Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Рубенс – исключение.
Тесей склонился над телом жены, обе армии прекратили бой.
Композиции приобрели сдержанный и уравновешенный характер. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопы. Эротические, как и подобает быть всем «ню», но не пошлые, цельные, но не банальные, его обнаженные женские фигуры свидетельствуют о его сердцем прочувствованном, получаемом от жизни удовольствии. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Грации состоят в свите Венеры. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Вместе с тем в них уже угадываются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, полностью раскрывшегося в последующем творчестве художника. 5. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Нидерланды (Фландрия).
И всё же рука не поднимается осудить немолодого по меркам 17 века Рубенса за его увлечённость. Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс рано созрел и выдвинулся как художник огромного творческого размаха искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Рубенс не считается мастером психологического портрета.
Лондон. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген – 1640 Антверпен)Три грации (лат. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Неужели она была настолько скромна. С 1630-х годов начался поздний период художественной деятельности Рубенса.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». В пылу воинственности амазонки добирались и до Афин. Вторая серия осталась неосуществленной. Картины Рубенса почти на полвека предвосхитили широкое использование стиля «барокко» художниками в других европейских странах. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. И вот теперь амазонки разбили свой лагерь вблизи Афин. Бабка моя их обзывала – карельские березки.
Часто в произведениях Рубенса стали звучать откровенно-интимные ноты. Меня тоже заставляли кушать.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви.
А в Одессе так и говорили: красивый полный ребенок. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Дерево, масло. Чтобы передать чувственный трепет жизни. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Грации, в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь.
Природа отныне не противопоставляется Богу, а воспринимается как его воплощение на земле, так же, как и человеческая красота. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. В творчестве Рубенса действительно воплотилась барочная телесность и тяжеловесная красота, однако присущая барокко условность уступает у него напору живой реальности. Художник дважды был женат. И слава Богу.
Борис может помнит, что после войны даже модно было быть в мясе. Имена граций (харит) их происхождение и число в разных мифах различны.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. 199 x 379 см. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. Так, в картине «Три грации» художник изобразил свою молодую жену Елену Фаурмент в образах античных богинь. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора.
Восприятие мира художником стало глубже, спокойнее. Он стал создателем живого, волнующе-яркого стиля художественного выражения, позже названного барокко. Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей: «Портрет Елены Фаурмент с детьми» (1636, Лувр, Париж). Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Он вставал в четыре часа утра и слушал раннюю мессу, уверяя, что такое начало дня помогало ему сосредоточиться и ощутить необходимое для работы спокойствие духа. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Национальная галерея. Мадрид. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
Моя Машка этот шедевр не оценила, а убежала в испуге, когда я продемонстрировала картину. Все потыкал ее, мол, посмотри, какая у командующего жена, настоящая генеральша. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Аназонки – В греческой мифологии – воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды (Азовского моря) или Малой Азии они не вступали в брак, но, чтобы сохранить свой род, рожали от мужчин соседних племен. gratia – "прелесть изящество, привлекательность, благодарность") – в римской мифологии (в древнегреческой – хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь.
В это время в Афинах правил Тесей., который ранее вместе с Гераклом сражался с амазонками, победил их и в награду себе взял в жены самую храбрую их них – Антиопу (вариант Ипполиту). На смену абстрактной духовности приходит подчёркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. А ведь она не из впечатлительных, мы с трёх лет ужастики как сказку на ночь смотрели. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Прадо.
Барокко. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». С технической точки зрения в изображении Рубенсом «ню» почти невозможно отыскать изъян, хотя современные вкусы в отношении женской красоты значительно отличаются от вкусов и подходов художника. Все это тайна велика есть. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»).
Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».