Для сравнения стилей Рубенса и Йорданса стоит взглянуть на две картины «Прометей прикованный». Прометей Рубенса борется даже прикованный. Картина Питера Пауля Рубенса Прикованный Прометей: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Как «Прометей прикованный» Рубенса Микеланжело изображает ужасное наказание Титана. В «Прометее прикованном» Рубенс создал ужасающую, но эмоционально захватывающую сцену.
Затем проклятое божество предаёт Структуру, его функции агента оборачиваются против неё, что приводит к уже предсказуемому возмездию — прикованности и мучениям на задворках мироздания. Самая замечательная деталь росписи — это свет исходящий от монограммы (сплетённых в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Прометей – это один из античных титанов, сын богини правосудия Фемиды, отец Девкалиона.
В мифе, написанном Геосидом, Прометей выступает как хитрец, похитивший огонь очень изобретательным способом. Складывается впечатление, что Творец открыто издевается над читателем и человечеством. Это случилось с субъектом, но без его участия, а Я появилось лишь чуть позже, став сотворённым миром между Адом и Небесами.
Пути коего неисповедимы, но мы можем попытаться их угадать. Чтобы передать чувственный трепет жизни. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
И если кто-то и может претендовать на эту роль, то именно Ариман, Отец Тьмы. Змеи известны своим ядом и Мятежник не исключение. Как раз Зевс известен тем, что восставал на отца своего. Все живут под гнётом вины за Первородный Грех. Люди остаются истерзанными и нагими посреди пустыни.
Венгерский композитор Ф. Лист создал цикл симфонических поэм на античную тему, среди которых «Прометей», написанная по мотивам драматического произведения Гердера «Раскованный Прометей». Всё вместе образовало Космос, отделённый от Изначального Стеной Пустоты. Кроме того, совершенное Зло теперь соответствует сфере Небытия, Не-Миру, а этот концепт вообще-то не то чтобы широко использовался в то время, хотя можно вспомнить, например, пожирающего солнце и в этом смысле весьма нигилистичного древнеегипетского Великого Змея Апопа. Эта модель очень удачно описывает положение смертных в проклятом мире и особенности проникновения в него сил Иного.
Конечно же, образ самостоятельного Зла зародился много раньше. Титан согласился. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг.
Справедливости ради замечу, что перспективы посмертия души описывались священнослужителями и едва ли они могли сказать, что после подобного кощунства душа будет в Аду как дома и всё у неё будет в порядке.
Картина под названием «Прометей поверженный» есть еще у одного талантливого фламандца Якоба Йорданса.
Неочевидным образом с этим сюжетом увязана параллельная история Прометея-Трикстера. Большинство сакральных феноменов сопровождается световыми эффектами, да и сам по себе «свет» сопряжён со священной чистотой в оппозицию к тёмной скверне. В описании Ада, помимо его марсианской пустынности, присутствует огонь, который не светит, а делает видимым беспросветный мрак, что косвенно сообщает о том, чем наполнено это ужасающее место – субстанциональной Тьмой, не являющейся тенью от света или его отсутствием, то есть Изначальной Тьмой из которой появился Творец, свет и всё сущее. Конечно же, Дьявол заведомо обречён на неудачу, ведь он связался с тем, кто в принципе не может поддаться на искус.
Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед Парисом, держащим золотое яблоко, которое он присудит красивейшей из трех. Так «воздухом был связан дым, огнём — пожар, ветром — тёмный ветер, водой — яд, светом — тьма». Имя его переводится как «предвидящий будущее», «знающий наперед».
Вскоре Ганимеду было даровано бессмертие и он стал в Олимпе виночерпием. Он добровольно в одиночку отправляется исполнять отчаянную миссию, чтобы освободить соратников и пошатнуть небесный Престол.
Здесь сложно обнаружить в этом что-то кроме чрезвычайного садизма Господа. Поскольку все враги Господа могут и должны быть узнаны окружающими. Он прямой наследник силы, предшествовавшей творению, единолично господствующей в неведомом прошлом до начала времён. Так каждый смертный становится отпавшим от божественного в неведомом ему прошлом.
Сакральное — это божественная игра и сияние пламени. Демон никогда не приходит один их всегда полчища. Но с ним что-то не так.
Он захватил власть над миром или создал его вопреки Истинному Замыслу. В Бардо Тодол друг друга сменяют лунный свет, солнечный свет, тьма и ослепительное сияние. И не это ли финальная цель Мятежника, если только он не собирался в несбыточной перспективе предать и этих покровителей. Они рядятся в потаённые страхи и принимают формы порочных фантазий. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Индра становится подобен ему, а во всех людях с тех пор остаётся частица Вритры. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Противопоставление подчёркивается тем, что Пандемониум (столицу Ада) отстраивает тот же ангел, что до Падения воздвиг дворец Господа. Место и роль Закона и Космоса тем временем оказываются в шатком положении. Дерево, масло. Удивительно трагичный финал.
Священными и благими в этой системе являются лишь Изначальное и его посланники (София или Христос). Прежде Ад едва ли был настолько буквальным (в смысле фактического присутствия в реальном мире) и пугающим местом. Самозарождение же ангелов можно толковать двояко. Феномен одержимости не оригинален для Библии и был известен задолго до неё, существуя там, где концепта Мятежника нет вовсе. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями.
Однажды разъяренный Зевс отобрал у людей огонь. Несмотря на мольбы и уговоры его матери Фемиды, Зевс не хотел прекращать страдания титана.
Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу Триумф имени Иисуса (70-е — начало 80-х г. XVII в. ). Наконец, нам рассказывают о ходе Небесной Войны. С этим ничего не поделать и придётся привыкнуть к их странным именам.
Образ Прометея вдохновил многих скульпторов на создание своих нетленных шедевров. А первоубийство и сделка – травма проклятого субъекта. Согласно оригинальной мысли Зороастра, Изначальное (у него это Ахура Мазда) создаёт хорошего и светлого Спента Майнью, отвечающего за дальнейшее созидание и плохого и тёмного Ангра Майнью, воплощающего разрушение и смерть.
Закон необходим и с этим нет смысла спорить. Очень выразителен плафон римского храма Иль-Джезу «Триумф имени Иисуса» (70-е — начало 80-х гг. Лишь в середине произведения появляется ещё один необычный факт местной космологии. До тех пор вернёмся к тому, что Мятеж – это травма Иного Мира, раскалывающая его на части. Барокко.
В Гиперионе одним из основных персонажей, помимо Сатурна с Теей и Аполлона, оказывается одноимённый титан Гиперион. Композиторы, сочинявшие свои шедевры, часто обращали внимание на героев античного эпоса. Дьявол – это огнедышащий Дракон, «зверь с семью головами и десятью рогами». В этой дуалистической мифологии отделение Плохого божественного от Хорошего достигает апогея через противопоставление фигур деструктивного Ангра Майнью – Повелителя Тьмы и созидательного Спента Майнью (или Ахура Мазду) – Повелителя Света. Отмечу, что если имя Локи действительно значит «Огонь», то становится крайне символичным, что его первой женой была «Сияние», а не-монструозными детьми «Уголь» и «Пепел».
Но Зевс сгоряча дал и еще одну клятву, что Прометей (вообще-то бессмертный) будет отправлен в Аид. Ведь традиционным и устоявшимся, то есть «правильным», является сюжет о смене неправильного, хаотичного и злого правления новым, упорядоченным и хорошим.
Национальная галерея.
Приняв Дар от Проклятого, смертные уподобляются ему и повторяют историю его Падения.
Он — сияющее солнечное божество и потому пламя – это не то, что он крадёт, это то, что ему присуще, что сближает его с огненным Люцифером. И тем более он является трикстером, будучи зачинщиком мятежа против Закона и Власти Творца и пытаясь разрушить сотворённый им мир.
Это дополнительно утверждает Мятежника как носителя особого знания и мудрости. Но хотя Дьявол стал более реальным в глазах изумлённой публики и обрёл подробное описание своей внешности, воинства и места пребывания, он предстаёт всё ещё не как мятежный сокрушитель Закона и претендент на Небесный Престол. Заххак ведёт происхождение от изначально хаотически-тёмного источника имеет связь со змеями через змеиный облик (из его плеч росли змеи) и именование, он разрушителен для универсума и подвергается традиционному заточению в недрах вулкана, в чём заметно сходство с заточением Тифона или Локи. У Сатаны тем временем появляется ещё одно именование – Люцифер. Вдруг это просто самый дальний от Небес предел, куда он мог дотянуться и самый близкий к Изначальному, на которое Саваоф уже не мог посягнуть, поскольку даже он не в силах выйти за границы предписанной ему области Хаосмоса. Это не уменьшает сочувствия наблюдателя к ярко показанным страданиям демонов. Дополнительным качеством, которым наделяется смертный, заключивший сделку, становится дьявольская отметина, мета скверны и отвержения Законом.
Змей — это возможность огня, а Тьма — непроявленный Свет. Кроме того, этот мир назван Миром Смерти, пригодным лишь для Зла, в оппозицию небесному Миру Жизни, пригодным, очевидно, для Добра (и условность этих категорий становится весьма прозрачна). Но это скорее исключение и люди часто спокойно живут со своими особенностями.
Взаимодействие смертных с чистой сакральностью может обернуться лишь проклятием и безумием, оно травмирует, раскалывает и руинизирует их суть. Всей творческой деятельностью тем временем занимался его брат-близнец. Другое иудаистское имя Дьявола или того, кто ему соответствует, Азазель и это же именование буквального козла отпущения, отправляемого в пустыню, чтобы избавившись от него, община отправила прочь своё зло и грехи.
Впоследствии они связываются со всем, что забыто субъектом, неприятно или опасно для него. Самая замечательная деталь росписи — это свет исходящий от монограммы (сплетённых в вензель начальных букв имени) Иисуса Христа. Там мы видим чёткое разделение высшего и низшего миров с миром смертных между ними. Добрый Бог Отец безусловно продолжает отождествляется с Высшим Богом, так же как Ахура Мазда мог занимать одновременно место и частного доброго Бога Света и универсального Единого Бога, давшее начало всему сущему.
Ведь существование без организующего принципа даже не тягостно, оно попросту невозможно. Естественно, для этого необходимо полагать, что это «то, чем должны быть» существует в принципе иначе же жизнь превращается в череду бессмысленных ударов судьбы без концепта судьбы, в дурную безвыходную бесконечность. Образы титанов покоряли своей силой, величием и красотой. Но необходимость ещё не делает Закон хорошим и справедливым.
Во второй половине XVII в. плафонная живопись (живопись, украшающая потолок) барокко достигла расцвета.
Незримый наставник еретиков и поэтов проложил для них в мифе путь, который те воплощают своей жизнью.
На то есть две основные причины. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень.
Потоп и Грехопадение – травма мира проклятого. Дьявол ближе к смертным, чем любая другая сверхъестественная сила. Копьё также является оружием упомянутого в связи с прозвищем «Утренняя Звезда» Аттара (или Аштарта или Иштара). Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе».
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баггиста Гаулли (1639—1709), по прозвищу Бачичча. Хотя именно положение и власть последнего здесь наиболее спорны.
Главный на этом полотне орёл. Отнимает ли зрение предвидения Зевс или он же недодаёт надежду среди прочего содержимого ёмкости Пандоры, но безнадёжность человеческого удела оказывается связана с жестокостью деспотичного Бога, вообще не жалующего людей и установившего новый Закон универсума (против старого закона Сатурна-Урана).
Художник является последователем Рубенса. Ведь даже один только мятеж, даже вкупе с Проклятьем составляет особенность Прометея. Ведь в конечном счёте важнее внимание, а не подарок.
Этот акт описывается совсем иначе, чем иные его преображения. А это, пожалуй, важно. Даже Сет, древнеегипетский трикстер и враг царей, связан со змеями. Будучи выпавшими из конвенционального дискурса или, чаще, считая себя таковыми, всё большее число людей исповедовали иные ценности и мечтали жить не так, как их предки. Но, пока конец ещё не настал, активность Мятежника ценна тем, что она позволяет усомниться (а он ведь ещё и Демон Сомнения) в универсальной ценности Космоса и Закона.
Однако у эллинов и не только у них, мы встречаемся с феноменом условно позитивной одержимости даймоном, тем же духом, но уже несущем воодушевление и направляющем субъекта на некий «истинный путь». Взамен же протагонист получает только забвение (люди как будто вовсе не запомнили своего благодетеля), прикованность и муки — он становится проклят волей Бога-Законотворца (в данном случае Зевса): «Висеть ты будешь вечно: непреклонен Зевс. Всегда суровы новые правители». Пока обращу внимание на то, что использование имени «Люцифер» – это уже попытка если не обелить, то оправдать Вечного Врага.
Вместе с тем подвергает их наказанию и страданиям как мести Законотворца отступникам. У европейских скульпторов фигура Прометея вызывала живой интерес.
Еще один художник с похожим стилем письма – Ян Коссирс. Боги отстоят от этот источника на поколение дальше. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Необходимым дополнением к этому является буквальная пытка и унижение. Укус Дракона несёт целенаправленное осквернение и разрушение творения. Рубенс на этом полотне миф рассказал полностью, показав все стадии рассказа.
Или же его возможности всё же ограничены и Творец попросту не способен ни уничтожить мятежных духов, ни сдерживать их в созданной им (им ли. ) тюрьме Геенны. В случае Локи мы наблюдаем особо выраженный сюжет о том, как в Структуры встраивается функция, чья плоть с самого начала своим происхождением заражёна Тьмой, Пламенем и Хаосом и которой предопределено быть причастной к краху Структуры. В пользу действительной нетварности ангелов говорит то, что Бог почему-то не создал новых ангелов взамен предавших его. В связи с наступлением Конца Времён важно добавить, что детьми Локи от великанши Ангрбоды стали два самых жутких чудовища этого мира – волк Фенрир, которому суждено проглотить Одина и великий мировой змей рмунганд – оппонент Тора.
А для того, чтобы он мог безопасно контактировать с Хаоснованием, ему необходимо быть подобным и нести его в себе. Освобождение света из темницы тьмы – основа гностических учений.
Но Гераклу суждено было появиться на свет и побороть своего отца. При этом провидец Прометей не вовсе возвращает людям предвидение, которого их и лишили, но даёт слепую надежду и это даже считается вполне достойным даром (Камю, впрочем, с этим не согласен). Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Он преподносит смертным Дар, оказавшийся взрывным механизмом. Вторая серия осталась неосуществленной. Связь со сферой воздуха и акцент на способности к полёту не только маркируют принадлежность героя к высшим сферам Иного Мира (что свойственно богам, ангелам и прочим), но обозначают специфику его функционирования. Это снова связывает протагониста с Изначальным Ничто и следующей из этого мощной и неизбежной деструктивностью Сатаны и заодно напоминает о Знании Мятежного Духа и его прометеевской (здесь скорее азазельской) связи с научно-техническим прогрессом.
Это свойственно и некоторым другим существам, но змей это касается в особенной степени. А ведь он функционирует в той же области, что и средневековый Дьявол — наказывает души грешников, попадающих в его Мир Тьмы и Пустоты.
Мятежник же, очевидно, является одной из первых (возможно одной из двух) эманаций, архонтом, который вместе с остальными подобными ему трудится на благо безопасности субъекта и защиты психоструктуры от разрушительных вторжений более или менее милосердным для человека образом. Мятежник, хотя и приходит заключать сделки, остаётся в Аду в недрах человека. Когда тот отвлекся, Прометей положил несколько угольков внутрь посоха и удалился. В него влюбился сам Зевс.
Так почему же Всесильный Победитель (Бог) не стёр их без следа из мироздания, удовлетворившись лишь временной победой. Там имеется персонаж Аттар, почти идентичный Иштар, но мужского пола. Это явно выражает предельную (и фатальную) симпатию Мятежника к смертным, которые для него важнее, чем собственное благополучие. Но Аид не восставал против Творца (что, кстати, было исправлено в диснеевском мульфильме про Геркулеса и что-то в этом есть). Милосердие же выражается в том, что человек (при наличии свободной воли. ) способен обрести спасение от наказания справедливого Творец, лишь следуя Закону, данному этим же Творцом.
Пожертвовавший всем ради борьбы с системой, огненно-сияющий, но при этом мрачный Демон, самоотверженно бросающийся на роковую войну с узурпатором и тираном (и безразличный к сопутствующим жертвам). В «Гиперионе» же титаны имеют законные права на вселенский престол, они подчёркнуто достойны этой роли, для которой предназначены, тогда как боги, за исключением Аполлона, представлены узурпаторами и злодеями.
Потомство Локи – это достойные плоды его кропотливой работы по разрушению мира. Сотрясание каркаса мироустройства сходит с рук Локи и не ведёт ни к чему до появления Тора – героического божества, который, подобно Иисусу в «Потерянном Рае» Мильтона, выдворяет Сатану прочь из священного места, обладая силой длани Закона, хотя не Тор ловит и наказывает Локи. Композиция «Аллегория Божественного провидения» (1633—1639 гг. ) из палаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей. Лишь Дух приносит с собой вдохновение и смерть.
Когда мы попадаем в область мифологии (как и в область психического), то мы не в состоянии измерить какие-то параметры задействованных персонажей и сил, можем говорить лишь о том, что один персонаж сильнее, слабее или равен другому и что ему присущи те или иные атрибуты. 199 x 379 см. Ведь при огромности формы у него не пропала даже его способность к полёту. С Даром Мятежник внедряет в людей часть испепеляющего и вдохновляющего Хаоса и ввергает в Ничто материальной Тьмы, одновременно давая возможность вознестись и «стать как боги».
И это при том, что деструктивность Творца протестанизма и без того крайне заострена.
Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным — мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю. Где последнее – источник всего разрушения и всех страданий, связанных обычно с материальностью и с сомой как особой материальностью смертных.
В пользу же Локи как агента Провидения, то есть Высшего Порядка за пределами власти богов, говорит всё та же причастность Хаоснованию, которая и «свела его с ума», то есть отключила от всеобщего мироустройства. То есть это потаённое в уже и без того потаённом, фундамент сакральности, Основание Бытия (или Бытие как основание всего сущего). Она разламывает структуру, которая благодаря этому может перестроиться. Примечательно, что его Гиперион не был дописан, как была утеряна (если написана вовсе) и последняя часть истории Эсхила о Прометее.
Он не столько персонаж (хотя успешными сражениями с ним бахвалились персидские цари), сколько один из двух Первопринципов, что особенно подчёркнуто в манихействе. И Рубенс запечатлел именно это похищение. Одержимость — причина болезней тела и помрачения ума.
Это, вкупе с участием в творении смертных, сообщает, что Мятежник включён в тематику создания/трансформации, но преимущественно деструктивным образом, через поддержание, а затем и разрушение старого, но не создание нового Космоса. Во второй половине XVII в. плафонная живопись (живопись, украшающая потолок) барокко достигла расцвета. Зевс преобразился в огромного орла и на крыльях вознёс Ганимеда на Олимп. Но, тем не менее, он является текущим верховным богом и никаких конкурентов у него нет.
В санскрите предположительно общее происхождение имеют слова Огонь, Свет и Дух. С самого своего появления на сцене Мятежник демонстрирует своё превосходство, обладая выдающимися способностями и могуществом как таковым с его неотъемлемыми атрибутами: Светом и Пламенем.
Ведь Прометей знал судьбу великого громовержца. К слову, не в печень ли пришёлся милосердный удар Лонгиния. Уже со времени раннего христианства Дьявол был устойчиво связан со Змием Искусителем.
Всё это должно бы указывать на то, что пламя Мятежника несёт лишь зло и ничего кроме зла. По невероятному совпадению или фантазии конкистадоров он был связан с Утренней Звездой Венерой и являлся божеством ветра и рассвета. Проклятый субъект не обязан следовать за Мятежником и повторять его путь (хотя так или иначе внутри или вовне он всё равно делает это) и уж точно он не обязан быть верным рабом своего персонального Ирода.
Именно гигантским рептилиям из космоса суждено раз за разом уничтожать миры. Надежда – это гарантия возможности обновления универсума, пусть даже через его распад. Это взаимосвязано и с религиозными реалиями времени, когда развивалась живопись барокко – художники католических стран, таких, как Италия, Испания создавали произведения, носившие более помпезный и торжественный характер, чем творцы из стран протестантского культа (Нидерланды), где стиль барокко трансформировался в более строгий. У Аполлодора Афинского Прометей выступает как создатель. И, само собой, Мятежником был уже рассмотренный Прометей. Ф. Г. Гордеев создал скульптуру под названием «Прометей», где герой страдает от нападения огромного орла. Одержимость же проклятого субъекта всегда масштабна.
Сияющий Люцифер затемнён Падением, погружён в преобразившую его, но не поглотившую Тьму. Вот это верх справедливости. В конце концов, Мятежник является не столько дарителем пламени, сколько поджигателем.
Речь идёт о возможности нового творения и ограниченного разрушения. Соответственно, подземный мир, обитель Мятежника, будь то Аид, Ад, Хель или просто Царство Тьмы – это хтоничное место, то есть самое близкое к Изначальному Хаосу место в универсуме, полное его деструктивности для остального мироздания и мощной, но ненаправленной бушующей энергии. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. И результате он наконец сообщает, что виновен в смерти Бальдра, хотя ему и не верят, после чего появляется Тор, угрожая «лживому» Локи молотом Мьёльниром, который Локи же ему в своё время и вернул.
Он здесь некстати уже по своей сути. И если он не справится с ней, то она способна раздавить и буквально уничтожить субъекта. Другое его проявление, пожар — очищающее уничтожение Порядка и просто уничтожение всего.
Проклятый неизменно остаётся виновен и ничтожен. Дьявол завладел его телом и душой. Манихейство продолжает отграничивать персонификацию Великого Врага, видя в Аримане и неразрывно связанном с ним Миром Тьмы первоисточник общемирового Зла, ограниченного лишь постоянно противодействующей ему эквивалентной силой Добра и Света и смертные должны выбрать в этой вечной войне правильную сторону, тем более, что победа неизбежно достанется хорошим парням.
Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. Также образ Прометея был увековечен Тицианом. Это и есть Дар, который он преподносит смертным. Посланником же и путеводителем на этом сомнительном пути является Мятежник. Зевс подослал к Прометею Гермеса, чтобы тот выведал тайну о своем будущем.
Примечательной является работа французского мастера Н. С. Адама «Прикованный Прометей». Сакральное разбилось на куски и упало в мир, утонув в мутной грязи.
Духовным отцом изгоев, сломанных и проклятых детей, отверженных отцами и отвергающих их. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Из плеч Зохака растут две ужасные змеи.
Пока Прометей был прикован, вопрос об интернировании не стоял, а теперь пришло время его улаживать (Гадес, что ли, начал беспокоиться. ).
Титан соорудил посох, полый внутри и отправился к Гефесту.
Последний свет есть высшая истина и чистое Бытие. Их инфернальным покровителем был и остаётся Люцифер. Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596—1669).
Огонь рождается из тьмы и стелется по земле, как змея. Но эта мифологема была создана отнюдь не сразу и к ней я ещё вернусь при обращении к произведению Мильтона. В финале нас убеждают в том, что в Конце Времён Сатане с Легионом станет ещё хуже. Это сиюминутное и условное явление в сравнении с бесконечностью истины Хаоснования. Также Азазель фигурирует как тот, кто, преступив Закон и дал смертным Знание, открыв тайны изготовления оружия для мужчин, украшения себя для женщин и колдовства для всех и в этом история Азазеля достаточно точно повторяет миф о Прометее.
А он неизбежно его покинет, ведь даже Зевс бессилен перед Судьбой. Этой осенью Музей искусств Филадельфии представит выставку «Гнев Богов» – шедевры Рубенса, Микеланджело, Тициана.
Но огонь подобен льду в их общей очистительной разрушительности, а мир испепеляющего огня Муспельхейм соседствует с миром льда и тумана Нифльхеймом, а оба примыкают к бездне Гинунгагап. Потрясающий план. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»5. Очень долго Прометей терпел телесные и душевные муки. Поскольку свет – это также и свет осознания, преобразовывающего понимания субъектом самого себя, то Мятежник одновременно воплощает погружение во тьму и выход из неё к свету, травму и исцеление. Язычество же зачастую уделяло изрядное и часто весьма позитивное внимание телесности.
У Аримана манихеев есть некоторое преимущество над богом света и добра Ормуздом в степени его влияния на мир смертных, ведь мир очевидно достаточно плох и дело здесь в демонизированности мира. Но это явно не соответствует Замыслу Изначального. Охранять Врата Ада по идущей странными путями мудрости Господа поставлены змееподобная дочь Сатаны – Грех, родившаяся из его головы подобно Афине и её дитя инцеста с Люцифером – Смерть (мужского рода), грозящий тем, что способен своим копьём уничтожить даже бессмертного духа (то есть убить падших сразу было всё же возможно или смерть не подчиняется Творцу. ). XVII в. ).
У него есть летающие ботинки, как и у Гермеса-Меркурия — летучего посланника сакральности. Заодно Творец обращает всех падших ангелов в ползучих гадов, хотя его желания (или возможности. ) хватает лишь на один день в году. Он дарует смертным украденное у сакральности пламя, привнося нечто сверхценное (а Там всё сверхценно) Оттуда Сюда. Прадо. Аналогичными ему прометеевскими персонажами также объявляются Иисус или другие пророки в большинстве гностических сект, включая того же Мани.
Этот Дьявол зол и зол он сам по себе. Кроме того, это источник всей психической энергии и предельная реальность субъекта.
Тьма, заражающая собой всё, что с ней соприкасается, однако то, что с ней соприкасается, связывает её. Универсум за адскими вратами представляет собой безграничные владения Ночи и Хаоса и следующих за ними четырёх элементов средневековья (сухости, жара, холода и влаги) — последовательных эманаций Хаоснования из которого Творец забирал фрагменты реальности, чтобы формировать по своему усмотрению, внося туда Порядок. Нидерланды (Фландрия). Мадрид. Но делать этого не стоит. Как и в зороастризме, универсум прежде состоял из двух равных частей, но силы тьмы Аримана вторглись в него и почти победили воинов Света (похоже на сюжет половины игры, но надо же им откуда-то этот сюжет брать).
(Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Помощь пришла от кентавра Хирона. Продолжается до театральности условное противостояние двух сил, одна из которых заведомо сильнее, а вторая противостоит ей только потому, что так полагается в соответствии с принципами всеобщего устройства. Работа наполнена экспрессией, хорошо передает зрителю ощущения героя.
Остаётся лишь вопрос об отношении Мятежника к смертным и частному субъекту. Человечество было проклято на заре истории, а до тех пор люди не были людьми. Разнообразные переплетения их историй лежат в основании субъекта.
Работы Рубенса и Рембрандта отмечены национальным колоритом стран, в которых они творили (Фландрия и Нидерланды), в них барокко переосмыслено в соответствии с культурными традициями родных стран. Те, что великими слыли, ничтожны стали. Но было слишком поздно: предсказание уже почти сбылось. Он создал картину под названием «Наказание титана». Нам нужна фигура, а не место. Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед Парисом, держащим золотое яблоко, которое он присудит красивейшей из трех.
И Закон и Космос – это цепи Мятежника и оковы проклятого субъекта. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Сатана выступает как трикстер испытывая веру смертных через искушения и терзания. Он — Дух, а Дух оживляет и привносит активность в мир.
Но Ад – это, как мы увидим, не сама Тьма, он находится подле неё иначе он не был бы Местом, растворившись в Изначальном. Это чистая энергия извергающаяся в виде пламени из недр мироздания. Под сомнение ставится безусловность Закона и пример Мятежника показывает, что Закону можно противостоять и быть в этом всё более эффективным. Но, в любом случае, это всё ещё не совсем тот Дьявол, которого мы ищем. А. Скрябин создал свою симфоническую поэму «Прометей» под впечатлением духовной силы и свободы героя античной мифологии.
Мы ищем Мятежника, причастного Тьме, но не являющегося ей – несущего Свет посланника Тьмы. Они не просто хотят гибели смертных, но гибели совершенной, за пределами возможностей этого мира.
Отдельно интересны и прошлое Прометея и его альтернативная судьба. Я имею в виду так называемый «рептильный мозг», древнюю и примитивную часть человека, его личный Ад, вместилище похоти, голода и ярости, если не всех семи грехов, а также величайших запретов – инцеста и каннибализма. Многие мастера посвятили свой труд созданию скульптур по мифологическим сюжетам. Особенно сходство между Люцифером и Иштар заметно в ханаанской мифологии. Мир создаётся Индрой из тела побеждённого им Вритры и с согласия последнего. Что приводит к паре соответствующих следствий.
Отбрасываются от них лишь отфильтрованные хаотические содержания. Что касается его жертвы, то Бальдр, будучи богом весны и света, воплощает принцип развёртывания и обновления мира (и, соответственно, психоструктуры субъекта) и сконцентрированной бесконечности возможностей становления. Но хотя Локи и безумен, объяснение из этого слабое, ведь больше он никого не тронул и убил не кого-то, а именно Бальдра.
К тому же атрибутированность «светом» явно противоречит Мятежнику как мрачному персонажу, Князю Тьмы, особенно если не забывать о предельном варианте его воплощения — Аримане. Что же до представителей Дьявола в иных библейских мифологиях, то Шайтан или Иблис мусульманства идентичен во многом его ветхозаветному аналогу. Это взаимосвязано и с религиозными реалиями времени, когда развивалась живопись барокко – художники католических стран, таких, как Италия, Испания создавали произведения, носившие более помпезный и торжественный характер, чем творцы из стран протестантского культа (Нидерланды), где стиль барокко трансформировался в более строгий.
Библейский Дьявол известен тем, что буквально или метафорически правит Этим миром с дозволения Господа, то есть в своих пределах, что проявляется в великом числе страданий, гнёта и вездесущих искушений, сводящих смертных с истинного пути. Бесы нападают на смертного, подобно стае вылетевших из бездны птиц или облаку жалящих мух. ты сам узнал какова эта боль, когда надел одежды, присланные тебе Деянирой. ). К Дьяволу-Дракону я вернусь позже, но уже сейчас можно сказать, что речь здесь о всё той же разрушительности, грозящей испепелением всего Творения и, само собой, хтоничности и особой близости к Изначальному Хаосу, о котором в Книге почти не говорится. Ещё один фрагмент мифа – история о Пандоре и пресловутой шкатулке/сосуде. Возникшее впоследствии манихейство почти целиком наследовало идеи зороастризма.
Это прослеживается в его манере письма: яркой, сочной, полновесной и живой. Через свою кровь и свою плоть. Высшей реальности, от которой выстраивается проклятый мир смертных.
Осталось собрать искомый образ из имеющихся у нас фрагментов. Гермес пообещал освободить Прометея от оков, как только тот поведает свое предсказание. Тем более, что единственным Летающим Змеем Европы является Дракон, чудовище, преисполненное силы и своим пламенем изничтожающее всё живое и всё ещё обладающее способностью к полёту, тем более впечатляющей, если помнить о габаритах чешуйчатого монстра.
Возможность заключения вышеупомянутой сделки очень важна, ведь сообщает о близости Дьявола к смертным. Он мятежник, обрекающий себя на жестокий приговор для благополучия своих смертных творений, хотя за этим следуют дальнейшие козни со стороны Всеправителя и ухудшение положения подопечных.
С дьявольским же ассоциировалось всё, что противоречило и не вписывалось в Закон Творца, но, конечно, эта область запретного и неуместного трансформировалась, следуя духу времени. Напротив, воздержание отмечается автором как происки Врага. Грешников же ждёт сомнительное путешествие в обитель Зла, где «душа злодея встречается в Северном Ветре с ужасной фурией и оканчивает свое путешествие в зоне Извечной Тьмы, где Ангра Майнью приказывает, чтобы ей дали яду».
В поэме, несмотря на название, Гиперион играет сравнительно скромную роль. Это нечестно и, вполне вероятно, ложно. Композиция Аллегория Божественного провидения (1633—1639 г. ) из палаццо Барберини в Риме впечатляет своими размерами и обилием персонажей.
Это уже не чья-то тень, но сущностная Тьма, противостоящая сущностному Свету. Кто как, конечно же.
Попутно с уничтожением опорных точек Структуры, уже не соответствующих Замыслу, Мятежник уничтожает особенный её компонент, отвечающий за нормальное её обновление и развитие, повреждает формирующую матрицу души (что как раз и выражено в истории убийства Бальдра усилиями Локи). Нет никаких божеств, есть Царства Света и Тьмы. Подлинный бог контркультуры, коим и должен быть Дьявол. Это намекает если не на соответствие Люцифера Спасителю Человечества (имеющее место в гностических школах), то уж точно на их связь, которая обнаруживается в фигуре Антихриста, во всём подобного и противоположного Христу. Он написал множество потрясающих работ, среди них «Прометей, несущий огонь на Землю» и «Прометей прикованный».
Люцифер восстал в тщетной борьбе против вселенского тирана, пал, обрёл собственный Ад, ставший ему домом и дорогой ценой открыл людям Знание о том, что лежит за пределами Космоса, об Истине Изначального Хаоснования. Следует отметить, что уж точно часть обвинений Локи (если не все они) в адрес собравшихся в зале пиршества, являются истинными – ему ведомы изъяны Структуры и Локи выставляет их на обозрение, за что подвергается остракизму и наказанию. Свет известен как атрибут одного лишь Люцифера и подобного ему Гипериона, хотя косвенно он присущ и Локи, если его жену действительно звали «Сияние». Теперь он остался сам по себе в одиночестве среди пустыни Азазеля, ненавистный себе, Творцу и, как он уверен, всем вокруг.
Работы Рубенса и Рембрандта отмечены национальным колоритом стран, в которых они творили (Фландрия и Нидерланды), в них барокко переосмыслено в соответствии с культурными традициями родных стран. И либо их боги – это демоны, либо сам их полководец. Барокко.
В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Там, где протестантизм не подходил вплотную к манихейскому противопоставлению Добра и Зла, Сатана оставался верной адской гончей Господа. Жалкое зрелище.
Мятежник возвращает образу Спасителя то, чего недостаёт в Писании – кровь, слизь и боль родовых мук перерождения для Иного Мира. Все субъекты внутренне расколоты и страдают от последствий расщеплённости. Что можно сказать по этому поводу. Они преследуют смертного, куда бы он ни шёл и причиняют больше страданий, чем иная физическая боль, раздирая на части его Я, разрушая всё хорошее внутри и вне его, вызывая отчаяние и единственное желание сбежать от них прочь, пусть даже это равносильно гибели.
Автор проводит аналогию между этим и возможность движения невообразимо монструозного Сатаны (а, судя по описанию, он действительно ктулхуобразен). Лондон. К этим чудовищам относятся Тифон, Левиафан, Иллуянка, Вритра, Апоп, Тиамат и прочие. Таким образом вместе со всей падшей Матерей пристанищем Дьявола становится и падшая Плоть смертных.
А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. И Мятежник радикально сообщает об этом не для всех очевидном факте.
Завершая обращение к Древней Греции, перейду к упомянутому произведению Китса. Стал посланником Совершенной Воли Хаоснования, агентом самого Предназначения. Но одним лишь творением дело не ограничивается. В это время появились лучшие произведения художника Джованни Баггиста Гаулли (1639—1709), по прозвищу Бачичча.
Космос — это то, что однажды появилось, но когда-нибудь исчезнет. Но одно дело смертность, а другое – воля Всемогущего. Упавшее с Небес поднимается из-под земли. Пламя исходит из Хаоса и ничтожит мир, обращая в сущностную Тьму и оставляя после себя лишь пепел и прах.
Люцифер ни в коем случае не добр и не милосерден, так как не мир он несёт. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора.
В христианстве Дух Зла традиционно именуется Дьяволом, что значит Лукавый.
Фигуры грешников художник смело разместил за пределами свода: кажется, что они падают вниз — в реальное пространство. Известен он в первую очередь как деспотичный тиран, что, вместе со специфическим именем (а кого ещё можно назвать Царём Змей, если не Дракона. ) неожиданно наводит на аналогию с проклятым Дракулой-вампиром, чьё имя отсылает одновременно и к змиям и к его аналогу и подобию – Сатане. Апостол Старого порядка заявляет о неминуемом закате Нового.
Идеи Ланфранко получили продолжение в творчестве Пьетро Берреттини да Кортоны (1596—1669). И поскольку сам мятежник связан с Изначальным (даже прометеев огонь и знание Прикованного являются вещами, встроенными в него мифом), то через Дар он вовлекает вслед за собой смертных в восстание и отпадение. Мифические змеи принадлежат глубинам Иного Мира, откуда они и выползают. Не менее древний, но сейчас значительно более популярный мифоперсонаж — Локи.
И на сей раз мне показалось важным в общих чертах описать стоящую за ним идею.
В отличие от Господа и его ангелов он склонен непосредственно контактировать с людьми. Это путы иллюзий и фантазмов, самовоспроизводящейся лжи сартровского самообмана. Странная ведь, в общем-то история. Мятежник оказывается ужасным, но в принципе уже не таким плохим персонажем, если он тот, кто зажёг пламя во тьме и открыл ему путь к свободе.
Змий, согласно Книге, хитрейший из зверей и змеи часто (по неочевидным для меня причинам) считаются связанными со знанием и мудростью. Фигура находится в горизонтальном положении, что делает сюжет живым и динамичным. Божеств не волнуют люди, даже если учитывать, что место их обитания – душа человека. К последнему также ведёт параллельная цепочка наследования Знания и Спасения от Прометея к Христу через Азазеля.
Творец здесь «равен восставшим во всём, кроме силы», что подтверждается происходящим в поэме и не удивляет, ведь не сложно быть сильнее в мире, который ты же и сотворил. Он знает и знал больше всех божеств. Область активности демонов всегда достаточно скромна и разнится в зависимости от приписываемого Дьяволу могущества в конкретной мифологии.
Его работа «Прометей, несущий огонь», где титан изображен в алом античном одеянии, с горящим факелом в руке, выглядит очень живо. Не случайна связь Дьявола, а особенно средневекового его варианта, с телом одержимого. Дьявол обречён на провал и его старания – лишь жалкие потуги.
Выставка посвящена одному из самых значительных произведений великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577-1640) «Прометей прикованный». Его съедало любопытство.
Также Прометей был двоюродным братом великого Зевса-громовержца. Змий ввёл первых людей в искушение и они пали.
Противник этот пламя жарче молнии Придумает и грохот посильней, чем гром. Это устрашающее великолепие Изначального в максимальном приближении. Настало время обратиться к мифологии, чьё внимание к Мятежному Духу в своё время было столь велико, что может вызвать сомнения в том, кто же здесь главный герой.