Романский стиль в архитектуре отличался от своих предшественников одной чертой – донжон – это огромная башня, вокруг которой пристраивалось все остальное.
Отдельным штрихом является наличие камина. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела. К концу XI в. для жилища феодала начинают строить отдельное здание. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв. ), в Тоскане. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Ко входу вел подъемный мост, по бокам от входа были башни. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой – апсидой. Расположенные по сторонам от входа внушительные образы царя Давида и пророка Иезекиля представляют собой скорее статуи, помещенные в нишах, чем высокие рельефы. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Во избежание пожаров деревянные конструкции были заменены каменными.
Рыцарем мог стать человек благородного происхождения. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред.
Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. высш. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Петра в Риме, 330г. Однако уже в XI веке романские зодчие попытались связать две боковые стены одним цилиндрическим сводом. Нередко одна арка охватывает другую или целую группу более мелких арок. Белая башня Тауэра является первым тому примером.
Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованный от Рима тип базилики. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Изменение формы донжонов граничит с развитием архитектуры и осадной техники. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
В них хранилась церковная и монастырская утварь. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). В раннее время донжоны были в плане прямоугольными, позже их стали делать круглыми. Замок-крепость или храм-крепость.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурныеособенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. (в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи). Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне).
Нормандия. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом.
Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии. Бронзовые двери создавали два мастера. В развитии европейской архитектурыраннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ).
Вот таким образом ранние романские церкви внутри темны. Уровень это части храма был несколько выше пола главного нефа. Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. Однако работа растянулась вплоть до 13 века. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Евангельские сцены более неподвижны, торжественны, создают ощущение вечности, вневременности. В основном, применялась окраска в живые тона с целью скрыть дефекты соединений. Архитектура романики не знала точного математического расчета.
Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в. ), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в. ) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
проф. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей. люди еще не принявшие христианства.
Романские скульпторы не стремились точно подражать природе их главной задачей было передать переживания верующих. Через ров перекидывали подъемный мост.
Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Нефы были перекрыты тяжелыми сводами и чтобы удержать такую массу камня, колонны, на которые они опирались, были очень крепкими, толстыми. septum «ограда») — поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных в плане храмах, пересекающий под прямым углом основной (продольный) неф и выступающий концами из общей массы сооружения.
В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло.
Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. пособие для студ. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
В Х—XI вв. Новым в храмовой архитектуре романского периода стало преобразование базилики в сводчатую. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Иакова. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы.
Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей, многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства (в том числе лиможские эмали). Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Для итальянского Р. с. типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Декор должен был поражать великолепием. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями.
В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. М. 2000. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66).
Для дверных и оконных проемов использовалась арочная форма. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв.
Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. В то же время скульптурные композиции иногда насыщались плодами народной фантазии — тогда в них встречались изображения различных фантастических существ и сил зла (например, аспидов).
Полуколонны входят своими кубическими капителями в массив стены и собираются в пучки. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). donjon) — главная башня в европейских замках. Германия. (в ряде мест — и в 13 в. ), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Эти четыре церкви поразительно похожи. Это сборник писем папы Григория Великого. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. получили 3-5-нефные постройки с трансептом и крестовым или цилиндрическим сводом. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора.
До этого их нигде не применяли. Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности и вот таким образом функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240). Кровля на стропилах была относительно лёгкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон.
Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение.
Для романского стиля характерно строгое соотношение монументальной скульптуры с архитектурными формами (центральные изображения крупнее, чем находящиеся по углам, на несущих частях помещаются удлиненные фигуры, на фризах – менее вытянутых пропорций), а также обилие в орнаменте храма фантастических существ на рельефах стен, дверей, на капителях, у подножия колонн. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. В XI – XII веках в Пизе были возведены собор, баптистерий и кампанилла, получившая название «падающей башни».
Хотя термин «романский» и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Обилие архитектурных плоскостей обусловило распространение монументальной скульптуры в форме рельефа (одна из особенностей романского стиля). Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св.
Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
В 1028—72 гг. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы -все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху. Сюжеты росписей изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей и Сент Этьенн в Невере. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Даже в ванной комнате и и туалете необходимо выложить плитку в виде камня. Общая образная система романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Около 1200) и миниатюра. Так, например историки архитектуры объясняют возникновение венца капелл тем, что среди священников и монахов установился обычай ежедневно читать мессу в то же время росла популярность паломничества и поклонения святым. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -- куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка.
В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется более прочным камнем.
М. : Издательский центр «Акаде-мия», 1999. Романский стиль в настоящее время определяется как стиль западноевропейского искусства XI – первой пол. ДОНЖОН (фр. Возрождается после долгого перерыва круглая скульптура, подготовленная почитанием мощей.
Вот таким образом XI—XII вв. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Они имеют форму латинского креста. Термин «Романский стиль» условен, он возник во Франции в первой половине XIX в., когда была обнаружена связь средневекового зодчества с характерной для римской архитектуры аркой.
Своими истоками средневековая базилика уходит в позднеримскую архитектуру, когда начал складываться тип раннехристианского храма. Однако, время зрелого Средневековья характеризуется не только крестовыми походами, но и бесконечными феодальными распрями и войнами, что обусловило появление множества замков. В эту эпоху складывается тип феодального замка. достигла романская обработка металлов. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой.
Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Престол был символом гроба Господня. В верхней части храма изображалось небо, нижняя часть обозначала землю. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе.
Роспись (религиозные мотивы). Знаменитую Пизанскую колокольню называют «Падающей башней». В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя.
При возведении крепости выбиралось место на высоком откосе. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Толщина свода была значительной, пилоны и стены проектировались толстыми и прочными. Престолбыл символом гроба Господня. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. НЕФ (фр.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе («Христос во славе», «страшный суд» и т. д. ). Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Все скудное разнообразие мебели для сидения было оформлено гораздо лучше.
Именно там проходили основные пути паломничества к святым местам, в Палестину. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи чётко обособленную от остальных.
О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). Таковы соборы вимперских городахВормсе, Шпейере, Майнце, возведенные в ХII-ХШ вв.
При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Композиция западного фасада варьировалась. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ). Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре.
Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Зеркала – шифоновая бронза. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен.
Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора – школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени.
Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Дверь символизировала самого Христа, сказавшего «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется и войдет и выйдет и пажить найдет». В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними.
Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей -- монахи в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Таковы, например, Адам и Ева, буквально дрожащие от страха перед божьей карой. Каменный свод прорезали арки и аркады, находящиеся на значительном расстоянии друг от друга, создававшие ощущение незыблемости и устойчивости.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. -- М. : ЮНИТИ, 2000. Они отделялись от главного нефа рядом колонн или столбов. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Для Франции характерно многообразие местных школ: к монументальности композиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурного декора -- школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье) в Провансе главные порталы церквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура.
Традиционые римские арки, столбы и колонны вступили в тесное взаимодействие. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Из Нормандии пришел тип укрепления, в котором рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались с донжоном. Никто и не думал продолжать красивые богатые традиции прошлого. Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города.
Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Донжон делился по вертикали на несколько этажей, чаще всего на три. Северная сторона символизировала Ветхий Завет, южная – Новый Завет.
В романской архитектуре определился тип архитектурной композиции, которого не знали ни Греция, ни Рим. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. trans «за» и лат. Они трактовались не как самостоятельная ценность, а как часть грандиозного целого — орнаментального многосложного плетения, воплощающего вселенную.
Для этого стиля свойственны большие храмы с огромными замками, которые больше напоминали бы крепость, чем изящный дворец. Внутреннему строению храма с его четким расчленением пространства и конструктивных элементов соответствует и внешняя композиция. Здесь строили массивно и прочно.
Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Внутри романики существаоло несколько школ. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Аполинария в Равенне, VI в. и др. ). Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Она отличалась суровостью и тяжеловесностью.
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности использование полуциркульных арок, сводов). Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
заведений. В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Северная сторона ассоциирвоалась со смертью, южная посвящалась Новому Завету.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Много раз предпринимались попытки спасти башню. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений.
(в ряде мест и в 13 в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. На «повествовательных» капителях развертывались сцены Священного писания. Использование одного или двух поперечных нефов преобразило план храмов в латинский крест (в православный крест в православных храмах).
при ст.
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Только в начале XII в. они стали применяться для перекрытия главного пролета. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля.
Сумрак храма символизировал покров божественной тайны. Столбы лежащие напротив друг друга соединялись между собой арками, шедшими поперек продольной оси здания. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ). Культурология.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Место действия давалось условно, какою-либо деталью. Одним из самых ранних сохранившихся примеров галереи с венцом капелл является церковь бенедиктинского монастыря Сен-Флибер в Турню в Бургундии, строительство которой продолжалось примерно с 1008 года и до середины 11 века с расширениями, сделанными примерно в 1120 году.
Ее любимые цвета – желтый, синий, красный. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). А. Н. Вильгельмом фон Вольпиано. В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
Мировая художественная культура. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Он почти сплошь покрывает порталы. Но кампанилла продолжала «падать». Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой.
Вот таким образом главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры. В верхней части храма изображалось небо, нижняя обозначала землю. Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв. Другим центром искусства миниатюры был Трир. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса.
В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Мартынов Ф. В. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции. Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года.
Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Декор пола – лабиринт – означал путь человека к Богу. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Весьма своеобразна немецкая пластика, например, рельефы бронзовых дверей церкви Св.
Его строительство длилось больше 100 лет (с 1171 по 1234гг). Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Термин «романский стиль» был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры «Каролингского возрождения» (кроме того -- искусства эпохи «Великого переселения народов», Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня.
Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Писали их по сухой штукатурке насыщенными красками.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33).
Романский храм был схож внешним обликом с замком. Городские крепостныестены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Единственным возможным отступлением от правил является кровать.
Часть сверху цоколя галереи и фриз арки объединяют узкие лицены. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
В "оттоновский период" Р. с. (2-я половина 10 — 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры — аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Италия. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.
Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Но он мешал освещению и производил давящее впечатление. Широкого развития в XI – XII вв. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Нефы перекрывались двускатными крышами, либо тяжелыми камеными сводами. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. С. 105-118.
Главные столбы возводились до линии свода и продолжают их линии в сводах. Собор Св. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Павла в Риме, IV-V вв.
В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Декор пола – лабиринт означал путь человека к Богу. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения.
Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. «Святая святых» храма – полукруглая апсида, служившая местом для алтаря, окружалась венцом полукруглых капелл. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место.
Таковы соборы в имперских городах Вормсе, Шпейере, Майнце, возведенных в XII – XIII веках. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композиции. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг.
Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена.
На западной стороне продольного корпуса помещались две башни или колокольни и две меньшие восточные башни по сторонам хора и по углам трансепта (поперечного нефа). Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами.
Перестройки XVII—XVIII вв. Верхняя часть дверки скруглена. Романская живопись сформировалась под влиянием византийских традиций. и доп. Скульптурав романскую эпоху переживает первый расцвет.
Михаила в Гилъдесгейме, в которых запечатлены сюжеты из Священного Писания (XI в. ). Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостныестены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв. ).
Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). «порта» — дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв. ). Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Боковые стены стали более массивны, членение на яруса исчезли. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Первые сундуки были долблеными из стволов деревьев, затем начали собирать из досок. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Архитектура замков была глубоко функциональной. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства. Рельефы украшают порталы, капители колонн.
Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. На вершине башни выставлялся дозор.
Итальянская архитектура романской эпохи испытала на себе сильное византийское и римское влияние. сложился так называемый первый Р. с. (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). базилика св. Это были целые дворцы. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, страшный суд и т. д. ). Башни поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульптурой, фресками и мозаикой, а окна — витражной живописью.
Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились жилые многоэтажные дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др. Мастер прекратил работу и исчез из города. Марковой.
Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Во дворе замкарасполагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Все равно таким массивным сводом было не перекрыть достаточно большого пространства.
13 в. ). значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты).
учеб. Композиции на темы «космического» содержания обычно размещали в тимпанах над порталом. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Иерархическая схема мироздания строилась на противопоставлении небес и ада, добра и зла.
В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более высоким, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной. Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру.
трансепта, высилась обычно восьмиугольная купольная башня. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Она, вследствие неравномерной осадки грунта, наклонилась еще в период строительства. XI в., Германия). Строительная инициатива находилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и тем самым, распространяя новый стиль. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.
в Западной Европе – это период наибольшего могущества церкви. Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Но этот "роковой рубеж" был пройден и началось интенсивное строительство. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
В Германии донжон имеет название бергфрид (нем. Во фресковых изображениях и секко отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. В одной сцене часто соединялись разновременные события. 1100).
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Строительство нефа началось после 1070 года. Храмы романского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центричной (чаще всего круглой в плане) церкви в базиликальных храмах в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Вормский собор — ярчайший пример византийского стиля в Германии. Романский собор в своих истоках связан с древнехристианской базиликой. Bergfried).
Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. Р. с. впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
(так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора — школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в. ) в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). При сходной планировке оформление фасадов было различно. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви.
Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. Обивка не применялась. Напротив, островная архитектура — хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (1049—65) был учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ). Среди них построенная Константином базилика св.
Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические. Общими в принципе были и композиционные приемы. Они придают устойчивость сооружению. Зеркала – шифоновая бронза. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен.
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. «Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ). Стены – венецианская штукатурка.
Романские храмы Германии более кубичны и массивны, в них слабее выражены членения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X-XII вв. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу 10 в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. На юге в Перигоре применялись купольные перекрытия.
При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Эта система была удобной для обороны. Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. navis — корабль) — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в 10-12 вв. Главными распространителями романского стиля (прежде всего в области культовой архитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи в конце XI в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скульптуре и живописи. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Франция. см.
В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Он имеет четкий крестово-купольный план и обильно украшен мрамором и мозаиками. Именно в течение XI – XII вв. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в. ).
В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. Испанская скульптура Р. с. в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. ЖИВОПИСЬ РОМАНСКАЯ– Вид средневекового изобразительного искусства. Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Декор в основном скульптурный. Общая система образов романского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии». Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм.
Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50). Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны.
Богатая орнаментальная резьба, типичная для школы Пуату, стелется по поверхности стены, смягчая суровость сооружения. При сходной планировке оформление фасадов было различно. При этом средний неф покрывался большими квадратными в плане крестовыми сводами.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Культовая архитектура Испании XI—XII вв. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты).
Главная церковь Аббатства Клюни была самой большой в Европе. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
ТРАНСЕПТ (от позднелатинского transeptum из лат. Роспись (религиозные мотивы). Суровость и мощь храмов были обусловлены заботой об их прочности. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Внутри романики существовало несколько школ.
Романская миниатюра составляет противоположность византийской. Естественно, он может быть более стройным. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. В разбивке масс достигнута соразмерность. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.
Храм романский. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры. Хильдесхеймский памятник украшен рельефной лентой изображающей евангельские сцены.
На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений. Вход оформлен порталом (от лат. Дверь обычно имеет прямоугольную форму. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте.
Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. В разработке фасадов заметно стремление к пластическому богатству, декоративному и скульптурному многообразию форм на базе варьирования романского мотива – арки. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Термин романский стиль был введён в начале 19 в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение. В скульптурных рельефах, связанных с массой стены, преобладает плоскостное начало.
Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор. Витражными узорами и разнообразными фресками. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Начало второго тысячелетия было ознаменовано зарождением рыцарства.
Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Символика оконной розы: круглая форма символизирует небо, «Розой без шипов» называли Деву Марию.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Деление интерьера на нефы рядом опор возникло в древнегреческих храмах. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене.
Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. XII вв. По истечении срока он получал панцирь, шлем, копье и меч – символ его нового положения. С. 10-22.
Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль. В основе его планировки лежал практический расчет. В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) крупнее угловых в фризах они приобрели приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлиненные.
Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Это придавало облику зданий величественность.
Все изображения собора читались, как книга, храм был «Библией для неграмотных». nef, от лат. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов.
Так, в скульпутре фигуры неправильны в анатомическом отношении, позы статуй безжизненны. В середине крепости находился обширный двор с донжоном – огромной массивной башней с маленькими окнами. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв. ).
Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. К вершинам французского романского изобразительного искусства принадлежит скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклы росписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладное искусство (лиможская эмаль).
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям звериного стиля). Над ней находится поле тимпана с богатыми рельефными украшениями. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества феодального владыки. Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9—10 вв. В эпоху зрелого немецкого Р. с. всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура. Они по-романски грандиозны и величественны и в то же время легки и изящны. Бургундские храмы отличаются совершенством форм, законченностью и закругленностью частей.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются типично флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Иногда такой грунт расписывали, получая, таким образом, своеобразные картины. Наибольшее распространение в Х-ХП вв. Вся мебель, бытовавшая в то время, была грубой, массивной и громоздкой.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). В X – XI вв. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Единственным входом в замок были ворота башни, к которой вел этот мост. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие града божьего или наглядное выражение могущества сюзерена. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, вот таким образом гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло.
(в ряде мест и в XIII в. ), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Не всем нравилась церковная роскошь. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. План церкви имел форму латинского креста.
Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). Марка (строился в 1063-1085 гг., достраивался в XIII в. ). Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмиэирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии. -- 2-е изд., перераб. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д. ).
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Романский стиль впитал в себя многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры каролингского возрождения (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). XI – XII вв. Романское изобразительное искусство отличалось большой разнообразностью стиля. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Характерным признаком романского стиля является монументальность и функциональность.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжелыми каменными сводами. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).
В интерьере мерные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга включавшихся в каменную массу свода, вызывали ощущение устойчивости конструкции храма это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Для построения употреблялся песчаник (жёлто-серый), а рельефное свободное место структуры строения строго выражены четкими гранями. Раньше всего появился, цилиндрический свод иногда с подпружными арками в главном нефе.
Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Сумрак храма символизировал покров божественной тайны. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Над местом пересечения нефа и поперечного зала, т. н.
Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Вестверк, нартекс и восточная апсида здесь, как на уровне Крипты, так и на нижнем этаже, окружены венцом капелл. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90). Его основная задача – служить местом соприкосновения человека с Богом.
С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. В разбивке масс достигнута соразмерность. Церкви жеставили всегда в центре города. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере.
Саламанка), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Тематика скульптуры и живописи романского стиля связана преимущественно с осмыслением проблемы единства Божьего мира и могущества Спасителя. Подобный вид сводчатого перекрытия называют крестовым сводом.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. Скульптура и живопись служили целям архитектуры.
Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Единственным возможным отступлением от правил является кровать. С. 43-45. достаточно многообразна в своих решениях.
Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. СТИЛЬ РОМАНСКИЙ – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10—12 вв.
Стены – венецианская штукатурка.
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Ведущим видом искусства этого времени была архитектура. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Большая часть сохранившихся монументальных росписей — ныне почти все они перенесены в музеи — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываются к концу X в., наибольшее распространение получили 3-нефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окружённым обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе).
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространств, членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане). На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами.
Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Крестовые своды использовались главным образом в боковых нефах. Применение сводов требовало усиления стен их большей массивности. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов.
Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны (типологически восходящих к произведениям «звериного стиля»). Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Внешний вид романского храма прост и суров. В романском искусстве создается тип «повествовательной капители», когда капитель представляет собой ряд фигур.
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Полной противоположностью суровой простоте германских храмов были многие романские постройки Италии, часто отличавшиеся пластичностью и нарядной легкостью форм.
Эдмонда, Сент-Олбани. См. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. План церкви крестообразен. Ранние романские храмы Германии перекрывались плоским потолком. Основой романского искусства были в первую очередь сложившиеся на Западе в «темные века» местные художественные традиции. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Термин романский стиль был введён в начале XIX в. Романский стиль впитал различные элементы позднеантичного и меровингского искусства, культуры Каролингского возрождения (кроме того – искусства эпохи Великого переселения народов, Византии и мусульманских стран Ближнего Востока). Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч.
Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.