Каменные своды знаменуют собой переход к стрельчатым сводам. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век.
Базилика Сен Сернен в Тулузе 1080 – по XII век. 13 в. ). Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. построенными по римскому способу. Система управления.
На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня». На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты).
Общие замечания. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. В основе его планировки лежал практический расчет.
Готический храм-это образ идеального города, персонифицирует рай – божественный Иерусалим. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. В основном интеллектуальная жизнь сосредотачивается в монастырях, строят в основном их.
Так, к Солсберийскому собору примыкают клуатр, ризница и зал капитула — помещение имеющее в плане форму правильного многогранника с опорным столбом посредине, перекрытое стрельчатым сводом. Внешний вид его сильно отличается от франзузских соборов. Церковь аббатства Сен-Дени. Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Башни обозначены как самостоятельный элемент от самого основания. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам.
В 1981 году он был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Вследствие этого немецкая готическая скульптура отличалась тенденцией к тому, чтобы не иметь столь тесную связь с архитектурным окружением (наилучшие работы зачастую предназначались для интерьеров, а не для фасадов церквей), а это в свою очередь позволяло достигать большей индивидуальности и свободы в поиске выразительных средств по сравнению с французскими образцами. Не случайно о них сложилось множество легенд.
Универсальную роль выполнял сундук. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Замок-крепость или храм-крепость.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Господствую романские традиции. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». Однако он вошёл во всеобщее употребление. Высота церкви ок.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Среди них особенно выделяется Галилейская капелла, сооруженная в начале 1170-х годов.
Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Соборы в Майнце (после 1009 г. ), Шпейере (заложен ок.
В центре рельефа — суровый, непреклонный Христос. Стефана в Кане, 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика).
Взаимоотношения вестготов и римлян. Оружием воина были меч, копье, лук и стрелы. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой.
В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Елизаветы было преобладание строгой вертикальности в конструкции фасада. Базилика в виде латинского креста отличается вытянутыми пропорциями. Орнаментальное искусство отличалось огромным богатством мотивов источниками для которых служили Византия, Иран, Дальний Восток.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные. Он действительно был фортом, на случай опасности здесь прятались горожане и крестьяне.
Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. 1024 г. ) и Вормсе (заложен в 1170 г. ) свидетельствуют о распространении романского стиля. Он также подчеркивает в своих рассказах о строительстве о важности геометрии и света.
Расположенный на острове у побережья Нормандии монастырь на горе Сен-Мишель (XI в. ) включает ряд сооружений, относящихся к романской эпохе и построенных задолго до собора и других готических построек, возвышающихся на вершине горы. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Особое место в готическом искусстве занимал собор, являвший собой наивысший образец архитектурного синтеза с живописью и скульптурными веяниями. Полукруглые арки центрального нефа указывают на норманнский (романский) стиль собора. Основой свода служили ребра-нервюры, составляющие его каркас. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка – исторические сюжеты).
По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). 13 столетие – эпоха расцвета городских коммун, расцвета готики. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. «Распятие» служит центральным элементом перегородки, отделяющей хоры от общедоступной части здания. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства.
Соборы в Дареме и Глостере с арками на массивных столбах датируются концом XI столетия. Характерным отличием английских готических соборов было также то, что, поскольку они возводились преимущественно монастырями, планы их и без того сложные, дополнялись, как и в романских храмах, множеством пристроек. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Хор имел обход и был обрамлен венком капелл.
При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни.
Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Пол в алтарной части приподнят, так что видна расположенная внизу крипта.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Нечто подобное представляет собой уменьшенная трехнефная романская базилика, выстроенная из дерева.
romanus – римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Стены и дома в городе, расположенном у подножия горы, — замечательный образец французской средневековой архитектуры здесь можно изучать сооружения, строившиеся и перестраивавшиеся со времен Каролингов до XV столетия. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Феодал, живший в замке, мог предложить свою помощь горожанам на взаимовыгодных условиях. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Время расцвета романского искусства приходится на XI – XII вв. в 1184 г. ) и его же сын король Филипп Швабский (ум. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Однако хронологические рамки господства романского стиля в отдельных странах и областях не всегда совпадают. Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. В крипте прятали священнослужителей этого храма.
Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Готический собор сливается с небесным пространством, у него нет окончания.
Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Некоторые из первых замков, т. н. 1163-1345. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Боковые нефы состоят из квадратных ячеек-травей также с крестовыми сводами.
Разноуровневая крыша выделяет от боковых нефоф центральны. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Михаила. August 1235 (один из самых ранних готических храмов зального типа).
Это городская культура. в 1184 г. ), Агнесса, дочь Фридриха Барбароссы (ум. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам.
