«рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere)— картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Самая знаменитаякартина Боттичелли Рождение Венеры в нет никаких амуров, помогающих ей вступить на землю. Молодая красавица, ожившая Венера Флоренции, прибыла из Лигурии, а местом ее рождения возможно был городок Порто Венере. К Рождению Венеры нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.
Вне сомнения, «Рождение Венеры» – одна из самых знаменитых и любимых всеми картин. По мнению самого мастера, Венера – гармония, рожденная от слаженного союза материи и духа, природы и души, любви и идеи. По плечам новорожденной Венеры спадают длинные золотистые волосы, раздуваемые ветром, лицо кротко и печально. К «Рождению Венеры» нет другого отношения, кроме безусловного поклонения.
С момента создания «Рождения Венеры» пройдет немногим более 20 лет и молодой Микеланджело представит миру своего Давида. Оно будет называться «Рождение Венеры». «рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. И открыли для себя Рождение Венеры и Весну Боттичелли.
Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Неописуемое очарование испытывает каждый, кто смотрит Рождение Венеры Сандро Боттичелли. К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы, но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.
После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками. «рождение Венеры» (итал. Философская трактовка произведения согласно неоплатонизму следующая: рождение Венеры – это символ рождения любви, наивысшей добродетели и духовной красоты, которая является движущей силой жизни.
«рождение Венеры» уникально еще и тем, что является для Тосканы первым примером живописи на холсте. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии. Картина изображает рождение Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Только что рождённая из морской пены, она подплывает к берегу. «рождение Венеры» (итал.
Великое полотно «Рождение Венеры» великого мастера Сандро Боттичелли выставлено в галерее Уффици, Флоренция. Варианты её названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina. Его «Весна» и «Рождение Венеры» — это не портреты, не иконы, не религиозные сюжеты.
Рождение Венеры далеко не всегда была признана шедевром. Библиографическое описание: Бисов А. А., Туманцева В. А. Анализ произведения «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли // Молодой ученый. «весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место вистории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века. Сандро Боттичелли создает «Рождение Венеры».
Картина Рождение Венеры (1485г)была заказана ему для виллы Кастелло, которая принадлежала правящей во Флоренции (300лет) династии Медичи. Известная картина живописца из Флоренции Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» является шедевром эпохи возрождения.
Боттичелли наверное знал текст «Гимна Афродите» Гомера, переведенный в то время на итальянский язык:В пене воздушной пригнало ее дуновеньеЗефира Влажною силой своей. И Оры в златых диадемах, Радостно встретив богиню, нетленнойодели одеждой. Очевидно также, как и в связи с картиной «Аллегория Весны» использование «Стансов» А. Полициано (1454—1494), поэта при дворе Медичи во Флоренции:Эгеем бурным, колыбель чрез лоно Фетиды проплыла средь пенных вод, Создание иного небосклона, Лицом, с людьми несходная, встает В прелестной позе, глядя оживленно, В ней девственница юная. Затем последовал первый заказ, который Боттичелли выполнил для зала суда. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454 – 1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Посмотрите: сила ветра направлена не столько на море или на Венеру (волн нет и фигура героини статична), сколько на эту мантию. Слева на Венеру дует бог ветра Зефир (2), олицетворяющий здесь мужскую сексуальность.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Основу музейной коллекции составили полотна, принадлежавшие олигархическому семейству Медичи, которое вошло в историю благодаря своим многочисленным заслугам перед «цветком Тосканы» Флоренцией. Он не так давно вернулся в родную Флоренцию из Рима, где выполнял почетный заказ папы Сикста IV: вместе с другими крупнейшими художниками расписывал фресками стены Сикстинской капеллы. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилосьисточник не указан 568 дней. Флорентийцы прославляли свой город, не только сочиняя хвалебные послания. А значит имя Венеры – это нарицательное имя всего женского рода.
Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче.
Мечтательно пуглив, алогичен в поступках и фантастичен в суждениях. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Как раз этот эпизод представил в поэме «Стансы на турнир» («Stanze per la Giostra») вдохновленный классической традицией современник Сандро Боттичелли, Анджело Полициано. Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года.
Самым прекрасным творением оказалась Афродита. Выбирая классические сюжеты, Боттичелли отказывается от канонических композиций и сам «режиссирует». Однако только в 1512 году Сикстинская капелла обрела мировую славу, после того как потолок и алтарная стена были расписаны Микеланджело. Сандро Боттичелли также принимал участие в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре и выполнил серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. Стремясь заглушить страдания, художник запечатлевал Симонетту Веспуччи в своих картинах. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха. На берегу богиню поджидает Весна, чтобы укрыть ее накидкой, вышитой цветами. И все же это так. Отсюда пошло второе имя богини – Пенорождённая.
В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. Не построил своего дома, не свил семьи. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Круг его почитателей, в который входили мыслители, поэты, художники и сам Лоренцо Великолепный именовался Платоновской академией.
Это также было и насущной задачей неоплатоников. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству. Богиня возникла из морской пены. 203 x 314 см. Боттичелли создал для капеллы три фрески:«Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.
На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для кого и написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». Её подгоняет западный ветер источник которого – бог Зефир изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Так он стал известным мастером, чьи работы востребованы.
Ветры — Зефир и Аура — зримо колышут водный простор. Слава о художнике быстро распространилась за пределы его родной Флоренции. В средние века раковина символизировала плодородие, чистоту и непорочность. Художник также добавлял минимальное количество жира к пигментам, чтобы холст долгое время оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Варнавы работы Боттичелли). Согласно другим версиям изначально заказчиком был абсолютно другой человек. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. До появления труда всей его жизни оставалось всего три года.
Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует. Как полагают искусствоведы, моделью для образа Венеры послужила Симонетта Веспуччи – первая флорентийская красавица, возлюбленная младшего брата Лоренцо Медичи, Джулиано.
А для строительства галереи был приглашен знаменитый Джорджо Вазари, основоположник искусствоведения. Умер Боттичелли в безвестности. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем.
На картине Боттичелли она стыдливо прикрывает грудь и лоно. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Этот материал обычно выбирался для картин, предназначенных украшать загородные дома, так как холст был дешевле и его было легче перевозить, чем деревянные панели. Зефир дует на раковину и ветер этот – из цветов. Он владел виллой Кастелло, что под Флоренцией и именно на этой вилле хранились «Рождение Венеры» и «Весна».
17 мая 1510 года Сандро Боттичелли умер в возрасте 65 лет. И если бы не влиятельные друзья и поклонники его таланта, мог умереть от голода. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия (232-304 «О пещере нимф»), означает «душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир» (сравн. Стихи Полициано, видимо и послужили сюжетным источником для Боттичелли. Флоренция. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Юношеская "Мадонна с Младенцем и ангелом" (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет ("Мадонна с Младенцем", 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию "Мадонны" учителя Фра Филиппа. Но Боттичелли не иллюстрировал поэму, а мыслил в унисон с ее автором, стремясь как можно убедительнее передать на холсте античный сюжет. Ее игриво развеваемые ветром вокруг лица волосам Боттичелли искусно придал особенный блеск тонкими золотыми штрихами.
По словам Полициано, случайный наблюдатель мог бы увидеть при этом вспышку глаз богини. Золотая ассистка, сплошь покрывающая картину (она не видна на репродукциях), символизирует лучи Божественного света. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами— в них заворачивали как новорождённых, так и умерших.
Возрождение. Как вышла из воды, ты видеть мог, Она, рукой придерживая правойСвои власы, другой — прикрыв сосок, У ног святых ее цветы и травы Покрыли свежей зеленью песок. В произведении Флавия Филострата «Картины» (III в. н. э. ) упоминается, что «внешний вид Афродиты полон стыдливости». В образе Венеры, как и в других женских персонажах, художника преследовали черты любимой им красавицы Симонетты Веспуччи, которая в 1476 г. скоропостижно скончалась от чахотки (спустя много лет художник завещал похоронить себя в ногах ее гробницы в церкви Оньисанти во Флоренции). Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, а миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота — это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь — связующая сила, движущая мир к Богу». Вот таким образом для человека, расписывавшего Сикстинскую капеллу и создавшего богородичный цикл («Мадонна с младенцем», «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с книгой»), было совершенно нормальным работать над языческим сюжетом да еще с обнаженной натурой. О третьей истории известно меньше, поскольку она никогда не была выражена словами. В глаза бросается скрытое противоборство на картине левой и правой групп. Справа ее с мантией в руках встречает нимфа Ора (5).
Согласно мифу, Венера влюбилась в очаровательного пастуха Адониса. Римской Венере, богине любви и красоты, в Греции соответствовала Афродита, чье греческое имя происходит от слова «пена». Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног Оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях Ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри Оры и Зефиров подобны прибрежным волнам. Однако Боттичелли был свидетелем великой любви, которой радовалась вся Флоренция, которую воспевали поэты — возвышенной любви Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи. Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Согласно трактовке Э. Панофского, в картине «Аллегория Весны» Боттичелли воплотил образ «Венеры Природной» («Venus Genetrix» или «Venus Humanitas» — в определении М. Фичино), а «Рождение Венеры» представляет собой «Явление Венеры Небесной» как дочери Урана (Неба).
Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. В спешке матросы погрузили торс на свой корабль.
Неприступный взгляд из-под тяжелых век придает Венере холодновато-сдержанный вид. Обнажённой и на раковине (символ женского лона), она вышла на сушу. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Начнем с того, что доподлинно неизвестно, кто является ее заказчиком. В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту). В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты — возможно, Музы художника, объекта платонической любви и тайной страсти самого Боттичелли.
Однако «Рождение Венеры» никогда не упоминалось в инвентарях их имущества. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. Это утверждение — оправдание женской наготы. И вообще религиозные работы Боттичелли – одно из его главных творческих достижений.
Ветры и ора захвачены движением, они преданно служат богине, но и энергия ветров и порыв оры – все растворяется, гасится в совершенном покое, окутывающем Венеру. Но еще жива была память о недавней трагедии: в 1478 г. заговорщики из семейства Пацци убили любимца всего города, младшего брата Лоренцо Великолепного Джулиано, а сам тиран лишь случайно избежал гибели и жестоко расправился с заговорщиками. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Его дыхание наполняет ветер цветами.
Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная картина «Весна» пробыли в абсолютном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Галерея Уффици.
Сюжет картины описывает процесс рождения Богини Венеры или Афродиты из морской пены. Боттичелли покровительствовали Медичи известные ценители искусства. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
Недаром русский философ Н. Бердяев называл его «самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником Возрождения и самым болезненным». Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.
И тогда Марцеллюс приказал своим матросам взять ее силой. У Платона было утверждение, что существуют две Венеры, названные им Небесной и Вульгарной (Земной) и, поскольку это утверждение символизировало глубинное человеческое чувство, его никогда не забывали. Из всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью) флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию.
Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Боттичелли с печалью оглядывался на античность – эпоху великого начала европейской культуры, когда единство представлялось естественным состоянием всего сущего. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Вот таким образом все изображения богини любви и красоты – один большой мужской гимн Женщине.
Пет рочук называет это «жестом обольстительной чистоты». Она опирается на одну ногу, что делает ее образ естественным.
Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454—1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Мне почему-то кажется, что именно чистое чувство могло завораживать людей того времени. Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини, описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). В мифе события разворачивались стремительно. Неясно, кто был заказчиком «Рождения Венеры».
Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали. Влечет Зефир влюбленный раковину к брегу. Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Неоплатоники отождествляли его с Эросом – богом любви.
Боттичелли начал создавать фрески, а также писать для церквей. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433 – 1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Лента в волосах — традиционный символ девственности, согласно Овидию (43 г. до н. э. — 18 г. н. э. ), «скромности знак». Варнавы работы Боттичелли).
Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении.
Священник категорически отказался перепродать статую и призвал на помощь прихожан. В них описывается, как бог ветра Зефир гнал Венеру к берегу в раковине. Венера вступает в земную жизнь обнаженной, только пряди ее волос развеваются на ветру, при этом она непорочная и чистая.
Он превращал жизнь в искусство и искусство становилось для него подлинной жизнью. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию или богоявление. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Возможно, великого художника ренессанса Сандро Боттичелли на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.
Талло – покровительствовала весне, вот таким образом именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры. Гениталии Урана Кронос выбросил в море за ненадобностью. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия. Будущий великий художник родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика и поначалу хотел быть ювелиром. В последнее десятилетие XV века художника постигла череда неудач. Она не стоит, а парит. Самый яркий представитель этой банкирской династии, Лоренцо Великолепный, продолжал традиции своего деда Козимо и отца Пьеро, просвещенных тиранов и щедрых покровителей искусства, философии, поэзии.
«Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». В тот краткий миг, который изобразил на холсте художник, богиня уже существует, но еще не пришла в этот мир, еще находится вне земных волнений, страстей, действий. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа». В отличие от ветров, чья стихия — воздух, пространство Оры — земля.
Боттичелли попал под его влияние: его работы стали более аскетичными и морализаторскими.
Был он, что называется, не от мира сего. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл "Декамерона" Боккаччо. Сейчас он увидел девушку плывущей на большой морской раковине, стыдливо и целомудренно прикрывающейся руками, на лице – выражение наивности и чистоты.
Боттичелли использовал различные техники для написания своего шедевра, дробил лазурит для получения синей краски (на платье нимфы) и наносил тончайшее листовое золото на пурпурную накидку. И, конечно, в нее был без памяти влюблен Джулиано де Медичи. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно.
Первыми самостоятельными работами Боттичелли стали несколько изображений Мадонн. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Так завершается этот путь – от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.
«Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня. Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы: роза (символ любви и вызванных ею страданий), василек и мирт (символы плодородия), маргаритка (символ невинности и чистоты), анемон (символ трагической любви, чашу которой придется испить богине на земле), апельсин (символ вечное жизни). На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица – древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря или таинство явления в мир Красоты.
Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Согласно мифам о римско-греческих богах, в момент рождения Венеры впервые зацвела роза. Они преображали его здания, площади и улицы, а праздники отмечали с небывалой роскошью. На картине «Рождение Венеры» тесно обнявшие друг друга бог ветров Зефир и его супруга Хлорида-Флора (чей образ Боттичелли использовал и в другом своём полотне – «Весна») своим дыханием ласково направляют Венеру к берегу острова Киферы. Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Верил в озарения и не заботился о богатстве.
Интересен и тот факт, что спустя годы Сандро откроет свою мастерскую и – представьте себе. Весна (или Ора) в «Рождении Венеры», возможно, символизирует це-ломудренную любовь, а зефиры, согласно учению Платона, — чувственную, плотскую. Написал богородичный цикл. 1487 – Написал алтарь для церкви Святого Варнавы во Флоренции. 1489 – Написал «Коронование Марии» для церкви Сан-Марко во Флоренции. 1494 – Закончил картину «Клевета Апеллеса». 1501 – Пережил духовный кризис, создал «Покинутую» и «Положение во гроб». 1505 – Последняя завершенная работа «Чудеса святого Зиновия». 1510 – Умер во Флоренции, похоронен в церкви Оньисанти. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. В нем они увидели непривычную одухотворенную красоту искренность и глубокую религиозность, в нем заново открыли давно забытые образы и мотивы. Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения).
Зефир словно стремится помешать Оре укрыть Венеру. Согласно античному мифу, первый правитель мира – бог неба Уран был оскоплен собственным сыном Кроносом. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре.
Боттичелли (1445-1510) жил в одну эпоху с Леонардо да Винчи, он видел, как устанавливали во Флоренции статую Давида, которая была творением молодого Микеланджело, он умер лишь на десять лет раньше Рафаэля, но между этими мастерами и ним была целая эпоха.
(Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Каждая деталь этого произведения подобна музыке.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь.
«Душа её – суть Любовь и Милосердие, глаза её – Достоинство и Великодушие, руки – Щедрость и Великолепие, ноги – Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Лично я склоняюсь к романтическому варианту. Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры». Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа.
Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственность композиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — свободой движения). Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры, цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана). То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам.
Смерть ее стала глубоким личным горем для художника. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление абсолютной гармонии.
Даже ее маленькие стройные ноги, еще неуверенно ступают в шаткой «колыбели» раковины. Она висела над камином и выполняла функцию стенного панно. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Сандро – сокращение от Алессандро, а прозвище «Боттичелли», что в переводе с итальянского означает «бочонок», досталось ему от Джованни, его старшего брата, который был толстяком.
Талло «следила» за весной и вот таким образом считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК – символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ – это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность. 10 МИРТ – растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и вот таким образом считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ – символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА – символ невинности и чистоты. 13 АНЕМОН – символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву. В левой части картины мы видим Зефира (западный ветер) в объятиях его супруги Хлориды (Флоры, богини растительности).
Великий представитель флорентийской школы живописи Сандро Боттичелли родился 1 марта 1445 года в «цветущем» городе Флоренция. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Дерево, темпера. Но это правда.
Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Но он был очень счастлив тем, что умел запечатлевать в своих картинах проявления Красоты. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь и чья красота вела смертных на небеса. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. ТАМ В белом Оры берегом идут, Им ветер треплет волосы златые. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов".
Венера с кожей мраморного цвета поднимается рядом с ней над океаном, как статуя. А обвинение Савонаролы в ереси поставило под сомнение моду на Боттичелли. Именно здесь Боттичелли написал две свои знаменитейшие картины – «Весна» и «Рождение Венеры». Венера достигает берега в раковине (любимая форма художников Итальянского Возрождения), которую подгоняют по морю зефиры. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св.
Два боковых крыла композиции — пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, — это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Сандро родился в семье кожевника. Так, на рыцарском турнире он нес штандарт, выполненный по эскизу Сандро Боттичелли. По факту, в картине «Рождение Венеры» Боттичелли синтезировал христианство и язычество. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Но, честно говоря, художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям этобыл Кипр, по другим — Кифера). Из слез, которые богиня пролила над телом возлюбленного и родился анемон. 14 АПЕЛЬСИНОВОЕ ДЕРЕВО – символизирует надежду на вечную жизнь (апельсин – вечнозеленое растение). была Симонетта Веспуччи, родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Они покоятся в церкви Оньиссанти – церкви Всех Святых. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Он жил и творил более пяти веков назад в прекрасной Флоренции, которую еще в древности назвали «Цветком Тосканы» и которую многие считали самым совершеннейшим из всех городов Италии.
Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Современникам нравилась певучесть линии, ритм и гармоническое сочетание малейших нюансов.
1445 – Родился в семье дубильщика во Флоренции. 1462 – Поступил учеником в мастерскую художника Филиппо Липпи. 1470 – Открыл собственную мастерскую. 1471 – Написал диптих «История Юдифи», который принес ему известность. 1477 – Написал картину «Весна». 1481 – 1482 – Расписывал Сикстинскую капеллу в Риме. 1485 – Закончил работу над «Рождением Венеры». Как пишет Виктор Липатов, «он наряжает ее в красивые одежды, унизывает жемчужинами косу «медных» волос, аккуратно рисует чуть курносый нос, отмечает на устах загадочную улыбку обольщения и таинственной мечты.
Ассисткой прописаны волосы Венеры и Оры, узоры одежд, морские волны и травы на берегу. Самая знаменитая картина Боттичелли связана с сюжетом о рождении богини любви из морской пены и называется «Рождение Венеры». Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья — все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной.
Картина «Рождение Венеры» представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Картина написана через четыре года после «Аллегории Весны», в которой также воплощена тема Весны и смены времен года.
Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин "Святой Себастьян" (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. Подтверждение этому они находили в диалоге древнегреческого философа Платона «Пир»: «Я утверждаю, что из всех блаженных богов Эрос самый счастливый, так как он прекраснее и лучше всех. Одновременно эта картина несет в себе массу загадок. Рождённая из пены она добирается до берега в морской раковине, где её встречает Бог западного ветра Зефир вместе со своей супругой Хлоридой (Флорой).
Рождение Венеры Сандро Боттичелли заслуженно считается шедевром мировой живописи. А потом началась настоящая битва за обладание красавицей. 1 ВЕНЕРА. Он был вхож в высшие круги общества, в том числе и в богатые королевские семьи. Картинка, конечно, темновата, то анемон увидеть можно.
Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными. Что же.
Еще спустя пару лет, в 1470 году, он начал самостоятельную работу. Отец титанов Уран был оскоплен по просьбе жены его Геи, уставшей от измен мужа. Италия.
Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера).
И это напоминает поединок за новорожденную. И в этом городе расцвела любовь, похожая на прекрасную сказку. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433—1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. Позднее картину значительно срезали сверху и слева (ныне: 172, 5 х 278, 5 см) из-за чего пострадала пространственностькомпозиции (до этого картина обладала большей глубиной, а фигуры — большей свободойдвижения). Варнавы работы Боттичелли)источник не указан 568 дней. «Разве не странно то, что еще 50 лет назад Боттичелли считали «темным» художником переходного времени, который пришел в мире только для того, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в «Образах Италии» знаменитый историк искусства Павел Муратов. То, что показалось странным П. Муратову в начале XX столетия, еще менее понятным представляется нам: мы видим гениальность Боттичелли и мы и представить себе не можем, что в течении почти трех веков, где-то с середины 16 до середины 19 веков., мир оставался равнодушным к шедеврам Боттичелли.
Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит и радуется небо, — претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. И Боттичелли донес до нас священную память о ней. Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Вот таким образом она изображена обнаженной — согласно греческой иконографии «Афродиты Анадиомены». На берегу Острова Кипр её ждёт одна из мифических граций.
В отличие от «Весны», «Рождение Венеры» написано на холсте. Заботливым материнским движением она хочет накинуть на Венеру плащ, словно защитить ее от соблазняющего ветра Зефира. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера.
«Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу». Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску "Благовещение" (Флоренция, Уффици).
– его учеником станет Филиппино Липпи, сын первого учителя Боттичелли. Многие исследователи и историки сходятся во мнении, что картина «Рождение Венеры» была написана специально для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, банкира и государственного деятеля из знаменитого рода Медичи. Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви. 5 РОЗА – символ любви и любовных страданий, причиняемых ее шипами. 6 КАМЫШ – символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты. 7 ОРА ТАЛЛО (ЦВЕТУЩАЯ) – одна из четырех ор, дочерей Зевса и Фемиды. У берегов Венеру встречает нимфа Ора, спешащая набросить на богиню пурпурное одеяние (которое имеет ритуальную функцию – символизирует переход между мирами: в такие заворачивали как новорожденных, так и умерших).
Последним штрихом стало покрытие полотна слоем яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» в сохранности дошло до нас. Красота Симонетты поражала всех без исключения. Но любовь была недолгой: Адонис погиб на охоте от клыков кабана. Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы».
Согласно философии неоплатоников, слияние божественного и человеческого осуществляется через любовь, это слияние воплощает богиня Венера, отсюда использование художником типа «Venus Pudica». Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. «Спящая Венера»), что, как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы». Влюблен платонически и в самом возвышенном смысле.
Зрители, надо признать, не прониклись новым стилем. Нагая Венера стоит на золотой, сияющей раковине, которая плывёт к берегу по морской ряби.