По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Почти все работы назарейцев создавались коллективно.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к выводу, что и добро и зло существуют не вне человека, а в нём самом. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. У каждого из них своя манера поведения. В живописи это воплощается через художественные образы, цветовые решения, особенности композиции.
Бодлер назвал это полотно «жутким гимном року и страданию». Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Бородин, Ц. А. Тем не менее, в течение этих 25 лет сформировались новые идеи, которые укоренились в сознании людей во Франции, Испании, России, Германии. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»).
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Автопортрет в костюме Гамлета.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Мусоргский, А. П.
Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. В тот период художника взволновала реальная история о крушении фрегата «Медуза».
Портрет работы А. Тыранова. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Художники мастерски пользовались цветом и светом, создавая пульсирующую глубину чувств, возвышенный порыв к борьбе и свободе. Во французском и британском изобразительном искусстве в конце 18-начале 19 века чаще всего показаны сцены кораблекрушений.
Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Париж. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Колорит Энгра, конечно, выше колорита Давида любя красивые, благородные формы, он не подражал в живописи просто скульптурным произведениям, как Давид, но не любил также ни колорита романтической школы, ни сильных выражений страстей. Художник сделал неисчислимое количество набросков и зарисовок.
Сдержанность и смирение были отвергнуты. В дальнейшем картины Фридриха, проникнутые чувством восхищения перед величественной красотой природы, наполнились более глубоким смыслом. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.
Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. 1819 г. Лувр.
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. «Девятый вал». Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. «И. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Изменилось их место в обществе. П. И. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого.
Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. К. Айвазовский». Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Закат солнца. Разочарование романтизма—это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация—лишь одна ее сторона.
Их не предполагалось показывать широкой публике и этим объясняется их искренность и безыскусная простота. Этот контраст фигур создает динамику композиции. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Новое направление, данное живописи, к которому быстро примкнули очень многие, было названо романтическим. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. 1821 г. Собрание Жамо, Париж.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Толстой и др.
Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Плот «Медузы». Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). 1826 год. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
Настоящий успех пришёл к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость. Самым сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии, которому были свойственны особое внимание ко всему остроиндивидуальному, мистико-пантеистические настроения, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя (работы Ф. О. А сюжетную основу относят к эпохе романтизма. Эжен Делакруа.
Некоторые восприняли ее как протест против существующего уклада политического характера. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.
На плоту, сделанном из остатков фрегата, движущемся среди волн, под плохим парусом, группа полуживых людей и трупов изображена в тот момент, когда вдали стал виден парус корабля. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833).
Рунге, К. Д. В 1824 году картина стала достопримечательностью Парижского Лувра. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Фридриха и Й. А.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Портреты доктора Савиньи и инженера Корреара художник мастерски внес в композицию.
Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. 465, 5 х 651 см. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830).
Её вдохновляют идеи индивидуального развития и самосовершенствования идеализация личной свободы в мировоззрении, сочетаются с отвержением рационализма. Картины из этой серии не были предназначены для продажи. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Портрет Н. В. Кукольника. Впечатляют внушительные размеры полотна. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Теодор Жерико.
Холст, масло. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Это граничит с философскими течениями, а также общественно-политической обстановкой, живым откликом на которые являлось искусство. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих.
Главное его достоинство — колоритность. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Уильям Тёрнер. Не была исключением и живопись. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Но, за это время появились новые идеи во всех областях жизни, которые прочно засели в головах людей.
Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. К. П. Брюллов. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Автопортрет. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Романтизм в живописи – движение, начавшееся в конце восемнадцатого и процветавшее до середины девятнадцатого века.
Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Живопись не была исключением. Русский музей. При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит.
и разрушение города Помпеи близ Неаполя. С. Ф. Щедрин. Кораблекрушение. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель.
Бари, Ф. Рюда). Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. И. К. Айвазовский. Франсиско Гойя. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Акцент был сделан на том, что неопытного капитана «Медузы» приняли на судно по протекции, вот таким образом в том, что случилось, виноваты коррупционеры. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. «Портрет М. Ю. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Смогут ли устоять люди. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. К. П. Брюллов. Автопортрет. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
— Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Давида дАнже, А. Л.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Большой интерес к личности человека, ее центральное место в искусстве способствовали расцвету жанра автопортрета. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Первой картиной Делакруа стала «Ладья Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции.
Романтический герой всегда одинок. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Рядом с деталями, символизирующими плоть и кровь Христа, размещена пейзажная картина: устремленные ввысь скалы с проросшими елями. В них появились пессимистические настроения.
Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Скульптор достиг подлинно музыкального звучания линий и пластических масс, впечатления многообразия и единства композиции, в которой богатство поз, жестов и ритмических отношений сочетается с единым, «сквозным» ритмом. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. 1841 год. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Его последующее творчество многообразно по тематике (памятники, надгробия, бюсты, религиозные и мифологические композиции) и неровно по художественному уровню.
В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. П. Заболотский. 1830 год. Многие критики также обвинили Делакруа в чрезмерном натурализме.
В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Свобода на баррикадах. Конец XVIII – начало XIX века ознаменовался возникновением мирового романтического движения в художественной культуре, тогда же и появились первые картины в стиле романтизма. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур.
Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Эжен Делакруа. В произведениях живописи того времени отображен некий идеал, наделенный героизмом и романтизмом. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ».
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Через пейзаж, немного фантастическое, утрированное изображение деревьев, цветов и птиц, художник также пытался открыть многоплановость человеческой личности, ее схожесть с природой, разнообразной и непознанной. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос.
В изображение природы художник вкладывает особый смысл. В дальнейшем Рюд уже не смог ни в одном из своих произведений достичь уровня знаменитой «Марсельезы». Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке.
Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. Тем не менее, главная цель была достигнута: молодой художник заявил о себе. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма).
1850 год. Холст, масло. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Герой романтической эпохи: портретная живопись. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Художники привлекали своё воображение, чтобы выйти за пределы привычных пониманий и традиционных религиозных истин.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). М. Ю. Вальдмюллер). Над своей работой Жерико трудился очень долго. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.
В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. 491 х 716 см. Уставшие истощенные люди, находящиеся на плоту, заметили приближение судна.
Даргомыжский, М. А. Впрочем, особого шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвёл «Плот» Жерико), она не вызвала. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи.
К тому же, художник подчеркивает его освещением, которое падает на полотно сверху. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
«Вид в Сорренто». Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. Так в чём же между ними разница.
Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Он тщательно прорисовывал каждую деталь полотна. Всех персонажей Жерико поместил на ближний план.
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). В 1817 году Теодор Жерико, художник из Франции, отправился в Италию, где изучал искусство эпохи Возрождения. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам.
Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Париж. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
Тех, у кого тлеет надежда на спасение, очень мало. Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Третьяковская галерея.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821).
Жерико, Делакруа и его последователи. К. Д. Фридрих. 1806 г. Национальная галерея, Лондон. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой.
В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Одна из самых последовательных романтических школ сложилась во Франции, в период Реставрации Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлечённым рационализмом позднего академического классицизма. Их поступь тверда и устойчива духовный порыв богини как бы обретает в них реальную силу.
1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Раздробленная на небольшие княжества и герцогства Германия не переживала серьезных общественных потрясений, художники не создавали монументальных полотен изображающих героев-титанов, здесь интерес вызывал глубокий духовный мир человека, его красота и величие, нравственные искания. Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
О. А. Кипренский. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Александр Гессе (род. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П.
Появление картины «Плот медузы» вызвало огромный резонанс среди общественности. Эти трагические события, когда из 140 людей живыми остались 15, стали подпочвой написания картины «Плот Медузы». По возвращению домой он заинтересовался героическими сюжетами. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины.
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Лувр. Например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Первоначальное и настоящее название барельефа — «Выступление в поход волонтеров 1792 года», но в историю мирового искусства он вошел как «Марсельеза» (после почти двадцатилетнего запрета «Марсельеза» прозвучала вновь во Франции именно в июльские дни 1830 года).
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Одни полумертвые, а другие лишились рассудка и не реагируют на происходящее.