Картина Франсуа Буше «Рождение Венеры», 1740 год, находится в Национальном музее, Стокгольм. Картина Франсуа Буше Рождение и триумф Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. И в один прекрасный день она стала его любовницей.
Вторая картина называется "Летняя пастораль". Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п.
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Четыре прекрасные хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первыми ее обнаружили океанические нимфы. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».
«Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника.
Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а капель крови (вариант— крови в сочетании семенем), упавших в море— богиня Афродита. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины.
Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью.
Рождение богини Афродиты (Венеры), было необычным: оно случилось, когда Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. И мадам, засучив рукава, принялась за дело.
Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Усевшись в колесницу в виде жемчужной раковины, которую влекли белоснежные голубки, любимые птицы богини, она разъезжала от алтаря к алтарю, самодовольно восхищаясь роскошными украшениями из драгоценных камней и цветов, которые приносили ей почитатели. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья.
Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы.
На лице Марса написано отчаяние – ведь он безоружен и потому не может дать достойный отпор ревнивцу. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер.
Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть.
Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой – окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты.
Эта история подробнорассказана Овидием в шестой книге Метаморфоз и кисть живописца Бушепревосходно передает страстное повествование античного автора.
Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху. С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. Согласно «Илиаде» Гомера, Энейизбежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так какему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродитьславу троянцев на другой земле. Точно не установлено, кто изображен на холсте.
Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Портретная живопись не была "коньком" Буше.
Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Но не одни они ждали прибытия Венеры – три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу.
За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Придворный художник французского короля Людовика XV, Буше подвергался критике за то, что он слишком потакал своим желаниям и не изображал ничего серьезнее, чем путти, нимфы и полуобнаженные женщины. В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля. Безумно влюбленный Эол, внимая Юноне, готов освободить сонм ветров.
На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник и его заказчики, были забыты. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Жилище Борея находилось во Фракии, в нем царили холод и мрак. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.
Изображался сильным крылатым мужчиной. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры.
Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Этот союз с Гефестом (Вулканом), не был счастливым ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью. Самыми страстными и преданными почитателями Венеры были молодые люди, поскольку она радовалась их любви и всегда помогала всем истинно любящим, если на их пути возникали непреодолимые препятствия. Венеру, богиню красоты, представляли либо полностью обнаженной, либо в короткой одежде, называвшейся «поясом Венеры». По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца.
Тот оскопил отца серпом. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами.
В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. В битвах под Троей Эней принималдеятельное участие в поединках с Диомедом (из-за трупа своего другаПандара) и с Ахиллом он был избавлен от гибели в первый раз Венерой, вовторой раз Посейдоном.
Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Любовники самозабвенно слились в страстном поцелуе, свидетелями которого были только амуры. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины – так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего "снаряжения" Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. Борей, в греческой мифологии бог северного ветра, сын Астрея и Эос. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Возможно, причиной тому стало то, что поверхность ее полностью скрыта мощным облачным покровом, - она столь же загадочна, непонятна и в то же время красива, как и Афродита, недаром до недавнего времени ее именовали "планетой тайн". И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе.
Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы. Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент.
В ней проиллюстрирован целый миф. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Древние греки не знали, что видят одну и ту же звезду (причем не звезду, а соседнюю планету) и считали, что в утренние часы они могут любоваться Фосфором, божеством ослепительно яркой утренней звезды а вечером их взглядам предстает Геспер, бог вечерней звезды – самой прекрасной из звезд, в Риме почитавшейся под именем Люцифер. Уже гораздо позднее халдейские астрономы в результате долгих наблюдений и размышлений пришли к выводу, что это все-таки одно и то же небесное тело тогда греки дали ей имя своей Улыбколюбивой богини, а римляне впоследствии ее переименовали. Ряд мифов описывает похищение Бореем дочери афинского царя Орейфии.
А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.