Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Молодой автор строил свой образ на передаче динамики движения и ему было важно настроить зрителя на домысливание того, что он хотел изобразить.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Живопись романтизма, расцвет которой пришелся на начало 19 века, отвергала ту роль, которую играло искусство во времена Просвещения, где в первую очередь превозносились классицистические каноны.
В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Пейзаж в романтизме— это один из жанров в искусстве романтизма.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны.
Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. Этот подход сыграл существенную роль в формировании романтической живописи. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен.
Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. В сочинении Данте возникал новый возрожденческий мир путем переживания средневековьем памяти об античности.
Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании.
Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Последний не является простым обозначением Голгофы и не воспринимается зрителем как элемент искусственно помещенный автором в пейзажную композицию.
Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. И вновь вернули художнику. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Плот и оплот романтизма. Многим дано мало, немногим многое.
Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Но сложная философская аллегория получилась хорошей эмоциональной иллюстрацией предвозрожденческой эпохи и бессмертного литературного шедевра.
Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Черч изображает натуралистически проработанные пейзажи, списанные с реальных мест. Субъективизм в изображении пейзажа приходит в искусство только с творчеством романтиков, предвещая лирическое раскрытие природы у мастеров второй половины XIX в. Исследователи отмечают в работах Фридриха расширение репертуара пейзажных мотивов.
На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Были ли у него крылья.
Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. При этом во всех портретах столько истинного благородства души.
Подобные решения трудно найти в русском портретном искусстве того времени, где уже в середине XVIII века громко звучали гражданские и и гуманистические мотивы и личность человека никогда не порывала крепких связей с окружением. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Орловский. Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи.
Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Но этой чувственностью изображения он предпочитает видеть символ большого мира идею художника. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Да, конечно, его нищета. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ.
Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Однако, в отличие от Вакенродера, Эмерсон видел достижение переживания божественного смысла или иначе говоря, состояния «сверхдуши»4, не в искусстве, а лишь в единении с природой. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Последние работы художника – Отдых на поле, Большое болото и Воспоминание об Исполиновых горах, Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане.
Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Остается недоумевать, – добавляет Щекотов, – почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Но после войны народ не получил воли.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Для него природа представляет собой язык, посредством которого Бог говорит с человеком. Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. И одаренный художник, в своем искусстве, способен инстинктивно привнести в произведение некую бесконечность, часть абсолюта, которую невозможно постичь1.
Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах. Никто не является мерилом для всех. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве.
Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
В них появились пессимистические настроения. Александр Гессе (род. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Без прямого указания на профессию живописца. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
Красивы тела, лица полоненных людей. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству.
Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус.
Следовательно, не было и этой причины. Прежде в нем видели автопортрет художника.
Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Работы многих художников-романтистов отличались полетом фантазии, нежной чувственностью, нервом повседневной жизни. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. в 1805 г. ), ученик Гро, тоже ушел от классицизма Некоторые из этих художников, равно как и Шанмартен, Жигу, Клеман Буланже, колебались между разными стилями.
Причем автопортреты художники рисовали не на заказ, это был творческий порыв, своеобразный самоотчет перед современниками. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
Господствует чувство непринужденности, естественности. Более светлым стал колорит. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821). В композиционной схеме распределения росписи в пространстве церкви художник следует за Тьеполо, но реакция, которую он вызывает у зрителя, не барочная, а сугубо романтическая, затрагивающая чувство каждого зрителя, призывающая его обратиться к себе. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Каждому открывается душа природы по-иному. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Вакенродер определяет природу как язык, на котором изъясняется Бог, а искусство он называет языком, похожим на язык природы, через который творец открывает зрителю «сокровища человеческого духа»3 имея в виду то, что искусство помогает открыть в человеке божественное. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа.
В целом, обращение к природе— одна из общих черт романтизма. Но сколько – вдохновили. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827).
Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Автопортрет Орловского, безусловно, не имеет цели точного воспроизведения типичного облика художника тех лет. Восприятие их требует углубленного сопереживания.
Символ романтического как синтеза античности, Возрождения и средневековья возникал в ужасе видений Данте и Вергилия. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Перед нами – во многом нарочитый, утрированный облик артиста, противопоставляющего собственное Я окружающей действительности. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе.
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты лица Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада.
Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Это глубоко трагический образ. В романтической эстетике пейзаж приобрел большое значение. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Слева студент с ружьем.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. У ног Свободы раненый.
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом.
Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Англия была классической страной романтической литературы. Живопись не была исключением.
В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Давид ставил красочность в подчиненное положение рисунку, т. е. линиям и форме и соответственной композиции техника живописи школы была спокойная и колоритность допускалась насколько была необходима для отличия одного предмета от других. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Но колористическая гамма сдержанна. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию.
В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Внутреннюю близость к французскому портретному искусству обнаруживает и профильный Автопортрет Орловского 1810 года, с его культом индивидуалистической внутренней силы, правда, лишенный уже резкой набросочной формы Автопортрета 1809 года или Портрета Дюпора. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Да, конечно, его веселость.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя.
Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. В философии Ф. Шеллинга природа отражается в виде одной из частей совершенной всеполноты универсума, образованного в Боге. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Жерико, Делакруа и его последователи.
От портрета веет озаренностью вдохновения. Живопись в целом темная, в ней преобладают белые, желтые, розовато-красные пятна, всполохами тревожащие чувства. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. На фоне бесконечного пространства всхолмленной местности, которая еще кричит от дыма пожарищ и незатихающего сражения, художник показывает несколько групп израненных, обессиленных женщин и детей.
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Тонко построена живописная поверхность холста.
Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Хотя на изобразительное искусство романтизм повлиял не столь сильно, как на литературу, тем не менее, он оставил ярку страницу в истории живописи. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве.
В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге.
В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Давид принадлежал к первым: хотя он ничего не основал, но его деятельность не прошла бесследно и бесполезно ибо он сокрушил выродившуюся живопись. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Этого требовало образное решение картины. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями.
Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Но общее понимание природы и искусства у романтиков гораздо глубже.
И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Главное его достоинство — колоритность. Это граничит с философскими течениями, а также общественно-политической обстановкой, живым откликом на которые являлось искусство.
Их творения объединяет стремление сконцентрировать внимание зрителя и читателя на природе, желание одухотворить и одушевить ее, наделить умением мыслить и говорить. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Одним из которых было бидермайер.
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Материя и дух оказываются неразрывно связанными в понимании художника-романтика. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Рунге был христианином и глубоко верующим человеком, он считал, что природа это проявление божественного начала и изобразил на своей картине диалог человека, природы и бога, где все три составляющих гармонируют и сливаются в один аккорд. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами.
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Даже Гро, классик по принципу, одобрил колоритность картины, посоветовав художнику усовершенствоваться в рисовании форм. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Это был какой-то вихрь.
Примечательно, что на лицах его героев не увидишь героической приподнятости, напротив, большинство лиц скорее печально, они предаются размышлениям. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр.
Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827).