Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует».
Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 568 дней. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
Их кумиром был древнегреческий философ Платон. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». 203 x 314 см.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Это утверждение — оправдание женской наготы.
В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».
Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера).
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Был он, что называется, не от мира сего.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Однако после двух лет обучения у золотых дел мастера предпочел пойти в ученики к художнику Филлиппо Липпи.
Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Возрождение. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Лично я склоняюсь к романтическому варианту.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Эту Симонетту — волшебную, как мечта, загадочную и невыносимо прекрасную — запечатлел на своих картинах самый своеобразный художник Возрождения — Сандро Боттичелли.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Но Иоргос уже продал Венеру местному священнику, который в свою очередь собирался преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти.
Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним из тех художников, которые пришли в мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). К сожалению, этот штандарт не сохранился. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Богиня возникла из морской пены. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Вазари пишет, что на картине изображена рождающаяся Венера с ветрами и ветерками, помогающими ей ступить на землю вместе с амурами.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Сандро родился в семье кожевника. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным».
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Она много лет украшала его виллу Кастелло.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Галерея Уффици. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. 1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя.
Не построил своего дома, не свил семьи. Был он, что называется, не от мира сего. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований.
В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Флоренция. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Умер Боттичелли в безвестности.
Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Любовь, что движет солнце и светила" — это Данте, написавший "Божественную комедию" только для того, чтобы воспеть Беатриче. Затем пошел в ученики к одному из виднейших мастеров итальянского Ренессанса, художнику Фра Филиппо Липпи, чтобы научиться живописи.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Только что рожденная из морской пены Венера, подплывающая на раковине к берегу, — центральный образ картины. Сбоку ее уже обдувают переплетенные в объятии бог и богиня ветров, еще минута – и импровизированная лодочка перевернется и уйдет в пучину моря страстей. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества.
Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Не построил своего дома, не свил семьи. И флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици). Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек.
Холст, темпера. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан.
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. И все же это так. Что же.
Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Их можно разбить на независимые группы. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 568 дней. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу».
Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. На протяжении многих лет Боттичелли поддерживал дружеские отношения с семьей Медичи, неоднократно работал по заказам членов этой многочисленной семьи. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Богиня добралась до берега и там, где она ступала, тут же вырастала трава и зацветали цветы.
1 ВЕНЕРА. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. В мифе события разворачивались стремительно. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы. Это можно объяснить тем, что Вазари писал понаслышке от человека знающего и перепутал детали.
Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление.
И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. И это напоминает поединок за новорожденную.
Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Слева от нее дуют Зефиры и от их дыхания сыплются розы, словно наполняющие картину благоухающим ароматом. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Слева от нее дуют Зефиры, от их дыхания сыплются розы и словно наполняют всю картину тонким благоуханием. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера).
Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты.
Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Находится в галерее Уффици, Флоренция. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году.
В 1481 году в Рим была приглашена группа флорентийских художников, где они вместе с умбрийскими мастерами при участии своих помощников украсили стены Сикстинской капеллы. О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Более, чем солнечному лучу, Боттичелли доверял лучу своего глаза, а кисть его была точна и тверда». Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году.
Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Она не стоит, а парит. Красота Симонетты поражала всех без исключения. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды.
Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли.
Мне почему-то кажется, что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. Италия. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Но это правда.
Но флорентийцы не хотели верить, что прелестные и нежные черты Симонетты будут навсегда утрачены. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
Верил в озарения и не заботился о богатстве. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи – первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Дочь богатого лигурийского купца, она приехала во Флоренцию как невеста Марко Веспуччи, представителя богатого рода, близкого к Медичи.
Дерево, темпера. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. В эпоху Возрождения, во времена бунта против догм церкви, когда красота и жизнь тела вводилась в абсолют, люди не очень-то считали нужным идти наперекор своими чувствами и все средства для достижения цели были хороши. То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Еще в середине прошлого века Боттичелли считался одним из тех художников, которые пришли в мир лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.