К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Ведь он записал однажды: Придворная жизнь стала ненавистна. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. Палачи с яростным усилием поднимают крест. Рубенса называли королем живописцев и живописцем королей. Но мы не много знаем достоверного и о создании самой картины.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена. Так было в портрете Джоконды, начатом Леонардо тоже накануне своего пятидесятилетия, когда скромная супруга купца из Флоренции мановением кисти гениального да Винчи вдруг стала символом человека эпохи Возрождения. Звучная красочность, полнокровная живописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны таким разным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста», «Крестьянский танец». В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась. Необычайно разнообразна тематика его рисунков.
Но как все-таки она вошла в мастерскую придворного художника. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Не знающая технических трудностей виртуозная кисть художника величайшее внимание уделяет костюму, величественным позам и жестам, что облагораживает модель, окружая сам по себе «вежливый» портрет особой, подчеркнутой значительностью. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств.
Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Рубенс чрезвычайно сдержан на автопортрете с Изабеллой Брандт.
Однако, в случае с «Камеристкой», строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над церковными заказами.
Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, вот таким образом родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны16. Ярко-красный цвет плаща, холодное серебро лат контрастируют с нежным тоном тела Андромеды. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни.
Умолкли колокола Флоренции. Вдруг среди «аллегро» и «фортиссимо» одиноко звучала тихая, задумчивая, драматически-печальная мелодия.
64x48 Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Вторая осталась с Рубенсом навсегда.
С целью лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. «Портрет Камеристки инфанты Изабеллы»- шедевр Рубенса.
Сверкает металл доспехов. Отсчитывают минуты старые куранты.
Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Постоянные занятия рисунком и копирование живописных произведений были завершающей школой Рубенса, талант которого раскрывался последовательно и постепенно и достиг своих вершин в зрелые годы художника. Как оно летит.
Но он не забыл свое детство и добрую мать Марию, ласковую и простую, ее сильные, добрые руки, умевшие делать все. Блеск золота, брильянтов и оружия, сияние бархата и парчи. Мастер взглянул на картину и модель. Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Изабелла Клара Евгения могла быть крестной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула суверена.
Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно. 1608 – художник вернулся в Антверпен. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению56.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Пространство картины – часть окружающего мира, нет замкнутости. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. За высокими окнами мастерской загорался закат.
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. В его холстах обычно царствуют крупные, пышнотелые, полные избытка жизненных сил героини. Рубенс тяжело переживал эти утраты.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Мягко обнимает изящную шею воздушное жабо. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Но как, оказывается, содержательна эта, не обретшая еще жизненного опыта юность. Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры.
Ведь иногда художник находит модель, в которой видит частицу себя, а иногда и всего себя. Только с этого момента судьба «камеристки» известна доподлинно23. Кисть покорна гению Рубенса. Рубенс не был Гойей.
Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта. Дерево, масло. Поправила прическу.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью8. Рубенс часто использовал внешность детей в своих произведениях. Рубенс тяжело переживал эти утраты3. В этот же период жизни художника создана целая серия портретов Рубенса (или его мастерской) изображающих одну и ту же модель в разном возрасте. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской»13.
Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. В 1609 г. год Рубенс женится на Изабелле Брандт.
Возвратившись в 1608 г. на родину, Рубенс начинает активно работать в Антверпене. В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов изображающих одну и ту же модель в разном возрасте89. Мастер пишет, как птица, вдохновенно, без нот. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Сколько историй, сколько романов, сколько трагикомедий доходило до слуха этой юной женщины. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Я чувствую восторг весенних сумерек и тенистую прохладу дворцового парка.
В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. В 1600 г. Рубенс поехал в Италию. С достоинством смотрит она на негритёнка, принесшего ей письмо от царя Давида. Цвет стал основным средством выражения эмоций. Рубенс многими приёмами, особенностями колорита, сверкающим золотом своей живописи обязан урокам, полученным у картин Тициана.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины13 2. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус)11. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях.
Такова ирония судьбы.
К концу своего путешествия он прославился и стал признанным живописцем в Италии. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе от 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий2526. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. (Не случайно Маркс говорил об античном искусстве как о детстве человечества. ) Язычнику чуждо чувство сопереживания, то самое чувство, без которого невозможно глубокое психологическое исследование личности.
Светская учтивость, строгие рамки этикета не могут сдержать биения пульса природы. Мы «читаем» портрет, как читаем страницы Толстого и Достоевского. Валентин Янин высказал гипотезу о том, что на портрете идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. На рисунке совсем юная придворная.
В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Портрет камеристки инфанты Изабеллы Середина 1620-х. Тщеславие заказчика удовлетворено, декорум соблюден. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Рубенс был исключительно трудолюбив, со свойственной жителям севера Европы обстоятельностью, размеренностью и внутренней педантичностью.
До меня доносится приторный и горький аромат старинных духов. Полотно отличают мощная пластика и светотень. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд) другие (Алпатов), что сделана рукой Рубенса. Нежный, теплый, жемчужно-серебристый тон тела Андромеды в ореоле, сверкании золотых волос. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Портрет этот — единственный в своем роде. «Камеристка» не нуждается в них.
Портрет этот — «Камеристка инфанты Изабеллы». Здесь Рубенс делает это с рембрандтовской силой. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Рубенс часто использовал внешность своих детей в своих произведениях. В основе всего творчества Рубенса, а также и его портретного искусства, лежал рисунок. В 10-е гг. Ему совершенно несвойственно низвергать кумиры.
Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена 2. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией67.
И снова и снова вставала перед Рубенсом пестрая панорама его странствий. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком». Свет искрится в чуть грустных зеленых глазах, в золотистых волосах, в мерцании жемчугов. Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской».
Его центральная часть – "Водружение креста" – посвящена распятию Христа. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Ей были свойственны грация, спокойное изящество уверенной в себе юной женщины. Что случилось. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки4.
В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Не потому ли блистательная галерея рубенсовских портретов лишена высших критериев портретного искусства — проникновения в «диалектику души» и постижения «жизни человеческого духа». Но мастер предельно осторожен.
Глубокие синие тени неслышно прокрались в студию. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Вижу длинные гулкие анфилады дворца и пыльные скрипучие витые лестницы. Портреты эти великолепны — ведь это же Рубенс. Но его творчество далеко выходило за рамки этого направления.
Все они подчиняются основному серебристо-жемчужному, теплому оливковому тону. он расписал алтарь антверпенской церкви Святой Вальпургии. Техника рисунка Рубенса использует все имеющиеся возможности. Об этом думаешь, вглядываясь в рубенсовский портрет камеристки.
Продолжение традиций высокого Возрождения. Девушка изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. И снова погасли. Какой ураган чувств проносится в душе молодой женщины. Прежде всего, сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Тициана он будет изучать и копировать на протяжении всей своей жизни.
Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, там, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске (en). По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Работа не подписана автором. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. «Камеристка» Рубенса несет в себе пороки и достоинства своего времени. Блеснули кольца на узкой бледной руке. До моего слуха долетают звон шпаг и стоны тайно убитых.
Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд)14, Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом15. Нет, не колоссальные картины остались в памяти. Время. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Слышу шорох поспешных шагов, поцелуи. Но портрет камеристки наводит и на другие мысли. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придает облику модели легкость. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора32.
Первые годы своей творческой жизни Рубенс провел в Италии. Не это ли первый и главный признак шедевра. И Рубенс писал эти портреты. Рубенсу сопутствовала слава, в 1624 году король Испании даровал ему дворянство.
Нет, нет, бойтесь придворных красавиц, если вы не сам король или герцог. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Микеланджело и Боттичелли. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах13.
Он любил жизнь, этот сын Фландрии. Боже, подумает читатель, как все это банально. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Лукавая смешинка вот-вот готова превратиться в улыбку и тогда покажутся жемчужные острые зубки Но, будто охваченная каким-то воспоминанием, камеристка на миг задумывается. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама она не несёт никакой подписи и никак не была поименована в каталогах. Сравните жизнь и творчество двух близких по времени колоссов живописи – Рубенса и Рембранта и вам станет страшно от ощущения наполненности и исчерпанности предела всех сил, отданных достижению пластического самовыражения, у одного из них, Рембрандта и недосказанности и – да простят меня – порою легковесности некоторых необъятных по метражу холстов Рубенса и его помощников, в таком количестве заполняющих музеи мира. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт.
Крест идет по диагонали. Авторитетными западными искусствоведами высказывались сомнения в происхождении картины. Все охвачено общим движением, человек сроднен с природой.
«Вирсавия» Рубенса – женщина гордая, уверенная в своей красоте. Профессор Юлиус Хельд (Колумбийский университет) в своей работе 1959 года высказал сомнения в подлинности портрета, хотя, как утверждается, после посещения Эрмитажа в 1966 году отказался от своих претензий. Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. Да, она много знает.
Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения1914. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В полотне заметно возрастание личного отношения художника, необыкновенное обаяние модели. Значит, мастер писал портрет, как говорят теперь, «для души».
Но судьба его действительно оказалась на редкость завидной. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Рубенс много работал над созданием алтарных картин и впоследствии этот вид изобразительного искусства займёт видное место в его творчестве наряду с работой над монументальными декоративными композициями, которые он выполнял по поручению королей Испании, Франции и Англии. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель12.
Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Блестит, блестит капля серьги в маленьком ушке придворной красавицы. Каталог работ Рубенса Анн-Мари Логан и Майкла Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года) не подтверждает авторство «Камеристки» Рубенса и относит её к рубенсовской школе.
Правда, только однажды. Шутка ли, сам Рубенс рисует ее. Мощный реализм, монументальные формы, графика, архитектурно – декоративная деятельность, оформление театральных зрелищ, дипломатия, знание нескольких языков – эти черты отличают необыкновенно богатую натуру Питера Пауля Рубенса. В 1772 году, после смерти Пьера Кроза, его парижское собрание было приобретено Екатериной II, при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). На долю родителей Рубенса выпало немало испытаний.
Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Это вовсе не его любимый тип женщины. Восхищение художника полнокровной красотой модели передано лаконично: лицо девушки окружено жемчужно-белой пеной воротника, тем самым оно выделяется на темном фоне придворного испанского костюма.
Но такого Рубенса мы увидим. Вечерело.
Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции. Работа не подписана автором2. Кисть мастера, вновь превратившись в тончайшую иглу, рисует еле заметные черточки ресниц.
Известный специалист по фламандской живописи Рудольф Ольденбург в 1921 году не включил «Камеристку» в каталог картин Рубенса. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки (дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Сначала Рубенс делал красками эскиз. Две сестры. В 1772 году после смерти Пьера Кроза его парижское собрание приобрела Екатерина II при посредничестве и оценке Денни Дидро и Франсуа Троншена (fr). Такой путь работы – от натурного рисунка, в первую очередь лица, к работе масляными красками свойственен Рубенсу.
Этот скромный жест, чуть склонённая голова соединяет эту пару. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов. Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов.
Два человека глядели на него. Чтобы вникнуть во всё то, что художник вложил в «Персея и Андромеду», требуются комментарии. В отличие от своего ученика Ван-Дейка, Рубенс не уделял столь пристального внимания одежде модели, передаче текстуры ткани и складок, столь важных для торжественного портрета.
Мазок художника волнистый, создается иллюзия вибрации поверхности. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов»10.
Глаза, всевидящие, всезнающие глаза Изабеллы Брандт остались со мною навсегда. В чудесные дни любви, помолвки и свадьбы с Изабеллой Рубенс пишет «Жимолостную беседку» («Автопортрет с Изабеллой Брандт»). Такого рода эскизы и становились частью коллекции семейных портретов11.
Великая сила любви на полотне «Персей и Андромеда» раскрыта цветом, динамикой линий, форм, ритмов. Может быть. Рубенса интересовало другое. Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Он жил и писал в Антверпене – крупнейшем художественном центре Фландрии. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Эти уроки состояли в глубоком, внимательном изучении и копировании. Главы крупнейших европейских государств почитают за честь заказать картину у фламандца. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка— всё это неразрывно граничит с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию5.
И все же Рубенс пишет камеристку. Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Камеристка вздохнула. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель. В 1б10-1611 гг. По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки.
Каталог работ Рубенса, составленный Анн-Мари Логан и Майклом Пломпа (музей Метрополитен издание 2005 года), не подтверждает авторство Рубенса и относит «Камеристку» к рубенсовской школе16. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи, который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории, мифологических персонажей, которые тем не менее не выглядят условными, настолько они правдивы и жизненно убедительны. Рубенс сделал зрителя свидетелем казни.
Рубенсу сопутствовала слава в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Рентгенограмма портрета показывает (заметное также невооружённым глазом) авторское изменение формы серёжки.
На тщательно загрунтованный холст Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному итальянскому (на белом краски более насыщены светом) ученики наносили основные линии композиции и цветовые пятна. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация (камеристки) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком»29. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Ведь Рубенс сам – придворный.
Скрипят ржавые петли тяжелых дверей. Рубенс увлёкся юным лицом, принадлежащим, вероятно, неродовитому кругу. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Сверкнули глаза. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи человека знатного и исполненного достоинства.
На выпуклый лоб падают почти невесомые, шелковистые пряди волос. И нет ничего выше и значительнее, чем совершенная красота женщины. Естественно, справиться с таким количеством заказов в одиночку Рубенс не мог.
Здесь же перед нами юность, которая едва перешагнула порог сознательной жизни. Рубенс тяжело переживал эти утраты. Работа над картиной была надёжно отлажена. Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся.
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Он писал их при испанском, английском итальянском и французском дворах. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Быть может, мы имеем здесь дело с чувством более сильным, чем восхищение. Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. Рубенс не был великим портретистом.
Одна, смертная, вздохнула и, присев в глубоком реверансе исчезла. Вы погибнете ни за понюшку табаку, поверив в их русалочью прелесть. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко.
В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией. Например, его сына Альберта можно увидеть на картинах «Мадонна в цветочном венке» и «Поклонение волхвов». Возможно, еще более пристальный взгляд отметит в этом юном и чистом лице мимолетное, едва мелькнувшее смятение чувств. И снова я гляжу сегодня на Камеристку и словно ощущаю ее время.
Почти подросток. И, конечно же, ни его отец, вынужденный бежать из Антверпена, чтобы избегнуть террора герцога Альбы, ни мать, с малолетними детьми мыкавшая горе на разбойных дорогах мятежной Фландрии, не могли и думать, что сын их родился под счастливой звездой. Художники тогда часто прибегали к услугам близких, дабы меньше тратить времени своих высокопоставленных моделей. Художник вытер кисти. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант.
В зарубежных каталогах нет и сложившегося названия картины. Именно портрет. В человеческом теле художник видел полнокровную красоту с избытком жизненных сил. Любил людей, хотя нередко поражался их коварству и лживости. В 1623 году, в 12-летнем возрасте, после болезни Клара Серена скончалась.
Но языческое чувство столь же сильно, сколь и эгоистично именно потому в нем есть и некая «детскость». Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем»— на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Портрет необыкновенно проникновенный. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Шуршит карандаш по листу бумаги.
Долгое время портрет белокурой девушки оставался безымянным, пока в музее Альбертина (Вена) не был обнаружен эскиз к этой картине с подписью. В Италии он не только обогащал свою живопись всем богатством техники итальянского искусства, но и сам добросовестным образом изучал многие памятники скульптуры и декоративно – прикладного искусства Микеланджело, Рафаэля, сделал копию с картона «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи. Она датирована примерно 1616—1618 годами. И кажется, будто не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Тысячи касаний.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Вмиг оживали перед глазами вереницы людей, вершивших судьбы Европы, целых государств. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. В этом лице — впервые у Рубенса. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений— внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. 1625 – «Портрет камеристки» Эрмитаж.
Ведь Рубенс не слишком баловал придворных портретами: он был занят иными делами. Быть может, не всякий назовет ее красавицей ибо есть в ней еще что-то неустоявшееся, девическое (как в Наташе Ростовой при первом ее появлении в романе), но каждый почувствует красоту в поэзии ее духовного мира, в трепетной жизни внутренних переживаний. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Херман Кнакфус).
Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике супруги художника. И ни одного похожего.
В основе его творчества – изображение огромных композиций, запечатлевших апофеоз героя или трагедию. Вокруг Андромеды спокойствие.