Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Он усиливает во много раз поэтическое очарование увиденного, возводя его в мир искусства.
Контраст похотливой старости и цветущей молодости привносит в картину оттенок драматизма. А ведь оно только одно из многих. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук.
Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи. Перед нами не пылкий юноша в объятиях молодой возлюбленной, но зрелый, умудрённый жизненным опытом и всё же, невероятно счастливый Рубенс. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Заниматься живописью Рубенс стал очень рано.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались как абсолютно самостоятельные. Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Но Рубенс, однако, не ограничивается ими.
Если вам нравиться исключительный стиль, характерный для Питер Пауль Рубенс и его картин, данная коллекция создана именно для вас. Содержание предстает проясненным как высокая героическая трагедия. И слава Богу.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. В них начисто отсутствует мистика. Нет традиционных для этого сюжете воинов и палачей, нет горюющих последователей Христа.
На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. Она была выдана замуж за капитана Спинола, главнокомандующего испанскими войсками. Это произведение не парадное, оно подчеркнуто камерное и простое по композиции.
Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Он любуется богинями, стоящими перед ним в разных ракурсах. Хозяйка этой ангельской, едва заметной улыбки умеет хранить дворцовые секреты. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину а та женщина была очень красива».
Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна.
Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Все это тайна велика есть. Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Разве что истинный талант.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. В версии, которая перед нами (1639), Парис изображен в пастушеском наряде, пристально разглядывающим трех великолепных нагих женщин, которых он попросил снять одежды, чтобы ничто не мешало судить об их красоте. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Четыре континента часто изображались в произведениях художников эпохи барокко.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. От Изабеллы словно исходит невидимый свет. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны.
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин. За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
С наслаждением писал местные пейзажи. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Кисть Рубенса (1577-1640), обычно широко и активно создающая форму, здесь мягко касается создаваемого портрета. Но Идас камнем сразил Полидевка. 28 июня 1577 года родился знаменитый фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они. Купить картину также можно позвонив нам по телефону.
Для него мечта реальна, а реальность сказочно прекрасна. Лицо и платье маркизы четко выписаны, создан цельный образ аристократки.
Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса.
В написанном Рубенсом эскизе «Голгофа» исчезли смятение и беспокойство ранней вещи. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Шляпа – столь характерная деталь в данном произведении, что часто из его названия вообще опускается слово «дама». Им тесно в пределах двухмерного пространства.
Художник дважды был женат. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Юнона предложила сделать его самым могущественным из царей, Минерва – самым храбрым героем, а Венера обещала ему любовь самой красивой женщины, Елены из Спарты.
По-лисьи лукаво смотрят на зрителя зеленоватые глаза девушки. Но еще до того, как наступило царствование импрессионизма, преклоняющегося перед извечным движением вселенной, были произведения, которые всячески стремились преодолеть плоскость – картины Питера Пауля Рубенса.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Голландцы раскрывают скромную, незаметную красоту, присущую природе в ее обычном, хочется сказать «повседневном», состоянии. Ошибка в названии возникла в XVIII веке во Франции, где в одном из каталогов работ художника полотно было записано: «Le Chapeau de Paille» («Соломенная шляпа»). Христос уже мертв и на его светлое, бледное тело, на холм Голгофы и на туманную даль изливается странный, мерцающий, сверхъестественный свет. Таким образом, суд Париса стал причиной Троянской войны, окончившейся разрушением Трои.
Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. КОНТИНЕНТЫ. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Рубенс начинает пажескую службу в графском доме и скоро проявляет такой горячий интерес к рисованию, что его матери приходится уступить ему, несмотря на собственные планы образования сына. Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть.
В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Соперничество кончилось трагедией. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Рубенс и себя не раз писал в ней. Неужели она была настолько скромна.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Среди портретов великого фламандского живописца это полотно занимает особое место. Порваны все земные связи между тремя распятыми и живыми людьми.
Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Контрастные поверхности доведенных до блеска лат, шерсть и кожа лошадей, шелковые ткани и женская обнаженная плоть оживляют картину своей почти осязаемой текстурой. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости.
Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами. Жизнелюбцу Рубенсу незнаком «разлад мечты и действительности». Конечно же, это роскошная фетровая шляпа, модная в XVII веке. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции Воздвижение Креста, около 1610-1611, Снятие со Креста, около 1611-1614, – обе в соборе Онзе-ливе-Враукерк в Антверпене) отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Минерва (Афина) изображена с совой (ее доспехи лежат рядом), Венеру (Афродиту) сопровождает ее сын Купидон, а Юнону (Геру) – павлин. Такие его работы, как данный пейзаж, – наилучшее тому подтверждение. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Тигрица представляет реку Тигр, а путти играют с крокодилом, символом Нила. В живописи Рубенса (1577-1640) соединились экспрессия, драматизм и бьющая через край полнота жизни. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Картина исполнена в сдержанных тонах, построена на неуловимых тончайших переходах цветов. Масштабность картин в сочетании с изумительным композиционным мастерством и тонко прописанными деталями создают эффект погружения души в произведение искусства. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Сколько поколений зрителей слышало, читало в книгах, рассматривало картину с этим названием, не «спотыкаясь» о его несуразность. Вот таким образом мастер всячески старался подчеркнуть телесную красоту любимой, например оттенил ее белую нежную кожу, как часто делал, темной шубкой.
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Это, конечно же, описка: вместо «paille» должно быть «poil» (с французского – «фетр»). Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи.
Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс не разделяет в человеке плотское и духовное: сквозь материю у него веет дух. Рубенс был красив во всем. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея.
Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины Рубенса. Эти особенности барочного искусства отразились и в его картине «Сусанна и старцы» на сюжет из Книги пророка Даниила. Не смотря на то, что художник изобразил счастливых, мирно отдыхающих людей, картину сложно назвать жизнерадостной, на лицах – печать некоторого раздумья, размышления. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Примером служит огромная потолочная фреска Тьеполо АПОЛЛОН и четыре континента (ок.
Меркурий держит яблоко, которое станет наградой победительнице. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии.
Разве шляпка здесь соломенная, тем более с таким пером. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей.
Эти речные божества показаны отдыхающими под пологом, окруженные вниманием нагих женщин. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Но Рубенс никогда не был педантом. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. 1750). Греки, угрожая Трое войной, потребовали вернуть ее. Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Парис решил похитить Елену.