Картина Питера Пауля Рубенса Суд Париса: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. «Талантливейший из архитекторов мира», — улыбаясь, представлял его знакомым Чехов. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Потом, когда уже в отцовском доме довелось увидеть Врубеля за работой, «эта-то прямизна и выдержанность» предстала особенной творческой органикой: «Вся фигура его выражала какое-то напряжение, как будто стараясь прийти на помощь фантазии, духовной его сущности, творившей на полотне желанные образы». Каждая из них стала убеждать Париса отдать яблоко ей, суля юноше великие награды. Однако надо было все-таки идти на Поварскую, приступать. Много посул ему было сделано. Бутафорию в сторону. Но выбор был уже сделан.
Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Национальная галерея. Также, между прочим, отличный инженер, только с душой чувствительной, отзывчивой.
Подходящий презент. Парис – в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Мадрид. Начинает формировать свою коллекцию гравюр Алексей Викулович Морозов.
Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои. Но автор дает почувствовать победу целомудрия над низменными инстинктами: внутренняя чистота выражена у него через физическую красоту, воспринимавшуюся им как нечто возвышенное. Его вечно выбирали председателем разных обществ, комитетов.
Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. В конце концов, не виновата своим скверным художественным вкусом «племянница Фета».
Просвещенный муж делал вставки в гомеровский текст имея целью возвеличить роль и славу Афин («Я б и увидел мужей стародавних, каких мне хотелось, – славных потомков богов Пирифоя, владыку Тесея»). В «Илиаде» (24:25-30) содержится лишь краткое упоминание этой истории, что говорит о предварительном знакомстве аудитории с сюжетом из которого развивается весь эпос. Будущий график-сатирик, Юрий Арцыбушев зорко приглядывался к людям. В натуре Франца Осиповича подкупало необычное сочетание энергичной деловитости — трудолюбив он был, по собственным его словам, «как часы, заводимые регулярно и постоянно», — с обаянием чуткой доброжелательности.
Когда Александр Македонский прибыл в Трою, то ему показали лиру, на которой играл его тёзка – Александр-Парис, на что Александр Македонский сказал: Я бы предпочел увидеть ту, на которой играл Ахилл (как и Парис, Ахилл играл на лире, в отличие от прочих ахейских царей). В бытность пастухом Парис вступил в брак с речной нимфой Эноной, у них был сын Кориф. Наверняка и архитектор импонировал художнику. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». 144, 8 x 193, 7 см. С заказчиками за срыв сроков расплачивался Франц, с кредиторами брата — Антон Чехов. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя.
Ради праздничного торжества Николай Николаевич говорил о вещах исключительно прекрасных, благородных, звал мастеров идти путем истины Христовой, ни словом не обмолвился о только что, в начале 1894-го, свершившейся реформе Академии художеств, в итоге которой многие корифеи передвижничества ринулись (по выражению беседовавшего с Ге Николая Лескова, «свиньём поперли») занимать предложенные им места академической профессуры. Компаньон Мамонтова в железнодорожных предприятиях, закадычный его приятель и даже родственник (женился Арцыбушев на кузине Саввы Ивановича по материнской линии), Константин Дмитриевич был большим другом творческой братии. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Выбор тут же стал очевиден, Парис выбрал любовь.
Вектор удобнейший для приложения творческой фантазии. Михаил Врубель волновался. На представленной картине, созданной Рубенсом в 1639 году, Парис в одежде пастуха любуется обнаженными богинями изображенными художником в разных ракурсах – лицом, спиной и вполоборота, – а стоящий рядом с ним Меркурий (Гермес) держит в руке яблоко – приз победительнице. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»).
Спутником Венеры (Афродиты) является ее сын Купидон, а Юноны – павлин. Зевс не стал разрешать их спор и отправил их к пастуху Парису, пасшему стада на горе Ида, за обещание помочь в похищении Елены (жены царя Спарты Менелая) яблоко было присуждено Парисом Афродите. 1750). Напротив него замолкший декламатор и переставшая играть на лире стройная музыкантша.
На этот раз, видимо, показалось, что чересчур игриво. Заказ, как тогда говорилось, тузовой. Прежде всего, конечно, та «внутренняя эстетика», развивать которую в себе призывал брата Антон Чехов, ресурсов которой не хватило тонкому живописцу Николаю Чехову и врожденным запасом которой с лихвой был снабжен Врубель.
От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Более поздние авторы— Овидий (Героиды: 16. 71ff, 149—152, 5. 35f), Лукиан (Диалоги богов: 20) и некоторые другие— пересказывают этот сюжет в ироническом или дидактическом ключе. Узнав о смерти Париса, Энона бросилась в его погребальный костёр.
Энона раскаялась, но было поздно. «Финь-Шампань» — раскрывал свои инициалы в подписях под рисунками в юмористических журналах веселый Франц Шехтель. Надо надеяться, если не ревматизм, то тревогу удалось слегка развеять с помощью шампанского, романсов, целительной энергии Саввы Ивановича. Однако же как-то плохо вяжется с манерами всегда подчеркнуто любезного Врубеля замазать изображение заказчика и вместо извинения отрезать, что портрет художнику «осточертел». Сергею Тимофеевичу Морозову и получил еще заказ на 4000 — лестница в готическом стиле для дома Саввы Тимофеевича Морозова». Заказчики воодушевляли — культурная элита.
Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя Парис (по-фригийски борец). Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир родителей Ахилла – Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью Прекраснейшей. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
«Арцыбушев, — рассказывает мать Серова, — ежедневно брал его с собой купаться в Штарнберг, выучил его плавать, грести, управлять лодкой, так что и следов бабьего воспитания (арцыбушевский презрительный термин) не осталось. Нидерланды (Фландрия). Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Геракл с помощью Атланта похищает золотые яблоки Гесперид (из чудесного сада на краю Земли, в который, должно быть, ветром занесло семена из Рая), а затем теряет одно из них.
В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Очередное рифмованное поздравление сообщает, что поэт вручил имениннице вместо букета бочонок икры ибо «что можно лучше преподнесть икры, эмблемы порожденья».
Внешность обоих мужчин на картине также напоминает более ранние автопортреты Рубенса – у обоих испанские бородки и вьющиеся волосы. Вот именно. Отбив жену у одного из «Викуловичей» и обвенчавшись с ней, Савва Тимофеевич пожелал возвести на Спиридоновке дворец для красавицы Зинаиды Григорьевны, урожденной Зиминой и уже вторично Морозовой.
199 x 379 см. На темы реликвий искусства Михаил Врубель откликался с минимальной светской учтивостью. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. А сколь богатым оказался этот ход. Восточный антураж того же свойства, что когда-то перенес в сказку «Девочку на фоне персидского ковра». Нидерланды (Фландрия).
Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». С передвижниками отношения у Серова и Коровина были не лучшие. Парис решил похитить Елену. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама».
Впоследствии он женился на Эноне, дочери речного бога Энея (Энона с отцом иногда изображаются у края воды Эней – с перевернутой урной речного бога и, возможно, с венков из тростника. ) Эрида, богиня раздора, в отместку за то, что была единственной из богов, кого не пригласили на свадебный пир, подбросила гостям яблоко, на котором было написано: Прекраснейшей. Спасибо и на том. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Окончательный вариант известный в нескольких версиях, объединяет тема романтичной «Неаполитанской ночи». Много толковали о разных разностях.
600–528 гг. Но жанр, которым вдохновляется художник, — камея. Рубенс делает фантастическое освещение носителем своего переживания идя по тому же пути, что и такие глубоко отличные от него художники, как Рембрандт и Эль Греко.
Парис выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей, а Афина и Гера после этого стали врагами Трои и покровителями ахейцев. отражающий мужей). Лондон. Не имея диплома зодчего, он сдал экзамен на право работ по гражданскому строительству.
«Эмали и камеи» — назвал свой поэтический сборник 1852 года парнасец Теофиль Готье, в словесности предпочитавший «работать резцом», — линия, близкая эстетизму Михаила Врубеля, его опоре на безупречный графический костяк. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Это артисты зря. Алексей Викулович Морозов пропагандировал английский спорт, выстроил превосходный футбольный стадион, его команда «Клуб-спорт Орехово» неоднократно получала приз чемпионов России.
Взять хоть тех же Морозовых. При перевозке барельеф разбился. С архитектурного отделения Училища живописи, ваяния и зодчества Франца Шехтеля отчислили за постоянные прогулы. Против чего я горячусь.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Увезя Елену Прекрасную из дома ее мужа, Парис вынудил греков выступить против Трои, что привело к войне, в которой он участвовал без особого рвения и гибели процветающего государства. Парис был сыном Приама, царя Трои. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Сегодня зданием владеет МИД РФ, сейчас в нем Дом приемов иностранных гостей. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. В такие периоды, вторит Коровин, «Врубель окружал себя странными людьми, какими-то снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками». Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей, Минерва — самым храбрым героем, а Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты.
Тревожное (с похмельным горьким пеплом. ) дымчато-розовое мерцание сумрачной проницательной печали — личная призма Михаила Врубеля. до н. э. ). Он исчезал из поля зрения друзей, пристанищем ему становился третьеразрядный гостиничный «Париж» на углу Охотного Ряда и Тверской.
Что это эскиз занавеса, а не просто картины, без дополнительных сведений не догадаться. И в самый разгар пира на стол стараниями богини раздора Эриды было подброшено яблоко с надписью «Прекраснейшей». Даже устава еще не было., датив от «прекрасный»). Здесь пишут, как я. Значит, я был прав».
Памятный по портрету Серова, массивный, стоящий широко расставив ноги (словами автора холста, «такой, точно им сейчас только из Царь-пушки выстрелили»), Михаил Абрамович Морозов послужил прототипом комедии А. И. Сумбатова «Джентльмен». Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. На несколько дней съездил в Путятино, в имение Любатович, «думая помочь своему ревматизму». И Зевс послал Гермеса на землю, к пастуху Парису (по совместительству, троянскому царевичу, тогда времена были тяжелые, царевичам иногда приходилост выпасать скот) и повелел тому рассудить трех прекрасных богинь. Он был высокообразованным человеком и часто включал в свои живописные аллегории символы античной мифологии. Сюжет он наконец определил: форма триптиха подсказала изображение трех олимпийских богинь из которых пастух Парис, сын царя Трои, выбирает достойную получить яблоко с коварной надписью «самой прекрасной». 3, 6 сантиметра) из коллекции Эрмитажа.
Зато достаточно ощутимо, что «Венецию» Врубель, по словам очевидца, сочинял, «пользуясь фотографией угла Дворца дожей, лестницы, перил моста через узкий канал и перекинутого через него на высоте и в некотором отдалении Моста вздохов». Третья спасительная сила из числа главных врубелевских странностей. Каждый день Николай Иванович с присущей ему аккуратностью являлся на сеанс, причем каждый раз все больше и больше любовался работой Врубеля. Рубенс и себя не раз писал в ней.
К холсту он медлил приступать.
Касательно же ревматизма — «с горя, что он ухудшился и чтобы как-нибудь поддержать бодрость духа для предстоящего начала работ у Дункера уже на холстах и на месте, я три дня провел с Кончаловскими, у них и ночевал». Потрясенный, я тихонько сказал себе: Так вот что.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Неважно себя чувствовал. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Как послужили фотоснимки итальянской природы для трех «камейных» панно, неясно. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Михаил Александрович не любил таких заказов и согласился на таковой после долгих уговоров. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Не скучно.
А фигурой первостепенной в этой морозовской эпопее Врубеля явился строивший верхам купечества артхаузные хоромы Франц (с 1914 года — Федор) Шехтель. И проект Шехтеля дал бесподобный русский извод викторианской моды на готику Шотландии. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора.
Немножко нервно в доказательствах, протестах. Когда Парис уехал, Эноной овладело раскаяние и она поехала в Трою спасти умирающего. Из некоторых брошенных вскользь живописцем в доме Кончаловских полунамеков, недомолвок касательно портретной модели его «Гадалки» выясняется лишь то, что была она вовсе не цыганкой, а сибирячкой, сибирской казачкой и не в пример большинству женщин, воспламенявших Врубеля, его полюбила. Взаимное расположение несомненно. Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.
Однако младенец выжил и был воспитан пастухом. Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет. Дерево, масло. В него была влюблена нимфа Энона, ставшая его первой женой. Парис был призван разрешить спор трех богинь -Минервы, Венеры и Юноны, – боровшихся за звание прекраснейшей и вручить победительнице награду -золотое яблоко. Юнона (Гера) пообещала ему владычество над Азией, Минерва (Афина) – военные победы и славу, а Венера (Афродита) – любовь спартанской царицы Елены – самой прекрасной из женщин и ее постоянных спутниц – трех граций, олицетворявших красоту, любовь и наслаждение.
Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Построить монументальную вещь на перекличке с ювелирной миниатюрой.
Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». О подробностях общения Шехтеля и Михаила Врубеля письма, мемуары почти ничего не сообщают. После падения Трои Парис, который был ранен, вернулся к Эноне.
Ключевым в истории Париса стал конкурс красоты, получивший название Суд Париса. Полученное свидетельство не позволяло аттестовать себя ни архитектором, ни даже инженером, но все-таки он мог теперь самостоятельно вести проекты, подписывая чертежи как «техник архитектуры Ф. О. Шехтель». Это повлияло на решение Париса и приз достался Венере, но это решение вызвало обиду у Юноны и Минервы. Сам Парис тоже получил смертельное ранение от стрелы. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Гера и Афина возненавидели Париса и всех троянцев. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Мотив зловещего, с выпавшим тузом пик, гадания пришел сюда из оперы Бизе. Киевской монументальной живописи Врубеля Шехтель не видел, панно для Дункеров скорее могли смутить отказом солидных владельцев дома от подобного искусства, проект флигеля «в римско-византийском вкусе» вряд ли очень уж впечатлил опытного архитектора.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьёй. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. На транспортировку багажа их не хватило.
Тем дело и кончилось». Он в мизантропическом расположении духа — нет денег. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. На мраморной террасе приморского дворца, в окружении смуглых рабов и восточных невольниц храпит в кресле знакомый по давней композиции «Пирующих римлян» тучный патриций.
Юнона обещала Парису землю и богатство, Минерва – победу в войне. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Несомненно, присутствовали также литературные ассоциации. «Милый талантливый толстяк», — с редкой теплотой отозвался о нем желчный Бунин. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Спор выиграла Венера, но решение Париса вызвало гнев Минервы и Юноны. Серов хотел писать полотно на пару с Константином, однако их совместный труд ограничился эскизом. Между тем «странно, что Врубель относился к театру С. И. Мамонтова без особого увлечения», пишет Коровин.
Гомер остается идеалом, которого потомки нарекут «отцом поэзии». Представление-то уже придумано, поставлено, целиком сыграно автором «Неаполитанской ночи». Заказ этот был чрезвычайно важен. На съезде выступил НиколайГе.
А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Три богини – Гера, Афина и Афродита – вступили в спор, кому из них должно достаться яблоко (отсюда произошло выражение яблоко раздора). Афину), Венеру (Афродиту) и Юнону (Геру) – снять с себя одежды, чтобы он мог вынести свой вердикт: кто из них красивее. Обнаруживают препону эскизы занавеса Частной оперы.
