В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12.
Лишь портреты Филиппа IV испанского и его первой супруги, (написанные в 1628) носят условный, фантастический характер и в этом легко убедиться, если сравнить первый со строгим портретом того же короля, приписываемым нами Maco, в зале испанской живописи. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий.
И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632). В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Это точно герой романа Тургенева или Достоевского из эпохи пробуждения интеллигенции. С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. После смерти художника в 1640 году портрет, предположительно, в числе прочих картин попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса. Талант Рубенса-портретиста, быть может, наиболее ярко проявился в эрмитажном «Портрете камеристки». В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз». Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
Первый изображает камеристку принцессы Изабеллы испанской (бывшей правительницей Нидерландов) — анемичную, слегка грустную особу. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит.
Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Все это я вычитала в аннотации к картине. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности».
Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Плоеный воротник, носивший в Нидерландах малопривлекательное название «мельничный жернов», уподобляется художником нежному венчику ромашки, окружающему сердцевину — личико. Рубенс в портретах часто бывал несколько декоративным, поверхностным. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Эрмитаж особенно богат портретами Рубенса и эти портреты очень разнообразны. Рубенс женился на ней, будучи уже 53 лет. Вероятно, мы видим здесь кого-то из самых близких к мастеру лиц.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Неужели она была настолько скромна. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623 – 1626 годами. Рубенс был востребован не только как художник, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. Художник дважды был женат. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»).
Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». Но что-то дрогнуло во мне. И все портреты Елены носят в себе отражение этого отношения. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Рубенс не считается мастером психологического портрета. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником.
Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Рубенс тяжело переживал эти утраты. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Но Рубенс никогда не был педантом.
портрет прекрасен, девочку в ее дальнейшей судьбе очень жаль. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива». Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. О природе отношений, существовавших между ней и мужем, в выразительной форме говорит в Эрмитаже картина Рубенса, (относимая к 1635 году) известная под названием Le croc en jambe (Подножка) и изображающая в виде пастуха и пастушки самого гения фламандской живописи и его вторую жену.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Наконец из трех остальных портретов один — Сусанны Фоурман (Фурмен) с дочерью — принадлежит к самым колоритным произведениям мастера (божественно написана верхняя часть лица, особенно светящийся бледный лоб и недоверчиво поглядывающие глаза) два других — только этюды, но они стоят лучших картин-портретов. А ведь оно только одно из многих.
Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Чуть вздрогнули и приподнялись тонкие брови, взгляд больших задумчивых серых глаз мечтательно устремлен мимо нас, вдаль. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего.
Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение.
Она датирована примерно 1616—1618 годами. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Портрет второй жены художника — Елены Фоурман (Фурмен) — абсолютно в ином характере. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Сусанна не поддалась на уговоры и, якобы за то, что согрешила с юношей, была осуждена на смерть, но ее невиновность доказал пророк Даниил.
Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Елена была не подругой мастера, а его любовницей. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия».
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32. Рубенс не единожды обращался к данному сюжету используя возможности, предоставляемые им, а именно изобразить обнаженную женщину, что было одной из ведущих тем в искусстве мастера и передать чувственность, наполнявшую сцену купания Сусанны. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Рубенс создает в этом случае редкий для его искусства образец психологического портрета.
Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526.
Парис решил похитить Елену. В них начисто отсутствует мистика. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Африка может носить кораллы изображаться со сфинксом, львом или слоном Америка одета в костюм охотника с головным убором из перьев, а монеты символизируют богатые природные ресурсы Азия может изображаться с верблюдом, носорогом, слоном, пальмами, драгоценными камнями или экзотическими благовониями, а Европа – в виде быка или коня и она может держать рог изобилия или корону превосходства иногда окружена фигурами, представляющими искусства.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. Работа не подписана автором.
Голова ребенка (1616 г. ) портрет Клары Серены Рубенс. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Судя по названию, на эрмитажной картине изображена придворная дама брюссельской инфанты, однако эту версию труднее всего обосновать.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Работа не подписана автором2. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью.
Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Все они в один голос восхваляли его острый ум и вели с ним продолжительную ученую переписку. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера.
Рубенс тяжело переживал эти утраты. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка – всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию.
Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Слишком скудно. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Она датирована примерно 1616—1618 годами.
Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. «Камеристка» не нуждается в них. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи – человека знатного и исполненного собственного достоинства. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» – на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Но в этом чувстве не было уже ничего духовного. Мужской портрет, носит какой-то русский характер. В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами.
Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Это Изабелла — официальная хозяйка роскошного дома (позади нее видны триумфальные ворота, украшавшие двор дома Рубенса в Антверпене), это тактичная, внимательная, умеренно веселая, приветливая собеседница. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения. Она датирована примерно 1616 – 1618 годами.
Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914.
В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Молодая красавица, нежное тело которой благодаря трепетной, мерцающей живописи сияет, выступая из полутьмы, запрокинула голову и в ужасе смотрит на старцев.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Рубенс был без ума от нее и не уставал изображать ее во всех видах и поворотах, во всевозможных костюмах. Ощущаешь его теплоту, нежную мягкую поверхность кожи, румянец на щеках.
В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. «Портрет камеристки» — уникальнейшее в творчестве Рубенса явление. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты.
Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции. Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. От Изабеллы словно исходит невидимый свет.
По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус). Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой. В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Всюду она кажется каким-то лукавым, лакомым, красивым зверьком и нигде не видишь ее души. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en).
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. Художник как бы сравнивает свою модель с призрачным, хрупким цветком. Рубенс и себя не раз писал в ней. После смерти художника в 1640 году, предположительно, в числе прочих картин, портрет попал к Роже де Пиле, любителю и коллекционеру наследия Рубенса.
Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Удивительно характерны два дальнейших портрета: бритого францисканского монаха, взирающего своими острыми глазами прямо на зрителя (писан около 1615) и приготовленное для воспроизведения на гравюре изображение цесарского генерала Шарля де Лонгваля, павшего в 1621 году при осаде Нейзаля в Венгрии. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). 1750). На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11.
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Но Рубенс, однако, не ограничивается ими. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. почему этот фрагмент не стал полномерной картиной.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Работа не подписана автором. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»).
КОНТИНЕНТЫ. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки, заметное также невооружённым взглядом.
Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы».
Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Лицо камеристки кажется трепетным, живым. Все это тайна велика есть.
«Камеристка» не нуждается в них. В 1772 г. российская императрица Екатерина II приобрела у парижского антиквара Кроза в числе других картин, в дальнейшем составивших основу прекрасного собрания фламандской живописи Эрмитажа, портрет молодой женщины. Вот почему многие его портреты похожи между собой и малоубедительны. Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности31. На переднем плане изображены Мария, завернутая в голубой плащ и идущий перед ней Иосиф с пилой.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины.