Заключение следующего Яна Рубенса за дело, Питер Пол Рубенс родился в 1577. Он продолжал писать многие свои письма и корреспонденции на итальянском языке, поставил свою подпись как «Пьетро Паоло Рубенс» и говорил с тоской о возвращении к полуострову — надежда, которая никогда не осуществлялась. Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ.
30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ. Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ. Paul Reubens, родился 27 августа 1952 в Пикскилле, Нью-Йорк, США)- американский комик, киноактёр и кинорежиссёр известный своим эксцентричным поведением.
Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ. Paul Reubens, род. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ. Paul Reubens, родился 27 августа 1952 в Пикскилле, Нью-Йорк, США)— американский комик, киноактёр и кинорежиссёр известный своим эксцентричным поведением. Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ. Paul Reubens, родился 27 августа 1952 в Пикскиле, Нью-Йорк, США)— американский комик, киноактер и кинорежиссёр известный своим эксцентричным поведением.
Пол Рубенс (настоящее имя Пол Рубенфельд, англ.
Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Рубенс закончил свое образование в 1598, в котором времени он вошел в Гильдию Св. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Инициатива натолкнулась на противодействие короля Филиппа, который пошёл на затягивание всяких решений Спинола был отправлен наместником в Милан, где скончался в 1630 году179. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Рубенс воспользовался моментом, чтобы, как и в молодости, скопировать интересовавшие его работы Тициана— всего 32 картины. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Семейство жило поблизости от резиденции Вильгельма Оранского, с женой которого— Анной Саксонской— Рубенс-старший вступил в близкие отношения, что закончилось нежелательной беременностью.
Художники Возрождения для этого пытались реализовать замкнутую форму имеющую идеальную законченность сферы или цилиндра. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Официальным поводом для поездки стал заказ королевский заказ на писание парадного портрета. Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
В это время он создал студию с многочисленными студентами и помощниками.
Эффект, производимый на зрителя его картинами, вполне можно сравнить с охапками цветов в то же время ему удалось избежать эффекта вызывающе-ярких тонов, чего вполне резонно можно ожидать от такого буйства красок»228229. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне».
За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Речь шла о «Воздвижении креста».
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Колонны, обрамляющие окно, похожи на сохранившиеся на Палатинском холме в Риме и отсылают к портику-стое, перекликающемуся с портретным бюстом Сенеки132. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации».
Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм.
В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». В 1985 году фильм Большое приключение Пи-Ви снял тогда мало кому известный режиссер Тим Бёртон – и картина сразу же стала культовой (и принесла создателям немалый доход), хоть и заслужила самые противоречивые оценки. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Усилия палачей, поднимающих крест, резкие ракурсы фигур, проработка бликов света и теней способствуют демонстрации драмы, объединяющей человека и природу.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Рубенс, однако, возвратился в Антверпен и Веласкес совершил поездку без него. Если отсчитывать стиль барокко от римских сооружений Ордена Иезуитов142, то исторически о своей принадлежности к этому стилю Рубенс объявил в 1620 году, когда принял заказ у иезуитов на оформление фасада и внутреннего убранства церкви св. Как правило, портрет был только началом большого заказа, например, для украшения дворца или надгробия.
Композиция его чрезвычайно сдержанная, Рубенс, сидящий на скамье под кустом жимолости, слегка наклонился к сидящей подле него Изабелле Брант, покойно положившей свою руку на руку супруга. Карлу Борромео).
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию.
В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Герцог стремился собирать лучшие произведения искусства, в его дворце Рубенс впервые увидел работы Тициана, Веронезе, Корреджо, Мантеньи, Джулио Романо. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс.
Высокие цены объясняются и тем, что некоторое количество полотен Рубенса доступно для перепродажи, в отличие от его младших современников Рембрандта или Веласкеса, чьи картины находятся в государственных музеях234. Картина была подписана обоими художниками104. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. К тому времени готовые полотна он представил в Брюсселе, они очень понравились эрцгерцогине.
В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Бодлер спустя 200 лет был в восхищении от того, что на официозном полотне Рубенс обул Генриха IV в неопрятный сапог и мятый чулок161. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов.
Он также сделал большое использование масляных эскизов как предварительные исследования. Каждый персонаж на триптихе имеет свой неповторимый характер, который раскрыт через взаимодействие с остальными участниками композиции. Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Брак был заключён с большой поспешностью. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль.
По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса.
Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Квартира располагалась на виа Санта-Кроче близ Площади Испании, братья даже наняли себе двух слуг53. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм. Предложения Дании Рубенс также отправил Спиноле в Мадрид, рассчитывая добиться уступок от Голландии180. Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей. Отпевание состоялось 2 июня. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов.
Помимо учеников, у Рубенса работали сложившиеся мастера, которых использовали для писания пейзажей, фигур, цветов или животных, — бригадный метод считался нормальным в художественном мире Нидерландов до начала 1700-х годов97. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию.
«Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Был возведён в дворянское достоинство испанским королём Филиппом IV (1624) и пожалован рыцарством английским королём Карлом I (1630) со включением геральдического льва в личный герб. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов.
Он был также под влиянием недавних, очень натуралистических картин Караваджо. 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году.
Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Рубенс был вынужден обратиться и к английскому министру и к испанскому посланнику, переговоры длились 18 дней, но об их результатах ничего не известно. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно.
Рубенс писал всех выдающихся деятелей противоборствующих сторон: поясной портрет Бэкингема сангиной и конный— маслом, полководца Спинолу и даже вдовствующую эрцгерцогиню, которая 10 июля 1625 года остановилась в его доме на пути из Бреды. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией.
В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Окраска и составы Веронезе и Тинторетто имели непосредственный эффект на живопись Рубенса и его позже, зрелый стиль был глубоко под влиянием Тициана. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Рубенс был в Мадриде в течение восьми месяцев в 1628–1629. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Большим новаторством стал пейзажный жанр, в котором природа сама являлась главным персонажем после кончины Рубенса осталось 17 пейзажей.
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах.
Луки как независимый владелец. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. 13 мая 1625 года помост, на котором было место Рубенса, обвалился, но художник ухватился за балку и не пострадал. Около полусотни картин ушли с молотка поодиночке за достаточно высокую цену, так, пейзаж с замком Стеен купил за 1200 флоринов старший сын художника Альберт. Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. В конце концов, в 1636 году Рубенс процесс проиграл, поскольку утверждал, что в 1631 году, когда была выполнена гравюра, находился в Англии, что не соответствовало действительности215. Для этого следовало заключить англо-испанский договор, который также привёл бы к окружению Франции владениями или союзниками Испанского королевства174. Подлинной страстью Рубенса было коллекционирование предметов искусства, которым он увлёкся ещё в Италии. Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. Итало-фламандский стиль Вениуса был отмечен подражанием римским образцам, например, силуэты обводились линией контура. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Четырнадцать он начал свое артистическое ученичество с Тобиаса Ферегхта. Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной.
В 1600 Рубенс поехал в Италию. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Тем не менее, военные поражения в Испанских Нидерландах и невнятная позиция Оливареса привела к тому, что восстановление отношений было невозможно.
Эта же комната служила и личным кабинетом. Он также начал возобновленное исследование картин Тициана, копируя многочисленные работы включая Мадридское Падение Человека (1628–29). После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. При финансовой поддержке от Дюка Рубенс поехал в Рим посредством Флоренции в 1601. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516.
Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона.
Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. На заднем плане в окне виден пейзаж. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св.
Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван.
Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни.
Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Рубенс свободно писал на латыни используя её либо для обсуждения проблем философии и высокой политики, либо, напротив, для шифровки высказываний, не предназначенных для посторонних.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Губерта, Диану на охоте и подобное. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
В студию на улице де Ваппер он попал в 20-летнем возрасте, когда уже два года состоял в гильдии на правах свободного мастера. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II.
Здесь он страстно, точными, уверенными мазками, проявляет творческую энергию, свойственную его ранним работам. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Быстрое возвышение Рубенса вызвало определённую ревность в художественном сообществе Антверпена. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112.
Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. Попутно художник получил от него полный текст англо-голландского договора, который немедленно отправил в Париж. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него. В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года.
Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. В случае с обнажённой фигурой лицо остаётся подчинённым элементом целого, но не должно остаться незамеченным. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла).
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Картины от семинара Рубенса могут быть разделены на три категории: те, которые он нарисовал один, те, он нарисовал частично (главным образом, руки и лица) и те он только контролировал, поскольку другие художники произвели их из его рисунков или масляных эскизов. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
В 1590 году обучение пришлось прервать: сестра Питера и Филиппа— Бландина— вышла замуж, её приданое поглотило остатки средств, завещанных Яном Рубенсом. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
Его рисунки главным образом чрезвычайно мощные, но не чрезмерно подробные. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству». Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. 24 января 1633 года на заседании Генеральных Штатов епископы Ипра и Намюра потребовали разъяснить, какое место в их делегации занимает Рубенс. Современникам казалось неуместным помещение олимпийских богов там, где было бы достаточно авторитета церкви.
Элен вселила чувственные числа во многие его картины с 1630-х, включая (Музей Kunsthistorisches, Вена) и Суждение о Париже (оба Прадо, Мадрид). Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей.
Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. После продажи своей первой коллекции герцогу Бэкингему Рубенс успел накопить новое художественное собрание, отражённое в описи. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год.
Это обошлось ещё в 7000 флоринов. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей.
В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора.
Пи-Ви стал просто культовой фигурой, а Пол Рубенс стал полностью отождествляться со своим персонажем – собственно, во всех своих появлениях на публике он и представал в образе Пи-Ви. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет.
Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения.
В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. В частности, были убраны бойницы. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190. Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В 1610 Рубенс двинулся в новый дом и студию, которую он проектировал. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Возможно, это труды Сенеки. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Рубенс заботился о своих авторских правах. Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента).
Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет.
Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен.
Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца.
Желающих работать в мастерской Рубенса оказалось так много, что в 1611 году он писал Жаку де Би, что многие желающие учиться у него соглашались ожидать вакансии по нескольку лет, а за два года пришлось отказать более чем сотне соискателей, в том числе родственникам самого Рубенса и Изабеллы Брант. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». В июне Рубенс промыл холсты в горячей воде, просушил на солнце и занялся реставрацией в одиночку. Инфанта Изабелла, отдавая себе отчет в том, что искусство Рубенса давало ему свободный доступ в самые знатные королевские дома Европы, сделала его своим хоть и неофициальным посланником, но лицом весьма доверенным.
В 1630, спустя четыре года после смерти его первой жены Изабеллы, 53-летний художник женился на племяннице своей первой жены, 16-летней Элен Фурман. Игнатия (ныне посвящённой св. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню.
Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Поскольку вторжение оттягивалось на неопределённый срок, а помощь французским протестантам была разорительна, король Карл I решил вернуться к переговорам с Испанией. С другой стороны, Воверий, Липсий и Филипп Рубенс изображены компактно, а Питер Пауль Рубенс и Сенека— слева и справа— расположены выше группы учёных на втором плане, но вровень с головой Липсия. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Рубенс понял, что такое пламенное художническое выражение полностью соответствует его творческим убеждениям.
Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Впоследствии Рубенс доверял работу над одеждой, аксессуарами или фоном своим ученикам, однако в начале своего пути он пренебрегал бригадным методом и все детали портрета исполнил сам. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. В ноябре 1622 года в Антверпене вспыхнула эпидемия чумы, но Рубенс неуклонно работал над заказом.
По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73.
Он также совершил несколько поездок в северные Нидерланды и как художник и как дипломат. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Луки214. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Жить приходилось в бедности: Ян Рубенс не имел права работать по специальности, Мария занималась огородничеством и сдавала комнаты в доме, предоставленном родственниками.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года.
Лекуре, «доходило до угодничества». До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно».