Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела – мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом). Друзья уже минут сорок занимались шашлыками и наконец заметили моё отсутствие. Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. В этот венок вплетена пальмовая ветвь, что говорит о Мудрости – Победительнице. По объяснению самого Рубенса, дети – символ процветания. Что-то странное в этой картине.
А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы – к лёгкому взмах у руки Славы и вновь – к держащей трезубец руке «повелителя морей». Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Или буйвол. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре».
Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Если это союз города с рекой – то где город, а где река.
Назревал момент анализа. Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. Ниточка к этому заложена в приведенном комментарии: «Художник изобразил союз города Антверпена с рекой Шельдой, то есть союз торговли и морских дорог – залог и символ процветания Фландрии». Я не понимал в чём дело, но что-то было не так. Историки упоминают о такой вспышке в 1628 году. Кто изображает реку – женская фигура или мужская.
Естественно, что букет фруктов и ягод символизирует изобилие. Прежд е всего: Антверпен был во Фландрии.
И опять же – зачем тигр. Может ли тигр быть символом какого-либо государства. Для нас не суть важно, кто и что получил – установился мир, началась нормальная жизнь.
Пьедестал Меркурия украшен гражданским венком из зелени дуба ибо охранять граждан – такова цель послов (их можно узнать по ветвям Оливы Счастливой, которые они держат перед собой), успешно ведущих государственные дела. На нем тоже венок победителя. Возможно, что в тигре соединились два этих фактора. Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. А рядом с ним плещутся путти (путти – декоративные изображения маленьких детей, характерные для искусства барокко и ренессанса).
Казалось, что спустя 100 лет это бедствие осталось в прошлом. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». (или как там у них. ). Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды.
Но на этом профиле можно прочитать какой-то вопрос, какое-то напряжение., Вы попробуйте загнуть свой минизинчик так, как изобразил Рубенс. Что касается чумы – ее эпидемия прокатилась по Европе в XVI веке. Мне кажется восприятие шедевров Святослава Ли более адекватным.
В этой работе, созданной еще по ренессансной схеме, с уравновешенной композицией в виде треугольника, Рубенс как мастер барокко разрушает замкнутость произведения, соединяя пространство картины с реальным, – детские фигурки не умещаются в пределах картины, поток воды устремляется на нас, Тритон трубит в сторону зрителя. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем.
Вторая серия осталась неосуществленной. Выглядит он довольно непривлекательно, можно сказать, мерзко. И тогда жесты персонажей, расположение фигур их очертания, мельчайшие аксессуары картины начинают восприниматься как часть грандиозного целого, составляющий сложный, многозвучный аккорд. Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Попробуем подойти с другой стороны. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность.
Что бы это значило. Но вспышки заболевания наблюдались еще несколько десятилетий. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм1. Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи – богини земли. У него тоже есть выражение, хотя лицо только обозначено частью профиля.
«Союз земли и воды» был написан в 1618 году, через год после заключения мира. Естественно, что сюжет аллегорический нуждался в античных именах и аксессуарах более, чем какой бы то ни было иной. Он как бы полуприсел на пенек, на котором лежит исторгающий пресную воду кувшин. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу.
И весь этот согласный, стройный и безмятежный мир рождается в сияние солнечных золотистых оттенков, в блеске открытых чистых красочных пятен может порой даже слишком ярких, придающих полотну какой-то языческий аромат. Почти то же самое значат и забавы играющих и пляшущих детей так издавна изображали обычно в мраморе и на монетах времена благоденствия». )Попробуем обратиться к историческим событиям того времени. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный. Если наоборот – те же вопросы.
Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Если мужская – то почему такая мощная фигура. Почему именно тигр.
Остался только тигр. Распри между гражданами Фландрии, которые по-разному оценивали достигнутый мир. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить».
Это зависит и от нее. Ах, простите, Вы не употребляете, миль пардон. «Союз Земли и Воды» – апофеоз плодородия изобилия земного счастливого бытия – естественно и привычно реализовался в фигурах известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи.
Возможно, это мальчик и девочка (если судить по длине волос). И еще один персонаж – тигр. Мощный старец стоит к зрителю спиной. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Скучающий взгляд молодой девушки красноречиво говорит о её безразличии к собеседнику, здесь она, будучи королевой положения, заставляет так долго ждать своего решения. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью». Итак, девушка – Фландрия, мужчина – испанские Габсбурги, а все полотно «Союз земли и воды» – аллегория Фландрии в смутные времена Тридцатилетней войны. Или бегемот.
И как пишут историки, Фландрия была экономически развитой областью. Похоже, что все фигуры на картине связались некоторой логикой. Войны истощали всех и вся. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
(Рубенс жил в Антверпене. )Рассмотрим эту версию. И даже с какой-то угрозой. У ног мужчины – тритон гудит в раковину. Место, где плещутся дети и тритон, – очевидно, море. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон.
Это одна из поздних работ Рубенса. Говоря доступными словами (доступными для большинства населения России) попробуйте поднять с поверхности стола рюмочку (можно даже пустую) используя комбинацию пальцев вашего варианта и сравните с парой пальчиков изображённых Мастером. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. А первая, состоящая из двадцати четырех картин, ныне экспонируется в специальном зале Лувра.
В начале XVII века она была под властью испанской ветви Габсбургов (Габсбурги были императорами Священной Римской Империи, которая в свое время разделилась на две ветви: немецкую и испанскую). Обе ветви Габсбургов (немецкая и испанская) воевали между собой – никак не могли поделить наследство. Вопрос на лице мужчины – не праздный: Фландрия может быть и немецкой. Испания в то время оставалась сильной морской державой (мужчина держит в руках трезубец, символ владыки морей), но уже начала терять свое могущество. И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. Возможно, художник это передал именно таким выражением лица девушки. Картина кажется перенасыщенной светом, цветом, холст словно стонет от пылкой материальности плодов, человеческой плоти. Текущая из амфоры вода, похоже изображает реку, впадающую в море (несомненно, это река Шельда). Если девушка изображает Фландрию (намек на ее богатства и важность для испанской короны – жемчуг в косах и в ушах), а мужчина – испанских Габсбургов, то картина – аллегория соглашения 1617 года, по которому Антверпен (Фландрия) получил мирную жизнь, следовательно и возможность процветания. Вряд ли: в гербах есть львы, тигров нет. Возможно, что тигр – символ чумы и распрей. Это не мольба, это именно вопрос.
Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Если женская – то какая связь между плодами и рекой. И думать, что «Союз Земли и Воды» представляет какую-то абстрактную композицию, было бы в корне неверно. Вот что пишет сам художник о некоторых символах, которые он использовал в своих картинах: «Пьедестал Минервы украшает масличный венок, отличительный знак сей Богини некогда на Народном собрании греки присудили такой венок Фемистоклу как признание его мудрости.
Почему не лев. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное.
А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца. Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли».
В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
О чем он ее спрашивает. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».