Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах». Он уходит с дипломатической службы, поселяется в загородном замке, задаривает молодую жену драгоценностями и пышными нарядами, а еще бесконечно пишет ее портреты. «Шубка» – самый интимный и игривый, Рубенс писал его в свое удовольствие и завещал после своей смерти Елене. Альбрехт Дюрер "Портрет молодой Венецианки", 1505 г. В 2015 году в Музее истории искусств в Вене прошла выставка, на которой демонстрировался только один портрет – «Шубка» Питера Пауля Рубенса.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. Античная сказка овеяна поэзией и трепетом жизни. Карлу Борромео). Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Вскоре после этого Рубенс добивается долгожданной отставки от дипломатических поручений. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112.
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
В 1630 году, через четыре года после смерти первой своей супруги Изабеллы Брант, чья утрата, как писал художник своему другу Пейреску, «поражает меня до самых глубин моего существа», пятидесятитрехлетний Рубенс решает жениться на своей шестнадцатилетней племяннице Елене Фоурмен. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220.
Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Удивительны судьбы рубенсовских картин. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса.
Мастерская занимала половину дома, а в единственном просторном помещении жилой части— галерее— Рубенс разместил свою коллекцию82. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. На противоположной стене расположена картина Встреча в Нордлингене. При помощи аллегории в них рассказаны отдельные эпизоды из жизни Марии. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Елена появляется в жизни Рубенса в то время, когда он уже научился писать женщин. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV165. Ещё в 1618—1619 годах Рубенс вёл переписку с английским государственным деятелем и художником-любителем Дедли Карлтоном.
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Питер Брейгель "Путь на Голгофу" 1564Картина «Путь на Голгофу» или «Несение креста». Дерево, масло. Его зрительная память не уступала памяти на тексты.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. В 1630-е годы художник много работал как портретист.
В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Девушка бледна (кроме румянца). Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года.
Рубенс не считается мастером психологического портрета. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе.
Чтобы передать чувственный трепет жизни. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Начиная с 1600 по 1608 год, работал в разных городах. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Но, наверное, наиболее полно его восхищение своей «идеальной моделью» запечатлено в «Шубке» – последнем портрете Елены, который был написан Рубенсом в течение 1638 – 1640 годов. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства.
К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Эффектные архитектурные или пейзажные фоны, богатство колорита определяют несравненные декоративные качества этих больших картин, выполненных при широком участии помощников Рубенса (Франц Снейдерс, Якоб Иорданс, Антонис Ван Дейк). Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Обнаженная Елена стоит на мягком красном ковре возле античного фонтана. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». Цикл картин был закончен в 1626 г., в настоящее время хранится в Париже в Лувре.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
В Нидерландах вся жизнь и вся культура еще дышала воздухом недавней революции. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
Венера – очень похожий портрет жены художника, самой красивой дамы всего Антверпена. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. Теперь он принадлежит только своему искусству и Елене. Он был желанным гостем и доверенным лицом для многих монархов Европы. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Она замерла.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс, как никто другой, умел вдохнуть подлинную жизнь и настоящую поэзию в условные мифологические образы «большого стиля». Смотрит на Шубку (то есть на себя) и на тех, кто у этой Шубки останавливается. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Несомненно, что первоначально Рубенс изобразил супругу на открытом воздухе.
Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
В частности, были убраны бойницы. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
Стоит в неудобной позе, смущенная, словно окаменевшая). В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя».
После смерти его матери, весьма преданной иезуитам, герцог приказал воздвигнуть церковь этого ордена в Мантуе, а Рубенсу заказал картину изображающую поклонение семейства Гонзага Святой Троице. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. На полотне она вся такая мягкая, рыхлая, как эта шубка на нее наброшенная. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Дерево, масло.
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. На заднем плане в окне виден пейзаж.
Взволнованное ритмическое движение, пронизывающее произведение, подобна вихрю. Но вот осталась позади полная блестящих триумфов молодость. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. В Риме он побывал дважды, причём в первый раз приехал туда летом 1601 года, когда герцог командировал его для копирования картин из коллекции кардинала Алессандро Монтальто.
В них начисто отсутствует мистика. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Эта же комната служила и личным кабинетом.
Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Живая плоть и трепет жизни.
Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Следующая работа, которую я хочу проанализировать – «Персей и Андромеда» (1620-1621). Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Возможно внесение незначительных изменений, таких как замена рамки или перефокусировка изображения, чтобы оно идеально соответствовало проекту, однако запрещается вносить в него какие-либо изменения, которые могут нанести вред целостности оригинального произведения (модификация форм искажения, резка изменение цветов, добавление элементов и т. д. ), если от художника предварительно не получено письменное разрешение. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Во взгляде смущение, на щеках румянец, но она полностью доверяет своему «мастеру» и готова для него на все, даже быть запечатленной обнаженной, хоть ей явно не свойственна роль натурщицы. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Измерительные инструменты в его руках позволили критикам называть героя картины географом или архитектором. Теперь этот образ получил живое воплощение – нежное, добродетельное, сияющее.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Современники называли его королем художников и художником королей. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Он трепещет в золотистых волосах. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В 1956 году картина вместе с другими спасенными шедеврами Дрезденской галереи вернулась на родину, в Цвингер. Воздействие Рубенса сказалось за пределами Фландрии раньше всего в живописных тенденциях генуэзской школы.
Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Барокко. Картина Шубка видна отовсюду, (из других залов тоже).
Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Рубенсу также в значительной степени обязана своими достижениями и живопись 19 века.
Третье приключение с Вирсавией случилось в годы второй мировой войны. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Все это тайна велика есть. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Художник и дипломат, знаток искусств и предприниматель. Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Рубенс, который особенно любил высоко поднятую линию горизонта, на этот раз избирает точку зрения снизу, так возвышающую его модель. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Речь шла о «Воздвижении креста». Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. По субботам и воскресеньям он исполнял заказы типографии Плантена— Моретуса: рисовал фронтисписы, оформлял титульные листы и создавал иллюстрации.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В Кёльне Ян Рубенс сам стал учить своих детей Священному Писанию, латинскому и французскому языкам. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». Мир Рубенса был закрыт для всех остальных».
Рубенс так любил эту свою работу, что в завещании, составленном 27 мая 1640 года, за три дня до смерти, среди произведений, не подлежащих разделу между наследниками, прежде всего была названа «Шубка». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Всем им присуще обыкновенное живое участие как в сюжете, так и в действии. Судя по описаниям племянника— Филиппа Рубенса, Питер Пауль вёл в своём помпезном доме почти буржуазную жизнь.
Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Необходимые ему образцы и учителей он мог найти только в Италии, где к тому времени находился его брат Филипп. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Может красный ковер, это ее жизнь (не в смысле, что она мертва.
Ее пушистые золотые волосы, распущенные по плечам, прихвачены лентой. Искусство чутко откликнулось на драматические противоречия эпохи.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Эрцгерцогиня не хотела содержать королеву-мать в Брюсселе и прикомандировала к ней Рубенса, который встретил её в Монсе 29 июля. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Крупным успехом стало подписание контракта на 20 000 экю, в котором была предусмотрена статья, что даже в случае кончины заказчика будет оплачена уже выполненная часть заказа.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Его однокашниками были дети антверпенской элиты, в том числе Бальтазар Моретус— внук крупнейшего европейского издателя Христофора Плантена. Нидерланды (Фландрия). Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей.
Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Сама Шубка расположена рядом с автопортретом Рубенса (чтобы не было сомнений, кто и ради чего. ).
Рубенс стремится изменить весь уклад своей жизни. В распоряжение Рубенса предоставили всех городских ремесленников, включая каменщиков, маляров и штукатуров. Однако на свадьбе принцессы Генриетты в Париже в мае 1625 года Рубенс сумел завести знакомства при английском дворе и лично с герцогом Бэкингемом, сделавшись единственным авторитетным связным между испанскими властями и английским двором, который мог оказать давление на Голландию164. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Параллельно мать записала Питера в светскую школу Ромбоутса Вердонка, где он смог раскрыть свои способности в области гуманитарных наук, стал изучать греческий язык. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Это не просто портрет Елены – это портрет ее тела, мягкого, теплого, родного.
Рубенс получил также изукрашенную драгоценностями шпагу, бриллиантовую ленту для шляпы и бриллиантовое кольцо с пальца монарха. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. В результате 23-летний фламандец оказался на службе Мантуанского двора и, едва появившись в Италии, получил покровителя, жалованье и относительно высокое общественное положение32. Ликующему тону повествования отвечает красочность картины.
Она пленительна и очаровательна. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1.
Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В его отсутствие старейшиной в студии оставался Л. Файдербе — скульптор, работавший исключительно по рисункам хозяина. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Но судьба нанесла ему жестокие удары (рядом со счастьем бродит беда. ). По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83.
Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. 199 x 379 см. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее.
Восхищенный красотой пленницы, Персей приближается к ней. Все слито в ритм плавных, круглящихся линий.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
Пушкина. Рубенс был скрытным во всём, что касалось его частной жизни, не сохранилась его переписка с женой, дети упоминались очень редко и только в контексте гуманитарных интересов. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Композиция ассиметрична и срезана (домысливать сюжет).
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели. Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27.
Она любит и любима. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. И слава Богу. Очень показателен в этом отношении портрет «Камеристки Инфанты Изабеллы» 1625 год (дерево, масло 63, 5 х47, 5) – один из лучших погрудных портретов.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. В городе он остановился в престижной гостинице и скоро свёл знакомство с дворянином из свиты Винченцо I Гонзага, поскольку герцог Мантуи прибыл на карнавал из Спа, где проходил лечение.
Возможно, это труды Сенеки. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Питер Пауль Рубенс – «король живописи» XVII века, опытный дипломат, образованнейший ученый-гуманист, необыкновенная по мощи и яркости энциклопедическая личность, чьей дружбы искали лучшие умы Европы, – счастлив прославить своей кистью любимую жену, неподражае- Над входом в антверпенский дом Рубенса написаны слова римского поэта Ювенала: «В здоровом теле – здоровый дух». Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Он также выписал себе копии эдиктов, запрещающих дуэли и следил за ходом процесса над аристократами, которые нарушили этот запрет150. Слава его быстро росла, он не знал отбоя от заказов. Такие фонтанчики располагались, как правило, на улицах.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь». Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Рубенс проявил себя также как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат. И, несмотря на отсутствие откровенных изображений, Изабелла остаётся для нас настоящей рубенсовской женщиной – его первой любимой женой.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Рубенс заботился о своих авторских правах. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Портретируемая слегка повернута вправо. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, хорошо выделяющегося на темном фоне. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель.
Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. Эта картина дает пример тому, как свободно трактует он образы классической древности. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Идеально гармонический мир Ренессанса сменился пронизанным острейшими контрастами, пышным и бравурным стилем барокко, передающим языком динамичных пластических форм сложные столкновения двух эпох, противоборство различных социальных сил.
Рубенс тщательно проработал детали своего костюма, особенно пурпуэн— род камзола с высоким воротником, коричневые чулки и туфли вместе с дорогим нарядом супруги композиция близка типичному барочному портрету. Поместье позволило Рубенсу приобрести титул сеньора, высший возможный для него социальный статус, с которого начинается эпитафия на надгробии217. Неужели она была настолько скромна. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. На смену ренессансному идеалу объективной гармонии и ясности приходят поиски субъективного начала в человеке, который более не мыслится центром мира, его разумным венцом, а ощущается частью стихийных природных сил. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни.
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Лекуре, «доходило до угодничества». Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Ван Дейку Рубенс доверял писать уменьшенные копии картин, с которых снимались гравюры, распространяемые затем по всей Европе. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Вывод: искусство Рубенса имеет исключительно важное историческое значение. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало.
Фон становится живописным пространством, средой, которая «втягивает» в себя тело, чтобы затем с еще большей энергией возвратить его сверкающую поверхность глазу, дать восхититься голубыми полутонами груди, звонкой медью волос, оттенками белого на драпировках и руках. Это обошлось ещё в 7000 флоринов.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица. Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Благодаря виртуозному мастерству Рубенса, кажется, что рядом – живая женщина. XVII век был временем глубоких социальных конфликтов и потрясений. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. 144, 8 x 193, 7 см.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. В одной из них, на глубине 52 метров, было погребено 350 картин, в том числе Вирсавия Рубенса. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67.
Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. И именно с неё смотрит Елена (смотрит, положив щечку на ладошку и лукаво улыбаясь). Очень забавно. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Картина была подписана обоими художниками104. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Это создает потрясающий эффект присутствия. Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Королева желала обустроить галерею славы, наподобие созданной когда-то Вазари во флорентийском Палаццо Веккьо. Отпевание состоялось 2 июня. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Их тяжелые, нерасчлененные массы движутся в безграничном пространстве. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Нидерланды (Фландрия).
Его коллекцию антиков Рубенс оценил в 6850 золотых флоринов и предложил оплатить их 12-ю своими картинами, поклонником которых был Карлтон. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Он победил дракона и страшное чудовище бессильно разевает у его ног свою пасть. Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Там заметили, как интересно кураторы залов Рубенса обыгрывают тему Елены Фурман. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Он интересовался латинской литературой профессионально, в переписке сохранились его рассуждения о рукописных копиях неизвестных или ещё не опубликованных сочинений древних авторов. Подтверждением того, что на формирование его идеалов повлияла не только эстетика Возрождения, но и личные предпочтения, является и то, что художник был женат на женщинах именно такого типа и всю жизнь писал их с любовью и восхищением. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Барокко. Сначала умерла дочка Клара Серена в 1623 году, а потом, в 1626 году, скончалась жена Изабелла Брант (друг и незаменимый помощник, как писал сам Рубенс в одном из своих писем).
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Это были грязные полузатопленные штольни старых известняковых шахт. Драматическое содержание передается в выразительных реалистических формах, полных бурного движения.
Любящий и любимый муж и отец. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник.
Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени.
Женщина изображена в сложном, винтообразном повороте. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Группа палачей и солдат поднимает большой крест с пригвожденным к нему Христом.
Ритм форм пространственно организует холст и служит его пластическому богатству. Мадрид. Благодаря Рубенсу, слава о красоте его жены разлетелась далеко за пределы Фландрии. На боковых створках показаны встреча Марии с Елизаветой и Обрезание Господне, которые решены в праздничных тонах. А. С.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Эта работа чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене.
Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Нам довелось побывать в Музее изобразительных искусств, в Вене. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Художник дважды был женат.
В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись».
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199.
Красноватый цвет пола заставляет сделать глубокий энергичный вдох. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Любовь к Елене сделала Рубенса проще и мягче, а его искусство – утонченней и задушевней.
В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Так, в картине «Путь на Голгофу» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. Антверпенские работы 1609—1611 годов демонстрируют быструю эволюцию Рубенса в техническом отношении.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Большой дом на Ваппере с мастерской продать не удалось из-за чрезмерной стоимости, вот таким образом Елена Фоурмен жила там до второго замужества. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. В игре освещенных и затененных объемов живет, движется, будто на глазах созидается, образ. Семья к тому времени была уже большой: в 1562 году родился сын Ян Баптист, в 1564—1565 годах дочери Бландина и Клара, а в 1567 году— сын Хендрик.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Слава венчает победителя, амуры спешат служить ему.
5. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Пробыв пажом чуть более года, Рубенс решительно заявил матери, что намерен учиться живописи. «Водружение креста» (1610-1611), находящийся в антверпенском соборе. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
галерея Медичи в Лувре). Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Игнатия (ныне посвящённой св. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». Позвоночник – слегка изгибается и напряжен. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Но Рубенс ответствовал мне, что именно в этом сказываются достоинства его живописи. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Триптихи были традиционны для нидерландского искусства, однако Рубенс смело нарушил традицию, по которой на боковых створках изображались либо портреты заказчиков-донаторов, либо события, непосредственно связанные с сюжетом центральной части. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Большинство из них было заказано или приобретено императором Карлом V. Копии Рубенс забрал в Италию, а далее перевёз в Антверпен после смерти художника исполненные им копии выкупил и вернул в Испанию король Филипп IV. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. Опорные цвета теплые: золотые и охристые.
А самое интересное заключается в другом. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Композиция диагональная, – с правого нижнего к левому верхнему. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Бесконечно он пишет и рисует ее изображая в виде Сусанны, Венеры, Андромеды или вакханки. Резкая смена обстановки, однако, не изменила вкусов и устремлений юного Рубенса, его отталкивала богемная жизнь, которую вёл ван Ноорт20.
Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант.
Но взгляд не отводит. Изучение пространства позади Елены выявило нечто любопытное.
Герцог Субиз донимал посланника жалобами на безденежье, а вскоре и вовсе отказался от борьбы. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Один из крупнейших ее мастеров, Делакруа, говорил: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать ибо Рубенс – бог».
Прадо. Бэкингем согласился с этими условиями Рубенс доказал, что пользуется доверием при английском дворе, но в Мадриде к его действиям вновь отнеслись скептически. Изобилен живописный мир Рубенса. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157.
Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Грубой мощи палачей и солдат противопоставляется более облагороженный образ Христа. Будучи юношей, он учился у Адама Ван Ноорта. Луки214. Техника очень разнообразна: лессировка, крупный и средний мазок.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Монументальный строй композиции.
Брак был заключён с большой поспешностью. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Национальная галерея. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Лондон. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства.