Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии. Французское зодчество романского периода отмечено невероятным многообразием школ. Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности.
Что касается характера самого изображения людей и событий, то, если в дороманском искусстве подобные изображения подчинялись особенностям художественного языка орнамента, то в романский период жесты и движения наделены эмоциональной выразительностью. Романский период – эпоха популяризации орнаментального искусства. В романский период бурно развивается книжная миниатюра.
К самым величественным немецким храмам романского периода принадлежат соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе. Предыдущий период иногда именуется предроманским. Романское искусство— название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Скульптуру в романский период в Германии размещали внутри храмов.
Романские храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. Основным видом искусства в романский период является архитектура. Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. 13 в. ). Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание).
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой. Живые жестикулирующие фигуры «Вознесения Христа», типичные для искусства этого региона, датируются примерно 1130 годом и резко контрастируют со статичной композицией Аугсбурских пророков. Примечательно, что в живописи,, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты или наоборот, у них большая голова из-за чего вся фигура кажется приземистой, "карликовой".
Именно в городах, в основном расположенных по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Вормс и др. ). Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Мастер прекратил работу и. исчез из города.
на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Аббатство Клюни – центр ордена бенедиктинцев – имело влияние и за пределами Франции.
Средневековая церковь была наиболее важным патроном искусств. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение чёрта. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры. Изобразительное искусство. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Византии и мусульманские влияния. В разбивке масс достигнута соразмерность.
С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Вот таким образом романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа. Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам.
Нередко мастера изображают самих себя за работой: мы встречает это, например, в Шартре. В основе его планировки лежал практический расчет. Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи – полосатые фоны.
В романский период окна достигали в высоту шести метров. Романская средневековая мода представляет собой смесь античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок» и вместе с тем – она нечто абсолютно новое. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Пристрастие к чудесному — одна из главных и наиболее постоянных особенностей романского искусства.
Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности.
Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством.
Мастер прекратил работу и исчез из города. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»).
Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор.
Италия. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Общая высота башни предполагалась 98 метров. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют нартекс), корабли или нефы и алтарь.
Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Как внешняя, так и внутренняя мраморная инкрустация являются типично флорентийской реакцией на подчеркнутую декоративность античной римской архитектурой. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства.
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Германия.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. В XII в. появляется зеленый, а затем и синий цвет.
Замок-крепость или храм-крепость. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв. ). 1000, Мюнхенская библиотека). В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются.
Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Период XI-XIII вв. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Архитектурное членение стены в области галереи и клирестория сделало невозможным возведение цилиндрического свода, но, с другой стороны, привнесло своеобразные черты в интерьер храма.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Здание увенчивалось пятью высокими башнями: по сторонам западного фасада, на средокрестии и на концах большого трансепта. Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями. Среди них построенная Константином базилика св.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. в архитектуре появляются элементы готики. Бронзовый глостерский подсвечник и латунная купель 1108-1117 г. г.
Именно в течение XI – XII вв. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в. ) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
13 в. ). Они проникнуты фантазией, не порвавшей пут первобытного мироощущения. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. nervus – жила), т. е. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. В основе его планировки лежал практический расчет. Для выделения теневых участков применена та же краска в более слабой концентрации. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Сохранившиеся их образцы в основном сделаны из латуни.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Паломничества и Крестовые походы XI-XIII вв. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Деревянные распятия обычно раскрашивались. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Романским искусством, романским стилем или романикой (от лат. Roma— Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. К ним примыкает кладбище.
Это придавало облику зданий величественность. ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие – крестовые своды. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи. И то и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Но этот коллектив не был единым.
Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Днем и ночью 100 автоматических фото- и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Голова нарисована на прозрачном «белом» стекле. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.
Если возникала опасность, мост немедленно поднимался, ворота закрывались, а сверху еще опускалась массивная решетка. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в. ). Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Во времена раннего средневековья размеры, качество и цветовая гамма цветных кусочков ограничивалась техническими возможностями. Германия.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Расцвет трирской школы падает на XI-XII вв.
Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер. Портретной живописи в то время вообще ещё не существовало. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. В обществе 11—12 веков церкви принадлежало исключительное положение.
Она была построена в 1001 – 1018 гг.
В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь.
На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (например, аспиды и василиски – воплощение сил зла). Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Наконец, окна образуют верхний ярус. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Франция. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. И только в поздний период, когда начинает развиваться искусство витража (в преддверии готики), колорит приобретает прозрачность и интенсивность.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). С падением Римской империи традиции резьбы по камню монументальных произведений и бронзовая скульптура практически исчезли, фактически они продолжали существовать только в Византии.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. 1170), лирические песни провансальских труверов, первые фаблио исторические хроники. Упомянем и великолепную «Богоматерь с младенцем» из церкви св.
Этот мотив встречается во всех четырех церквях, как и смещение четырех радиальных капелл относительно центральной оси. Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в. ). Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм.
Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Материал – бронза, стук или дерево.
Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции, — все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки.
Отсюда новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых – мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Много раз предпринимались попытки спасти башню.
Для романского периода характерна любовь ко всему фантастическому, необычайному, чудовищному. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Отдельным штрихом является наличие камина. В то время как нефы обеих церквей первоначально имели плоские деревянные потолки, которые около 1105 – 1115 гг. Павла в Риме, IV-V вв. Стекло в то время было довольно дорогим, вот таким образом его использование должно было быть достаточно гибким, чтобы рисунок можно было легко дополнять или переделывать.
В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор. Примером может служитьКлюнийский монастырь. Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток.
Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе. Самый яркий пример архитектуры Романского стиля – Замок Лиде в Южной части Германии. По истечении срока он получал панцирь, шлем, копье и меч – символ его нового положения. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Так. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50). Подвижный пюпитр держится на двух планках идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек.
Стеклянные пластинки выдували двумя основными способами, каждый из которых начинался с выдувания из комка (наборки) определенной формы для дальнейшей обработки. Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами.
Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в. ).
В Средние века было трудно сварить бесцветное (белое) стекло. например, церковь аббатства Сен Жиль, XI-XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в. ). При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. В XI и XII веках процветала метафорическая скульптура.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.
Роль последних была настолько велика, что романское искусство, по крайней мере, во Франции, Англии, Испании, Германии может быть названо искусством преимущественно монастырским. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. из церкви св.
Строительство нефа началось после 1070 года. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Верхняя часть дверки скруглена. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Самое раннее датированное английское стекло — это витраж древа Иессея из Йоркского собора 1154 года, который был заимствован из предыдущей (разрушенной) постройки. «Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ).
236). Самый яркий пример архитектуры Романского стиля – феодальный замок. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе.
Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. Вторым способом получали «кронглас», для чего сначала выдували шар (баночку), протыкали его напротив выдувного отверстия и, быстро вращая трубку, распрямляли поверхность сферы за счет центробежной силы. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий.
Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где разметалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному.
Через ров перекидывали подъемный мост. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Итак, в XI-XII вв. Джордж Седдон при описании окна использовал эпитет «незабываемая красота».
На этот счет есть и другие мнения. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. В нем всегда ощущается непорываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
В ней все ярче прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема искаженные пропорции. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. В фигуре распятого Христа уже чувствуется влияние готического стиля.
Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Тартан (вторая половина XI в. ) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов – живость и яркость рассказа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями.
Работы этого периода находятся в соборе Ле Манс на западе Франции. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Единственным входом в замок были ворота башни, к которой вел этот мост. С XII века донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала.
Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо).
В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня (церковь Сен-Трините в Кане, XI-XII вв. ). Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. nervure, от лат. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Предшествующий романике период известен как дороманский. Особенно прекрасны большие фигуры из Страсбургского собора 1200 года (некоторые из них сейчас помещены в музей) и из церкви Святого Куниберта около 1220 года в Кёльне.
Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132). Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Однако существовали и другие цвета: зеленый – на основе медных окислов, пурпурный (из марганца), желтый (из смеси железа и марганца). О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Примером может служить Клюнийский монастырь. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Эти четыре церкви поразительно похожи. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. В романской архитектуре используются различные строительные материалы.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория. О месте первоначального расположения работы ничего не известно. Живописная компактная группировка кристаллических объемов замка часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними.
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
На рубеже XII-XIII вв. люди еще не принявшие христианства. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. – время расцвета монументального искусства, причем как живописи, так и скульптуры. Это были целые дворцы. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Троицы в Вандоме (около 1150 г. ). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Начало второго тысячелетия было ознаменовано зарождением рыцарства. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представлявшие собой целые поселки и города-крепости.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают впечатление мощи. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло.
Но кампанилла продолжала «падать». Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем.
Крупный бенедиктинский монастырь Клюни был не только самым значительным сооружением в Бургундии, но и одним из самых влиятельных объединений в средневековой Европе. Ведущим видом романского искусства была архитектура. В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Средневековые стеклоделы пользовались матовыми эмалевыми красками из окиси меди или железа, смешивая их с растертым стеклом и добавляя натуральный клей (смолу, камедь) для связки компонентов. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
В XI-XII вв. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
(Прим, перевод. ) Чехии и что готовая продукция отвозилась в Прагу.
Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. В то же время сам Христос говорил, что он есть путь истина и жизнь. Для миниатюр этой школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита ("Регистр Святого Григория", Трир).
Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. В месте пересечения трансепта с продольными нефами обычно находился световой фонарь или башня. Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног. Не всем нравилась церковная роскошь.
Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы – редкими и узкими. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных ронделей или медальонов.
Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Вообще, смешение мотивов византийского стиля с кельтским дает лучшие мотивы орнаментации романских манускриптов.
В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Тогда и проходил второй бум строительства романских соборов. Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960-65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа. Вот таким образом в сюжетах повествовательного характера рассказ ограничивался лишь самым существенным. К мёзской школе принадлежат также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра. существенно окрепла.
В настоящее время фрагмент, датируемый с середины до конца одиннадцатого века, окружен поздними цветными формами. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими сюжетами.
Фигуры по-прежнему часто меняются в размерах в зависимости от их важности, а пейзажи, если их вообще пытались вставить, были ближе к абстрактному украшению, чем к реальности, как, например, деревья на «странице Моргана» из Винчестерской Библии. Само собой разумеется, что все эти ремесленники были крепостные. Споры в области теологии в XI-XII вв.
Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
Различного типа башни размещают по-разному. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 – 1234).
Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток. Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг.
Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Так, Собор Святого Марка (Сан-Марко) в Венеции строился в 1063-1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII вв. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года.
базилика св. Художники-витражисты часто кочуют из города в город. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн.
Оконные и дверные проемы вместе с тем очень узкие. Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. При первом способе производства от стеклянного цилиндра отделяли кусочки (халявы), которые разрезали и выпрямляли в горячем виде. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180-1225). С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Это резьба купелей, крестов, окладов иногда надгробия, еще реже – статуи.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Петра в Риме, 330г. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей). Она могла быть частью фигуры Христа на небесном престоле.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). ди Симони не решился — слишком велик был риск. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Из произведений XII в. следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г. ) и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII в. аббат Сугерий и другой витраж – «Древо Иессея».
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Аналогичное впечатление производит и интерьер романского храма. Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур.
Его формы, в частности, обилие плоскостей, способствовали распространению монументальной живописи, которая переживает подъем и расцвет уже в 11 веке. Церковь аббатства Нотр-Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. С XII в. началась регулярная планировка.
Впервые появляются живые напоминания о жертве Христа и о путях человеческого спасения. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами.
В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса (рис.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Эта философия заставила его увеличивать окна и украшать их витражами. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В германских странах интересны витражи в церквах Меца, Страсбурга и Аугсбурга («Пророки» около 1120 г). В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живописьи возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения.
Декор должен был поражать великолепием. Италия.
Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Германия страдала от жестоких феодальных усобиц.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скатах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне 1099-1185). В соборах Ле-Мана, Кентербери, Шартра и Сен-Дени сохранилась часть витражей XII века.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень» между арками – фигуры пророков. В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало. Франция.
Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Во избежание пожаров деревянные конструкции были заменены каменными. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
В них хранилась церковная и монастырская утварь. В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса.
Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. для защиты английских владений в Нормандии.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере.
Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Термин вначале применялся только к архитектуре, а позднее – к живописи, скульптуре и другим видам искусства. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, вот таким образом пол устилали слоем соломы. Городская архитектура, за редкими исключениями, не получила столь широкого развития, как архитектура монастырская.
Аполинария в Равенне, VI в. и др. ). Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Ведущим видом искусства этого времени была архитектура. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. В X – XI вв.
Нигде в Англии религиозный и военный норманнский гений не проявлялся так очевидно, как в архитектуре замка, монастыря и собора в Дареме, стоявших высоко на крутой скале над петлей реки. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). Зеркала – шифоновая бронза. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Готические черты проявляют себя в том, что собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах (франц.
Он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. Естественно, он может быть более стройным. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм.
Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Более ранние окна этого стиля более просты и примитивны.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег).
Затем к полученному трафарету подбирали кусочки стекла. Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Они придают устойчивость сооружению.
Знаменательно, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015). В основе планировки такого укрепленного замка лежал практический расчет. Согласно источникам XII века, на пражских рынках сшитой одеждой торговали оптом (пачки брюк содержали, например и по 40 штук). Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн. Стекло этой эпохи еще слишком толсто и неровно.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Сугерий руководствовался философией, включая мистику. Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения.
Возможно, зодчие пытались создать особый пространственный эффект и вот таким образом обратились к двум различным традициям, вольно адаптировав их для собственных архитектурных целей. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель.
Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. В Пуатье фокусной точкой массивной апсиды является шестиметровой высоты витраж «Распятие и Воскресение» (ок.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента. А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма. Скульптуры повторяли религиозные сюжеты и должны были иллюстрировать неграмотным крестьянам и горожанам проповеди и службы, которые велись на непонятном для большинства прихожан латинском языке.
(в частности номиналистов и реалистов), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (например, альбигойская ересь, против которой папа Иннокентий III в 1210 г. даже объявил крестовый поход), – все это привело к тому, что по требованию церкви искусство стремились сделать не только "евангелием для неграмотных" и наставником в вере, но и средством устрашения. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Все остальное остается по-старому. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
Эдмонда, Сент-Олбани. Лимож). В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Существовал даже термин "клюнийская школа". Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. все большую роль начинают играть города. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри.
Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. 1230) изображающие истово спорящих пророков и апостолов. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор искусства Британских островов, в Европе сформировался новаторский и гармоничный стиль.
На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Наиболее ярким представителем XII века был аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Для поддержания столь величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у наружных стен – контрфорсы. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Роспись (религиозные мотивы). Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Стены – венецианская штукатурка. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. В Оверни с конца XI столетия появилось несколько монастырских церквей, выстроенных под влиянием паломнических церквей и Сент Этьенн в Невере. Главными заказчиками были монастыри.
В то время одежда делалась кустарным способом. Жидкое стекло (чугун) варили сравнительно небольшими порциями. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Обычно он располагался на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны. Она отличалась суровостью и тяжеловесностью.
Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени.
За столом или у очага только синьор имел свое место. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
В романский период исключительную роль играло орнаментальное искусство с чрезвычайным богатством мотивов. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля». и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св.
Для дверных и оконных проемов использовалась арочная форма. С подобной стилизацией мы встречались ещё у этрусков. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями.
Основными цветами были синий (кобальт) и красный (на основе меди). Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Знатоки, такие, как Э. Виолле-ле-Дюк, видели в романском искусстве сильные азиатские, византийские и персидские влияния. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. 76), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм.
Но этот коллектив не был единым. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. В тосканских городах: Флоренции.
Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Некоторые из них имели символическое значение. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
Нормандия. Излюбленными изображениями в манускриптах X-XI вв. Для того чтобы паломники в таких церквях, как церковь Сен-Мартен в Туре, где недалеко от апсиды на востоке хора располагалась чтимая гробница святого, могли посещать ее, не мешая каноникам, снаружи вокруг апсиды была проведена галерея. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Изменялись каноны архитектуры, а вместе с тем менялась и манера исполнения витражей.
После смерти Вильгельма Завоевателя в 1087 году возникли соборы в Норвиче, Или и Дареме, собор Сент-Пол в Глочестере, а так же церкви аббатств Туксбери, Блит и Сент-Мери в Йорке. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Романская мода приняла также и некогда «варварские» штаны. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру.
Выразительные линии образа прорисованы непрозрачной коричневой эмалью. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Романская монументальная скульптура, фресковая живопись и в особенности архитектура сыграли важную прогрессивную роль в развитии западноевропейского искусства, подготовили переход к более высокой ступени средневековой художественной культуры — к искусству готики. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Петра и Павла).
Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Здесь строили массивно и прочно. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх.
Такие мастерские назывались гинецеум (gynaecbum). Но кампанилла продолжала «падать».
Западная стена: «Страшный суд». Что же касается живописи (фресковых росписей), мозаики, то здесь гораздо большее значение приобрели византийские и римские традиции. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
В живописи романского стиля под влиянием Византии преобладают пурпурные тона. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Разновременные эпизоды помещаются вместе, место действия дается условно.
В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. Одновременно Бургундия была центром религиозной жизни Франции и даже не только Франции ибо влияние расположенного здесь монастыря Клюни выходило далеко за ее пределы. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ).
Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Вильгельмом фон Вольпиано. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах.
Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Подобно многим другим произведениям, крест изначально был частично цветным.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Это скорее символические изображения, олицетворяющие победу света христианской истины над темными силами зла. Романский стиль в архитектуре возник в 10-м веке и господствовал на территории Восточной Западной Европы до конца 12-го века.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. на стр. Около 1200) и миниатюра. Наконец, окна образуют верхний ярус. Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ).
Монастыри были сильнейшими феодалами. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока).
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Романское искусство Италии развивалось иначе. Рыцарем мог стать человек благородного происхождения.
Венецианская школа – одна из ведущих в этот период Средневековья. Из античных времен, через Византию, романская мода взяла плащ, так как он не только защищает тело, но и символизирует выделение человека из внешней среды. Белая башня Тауэра является первым тому примером. С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен.
В XI-XII вв. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Она резко отличается от романского стиля Северной Европы, который ориентирован на массу, вес и пластическую монументальность.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Церковь св.
«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В соборах Шалона-на-Марне, Ле-Мана (около 1140 г), Анжера и Пуатье уцелело немало прекрасных витражей, где также преобладают синие и красные тона. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Многие авторы полагают, что эти два отдаленные друг от друга временные периода можно объединить, так как мода в то время изменялась крайне медленно. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).