Но Рубенс никогда не был педантом. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Дерево, масло. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр. Но эти 10 лет он был безмерно счастлив. Этот прекрасный портрет находится среди других шедевров Рубенса в Эрмитаже. Импозантный, зрелых лет мужчина. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. «Я очутился в настоящем лабиринте, днем и ночью осажденный множеством забот», — пишет Рубенс.
Элегантно заломлена широкая шляпа. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Как бесконечно чуждо жизни доброго народа Фландрии. Он завязывает дружбу с бургомистром Антверпена, Николасом Рококсом. Шорох поспешных шагов, звон шпаг и стоны тайно убитых. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Дерево, масло. Изображение кажется частью живой реальности. Интриги, старые счеты вельмож, казнокрадство.
Рубенс сводит знакомство и со свояком Филиппа, секретарем городского суда Яном Брантом. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Приторно-горький аромат старинных духов. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Национальная галерея.
Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной. Исполненный внутренней свободы жест молодой женщины, доверчиво положившей свою правую руку на руку мужа, напоминает жест Джованны Ченами из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка. Испытующе вглядывается в нас Рубенс. Отсчитывают минуты старые куранты. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
На смену абстрактной духовности приходит подчеркнутая телесность, происходит реабилитация чувственной красоты. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Камеристка инфанты Изабеллы. И в этом событии была вся неуемная тяга художника к жизни и земным радостям. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Длинные и гулкие анфилады дворца, пыльные скрипучие витые лестницы.
Он зарабатывал на жизнь собственным талантом и кистью художника. Но главное не эти детали. Мадрид. Сам художник разделял вкусы большинства представителей своей эпохи: он изображал своих «граций» с явным восхищением, без тени иронии и без преувеличений. Барокко. А ведь оно только одно из многих. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». 144, 8 x 193, 7 см. А век его был поистине железным. Нас разделяют 350 лет, но мы, словно наяву, ощущаем ее время. Грозен гнев владык.
Последние 10 лет были крайне плодотворны для художника во всех смыслах. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с гнущимися по ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Рубенс расположился на скамье, а Изабелла — на коленях возле него на брошенном на землю голубом плаще. Вспоминаются слова Крамского: «Говоря по правде, мы лепечем.
В 1630 году Рубенс женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен и с тех нор его живопись наполнилась лирической нежностью. Питеру Паулю Рубенсу во втором браке было отмерено всего 10 лет счастья. И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо.
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Он оплакал свою первую супруга, горячо любимую Изабеллу, в 1626 году. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). На 23 году жизни Рубенс отправился в Италию и долго пробыл в Венеции изучая колористов и особенно Тициана и Веронезе. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Измученный болезнью, в возрасте почти 63 лет, он все еще оставался молод и тело и душой.
Нидерланды (Фландрия). Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вот старые мастера говорили». Закрученные усы. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Эту иллюзию усиливает выбранная точка зрения, земля с травами и цветами. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Однако групповой портрет лишён какого бы то ни было налёта прозаизма достоверности. Историк искусства Э. Фромантен писал: «Похоже, в сердце художника поселился определённый женский тип, который представлялся ему идеальным, поскольку к этому типу красоты можно было отнести в равной степени обеих его жён. Нидерланды (Фландрия).
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Елена родила ему при жизни 4 детей. В одном из писем он признался: «Для себя я хотел бы, чтобы на земле царил мир и мы могли бы жить в веке золотом, а не железном».
Из мерцающего полумрака глядит на нас из далекого XVII века молодая женщина. И слава Богу. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Смертелен яд измены. Мир Рубенса был закрыт для всех остальных». Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Не раз смотрел он в глаза королей, герцогов, кардиналов и научился скрывать свои мысли. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Борода.
ЖЗЛ (ПЕТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину.
Не всякий выдержал бы нервное напряжение, которое выпало ему на долю. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс становится членом общества романистов, старейшина которой – Ян Брейгель. Беспощадная подагра вначале сковала руки мастера, а затем лишила его и жизни.
199 x 379 см. Сложно было человеку его взглядов и убеждений вращаться в мире политики. Ему навязывали брак при испанском Дворе, но художник противился этому, как только мог.
Четыре долгих года он не мог найти утешения, как не мог найти в себе силы писать снова. Лондон. Один из его поклонников, французский художник XIХ в. Эжен Делакруа говорил: «Его главное качество – это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь».
Но одиночество переносить Питер был уже не в силах. В них начисто отсутствует мистика. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Барокко. Приступая к полотну, Рубенс обычно создавал небольшой эскиз, набросок будущей картины.
Главное — глаза. В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем. В роскошных покоях властвует страх. Чтобы передать чувственный трепет жизни. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Прадо.
Он любил жизнь и себя в этой жизни. Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Как все это далеко от жизни, бурлящей за стенами дворца. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны.