В Портрете Герцога Лерма 1603 года Рубенс использует Портреты Карла V Тициана, внося в свою живопись динамичность.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Он материально поддерживал Клаудио Монтеверди и вызволил из сумасшедшего дома Торквато Тассо. Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне. В числе его пунктов значились статьи о прекращении военных действий и режиме свободной торговли между Англией, Испанией, Данией и Голландией на период подготовки и надлежащего оформления договора.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Заказ был грандиозен по масштабу и очень жёсток по срокам: контракт был подписан 20 марта 1620 года, а работы были сданы в конце того же года. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс продемонстрировал в этом цикле свое широкое гуманистическое образование. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный». Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию.
Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Художник изобразил его верхом на коне, крепко держащим поводья, т. е.
Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Игнатия (ныне посвящённой св.
Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. В них начисто отсутствует мистика. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко.
1630—1640, Вена, Музей истории искусства). Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса». Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника».
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Осталось несколько полотен с изображением Альберта.
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А.
Будучи большим знатоком истории и мифологии античности, ван Веен также находился под влиянием искусства итальянского Возрождения, что в полной мере передалось ученику. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». В первую очередь это относилось к мировосприятию.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр. По поручению герцога он копировал имеющиеся во дворце картины, а также ездил с подобными заданиями в другие города Италии, причем особенно часто в Рим, Геную, Венецию, Флоренцию.
В Италии он изучал искусство Возрождения, работы современных мастеров (болонских художников, немецкого живописца А. Эльсхеймера, любившего изображать эффекты ночного освещения), но больше всего его привлекала фигура Караваджо. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. В имении он перестал чуждаться сельских празднеств, оставил и воздержанный образ жизни и однажды жаловался Л. Файдербе, что в его замке иссякли запасы вина. Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс») происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
В основе замысла лежала характерная для эпохи барокко идея прославления абсолютизма, объединения страны, прекращения смут после смерти Генриха IV. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела. Это было близко его собственному темпераменту и Рубенс копировал самые драматические полотна Караваджо «Положение во гроб» и «Смерть Марии».
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой.
«Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр». Губерта, Диану на охоте и подобное.
Было принято решение собрать в Брюсселе Генеральные Штаты и отправить уполномоченных в Гаагу в декабре 1632 года, сопровождать их вновь должен был Рубенс. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен.
Однако контрастом к этим сверкающим латам, а также различимой на втором плане битве является непокрытая голова Лермы без защитного шлема, с абсолютно бесстрастным выражением лица, которое выглядит никак не связанным, ни эмоционально, ни композиционно, со всем характером и обстановкой картины в целом. Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов. В первые десять лет Рубенс создал около 200 полотен, преимущественно религиозного содержания, не считая немногих картин мифологического содержания и двух десятков портретов. Он изображает свою молодую красавицу-жену то в облике Венеры, то одной из граций (Три грации, 1638—1640, Прадо), в многочисленных портретах (на прогулке, с детьми). Мифологическая тематика в большей степени отвечала творческим импульсам художника.
Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Существует предположение, что герцог, бывавший ранее в Антверпене, уже был знаком с творчеством Рубенса. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях».
Зарисовками животных он занимался в зверинце герцога Гонзага, а копируя в Риме античные саркофаги, не пропускал сюжет об охоте на калидонского зверя. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Холст, масло. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Никаких следов его ранней графики не сохранилось. Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Сила и глубина чувств, характерные для позднего творчества Рубенса, выражены и в пейзажах.
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В 1603 году он посетил в связи с одной из таких миссий Испанию, где познакомился с живописными собраниями и написал конный портрет герцога Лермы (1603, Мадрид, Прадо) изображения святых и античных философов. «Мой талант таков, что как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества», — в этих полных достоинства словах Рубенса заключена суть его эмоциональной жизнелюбивой натуры.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками». В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. Рубенсу оказалась чуждой придворная среда и парижский образ жизни и он покинул город 4 марта.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз. Женившись на юной Елене Фоурмент (племяннице Изабеллы Брандт), он покупает поместье с замком Стен в окрестностях Антверпена и уходит в частную жизнь, занимаясь, в основном, портретом и пейзажем.
Ян Рубенс покаялся и вернулся в лоно католической церкви, после чего вновь смог практиковать как юрист. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Однако величина фигур угнетает динамику композиции.
«Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну». Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. Все композиции решены в многолюдном театральном стиле, который может одновременно напомнить и о Веронезе и о Микеланджело. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: 28 июня 1577, Зиген— 30 мая 1640, Антверпен)— нидерландский (фламандский) художник, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский. Быстрое возвышение Рубенса вызвало определённую ревность в художественном сообществе Антверпена. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Карлу Борромео). Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. В 1598 он был принят в гильдию св.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини.
Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
4 июля Мадрид дал на это согласие, после письма от инфанты, что Рубенс не допускал утечки сведений и не искажал информации. Эта же комната служила и личным кабинетом. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина».
Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Анри IV, но этот проект так и остался неосуществлённым. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Рубенс словно наделяет портретируемых своими качествами, всесторонне раскрытыми в четырех Автопортретах (1615—1616, Флоренция, Галерея Уффици 1612—1613, Виндзор, Королевские собрания 1625—1626, Антверпен, Музей Рубенса 1639, Вена, Музей истории искусства). Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
1622—1625, Мадрид, Прадо) и камеристки инфанты Изабеллы (середина 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написанных в изысканных сочетаниях черного и белого цветов, серебрящихся под легким прозрачным мазком, ощутимо глубокое психологическое понимание внутреннего мира моделей. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки». На заднем плане в окне виден пейзаж. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах.
Исторические персонажи непринужденно окружены Рубенсом аллегорическими фигурами. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Герцог Ришельё заказал ему две картины и решил вопрос с триумфальной галереей Генриха IV. Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. В сложной эмблематике этого полотна заключена высокая эрудиция ученого-гуманиста.
«Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. 18 сентября он написал Бэкингему, что по договору Испания предоставляет Франции 60 военных судов, но инфанта полна решимости оттянуть их поставку, а Рубенс будет продолжать работать в прежнем направлении, хотя никто его об этом не просил. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом».
Возможно, это труды Сенеки. Парадоксом на этом фоне является то, что в сюжетных полотнах, создаваемых бригадным методом в его мастерской, Рубенс предпочитал писать именно лица. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Картина была подписана обоими художниками. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод.
Практически он был самовластным правителем Испании. Вероятно, что это произведение Рубенса (1577 – 1640), которое ранее было неизвестно искусствоведам. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром». Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались. Питер Пауль Рубенс «Герцог Лерма» (1603). На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. 24 мая Рубенс прибыл в Париж, с собой он привёз ещё 9 картин и коллекцию медалей герцога Арсхота на реализацию.
В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Немалое место в творчестве Рубенса занимали декоративные работы.
Перед смертью (1621) король его не помиловал, а его преемник Филипп IV, на которого влиял его собственный фаворит граф-герцог де Оливарес, велел посадить Лерму под домашний арест и взыскать с него миллион дукатов. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника». К этому сюжету он обращался не раз (ок.
Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером.
Вершиной стало представление художника при эрцгерцогском дворе, состоявшееся, судя по документам, 8 августа 1609 года. В последние годы царствования Филиппа III из-за интриги придворных, в которой участвовал его собственный сын, пожилой герцог Лерма, которого папа Павел V незадолго до этого произвёл в кардиналы, был отослан от двора (1618) и находился в опале. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения».
Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог — впрочем, малопочтенный — для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моём таланте. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века.
Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической. Рубенс заботился о своих авторских правах. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. Трудности с определением автора привели к виртуальной «заморозке» продажи, теперь она запрещена к вывозу из Англии официальным решением властей.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. При постройке дома была предусмотрена отдельная купольная зала с верхним освещением, в которой разместили вывезенные из Италии скульптуры и камеи. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Луки. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Рубенс ожидал второго заказа: предполагалось создать парную галерею картин из жизни Генриха IV, но королева тянула время вдобавок гонорар за оконченный заказ так и не поступал. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя».
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Наряду с ними для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже был создан цикл больших полотен «Жизнь Марии Медичи» (1622—1625, Париж, Лувр), тематика которых была связана с современными политическими событиями. Период творчества Рубенса после 1630 гиногда иногда называют «стеновским».
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Современники отмечали, что ко времени поступления к нему Рубенса талант Вениуса клонился к упадку, он чрезмерно увлёкся аллегориями и символами, превращая собственную живопись в подобие ребуса. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность.
11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен. В частности, были убраны бойницы. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации». После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Рубенс написал его конный портрет, хранящийся ныне в галерее Прадо в Мадриде, который выдаёт влияние Тициана («Карл V» в битве при Мюльберге 1548 Прадо).
И в том, что Рубенс, подобно Караваджо избрал для себя путь максимального приближения к реальности, решая антиномию барокко — «трансцендентальное» или «природное», видна поступь века, торжество нового видения художником окружающего мира. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Стиль Рубенса на первом официальном заказе проявился лишь в ярко-красной драпировке, отсекающей задний план и придающей глубину изображению. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Рубенс является одним из самых значительных фигур в искусстве, начиная с 16-17 веков и по сей день. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Лерма умер в 1625г. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
Более всего в его коллекции была представлена венецианская школа: произведения Тициана, Тинторетто, Веронезе, Пальмы и Муциано. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс.
Физическая сила, страстность иногда даже необузданность, упоение природой – вот характерные черты рубенсовской живописи. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Финансовое и репутационное процветание Рубенса могло быть поставлено под вопрос в 1621—1622 годах, когда в Нидерландах закончилось 12-летнее перемирие между католиками и протестантами, а в соседней Германии началась Тридцатилетняя война. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Отпевание состоялось 2 июня.
Практически сразу по возвращении в город, Рубенс сделал предложение своей соседке Изабелле Брант— племяннице супруги брата Марии де Муа. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Лекуре, «доходило до угодничества». По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него».
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. История и аллегория слиты воедино и в полотне «Бедствия войны» (1638, Флоренция, Галерея Питти), явившемся откликом художника на измучившую Европу Тридцатилетнюю войну. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
Однако этот проект так и остался неосуществлённым. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города». бразды правления. С 1610 по 1620 год по заказу антверпенских помещиков Рубенс исполнил около десяти картин на охотничьи сюжеты, на считая картин со львами, религиозное изображение покровителя охотников св.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма. Герцог Лерма был фаворитом и первым министром короля Филиппа III. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Цена миллион фунтов пока не привлекает будущих покупателей.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Привал Марии и Иосифа напоминает семейный пикник, когда любящие родители присматривают за ребёнком.
11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574 – 1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло». По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна.
По возвращении из Италии Рубенсом были исполнены прославившие его на родине две монументальные алтарные композиции — триптихи «Воздвижение креста» (ок. Это традиционные барочные апофеозы, прославляющие церковные догматы (несохранившиеся росписи 39 плафонов Иезуитской церкви в Антверпене, 1620), правление монархов (росписи Банкетного зала Лондонского дворца Банкетинг хаус, посвященные правлению Иакова I, 1619—1622), украшение улиц и площадей Антверпена по случаю прибытия в 1635 году нового правителя инфанта Фердинанда. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера.
Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, так как она не обладала никакими недостатками своего пола она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили её живую и оплакивают мёртвую. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят». Речь шла о «Воздвижении креста». Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника.
Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Достаточно посмотреть на его картины и в этом не останется ни малейшего сомнения.
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине. У этого 2-го герцога Лерма сыновей не было. По приказу короля для Рубенса оборудовали студию во дворце и Филипп IV навещал его ежедневно, хотя общество фламандца явно привлекало монарха больше, чем его искусство. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса».
К тому времени Рубенс успел исполнить для французского двора серию шпалер, прославляющих Константина Великого. Хотя Гонзага не ставил задачи воспитания молодого художника, он предоставил Рубенсу работу, способствующую быстрому развитию его таланта: фламандец должен был отбирать произведения искусства для копирования, а далее занимался и их приобретением, получая определённые комиссионные. Новая поездка в Париж оказалась неудачной.
В большом полотне «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. С тех пор (и до настоящего времени) титул герцога Лерма принадлежит старшему из их потомков— главе рода Мединасели.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю. Увлечение итальянской архитектурой проявилось и в изданном по его итальянским зарисовкам двухтомном увраже Дворцы Генуи (1622), ставшем образцом для зодчих Фландрии.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. У иезуитов Питер получил отличное знание латыни и классической античности и проявил незаурядные способности лингвиста: он одинаково свободно читал, писал и говорил на родном нидерландском, латинском, французском и итальянском языках и в той или иной степени был знаком с немецким испанским и английским языками. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»). В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту. Далее следовала староголландская и немецкая живопись, представленная в основном портретами Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Дюрера, Гольбейна, Квентина Массейса, Виллема Кея, Луки Лейденского, ван Хемессена, А. Мора, ван Скорела и Флориса.
Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг.
Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма. В разгар приготовлений Рубенса отозвали в Мантую, но вмешался Шипионе Боргезе и художнику разрешили остаться до следующей весны.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны».
Любовь и красота как высшие жизненные начала прославляются Рубенсом и в полотнах на тему «Суд Париса». После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля». Его дочь Марианна де Сандоваль (ум. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства. В портретах Марии Медичи (ок.
Во время своего восьмилетнего пребывания в Италии (1600—1608) в качестве придворного живописца герцога Мантуи Винченцо Гонзага Рубенс исполнял дипломатические поручения. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. В 1559 году он вернулся на родину и почти сразу же женился на Марии Пейпелинкс, а в 1562 году поднялся из бюргерского сословия, будучи избран эшевеном.
Николя де Пейреск восхищался точностью изображений сандалий римских солдат для серии шпалер о подвигах императора Константина. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Заступничество папы спасло бывшего фаворита от дальнейших репрессий (его главный конфидент и агент Родриго Кальдерон был казнён вскоре после смерти короля). М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол». Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Вся композиция будущей картины представлена в полном объеме. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить». Имение Стеен было оценено в 100 тысяч флоринов, половина его была завещана вдове, вторая половина— детям. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией». Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Цикл был решен не в форме светского апофеоза, а восходил к традиции исторических хроник. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва.
Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы».
Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
В данном случае конный портрет писал сам художник. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником». 1658) была выдана замуж за герцога Сегорбе, который унаследовал титул герцога Лермы. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках. В Италии, копируя образцы своих предшественников, он вёл записные книжки, в которых осмысливал законы анатомии и геометрии, вырабатывал основы собственной эстетики. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Рубенс был воспитанником голландских живописцев итальянизирующего направления («романистов»), но ему оказались ближе традиции живописи нидерландского Возрождения, мастера которого ставили перед собой задачу правдивой передачи разнообразия реального мира.
На коне изображен натурщик. 1610) и «Снятие с креста» (1611—1614) в соборе Антверпена. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца).
Например, будущую тёщу своего сына Сусанну Фоурмен Рубенс, начиная с 1620 года, писал шесть раз, даже чаще, чем жену. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Новый план Рубенса, единодушно одобренный в Брюсселе эрцгерцогиней Исабелью и в Мадриде графом-герцогом Оливаресом и королём Филиппом, сводился к началу сепаратных переговоров между Республикой Соединённых Провинций и Испанскими Нидерландами, а заключение мира могло состояться только при нейтрализации Англии— главного голландского союзника. Луки. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской. В 1610-е гг.
Брак был заключён с большой поспешностью.
В сцене прибытия Марии Медичи в Марсель в гавани ее встречают Нептун и нереиды, а в эпизоде, повествующем об отправлении Генриха IV на войну, королева изображена в окружении фигур Предусмотрительности и Щедрости. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу.
После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Незадолго до смерти Питера Пауля Рубенса Альберт занял его место в Тайном совете в Брюсселе. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход. В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры.
Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю. Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона. По мнению Д. Веджвуда, причиной были подозрения Ришельё, что Рубенс был испанским агентом.
По мнению К. Кларка, рубенсовское изобилие плоти можно понять, только учитывая, что он был величайшим религиозным художником своего времени. Подобная доминанта стихийно-природного начала в мировосприятии Рубенса и близких к нему живописцев фламандской школы в условиях такой сложной и рефлексирующей эпохи, как XVII век, выглядит неожиданной. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Его духовное искусство начисто лишено духовности». Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
Рубенс, как и мастера эпохи Ренессанса, стремился придать фигурам полновесную материальность. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
В 1625 году в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. 8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. В переписке Рубенса имеются многостраничные пассажи о формах и способах применения античных треножников изображениях на античной серебряной ложке и прочего.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность. Тема кипящей страсти сменяется в полотне «Персей и Андромеда» (начало 1620-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) повествованием о только зарождающемся чувстве. В 1607 году государство объявило себя банкротом, в 1609—1611 годах из Испании были изгнаны мориски (крещёные мавры) это решение, продиктованное религиозными и политическими опасениями, лишило государство значительной части доходов и практически разорило город Валенсию.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Один из самых пленительных образов Елены Фоурмент создан в полотне «Шубка» (ок.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи.
Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. 1625, Дрезден, Картинная галерея 1635, Лондон, Национальная галерея), заставляя любоваться красотой сильных чувственных тел трех богинь, великолепным умением разнообразить мизансцены, чудесным «рубенсовским» колоритом, основанным на сложнейшей разработке цветовых рефлексов светлых красок, его легким прозрачным мазком. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Сам портрет герцога Лермы вызывает двойственные чувства.
Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты. В 1600 художник приехал в Италию там он изучал античную архитектуру и скульптуру итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе). Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Это, пожалуй, самые эмоционально тонкие портретные образы. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Далее сотрудники брюссельского музея Плантена— Моретуса Макс Роозес и Ш. Руэлен опубликовали практически все сохранившиеся документы, связанные с Рубенсом, всю его переписку, записные книжки и литературные опыты. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко.