Ранее всего откликнулись на новые веяния портрет и пейзаж, которые становятся излюбленными жанрами романтической живописи. Французская романтическая школа произвела значительные сдвиги в области скульптуры (Рюд и его рельеф Марсельеза), пейзажной живописи (Камиль Коро с его свето-воздушными изображениями природы Франции). Мне очень нравится романтическая живопись Шилова. В XVIII в. термин "романтический" обозначал "странный", "фантастический", "живописный".
Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа. Свойственная романтизму поэтизации ночи – странного ирреального мира, живущего по своим законам – привела к расцвету «ночного жанра», который становится излюбленным в романтической живописи, особенно у немецких художников.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Перед нами – целое море людских страданий.
Уильям Тёрнер. Не всегда иллюстрация чувств была естественной, как, например, в живописи XIX – XX веков. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции.
Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Эти ошибки были уже разрешены творчеством Жерико, но Делакруа еще раз демонстрирует романтическое кредо, что живопись – это не правда ситуации, а правда чувства.
Романтизм сменяет эпохуПросвещенияи совпадает спромышленным переворотом. Эжен Делакруа. Хотя и в этом произведении выразительность форм и лиц замечательнее колорита, тем не менее, мало чем нарушаемый однородный серый тон производит впечатление. К. П. Брюллов. Закат солнца.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени. 1850 год. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы».
Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Это были законченные переполненные композиции с точной компоновкой плана и мелких деталей. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840). Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Кюи, П. И. Чайковский (Россия).
Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Автопортрет. Эжен Делакруа. 465, 5 х 651 см. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств.
прил. Орловский. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Последние работы художника – Отдых на поле, Большое болото и Воспоминание об Исполиновых горах, Исполиновые горы – череда горных кряжей и камней на затемненном переднем плане. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
Обострение конфликта между личностью и действительностью приводит к возникновению определенных эмоциональных состояний человека. Далевая панорама Кремля, все соборы и башни прорисованы Воробьевым с величайшей точностью. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Плот «Медузы».
В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Толчком к появлению этого идеала послужила французская революция, которая была реакцией на академическое искусство, отличающееся сдержанностью. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей.
П. И. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя.
И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.
Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). «Девятый вал». Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Изменилось их место в обществе. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852).
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. О. А. Кипренский. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда.
Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. Уильям Тёрнер. В ней также огромную эмоциональную роль играет грозовое небо, которое занимает большую часть композиции. Это был какой-то вихрь.
Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма.
Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Вот таким образом каждый персонаж, являясь частью единого целого картины, составляет и нечто замкнутое в себе, представляет собою символ, отлившийся в завершенную форму. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё».
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Бородин, Ц. А. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Ее изложение дотошно четкое в мелочах и интерьере. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Но колористическая гамма сдержанна.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Восприятие их требует углубленного сопереживания. Закат солнца. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей.
Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Следовательно, не было и этой причины. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения.
И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». О. А. Кипренский. «Последний день Помпеи».
Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Тонко построена живописная поверхность холста. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике.
Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Плот и оплот романтизма. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим. Создавалось чувство искусственного погружения женщин и мужчин в обстановку, навязывающую им улыбку, смех, трогательно вздернутые брови и взгляд куда угодно – то на объект вожделения, то без взаимности вдаль. Другая картина предстает пред зрителем в эпоху Неоклассицизма, пришедшего на смену Романтизму с его полемикой с классическими канонами и страстями.
Слева студент с ружьем. Третьяковская галерея. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. 2. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Любимыми выразительными средствами романтической живописи становится колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Отменно разработан колорит, краски неярки, гармонично сочетаются друг с другом, освещение спокойное: свет мягко льется на лицо юноши, обрисовывая его черты, без лишней экспрессии и деформации. Мусоргский, А. П.
Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). Толстой и др.
Его появление явилось результатом разочарования в прежних идеалах устройства мира. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков.
Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
«И. Без прямого указания на профессию живописца. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение.
К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Чем так покорил зрителей талантливый мастер. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Франсиско Гойя.
Не была исключением и живопись. Портрет работы А. Тыранова. Англия была классической страной романтической литературы. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.
– Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
В картине Вид Московского Кремля от Устьинского моста (1818 год) на первом плане изображены полуразрушенные дома-печальное напоминание о пожаре Москвы 1812 года. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок.
В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Как и других пейзажистов своего времени, Щедрина влечет изображение воды, воздуха, неба. Этот художник занимал особое место в искусстве. Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев.
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского.
Если образы Гавроша, Свободы, студента, рабочего — почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы — вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840). 1819 г. Лувр. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». И. К. Айвазовский.
В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Так в чём же между ними разница. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). В такие моменты освобождение. В России он появился в смешанном виде гораздо позднее, органически вобрав в себя черты классицизма. Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде.
Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Рефлексирующий свет выхватывает из темноты окутанный клубящимся туманом траурный костюм художника. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
По общему мнению именно в Алжирских женщинах Делакруа начал свои эксперименты с цветом. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Ланкре – «Танцующая Камарго» – ок. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Даргомыжский, М. А.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. 1836 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. С. Ф. Щедрин. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках.
— Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро). В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы.
Внимание уделялось теперь эмоциям, переполняющим персонажей, остальной мир был сглажен и размыт по периметру, много света, много радости и любви, отсутствие второстепенных пустяков. Отличная от вышеперечисленных живописцев работа Ханта «Просыпающаяся совесть» по-своему романтична и трепетна. Третьяковская галерея. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Но сложная философская аллегория получилась хорошей эмоциональной иллюстрацией предвозрожденческой эпохи и бессмертного литературного шедевра. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). Монах на берегу моря. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Мощью, демократизмом и смелостью художественного решения полотно произвело ошеломляющее впечатление на современников. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Делакруа стал верным соратником Жерико и одним из ярких представителей художников нового направления – романтизма. 9).
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Плот «Медузы».
Свобода на баррикадах. 1819 г. Лувр. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Здесь нет пошлости, а робкое прикосновение мужских трепетных пальцев к прозрачной коже возлюбленной неуловимо эротично. Начало XX века плодовито на романтику с его девичьими сплетнями и песнями («Дружеские сплетни» и «Серенада» картины Блааса), сочной палитрой и фотографической точностью мимики чувств, масок смущения («На балконе» – Блаас) и бесстыдства («Наемный пастух» – Хант).
Французскую революцию нельзя причислить к причинам его возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. К. П. Брюллов. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Автопортрет.
В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). 491 х 716 см. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Да, конечно, его веселость.
К. П. Брюллов. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Многим дано мало, немногим многое. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина.
Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Теодор Жерико. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.
Русский музей. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Фридрих стремился передать стихийную мощь природы.
Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. К. Айвазовский». Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде.
Герой романтической эпохи: портретная живопись. Франсиско Гойя. К. Айвазовский». «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. «Родиной» романтизма в живописи считают Францию, а появление картины Теодора Жерико «Плот фрегата Медуза» в Салоне в 1819 г., на престижной официальной выставке парижской Академии изящных искусств, – чуть ли не «день рождения» стиля. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Русская и итальянская природа в пейзажах классицистов мало разнились между собой. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. «Да или нет» в его исполнении греет добротностью обстановки. Актуальность изучения романтического усиливается в связи с глобальными переменами, происходящими у человечества и с человечеством. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве.
Прежде в нем видели автопортрет художника. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Этого требовало образное решение картины. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Это был яркий период изложения любви в картинах, тяги к чувствам и чувственности сюжетов.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. «Эстетическая революция» от композиции до сюжета и подачи – налицо. Главное его достоинство — колоритность. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала.
Эжен Делакруа. Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. и др. ). Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). «И.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Об архитектуре романтизма и говорить не принято. «Вид в Сорренто».
Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Вальдмюллер).
Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду и отчаяние. Автопортрет в костюме Гамлета. Автопортрет в костюме Гамлета. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824).
Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия. Романтиков интересовали различные исторические эпохи их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру.
Главные герои начинали жить вне пространства, вырванными из обыденности, сейчас, сию минуту (Лоуренс Альма-Тадема – «Белый флаг» – 1881-1900 гг. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830.
Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Великая французская революция и последовавшие за ней захватнические походы Наполеона, жестокие политические репрессии и казни, бесконечные смены правительств и революционный взрыв 1830 г. с особой остротой поставили вопрос о роли народа и личности в истории. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции.
Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. 1826 год. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза».
Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа». К. Д. Фридрих. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм.
1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. «Портрет М. Ю. Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом.
Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. Смогут ли устоять люди. Художественный темперамент заставлял его искать темы пылкие, выражать страсти, доведенные до крайних пределов кисть его как бы поспешная, но в сущности решительная краски он брал все, но не беспорядочно и сочетал их гармонично. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. П. Заболотский.
И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе.
Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840). Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Никто не является мерилом для всех. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Александр Гессе (род. Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). 1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара Дениса Давыдова.
и «Ухаживание» – 1881г., Джон Уильям Годвард – «Обручальное кольцо» – 1891г. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Франсиско Гойя.
Каждому открывается душа природы по-иному. Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. 1821 г. Собрание Жамо, Париж.
Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа. Давида дАнже, А. Л. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. 1730г, Фрагонар – «Качели» – 1767г.
Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Например во Франции из мастерской Давида выделились так называемые художники-примитивисты, в Англии – прерафаэлиты.
Холст, масло. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. Не находя идеала в современном мире, он обращается к прошлому, возводит на пьедестал благородных рыцарей Средневековья. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене.
