Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса.
1606, музейМузеи (от греческого museion — храм муз) — научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю.
Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Игнатия (ныне посвящённой св. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Рубенс заботился о своих авторских правах. Рубенс (Rubens) Питер Пауль – фламандский художник, дипломат, один из наиболее выдающихся представителей стиля барокко родился 29. 06. 1577 в городе Зиген (Германия), умер 30. 05. 1640, Антверпен (Бельгия). Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
1630-1640, Музей истории искусств, Вена). Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный». В 1620-е гг.
Около 1611 — 1618 он выступал также и как архитектор (полный театрализованной пышности дом Рубенса в Антверпене, где художник разместил свою богатую коллекцию картин и памятниковПамятник: 1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии истории искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр». Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в ЭрмитажеЭрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения) — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя). Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Лицо персонажа, однако, выглядит отдельным от всех остальных деталей картины и представлено абсолютно безэмоциональным. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен).
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». ЭскизыЭскиз (французское esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо.
Питер Рубенс достиг единства цветового звучания картин, которое строилось на сложнейшей гамме рефлексов и оттенков, легко и прозрачно положенных голубоватых теней и светлых красок («Персей и Андромеда», 1620-21, Эрмитаж). Меня тоже заставляли кушать. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
Апельбум выдвигает более интересную версию. Вальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях.
Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги.
1638), одной из трех граций (ок. В 1632 году Рубенс добился продления авторских прав на репродукции своих картин во Франции, однако некий предприимчивый торговец оспорил решение суда низшей инстанции и апеллировал к Парижскому парламенту. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Возникли в 15-16 веках. Питер Пауль Рубенс (1577–1640) был признанным художником, чей талант был оценен еще при жизни. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Но и она не дорисована до конца, несколько пальцев как бы прячутся в складках одежды. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
В Дувре Рубенс столкнулся с неожиданной проблемой: к нему обратились молодые английские католики с просьбой помочь выехать во Фландрию: девушки хотели в монастырь, а юноши— в иезуитскую семинарию. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Примеры музеев: Политехнический музей, Лувр, Эрмитаж. Снятие с крестаВ первые годы жизни в Антверпене (1608 — 1612) Рубенс одновременно выполнял монументальные религиозные композиции («Водружение креста», около 1610 — 11 и «Снятие со креста», около 1611 — 1614, соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна. Население 2, 1 млн. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Глядя на тела этих женщин, мы чувствуем живую, теплую субстанцию. В этом же городе четырнадцатилетний Рубенс начинает учиться живописи.
В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску. Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности».
Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией». Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки.
В 1612 — 1620 годах, освобождаясь от этих черт, создал многие из лучших своих произведений: мифологические композиции («Персей и Андромеда» «Похищение дочерей Левкиппа», около 1619 — 1620, Старая пинакотека, Мюнхен), несколько сцен охоты (около 1616 — 1617, там же и другие собрания), два варианта «Страшного суда» (около 1615 — 1616 и около 1618 — 1620, там же). В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром». В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят». Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
К тому времени он свободно владел латинским и итальянским языками, был знаком лично и по переписке со всеми известными учёными-антиковедами. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген – 1640 Антверпен)Три грации (лат. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом». Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
В первую очередь это относилось к мировосприятию. В частности, были убраны бойницы. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен.
Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. Он писал нежную женскую кожу, ее фактурные нюансы и оттенки. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита».
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов», около 1635-1640), полные живого обаяния портретыПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Картина была подписана обоими художниками.
В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Пейзажи Питера Пауля («Возчики камней», около 1620, Эрмитаж, Ленинград) в значительной мере носят вымышленный характер (традиционные кулисы, фантастические дали), однако они одухотворены ощущением вечной борьбы стихий, неразрывной взаимосвязи различных аспектов среды, а также природы ландшафтной и природы человеческой. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение.
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Его заказчиками были не только дворяне и духовные лица, но и монархи. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз.
Тема борьбы человека с силами природы присутствует уже в ранних, собственно пейзажных работах художника («Возчики камней», ок. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюрыГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру.
На автопортретах Рубенс чаще всего не изображал своих рук. 1594-1598). Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию. Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой.
Инфанта Изабелла снабдила его достаточными средствами для жизни в Лондоне, но освободила посланника от необходимости вести переговоры с Гаагой, поскольку там находился один из её эмиссаров— Ян Кесселер. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина». и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. («Камеристка», около 1625). Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.
Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Вторая серия осталась неосуществленной. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
5. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом. с реалистическими традициямиТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Он вставал в четыре часа утра и начинал работать над своими произведениями. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Союзниками Рубенса в его миссии были посланники Савойи, напротив, посланник Голландии Йоахими всячески подчёркивал, что художник Рубенс находится в английской столице по прямой своей профессиональной обязанности. Рано посвятив себя живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591 — 94), О. Вениуса (ван Вена, около 1594 — 98) мастер с 1598. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Чтобы изготовить такой прибор, ему даже пришлось нанять брабантского монетных дел мастера Жана де Монфора. Он был известен в Испании, Англии и Германии.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Он был не только великим живописцем, но и блестящим дипломатом, знал шесть языков. В 1628г. От продажи коллекции Бэкингему осталось 84 000 флоринов, прочие деньги ушли на покупку 3 домов в Баскюле и 4 домов на улице Аньо, смежных с владениями художника.
Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В антверпенском соборе Богоматери находятся его произведения «Снятие с креста» и «Водружение креста». 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. Все потыкал ее, мол, посмотри, какая у командующего жена, настоящая генеральша.
Если он соглашался на заказ, то ему позировали непременно представители высшей аристократии, как это было в Генуе со Спинола и Дориа, а также герцогом Брабанта и антверпенскими буржуа. Из Рима Рубенс проехал к старшему брату в Верону, где изобразил себя с братом их коллегу Иоганна Вовериуса и учителя Юста Липсия, а также своего ученика Деодато дель Монте на фоне мантуанской реки Минчо.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Отсюда любовь эпохи к множественности элементов и наглядности, любовь к орнаментальности и публичной пышности. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. В 1620-е годы произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Площадь 301 тысяч кв. Речь шла о «Воздвижении креста». В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. и художником королей. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие6. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
С 5 в. до н. э. культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме», 1615 «Союз Земли в Воды», ок. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения. Эта картина называется «Шубка». Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматикиНумизматика (от латинского numisma — монета) — вспомогательная историческая дисциплина изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Свойственные барокко черты условности и внешней иногда ложной, экзальтацииЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Художник создал редкий по откровенности личного чувстваЧувства (эмоции, «движения (волнения) души») — обозначение разнообразных психических феноменов. Его духовное искусство начисто лишено духовности».
В 1600 — 1608 находился в Италии (Рим, Мантуя, Генуя), где изучал произведения Микеланджело, Рафаэля, Тициана и Караваджо. В мастерской Рубенса работали Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу.
античногоАнтичность (от латинского antiquus — древний) — в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении — греко-римская древность (история и культура Древней Греции и Древнего Рима). К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
СтихияСтихия (от греческого stoicheion — первоначало, элемент) — в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы (напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир — в древнегреческой философии и т. п. ). По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Отпевание состоялось 2 июня.
Думается, что причина в чем-то другом и это не случайность. В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. К тому же Рубенс был очень продуктивным художником. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. Наиболее известные картины Рубенса – это «Победа и Доблесть» (1618 год, Музей Лихтенштейн, Вена), «Оплакивание Христа» (1602, Галерея Боргезе, Рим), «Шубка» (1630-е, Музей истории искусства, Вена).
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации». Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. В этих работах уже ощущается пышный, богатый стиль барокко. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс.
При всем разнообразии интересов художника, главной его страстью все же оставалась живопись. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). К 1630-м гг. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский.
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В его произведениях всегда царили солнечный, яркий колорит и ощущение радости бытия. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Adonis) — бог плодородия в древнефиникийской мифологии. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
А в Одессе так и говорили: красивый полный ребенок. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций.
Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером. Творчество Питера Пауля Рубенса Примечание.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику.
Их тела светятся радостью жизни. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Ракурс композиции необычен— Рубенс возвышается над Изабеллой, зритель видит его как бы из позиции снизу вверх. Лекуре, «доходило до угодничества». Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Далее, работая с натуры, он подчинял реальные зримые формы канону, запечатлённому в памяти.
Возможно, это труды Сенеки. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
человек., посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Современники называли его королем художниковХудожник: 1) То же, что художник.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. В портретной живописи Рубенса в 1620-е годы преобладали отмеченные внешним блеском аристократические портреты («Мария Медичи», около 1622 — 1625, Прадо, Мадрид), но художник обращался и к более простым интимным решениям («Камеристка инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов»). В 1625г. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию. В 1626 году Рубенс поступил на дипломатическую службу к эрцгерцогине Изабелле Австрийской.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской. К 1615 — 1620 годам художник завоевал широкую известность и признание.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Бабка моя их обзывала – карельские березки. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д. )., воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга. Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен), нарядные портреты (автопортрет с первой женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен) и мифологические сцены. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Такого звучания красок не смог добиться никто. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. Карлу Борромео).
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях». человек (2004). Типы музеев: научно-просветительские исследовательские, учебные.
Пальцы нарисованы анатомически неестественно. Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе.
Моя Машка этот шедевр не оценила, а убежала в испуге, когда я продемонстрировала картину. Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11, 4 млн. Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания.
отступали у Рубенса перед могучим напором живой реальности. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». 1618-1620, Картинная галерея, Дрезден). Картины Питера Рубенса 1630-х годов (почти все выполненные художником собственноручно) отличаются более индивидуализированным, чем в предыдущих произведениях, образным строем, большей сдержанностью художественных средств, полной внутренней теплоты эмоциональностью. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан.
Особое место занимает тончайший по прозрачной живописи портрет камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х гг., Эрмитаж). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. В 1620-е гг.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны». Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В большинстве ранних картин Питера сказываются пережитки МаньеризмаМаньеризм (итал. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Добравшись до дома в декабре, он повесил у склепа усопшей одну из картин, предназначенных для Кьеза Нуово.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
В исполнении заказов участвовали многочисленные ученики и помощники Р. (Антонис Ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс и другие) в этих работах сложились постоянные приёмы изображения, придавшие многим из них печать трафаретности. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»).
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Книга включала 139 вставных таблиц с иллюстрациями, выполненными на основе рисунков и обмеров Рубенса и Деодата дель Монте 15-летней давности. искусства).
В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом. галерея Медичи в Лувре). Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб.
Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней. Он приобрел поместье, включающее замок Стен (отсюда название этого периода — «стеновский»). Возвращение Рубенса в Антверпен (1608) совпало с началом восстановления и украшения города после заключения перемирия между Испанией и Республикой Соединенных провинций. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. км, население 58, 1 млн человек (2007). gratia – "прелесть изящество, привлекательность, благодарность") – в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь.
Творчество Рубенса— органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает картины Питера Пауля Рубенса на античные темы с их торжественным ритмом, величием и полнокровностью образов, наделенных подчас грузноватой телесностью («Статуя Цереры», между 1612 и 1614 «Венера и АдонисАдонис (греч. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника». Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. Один из чаще всего упоминаемых примеров ревматоидного артрита в творчестве Рубенса – картина «Три Грации», которую он написал уже в конце своей жизни, в 1638 году.
Эта же комната служила и личным кабинетом. У него не было отбоя от заказов, его заказчиками были и церкви и частные лица. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». В октябре 1609года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В пределах Италии существуют два анклавных государства — Ватикан и Сан-Марино.
Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг., все в Старой пинакотеке, Мюнхен). За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии художники Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.
Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года. Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто.
Это выдающийся фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну». О том, что Рубенс «закодировал» свое заболевание, свидетельствует и то, что на картинах раннего периода видны легкие признаки ревматоидного артрита, а на поздних заметно постепенное развитие заболевания. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см.
Он считает, что разные деформации суставов руки из-за заболевания, которые видны на поздних картинах Рубенса, – это не реалистическое отображение людей, а скорее особенный «автограф» художника, так как идентичные ревматоидному артриту поражения появляются у разных людей на разных картинах. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии.
Нередко заболевание настолько обострялось, что не позволяло ему работать. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». В списке множество работ Перуджино, Бронзино, антверпенских художников-современников и Адриана Браувера.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Второй брак художника также был счастливым. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». По мощи таланта и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры 17 века.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. В изображении женских образов темпераментная кисть Рубенса становится особенно виртуозной.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе.
На данный момент доминируют три научные теории. Другое название этой картины – «Венера в мехах» – многим известно по одноименному роману австрийского писателя Леопольда Захера-Мазоха. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. В двадцать один год он был принят в Гильдию святого Луки. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
При расчете с заказчиком Рубенс всегда говорил о степени своего участия в написании картины, о том, какая часть произведения выполнена им самим, а какая – его учениками. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др. )., но отдельные работы уже предвещали новаторскую необычность его зрелого стиля (портрет герцога Лерма, 1603, собрание графини Вальдслаграва, Мадрид). Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в ИталииИталия (Italia Итальянская Республика, Repubblica Italiana) — государство на юге Европы, занимающий Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло». М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя». Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса».
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Брак был заключён с большой поспешностью. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Коллекционирование монет началось с 14 века. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца). По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом. Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Именно здесь и появляются первые ростки его яркого таланта.
национального искусства (Питер Брейгель Старший и др. ). Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Там он писал свои последние пейзажи, наблюдая жизнь окрестных сел, крестьянские праздники и гулянья. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю.
Рубенс был состоятельным человеком прежде всего благодаря своему таланту и трудолюбию. Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д. ). В 1621г.
Здесь уместен вопрос – не прятал ли он их. После смерти отца мать художника решает вернуться в Антверпен и принять католичество. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Соответствует вавилонскому Таммузу. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. 23 марта он покинул Англию, а 6 апреля Бальтазар Моретус записал в дневнике о прибытии Рубенса в Антверпен. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV.
Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года. первозданного хаоса подчинена безупречно организованной композиции, построенной по диагонали, эллипсу, спирали, на контрастах темных и светлых силуэтов, цветовых сочетаний и пятен, потоков света и затененных живописных масс, сложной игре ритмических созвучий.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении., самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Иногда «ревматизм» приковывал его к кровати и ничто не могло облегчить боль.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Как бывает часто, один тип женской красоты преследует мужчину всю жизнь и в следующем браке мужчина ищет ту первую женщину, которую однажды увидел и полюбил. 15 сентября художник прибыл в Мадрид.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. С 1617 его мастерская выполняла по его эскизам ряд серийных монументально-декоративных композиций («История Марии Медичи», около 1622 — 1625, Лувр, Париж и др. ). В 1622г.
Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы.
По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. 1620, Эрмитаж). Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу. «Отличие Рубенса от любого другого художника, жившего до него, сильнее всего чувствуется в цвете. Борис может помнит, что после войны даже модно было быть в мясе. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV. его творчества.
В повседневном словоупотреблении говорится о чувстве голода, жажды, боли приятного и неприятного усталости, болезни и здоровья радости и печали, любви и ненависти ужаса, стыда, страха, восторга, сострадания отчаяния и блаженства и т. д. Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д. ) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. Центральное место в его позднем творчестве занял образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображал в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», около 1635, Картинная галерея, Дрезден), а также в портретах («Шубка», около 1638 — 1640, Художественно-исторический музей, Вена), где художник, отказываясь от внешней эффектности, сосредоточивал своё внимание на передаче жизнерадостной, цветущей красоты. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Вселенная изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой).
Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника». А ведь она не из впечатлительных, мы с трёх лет ужастики как сказку на ночь смотрели. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо. Однако этот проект так и остался неосуществлённым.
Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. У Рубенса было три великолепных учителя: Тобиас Верхахт, Адам ван Норт и Отто ван Вен.
Английский художник, сэр Джошуа Рейнольдс, считал картину «Снятие с креста» величайшим произведением Рубенса и настоящим триумфом цвета, формы и композиции. На заднем плане в окне виден пейзаж. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Слава его распространилась далеко за пределы Фландрии.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Затем он садился за мольберт, работая всегда в присутствии чтеца, читавшего ему вслух Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Не гнушался он и заказами от скульпторов: в частности, Лукас Файдербе все свои статуи создал по эскизам и моделям Рубенса. Луки. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
относится и большинство Рубенсовых лучших пейзажей («Пейзаж с радугой», около 1632 — 1635, Эрмитаж, Ленинград). По дороге он заглянул в свою мастерскую в Антверпене и захватил с собой шурина Хендрика Бранта. Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания. 1615-16, Картинная галерея, Дрезден «Венера перед зеркалом», 1615-16, Вадуц, галерея Лихтенштейн), сцены «Вакханалий», прославляющие жизнь природы и щедрое плодородие земли («Вакханалия», 1615-20, Государственный музей изобразительных искусств, Москва «Шествие Силена», 1618, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. К итальянскому периоду относятся и первые самостоятельные работы Рубенса – 3 алтарные картины для церкви Санта-Кроче-ин-Джерузалемме в Риме, портреты («Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа», 1606 «Автопортрет с мантуанскими друзьями», 1606). Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками». Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса». Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить».
Однако в полной мере его необычайный дар раскрылся во время поездки в Италию, где Рубенс провел восемь лет. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.
В 1621г. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко. Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. Нумизматика как наука возникла в 18 веке.
1618 — все в Эрмитаже «Возвращение Дианы с охоты», ок. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание.
с мантуанскими друзьями», ок. Рубенс написал Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки».
В 1629г. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Оттиски также называют гравюрами. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Уже для первых картин, написанных художником на родине, характерно слияние впечатлений от живописи итальянского ВозрожденияВозрождение (Ренессанс) — эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии. Помимо коронованных особ Рубенс встречался и переписывался с известными учёными и интеллектуалами Европы, которые отмечали его острый ум и широкую образованность.
Рубенс Питер Пауль Картины и биография Питера Пауля Рубенса Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», около 1611-1614, «Персей и Андромеда», около 1620-1621) историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», около 1622-1625), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажиПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи.