«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. По преданию, там похоронен святой Иаков Старший (казненный в Иерусалиме в 44 г. ). Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». «Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино.
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
«Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли. Всмотритесь в лицо ребенка — он уже словно видит себя распятым. Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом.
Это раковина морского гребешка, которую называют еще "раковиной святого Иакова". Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Но все проще некуда: Тициан просто хотел показать нам, что брак должен ассоциироваться не только с верностью (собачка), но и с волнующей сексуальностью. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена».
Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось. Это также было и насущной задачей неоплатоников.
Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Рождение Венеры в древности было граничит с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи.
И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Возрождение. Флоренция. Вот таким образом немудрено, что все их эмоции объясняются будущим страданием и смертью Христа. Одни утверждают, что эта Венера из древнегреческих мифов, другие считают, что Сандро Боттичелли не мог знать этих мифов и, скорее всего, это одна из библейских историй. Несущая богиню раковина вот-вот коснется земли, ее подгоняют к берегу дуновения западного ветра Зефира и его подруги Ауры. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам.
Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов.
В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности). Она скончалась во цвете лет от чахотки. 2 РАКОВИНА – символ женского лона из которого выходит Венера. 3 ЗЕФИР – бог западного весеннего ветра. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина — чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи.
А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Лично я склоняюсь к романтическому варианту. На берегу Ора Весны приближается к Венере изящным танцующим движением, на кончиках пальцев ног, распахивая великолепный плащ, чтобы её одеть.
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Он никогда не был женат, а исследователи его творчества уверяют, что тайной любовью художника оставалась девушка с картины, Симонетта Веспуччи. О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами.
Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле. Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером.
Выщипанные брови и выбритый лоб — не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. И все же это так. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Италия.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года. Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор.
Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти.
О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Она была возлюбленной Джулиано Медичи и была воплощением самой красоты и любви, вот вот таким образом с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. Плавные очертания ее тела, подобного мягкостекающей капле, покатость узеньких плеч, горделивая стройность шеи, вдоль которой сбегают золотые струи волосВсе это заключено в единый упруго-музыкальный контур. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Варнавы работы Боттичелли). В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Афродиты (Венеры).
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Умер Боттичелли в безвестности. Задний фон, который вы приняли за туман, образован головами ангелов. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Это утверждение — оправдание женской наготы.
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини.
Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота. Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 545 дней. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Сейчас оба шедевра занимают видные места в галерее Уффици, в одном из самых внушительных собраний европейской живописи. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера.
Сюжет одной из самых знаменитых картин Сандро Боттичелли связан с мифом о рождении богини любви из морской пены. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
«Рождение Венеры» (итал. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Самым прекрасным творением оказалась Афродита.
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Прекрасная статуя – вот слова, которые приходят на ум при взгляде на недвижную фигуру богини и которые осознанно адресовал своим зрителям художник. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая. Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи.
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой). Боттичелли разделял идеи флорентийских неоплатоников, ратовавших за синтез античной мудрости и христианской морали.
Каждая деталь этого произведения подобна музыке. Второе достоинство картины — контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Но это правда. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу.
Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Красота Симонетты поражала всех без исключения.
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.
1 ВЕНЕРА. Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна». Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли.
Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы. " – Петрарка, поклоняющийся своему "златокудрому ангелу" – Лауре.
Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 545 дней. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Настоящий символ женственности, красоты, милосердия и чистоты. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Сандро родился в семье кожевника.
Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры».
Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». В спешке матросы погрузили торс на свой корабль. "Уходят злые звезды с небосклона, узнав Ее прекрасный лик вдали. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.
203 x 314 см. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). Одновременно эта картина несет в себе массу загадок.
Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). Она не стоит, а парит. Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды).
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Возможно, это самый цитируемый в рекламе классический образ. Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку.
В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов. Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. В мифе события разворачивались стремительно. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Галерея Уффици. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.
Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Мне почему-то кажется, что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна».
изящное движение рук Венеры, сплошь усыпанное цветами платье Флоры, рождается очарование одной из самых прекрасных картин итальянского Ренессанса. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших). Шею Оры обвивает гирлянда из вечнозеленого мирта — символ вечной любви, у ее ног цветет анемон — первый весенний цветок, также один из символов Венеры.
Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Что же. Ветер и нимфа, хоть полотно и неподвижно, все-таки полны движения, а вот Венера, напротив, спокойна и несколько безучастна. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование.
К сожалению, этот штандарт не сохранился. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.
Его дыхание наполняет ветер цветами. Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине. Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна.
Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви. Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Богиня возникла из морской пены.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты. – его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. На картине Боттичелли мы видим чуть более поздний миг – тот, когда богиня любви выходит из моря на берег.
Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. Дерево, темпера. По второй версии, речь идет о браке, который символизирует сундук с приданым.
Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн.
.