1806 г. Национальная галерея, Лондон. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Возникновение романтизма способствовало появлению азартных игр, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. Перед нами – во многом нарочитый, утрированный облик артиста, противопоставляющего собственное Я окружающей действительности. рис. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М.
Бари, Ф. Рюда). Это глубоко трагический образ. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы.
Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Красивы тела, лица полоненных людей. Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог, динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева испытавшего на себе силу ветра и молнии.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Существовало и другое толкование этого термина.
Некоторое своеобразие здесь обнаруживает только садово-парковое искусство, да и то романтики развивают здесь идею английского ландшафтного или природного, парка. На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности.
По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения.
Портрет Н. В. Кукольника. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812).
Господствует чувство непринужденности, естественности. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб.
К. Д. Фридрих. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создается впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Портрет Н. В. Кукольника. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Исторические условия в России были иными. Фридриха и Й. А.
Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Но при таком темпераменте, не выражавшемся, впрочем, в его жизни, он все-таки настойчиво преследовал художественную идею и трактовал ее на всевозможные лады, чему много доказательств в 6000 рисунках, оставшихся после его смерти.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Уловить переменчивую игру настроений человека, заглянуть ему в душу всегда будет пытаться художник романтического склада.
Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Художник изобразил волнующий момент недавней истории, основанной «на реальных событиях» : гибель французского фрегата у берегов Сенегала в 1816 г. и трагическая история выживания 15 из 140 человек, плывших на корабле, на маленьком плоту.
К. П. Брюллов. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Портрет Е. В. Давыдова.
В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Но после войны народ не получил воли. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Париж. Были ли у него крылья.
Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами.
1830 год. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы.
Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е).
Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. Для передовых художников начала века Петербург был не только великолепной Северной Пальмирой, величественной столицей империи, но и центром их интеллектуальной деятельности.
С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу.
Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота.
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна. Кораблекрушение.
Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Рунге, К. Д. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы.
Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. "Десант в Субаши" (1889) К началу ХIХ в. пейзажная живопись имела давние и прочные традиции, однако именно романтики научили видеть в природе нечто одухотворенное — не просто среду человеческого обитания, а зеркало космоса, маленькой частицей которого является человек.
Часто музыкальные произведения были с оттенком автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Смогут ли устоять люди. Автопортрет.
К. П. Брюллов. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Более светлым стал колорит. В работе над портретом Пушкина в последний раз встречаются Тропинин и Кипренский, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах – один в Москве, другой – в Петербурге. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом.
Автопортрет. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. 1808—1809 гг. 1848 г. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852).
Теодор Жерико.
1809 г. ГРМ. К. Д. Фридрих. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Живописные полотна художников романтизма написаны динамично, в колорите преобладает темный тон, который оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.
Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. У ног Свободы раненый. Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман».
У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. 1841 год. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Париж. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). Происхождение термина «романтизм» точно не определено.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. С. Ф. Щедрин. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). романтизма привлекает внимание представителей самых разных областей гуманитарного знания.
Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. С 1820-х гг. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин).
Он беседует с очевидцами события, делает зарисовки казнённых и умирающих, пишет сотни этюдов бушующего моря. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений.
Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя.
Романтический герой всегда одинок. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Жерико, Делакруа и его последователи.
Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». История происхождения термина Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец. » Как реакция на вырождающийсяклассицизмв большинстве европейских стран возникает новый стиль – романтизм. Но сколько – вдохновили. и др. ). Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Живопись не была исключением.
Портрет работы А. Тыранова. Париж.
Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов.
Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. X. Хант).
Много общего у романтизма и с символистами конца XIX века. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма — вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу. В ответ на критику художник создает полотно "Греция на развалинах Миссолунги", в котором вновь обращается к животрепещущей теме борьбы Греции за освобождение от турецкого ига. Если в молодые годы его больше интересовала безмятежная тишина моря, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. Лувр. Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанскогоromance-форма средневековой народной песни).
О. А. Кипренский. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Такой неоготики немало в славянских странах. Выпавшая на долю Делакруа редкая удача позволила заглянуть ему на святая святых мусульманского мира. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов.
Он пишет сцены на набережных, любуется морскими гротами и скалистыми бухтами. 1841 год.
И вновь вернули художнику. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы".
Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. По общему мнению именно в "Алжирских женщинах" Делакруа начал свои эксперименты с цветом.
Чувство мятежной гордости или сложно создаваемой из диссонансов гармонии переполняет его иллюстрации. М. Ю.
Родиной романтизма по праву можно назвать Францию. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Красоту Невы, окаймленной прекрасными зданиями, воспевает Гнедич, Деларю, Языков.
Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. «Вид в Сорренто».
1826 год. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, —декоративность отходит на второй план. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу.
В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов.
Художники часто прибегают к языку намеков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении все остальное. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Да, конечно, его нищета. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем. Кораблекрушение. Холст, масло.