Восьмигранная башня над средокрестием — в месте пересечения трансепта и нефов — имеет окна. В Германии развитие готической скульптуры можно проследить с большей легкостью. Единственное украшение — простая резьба на капителях колонн. Интерьер освещается через крошечные окна, расположенные наверху. В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль".
К ним примыкает кладбище. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Термин «романский» условен. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век).
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Интерьер также отличается большей легкостью и обилием света. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды.
Архитектор – Арнольфо ди Камбио. Основными элементами романского стиля являются: рельефная плоскость, лаконичность и простота цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии прямоугольные и цилиндрические формы полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру каменные, массивные, толстостенные конструкции замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
Поскольку деревянные потолки не требуют аркбутанов, то их нет. Германия. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. (черты его видны и на Руси), называют романским, поскольку архитекторы применяли древнеримские строительные приёмы. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. 13 в. ).
После того как в 1220 г. с западной стороны было пристроено низкое трех-нефное здание, церковь в Клюни по своей протяженности стала почти равной базилике св. Это пятикупольная церковь в форме греческого креста, но интерьер здесь иной. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Такую планировку можно обнаружить в Германии в более позднее время.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Кладка: Неправильной формы камни облицовываются каменными плитами. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Такое партнерство в период раннего Средневековья (до 1000 г. ) стало основой для развития романского стиля.
строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Для этого и нужен был духовный авторитет.
Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. в 1039 г. ), его супруга императрица Гизела (ум. Западные порталы Шартрского собора.
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). 1140-1144гг. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло.
Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Арки не несут никакой нагрузки. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек — кентавр. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. На нем обозначены все элементы этого сложного комплекса.
Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). В крипте прятали священнослужителей этого храма.
Но он не очень удачен, т. к. 1150 г. ). Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Различного типа башни размещают по-разному. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Бернардом Клервоским), убедительность самого стиля.
Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков.
жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды.
В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. слишком подчеркивается связь с искусством Древнего Рима. Основные центры витражного искусства в 13 веке – Шартр и Париж. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. Естественно, он может быть более стройным. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом. Пространство открытое благодаря тому, что свод опирается на тонкие колонны.
Воду брали из колодца во внутреннем дворе. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты.
Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Капители колонн украшены изящной резьбой. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. K середине 11 в. в романском храмовом зодчестве определились основные школы или направления. Мастер прекратил работу и исчез из города. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк.
Церковная политика. II. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Петра в Риме.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Преобладание вертикалей исчезло, здание выглядит приземистым и растянутым. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой.
Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). В этой ситуации, когда хаоса можно было избежать только с помощью армии, военная мощь стала синонимом власти. Над боковыми нефами был сделан трифорий (узкая галерея, расположенная над сводами боковых нефов) и еще выше ряд окон.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
Италия. Ежегодно сотни тысяч посетителей входят под своды древнего храма.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Начинает действовать новая система конструкций- скелетная, каркасная.
Каролингский стиль (по имени Карла) можно рассматривать как раннюю фазу романского стиля. Скромные порталы ведут в три соборных нефа. Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений.
Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Византии и мусульманские влияния.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Четвертая травея — это алтарь, сейчас над ним возвышается приземистая восьмигранная башня. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Увенчать все сооружение колокольней Дж.
Эта система даёт нам лёгкость и прозрачность. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. По ширине фасада проходит т. н. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Клюнийцы стремились, чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной обновленной церкви. Церковь в Торпо (ок. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Стена над аркадой среднего нефа прорезана окнами. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. в 1216 г. ), а также король Рудольф Габсбург (ум в. 1291 г. ) и король Адольф Нассауский (ум.
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Справа и слева мы видим статуи Богородицы и Иоанна Крестителя. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Они придают устойчивость сооружению. В эпоху романики существовали разные типы церквей. 15 метров.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Технические задачи здесь тесно связаны с вопросами о форме (красота, гармония, совершенство). Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Для гармонии интерьера они применяютяи и в аркаде.
Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Вокруг центрального объема располагаются более низкие боковые нефы. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св.
Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов. Если романский храм – это место для богослужения и жилище Бога. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. В сооружения ранней христианской эпохи, делали маленькие окна из цветного стекла, такие интерьеры не требовали штор. Памятником более зрелого стиля является церковь св.
Во-первых, они заменяют галереиидекоративной аркадой (трифорий) и верхним рядом окон. Сен Фрон в Перигё (XII в. ) напоминает Сан Марко в Венеции. Но сделаны они не только вот таким образом. Не только из за стрельчатых арок и окон, но и освещению – роль света как в аббатстве Сен-Дени, а также «легкости» стен, свойственной северной готике. Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего» или как наглядное выражение могущества феодального владыки.
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
В Нормандии при строительстве мужского монастыря Сент Этьенн (1060-1081 гг. ), заложенного в Кане по приказу Вильгельма Завоевателя в честь успешной высадки в Англии в 1066 г., была построена оригинальная базилика в виде латинского креста с крестовыми нервюрными сводами, трансептами и глубоким алтарем. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. В ней сочетаюся готические элементы и средиземноморские традиции. Фигуры по стилю напоминают миниатюры из средневековых манускриптов. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Нет.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Но подпружные арки и арки галерей по-прежнему имеют полуциркульную форму. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. За 50 лет в Англии возник т. н. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
1145—1170 гг. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. в 1043 г. ) императоры Генрих III (ум. Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Эпоха паломничества, крестовых походов, заимствования. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
"Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. А рядом грешницу обвивают змеи.
Моденатура: Большинство романских профилей вырезаны в самом камне в отличии от римских, которые сделаны из гипса. Изобразительное искусство романского периода было почти полностью подчинено религиозному мировоззрению. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Понятие пространства – ведущее для готики. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Но кампанилла продолжала «падать».
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В целом интерьер простой и строгий. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»). Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному.
Стены – венецианская штукатурка. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
в 1309 г. ). Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Площадь окон увеличена до такой степени, что их трудно назвать проемами. Комплекс собора в Пизе имеет сходство с церковью Сен-Аполлинаре в Равенне, но выше и благодаря трансепту приеобрел форму латинского круста, а также над средокрестием имеет купол.
Нервюры центрального нефа делят каждый пролет на семь секторов, а не на четыре как раньше. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Контрфорсы не видны изнутри.
Ее голова наиболее пластически сложна. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Только после того как король франков Карл Великий основал новую империю (771-814 гг. ), «мгла» темных веков начала рассеиваться и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием.
Перекрытия деревянные. Только толстые стены могли выдержать огромную нагрузку перекрытий. Сугерий объединил в иль де Франсе опыт разных школ.
постоянно воевали друг с другом и всячески угнетали остальное население. «галерея королей». В готике появляется ощущения взлёта, порыва ввысь. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
В романском стиле строили порой и замки. 1120-1132 гг. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Комплекс собора в Пизе. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. Скульптура и живопись, бывшие служительницами архитектуры, приобрели способность изображать глубокие религиозные идеи.
Готика зародилась на Французской земле. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). В росписи прослеживались религиозные мотивы. Монастыри были сильнейшими феодалами.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Скульптурные украшенияпомещались, в основном, на капителях колонн и на дверных тимпанах («Страшный суд» в Отёне). Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Италия.
Массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами несли в себе оборонительное назначение. Портал – архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Уже сама полноценная объемность придает им большую выразительность по сравнению с какой-либо романской скульптурой. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Нервюрные (нервюра — арка из тесанных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода) крестовые своды состоят из шести распалубок и называются шестичастными.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В замках все внушало страх. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин — Марии и Елизаветы 1225-1245 г. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
На то были свои причины. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Собор окружен венцом капелл. Колонны, разделявшие нефы, были массивны.
ГЛАВНАЯ СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗАМКИ ОРУЖИЕ СРЕДНИЕ ВЕКА ИСТОРИЯ РОССИИ Романский собор В 11 ст. Наконец, окна образуют верхний ярус. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. В тосканских городах: Флоренции. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. В стиле, характеризуемом этой формой свода, вообще заметно стремление заменять прямые плоскости полукруглыми поверхностями, полукруглой аркой.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно правдивее выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви снаружи обычно отчётливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Михаила), но здесь она ведет только вокруг апсиды и к каппелам.
Еще без системы аркбутанов, почти без резного каменного кружева. Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь – для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля – круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, – но также создала множество новых и весьма различных деталей. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом.
Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. A. 19. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками.
В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. Центральная башня, первоначально задуманная более низкой, достороена уже в эпоху готики. В церкви Сент Фуа в Конке во Франции (1050-1120 гг. ) останавливалось много паломников. Упрощённый процесс возведения основывался на скреплении некрупных обтёсанных камней раствором.
Хор – более поздняя, готическая пристройка. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Вероятно, стены были окрашены в яркие цвета.
Башня над средокрестием служит акцентом всего здания была построена позже. Амвон алтаря, возвышавшийся несколькими ступенями над полом храма, был отделен от остального пространства балюстрадой над алтарем поднимался купол. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. ЗНАЕТЕ ВСЕ О СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения.
Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Другой особенностью церкви св.
Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. для Наумбургского собора. Романская архитектура, как и вся Восточная, применяла расцветку на фасадах, потолках. Основным предметом их было великое дело искупления эту центральную мысль окружали разнообразной нежной тканью изображений другие религиозные идеи, давая простор чувству и воображению, а владычествующая мысль, с которой были связаны они, сообщала им строгое единство. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Итак, в XI-XII вв. С какой стати тогда мы их относим к готике.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Теперь храмы значительно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Романский стиль (от лат. Бургундия и Западная франция.
Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т. н.
Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению повой жизни.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Отсюда и характерная для строений романского стиля массивность и полумрак в средине. Строительство центрального нефабыло завершено в1130 г., тогда же было начато строительствопритвора и северного рукава трансепта. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Здесь побывали папы Пий XI и Иоанн Павел II, короли и президенты многих стран мира. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Вместо роскошных венецианских мозаик — голые стены.
С внешней стороны две большие башни с высокими четырехгранными шатрами господствуют над западным фасадом мощные приставленные к стенам контрфорсы без пинаклей создают строгий ритм, а пространство между ними целиком заполняют расположенные в два яруса окна. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Но этот коллектив не был единым.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Поперечные арки опираются на столбы аркады, а размеры и внешний вид столбов неодинаковы: нечетные, которые несут эти арки имеют сложную составную форму «пучков» колонн и пилястр, примыкающие к квадратному устою, четные столбы представляют собой круглые колонны. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах.
Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Церковь Санта-Кроче во Флоренции (с 1295ого года) является одной из францисканских церквей.
Человек, закованный в броню имел преимущество перед атакующим его врагом. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. В Европе после падения Римской империи наступил период хаоса и неразберихи, который часто называют «темными веками». Церковь Сан Миньато во Флоренции (1018-1062 гг. ) имеет деревянную крышу интерьер украшают сложные геометрические орнаменты из черного и белого мрамора.
Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Башни отсутствуют, в центре слегка возвышается щипец среднего нефа два невысоких пинакля венчают угловые части фасада.
Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе).
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Двухъярусные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами с полуциркульными арками. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет. С XIII века для нее становится характерна церковь с применением зальной системы.
Именно в готике приходит усложнение и обогащение созвучности искусств, расширение сюжетной системы, где отражалось средневековое мировоззрение. Развитие романской архитектуры было граничит с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Германия.
На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Как и в Сен-Дени огоромные окна создают замечательный эффект. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности.
Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой Елизаветы.
В Германии готика приживается медленнее, чем в Англии. Елизаветы в Марбурге 14. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Зеркала – шифоновая бронза.
Церковь Елизаветы имеет три нефа одинаковой высоты при двойной ширине среднего нефа. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв).
Тут так же иногда была небольшая каплица. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Большие фигуры в откосах дверей дополняют скульптурную декорацию. Многие английские соборы изначально были построены в норманнском стиле, некоторые были перестроены в эпоху готики, в них сохранились только отдельные фрагменты в романском стиле другие были переделаны в меньшей степени. Все эти черты характерны для Бургундии. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Он зародился в Южной Франции и распространился от Португалии до Ближнего Востока, от Скандинавии до Сицилии. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
Старейший и главный их монастырь находился в Клюни филиалы орденабыли учреждены в разных странах. В противоположность южной и юго-западной Франции, где довольно свободно относились к правилам богослужения, в Клюни разрабатывали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Архитектура Тосканы просматривалась в законченности и ясности форм, в праздничности облика величественной композиции в Пизе. Пизанская башня.
Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их. Крестообразный свод образуется тем, что поверхности двух полуцилиндров, положенных горизонтально, пересекают одна другую под прямым углом пересечение создаёт четыре треугольника, линии которых составляют крест. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Неф состоит как бы из обособленный ячеек, что создает эффект упорядочности и строгости. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. В плане представляет собой латинский крест, центром тяжести которого является западная часть. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри). Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими – монахи. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Но: у него тоже ряды плоских аркад и характерная для ранних базилик отдельно стоящая колокольня (Пизанская башня). Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Арки выложены из темных и светлых клинчатых камней.
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Здесь же была и небольшая часовенка.
Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
Центральный неф разделен на четыре травеи (ячейки), три из которых перекрыты крестовыми сводами. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Юго-Западная Франция.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.
Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран». Для окон в центральном нефе не осталось места.
История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V – VIII. вв. ), средневизантийский (VIII – XIII вв. ) и поздневизантийский (XIII – XV вв. ). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. Сохранился огромный Рыцарский зал- одно из помещений монастыря. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня.
Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). в 1056 г. ), Генрих IV (ум.
С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. Ко многим другим соборам пристраивались дополнительные капеллы.
Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro). Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Петра. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню.
Архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XI-XII вв.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Все элемента не были новшеством, но нигде в единстве их не встретишь до этого собора.
Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. 1053-1272 гг. (Ансамбль включал в себя беломраморный пятинефный собор, колокольню и баптистерий-крещальню). Наиболее развитой областью Италии была Тосканы, где архитекторы е ставили задачу воссоздать империю римлян, а использовали раннехристианские формы. Колонна сохраняет классическое деление на три части.
Архитектура романского стиля имеет тяжелый замковый характер и не большое количество окон полукруглой и круглой формы, тем не менее их стали украшать поперечными занавесями. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Подобные своды будут широко применяться в готике. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
В церкви Санкт Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033 гг. ) трансепты и башни расположены симметрично в западной и восточной частях собора. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром. Бургундские архитекторы предложили более изящный вариант прекрытия центрального нефа. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор. Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. Мы вам расскажем.
По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Романское искусство получила название от понятно какого города, подражание Византии. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Все было подчинено суровой действительности. Именно в течение XI – XII вв. В основу романского храма легла раннехристианская базилика.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Много раз предпринимались попытки спасти башню.
Внутреннее пространство имеет вертикальное направление, все вертикали его акцентированы. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). В Дареме колоны имеют простую цилиндрическую форму и украшены геометрическим орнаментом. Присутствуют верхние окна, что не типично. Они занимают почти всю стену, которая снаружи подпирается контрфорсами, оттого легко объяснить воздушность интерьера. в 1111 г. ), Генрих V (ум. Сугерий не был архитектором, но заказчиком интересовавшимся архитектурной эстетикой.
Это новшество по сравнению, например, с собором в Отене. Пол – мрамор, плитка с рисунком. В период с 400 до 1200 гг. Королевская власть. Камни отёсывались, причём различными мастерами, вот таким образом в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением. Свечи обычно делались из сала свечи из пчелиного воска были очень дорогими.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Каждый год в день святого Иоанна Крестителя ровно в полдень солнечные лучи, попадающие в окна на южной стороне церкви, образуют на стенах и на полу здания геометрический узор. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн называется нефом.
Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Возможно, это старейший образец вполне сложившегося стиля ранней готики в области скульптуры. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Конечно, там много скульптур и внутри и снаружи. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. Но кампанилла продолжала «падать».
Строгая простота была главной целью в архитектуре. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо.
В инетерьере собора присутствуют элементы, свойственные норманнскомуварианту романского стиля, например стрельчатые арки (Дерхемский собор), только они применены везде. Нотр-Дам де Пари. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Орнаментальные украшения. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.
Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто, в частности продолжают использоваться полукруглые арки. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Чаще всего использовался известняк, в отдельных случаях – вулканический бут, мрамор и гранит. В X – XI вв.
Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Собор в Отёне. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Как дополнение к поперечным шторам в романском стиле используют ковры и тяжёлые драпировки.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Верхняя часть дверки скруглена. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Одно из самых больших церковных сооружений средневековой Европы. Ей принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени.
В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Еще стоит орган с 1402ого года. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, центральный – полуциркульными. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. Ставни же делались из холста.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Целостность общего замысла осуществилась в этом здании с ясной последовательностью. Примером может служитьКлюнийский монастырь.
В крипте собора, построенной в 1030—1041 годах (ее размеры составляют 65 х 71 м, высота — 6, 5 м), сохранились гробницы германских императоров и королей императриц и шпейерских епископов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
Крестовый свод с нервюрами применен повсеместно, в отличии, опять же, от романских. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Церковь Сант Амброджо в Милане (1080-1128 гг. ) -раннехристианская базилика с открытым атриумом перед входом. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Св. Тут так же иногда была небольшая каплица.
У нее протяженный неф и широкий трансепт потому, что это церковь паломническая. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. 820 г. ). При сходной планировке оформление фасадов было различно. Камин и дымоход появились гораздо позднее.
Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества. Крестовый свод стрельчатых очертаний указывает на зарождение готики. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов). На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
Но если я об этом напишу будет слишком много. На окнах нет занавесок. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Романский стиль – выражение эпохи феодальной раздробленности – был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий).
Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Отдельным штрихом является наличие камина. Церковь св.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг. ) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Поселение в Испании. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Собор с обходной галереей, ранее это было в соборах с криптой (собор Св.
Здесь похоронены император Конрад II (ум. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Ведущим видом романского искусства была архитектура. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. (ок.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. В ночное время источником света был очаг и факелы. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).