Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Но кампанилла продолжала «падать». Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). на стр. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. В них нет ничего неясного.
Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф.
Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа.
Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Такие настроения существовали в среде людей одной профессии. В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Карниз и жердь соответственно были круглыми, повторяя типичную форму окна в романском интерьере. Во всех областях жизни общества возрастает роль светского, рационального начала.
Собор Парижской Богоматери XII-XIII вв. Итак, в XI-XII вв. Предыдущий период иногда именутся предроманским. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге.
Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Первое направление отличается сооружениями типа базилики с перекрытиями плоской формы, что часто встречалось во время раннего христианства. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе.
И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. У будвлях Чернгова спостергаться романський вплив (Успенський собор лецьхого монастиря), хоча у свой основ вони мають типов риси староукрансько взантики. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Появилась в ответ на увлечение старинной историей и эпосом. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Романськ храми, переважно монастирськ, будували з великого каменю, у простих формах, з перевагою вертикальних або горизонтальних лнй, з дуже вузькими отворами дверей вкон, з пвциркульними арками.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой.
Что касается декора, то он принимал самые различные формы. В основе его планировки лежал практический расчет. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. За столом или у очага только синьор имел свое место. Сооружение могло создаваться в мистическом, пасторальном или торжественном духе. Багатством ритму, досконалстю архтектури композиц скульптури декору вдрзняються грандозн собори зрло Готики в Реймс й Амн, а також каплиця Сент-Шапель у Парижев (1243-1248) з численними втражами.
Италия. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Однако он вошёл во всеобщее употребление. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм.
Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Зображення всередин — бльш, нж т, що вмщувались у кутках. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Витражными узорами и разнообразными фресками.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Вот таким образом всю культуру и искусство этих столетий иногда именуют монастырскими.
Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.
При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был и шире и выше боковых. Для пзньо («полумянючо») готики характерний примхливий, що нагаду язики полумя взерунок вконних прорзв (церква Сен-Маклу в Руане). Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. Зеркала – шифоновая бронза. — у Франц. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. В XI-XII вв. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины нет ощущения расстояния между ними. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие.
С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. Наконец, окна образуют верхний ярус. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Вот таким образом романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа. Слово происходит от итал.
Романский период на территории Европы приходится на время господства феодального строя, основой которого было сельское хозяйство. В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) прежде всего внушают страх.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность.
12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен. Будвництво його було розпочато закладкою собору в 1063 р. на околиц мста на зеленому луз. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку нео. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков. Например, ковер из собора в Байе (XI в).
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Его появление связывают с возрождением церковного зодчества. Больше текстовой информации видео вы сможете просмотреть здесь. Центральный неф и два по бокам.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными церквами были важной составной частью общественной жизни в романский период. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Стены – венецианская штукатурка. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. В замках все внушало страх.
Ежена Делакруа (1798— 1863) вдчуваться близька спордненсть з барочним стилем Рубенса, якого вн щиро шанував. Выживал самый ловкий. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых.
Известным представителем готического стиля является Рейнский собор, который отличается величеством и богатством. Монастыри были сильнейшими феодалами. (в ряде мест — и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. 4.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. В разбивке масс достигнута соразмерность. Так романськ риси мали й нш споруди Украни: у Галич (княжий собор Богородиц в Крилос), у Володимир-Волинському та клька церков-ротонд у Галичин, на Волин й Закарпатт.
Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Основным типом постройки является усложняющаяся базилика. Не случайно о них сложилось множество легенд. Таким образом подчеркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества их разное место в иерархической структуре феодального общества.
По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Архитектура в романском стиле играла доминирующую (определяющую) роль. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии. В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор. В романской архитектуре, вопреки ложным религиозным иллюзиям, наглядно воплотились и суровая сила духовного мира людей того времени и представление о мощи человеческого труда, борющегося с природой. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками.
5. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св.
Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчёркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получили изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объёмность человеческого тела, – правда, в схематичных и условных формах. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. Различного типа башни размещают по-разному. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами. Фгури перебували у спввдношенн з архтектурними формами. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Фгурн композиц мали рзн масштаби хн розмри залежали вд рархчно значущост того, хто зображений: найбльша фгура Христа, трохи менш — ангелв апостолв, найменш — простих смертних. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. Скульптуры повторяли религиозные сюжеты и должны были иллюстрировать неграмотным крестьянам и горожанам проповеди и службы, которые велись на непонятном для большинства прихожан латинском языке. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. 3. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Благодаря тому, что в данных местах было огромное количество камня и мрамора, практически все постройки выполнялись с применением данных материалов. 236). Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего.
То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. Общая система образов Романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Одни историки полагают, что он сам бежал из города. нтенсивно розвивалися мстобудування цивльна архтектура.
Церковь была главным заказчиком произведений искусства. Романские храмы поражают мощью.
Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Он обладает также поразительной акустикой. Западный фасад украшался фронкирующими башнями.
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Як правило, це 3—5 — нефн василики з поперечним нефом — трансептом напвкруговим обходом хору («деамбула-торм»), до якого примикають радальн капели («внець капел»). Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Он изображает завоевание Англии норманнами.
Естественно, он может быть более стройным. 2. В разбивке масс достигнута соразмерность. Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Споруджувалися свтськ будвл (мськ ворота, ратуш, цехов складськ будинки, танцювальн зали). С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток.
Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Зокрема, у творчост одного з засновникв французького художнього романтизму XIX ст. Даже в ванной комнате и и туалете необходимо выложить плитку в виде камня.
Во всем ощущается предельная простота и мера. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Вот таким образом в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным.
Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы. Отдельным штрихом является наличие камина.
Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Архтектори створювали склепння у вигляд хреств. В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода». Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские.
Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. 13 в. ). Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение.
Самостоятельности она не имела. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.
Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
Принципы архитектуры романского периода получили наиболее последовательное и чистое выражение в культовых комплексах. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. обр. Так. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Якоба в Регенсбурге, Романские церкви в Валь-де-Бой. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности.
Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений.
Верхняя часть дверки скруглена. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Восточная часть — апсида (украшение). При сходной планировке оформление фасадов было различно. Но этот коллектив не был единым. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).
В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Над арками тянется гладь стены, предоставляющая достаточное место для живописи или же декоративной аркады на колонках — так называемого трифорня. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Именно в течение XI – XII вв.
У людей имеющих отношение к искусству, появился шанс самовыражения.
Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Романские соборы также были весьма массивны. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). Возник романтизм в архитектуре после завершения Великой французской революции.
Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества.
В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ, в которых на все лады сочетаются человеческие формы с образами животного мира. Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Шедевр середньовчно талйсько архтектури – соборний ансамбль в Пз, в Тоскан. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали, например капители. Скульптура романского стиля была тесно связана с архитектурой.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Згодом виник нтерес до реальних природних форм, до фзично краси почуттв людини. Мастер прекратил работу и исчез из города. Но этот коллектив не был единым.
Скульптури на площинах стн або поверхн каптелей мали рельфну форму. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства.
Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. В сооружения ранней христианской эпохи, делали маленькие окна из цветного стекла, такие интерьеры не требовали штор.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106), кайзерские соборы в Вормсе и Майнце, Либмургский собор в Германии, Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии, Аббатство Мария Лаах в Германии, Церковь св. Всем известно о том, что церковная архитектура- это основное направление романского стиля.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). стал подлинным шедевром ранней готики (прил. Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки.
В соединении сторожевых башен, военных лагерей с греческими базиликами и византийским орнаментом возник новый "римский" романский архитектурный стиль: простой и целесообразный. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв. Романский стиль (от лат.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Пантелеймона (1194), де романськ форми значно переважають взантйск. Специалисты в Пизе и Флоренции трудились над созданием самобытного и яркого варианта рассматриваемого стиля. Такое устройство и стало основой готического зодчества. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами.
Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки.
Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Монастырь в эти века был средоточием жизни. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность.
Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы.
Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. Майнце и Шпейере. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Еще красиво смотрится в интерьере витражное стекло и декоративное окно, которые идеально вписываются в данный стиль.
Естественно, он может быть более стройным. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. з середин 13 столття величн собори будувалися в нших вропейських кранах — у Нмеччин (у Кельн), Ндерландах (в Утрехт), спан (у Бургос, 1221— 1599), Великобритан (Вестмнстерське абатство в Лондон), Швец (в Упсал), Чех (хор трансепт собору св.
Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания, некоторую творческую свободу.
Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег). Его появление происходило во Франции в середине XII века. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Хрестоносц донесли принципи Г. до Родосу, Кпру Сир. Необходимо подчеркнуть то, что в Великобритании романский стиль именуют норманским. Замок-крепость или храм-крепость.
Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью расчлененных объемов, размеренностью ритма, завершенностью частей их подчиненностью целому. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в. ), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в. ), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.
Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Сухие техники так и не получили должной популярности. Религия к этому времени начинает постепенно сдавать свои господствующие позиции. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Архитекторы могли позволить себе уходить от существовавших стандартов.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Тльки в збережених мнатюрах Тррського Псалтиря з друго половини Х ст. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре.
Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую.
Бчн нефи робили навть двох039ярусними. Сформована готична каркасна система зявилася в церкв абатства Сен-Ден (1137—44). Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда.
Рзномантна тематика втражв, у гам яких переважали червон, син жовт тони. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Камян готичн собори одержали у Франц свою класичну форму. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Известное развитие подучили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.
Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие.
Вновь стала популярной готика, прошедшая через восприятие творца. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Стены всегда толстые, массивные. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры.
Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Все было подчинено суровой действительности. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Скульптуру соборв (у Бамберге, Магдебурз, Наумбубге) вдрзняють життва конкретнсть монументальнсть образв, могутня пластична експреся.
Враження нестримного руху вгору до ввтаря створються рядами струнких стовпв, могутнм злетом гострих стрлчастих арок, прискореним ритмом аркад верхньо галере (трифоря).
буду, прийоми одержали свордну мсцеву нтерпретацю. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол.
В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй – для парадных помещений, третий – для хозяйских спален. зображення).
Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Существовавший порядок был разрушен, а новый потрясал своей сумбурностью и дискомфортом.
Романський стиль в Укран Романський вплив мг прийти в Украну з Польщ, Угорщини й Чех. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
В росписи прослеживались религиозные мотивы. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Зявилися розписи на свтськ сюжети (у папському палац в Авиньоне, 14—15 ст. ). Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень.
х високий просторий нтерр осяяний кольоровим мерехтнням втражв. Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. В X – XI вв. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты).
За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. 1836-1865 гг. ) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным. Очолив пдпримство майстер з греческмменем Бускет.
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Виник тип багатоповерхового багатого житлового будинку, будувалися будвл цехв торгових гльдй. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. 2).
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране).
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Возникла ностальгия по упорядоченности. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Вн найбльше втлений у спорудах Чернгова Галича, у якому збереглася церква св.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства. Вта в Праз), де готич.
Троицы в Кане, 1062—1066). Наиболее ярко данные черты проявились в архитектуре готического стиля. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. П039ятииефна монастирська церква в Клюн — найбльший храм того часу. Але найбльша кльксть пам039ятникв XI—XII ст. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Цього не можна сказати про конографю. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. У мнатюрах (гл. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание).
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Поперечный неф — трансепт. Что касается выражения в архитектурных формах, то архитектура романтизма отличается несимметричностью, произвольностью очертаний, внесение в зодчество элементов, давно ставших достоянием истории. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
В мру розвитку суспльно свдомост, ремесла технки, слабшали пдвалини середньовчних релгйно-догматичних свтоглядв, розширювалися можливост пзнання естетичного осмислення реального свту складалися нов архтектурн типи тектончна система. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались.
Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
Примером может служить Клюнийский монастырь. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу.
Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Увенчать все сооружение колокольней Дж. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Германия.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Наконец, окна образуют верхний ярус.
Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм.
В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Ставни же делались из холста. На фризах фгури мали присадкуват форми, на опорних частинах — подовжен. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу.
Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники.