30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Местом ссылки был назначен ему небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел со своей семьей 1573 – 78 гг. и где 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец Питер Пауль Рубенс. Картина Питера Пауля Рубенса «Вакх» повествует об отказе от любых моральных запретов.
Зрители увидят 40 репродукций работ Питера Пауля Рубенса, получат возможность детально и подробно изучить копии известных картин и узнать историю жизни художника. Питер Пауль Рубенс – фламандский живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Какого мастерства мог достигать тогда Питер Пауль Рубенс в драматически-подвижных изображениях, показывают «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых многое напоминает Микеланджело и Караваджо.
Питер Пауль Рубенс – фламандский живописец, воплотивший подвижность и чувственность эпохи барокко. В живописи Пауля Рубенса выделяют несколько периодов.
Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. 13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Изображённый на картине бюст Сенеки принадлежал художнику и был использован в нескольких картинах и гравюрах133.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-35, – оба в ГЭ). Филиппа Нери, основателя ордена) в городе Фермо имеется в собрании Эрмитажа. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний.
Рубенс не стал конфликтовать с послом, а вместо этого уехал в Эскориал копировать коллекцию полотен Тициана, насчитывавшую более 70 картин. Рисуя портреты или обсуждая заказы на монументальные декоративные украшения стен дворцов, Рубенс одновременно с этим зачастую вел с королями и принцами секретные переговоры. Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197.
"В двадцати с лишним больших картинах он должен был представить различные эпизоды жизни и правления королевы, – пишут М. В. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи (История Марии Медичи, около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи.
Середина 1610-х гг. Отвергнутые любовники иногда выбирают оригинальные способы мести. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. В 1628г.
В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути.
В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций (Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды изысканным сдержанным колоритом. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
В 1625г. В переписке Рубенса много латинских цитат, причём как точных, приводимых по памяти, так и собственных афоризмов. В 1621г. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении.
Губерта, Диану на охоте и подобное. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Это произошло, прежде всего из-за того, что крупнейшие французские художники Пуссен и Лоррен пребывали в том году в Риме, а итальянцы— Гвидо Рени или Гверчино— не собирались покидать Италии.
Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса. Только смерть могла разлучить нас, но теперь даже исмерть непомешает нам соединиться». О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82. Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе.
Доброклонский и Н. Н. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать.
Более того, в мировоззрении Рубенса вера Христова и сюжет триумфа святого Причастия были вполне совместимы с верой в природный порядок вещей и цельность всего мироздания. Из них следует, что Филипп быстро постиг масштаб гения Рубенса-младшего и всячески старался ему помогать. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222.
Но о характере украшавших ее портретов дает представление находящийся в собрании Эрмитажа «Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуанской» (около 1608) исполненный соотечественником Рубенса, одновременно с ним работавшим при мантуанском дворе, Франсом Поурбусом Младшим (1569—1622). Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году. Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Огромная шелковица тянет свои ветви из глубины рощи и простирает их над прохожими.
Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Фисба сразу поняла, что произошло. На заднем плане в окне виден пейзаж. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными.
В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Оформление и архитектурное решение студии отражало серьёзное отношение Рубенса к своей работе, которого он ожидал от заказчиков, моделей и посетителей. Может быть, этому Рубенс должен быть благодарен тому, что ещё в ранней юности всецело посвятил себя живописи. Жизнь судьи рухнула.
Здесь Рубенс впервые познакомился с античными памятниками, увидел работы Тициана. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили.
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага.
Ему навязывали брак при испанском Дворе, но художник противился этому, как только мог. галерея Медичи в Лувре). Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела.
Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187. Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97.
В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. Рубенс, Питер Пауль – нидерландский художник, глава и основатель фламандской школы, родился 29 июня 1577 г. в г. Сигене. По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Другая легенда связана с королем Людовиком XIV. После возвращения он ужинал с избранными друзьями.
Он знал, какие это может иметь последствия. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Покупка обошлась в 93 000 гульденов, но расходы этим не ограничились, поскольку Рубенс снёс башню и подъёмный мост, придав усадебному дому более ренессансный вид. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца.
Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант. Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы». В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Он оплакал свою первую супругу, горячо любимую Изабеллу, в 1626 году. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Находясь в ноябре 1603 года в Испании, Рубенс излил эти свои претензии в письме к мантуанскому посланнику Аннибале Иберти Кьеппио: «Я соглашался на поездку для писания портретов, как на предлог— впрочем, малопочтенный— для получения более значительных работ я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте.
Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла неспособная часть, а основные войска отошли назад к реке. Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа. Речь шла о «Воздвижении креста». ВСредние века мужья состязались вжестокости, которую они проявляли ксвоим неверным женам.
(А. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Все трое одеты в строгие тёмные костюмы, подчёркивающие их статус, Липсия выделяет меховой воротник, затем пожертвованный на алтарь собора Нотр-Дам в Халле131. Думая об этом случае и вообще о преступлениях, совершенных на почве страсти, янеперестаю удивляться тому, что любовь может толкать человека на явно саморазрушительные поступки. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной).
Этот Государь изумил меня, доказав, насколько он хорошо осведомлён о малейших подробностях качества и числа подарков, предназначенных тому или иному лицу кроме того, он весьма польстил мне, сказав, кто я, откуда родом, каково моё ремесло и какое место я занимаю в нём. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231.
Слух имел реальную основу: раздражённый требовательностью мастера гравёр Лукас Ворстерман набросился на Рубенса с кочергой. Возможно, сыграли свою роль дружеские связи Марии Медичи с эрцгерцогиней Исабель Кларой Эухенией. Делегацию возглавил герцог Арсхот, который в штыки воспринимал любые попытки художника вмешаться в ход переговоров. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94. А над ним сияющая богиня славы.
Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212. Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др. ). Вместе с тем в них пробиваются (главным образом в трактовке отдельных образов) черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.
Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. Еще совсем недавно его прочили напост губернатора, но, нарушив закон, он уже неимел права нибаллотироваться в губернаторы, ни оставаться судьей. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. М. Лекуре задавалась вопросом, можно ли считать Рубенса художником барокко и признавала, что это понятие, с трудом поддающееся временному и пространственному определению, удачно демонстрирует его двойственность. «Твоя любовь комне тебя иубила. Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж.
За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого. Это были Никола Пейреск, Каспар Шиопиус, Пьер Дюпюи, а также некоторые другие6.
Также он выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. В первую очередь это относилось к мировосприятию139. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых— такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206.
Ее подруги не заметили этот цветок, ноПерсефона подбежала кнему ирассмеялась отрадости, увидев, как он красив. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма».
Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80. «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса.
Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Карлу Борромео). Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Их любовников могли кастрировать или также убить. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность.
Никулин. Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Луки. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет.
На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) – знаменитый фламандский художник, происходил из старинной семьи антверпенских граждан его отец Ян Pубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был вынужден бежать за границу. Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138.
Еще одна девушка, которую бросил ее парень, вывалила содержимое кошачьего лотка напорог квартиры своего бывшего, сопроводив это такой запиской: «Подумай, как тебе повезло, что янедержу слонов». Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу.
Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Отпевание состоялось 2 июня.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая». Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти.
В 1622г. Спомощью пластической хирургии (включающей иукорачивание ног) она становится злобным двойником любовницы своего мужа, которую к тому времени она уже довела до преждевременной смерти. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды).
По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость (Елена Фаурмент с детьми, около 1636, Лувр Три грации, 1638-40, Прадо Вакх, около 1638-40, ГЭ). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг.
По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону.
Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и др. ). Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. В них как бы возрождается вновь бунтарский демократический, свободолюбивый дух искусства эпохи Нидерландской буржуазной революции XVI в. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Персей и Андромеда, начало 1620-х гг., – обе в ГЭ Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-20, Старая пинакотека, Мюнхен). Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников.
Итем неменее они немогли остановиться, даже под угрозой лишиться жизни иполучить увечья. До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Так и в «недостойный» его кисти жанр придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, решительно освободив его от характерных для маньеристического искусства рубежа XVI и XVII веков жесткости письма, застылости композиций, напряженной замкнутости словно отгороженных от реального мира образов.
Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Король, однако, чрезвычайно любезно принял Рубенса и отнёсся к нему как к полномочному представителю иностранной державы193. Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника – Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-40, Музей истории искусств, Вена) иногда изображённой в виде мифологических персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Задача была грандиозна: следовало сорвать готовящуюся сделку Ришельё с Англией уговорить главу французских гугенотов Субиза вернуться во Францию, чтобы раздувать смуту далее найти возможность примирить курфюрста Пфальца с австрийским императором, поскольку это стало главной причиной желания Лондона к переговорам наконец, приложить все усилия к заключению перемирия между Испанией и Соединёнными Провинциями. Обширная мастерская художника (в которой работали и крупные художники – А. ван Дейк, Я. Иорданс, Ф. Снейдерс) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции. Создатель жанра романтического пейзажа Джошуа Рейнольдс профессионально изучал творчество Рубенса во время своего путешествия по Нидерландам.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40, Музей истории искусств, Вена). Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера.
Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело. Это вряд ли могло понравиться придворной даме, которая всячески стеснялась бы ремесла супруга. Родился в семье юриста.
И в этом – он удивительно музыкален. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков.
Войдя в свиту Винченцо Гонзага в октябре 1600 года, Рубенс вместе со двором отбыл во Флоренцию на заочное бракосочетание младшей сестры супруги герцога— Марии Медичи. Над крестом находятся два человека, один из них ещё поддерживает тело Христа, а апостол Иоанн, стоя внизу, принимает тело Христа. Ван Ноорт, хотя и не исполнял церковных заказов, пользовался большой репутацией из его мастерской вышли Якоб Йорданс и Хендрик ван Бален19. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен, где у матери есть собственность и скромные средства для жизни.
Брак был заключён с большой поспешностью. В немалой степени нежелание мастера иметь репутацию лишь портретиста было порождено укоренившейся в среде придворных живописцев практикой написания портретов, когда задача художника зачастую сводилась лишь к тому, чтобы в заготовленную заранее (нередко с помощью мастерской) композиционную схему «вставить» лицо модели исполненное непосредственно с натуры. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами.
Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Рано обратившись к живописи, учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (около 1591-94), О. Вениуса (ван Вена около 1594-98). И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др. Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10. Игнатия (ныне посвящённой св. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций.
Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. Другую привели к прокаженным, которым велели ее изнасиловать. Но неутолимая жажда знаний, неустанное стремление к совершенствованию мастерства — эти неотъемлемые качества натуры Рубенса, заставлявшие его учиться всю жизнь, — побудили художника отдать дань традиции и отправиться в 1600 году в Италию, чтобы, по словам одного из старых биографов живописца, «вблизи созерцать там прославленные творения древнего и нового искусства и на их примере оттачивать собственное мастерство». Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его». Сохранилась обширная переписка Рубенса, преимущественно дипломатическая.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.
Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. Квеллин после смерти учителя официально возглавил его мастерскую, а ван Эгмонт сделал карьеру во Франции и был одним из создателей Академии живописи и ваяния96. Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Своим творчеством прославил на весь мир так называемую Фламандскую школу живописи и барокко. Эта утрата достойна глубокого переживания и так как единственное лекарство от всех скорбей— забвение, дитя времени, придётся возложить на него всю мою надежду. Управляющий имуществом герцога Мантуанского А. Кьеппьо рекомендовал фламандца кардиналу Монтальто— племяннику папы римского Климента VII.
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Когда кровь юноши пролилась натраву изнее вырос один-единственный пурпурный цветок фаллической формы, анаего лепестках были запечатлены две греческие буквы его предсмертного возгласа: «Ах». Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря.
Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына.
Отчим Яна Рубенса— Ян Лантметер— держал бакалейную торговлю и определил пасынка на юридический факультет Лувенского университета. Обычны для него тщательная проработка кружев воротников, фактуры жемчуга, шёлкового носового платка и перчаток, зажатых в руке эрцгерцога.
После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Тогда мне не пришлось бы терять время, деньги и награды всякого рода. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома.
Веронезе, Корреджо. В 1629г. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевейте (Брабант). Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур.
29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. 9-дневная поездка оказалась крайне неудачной.
«Поскольку Пьетро Паоло прекрасно пишет портреты, — писал он в марте 1603 года своему дипломатическому представителю при испанском дворе, — мы желаем, чтобы Вы использовали его талант для исполнения портретов благородных дам». Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе. Контрастом этой картине служит вторая, на которой изображен спокойный танец служанок Венеры. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова.
Четыре долгих года он не мог найти утешения, как не мог найти в себе силы писать снова.
В центральной части триптиха руки Христа не расставлены широко в стороны, как требовалось по канону, но вытянуты вверх над головой. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью. Но чаще всего резких границ в его творчестве провести нельзя, так как Рубенс постепенно избавлялся от наиболее характерных черт одного этапа и переходил к другому.
У меня водворе есть несколько живых памятников крайностям любви. Потеряв контроль над разлюбившей его подругой, он был готов довольствоваться ее страхом. Сыновьям пришлось искать заработка самим: Филипп вместе с сыновьями своего работодателя был отдан в обучение к знаменитому гуманисту Юсту Липсию в Лувене. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Лекуре, «доходило до угодничества». Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию.
Однако он уже сам получил право принимать учеников, первым из которых стал Деодато дель Монте, сын серебряных дел мастера27. В 1630-х гг. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175. Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой. Наиболее бурно сложились отношения Рубенса с ван Дейком, который провёл в мастерской три года. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность.
Ивсе-таки несмог остановиться. 10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особую реалистичность портрету.
В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес». Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом в ознаменование въезда в Антверпен нового правителя Фландрии Фердинанда (1634-35, ГЭ, ГМИИ). Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами».
Так что мы досих пор пьем шампанское избокалов вформе груди любовницы короля. Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически абсолютного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230.
Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Тот же монарх приобрел ещё несколько десятков картин за 27 100 флоринов— среди них три полотна Тициана, два Тинторетто, три Веронезе, одно Пауля Бриля, четыре работы Эльсхеймера, одна Муциано, пять копий с полотен Тициана и тринадцать холстов Рубенса. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку. Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию.
монументальные религиозные композиции идущие стилистически в русле барокко (Водружение креста, около 1610-11 и Снятие со креста, около 1611-14, – обе в соборе Онзеливе-Врауэкерк, Антверпен), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Решаясь наизмену, жены рисковали как минимум быть публично униженными (зачастую это сопровождалось отрезанием волос), акак максимум– подвергнуться жутким пыткам и/или поплатиться жизнью. С 8 августа 1630 года Рубенс пользовался привилегией не платить налоги в городскую казну и членские взносы в Гильдию св. Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Винченцо Гонзага, устроивший в своем дворце галерею портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных», привлек к работе над ними и Рубенса.
Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. Судья потерял значительно больше того, что он хотел приобрести. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26.
Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора (отмеченный барочной пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203. Задуманное удается ивскоре любовники оказываются вглубоком кризисе– личном, финансовом ипрофессиональном. Вакханалия – это ритуал, который проводили в знак служения богу Вакху. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер.
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Рубенс заботился о своих авторских правах. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики.
Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Больше половины портретируемых не могли быть в Италии в это время, вот таким образом истинный смысл композиции ускользает от современных исследователей. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию.
Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины.
Эрцгерцогиня возместила ему все расходы и подписала прошение о даровании художнику испанского кавалерского титула, аналогичного английскому. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. 15 сентября художник прибыл в Мадрид. Эскиз одной из таких композиций — алтарного образа «Поклонение пастухов», предназначенного для церкви ордена ораторианцев Сан-Спирито (или св. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца.
Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233.
Любимов). С особым мастерством и виртуозностью создавал этот мастер живописи и портреты величественных особ. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. Художник увлекся новым жанром — портретом.
В 1629 году он побывал в Англии. В них начисто отсутствует мистика. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе.
Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Первое время в таких мероприятиях принимали участие только женщины.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Исполнителем последней воли Липсия был ещё один его любимый ученик— Ян Воверий изображённый в профиль в правой части картины. Она была мстительна– ипо-крупному ивмелочах.
Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Ячасто вижу, как они сидят наветках илакомятся ягодами, похожими накапельки запекшейся крови. Однако не все поступки столь же величественны или бескомпромиссны. Наряду с поэтическими пейзажами (Пейзаж с заходом солнца, 1635-40, Пейзаж с замком Стен, около 1636, – оба в Национальной галерее, Лондон) он писал сцены деревенских празднеств исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности (Кермесса, около 1635-36, Лувр), вызывающие в памяти аналогичные композиции П. Брейгеля Старшего.
Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147. Растущая во дворе шелковица бурно разрастается на влажной лесной почве. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435.
Луки214. Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года.
Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года.
Наконец, невсилах больше выносить даже и такую разлуку, Пирам предложил Фисбе встречаться угробницы вавилонского царя Нина, около хорошо знакомой им обоим шелковицы. И подумал, что его возлюбленная была разорвана накуски. Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, абсолютно не интересовались культурой и искусством. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс». Однако этот проект так и остался неосуществлённым182. Сэтими словами Фисба вонзила его меч всвое сердце иумерла рядом слюбимым. Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Вконце концов, все великие произведения искусства– детища преступных страстей. Весьма ценил Рубенса Эжен Делакруа, находивший у мастера умение передавать высочайший накал эмоций.
В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. Эта же комната служила и личным кабинетом. Тематика произведений этого времени многообразна. Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа».
Случались, например и кулинарные подвиги – порой довольно глупые.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго. Его ню лишены исторически-воспитательного или метафизического подтекста в одном из писем Рубенс рассуждал, что если человек состоит из плоти и крови, то таким его и следует изображать112. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы.
М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть. А вот неверных мужей наказывали довольно редко. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213.
Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. Возможно, это труды Сенеки. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки.
В письме к Франциску Юнию от 1 августа 1637 года Рубенс сравнивал попытку следовать античной живописи усилиям Орфея уловить тень Эвридики и напоминал, что, беря за образец античные статуи, следует постоянно помнить о различии художественного языка живописи и скульптуры130. Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. Мантеньи, Джулио Романо. Картины Рубенса, взятые с собой, произвели впечатление и о художнике было доложено герцогу.
М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112. В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг.
Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
В частности, были убраны бойницы. Луки. Но хотя в этом новом ключе Рубенс исполнил и в Испании и особенно по возвращении в Италию — в Мантуе и Генуе — целый ряд настоящих портретов-картин, торжественных портретов-зрелищ, обладающих выраженным монументально-декоративным характером, его дарование монументалиста значительно полнее раскрылось в больших алтарных композициях, созданных для итальянских церквей. Отцом Изабеллы был известный гуманист Ян Брант, долгое время занимавший пост городского секретаря, последователь Юста Липсия, который также занимался изданием античных классиков.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 года) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Испанское королевство даровало привилегию Рубенсу только в 1630 году, зато сразу на 12 лет с правом перехода авторских прав наследникам художника89. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. По словам Ч. Веджвуда, выбор первого учителя живописи— пейзажиста Тобиаса Верхахта— был в значительной степени случайностью: тот был женат на родственнице Марии Рубенс.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50. Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Любовь, как иправда, – надежная защита.
Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В 1600-08 жил в Италии (Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо.
Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230. Художник вернулся домой в самом конце июня и объявил, что для окончания цикла понадобится полтора месяца. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов».
Рубенс Питер Пауль, точнее Рюбенс (Rubens) (1577-1640), фламандский художник. Все тонкости переживаний, вся гамма человеческих чувств и эмоций были подвластны Рубенсу. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Диск попал вГиацинта иперебил юноше шею. Истории изощренной мести посвящен популярный роман Фэй Уэлдон «Жизнь илюбовь дьяволицы».
Но одиночество переносить Питер был уже не в силах. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами.
Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Аеще мы понимаем, что влюбленным нужно доказывать свою любовь наглядно исовершенно– поступками иногда выходящими из-под контроля и становящимися душепагубными, саморазрушительными.
Картина была подписана обоими художниками104. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)". 20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле.
Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Колорит картины довольно сдержан и построен на переходе от тёмного платья к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру.
Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196.
В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой. Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта.
Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Прибывший вскоре Пирам увидел ее разорванную накидку ильвицу, обгладывавшую кость. Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. – возопила она. – Что ж, значит и я тоже могу проявить храбрость.
Она не отличалась особым богатством— все картины Рубенса были написаны свинцовыми белилами, жёлтой охрой, лаковой мареной, ультрамарином и коричневой смолой иногда использовалась киноварь и сажа93. Одну даму заставили забальзамировать, апотом съесть сердце ее мертвого любовника. Фисба бросилась бежать.
Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп. Позднее по тогдашним меркам начало занятий сказалось на том, что Рубенс не смог многого почерпнуть у Верхахта и быстро покинул его мастерскую.
Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели (влажный блеск глаз, тончайшие нюансы фактуры и цвета кожи и т. п. ). «Галерея красавиц» не сохранилась.
Львица, ринувшись заней следом, разорвала ее накидку, нодевушке удалось спастись. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр— см. Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов.
За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219. Вскоре во время примерки обуви сапожник повредил Рубенсу ногу и он не мог передвигаться в течение 10 дней. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Не менее душераздирающие (идаже достойные стать мифами) саги можно найти и в современных газетах.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель. Быть менее жестоким, чем сосед, значило потерять лицо.
Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться».
Неочень-то равноценная замена. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5. Он зарабатывал на жизнь собственным талантом и кистью художника. Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221.
Крохотные зеленые цветочки прорастают гроздьями, а когда появляются шишковатые плоды их клюют певчие птицы. Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой.
Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо. В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи. В ужасе Аполлон прижал Гиацинта к сердцу и зарыдал.
В этом резком, откровенном нежелании Рубенса заниматься «недостойными» его таланта работами сказалась, однако, не только сила его личного темперамента, неудержимо влекущая художника к сложным проблемам искусства большой формы. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Нокак только Персефона протянула руку, чтобы потрогать цветок, у ее ног разверзлась земля и «из расщелины показались черные как уголь кони, влекущие колесницу, которой правил некто, окруженный темным сиянием, – величественный, прекрасный и ужасный». Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. В своём мифологическом начале он превосходил художников не только Возрождения, но даже самой античности, поскольку «античное искусство не знает столь открытого и столь мощного напора жизненного инстинкта, какой мы находим в произведениях Рубенса, — в созданиях классической Греции природно-органические элементы находились в обязательном равновесии с упорядочивающими факторами.
С этого времени фламандский художник, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими коронованными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета». Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование.
В стеновский период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника.
В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю».
До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Так что, когда бывший муж иего новая жена туда въехали, весь сад был уже мертвым. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
Я тоже докажу мою любовь. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Она восприняла его и как вызов со стороны общества икак удар посвоей самооценке.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8.
После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере. Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы.
Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля. Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Все они без исключения были одобрены заказчиками и цензорами, несмотря на откровенно мирские художественные решения. Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Художник мог реализовать грандиозные устремления, когда ему приходилось строить композиции и фигуры так, чтобы прихожане могли видеть их издалека в правильном ракурсе.
Никаких следов его ранней графики не сохранилось17. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. В Нидерландах он оставил эту практику, вот таким образом не существует прямых свидетельств, как Рубенс понимал трактовку тех или иных философских постулатов и религиозных таинств, человеческих страстей и прочего9091. Гиацинт получил свое название в честь юного возлюбленного Аполлона– юноши, которого тот случайно убил. Он изменял своей жене, нолюбовница бросила его ради кого-то другого.
Его творчество – начало фантастического расцвета искусства Нидерландов XVII века. Из трех учителей — а ими были Тобиас Верхахт, Адам ван Норт (оба приходились Рубенсу дальними родственниками) и Отто ван Веен — последний был самым значительным. Отто ван Веен (1556—1629) или Вениус, как его чаще называли на латинский минер, придворный художник, крупный мастер «исторической» живописи (то есть живописи на библейские, мифологические и аллегорические сюжеты), выделялся среди своих антверпенских коллег широтой интересов.
В недавний скандал, связанный с местью, был замешан весьма уважаемый человек, главный судья штата Нью-Йорк– женатый, сорока одного года, с четырьмя детьми. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98.
я не могу себе представить, чтобы Его Светлость (герцог Мантуанский. ) стремился внушить Их Величествам (королю и королеве Испании) столь недостаточное представление о моем таланте. В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Выждав какое-то время, кгробнице решила вернуться Фисба. Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку.
Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148.