К тому же Елизавета Дункер, урожденная Боткина, была племянницей (и адресатом нескольких стихотворений) Фета, а это имя, вместе с именами Майкова и Полонского составлявшее «триумвират поэтов чистого искусства», много значило для Врубеля. Еще оригинальнее стилистический ориентир. Толчок могла дать овальная, на синевато-розоватом ониксе, камея «Суд Париса» (размер 3. Сам Николай Николаевич подавал пример, как обходиться без опеки властных идеологов.
Лучше припомнить, что «камея» давно служит метафорой классичности. КОНТИНЕНТЫ. Вообще, «Суд Париса» в десятке самых популярных тем у камнерезов итальянского Возрождения. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее.
Как всегда, абсолютно случайно, Эрида (богиням раздора всегда везет. ) его находит.
Сюжет лишь повод. Об искусстве, жизни и т. п. И конечно же при ежедневных встречах с Врубелем «невольно приходилось удивляться широте его интересов и обширности его познаний во всех областях искусства» изумляться выразительности появлявшихся тогда под его кистью панно цикла на темы «Фауста». Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Make love, not war, но не тут-то было. Это ему было уже ближе), а Афродита — любовь прекраснейшей из женщин. Врубель примеривался, делал наброски, эскизы.
Первое, чем в летнем Абрамцеве поразил мальчика «корректный, заботливо одетый», неутомимый в общих поездках верхом или походах по лесам Михаил Александрович, — «небольшая фигурка его выделялась среди окружающих своею выдержанностью и прямизною». Кутили, хохотали, валяли дурака, тешили жадную молодую плоть до изнеможения. Перечень мастеров тут нескончаемый. «Суд Париса», а затем и «Венецию» купил Константин Дмитриевич Арцыбушев. (Иногда пир изображается на заднем плане. ) На яблоко оказалось три претендентки, но Юпитер отказался выбрать между ними и приказал своему посланцу Меркурию отправить их к Парису, который должен был сделать выбор.
Ге даже намеревался в Петербурге пойти лично «поглядеть этот срам» и восторженно любовался Валентином Серовым, наотрез отказавшимся принять академическую должность. Волшебное окно в эдем венецианской праздности. Солисты могли бы пропеть свои партии где-нибудь возле кулис, хористы — за кулисами. За террасой тянется берег с пиниями, плещется море с выступами скал. Сомнительный приют, где, пишет Яремич, «останавливались прогоревшие купцы, военные в отставке, разные пропойцы, с которыми Врубель сходился и был чуть ли не на ты».
Насчет работы, уничтоженной красочным слоем «Гадалки», сведения тоже небезынтересные. Это привело к похищению Елены Парисом, что и стало причиной Троянской войны. Экспонировать его «Распятие» на публичных выставках было запрещено — он показывал свою последнюю картину всем желающим в помещениях частных владельцев: в московской мастерской Коровина на Долгоруковской, на квартире петербургских близких друзей. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Более полная версия сюжета излагалась в Кипрских сказаниях, утраченной части «Эпического цикла», от которой до нас дошли лишь фрагменты и надежный пересказ. Барокко. В прошлую пятницу, 6 мая писал к Мамонтову о субсидии и теперь ждет ее» Неделю спустя сообщение: «Миша получил от Мамонтова 50 рублей, но, кажется и этих не хватит для обратной дороги в Москву».
О тамошнем обществе Врубеля вспоминал Серов: «Приходишь к нему, а у него сидят красные рожи с щетинистыми усами и чувствуют себя как дома, входят в любой момент, не стесняясь». Вторая серия осталась неосуществленной. Рассказывал, что Врубель продал свою голову из Руслана за 400руб. Гера пообещала Парису власть над всей Азией, Афина— военные победы и славу. И в самом деле, странно. Парис тут же присудил яблоко Венере. Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери.
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.
Врубель спешно начал писать «Венецию», первую часть нового триптиха, — роскошный праздник, карнавальное столпотворение с центральной фигурой золотоволосой пышногрудой венецианки. Сначала он там в одиночку растерялся: «Я обалдел от картин, а написать ни одной не умею» Затем приободрился: «Хорошо пишут французы. И все же что-то не то, какая-то избыточность тут, что ли Вывешенный в портале театра, снятого для спектаклей Частной оперы, врубелевский занавес блеклых синеватых тонов певцам труппы не приглянулся — «краски бледны, рисунок угловат, в общем скучно и тоскливо глядеть». И «Венецию» владельцы особняка не приняли. Но и темную сторону натуры Михаила Александровича увидел мальчик: «В этом же периоде пришлось мне убедиться, что за внешнею выдержкой таился у него пылкий темперамент, который, прорываясь, абсолютно порабощал волю и делал его на более или менее продолжительное время игрушкой страстей». Как утверждает традиция, Писистрат не стеснялся вносить в тексты Гомера целые песни.
В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Эту стрела была выпущена Филоктетом из легендарного лука Геракла (Филоктет был лучшим другом Геракла и получил в подарок лук от знаменитого героя). Видно и здесь не обошлось без состязания трех наследных ветвей крепкого староверского рода: во всем соревновавшихся между собой «Абрамовичей», «Викуловичей», «Тимофеевичей». Как видим, некоторым тиранам свойственен интерес к великим произведениям (не важно в данном случае идет ли речь о Писистрате, установившем тиранию в 561 г. до н. э. или о Иосифе Сталине, жившем в XX в. н. э. ). Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Афина пообещала Парису военную славу (понятно, что пастуха эта перспектива не сильно прельщала), Гера — власть над всей Азией (а не только над Малой, где Парис жил и работал. Не чем-либо, а этой вот скульптурной «Головой великана» Врубель впервые представил свое творчество на коллективной экспозиции.
Оскорбленные богини решили отомстить ему. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах.
А без того что: две раскрашенные лепные головы, дощечки с пейзажами, бумажные эскизы. «Суд Париса» — миф, популярнейший в изобразительном искусстве всех эпох и стилей. Соседним панно автор наметил солнечно изобильный «Сбор винограда», но делать его не понадобилось. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Прадо.
Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Парис стал любимцем Афродиты и она во всём помогала ему. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Когда Парис вырос, он также стал пастухом. Дерево, масло. Барокко.
Парис решил похитить Елену. За этот титул не на шутку сцепились Гера, Афина и Афродита. «Работал, — пишет о Шехтеле его сотоварищ, — полушутя, между чертежным столом и бутылкой шампанского, работал как добродушный гуляка, разбрасывая кругом блестки своей фантазии». Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей» (греч. Харьковское дворянство, перед которым Александр Михайлович Врубель так долго и безуспешно хлопотал о царских портретах для сына, прислушалось к рекомендации Репина и заказало «Групповой портрет АлександраIII с семьей» Валентину Серову.
Но молодое поколение пробивало иные пути. Никто из олимпийцев не захотел стать судьей ТАКОГО конкурса красоты. Описание последующих событий ярко представлено в поэме «Илиада» Гомера.
Он пошел, начал: «Наконец, в субботу очень бойко начал чертить углем но ты представляешь, что такое отделывающийся дом: незапирающиеся рамы, хлопанье дверьми и адские сквозняки — словом, я еще больше простудился и решил, пока не поправлюсь, туда ни ногой». Органичную тягу Врубеля к театру доказывать не нужно. Это и понятно ибо, как очень верно заметил Дионисий Златоуст, «Гомер каждому – юноше, мужу, старцу – столько дает, сколько кто может (у него) взять». Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Нехорошо браниться в адрес мертвецов, тем более давно почивших.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Вначале Врубель изобразил нечто античное. Порой одолевали художника, как это называлось у него, «игры в провал».