Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Они придают устойчивость сооружению. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника.
Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн. Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Этим орнаментом здание покрывали снизу доверху.
Период XI-XII вв. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Но этот коллектив не был единым. Чтобы защитить крепостные стены от возможного подкопа их возвели на прочной скалистой породе.
И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.
Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.
Германия. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору.
Романский язык не является вырожденным латинским языком. Таким образом подчёркивалось неодинаковое значение различных групп населения перед лицом божества. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Если кухня небольшого размера, для создания удачного дизайна в средневековых традициях лучше совместить ее с гостиной или столовой.
Мебель. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Главным элементом композиции выбора, монастыря или замка становится башня – донжон. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными.
Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Он был и кроватью и скамьей и системой хранения. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. Внутри храма чудесная мозаика, мраморный декор и невероятная колоннада. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Они продолжали применять базиликальные планы, возводить купола, строить кампанилы и баптистерии, отделывать фасады зданий. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой».
Вот таким образом трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Роспись (религиозные мотивы). В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Основная роль в архитектуре романского стиля отводится церквям, монастырским комплексам, замкам.
Даже в ванной комнате и и туалете необходимо выложить плитку в виде камня. Иногда их делали даже больше, чем было нужно. Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил.
Византии и мусульманские влияния. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
Отдельным штрихом является наличие камина. Латинский язык является вырожденным романским языком. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство.
Наиболее полно он выразился в архитектуре. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Оживление строительной деятельности началось лишь, когда миновал миллениум. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Внутри храм делился обычно на три продольных нефа.
Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени. Фасад церкви Санкт Панталеоне в Кельне, X в. Особенностью немецких церквей является вестверк. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Арсисс де Комон в начале XIX века ввёл термин «романский стиль». В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Такое приспособление пропорций тела, способствуя большей слитности архитектуры, скульптуры и живописи, вместе с тем ограничивало образные возможности искусства. Мастер прекратил работу и исчез из города.
Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна, по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ, которые надо было пересечь, платя каждый раз высокие пошлины. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Собор словно стремиться вверх, поражает множеством арочных окон — узких и широких. Карлу Великому удалось поднять искусство и культуру в Западной Европе на новый уровень.
Стены – венецианская штукатурка.
Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Стены – венецианская штукатурка. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла. Витражными узорами и разнообразными фресками. В то же время именно в готическую эпоху появляются все известные ныне виды мебели, возрождается античная рамочно-филеночная вязка. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. Проекты в этом стиле скорее будут использовать только отдельные декоративные приемы.
Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм.
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Романский стиль – cлово произошло от латинского romanus – римский.
Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. "Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства". Итак, в XI-XII вв. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. н. э. ), которых римляне называли «готами». Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Но, безусловно, строительство аббатства Сен-Дени способствовало распространению готики, так как оно было образцом для подражания. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Причем романский возник и получил распространение примерно на столетие раньше.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Особенно популярными становятся лиственные орнаменты и ленточные плетения. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.
Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом.
Пизанский собор (Италия) был построен в 1063 году и вобрал в себя все черты романского стиля, плюс особенности других, тем самым получился непревзойденный пизанский романский стиль, подчеркивающий размах торгового дела Пизы. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Архитектура- преобладающий вид искусства романского стиля, преимущественно церковная (монастырские комплексы, каменный храм).
В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Это один из самых нарядных романских храмов. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года.
Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, вот таким образом гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой.
Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. К этому времени образовались почти все современные европейский государства. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры.
Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. 13 в. ). Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль изгнали его. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
Вместо закругленных арок появились заостренные, стрельчатые. Она проявляется и в выборе сюжетов, например, в распространённости сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. Но обоим этим памятникам еще далеко до настоящей развитой готики. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Водостоки и другие технические детали часто имеют вид фантастических животных. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
– это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Такой стиль получил выразительное название «пламенная готика». Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались.
Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
Наконец, окна образуют верхний ярус. Огромный собор строгой крестообразной формы поражает своим размером. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Романский стиль в интерьере был представлен универсальным предметом – сундуком. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Здание квадратной формы венчают семь остроконечных башен. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. В ее отделке может использоваться золочение.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Именно в течение XI – XII вв.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Там, где недоставало камня использовался кирпич. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Спинкам кровати мастера придают ажурный вид. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности.
На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Но кампанилла продолжала «падать». Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Примером может служить Клюнийский монастырь. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Стены – венецианская штукатурка.
Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами.
В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Он установил связь архитектуру древнего Рима с архитектурой XI—XII веков (в частности использование сводов и полуциркульных арок).
На Западе базилика сохранилась, в отличие от Византии, где она со временем уступила место крестово-купольному храму. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Новым в храмовой архитектуре романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Увенчать все сооружение колокольней Дж. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Его конструкция несколько отличается от базилики. В каждом уголке Европы формировалось собственное направление в рамках романтизма.
Красота и размеры собора свидетельствуют о значительности города, о богатстве его жителей. Церковь св. Политическая борьба также привела к укреплению многих городов или перестраиванию и укреплению стен, которые остались с римского периода.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Другим примером романского стиля является Успенский храм. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Движение вверх, выраженное небольшими островерхими башнями и ступенчатым фронтоном, останавливается горизонтальными фризами со скульптурами святых. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Романский стиль развивался в западноевропейском искусстве Х-Х11вв. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Храм состоит из 4-х высоких круглых башен с каменными конусами-шатрами и нескольких более низких башен средокрестия. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов.
Доски и филенки стали излюбленным приемом мебельных мастеров на долгие годы вперед их использовали для создания мебели, конструирования причудливых предметов интерьера, отделки помещений и просто украшения. Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Много раз предпринимались попытки спасти башню. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Каждая из них неповторима и по — своему раскрывает традиционные образы. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. – это время блистательного расцвета европейского искусства. Зеркала – шифоновая бронза. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Иногда только встречается в постройках церквей Европы. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото).
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Архитектура Тосканы просматривалась в законченности и ясности форм, в праздничности облика величественной композиции в Пизе. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В этот период в Италии не прекращалась борьба за верховную власть между папским Римом и Священной Римской империей. Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Рабочую зону, все подвесные шкафчики стоит выбрать деревянными. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Италия. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Естественно, он может быть более стройным.
За столом или у очага только синьор имел свое место. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Зеркала – шифоновая бронза.
Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, вот таким образом пол устилали слоем соломы. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
В более северных странах римские строительные стили и техники никогда не применялись за исключением государственных зданий, а в Скандинавии они были вообще неизвестны. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Загородный дом в романском стиле – трогательная и в чем-то романтичная отсылка к суровым средневековым временам. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда.
Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. В разбивке масс достигнута соразмерность. Для этого стиля свойственны большие храмы с огромными замками, которые больше напоминали бы крепость, чем изящный дворец. Зеркала – шифоновая бронза. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Замок-крепость или храм-крепость. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Они лишь переходное звено между романской и готической архитектурой. Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви.
В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Пол – мрамор, плитка с рисунком.
В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Общая высота башни предполагалась 98 метров. В тосканских городах: Флоренции. Романский стиль (от лат. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Англичане называют этот стиль норманнским.
Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
Мастера украшали мебель росписью, деревянной резьбой и кованной железной фурнитурой. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Столы в ранний период еще весьма примитивны. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. В основе его планировки лежал практический расчет. Одна из них — молодая, гордая и одновременно веселая — символизирует христианскую церковь.
На рубеже XI и XII вв. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
Монастыри были сильнейшими феодалами. В своё время этот собор служил приходской церковью, а затем стал кафедральным. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
В X – XI вв. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали. Верхняя часть дверки скруглена.
К ним примыкает кладбище. Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в романском стиле. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации.
Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный.
В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. У собора происходят важнейшие события. XI-XIII вв. Здания каждого типа были построены в романском стиле с доказательствами сохранившихся простых жилых зданий, элегантных особняков, больших дворцов, торговых помещений, общественных зданий, замков, городских стен, мостов, деревенских церквей, церквей упрощённых аббатств, аббатства и крупных соборов.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов.
Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх.
Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто.
Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Позже у него появились ножки и дверцы, что сделало его больше похожим на современный шкаф. Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Интерьеры и экстерьеры того времени характеризуются спокойным и минимальным декором, а также гармонией в деталях и оформлении. Создавая в доме или квартире романский стиль, необходимо стены выложить имитацией камней или же использовать однотонную штукатурку бежевого или серого цветов.
После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество.
Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Стены всегда толстые, массивные. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Материалами для такой мебели служили бронза и дорогая древесина. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Основным отличительным элементом Романского здания является полуциркульная арка. Отдельным штрихом является наличие камина.
Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. его настоятель аббат Сугерий, решил перестроить аббатство. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение.
Большое значение имеет и более мелкая скульптура. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Он состоит, как правило из основной башни и одной или двух примыкающих башен. В вестверке находится главный портал и хоры. Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви).
Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Толщина свода иногда была довольно значительной, вот таким образом стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Аналогичные фигуры можно видеть и в других соборах. В монастырях имелись специальные мастерские – скриптории, где переписывались и украшались манускрипты.
Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор. Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ).
Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Роспись (религиозные мотивы).
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени.
Благодаря этому зданию Сен-Дени прослыл родиной готики. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры.
Будут весьма актуальны в интерьере ренессанса такие предметы как буфет, письменный стол, секретер. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.