Питер Пауль Рубенс (28. 06. 1577, Зиген— 30. 05. 1640, Антверпен)— фламандский живописец, воплотивший в своих картинах подвижность, жизненность и чувственность эпохи барокко. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. Одним из ярких представителей фламандской школы живописи в стиле барокко является Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640) – автор огромного количества картин с изображением женщин, которых потомки позже назовут рубенсовские женщины.
Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы.
Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Как правило, он вставал в четыре часа утра и обязательно начинал день с прослушивания мессы.
Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Его талант был сразу же замечен. На нем тоже венок победителя.
Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
В статуях и рельефах древних Рубенс стремился открыть не только технику построения фигуры, но и сам пульс давно ушедшей жизни.
Размеры этой комнаты были таковы: длина 12 метров, ширина приблизительно 9. Но каждый из них по-своему претворил созданное великим мастером Фландрии. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Все это тайна велика есть. Или бегемот.
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Рубенс был красив во всем. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. "История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, совершенного авторитета, такого творческого триумфа", – такими словами биограф Марк Руузес подвел итог жизни мастера.
Но Идас камнем сразил Полидевка. Если наоборот – те же вопросы. Неужели она была настолько скромна. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари».
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Его работы интересны тем, что он прежде всего выражал свое отношение к человеку, которого изображал.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Стоящая слева женщина в застывшей позе выписана чрезвычайно детально, что характерно для всех предшественников Рубенса. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. (Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Дальнейшие достижения фламандского искусства XVII века связаны, в первую очередь, с именами ближайших сподвижников Рубенса – ван Дейка, Йорданса и Снейдерса. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии.
Если это союз города с рекой – то где город, а где река. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет.
Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Его открытия были подхвачены многими, особенно молодыми, антверпенскими живописцами. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.
Это зависит и от нее. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. Попробуем подойти с другой стороны.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. В них начисто отсутствует мистика. Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней.
Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела.
Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя меня со всех сторон старались убедить сделать выбор при дворе. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Разве что истинный талант. Начиная от подаренной им родителями внешности и заканчивая полотнами, которые выходили из-под его кисти. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи».
На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Вследствие болезни он был практически парализован. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Но Рубенс никогда не был педантом.
Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Иногда, правда, Рубенс с помощниками только выполняли предварительную работу в студии. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись.
Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. А ведь оно только одно из многих. Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Соперничество кончилось трагедией. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей».
У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Почему именно тигр. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море.
Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. «Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Художник скончался в 1640 году. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного. Быстрота работы мастера поражала современников. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Это не мольба, это именно вопрос.
Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Казалось, ему было подвластно все.
28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс. О чем он ее спрашивает. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки.
Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Многие жители покидали разоренную войной страну. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи. В ней художник достиг виртуозной манеры письма как в исключительном фактурном разнообразии, так и в умении придать картине праздничный декоративный характер. Именно к этом меньшинству традиционно относятся картины Питера Пауля Рубенса: после появления полотен этого автора стали говорить о барокко, а выражение «рубенсовский стиль» стало практически нарицательным. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Художник дважды был женат.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь.
По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко.
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Проведенные в Лувре исследования показывают, что художник намеревался написать девочку с распростертыми руками. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение. Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти».
Художник увлекся новым жанром — портретом. Почему не лев. Рубенсу хорошо платили за его искусство и в 1610 году он купил просторный дом в Антверпене (слева на фотографии). Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками изгибами и выпуклостями. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
В 1629 году он побывал в Англии. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Кто изображает реку – женская фигура или мужская. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи.
Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия». )Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии.
Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить». Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»).
Действительно, у общепризнанного «короля живописи» было много подражателей, но никому не удалось передать на своих полотнах столько кипучей энергии, движения и до предела заряженной атмосферы. Войны истощали всех и вся. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости. И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью.
Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Он оставил большую школу учеников и последователей во Фландрии и, в том числе, таких мастеров живописи, как А. Ван-Дейк, Ф. Снейдерс и Я. Йорданс.
Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
Или буйвол. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве.
Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Антверпенский период. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. С наслаждением писал местные пейзажи.
Если мужская – то почему такая мощная фигура. За восемь лет пребывания в Италии он написал портреты многих аристократов, включая самого первого его покровителя герцога Мантуанского. Мало того, безразличное выражение ее лица свидетельствует о том, что ей все равно, с кем будет мирный договор – лишь бы не воевать. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. После смерти его дом был продан, а последующие владельцы во многом изменили его интерьер.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Если женская – то какая связь между плодами и рекой. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Им тесно в пределах двухмерного пространства.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Впрочем, позволить себе украсить дом «рубенсовскими» полотнами могут не только обеспеченные поклонники его творчества. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Мощный старец стоит к зрителю спиной. И опять же – зачем тигр.
А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса). Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр.
Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко. Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Рубенс выполнял эти наброски не ради своего удовольствия — он хотел распространить во Фландрии итальянский архитектурный стиль, однако генуэзские дворцы голландцам не понравились. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Что-то странное в этой картине.
В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство.