При холеной внешности банкира и обладая благородными манерами дипломата, на своих картинах Рубенс преимущественно изображал обнаженных женщин с пышными формами. Рубенс, несмотря на откровенные картины изображаемые им, был любящим отцом всех своих детей, которых, к слову, у него было восемь. Характерной особенностью его картин являются так называемые «рубенсовские» женщины — женщины, пышущие здоровьем и имеющие весьма характерные формы. В своих картинах из жизни животных, написанных иногда в сообщества с Ф. Снайдерсом, Рубенс удивляет необычайною жизненностью, напряжением физических сил, драматичностью и энергией: «Охота на львов» и «Охота на волков» среди них занимают самое видное место.
Картины Рубенса этого времени полны страстной динамики. Число картин Рубенса доходит до 1500, Немногие художники имели в свое время такое могущественное и неоспоримое влияние, как Рубенс и нет ни одной области нидерландской живописи, на которую он не оказал бы воздействия. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. С теплотою и любовью Рубенс относился к жизни природы и детскому миру, как показывают лучшие его картины изображающие играющих детей и его пейзажи, в которых он прокладывал новый путь, сочетая величие понимания с глубиною настроения.
Но самой откровенной, нежной и чувственной юная жена Рубенса предстаёт перед нами на картине «Шубка», которую называют ещё «Венерой в мехах».
8 декабря 1635 года художник сообщал Пейреску, что тяжба так и не закончена. Его появление вызвало серьёзную озабоченность у папского нунция Джованбаттиста Памфили. Художник трансформировал плоский фламандский пейзаж, сделав его более красочным и разнообразным. При помощи Питера ван Веена— брата его учителя — и Дадли Карлтона, посла Англии в Гааге, Рубенс 24 февраля 1620 года получил «привилегию» на 7 лет. Описание жизни Рубенса в Испании оставил тесть Веласкеса— Пачеко187.
Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. 10-летнего Питера отдали в обучение в иезуитскую школу, хотя до того он не выделялся особыми способностями11. Откровенно негативно к наследию художника относился Пабло Пикассо, который в одном из интервью сообщил, что это «талант, но талант бесполезный ибо употреблён во зло»230.
В поколении импрессионистов с Рубенсом сравнивали Ренуара, который также внимательно изучал его технику. В феврале 1639 года состояние художника уже вызывало опасения222. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
Теперь в жизни художника начался новый творческий период, который многие называли стеновским. Драгоценности покойной Изабеллы Брант были оценены в 2700 флоринов. В «Четырёх философах» Питер Пауль Рубенс изобразил себя отдельно, вероятно, обозначая необходимость продолжать жизнь уже без брата и его стоицизма135. После кончины Филиппа в 1611 году Питер Пауль устроил ему пышные похороны, принятые в их социальном кругу, которые обошлись в 133 флорина.
В конце 1605 года Питер Пауль переехал в Рим к брату Филиппу, который устроился тогда библиотекарем кардинала Асканио Колонна. Стоящая рядом женщина – аллегория Франции, дает ему совет следовать влечению сердца. О двойственности барокко и творчества Рубенса писал Е. И. Ротенберг. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Луки214. Письма домой и брату Филиппу написаны на живом и богатом итальянском языке и подписаны «Pietro Pauolo»— в форме, которой он придерживался до конца жизни.
Этот образ мастер начал создавать гораздо раньше, чем Елена вошла в его жизнь. Триумфальное шествие кардинала-инфанта длилось целый день, который закончился в соборе. Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Лекуре, «доходило до угодничества». Он правил даже работы Микеланджело и Рафаэля, не говоря о своих современниках50.
Рубенс сообщил об этом Спиноле в декабре 1627 года и уже в январе Спинола вместе с посланником доном Диего Мессиа отправился в Мадрид. Именно Филипп ввёл брата в высшее общество Испанских Нидерландов.
Для приёма посетителей была предназначена ещё одна зала, оформленная в тёмных тонах. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона». Впоследствии это стало причиной того, что в Брюгге лев укротителя сожрал137.
Далее он перешёл к Адаму ван Ноорту18. Мастерство позднего Рубенса воплотилось в полотнах, созданных им собственноручно. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что луврский портрет Елены Фоурмен «поражает лёгкостью и свежестью кисти: кажется, он мог бы быть написан Ренуаром»213. Современники оставили воспоминания о том, как распределялась работа в мастерской Рубенса.
Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Несмотря на оскорбительность этого приказа (король не доверял аналитическим способностям художника), Рубенс решился лично отвезти архив в испанскую столицу.
Первое время художник квартировал в доме матери на улице Куван. Когда посольство 28 января проследовало через Антверпен, Рубенс не стал встречаться с его членами и отправил главе посольства письмо, в ответ получив записку с фразой «мы не нуждаемся в художниках», которая быстро стала анекдотической206. Обучение в его мастерской продлилось четыре года по мнению Мари-Анн Лекуре, самым важным уроком для Питера стала любовь и внимание к «Фландрии, чьи пышные красоты позже предстанут перед нами на картинах Рубенса»21. Центр композиции ночного автопортрета образует триада лиц Воверия и братьев Рубенсов, тогда как профиль Липсия, сдвинутый к самому краю, служит как бы гением-хранителем всей группы, которой предстоит придерживаться стоической философии без учителя. В 1610— 14 он создал знаменитые — «Водружение креста» и «Снятие с креста» (Антверпен.
13-летнего Питера Мария Рубенс устроила пажом к графине де Лален (урождённой принцессе де Линь) в Ауденарде, где он за счёт патронов продолжил образование, приобрёл навыки каллиграфии и красноречия, а также обрёл вкус к изяществу одежды, в частности, научившись эффектно запахивать плащ141516. Очень много портретов Елены создал Рембрандт: в свадебном наряде, с детьми, со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду. На заднем плане в окне виден пейзаж. Он был погребен в церкви святого Иакова, его могилу украшает скульптура Девы Марии, выполненная архитектором и скульптором из Мехелена Лукасом Фейдхербе, который в последние годы жизни художника работал в его мастерской. Без сомнений, творчество Рубенса – основополагающее в развитии национального искусства Фландрии (и не только ее), ставшее символом в борьбе с безжизненными академическими догмами. Предложение было рассмотрено на Тайном совете 16 августа и отвергнуто203.
Единственная подписанная Рубенсом работа этих лет— портрет молодого учёного в чёрном костюме, в котором внимание привлекает моделировка лица. Впоследствии, вернувшись на родину, он передал эти работы своему приятелю Н. Рейкельмансу, который награвировал их и в 1622 году выпустил двухтомник «Дворцы Генуи». Но Идас камнем сразил Полидевка.
Однако, когда ван Дейка пригласили в Англию, Рубенс не стал его удерживать. За оформление отвечали Якоб Йорданс, Корнелис де Вос, Эразм Квеллин III, Лукас Файдербе. Это одна из поздних работ Рубенса. Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Д. Веджвуд на примере картины «Три грации» также демонстрировал, как Рубенс трансформировал стандартную форму и позу античных скульптур в своих собственных целях120. В завещании было условие, что если кто-то из сыновей желал продолжить дело своего отца или одна из дочерей выйдет замуж за художника, тогда коллекция должна была сохраняться в целости и не подлежала продаже224.
В качестве примера он приводил картину «Три грации», отмечая, что пышность этих фигур— не что иное, как гимн благодарности за изобилие земных благ, воплощающий «то же бесхитростное религиозное чувство, которое воплощают снопы пшеницы и груды тыкв, украшающие деревенскую церковь во время праздника урожая».
Свои интимные переживания он претворял в ценности эстетического порядка. Никулин.
Вскоре от Рубенса потребовали выслать эскизы картин для ознакомления, что его оскорбило как признак недоверия к его мастерству исполнять это требование он не собирался. В 1598 году Рубенс вступил в гильдию св. Первый успех у эрцгерцога привлёк внимание герцога Гонзага к своему придворному художнику. 1 мая 1628 года пришёл приказ из Мадрида переслать всю переписку с английскими официальными лицами, накопленную Рубенсом за три года.
По всей видимости, он собирался вернуться в Италию. Рубенс любил затемнённый задний план, на котором ярко изображался план передний. Он ещё продолжал учиться и как профессионал созрел поздно. Великий художник изобразил жизнерадостные и в чем-то даже стихийные народные праздники («Крестьянский танец», «Кермесса»). В старости Рубенс сильно страдал от подагры. Единственным свидетельством их свадьбы осталась латинская эпиталама Филиппа Рубенса, полная «игривых сальностей» (по выражению Э. Мишеля) и не слишком изысканная по стилю74.
Там не было ни слова о статусе Пфальца и примирении между Фландрией и Голландией. О подаренном ему небольшом полотне Рубенса он писал, что установил его в своей мастерской словно «в святилище для поклонения». Скончался он в 1657 году, его сын— внук Рубенса— умер искусанный бешеной собакой.
Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Ян Квеллин II с 1637 года занимался исключительно заказами плантеновского издательства. Цветовая гамма палитры Рубенса была воссоздана в 1847 году гентским художником Ж. Ренье.
Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. Женитьба на Елене Фоурмен резко изменила образ жизни Рубенса. Рубенс был чрезвычайно плодовитым художником. Впрочем, первый свой официальный заказ Рубенс получил на родине— в 1602 году.
При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Точные маршруты странствий Рубенса сложно реконструировать, документально подтверждается его многократное пребывание в Венеции, Флоренции, Генуе, Пизе, Падуе, Вероне, Лукке и Парме, возможно в Урбино и в Милане, где он скопировал «Тайную вечерю» Леонардо.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. 8 мая 1600 года Рубенс получил документ за подписью бургомистра Антверпена, что податель его пребывает в добром здравии и в городе нет эпидемий30. Вальбурги, посредником при сделке выступил философ и коллекционер Корнелис ван дер Гест. Порой сцены на его полотнах имеют весьма условный характер («Охота на крокодила и гиппопотама», «Охота на кабана», «Охота на львов») иногда приближенный к реальности, часто анималистический жанр сочетается с пейзажем («Охота на кабана). Невероятным жизнелюбием и оптимизмом проникнуты полотна Рубенса на античные темы с образами, обладающими грузноватой плотью – «Статуя Цереры, «Венера и Адонис», «Союз Земли в Воды», «Возвращение Дианы с охоты», «Венера перед зеркалом». В 1620-е годы на «художника королей» посыпались заказы от величайших королевских дворов Европы.
В гуманитарной области он всё более и более интересовался средневековой и современной ему французской историей (в том числе «Хрониками» Фруассара), даже выписал себе мемуары Оссата— посредника обращения Генриха IV в католическую веру— и собирал документы о царствовании этого короля и его наследника Людовика XIII. Привал Марии и Иосифа напоминает семейный пикник, когда любящие родители присматривают за ребёнком. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа.
Соответственно, философ был помещён в самый центр композиции, а на его последнюю научную работу намекал бюст Сенеки. Но она воплотила идеал в действительность. Рубенс писал Елену в виде библейской Вирсавии, богини Венеры («Суд Париса), одной из трех граций.
С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Он отказался от национальной фламандской традиции (значимость которой признавал ещё Микеланджело), но так и не смог органично воспринять итальянскую школу26. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Удостоверение придворного живописца Питер Пауль Рубенс получил 9 января 1610 года68. Фасадные скульптуры также ваялись по моделям Рубенса. Вдова, оставшись со старшей дочерью и сыновьями Филиппом и Питером, приняла решение вернуться в Антверпен, опустошённый войной10.
Антверпенский период. Мужские фигуры Рубенса всегда подтянуты, широкоплечи, с развитой мускулатурой рук и ног.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Ферма в Экерене приносила 400 флоринов в год. После передачи ему дел и бумаг 6 марта Рубенс покинул английскую столицу199. Он также получил паспорт, предписывающий всем голландским судам не чинить Рубенсу препятствий.
Наконец и герцог Бэкингем лично посетил Рубенса и купил его коллекцию за 100 000 флоринов. Как отмечал В. Лазарев, второй брак наполнил жизнь Рубенса абсолютно новым содержанием. Вскоре после этого он приобрел поместье с замком Стен и поселился в нем со своей молодой женой. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Только после смерти отца, в 1589, вместе с матерью вернулся на родину.
Женат он был на дочери Деодато дель Монте— первого студента своего отца. Однако критики обрушились на картоны для шпалер с историей Константина, обвинив Рубенса в нарушении анатомии (у равноапостольного императора якобы ноги были изображены кривыми). Во время своих творческих путешествий Рубенс оказался вовлеченным в дипломатическую деятельность. Впрочем, Н. А. Дмитриева утверждала, что в основе «Воздвижения креста»— напряжённая схватка людей с тяжёлым крестом, который они с великим усилием поднимают вместе с телом распятого.
Оба семейства были зажиточными, владели недвижимостью, но, судя по всему, абсолютно не интересовались культурой и искусством. Портреты членов семьи достались тем, кто для них позировал. Изображая человеческие фигуры, Рубенс разработал собственный подход.
Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Символический смысл картины раскрывался в трёх книгах, лежащих перед изображёнными. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). В коллекции оказалось 13 работ Питера Брейгеля Старшего— преимущественно пейзажей. После свадьбы молодые, согласно обычаю, поселились у родителей жены, в деловом квартале73. Не иначе, он подмешивал в краски человеческую кровь – шептали они.
Уже три десятилетия шла война с Испанией, стремившейся вернуть северные провинции Нидерландов, объявившие себя «Свободной, независимой республикой Голландией». Умер Рубенс в Антверпене 30 мая 1640 года. Живопись «Воздвижения креста» знаменовала и сильное итальянское влияние и начало освобождения от него.
В целом судьба Альберта Рубенса более напоминала судьбу его покойного дяди Филиппа— он не увлекался живописью (как и все остальные потомки Рубенса), совершил путешествие в Италию в 1634 году. Подлинной страстью Рубенса было коллекционирование предметов искусства, которым он увлёкся ещё в Италии.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. К январю 1623 года работа над галереей картин была практически завершена.
В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Прямым «наследником» пасторальной линии в его искусстве стал Антуан Ватто, родившийся спустя 44 года после кончины Рубенса.
Расцвет творчества Рубенса пришёлся на пик развития барокко138. Вследствие болезни он был практически парализован. Но героическая фигура рыцаря, его вставшая на дыбы лошадь, энергичные жесты и яркие краски демонстрируют новый интерес, проявляемый Рубенсом к напористому действию, движению, эмоциям. Они были размещены в его домашней ротонде «с порядком и симметрией» 153.
Соглашаясь писать портрет, Рубенс не скрывал, что делает большое одолжение. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Если признать, что из-под его кисти вышло около 1300 картин, в том числе гигантского размера (не считая почти 300 эскизов, рисунков и гравюр), можно рассчитать, что за 41 год активной творческой деятельности он писал в среднем по 60 картин в год, то есть 5 картин в месяц.
В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Характерно, что Рубенс перед отъездом составил завещание на обоих своих сыновей. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Его духовное искусство начисто лишено духовности»111.
9-дневная поездка оказалась крайне неудачной. Эта же комната служила и личным кабинетом. К. Кларк писал, что вопрос о портрете ещё более осложняется при работе в жанре ню. Напротив, создавая копии привлёкших его произведений, Рубенс преследовал две задачи. И в дальнейшем основным языком иностранной переписки Рубенса оставался итальянский38. Удивительная судьба ждала его в жизни и в творчестве. Для исполнения 24 картин был приглашён именно Рубенс.
Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Его осведомителем в делах Соединённых Провинций выступал двоюродный брат жены— Ян Брант.
Первая распродажа имущества Рубенса принесла 52 тысячи флоринов, вторая— более 8 тысяч. Но, технике фрески он предпочитал масляную живопись. Помимо законченного триптиха с поклонением семейства Гонзага Св. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года.
10 апреля 1609 года Рубенс писал Иоганну Фаберу в Рим: «Я до сих пор не знаю, какое принять решение— остаться ли на родине или навсегда возвратиться в Рим, куда меня приглашают на самых благоприятных условиях»67. Королева и герцог Ришельё добрались до Рубенса только в середине июня, по сообщению Роже де Пиля, королева была равно очарована картинами и манерами Рубенса, а кардинал «с восхищением смотрел на полотна и никак не мог ими налюбоваться». На заседании Верховного совета в Брюсселе недовольство фламандского дворянства испанской политикой озвучил именно Рубенс178. Марк Морфорд сопоставлял «Четырёх философов» с падуанским «Автопортретом с друзьями» 1606 года, посвящённым кончине Липсия в том же году. В переписке сохранились замечательные образцы стиля общения художников, когда Брейгель мог назвать коллегу в письме к миланскому кардиналу Федерико Борромео «мой секретарь Рубенс».
Однако Рубенс создал столь смелое произведение, что заказчики его не приняли. Однако это не сказалось на развитии Рубенса как художника: он всё более работал «для себя», что привнесло в его живопись непосредственные, глубоко личные переживания220. В акте указаны «большой каменный дом в виде замка», пруд и ферма в 4 бония и 50 вержей, «вокруг лес».
Он написал портреты английского короля, герцога Бекингемского, графиню Шрюсберийскую испанского короля Филиппа IV, французских королей Генриха IV и Людовика XIII, польского короля Владислава IV Вазы и Марию Медичи. Напротив, женщины отличаются крайней рыхлостью форм. По мнению Ч. Веджвуда, «Рубенс был лучше подготовлен, чем большинство молодых художников, пересекавших Альпы до него». Кроме того, «рубенсисты» желали отображать натуру, тогда как «пуссенисты» стремились подчинить её абстрактному идеалу227.
На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Собственных работ Рубенса этого периода сохранилось очень мало. Именно этим объяснялись фальшивые даты на документах, пересланных в Брюссель и отказ испанского посланника во Франции встречаться с Рубенсом. Однако этот проект так и остался неосуществлённым182.
На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен». Посетил Венецию, Мантую, Рим и Геную. Рубенс стал больше писать «для себя», создавая с жены десятки зарисовок и портретов, причём высокого эротического стиля («Подножка» и «Шубка»)212.
Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Беломраморное решение фасада символизировало Небесный Иерусалим, спустившийся на землю143. Особенно это заметно в письме декоративных драпировок. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века.
Это, конечно, чрезмерное упрощение, но бесспорно и то, что оба триптиха основываются на различных принципах. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм. Для Рубенса— как и для любого крупного мастера— выходом являлось создание типа и для изображения женского нагого тела он сделал то же, что Микеланджело— для мужского. За свою жизнь этот великий художник написал множество картин.
Супруга последовала за ним, сохранились два её письма, которые, по мнению В. Н. Лазарева, «являются замечательными документами возвышенной женской любви и самоотверженной преданности»8. Рубенсу было 53 года, а его жене— 16, она была ровесницей его сына Альберта. С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года. Причиной тяжбы была дата изготовления гравюры «Распятие»: до продления авторских прав или после.
Свою первую совместную работу они исполнили ещё до отъезда Рубенса в Италию в 1598 году, это была «Битва с амазонками»97. В первую очередь это относилось к мировосприятию139.
Рубенс обладал талантом заводить светские знакомства. Эрцгерцог Брюссельский Альбрехт Австрийский заказал заалтарный образ обретения Истинного Креста, который поручил исполнить в Риме, причём художник должен был быть фламандцем, «при условии, что сумма расходов не превысит 200 золотых экю». По-видимому, он считал достоинством картины обилие изображённых персонажей.
Не было ещё и виртуозной лёгкости владения кистью, которую он приобрёл в Италии28. По мнению М. Лекуре, постройка особняка означала окончательный отказ от итальянских планов, а размеры дома намекали и на карьерные амбиции его хозяина: Рубенсу было 35 лет и он «знал, что и как будет писать, а также знал, как будет жить»83. Губерта, Диану на охоте и подобное. Липсий указывает на некий пассаж в четвёртом, раскрытом томе.
Возможно, это труды Сенеки.
Луки. На самом деле никакой магии в живописи Рубенса не присутствует. «Если бы Рубенсу удалось решить все эти задачи, он уничтожил бы в зародыше Тридцатилетнюю войну»190.
Однако в период господства авангарда критики открыто нападали на наследие Рубенса и даже Эрвин Панофский по поводу его пейзажей дословно высказался: «Это всего лишь живопись». Денег для передачи маршалу Субизу Рубенс также не получил.
В этом доме родился седьмой ребёнок— сын Бартоломеус, проживший недолго.
Личных дневников художник не вёл, да и письма его содержат почти одну деловую информацию. Соперничество кончилось трагедией. Он не только восстановил копии с картин Рафаэля исполненные в Риме Пьетро Факкетти, но и самостоятельно исполнил «Демокрита и Гераклита». Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной». Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен).
За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. У него было три учителя: Т. Ферхахт, А. ван Норт и О. Вениус. Гардероб покойного и другие вещи, включая глобусы, были распроданы. Античное искусство помогало найти должную меру между жизненным и идеальным началом. В каком-то смысле Рубенс этим изданием создавал себе работу на будущее. Духу, он исполнил две копии с картин Корреджо в дар для императора Рудольфа II. Его друг Якоб Зандрарт писал: «Не в силах более сопротивляться внутреннему порыву, который влёк его к живописи, он испросил у матери позволения целиком посвятить себя этому искусству».
Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс. Письма государственному секретарю Гевартсу из Испании написаны на макаронической смеси фламандского и латинского языков, причём деловые и житейские вопросы обсуждаются на нидерландском, а научные и политические— на латыни, включая пассажи о ненависти испанцев к графу-герцогу Оливаресу128. С наслаждением писал местные пейзажи. Уже 26 января Рубенс представил заказчику центральную часть композиции, продемонстрировав своё умение оперативно исполнять поручения39.
До ноября 1605 года Рубенс оставался в Мантуе исполняя заказы герцога Винченцо. Дочь Клара-Серена родилась в 1611 году и умерла 12-летней от болезни. Для этого следовало заключить англо-испанский договор, который также привёл бы к окружению Франции владениями или союзниками Испанского королевства174. Карлу Борромео).
Старший сын Ян Баптист навсегда уехал в Италию (там он и скончался), вскоре от болезней умерли ещё трое детей. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. «Никакой преувеличенной аффектации чувств, всё сдержанно и достойно». Семья воссоединилась в Троицын день 1573 года, в 1574 году родился сын Филипп.
Он находил удовольствие в поездках на испанском коне, чтении, а также – изучении медалей и резных камней (агатов и сердоликов) прекрасным собранием которых располагал. В этом отношении Рубенс получил одобрение у представителей романтизма XIX века. Художник скончался в 1640 году.
Рубенс объединил сцены начала жизни и её земного завершения. Здесь для алтаря мантуанской церкви создал картину «Преображение» — произведение, отошедшее от ренессансных традиций.
Рубенс был одним из подписчиков только что появившихся газет, в том числе «Рейнской газеты» и «Итальянских хроник», последние он решительно рекомендовал всем своим знакомым, а также пересылал Пейреску151. Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Интерес к делам французского двора и нужды коллекционирования постепенно привели Рубенса к исполнению художественно-политических заказов.
В качестве свадебных подарков Елена получила от Рубенса пять золотых цепей, в том числе две с бриллиантами, три нитки жемчуга, бриллиантовое колье, такие же серьги, золотые и эмалевые пуговицы, кошелёк с золотыми монетами и множество дорогих нарядов210.
Там же были выставлены готовые произведения хозяина дома, которые гости могли обозревать и с деревянного балкона. Рубенс интенсивно занимался изучением флорентийского искусства, в частности, скопировал картон фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»3435. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». Королева Мария Медичи, поняв, что помощи из Испании не будет, обосновалась в одном из монастырей Антверпена и часто наносила Рубенсу визиты.
По каталогу М. Джаффе насчитывается 1403 аутентичных полотна1. Сам Питер Пауль также был хорошо знаком с философией неостоицизма, но в то же время, видимо, ему был близок эразмовский образ разумного и добродетельного «христианского воина»129. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни.
Был придворным художником мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Рубенс числился его учеником до 23-летнего возраста, хотя ещё в 21 год получил удостоверение «свободного художника»23. Об истинных чувствах художника к его близким можно судить только по многочисленным графическим и живописным портретам. Заверив завещание 28 августа, Рубенс на следующий день отбыл в Испанию183. Могучий красавец конь Пегас, круто изогнув шею, в волнении бьет копытом и косит глазом на раскрытую пасть агонизирующего дракона, спускается богиня Славы, венчающая Персея, хлопочут амуры. В первых работах (особенно в картине «Поклонение пастухов») фигуры и их одеяния по полированной жёсткости более напоминали скульптуры, складки одежды в академической манере были уложены правильным порядком или даже изображались летящими по ветру, хотя это не предусматривалось сюжетом.
Несмотря на постоянную занятость, художник жил очень размеренно. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. С Веласкесом они смогли найти общий язык и занимались верховой ездой. Картины Питера Пауля Рубенса не оставляют равнодушным ни одного зрителя. Инфанта Исабель даже удостоилась порицания в личном письме от Филиппа IV175.
Эти работы, а также многочисленные изображения вакханалий, в том числе «Вакханалию» (1615–1620, ГМИИ, Москва), можно считать переходными от первого ко второму этапу. Филипп Рубенс держит перо, готовый записывать, а Воверий открывает ещё одну книгу. Скопировал он и голову носорога работы Дюрера. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Были и более изысканные сюжеты: в картине «Сад любви» Рубенс представил картину светских забав, позднее развитых Ватто в целый жанр221. Например, в полотне «Венера, Вакх и Арея» поза Ареи заимствована у присевшей Афродиты Дедалса, а Венера, вероятно, восходит к Леде Микеланджело.
В частности, старейшина Гильдии святого Луки художник-маньерист Абрахам Янсенс (1575—1632), также проработавший три года в Италии, предложил Рубенсу «дуэль», в рамках которой художникам предстояло написать по картине на один и тот же сюжет. В картине «Большой Страшный суд» вытянутые руки и тела персонажей образуют некое подобие арки, на вершине которой Господь. Э. Фромантен, однако, замечал, что в картинах почти нет рубенсовских янтарных тонов их колорит напоминает о его итальянских работах.
Ему предстояло написать «Мадонну» для главного алтаря. Дело тут не в страданиях распятого, а в усилиях распинающих108. Первые годы жизни мальчик провел в Кёльне. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Мантуанский герцог Винченцо Гонзага сделал его своим придворным живописцем.
Известно, что знаменитую картину «Поклонение волхвов» (Антверпен, музей) высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Это великого чародея, раскрывшего человечеству мир красок и радости бытия. Рубенс избегал излишеств в вине, пище и игре. В этот период состоялось очное знакомство с Пейреском.
В столицу Франции Рубенс прибыл в январе 1622 года. Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. В готическом по стилю Антверпене особняк производил впечатление «дворца эпохи Ренессанса»80.
Среди его собеседников и корреспондентов были Гуго Гроций и Корнелис Дреббель, причём, общаясь с последним, Рубенс заинтересовался не только оптикой, но и проблемой «вечного двигателя». Это же подчёркивалось достоинством жестов, позой, тщательной отделкой мельчайших деталей.
После возвращения он ужинал с избранными друзьями. Здесь же воспроизводились гравюры – живописные оригиналы Рубенса и его окружения.
Новая поездка в Париж оказалась неудачной. Архитектура этой страны стала развиваться по другому, более интересному пути. Благодаря рисунку Рубенса сейчас можно представить себе исчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари».
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Рубенс не считается мастером психологического портрета. 11 января 1630 года в Лондон прибыл испанский посланник— дон Карлос Колома. Только в последнюю очередь на холсте или на дереве исполнялся весь портрет. Вставал художник в четыре часа и шёл к заутрене, а далее занимался живописью.
Большое значение он придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Брак был заключён с большой поспешностью.
Переходы света и теней едва заметны, причём тени легки и холодны по тону. Может она и в самом деле была чрезвычайно скромна. По поручению испанского короля были куплены четыре картины за 42 тысячи флоринов. По мнению М. Лебедянского, трактовка Рубенсом своего образа напоминает рафаэлевский «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк.
В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Род Колонна (покровители Караваджо) не заинтересовался фламандцем, но Шипионе Боргезе рекомендовал его ордену ораторианцев для оформления храма Кьеза Нуова. Винсент Ван Гог выражал в отношении Рубенса особое мнение. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. Расстались они, впрочем, вполне мирно: ван Дейк подарил бывшему патрону портрет Изабеллы Брант, «Ecce Homo» и «Гефсиманию», а Рубенс отдарился лучшим испанским жеребцом из своих конюшен100. Метод работы над этим портретом использовался художником долгие годы: сначала делался набросок или предварительный композиционный эскиз, затем— всегда с натуры— писалось лицо модели.
В 1629 году он побывал в Англии. В браке с Изабеллой Брант у Рубенса было трое детей. Кажется, что герой едва сдерживает движение, а белокурая богиня вот-вот задышит полной грудью.
Прибытие французского посла с большими финансовыми возможностями означало выбытие Рубенса из «дипломатической гонки»197. Его зрительная память не уступала памяти на тексты. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант. Приступ апреля 1638 года поразил правую руку, лишив его возможности писать. Композиция картины многопланова и может быть прочтена различными способами.
Своеобразие женских изображений Рубенса таково, что К. Кларк подчёркивал в своей монографии о наготе в искусстве (1956), что даже в среде художественных критиков считается признаком хорошего вкуса критиковать Рубенса как «художника, писавшего жирных голых баб» и, более того, употреблять определение «вульгарный»113.
В 1550 году Ян Рубенс перешёл в Падуанский университет, а в 1554 году— в Римский на отделение гражданского и канонического права. Вторым учителем Рубенса был Адам ван Ноорт. Существует анекдот, согласно которому Рубенс, работая над картиной «Охота на львов», пригласил в мастерскую укротителя с его питомцем и был так захвачен зрелищем распахнутой пасти, что снова и снова заставлял укротителя раззадоривать льва. Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. Помимо его гонораров, доход семье по-прежнему приносила сдача комнат внаём9.
За конный портрет короля Рубенс удостоился стихотворной похвалы от Лопе де Веги, назвавшего его «новым Тицианом»186. Однако к тому времени мастерская Рубенса почти развалилась, а «аспиранты» разбежались201. Франциска, Христа с апостолами— и множество иных религиозных сюжетов.
Ходили слухи, что он сумел внушить «известные чувства» Изабелле Брант. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти». По его поручению в 1603 посетил Испанию. Искусство Рубенса – типичное выражение стиля барокко, которое приобрело в его произведениях национальные особенности. Художник потребовал подготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце и готовился представить картины в Париже. Картина была подписана обоими художниками104.
Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды». В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. Основоположником этого жанра фламандской живописи тоже стал Рубенс.
В 1626 году умерла жена художника и он очень тяжело переживал эту потерю. Однако раздел имущества и улаживание всех споров заняли у наследников около 5 лет. Был и другой мотив: в одном из писем Рубенс откровенно сообщал, что в преддверии большой войны беспокоится лишь о «сохранности своих колец и своей персоны»173. За первое десятилетие самостоятельной работы Рубенс написал семь картин на сюжет Распятия, пять— снятия с креста, три— воздвижения Креста, пять Святых Семейств, шесть поклонений Младенцу Христу (волхвов и пастухов), множество изображений св.
Эти мотивы оказались выражены в портрете известном под названием «Четыре философа». Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Вот что писал по данному поводу немецкий художник Иоахим фон Зандрарт, один из первых биографов Рубенса: "Он всегда сам сочинял композицию будущей картины на эскизе в две-три пяди высотой, по этому эскизу его ученики.
15 сентября художник прибыл в Мадрид. Основная тематика, конечно, – образ юной жены. Очевидно, он был любимым ребёнком, поскольку единственным из всех детей Питера Пауля удостоился упоминания в переписке. Питер и Бальтазар сохранили дружбу на всю оставшуюся жизнь. После начала осады Бреды Рубенс попытался сделать при брюссельском дворе карьеру дипломата.
Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Его талант был сразу же замечен. В Троицын день, 5 июня 1629 года уполномоченный Рубенс был уже в Лондоне191. Ночью торжества продолжались при свете 300 бочек со смолой. Впрочем, внешне в жизни Рубенса мало что изменилось: он много времени проводил за заказами в мастерской, принимал за обедом антверпенских буржуа, председательствовал в Обществе романистов. Перенося в картину изображение живой модели, художник освобождал ее от всего случайного.
В трактате «Теория человеческой фигуры», приписываемом Рубенсу, утверждается, что базовым элементом женской фигуры является круг. Достаточно быстро Рубенс получил должность попечителя картинной галереи герцога, но, в общем, крупных заказов почти не было (единственное исключение— оформление церкви иезуитов в 1603 году) и даже в 1607 году в одном из писем он сетовал, что его работы почти не представлены в коллекции Гонзага. В 1630-е годы начался новый период творчества художника.
Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Это обошлось ещё в 7000 флоринов. В этот же период Рубенс создает новый жанр европейского парадного барочного портрета, который явно указывает на социальную значимость персонажа (портреты Марии Медичи и камеристки инфанты Изабеллы). Успехи в искусстве омрачает смерть любимой жены от чумы в 1622 году. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки.
Он считается родоначальником нового стиля в живописи – барокко. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Доброклонский и Н. Н.
Дипломатическая миссия Рубенса завершилась полным провалом202. А уж почему нам не известно ни одно изображение Изабеллы в стиле «ню» – тайна сия велика есть. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. И все же в 1611–1618 годах в Антверпене было построено одно здание, напоминавшее строения Генуи, — дом Рубенса (в 1947 году в нем был открыт Музей Рубенса).
Рубенс выявлял движение в морщинках и складках натянутой или расслабленной кожи121. В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный в нескольких милях к югу от Антверпена. Этот дом современники единогласно провозгласили самым красивым зданием в городе. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники).
При дворе герцога он провёл всё лето 1601 года, период с апреля 1602 по май 1603 года и с мая 1604 по самый конец 1605 года36.
Питер Пауль Рубенс (на местном диалекте «Петер Паувел Рюббенс»2) происходил из почтенного антверпенского семейства ремесленников и предпринимателей, упоминавшегося в документах с 1396 года.
Выехав из Мадрида 28 апреля, 11 мая Рубенс был в Париже и уже через два дня в Брюсселе. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Жениху было 32 года, невесте— 18 лет их венчание состоялось 8 октября 1609 года. Соответственными были и его доходы, он мог зарабатывать до 100 гульденов в неделю, а за большие полотна получал гонорары от 200 до 500 гульденов86.
Да, чувственность и пылкость Рубенса в полной мере проявились в восторженном любовании его второй женой, пусть не обладавшей изысканностью и тонкостью Изабеллы, но такой прелестной и соблазнительной. 29 июня 1577 года родился их шестой ребёнок— Питер Пауль. Художник объединил в рамках одного произведения три разновременных события. Из этих последних следует, что Рубенс задумал сооружение как «фламандскую Сикстину»: как и в Ватикане, каждое из 39 полотен было вписано в отдельный свод. «Его довольно грузные композиции и грузные тела в подлиннике такими не кажутся: они выглядят лёгкими исполненными своеобразной грации»94.
Тело его в тот же день было перенесено в Синт-Якобскерк, в склеп семьи Фоурмен. Из документов и переписки удаётся, как правило извлекать только финансовую информацию. Она стала персонажем картины «Сад любви», наполнив ее своим естеством. 3 июня они взошли в Дюнкерке на борт военного судна, отправленного королём Карлом. Чаще всего он цитировал сатиры Ювенала, поэмы Вергилия и труды Плутарха и Тацита.
Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Церемония была назначена на 17 апреля 1635 года и подготовка заняла более года. Получив первоначальные навыки и отточив их, в 1595 году Рубенс перешёл в мастерскую самого знаменитого антверпенского живописца того времени— Отто ван Веена (Вениуса), получившего образование в Италии и привнёсшего во Фландрию дух маньеризма14.
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Рубенсовские обнажённые тела были результатом огромной аналитической работы.
Начиная от подаренной им родителями внешности и заканчивая полотнами, которые выходили из-под его кисти. Как минимум один натюрморт с цветами для Борромео Рубенс и Брейгель исполнили совместно. Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса.
20 августа 1631 года король Филипп IV удовлетворил просьбу о титуле. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. По словам Ч. Веджвуда, «Рубенс был хорош, но он не был вундеркиндом», подобным ван Дейку.
Затем, он принимался за работу имея всегда при себе наемного чтеца, читавшего ему вслух какого-либо античного автора. Кроме того, многочисленные корреспонденты Рубенса по антикварной торговле позволяли вести обширную тайную переписку, в которой художник пользовался как минимум четырьмя разными шифрами181. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах. Назвали его также в честь крёстного— генуэзского банкира Никколо Паллавичини. Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе: «Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, так как она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу.
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Иными словами, он готовил для себя запас сюжетов, моделей и технических решений. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Она писала, что полотно «выглядит впечатляюще монументально», а персонажи отличаются скульптурностью форм, почти как у Веронезе. Пользуясь невнимательностью герцога к своей персоне, уже в 1601 году Рубенс отправился в путешествие по Италии из письма брату Филиппу в декабре того же года следует, что он объехал «почти все крупнейшие итальянские города»37. В этой стране Рубенс прожил восемь лет, переезжая из одного города в другой.
Южные нидерландские провинции (иначе называемые Фландрией) во главе с Антверпеном оказались под властью Испанской монархии. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Художник дважды был женат.
Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. Художник в письмах жаловался, что французский двор его утомил. Страдая подагрой, Рубенс обедал умеренно, а после еды совершал верховую прогулку, которая могла быть совмещена с деловыми визитами по городу.
Несмотря на чувственность его творчества, «следует принять как данность искреннее целомудрие художника»35. Барокко рассматривается М. Лекуре как искусство мира, утратившего свою незыблемость. В каждой из этих стран, его авторитет был весьма высок.
В 1594 году Рубенс попадает в мастерскую придворного живописца Отто Вениуса – одного из крупнейших в то время нидерландских романистов. М. Лекуре не слишком высоко оценивала триптих для церкви Кьеза Нуова (центральная часть— Богородица, боковые части— святой Григорий и святая Домицилла). Однако нарядная и праздничная атмосфера этих сцен контрастирует с центральной частью, поскольку демонстрирует лишь пролог к мученической смерти Спасителя.
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». Главный идейный противник Делакруа— мэтр французского академизма Жан-Огюст Энгр — в композицию своей программной картины «Апофеоз Гомера» отказался включить Рубенса, обозвав его «мясником»231. По К. Кларку, «он настолько полно реализовал выразительные возможности женской наготы, что на протяжении всего следующего века художники, не являвшиеся рабами академизма, смотрели на него глазами Рубенса изображая пышные тела жемчужного цвета».
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. До конца XIX века только восемь иностранных художников удостаивались рыцарского звания200.
Все это тайна велика есть. Кто же не знает имя Петера Пауля Рубенса. На свою свадьбу Рубенс написал двойной портрет «В жимолостной беседке» («Автопортрет с Изабеллой Брант»). Гуго Гроций даже сообщал Дюпюи, что Рубенс был выслан штатгальтером204.
Борромео, ценитель фламандского искусства, делал заказы Брейгелю в 1606—1621 годах102. По К. Кларку, величие Рубенса-художника выражалось в том, что он понимал момент, когда можно отказаться от строгого канона классической формы119. Король вернулся в Вальядолид в первых числах июля.
Рубенс помещал портретируемых на нейтральном фоне или перед драпировкой. Он сравнивал собственное творчество с философским камнем. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
С приобретением в 1635 году замка Стеен в Элевейте Рубенс получил титул сеньора. Рубенс исполнял и частные заказы: написал цикл «Двенадцать апостолов», портреты членов семьи герцога Лермы и герцога Инфонтадо, которому был представлен поверенным Иберти49. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Разве что истинный талант. В Мадриде написал многочисленные портреты испанской знати. Именно в этом стиле Рубенс создал свои знаменитые картины: «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Три грации», «Воздвижение Христа», «Портрет Инфанты Изабеллы» и многие другие.
Художник сделал рисунки с различных ракурсов с аллегорической статуи «Ночь», стремясь научиться свободному выявлению выразительности и красоты человеческого тела. Рубенс живо продолжал интересоваться не только теоретической наукой, но и прикладной. Рубенс заботился о своих авторских правах. Единственным человеком, к которому Рубенс испытывал совершенное доверие, был старший брат Филипп. Особое место занимали отношения Рубенса с Яном Брейгелем-младшим: это была своего рода дружеская взаимопомощь. Многие жители покидали разоренную войной страну.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. За работы, полностью исполненные самостоятельно, он удваивал цену98. Никаких следов его ранней графики не сохранилось17.
Коллекция медалей и гемм, а также библиотека досталась старшему сыну Альберту. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. В 1610 году Николас Рококс заказал для городской ратуши «Поклонение волхвов», причём уже в 1612 году картина была подарена Родриго Кальдерону, графу дОлива. Он называл Рубенса «самым мифологическим» из живописцев своего века, поскольку миф у него реализуется как естественная форма первичного жизнеощущения.
Творческое содружество плавно перешло в личное: Рубенс писал Яна Брейгеля со всей семьёй и исполнил картину «Апостол Пётр с ключами» для надгробия Питера Брейгеля-старшего в брюссельском соборе Нотр-Дам-де-ла-Шапель. Однако семейное благополучие закончилось в 1587 году после кончины главы от скоротечной лихорадки. Рубенс и Иберти предстали перед премьер-министром герцогом Лерма, который принял представленные копии за оригиналы. галерея Медичи в Лувре). К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Некоторым зрителям, созерцавшим холсты маслом Рубенса казалось, что художник не мог рисовать простыми красками.
Выполнив миссию, в 1604—08 вернулся в Италию к мантуанскому двору. В переписке восхищение Питером, по выражению М. -А. В известном смысле дом Рубенса превратился в «приёмную» Брюссельского двора: у него квартировали посланники Лотарингии и Англии перед официальными приёмами. После постройки замка Рубенс всё реже появлялся в мастерской на Ваппере.
Елена была десятым ребёнком и Рубенс впервые запечатлел её в 11-летнем возрасте для полотна «Воспитание Богородицы». Рубенс не использовал глухих теней, переходы между светом и тенью не резки, всё артистически обобщено и приведено в свето-цветовую гармонию.
В дневнике Делакруа Рубенс— «Гомер живописи»— упоминается 169 раз230. Все полотна посвящены жизни Марии Медичи. Художник увлекся новым жанром — портретом. Его творчество стало связующим звеном двух художественных культур — возрождения и барокко.
М. Лебедянский отмечал, что фон портрета, с ветвистым деревом и сценой битвы в отдалении исполнен более обобщённо, без тщательной отделки, в отличие от фигуры герцога и его лица. Применяя свой свободный, плавный стиль, разработанный им самим, он, вероятно, лишь для собственного удовольствия рисовал ту землю, на которую так долго глядел с восторгом и любовью.
В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Письма Питера Пауля к нему не сохранились, но остались послания старшего брата младшему. И слава Богу. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античного искусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которым я не смел и помыслить».
Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Любимов). В январе 1611 года Рубенс приобрёл большой участок на улице де Ваппер. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Неужели она была настолько скромна. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти.
Различные аспекты творчества Рубенса привлекали самых разных художников. Рубенс, попытавшийся участвовать в испано-савойских переговорах (герцог Карл-Эммануил был готов поддержать испанскую сторону против Франции), был отстранён личным приказом короля. Помимо перечисленных, на полотне запечатлен автопортрет его автора— отдельно от учёных слева— и (справа внизу) любимый пёс Липсия по кличке Мопс. Художник узнал обо всём лично от инфанты и был глубоко удручён.
Клоду Пейреску он писал, что 12-летний сын неплохо успевает в греческой литературе.
Рубенс не осуждал чужих произведений и находил «нечто хорошее в любой манере». Он побывал в Венеции, Мантуе, Флоренции, Риме, Генуе.
На сцену покровительственно смотрят сверху Юпитер и Юнона. Своей личной палитры Рубенс ещё не изобрёл. Рубенс без колебаний использовал в религиозных сюжетах обнажённую натуру. На лондонском аукционе Christies картина Рубенса «Избиение младенцев» в 2002 году была продана за 75 миллионов евро, а «Лот с его дочерьми»— за 52 миллиона евро в 2016 году, что делает его одним из самых дорогих старых мастеров.
И конечно же, этим «ноу хау» Рубенс не замедлили воспользоваться наиболее продвинутые художники того времени. Рубенс обращается к античному миру, чтобы запечатлеть мужественный героизм и вечную женственность. Речь шла о «Воздвижении креста». По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). В частности, были убраны бойницы. Однако во второй половине XVII века во Франции, где он впервые столкнулся с неприятием, началось противостояние «рубенсистов» и «пуссенистов». Уроженец купеческого Антверпена в предисловии к книге писал, что отдал предпочтение генуэзским домам, «более подходящим для обычных семейств, чем для двора владетельного князя»146147.
Но Рубенс никогда не был педантом. А над ним сияющая богиня славы. Спустя десять лет он напишет картину «Битву греков с амазонками», где постарается достичь выразительности картины Леонардо в сложной многофигурной композиции.
И одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно и стала религиозная и мифологическая живопись. По этой причине достаточно сложно определить, откуда заимствованы образы. Они всегда уступают Рубенсу в отношении стихийной чувственности и здоровой эротики. Сделка была совершена и художник сделался обладателем 21 крупной, 8 «детских» и 4 поясных скульптур, 57 бюстов, 17 пьедесталов, 5 урн, 5 барельефов и набора прочих предметов. Ещё на полпути он получил известия, что его мать скончалась 14 ноября. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены.
Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Однако в следующий раз его пригласили в Париж лишь 4 февраля 1625 года157. В барочной композиции «Персей освобождает Андромеду» из собрания Эрмитажа фигура Андромеды восходит к одной из античных статуй Venus Pudica (Венеры Целомудренной). В Венеции на него обратил внимание мантуанский герцог Винченцо Гонзага и сделал его своим придворным живописцем. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. К. Кларк писал: «Даже если бы он не испытывал естественного влечения к толстым женщинам, он считал бы складки пышной плоти необходимыми для лепки формы».
Однако величина фигур угнетает динамику композиции. Колористическую задачу Рубенс выполнил на контрасте светлой гаммы одежд и тёмного фона (особенно в «Домицилле»), который скупым стилем может напомнить Караваджо, но без его световых эффектов. В мастерской он обыкновенно оставался до пяти часов пополудни. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Быстрота работы мастера поражала современников. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Таким был великий фламандский художник XVII века Петер Пауль Рубенс. Путь из Рима в Антверпен занял у Рубенса 5 недель.
Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Осталось несколько полотен с изображением Альберта. Рубенс много сил потратил на передачу выражения своего лица и супруги. А ведь оно только одно из многих.
В королевском собрании он скопировал для себя серию «Триумф Цезаря» Мантеньи, которая когда-то находилась в собрании герцога Мантуанского и была приобретена королём Карлом196. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности.
Он побывал в Делфте и Утрехте, вызвал подозрения британского посла и переговоры оказались на грани срыва. Письма художник чаще всего диктовал, не отрываясь от кисти. М. Лекуре утверждала, что «создаётся впечатление, что при работе над женской фигурой Рубенс раз и навсегда запретил себе использовать угол»112.
Почти все эти произведения отличались крупными размерами, поскольку служили для украшения церквей, дворцов и муниципальных зданий. Называя готический стиль «варварским», он агитировал богатых нидерландцев строить дома с просторными холлами и лестницами, а внушительные размеры алтарей в новоманерных церквях, кессонные своды и просторные простенки могли быть наилучшим образом заполнены картинами из его мастерской148. Триптих «Снятие с креста» для городского собора Антверпена был заказан Рубенсу в 1611 году антверпенской гильдией стрелков. За 10 лет брака родилось пятеро детей: дочь Клара-Иоганна, сын Франциск, Изабелла-Елена, Питер Пауль и посмертная дочь Констанция Альбертина (она родилась через 8 месяцев после смерти отца)219.
Рубенс был красив во всем. Впрочем, он продолжал исполнять поручения мантуанского двора: приискал резиденцию в Риме для герцогского сына, назначенного кардиналом и приобрёл для коллекции «Успение Богородицы» Караваджо55. Фромантен считал, что Рубенса «восхваляют, но не смотрят»233. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Ярким примером такой работы являлся портрет маркизы Вероники Спинола-Дориа64. Однако новый этап в творчестве Рубенса оказался связан с заказом настоятеля церкви Св. По И. Е. Прусс, живописи Рубенса свойственна особая воздушность. На королевской аудиенции Филипп IV не выразил особенного восторга работами Рубенса, 28 сентября предстояло заседание королевского совета по вопросу, следует ли давать ход переговорам с англичанами. Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Откровенность собственного чувства и завораживающее мастерство живописца являет образ обнаженной Елены с накинутой на плечи меховой накидкой в картине «Шубка». Пейзажи позднего Рубенса – опоэтизированная чувственно-материальная красота природы Фландрии («Радуга», «Возвращение с поля»). Иезуиты этим преследовали абсолютно конкретную цель: Рубенсу была заказана «Библия бедных», в которой чередовались ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Официальным поводом для поездки стал заказ королевский заказ на писание парадного портрета.
Работая с античными памятниками, Рубенс ставил перед собой различные задачи. Начинающих художников Рубенс именовал «аспирантами», каждый из них имел определённую специализацию. В реестр не вошли созданные им произведения искусства, а также коллекция античных гемм.
Хотя в Мадриде почти никто не верил в заявления Рубенса о художественной миссии, 8 месяцев своего второго пребывания в Испании он занимался почти исключительно живописью. «Он терпеть не мог злоупотребления вином и обжорства, как и азартных игр»82.
В них начисто отсутствует мистика. Елена была племянницей первой его жены— Изабеллы Брант её сестра— Клара Брант— вышла замуж за торговца коврами и обойщика Даниэля Фоурмена (Фоурмента). Рубенс, как и все его современники, считал недосягаемым образцом античную древность. «В этих работах нет пока ничего, кроме впечатляющих размеров мужских и женских фигур, что объединяло бы их и дало возможность без труда узнать руку мастера. Должность предполагала контроль над исполнением испанского законодательства5.
Рубенс любил свой труд и старался жить так, чтобы работа была в радость. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Отпевание состоялось 2 июня. Это событие ознаменовало новый этап его жизни, наполнив идиллическим семейным счастьем. Незадолго до кончины Рубенс набросал её портрет. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии.
Десятилетием позже Д. Веджвуд отмечал, что, по-видимому, Рубенс лучше, чем какой-либо другой художник в истории искусства достиг мастерства в изображении живой плоти. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. 11 июня Питер Пауль Рубенс прибыл в Брюссель и на следующий день— в родной Антверпен159.
Игнатия (ныне посвящённой св. В завещании, составленном перед смертью, он писал, что «его труды пригодятся тому из наследников, кто пойдёт по его стопам». Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. В 1622 году Рубенс опубликовал альбом «Дворцы Генуи» в двух томах, первый из которых был посвящён античности, второй— его времени.
Лицо его искажено приступом боли, пальцы плотно сжаты, все мышцы тела напряжены. В Мантуе он обосновался с лета 1601 года, но не собирался сидеть на одном месте. Напротив, в колорите центральной сцены преобладают белый, чёрный и красный тона. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Прежде всего, следовало проникнуться духом античности, его эстетикой и техническом совершенством.
Впрочем инфанта Исабель в апреле 1632 года разрешила Рубенсу оставить французские дела. Кроме того, Рубенс активно интересовался нумизматикой и археологией, в частности, будучи в Генуе, выполнял архитектурные зарисовки дворцов. Гвидо Рени ещё в Италии говорил, что «Рубенс подмешивает в свои краски кровь», подчёркивая, насколько реалистично тот научился изображать человеческую плоть.
Я хотел иметь жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти и, сказать по правде, мне показалось жестоким потерять драгоценное сокровище свободы в обмен на поцелуи старухи». Высокие доходы Рубенса позволили ему приобрести поместье с замком Стен, давшим название этому периоду – «стеновский». Поскольку в Антверпен вернулась чума, в октябре 1625 года Рубенс вывез семью в Лаэкен. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены.
Графические и живописные портреты родственников или людей, вызывавших симпатию, многочисленны в рубенсовском наследии. После возвращения Рубенса они продолжили сотрудничество, причём, по мнению Анны Воолетт, «это было соавторство редкостного сорта— не просто между художниками равными по статусу, но и между живописцами, чьи стилевые искания были направлены в разные области— многофигурные и аллегорическо-исторические сцены у Рубенса и атмосферные эффекты в пейзажах и натюрмортах у Брейгеля»101.
Однако еще более совершенны собственноручные эскизы мастера, в частности, поразительный по живости композиции изысканности цветового решения, виртуозной свободе исполнения эскиз "Коронация королевы Марии Медичи" (1622-1625)".