«Девятый вал». Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом.
Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Каждому открывается душа природы по-иному. Эжен Делакруа. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. «Вид в Сорренто».
Англия была классической страной романтической литературы. Но колористическая гамма сдержанна. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Смогут ли устоять люди. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин).
1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Восприятие их требует углубленного сопереживания.
Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Но Тропинин как добрый человек в своих мемуарах писал, что он благодарен хозяину, так как Украина сделала его большим художником. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения.
— Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. 1819 г. Лувр.
Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Но после войны народ не получил воли. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. 1841 год. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Париж. Скажите лучше — глава мятежа. » После закрытия Салона правительство, напуганное грозным и вдохновляющим призывом исходящим от картины, поспешило вернуть ее автору. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792).
Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Живопись не была исключением. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Кораблекрушение. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. П. Заболотский. Ярким представителем романтизма в живописи был художник-пейзажист К. Д. Фридрих, который делал акценты на силе и могуществе природы, горных, морских пейзажей, созвучных человеку. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера).
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Творчество Фридриха по достоинству оценили в России.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Это глубоко трагический образ.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Несмотря на такой кажущийся бунт, большинство из них были очень одухотворенными людьми, глубоко постигнувшими искусство. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Так в чём же между ними разница. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821).
Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему призыву. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил.
Свобода на баррикадах. Лувр. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского.
И вновь вернули художнику. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве.
Слева студент с ружьем. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.
Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Третьяковская галерея. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В.
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Закат солнца. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Этот героический элемент в сочетании с революционным идеализмом, эмоциональностью, возник в результате Французской революции в качестве реакции против сдержанного академического искусства. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Этого требовало образное решение картины. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). 1826 год. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Многим дано мало, немногим многое.
Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры.
В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Жерико заинтересовала ситуация предельного напряжения человеческих духовных и физических сил. Мусоргский, А. П. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом.
Толстой и др. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. Если переводить дословно то это означает простодушный, человечный, такой как все. Для художников этого течения характерно детальное изображение быта в купе с интимностью и хрупкостью человеческой натуры.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош.
От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Портрет работы А. Тыранова. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Более светлым стал колорит. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес.
Позже в западной Европе у романтизма появились ответвления и схожие с ним художественные течения. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. У ног Свободы раненый. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. К. Айвазовский».
Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. 465, 5 х 651 см.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус.
Но это было не простое столкновение двух ярких, совершенно разных индивидуальностей, это была борьба двух различных художественных мировоззрений. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Без прямого указания на профессию живописца.
Уильям Тёрнер. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Музыканты, художники и писатели в своих произведениях стремились показать высокое предназначение человека, его богатый духовных мир, глубину чувств и переживаний. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием.
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого.
С. Ф. Щедрин. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
Пейзаж мыслится романтиками как воплощение души мироздания природа, как и душа человека, предстает в динамике, постоянной изменчивости. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Следовательно, не было и этой причины. Герой романтической эпохи: портретная живопись.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Это был какой-то вихрь.
Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Холст, масло.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Да, конечно, его веселость. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Никто не является мерилом для всех.
Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. П. И. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. К. П. Брюллов.
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века.
Холст, масло. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
1806 г. Национальная галерея, Лондон. Романтизм — направление живописи, основанное в первой половине XIX века. К. Д. Фридрих.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. «Портрет М. Ю. Прежде в нем видели автопортрет художника.
Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. В них появились пессимистические настроения.
Жажда обновления и совершенства идеи свободы и гражданской независимости, ставшие основой романтического мировосприятия, сформировали новое направление в искусстве. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Одним из которых было бидермайер.
Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Художники пытались воскресить фресковую живопись. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Были ли у него крылья. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи.
Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. И. К. Айвазовский.
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Но работа гладкая, слитная, повсюду одинаково обдуманная и одинаково ко всем частям картины относящаяся, как у Давида, не могла бы выразить то, чего искал Делакруа.
Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.
Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. Франсиско Гойя. Даргомыжский, М. А.
Александр Гессе (род. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. Художник изображает чудо Антония Флоридского, заставившего воскреснуть и говорить убитого, который назвал имя убийцы и тем самым спас невинно осужденного от казни.
Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Тонко построена живописная поверхность холста. К. П. Брюллов. М. Ю.
Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
1850 год. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Русский музей. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху.
Теодор Жерико. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Женские образы привлекают своим скромным достоинством, цельностью натуры в лицах мужчин угадывается пытливая мысль, готовность к подвижничеству. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус).
Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет.
1830 год. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью.
Например во Франции из мастерской Давида выделились так называемые художники-примитивисты, в Англии – прерафаэлиты. Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Данное направление противостояло классицизму. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро.
Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, —декоративность отходит на второй план. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела).
Автопортрет в костюме Гамлета. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Ари Шеффер любил изображать страсти не столь пылкие и тревожные, однако глубоко проникающие в сердце, чем отличается от Делакруа, но тем не менее он — романтик.
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Париж. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Эжен Делакруа. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Господствует чувство непринужденности, естественности. К сожалению, Жерико через немного лет после этой картины умер, не исполнив дальнейших своих художественных намерений.
и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Картина очень ассоциативна, как любое творение романтиков и предполагает различные уровни прочтения и толкования. Василий Андреевич Тропинин родился (30) марта 1776 год в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю.
Бородин, Ц. А. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах.
Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806).
В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). Автора интересуют море, горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца.
И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. 491 х 716 см.
Человек, попавший в фантастический мир, созданный воображением художника, нередко ощущает свое бессилие и незначительность перед бесконечностью мироздания. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Главное его достоинство — колоритность.
Романтики считали классиков пассивными и холодными, считали, что в их работах не хватает жизни и исправили все эти «недочеты» созданием нового направления. Не была исключением и живопись. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Плот «Медузы». В последнем Орловский так же, как и в Автопортрете, применяет эффектную, героическую позу с резким, почти перекрестным движением головы и плеч.
Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817).
Автопортрет. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. «И. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. О. А. Кипренский.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Романтический герой всегда одинок. Портрет Н. В. Кукольника. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы.
В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Его картина Данте и Вергилий, представленная в салоне 1822 г., – попытка через исторические ассоциативные образы двух поэтов: античности – Вергилия и Возрождения – Данте – посмотреть на кипящий котел, ад современной эпохи.
Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Если образы Гавроша, Свободы, студента, рабочего — почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы — вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Жерико, Делакруа и его последователи.
Орловский. Да, конечно, его нищета.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Красивы тела, лица полоненных людей.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Автопортрет.
Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи».
Здесь он занимался у С. С. Щукина. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини.
Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы.
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.