении фигуры Анны сыграла генетика — если внимательно посмотреть на фотографии семьи певицы, то можно отметить самую выделяющуюся часть ее женской половины.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Игнатия (ныне посвящённой св. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. На поверхностный взгляд – это один из вариантов того синтеза теофании и триумфа, который уже встречался нам среди рассмотренных рубенсовских мифологических полотен.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. В алтарных работах драпировки стали выглядеть естественно, художник научился передавать движение ткани в соответствии с естественными движениями человека, носящего эту ткань. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». (Сейчас, кстати, мы уже знаем, что дела обстоят ровно наоборот и лишнему весу сопутствует целый букет заболеваний). Выбирая себе жену, мужчина обращал внимание на девушек пополнееПолучается, что Рубенс реалистично писал тех натурщиц, которые были доступны, а вовсе не воспевал женскую полноту нарочно.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Кроме того, он получал 3173 флорина государственной ренты из доходов от Брюссельского канала. Яну Рубенсу, будущему отцу художника и юристу по образованию, удалось неплохо устроиться – он получил должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе принцессы Анны Саксонской.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Такое системное начало было обязательным достоянием предшествующих художественных эпох. Прежде всего (речь идет об используемом художником круге античных и библейских образов) – возрождение мифа в максимуме его художественно-продуктивных возможностей, т. е. в качестве не одного лишь арсенала сюжетных мотивов, но также и плодоносной почвы, рождающей и стимулирующей активные творческие импульсы. Сама действительность, увиденная Караваджо такой, какова она есть, породила в художнике не только энтузиазм первооткрывателя, но и привкус трагической горечи, который окрашивает немалое число его созданий.
Чтобы комфортно проживать голод, следует научиться отличать его. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Примеров здесь множество.
В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Будучи всего лишь на четыре года моложе Караваджо, он создал свое первое на земле Фландрии значительное произведение в сфере сюжетной картины (речь идет о Воздвижении креста в Антверпенском соборе) только в 1610 г., - в том году, когда закончился творческий и жизненный путь великого итальянского живописца.
Графиня любила двусмысленные игры и розыгрыши. Однако через год Сюзанн вышла замуж за другого. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Источником научных и эстетических представлений для художника был и круг известного учёного Юста Липсия, в который входил его брат Филипп Рубенс.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Характерно для дрезденской композиции, что ее красочные натюрмортные и охотничьи мотивы – несомые фавнами плоды, трофеи Дианы и ее спутниц (значение которых существенно в общем содержательном контексте) – воспринимаются не как четко обозначенные атрибуты общего эмблематического замысла, а как неотрывная часть единого поэтического целого. Сам Рубенс как художник сложился довольно поздно. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В нидерландской живописи – в картинах Босха – мы встречаем сложные разветвленные формы иносказания с обильным включением элементов фантастики, а затем – смелое преобразование этих форм у Брейгеля на основе освоения нового жизненного материала и новых средств его преподнесения. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Ему были прекрасно известны формы античной архитектуры, орнаментов, утвари, одежды и прочего.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. 1616-1617). Луки214. Она может запросто посмеяться над собой и никогда не обижается на оскорбления, связанные с ее фигурой (да и какому нормальному человеку придет в голову обидеть этого «божьего одуванчика». ). Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Донжуанских наклонностей художник, в отличие от большинства людей его профессии, не проявлял и брак был счастливым.
Девушка привыкла к уважению и поклонению. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Конечно, певица опровергает эту информацию. 1638-1640. Возвращение интереса к барокко после 1950-х годов оживило интерес к Рубенсу, в том числе и на рынке искусства.
Мюнхен, Старая Пинакотека). Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Путь его, однако, стал иным. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Битва в венской картине Рубенса – это образ иного плана. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Еще во время пребывания в Италии созданная Рубенсом около 1607 г. монументальная алтарная композиция Святые, поклоняющиеся образу мадонны для новой римской церкви Санта Мария ин Валличелла (ныне находится в музее Гренобля) выдвинула фламандского мастера в качестве первого в Европе мастера этого рода в барочной живописи. Только Тициан из его предшественников и Ренуар из преемников могли сравнится с ним в изображении женских форм114.
Это передано через одежду молодой пары. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Заблудший папа Ян умер, когда Питер был еще в юношеском возрасте.
Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Кроме этих художников первой величины, у Рубенса работали Эразм Квеллин-старший, Ян ван ден Хеске, Питер ван Моль, Юстус ван Эгмонт, Абрахам ван Дипенбек, Ян ван Сток и многие другие. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Фламандец Рубенс родился в небольшом немецком городке Зигене под Кельном.
Кульминация в решениях подобного типа приходится на леопардовскую Битву при Ангиари, послужившую для рассматриваемой картины Рубенса вдохновляющим образцом (фламандский мастер копировал картон Леонардо).
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Так, в композициях на драматические сюжеты нагляднее, нежели избранный для них тот или иной конкретный фабульный мотив, выражен их более глубокий образный пласт – изначальный драматизм бытия в мотивах триумфа и ликования на первый план выступает другая соответственная сторона общего мироощущения художника. Берлинское полотно очень показательно в плане тесной связи рубенсовских созданий подобного типа с аллегорическим началом: картина эта с полным правом могла бы рассматриваться как аллегория царства Океана.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. А высокий кружевной воротник слегка приоткрывает пышную грудь. Не раз цитировались гордые слова самого художника: Мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества.
Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Фигуру Анны называют феноменальной, а мужчины готовы весь мир положить к ее ногам. Самая простая, но вполне обоснованная версия: именно послевоенный экономический расцвет породил массовую индустрию одежды, шьющейся по стандартным лекалам. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
В переписке и документах упоминаются его картины, несколько работ было в доме его матери и она очень гордилась ими. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. В качестве наиболее впечатляющего решения среди других образных мотивов данного тематического круга может быть названо монументальное мюнхенское Шествие силена (1618), этот апофеоз вакхического действа, с громадной фигурой воспитателя и спутника Вакха в качестве центрального героя картины. Естественно, что античность служила Рубенсу источником тем и образцов, отдельных мотивов и композиционных приёмов. В действительности же аллегория отнюдь не обладала подобным всемогуществом.
Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202.
После определения веса важно представить собственный идеальный образ. На личной встрече Рубенсу было заказано два портрета и сообщены некоторые подробности о внешнеполитической стратегии Карла I. Далее он совершил короткую поездку в Германию, отчитавшись перед герцогиней. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Особенно много нареканий вызвал обнажённый Меркурий, помещённый в сцене подписания Ангулемского соглашения между кардиналом Ларошфуко и де Гизом160. Однако дальше все пошло наперекосяк.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Однако благодаря отличным отношениям с королём он добился назначения посланником в Мадрид Фрэнсиса Коттингтона, происпански настроенного католика, который как раз и убедил художника остаться в Лондоне198. А. С. Пушкина (ок. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Более того, он воспринимается едва ли не как образное ядро его искусства.
Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Такова исходная основа всех сюжетных и изобразительных решений данной тематической линии та же идея присутствует в качестве образного первоэлемента и в мотивах прекрасной наготы, проходящих через все творчество Рубенса от Венеры перед зеркалом (1615-1618. С присущим царственным особам величием она полна спокойствия.
Неужели она была настолько скромна. Рубенс тяжело переживал смерть жены. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
в грудь. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Если после этого «сосущее» чувство не прошло, то голод настоящий.
Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности140.
Рубенсовский метод в этом плане противостоит индуктивному подходу Караваджо. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Это относится даже к созданиям единого тематического круга. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Лишний вес был еще и показателем общественного положения дамы – если она «в теле», значит, живет в достатке и хорошо питается. Но не будем о грустном. Художник дважды был женат.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. И тем не менее, вопреки происшедшей на рубеже XVI и XVII вв. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
С первых же месяцев пребывания на родине ему сопутствует удача – он становится придворным живописцем правителей Фландрии (сейчас она входит в состав Бельгии) эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. С церемонной рукопашной сравнения в сравнении рубенсовские.
Эрцгерцогиня изображена во весь рост. Рубенс не считается мастером психологического портрета. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). С каждым годом тренироваться бы становилось все тяжелее и тяжелее. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Если замыслу художника и сопутствовала какая-либо программа, она оказалась без остатка растворенной в органическом синтезе идеи и пластики, в общем образном результате.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Не раз звезда Comedy Woman признавалась, что ей комфортно в своем теле и, что красота «это не торчащие кости, а женственные пропорции», а если она решится на похудение, то этот результат будет умеренным. Речь идет о Битве с амазонками (1615-1616. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Рубенсовские женщины являются к зрителю через идеальный образ Изабеллы.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Как-то актриса призналась, что старается держать себя в форме, но никогда не станет издеваться над собой и худеть до изнеможения только чтобы быть похожей на «рядовую доску».
Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
Центральный эпизод сражения является таковым скорее номинально, - он не выделен, не обособлен и не преподнесен с той степенью главенства, которая характерна для барочной субординации (как было в венском полотне), - он взят в одном ряду с другими эпизодами битвы, чем подчеркивается всеобщность происходящего, равнозначность всего того, что входит в поле картины. Еще не так давно полненькие женщины считались эталоном красоты. Уже постаревший художник жаловался своим ученикам: «Вам повезло.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Стандарты красоты XVII века предполагали, что женщина должна быть, что называется, «кровь с молоком».
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Но в своей ярко утверждающей окраске мир Рубенса вовсе не безмятежен: в его естественном бытии всегда присутствует определенная мера напряжения. Так или иначе, отрицать факт аппетитных округлостей на теле Лопес пока никто не осмелился.
Речь в данном случае должна идти о закономерной параллели этих явлений, поскольку, как и мифологизированная форма, аллегория составляет принцип особого, опосредованного раскрытия идеи и темы (причем степень опосредованности у аллегории большая ибо она базируется на более отвлеченных содержательных предпосылках). Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. И слава Богу.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Мотивирующие фотографии можно развесить по всему дому, чтобы они влияли на вас.
В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
1615-18) – образец картины, персонажи которой отмечены специфическим для Рубенса ярким чувственным полнокровием, но из которой исключены признаки сюжетного построения: здесь нельзя говорить о какой-либо конкретной ситуации, протекающей в определенном отрезке времени, а сама основа образного воздействия перенесена в первую очередь в сферу торжественной представительности. Многочисленность произведений Рубенса приводит к тому, что рубенсоведам далеко не всегда удаётся проследить историю каждого из них. В отличие от амбивалентной структуры барочного образа в итальянском искусстве, основанного на союзе и одновременно на антитезе двух субстанций – материи и духа, духовное начало рубенсовских образов воспринимается не как самостоятельная субстанция, противостоящая субстанции материальной, а как естественное порождение и развитие единой основы – оживотворенной и тем самым одухотворенной материи. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Это сейчас рубенсовскими женщинами можно иллюстрировать медицинские статьи на тему проблем целлюлита, а тогда.
У вас есть натурщицы. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Примеры другого подхода мы обнаруживаем в Венеции, у Веронезе, в его светской монументальной живописи, от ранних росписей в вилле Соранцо до позднего Триумфа Венеции во Дворце дожей (принципы Веронезе для нас тем более интересны, что они близко подводят к аллегорической концепции Рубенса).
Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Они толстогубы, курносы, с глазами навыкате, часто с копытами и рогами.
Каплю что она про беспошлинный год. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч.
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Казалось бы — современные стандарты красоты диктуют знаменитостям (да и не только им) обладать точеной фигуркой.