Презентация «Романтизм в европейском изобразительном искусстве» познакомит с творчеством выдающихся живописцев Франции, Германии, Испании и Англии эпохи романтизма.
С романтизмом тесно связано творчество английских прерафаэлитов. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
Классическими странами романтизма являлись Германия, Франция, Англия. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.
В картине показано состояние природы в определенное время года (зима) и суток (утро). Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы.
«Офелия», ставшая ярким воплощением всего искусства прерафаэлитов, была представлена в 1855 г. на Всемирной выставке в Париже, где имела огромный успех у публики. Среди этих картин – «Суд инквизиции». Романтизм (фр. romantisme)— явление европейской культуры в XVIII—XIXвеках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Англия была классической страной романтической литературы. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Но они не могли предусмотреть всех ее последствий. Холст, масло. Затем были картины «Резня на острове Хиос», «Греция на развалинах Миссолунги» и многие другие, которые имели схожий эффект.
Индивидуум становится для них действительно мерой всех вещей. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.
И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Все, что было, уже прошло. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812).
Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Толстой и др. Позиция вслушивания определяет основную форму общения человека с природой и ее изображения.
Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы ("Махи на балконе"). Блейк, У. Тернер и др. ). Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Сюжетданной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае.
«Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Никто не является мерилом для всех. Романтизм Романтизм (фр.
В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Картина полна трагизма, мрачного пафоса. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Первое крупное произведение Гойи – серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании.
На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Каждый лист сопровождается названием и комментарием («Сон разума рождает чудовищ», «Тебе не уйти»).
Но сколько – вдохновили. Особо хочется отметить цикл офортов Гойи "Капричос", которые явились своеобразным зеркалом жизни Испании в XVIII веке изображением ее пороков и достоинств, злой сатирой, сарказмом, фантастическим и гротесковым видением мира, что является величайшим вкладом Гойи в искусство офорта Темница и свобода в художественном мире романтизма. Бидермейер как феномен истории изобразительного искусства и творчество К. Шпицвега. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества – на этом стоит романтик Фридрих. Итоги буржуазной революции вызвали глубокое разочарование среди художников. Делакруа по-новому ставит вопрос о границах искусства, он отстаивает принцип «многообразия прекрасного».
В 1848 г. по инициативе художника Д. Г. Россетти было основано «Братство прерафаэлитов», литературно-художественное объединение, в которое вошли Д. Э. Миллес, У. Х. Хант, У. М. Россетти, Ф. Дж. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. В настоящее время полотно находится в Лувре. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Композиция отражающает разные стороны жизни людей и природы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Наибольший интерес среди подобных картин представляют «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель» (1819) и «Улисс и Полифем» (1828-1829).
Романтики отчетливо сознавали свое враждебное отношение к стяжательской, мещанской жизни. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Красивы тела, лица полоненных людей. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве.
Это был какой-то вихрь. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. В США романтическое направление связано главным образом с пейзажной живописью (Т.
Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. В работе над портретом Пушкина в последний раз встречаются Тропинин и Кипренский, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах – один в Москве, другой – в Петербурге.
Этого требовало образное решение картины. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.
Жерико, Делакруа и его последователи. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Причем небо у Констебла, в отличие от Дж. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»).
Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту. Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Художник застал его в кабинете возившимся со щенками.
Крестьяне ушли в пещеры и леса и Вахит-паша (начальник турецкого гарнизона на Хиосе) объявил амнистию. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Сначала его творчество имело копировальный характер, но затем, после картины «Барки Данте», которая на данный момент висит в Лувре, всем стало ясно, что во Франции появился новый великий художник.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Эта картина Делакруа более символична, женская фигура с поднятой рукой в жесте не то проклятия захватчикам, не то в призыве к борьбе, олицетворяет всю страну. И вновь вернули художнику.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Романтики ищут ярких образов и красок (исключительные герои в исключительных обстоятельствах) их искусство, как правило, демократично в отличие от классицизма, они провозгласили полную свободу творчества.
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Ярким примером является полотно «Морозное утро», написанное в 1813 г. Сюжет композиции предельно прост.
С 1820-х гг. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Вот таким образом я и выбрала для исследования тему Романтизм как направление в искусстве. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим.
Среди них – важнейшее – сопротивление народов. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
Да, конечно, его нищета. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г. ) кисти Жерико доступна и выразительная точность репортажа и сдержанная героика в неоклассическом духе. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Такое разочарование непременно сопровождалось настроением безнадежности, отчаяния, «мировой скорби – это «болезнь века» Альфред де Мюссе в своем романе «Исповедь сына века» писал: «Безнадежность шагала по земле и сыны века, полные сил, отныне никому не нужных, опускали праздные руки и пили из скудной чаши этот отравленный напиток. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п.
Байрона «Паломничество Чайльда Гарольда», – живописные полотна Т. Жерико «Плот медузы» и Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», полонезы, баллады, ноктюрны, этюды для фортепиано Фридерика Шопена, балет А Адана «Жизель». Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
е. до Рафаэля). Молодой Орловский видел в природе лишь титанические силы, не подвластные воле человека, способные вызывать катастрофу, бедствие. Эти ошибки были уже разрешены творчеством Жерико, но Делакруа еще раз демонстрирует романтическое кредо, что живопись – это не правда ситуации, а правда чувства. Краски неба переданы необычайно свежими, сочными и насыщенными тонами.
Плот и оплот романтизма. Формирование романтических воззрений на теорию и практику искусства. В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен.
Творческий метод группы назарейцев (И. В течение 24-х часов было убито около 10 000 человек. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
Творчество Ф. О. Рунге. Сюжеты, жанры и выразительные средства французской романтической скульптуры. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер.
Спастись от смерти могли юноши и молодые мужчины изъявившие готовность принять ислам. В 1820—1821 гг. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Изображение природных катаклизмов, уносящих человеческие жизни (кораблекрушения, землетрясения, потопы и т. д. ) и переломных моментов в истории отдельных народов и человечества в целом.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Многим дано мало, немногим многое. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом.
Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. Мусоргский, А. П. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Александр Гессе (род. 1814). Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
Распространилось на различные сферы деятельности человека. Живопись и графика немецкого романтизма: основные идейные и жанровые особенности.
В своем творчестве представители «Братства» обращались к эстетическим идеалам искусства поздней готики и Раннего Возрождения (т. Композиция картины очень динамична. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы.
Давид ставил красочность в подчиненное положение рисунку, т. е. линиям и форме и соответственной композиции техника живописи школы была спокойная и колоритность допускалась насколько была необходима для отличия одного предмета от других. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Жерико побывал в Англии, где познакомился с пейзажами Джона Констебла. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы.
Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Одним из представителей романтического направления в Европе начала XIX века является Франсиско Гойя. Главное его достоинство — колоритность. Свою учебу он смог продолжить лишь в 1799 г. С этого времени Констебл обучается в школе, открытой при Королевской академии. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией.
И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. В 1792 г. он перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Излюбленным мотивом произведений Тёрнера является торжествующая стихия. Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Делакруа) содержанием.
Но в 16 лет он остался круглой сиротой и поступил в Школу Изящных Искусств. Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике. Утонувшую Офелию Миллес писал с жены Д. Г. Россетти Э. Сиддал, которой пришлось в костюме шекспировской героини погрузиться в ванну. Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. То отчаяние, то надежда по прихоти переменчивой судьбы наполняют души пассажиров плота «Медузы».
П. Заболотский. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". Следовательно, не было и этой причины.
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. Поверившие в амнистию были убиты. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Понятие историзма.
Констебл является автором термина, обозначающего этот «вид» творческой работы: рисование неба — скайинг (от английского sky — небо). Бурная погода» (1827), «Пруд возле Бранч-Хил, Хэмпстед» (приблизительно 1821-1827), «Вид с Хэмпстеда в восточном направлении» (1823), «Пляж в Брайтоне и угольщики» (1824). Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Их мысли и чаяния тогда разделяли многие, знал о них и художник и вот таким образом можно сказать, что его портреты участников событий 1812—1814 годов, образы крестьян, созданные в те же годы – своеобразная художественная параллель складывавшимся концепциям декабризма. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго.
Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма.
Содержание же его картин обыкновенно драматическое или трагическое, но он избегает резко безобразного, чего не боялись близкие последователи Делакруа. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Общая характеристика идейных и стилистических особенностей живописи Э. Делакруа.
Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе внезапного момента, когда конь вздыбился, а всадник, удерживая почти вертикальное положение коня, повернулся к зрителю. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В конце XVIII, начале XIX века идеи классицизма и Просвещения потеряли свою привлекательность и актуальность.
Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. В 1795 г. он отправился в Лондон, чтобы получить образование. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). В 1855-м наградили орденом Почетного легиона.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Все, что будет, еще не наступило».
С. 117-120. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Его основные черты – динамичность композиции, объмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Трнера, Жерико и Делакруа).
В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Он писал ландшафты южной Германии и Балтийского побережья, поросшие лесом дикие скалы, пустынные дюны, замерзшее море. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Его наиболее удачные работы – "Гибель "Надежды" во льдах", "Монастырское кладбище под снегом", "Месса в готической руине", "Закат на море" и др. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – Буря и натиск в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошл термин Романтизм). 491 х 716 см.
Восприятие их требует углубленного сопереживания.
Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного флага, реющего над баррикадами.
Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Особому влиянию романтизма была подвержена молоджь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Ференц ЛистОсновной проблемой романтической музыки является проблема личности в её конфликте с окружающим миром. В «Улиссе и Полифеме» художник, показывая восход солнца, выражает мысль о победе света над сумраком, добра над злом. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием.
П. И. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Он подчеркивает неправильное строение лица Дюпора, его всклокоченные волосы имея целью создать самодовлеющий в своей неповторимой, случайной характерности портретный образ.
При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Английский романтизм отмечен фантастическими и религиозно-мифическими мотивами (У. Романтизм впервые ставит проблему языка искусства.
Противостояние этого стиля классицизму и академизму – несомненный факт, но нельзя игнорировать и того факта, что романтизм опоэтизирует действительность, то есть, говоря проще – приукрашивает и приподнимает её над правдой жизни, а это не свойственно «буржуазному» мировоззрению. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819)., ложная готика). Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи).
Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». В отличие от французских романтиков, всегда изображавших людей в активном действии, персонажи картин К. Д. Фридриха – созерцатели, картины проникнуты спокойствием, даже меланхолией («Распятие в горах», Меловые скалы на Рюгене», «Девушка у окна»). Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Но колористическая гамма сдержанна.
Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Однако вскоре юноша вынужден был вернуться на родину, чтобы помогать отцу на мельнице. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Джон Констебл родился в 1776 г. в семье мельника в Суффолке.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
Одновременно романтики восстают против обезличивания человека. Наиболее известными его произведениями считаются иллюстрации к библейской Книге Иова, Божественной комедии Данте, Потерянному раю Мильтона. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Музыканты, художники и писатели в своих произведениях стремились показать высокое предназначение человека, его богатый духовных мир, глубину чувств и переживаний.
Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ). Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Господствует чувство непринужденности, естественности. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Несмотря на кажущуюся простоту, картина необычайно выразительна. Личное развитие ставилось выше стандартов тщеславного и уже увядающего аристократического общества.
он исполнил большую и сложную картину «Плот Медузы» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Это глубоко трагический образ. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Стефенс, У. Моррис и др. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Особенности национальных вариантов романтической художественной культуры.
Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. – М. : ИМЛИ РАН, 2002. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности.
Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. Возникает вопрос – можно ли считать романтизм «буржуазным» стилем, поскольку он возник как ответ на запросы класса буржуазии, восходящего на историческую арену. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Именно «Плот Медузы» послужилначалом становления французского романтизма.
Эти же черты присутствуют и в его знаменитой «Офелии» (1852). Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Живописные полотна художников романтизма написаны динамично, в колорите преобладает темный тон, который оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков.
С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. В картине «Плот Медузы"» (1818— 1819 гг. ) Жерико добивался максимального правдоподобия. Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. Особенности монументальной скульптуры в эпоху романтизма. Началось всё с бомбардировки города.
Первым, кому удалось закрепить новое направление и оправдать романтизм, был Теодор Жерико. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Так в чём же между ними разница. Потом последовала высадка. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). 147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа.
Творчество Т. Жерико и его подход к исторической картине. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря.
Впервые термин «романтизм» применительно к живописи был применен в некрологе рано умерщего художника Теодора Жерико (1791 – 1824), создателя таких картин, как «Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненый кирасир, уходящий с линии огня» 1812 – 1814 гг. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Одной из самых ранних работ, заслуживающих пристального внимания, является полотно «Мол в Кале», созданное в период с 1802 по 1803 г. Несмотря на то что полное название картины («Мол в Кале.
М. Ю. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений.
Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует – она ободряет и возглавляет восставших. Тема его картины «Плот Медузы» – гибель моряков по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. Это, прежде всего, отказ от нормативности мышления, восприятие мира (природы) как бесконечного процесса становления и разрушения.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. В человеке отражается весь мир.
Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Жерико жил в Италии. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Романтический герой всегда одинок.
Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Тонко построена живописная поверхность холста. -Л. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции.
Да, это так. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). У ног Свободы раненый.
(Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. В живых осталось лишь 15 человек. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании.
В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами».
Тем не менее главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Подобные композиции Констебла необычайно динамичны и полны драматизма. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Именно эти черты характерны для романтического искусства. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
Движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Овербек, П. Корнелиус и др. ). Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом.
Даргомыжский, М. А. Но после войны народ не получил воли. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе.
Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Классическим воплощением в искусстве идей, тем и сюжетов романтизма стали: поэма Дж. В Англии во многом обусловлен германским влиянием.
За это время большая часть людей погибла. Верди. В такой манере исполнены «Плотничья мастерская» («Христос в доме родителей», 1850), «Лоренцо и Изабелла» (1849). Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. И хотя картина отличается монохромным цветом, главное её достоинство – в глубоком психологизме изображённой на полотне ситуации. Другим предводителем романтического направления в европейской живописи был французский художник и график Эжен Делакруа.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Очень сложное полотно с его ужасающей ясностью, эмоциональной интенсивностью и очевидным отсутствием героя стало символом нового стиля.
Мы живем на стыке веков, находимся на переходном этапе. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве.
Прежде в нем видели автопортрет художника. Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Теодор Жерико – великий французский художник, художник, один из самых ярких представителейфранцузского романтизма XIX века (1791-1824) – Руан, Франция. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Более формальным кажется размежевание с художниками – классиками – представителями классицизма другой ветви романтической живописи Германии – назарейцев. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). и разрушение города Помпеи близ Неаполя. На первом плане — фигуры умерших и обезумевших они написаны в натуральную величину.
Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Такой неоготики немало в славянских странах.
Орловский по сравнению с Кипренским, более ограниченно, более прямолинейно и внешне разрешает образ сильной личности, явно ориентируясь при этом на искусство буржуазной Франции. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. Кол, Дж.
Давид, А. Ж. Гро, Ф. Рюда и др. ) или драматическим (Э. – М. : ИМЛИ РАН, 2002. Романтический герой всегда одинок. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях.
Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В ней он изображает реальные факты, но с такой силой обобщения, что современники увидели в ней не образ одного конкретного кораблекрушения, но всей Европы, находящейся в отчаянии. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Эжен Делакруа (1798 – 1863) создавал полотна, сюжеты которых типичны для романтизма, отвергающего жизненный материал «низкой» действительности, Делакруа вводит в живопись новые средства реалистического познания мира. Его родители умерли, когда он был совсем юным.
Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Настоящий успех пришел к Делакруа через два года, когда в 1824году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. «Портрет М. Ю. О. Рунге, К. Д. Фридрих, И. А. Кох и др. ) и религиозно-патриархальные идеи (Ф.
В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. Холст, масло. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность.
Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Что может народ и каждый отдельный человек. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр.
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Ф. Овербек). В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти.
В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Орловский. Несмотря на его удаление от обеих крайностей, он скорее умеренный и измененный классик-идеалист.
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Острое, почти болезненное желание приблизиться к разгадке феномена смерти.
В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Близок прерафаэлитам и романтик Ф. М. Браун. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
Творчество Ф. Рюда. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Да, конечно, его веселость. Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности.
Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека (Вакенродер и Тик). Весь мир представал в художественном видении романтиков разорванно. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Основным открытием Гойи в области колорита являются его находки цветовой мерцающей гаммы (Махи на балконе). Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Не была исключением и живопись.
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Небольшие по размеру пейзажные работы Констебла очень похожи на этюды с натуры. Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты Гильмарде, Изабеллы де Порсель). Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Двенадцать дней спустя их спасло судно «Аргус». Не состоялось "царство разума".
В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Она привлекла широкое внимание общественности, обвинившей в катастрофе политический режим Реставрации. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.
Более светлым стал колорит. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Темпераментность мазка, лаконизм композиции, выразительность характеристики действующих лиц, типаж которых взят Гойи прямо из толпы, поражают.
Котмена и Дж. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Без прямого указания на профессию живописца. В XVIII веке русские художники авторские изображения писали редко, лишь романтизм со своим культом индивидуального исключительного способствовал подъему этого жанра.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Менялись не только формы государства, социальная структура общества, расстановка классов. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего (Ф. Шлегель). Каждому открывается душа природы по-иному.
Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Причем автопортреты художники рисовали не на заказ, это был творческий порыв, своеобразный самоотчет перед современниками. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
Ночной, а также морской пейзаж стал популярен в живописи, особенно у немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Здесь будущий мастер живописи приобретает навыки в технике рисования. Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра.
Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Художника как романтика привлекали необычные личности, например душевнобольные люди («Портрет одержимого манией величия»). Они утверждали, что жизнь каждого народа самобытна. Термин «прерафаэлиты» происходит от латинского prae (перед) и итальянского Rafael (Рафаэль).
При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Плот скитался в море в течении 12 дней. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Искусство романтизма во Франции.
Картины природы становятся действующими персонажами. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Живопись не была исключением. Были ли у него крылья.
Просветители идейно подготовили революцию. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Думаю, что ответ не может быть однозначным. Крома, динамично и подвижно. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). Жизненная правда и утверждение высоких достоинств человеческой личности, нравственной красоты ощущаются в портретах людей, духовно близких художнику (портреты Гильмарде, Изабеллы де Порсель). Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Бородин, Ц. А.
Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Об архитектуре романтизма и говорить не принято.
Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Особое внимание в пейзажах художник уделяет изображению неба. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Итак, Великая французская революция (1789-1794) обозначила особый рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения. Именно это свойственно картинам «Хижина среди хлебного поля», «Вид на Хайгет с Хэмпстедских холмов», «Морской берег. С. 117-120.
Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Слева студент с ружьем. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов).
Само создание этой картины является исторически важным. Была поколеблена вся система представлений, освещенная веками. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее.
В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт иКольридж. В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса (у побережья Западной Африки) корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Поздние этапы развития немецкого романтизма. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне.
465, 5 х 651 см. Французские рыбаки готовятся выйти в море. В 1816—1817 гг. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа.