Картина Сандро Боттичелли Рождение Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции. «рождение Венеры» — первое изображение полностью оголенного женского тела, где нагота не символизирует первородный грех (раньше художники так писали, преимущественно, Еву).
Красота Симонетты поражала всех без исключения. Что же. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Жизнь разрушает красоту, рок преследует любовь.
Флоренция. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма.
Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Много лет спустя Боттичелли написал картину «Марс и Венера» (1485. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. Этот принцип композиции и образности не является смешением античности и средневековья, как думали в конце 19 века, а созданием нового символического языка, включающего в себя переосмысленную античность и средневековье, опыт создания «исторической картины», а не просто «истории», в смысле Альберти. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции.
Картину Рождение Венеры написал итальянский художник тосканской школы Сандро Боттичелли на холсте размером 172, 5?278, 5см темперой (темперные краски -- одни из древнейших, до изобретения и распространения масляных красок темперные краски были основным материалом станковой живописи. Намекая на это, Боттичелли изобразил грациозные цветы розового оттенка, которые реют на ветру вокруг Зефира и Флоры. Раковина обозначала чистоту и непорочность. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Сандро родился в семье кожевника. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Возлюбленную Джулиано, умершую вскоре от чахотки, воспели поэты медичейского двора. Для кого-то это история лебединой верности, а для кого-то — разбитых розовых очков, для кого-то — встретившихся, наконец, половинок, для кого-то — удачно реализованных амбиций, для одних — обретенной навек мирной гавани, для других – битвы, не прекращавшейся всю жизнь.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Это, пожалуй, первое в истории живописи изображение обнаженной женщины вне контекста первородного греха.
Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. 17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. На картине изображен морской берег ранним утром, когда еще «.
И это напоминает поединок за новорожденную. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза.
А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. 1485 г. Уффици, Флоренция).
В Рождении Венеры нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте.
Дуновением Ветров раковину несет к берегу, где Венеру ожидает нимфа, готовая набросить на ее обнаженное тело плащ. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Душой кружка был философ Марсилио Фичино, который с помощью сложных философских построений доказывал, что идеи Платона предвосхитили христианство. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года.
На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости».
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Был он, что называется, не от мира сего.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Так что можно быть уверенным, что желание придать глубины и монументальности пространству было причиной для укорачивания картины, ведь не вмещающиеся в раму фигуры первого плана отталкивают фон глубже. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли.
В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах.
В полном соответствии с названием, они обратились к искусству дорафаэлевского времени – средневековому и раннеренессансному. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания.
Композиция картины отражает содержание бесед, которые вели между собой члены платоновской Академии при дворе Лоренцо Великолепного во Флоренции. По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Их можно разбить на независимые группы. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Но все та же бесконечная плодовитость привела к тому, что даже капель крови, упавших на землю или в воду, хватило для зарождения новых существ – от нимф до богинь. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Картина Рождение Венеры написана Боттичелли с1482 по 1486, когда художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет. Три фрески, выполненные Боттичелли, – «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» – типичные многофигурные композиции раннего Возрождения. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Надо думать, Вазари ее не видел иначе, как объяснить, что он спутал две картины.
В них заворачивали как новорожденных, так и умерших. А розы и раковина в средних веках ассоциировались с Девой Марией. Самым прекрасным творением оказалась Афродита. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам.
Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica».
В годы создания «Весны» тридцатичетырехлетний Боттичелли и двадцатишестилетний Леонардо да Винчи – самые яркие творческие индивидуальности Флоренции. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». В настоящее время картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной.
Он парит и отдыхает над всем, что только есть нежного». Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 553 дня. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор.
И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Оры, божества, времен года, стояли на берегу в белых одеждах, а их распущенные волосы ласкали порывы воздуха. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью.
Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Здесь опять неточность, как и в описании Примаверы.
Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами.
Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Каждая деталь этого произведения подобна музыке. 203 x 314 см.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Но это правда. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Словом, суета сует и вечная жизнь в произведениях искусства, слава, сравнимая разве что с поклонением Иисусу Христу Во все времена, начиная с античных, мужчины-творцы создавали свою Венеру на полотнах и в камне – а встречали ее. Композиция «Весны» строится на характерном ритме певучих линий, на чередовании струящихся контуров фигур, которые расставлены, как на сцене, где декорацией служат прямые стволы деревьев и светлые просветы неба. «Весна» (1478. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Это утверждение — оправдание женской наготы. Лоренцо удалось скрыться. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Картина «распадается» на отдельные фигуры и группы, персонажи ее живут своей отчужденной друг от друга жизнью, она полна символов и неясных намеков. Заговорщики напали на братьев Медичи в соборе во время церковной службы. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет.
Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5). Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Прекраснее, так как он самый юный и всегда следует за юностью. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи — двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней.
Это также было и насущной задачей неоплатоников. Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Не построил своего дома, не свил семьи. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ "Смерть Марии". Придворный поэт Анджело Полициано посвятил описанию турнира 1475 года поэму «Джостра» («Турнир»). В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Богиня возникла из морской пены.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Лично я склоняюсь к романтическому варианту. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. Умер Боттичелли в безвестности. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Был он, что называется, не от мира сего. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. Возрождение. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Предполагают, что по мотивам этого произведения и созданы две наиболее прославленные вещи Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», в которых с предельной ясностью отразилось его эстетическое кредо. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Богиня Ора спешит к берегу с плащом в руках, дабы укрыть им Венеру, безупречные черты которой ошеломляют. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность.
Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Боттичелли восхищался этой женщиной, наделяя героинь своих полотен ее чертами (изящной длинной шеей, тяжелыми светлыми волосами, нежными чертами лица, отмеченными выражением легкой грусти), причем все работы Боттичелли, где изображена Симонетта, были созданы уже после ее смерти (она умерла в 1476 году). И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух.
И Боттичелли донес до нас священную память о ней. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Необыкновенно красива картина «Рождение Венеры» (ок.
Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ.
Галерея Уффици. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Лишь когда европейские художники научились с совершенной достоверностью передавать на холсте все многообразие окружающего мира и двигаться в этом направлении было уже некуда, лишь когда скучные эпигоны-академики бессчетное число раз повторили каждую фигуру, каждый жест с картин и фресок Рафаэля, возникла насущная потребность в новых художественных ориентирах. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Дерево, темпера. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. Не построил своего дома, не свил семьи. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
В это же время он увлекается идеями неоплатонизма, оказавшими существенное влияние на его творчество. Она не стоит, а парит. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Рождение Венеры из воды легко сопоставляется с идеей «возрождения души в водах крещения» и, согласно Пико делла Мирандола, библейское выражение «дух божий носился над водами» соотносимо с дыханием Эроса или Зефирами у Боттичелли, которые движут и вдохновляют к жизни только что рожденную Венеру. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Это вызывала ощущение выхода Венеры не на зрителя, а к берегу. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Следует сказать, что портрет как самостоятельный жанр занимал значительное место в творчестве мастера. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл "Декамерона" Боккаччо. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Радость триумфального появления сопровождается летящими к ногам розами. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами.
И все же это так. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Например, Леонардо Бруни в похвальном слове городу писал: «В ней нет ничего беспорядочного, ничего неуместного, ничего неразумного, ничего необоснованного все имеет свое место и не только строго определенное, но и подобающее и необходимое». О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Но особенно дружен был художник с двоюродным братом флорентийского правителя — Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого и написал свои прославленные картины «Весна» и «Рождение Венеры». И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку.
Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали.
Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. И Боттичелли донес до нас священную память о ней.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. На картине так же встречаются символы, связанные с культом Венеры. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. В 1478 году по заказу Лоренцо, в назидание флорентийцам, художник написал на стене дворца Барджелло изображение повешенных участников заговора Пацци.
В мифе события разворачивались стремительно. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно. И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой.
С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Их кумиром был древнегреческий философ Платон.
Разновременные эпизоды сосуществуют в пределах одной картины. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 553 дня. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Как бы то ни было, уже не найти документальных подтверждений того, кто изначально заказал картину Венера Боттичелли.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Мне почему-то кажется, что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры. Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей.
По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Несколько посмертных портретов Симонетты написал и Боттичелли. Варнавы работы Боттичелли).
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Интересно и то, что вся композиционная схема, согласно анализу Гомбриха, восходит к традиционной схеме Крещения к схеме «Коронование мадонны». Картина «Рождение Венеры» написана Боттичелли около 1485 года, когда (по выражению Вазари) «художник уже настолько уверенно владеет кистью, что может изображать на своих полотнах все, что захочет». Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли.
Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Судьба Боттичелли была сложной и полной тревожных раздумий, сомнений и испытаний. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Они символизировали границу между миром духов и миром материальным.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Италия. Верил в озарения и не заботился о богатстве. Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты. Настоящая фамилия художника — Алессандро Филипепи, а Боттичелли («Бочоночек») — это смешное прозвище, которое дали старшему брату художника и которое навсегда прилепилось к нему самому.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Только что рожденная из морской пены Венера, подплывающая на раковине к берегу, – центральный образ картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины.
Джулиано был убит ударом кинжала. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Однако произведение Боттичелли овеяно настроением поэтической грусти. Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. На картине изображено предрассветное утро, слабые волны нарушают морской покой, на берегу с правой стороны шелестят апельсиновые деревья. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Она много лет украшала его виллу Кастелло. На знамени изображена Афина Паллада, однако во Флоренции все прекрасно понимали, что красавица в белом платье — это Симонетта, возлюбленная Джулиано.
Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Увы, о частной жизни Боттичелли известно лишь то, что семьи у него не было, о его возлюбленной мы ничего не знаем.
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. не властен свет», но уже «расточилась тьма», из морской пены родилась Венера.
Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле.