Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин. Картина изображает рождение Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Только что рождённая из морской пены, она подплывает к берегу. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника Сандро Боттичелли.
Картина Рождение Венеры (1485г)была заказана ему для виллы Кастелло, которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.
«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви.
Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое».
Давно уже было замечено, что хрупкая Венера Боттичелли мало напоминает классический прототип, но зато очень близка образам его скорбных мадонн. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного».
В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
Находится в галерее Уффици, Флоренция. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры». была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода.
Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Умер Боттичелли в безвестности. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана. Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Сандро родился в семье кожевника.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Их можно разбить на независимые группы. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан.
Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Возрождение. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»).
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Громко приветствовали её боги. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Дерево, темпера. Паломники много недель шли туда пешком и каждый в доказательство того, что он проделал столь долгий путь, подбирал на берегу и уносил с собой двустворчатую морскую раковину. Это утверждение — оправдание женской наготы. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции.
Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. А для Джулиано Медичи, когда тот участвовал в рыцарском турнире, Боттичелли создал рыцарское знамя. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру.
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. В первой половине XVI века, она хранилась на вилле Кастелло, принадлежавшей потомкам Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики.
Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). И это напоминает поединок за новорожденную.
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения).
Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Варнавы работы Боттичелли). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
И эта поза и мягкая линия бедра и целомудренный жест рукой и мечтательный взгляд и пропорции тела, отвечающие канонам гармонии, разработанным скульпторами Поликлетом и Праксителем, – всё это свидетельствует о влиянии классической греческой скульптуры на Боттичелли. Галерея Уффици. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры).
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 568 дней. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 568 дней. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни).
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. С древнейших времен навязчивая, неподвластная разуму природа физического желания искала выхода в образах и придать этим образам форму, благодаря которой Венера перестает быть Вульгарной и становится Небесной, было одной из постоянных задач европейского искусства. Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством.
Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Именно в такой же позе была изображена скульптура Праксителя «Капитолийская Венера». Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
В образе Венеры, как и в других женских персонажах, преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Контуры век и бровей, крылья носа, пальцы, лунки ногтей, пряди волос, травинки, прожилки листьев – все это художник прорисовывает тончайшими легкими линиями, непостижимым образом не впадая при этом в мелкую детализацию. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. В мифе события разворачивались стремительно. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. «Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана из белоснежной пены морских волн.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Флоренция. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас.
Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Не построил своего дома, не свил семьи.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи— двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. «Легенды и мифы Древней Греции»). Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Богиня возникла из морской пены. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Шею оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта – символ вечной любви, у ее ног цветет анемон – первый весенний цветок, также один из символов Венеры.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Холст, темпера.
Именно рядом с ней Боттичелли хотел быть похороненным, что и было исполнено спустя 34 года после смерти Симонетты. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова".
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Варнавы работы Боттичелли). Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, купив себе виллу, пригласил Сандро пожить у него и поработать над картинами для интерьера. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте.
Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Картина «Рождение Венеры» описывает античный миф рождения богини любви из морской пены. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
Предположительно, Боттичелли узнал об этом мифе от философа Марсилио Фичино или от поэта Анжело Полициано, который в своем произведении «Джостра» детально описал миф рождения Венеры. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
203 x 314 см. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Зефира обнимает его возлюбленная Хлорида, а на берегу богиню встречает одна из граций. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Дивную богиню повели на Олимп. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда.
Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир.
Но это правда.
И все же это так. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний.
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Был он, что называется, не от мира сего. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров.
Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Что же.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Италия.
Она не стоит, а парит. Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены.