Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Романская базилика св. Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании.
Романские церкви представляли собой базилику, т. е. Романское искусство постепенно развивалось и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. Романский СТИЛЬ Тип романской базилики 3 2 4 5 6 1 1 – апсиды (алтарные выступы) 2 – фронтон (завершение фасада) 3 – восточные башни 4 – западная. Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним иногла двумя трансептами (поперечными нефами). Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране.
Тут так же иногда была небольшая каплица. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Они пользовались большой известностью далеко за пределами Германии. Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой.
XI-XIII вв. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. вкл., рис. Башенки-фиалы изаостренные какпики колокольни акцентировали это стремление ввысь.
Расцвет кельнской школы относится к 12 в. Миниатюры ее отличаются живописными тенденциями. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Преобладает фиолетовый цвет, воспринимающийся как цвет готики. Хранились реликвии Марии Магдалины (. ).
Итак, в XI-XII вв. К эпохе борьбы империи и папства относится живопись церкви в Бургфельдене (около 1070 г. ), близкая по стилю к школе Рейхенау. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом.
3н базилика с крестовыми сводами (позже крестовые центрального нефа были заменены готическими нервюрными). Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Потоки желающих приобщиться кбожественной благодати были столь велики, чтовоизбежание давки появилась потребность ворганизации вхрамах «одностороннего движения».
Годехарда в Гильдесгейме). Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром.
В ранних постройках использовался цилиндрический свод, который всей тяжестью давил на опоры, он требовал массивных толстых стен и мог сооружаться лишь в помещениях с небольшим пролетом. Из литературных источников известно, что в 10—11 вв. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Этостроительное новшество резко расширило творческие возможности средневековых зодчих. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты).
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Поселение в Испании. Естественно, он может быть более стройным. В последних преобладает сумрачная экзальтация.
На порталах святые ведут неслышную беседу. Рельефы украшают порталы, капители колонн. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
неф). В Вормском соборе (1171—1234 ил. Пространство такого собора было несоизмеримое с человеком – вертикали его сводов и башен, подчинение скульптур динамичности архитектурных ритмов и разноцветное сияние витражей на верующих действовали пленительно. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. А он, видя, как из глаз их катятся слезы, отвечал: «Если господу угодно, пусть он снимет с сердец ваших печаль, причин которой я не знаю и преобразит ее в радость».
Побеждают готовая, традиционная схема, механическое подражание, религиозная скованность. Во фризах скульптурные изображения приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко расположенными арками высоких окон. цв. К тому же типу памятников примыкают бронзовые двери Аугсбургского собора (середина 11 в. ), не столь массивные, как двери церкви св.
Попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену. К ним примыкает кладбище. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Тогдаже готика получила свое презрительное имя архитектуры готов, тоесть варваров. Ее отреставрировали и поддерживают в очень хорошем состоянии. Люди приезжают сюда для того, чтобы полюбоваться на причудливое смешение стилей и рассмотреть уникальную структуру храма, которая была создана с учетом положения Земли относительно Солнца.
Это дар императора Базельскому собору в память своего исцеления от болезни, которое Генрих приписывал вмешательству св.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Отом, почему возникли деамбулатории, стоит рассказать подробнее.
Взаимоотношения вестготов и римлян. Экспрессию и красочность скульптурного декора усиливала живопись на стенах, о чем свидетельствует фреска со сценой избиения святого Стефана 33 камнями (см.
Все частискульптурыраскрашены, что придает им яркость и живость (см. Монастырские романские церкви обычно невелики по размерам, своды невысоки, трансепты небольшие. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Михаила и св. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином романские языки, введенным тогда же в языкознание). Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Бенедиктинское аббатство Рейхенау на Боденском озере стало в конце 10 в. наиболее важным художественным центром Германии.
Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
цв. С восточной стороны он заканчивается полукруглой аспидой (аркой), покрытой полукуполом. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Присоздании цилиндрических сводов часто применяются подпружные арки: сначала отстены кстене перекидываются мощные дуги арочных «мостов», чтобы потом наних уже опиралась сравнительно легкая кладка свода. Ониследовали отмонастыря кмонастырю, обретая вкаждом изних все новых иновых спутников. Обычно вестверк имеет вид мощного крепостного сооружения. Суровый облик романских храмов оживляют рельефы.
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого. Италия. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Иногда такой грунт расписывали, получая, таким образом, своеобразные картины.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе. Двор замка, обнесенный стенами имеет форму неправильного шестиугольника. (Мюнхен, Государственная библиотека), по богатству мотивов и разнообразию форм далеко выходит за обычные рамки.
Иакова в Регенсбурге (вторая половина 12 в. ). Сохранение двусторонней ориентации храма, обработка фасадов (Рейн. ) : ниши и карликовые галереи. Начало строительства замков в Германии относится к рубежу 10 и 11 вв. Собор в Майнце (освящен в 1239г/1137). Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. За столом или у очага только синьор имел свое место.
Строгая обработка восточной части и пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в). Базилика стала основным типом зданий в христианской архитектуре. Георгия в Оберцелле (остров Рейхенау) принадлежит к капитальным созданиям раннего средневековья (Изображение Страшного суда на внешней стороне абсиды церкви св. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Круг тем и сюжетов искусства этого времени был тесно связан с миром христианских сказаний. Королевская власть. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Главной же особенностью их интерьера является чередование опор: колонны устанавливаются между квадратными в сечении столбами (церковь св.
Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Романская система проектирования незря называется связанной. Такпоявился тип раннехристианской базилики– храма, чьякомпозиция вомногом заимствована удревнеримских судебных зданий (базиликой ее назвали позже, ввиду сходства спрототипом, очевидно). К началу 11 столетия эти тенденции сменяются приемами линейно-плоскостного стиля.
Кириакав Гернроде, св. Затем обходили абсиду поспециальной полукруглой галерее-деамбулаторию (маленькие церкви, полукругом расположенные вдоль нее, породили красивый образ– венец капелл) ипокидали храм, возвращаясь квыходу противоположным нефом. Первоначальный колорит фресок утрачен, особенно изменились и потемнели телесные тона. Сюжеты: религиозные, символические образы Вселенной во всем её величии. Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм.
Они написаны на чередующихся голубых и зеленых фонах с преобладанием плоских красочных пятен (красного, желтого, белого). Эпоха зрелого Средневековья вЕвропе– время грандиозных паломнических походов. Так.
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Сант Амброджо в Милане. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Стены замка в Гельнгаузене имели укрепленные ворота, переходившие в большой сводчатый двухнефный зал, открытый в сторону двора.
цв. Все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части.
В изобразительных мотивах аугсбургских церковных врат есть много античных элементов: кентавры, обнаженный человек, борющийся со львом (очевидно, Самсон), красиво задрапированные танцующие женские фигурки. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Однако пути пилигримов небыли неизведанными. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Изэтого следует, чтопристроительстве базилики ширина бокового нефа жестко зависит отразмеров главного, так как кодной стороне ячейки, перекрытой крестовым сводом (она называется «травея»), можно приставить только целое число такихже, нопоменьше (обычно две). В основе его планировки лежал практический расчет. В 12—13 вв. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. Его конструкция несколько отличается от базилики. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет.
Современному человеку ее очертания должны напомнить устремленную внебо ракету. Вопросы и задания1. Бенедикта. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Церковная политика. II. Той же цели служит группировка архитектурных мотивов. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства.
Складки одежды становятся все более угловатыми. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Так, например, по церковной утвари (акваманилы) и миниатюрам мы знаем много изображений льва. Сен-Мартен в Туре (характерно для всех).
Шедевром трирской школы является миниатюра с изображением Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли (Шантильи). В некоторых композициях имеются интересные бытовые детали. Так, например, в сцене «Воскрешение мертвых» толпа по-разному выражает свое отношение к совершающемуся чуду, а те, которые стоят в первом ряду, даже зажимают носы, как бы подтверждая этим, что вставший из гроба только что был смердящим трупом. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Вольфганга», Верона).
Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. Система управления. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздухв готических coборах как бы окрашен. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл.
Георгия в Оберцелле. Паломническая базилика. Сен Мадлен в Везле, 1120е-1150е. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта.
Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик. Вход внее тоже часто начинается соткрытого двора, тамприхожане готовятся кбогослужению. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.
Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Апсида, башня над средокрестием, две боковые апсиды имеют плоские окончания и фланкитруются двумя винтовыми башнями (трансепта как такового нет, он перенесен на запад). Если в мелкой пластике дольше сохранялись традиции каролингского искусства и наследие еще более ранних времен, радостное ощущение красоты драгоценных камней и золота, присущее народному вкусу, то в таких произведениях немецкой скульптуры, как монументальное распятие Кельнского собора (около 970 г. ), некоторые особенности романского стиля в Германии выступают уже с большей ясностью.
Романская капитель по форме развивает византийский тип, но по тематике не имеет аналогов в истории архитектуры. Первыи ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главныи неф от боковых. Бесправие и нищета народа и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек, которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств. Снаружи соборы, несмотря навсю красоту, немного напоминали гигантских сороконожек. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Именно в течение XI – XII вв. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.
В Х--XI вв. Некоторое представление о внутреннем убранстве подобных дворцов в замках княжеской или правящей императорской династии может дать «Зал певцов» в Вартбурге, подвергшийся реставрации, но сохранивший многие первоначальные черты (В настоящее время замок Вартбург восстановлен в своем первоначальном виде. ). 49). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Склонность к символизму наиболее ярко выражена и монастырских школах Регенсбурга (кодекс Уты), Гильдесгейма (евангелие Бернварда) и Кельна (Бамбергское евангелие). Классическое воплощение романского зодчества -- это находящиеся в Германии церковь Марии на острове Лаак, Вормский и Шпеерский соборы.
Варфоломея в Надерборне — была построена в начале 11 в., по свидетельству современного источника, «per graecos operaios» («греческими мастерами») вероятно, это были мастера, приглашенные из южной Италии. Сохранившийся цикл фресок на стенах главного нефа церкви св. Сундук в средневековье был универсальным предметом мебели, он мог служить, как кроватью, так и стулом и, разумеется использовался по прямому назначению во время путешествий для хранения скарба. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий.
Впервые это произошло, вероятно, в сооружениях клюнийской школы в Бургундии. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел. В разбивке масс достигнута соразмерность. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
ожиданием Страшного суда. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Продольные стены внутри здания опираются нааркады (иногда, норедко, наантаблементы), ате, всвою очередь, наколонны. Верующие поначалу располагались впониженных исравнительно темных боковых «кораблях», апоцентральному, залитому светом, торжественно шествовали священнослужители. Вход в базилику обычно располагали с западной стороны, реже – с запада, севера и юга, причем для северного и южного входов строили дополнительный поперченный неф, который назывался «нартекс». Период XI-XII вв. Вот таким образом ранние романские церкви внутри темны.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Григория». Замок как произведение архитектуры целиком принадлежит-средним векам. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
Путешествовали нетолько купцы изавоеватели. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. На правой стороне был расположен бергфрид, слева — трехэтажный дворец. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия.
Она продолжалась и в следующем столетии. Использовалась также мраморная инкрустация мозаики для украшения апсид и алтарей, техника которых сохранилась со времен античности. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи "варварства" с его примитивным мироощущением. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Каменное кресло судьи сделали троном епископа, сиденья вдоль стен отдали священникам.
Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Позы ангелов и св.
Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране).
48). 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Здесь царствует та же система линий — внутренних контуров, что и в миниатюре. Романская базилика -- трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Поскольку развитие pомaнcкoгo стиля оказалось тесно связанным с деятельностью монастырей, eгo называют тaкже монастырским стилем.
В замечательном монументе Генриху Льву, стоящем перед замком этого герцога в Брауншвейге (1166), немецкому скульптору удалось создать оригинальное произведение, полное жизненной энергии и силы обобщения. Фигуры, помещённые в середине тимпана, крупнее находящихся по углам статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, пропорции удлинённые. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Декор портала собора в Линкольне, АнглияВторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Внешний порыв превратился в скрытую внутреннюю драму. Подножие, на котором стоит «Вольфрам», украшено небольшими фигурками, символизирующими силы тьмы (хищные звери, обезьяны, пигмеи, сидящие верхом на чудовищах), побежденные светом. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны евангелие Оттона III (около 1000 г. ) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1007—1014) обе в собрании Мюнхенской библиотеки. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях.
Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Такое влияние, однако, считается несомненным в стенной живописи хора монастырской церкви Прюфенинг близ Регенсбурга (между 1130—1160 гг. ). Иными словами, если вы используете циркульные крестовые своды, тоширина боковых нефов должна быть илировно вдва раза меньшей илитакойже, какуцентрального «корабля» (впоследнем случае, чтобы сохранить гармонию ихнадо делать истольже высокими, тоесть построить так называемую зальную церковь). Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Наконец, окна образуют верхний ярус.
Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. 48).
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). В романском искусстве Германии важное место занимает живопись и миниатюра. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Монастыри были сильнейшими феодалами. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки.
Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе).
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Римские базилики были величественными сооружениями столстыми стенами играндиозными сводами (правда, встречались иплоские деревянные перекрытия), богато украшенными, втом числе имногочисленными колоннами издорогих сортов камня.
Михаила в Гильдесгейме, отлитые между 1008 и 1015 гг. Расцвет миниатюры предшествовал расцвету монументальной живописи. Прежде всего, такая базилика– этоодно илинесколько составленных вместе вытянутых пространств, хорошо приспособленных дляторжественных церковных процессий. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. В тосканских городах: Флоренции.
Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Этот поворот происходит около середины 12 столетия. В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно.
Все скудное разнообразие мебели для сидения было оформлено гораздо лучше. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Петра в Риме. Большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»), обширный атрий. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е.
Наконец, окна образуют верхний ярус. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Вследствие разрушений и перестроек немногие из них сохранили свой первоначальный облик. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Романская базилика -трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви. описанное им в Откровении (Апокалипсисе). Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Одежды падают красивыми складками, расположенными в определенном стилизованном порядке.
Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. В готических соборах дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. цв.
Тяжелая поступь опорных столбов центрального затемненного нефа к освещенному пространству трансепта и алтарной зоны ассоциируется с крестным путем Богочеловека Иисуса и coответственно с земным путем любогочеловека, который может заслужить искупление гpexoв и спасение трудом и cтpaданиями. Замок-крепость или храм-крепость. О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в. ). Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались.
Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры – иерархия пространств и телесных ощущений, неравнозначность пространств (движение к свету). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Приэтом вкаждой обители были свои святыни, может быть инетакие значимые, какте, чтождали их вконце пути (например, вСантьяго-де-Компостела, чтонасевере дикой Испании), но, безусловно, достойные самого благоговейного поклонения. Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ).
Германия.
От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, вот таким образом пол устилали слоем соломы. На гaлереях денно и нощно несут стражу ветхозаветные цари. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Собственно готические Элементы заметны только в обработке архитектурных деталей. Начиная с 10 столетия все чаще встречаются золотые фоны.
Михаила в Гильдесгейме. Позже этот вектор стали усиливать всеми доступными вхудожественном отношении способами. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Место действия обозначено в зависимости от того, где оно происходит, условными растительными или архитектурными мотивами произвольных пропорций.
В них хранилась церковная и монастырская утварь. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Три красочные зоны светло-коричневая, зеленая и голубая — условно обозначают степень пространственной удаленности.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Впрочем, уготических– стрельчатых– арок есть ивполне земные преимущества. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Евангелие аббатисы Уты, созданное между 1002 и 1025 гг. Действие pacпора, передаваемого от свода на стены, гасят массивные опорные столбы центрального нефа и мощные внешние стены без оконных проемов.
Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли и к 1233 году было построено всего четыре этажа. на стр. Люди, немешая службе, двигались всторону алтаря иликскрытой подним сакристии (крипте– хранилищу святынь) поодному избоковых нефов, останавливаясь длямолитвы укапелл– небольших приделов, каждый сосвоим алтарем, пристроенных свнешней стороны храма. Как и в других школах немецкой миниатюры 10—11 вв., здесь налицо неорганическое соединение изобразительных форм с геометрией декоративных планов.
Интересно, что, когда этот дух радикально изменился, тоесть вовремена Ренессанса (возрождения идеалов античности, какмы помним), отстрельчатых конструкций спафосом отказались, несмотря наих рациональные преимущества. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной.
Столы в ранний период еще весьма примитивны. Романская живопись предпочитает спокойно-иератические позы, торжественные движения. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Камни обрабатывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали. Восточной части нет аналогов того времени. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Это искусство разительно контрастирует с монументальной живописью церкви св. Развитие монументальной живописи совершалось в формах, близких к развитию миниатюры. Гoризонтальную балку над дверным проемом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Наиболее известным примером влияния романской скульптуры Италии является фасад церкви св. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания.
Ноон, какмы знаем, дает гораздо больший боковой распор и, следовательно, требует более мощных стен подсобой. Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость. Посути, стрельчатая арка– этодва фрагмента обычной циркульной арки, сложенные «домиком». Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Книги исполненные в монастырях, часто подносились царствовавшему дому или, наоборот, заказывались императором в качестве дара церковным и монастырским библиотекам. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, вестфальская и рейнская.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Тоже связная система, столбы делят нефы, на каждый второй наложена почти плоская пилястра (поддерживает 1 из поперечных арок свода нефа).
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Его конструкция несколько отличается от базилики. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Струящийся свет создает в храме особую атмосферу – таинственную и нарядную одновременно. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Христианская церковь, когда-то гонимая, обрела могущество ибогатство. Декор в основном скульптурный. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей.
Первые сундуки были долблеными из стволов деревьев, затем начали собирать из досок. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Тuмпан портала занимает «Апокалиптическое видение», которое обрело здесь каноническую завершенность: неподвижная фигура Христа-Судии на троне в симметричном окружении ангелов, апостолов, символов евангелистов. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве.
В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Огромные массы людей, разных званий исословий, отважно покидали родные края иотправлялись (восновном пешком. ) вдалекие странствия, чтобы, преодолев жестокие лишения иизбегнув, если будет нато воля Господня, великих опасностей, поклониться мощам убедительно доказавшего свое могущество святого иприложиться креликвиям– свидетелям чудесных событий тысячелетней давности, случившихся вдалекой Палестине. Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость (см.
вкл., рис. Много этапов строительства, в 1080х при Генрихе4. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Эмме в Регенсбурге еще в 10 в. («Сакраментарий св. Немного более поздняя роспись в Нидерцелле на острове Рейхенау (около 1100 г. ) отражает новые черты растущего догматизма и систематизации религиозного взгляда на мир. Но этот коллектив не был единым. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
В каждом прямоугольном поле большей частью помещена только одна фигура. Стены осмысляются многоярусной системой ордера. Вот таким образом XI--XII вв. Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков». Это один из самых нарядных романских храмов.
Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Земляные насыпи ичастоколы избревен спасали лишь отмелких воинственных соседей. Отних коснованиям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики»– аркбутаны.
Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Верхняя часть дверки скруглена. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Лишь в конце 11 в. появились артели мирян каменотесов -- одновременно строителей и скульпторов, переходивших с места на место. Какую задачу выполнял каменный декор романской базилики. «Апокалиптическое видение» – видение Страшного суда евангелистом Иоанном.
Таким образом, рукописи 10—11 вв. Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Много раз предпринимались попытки спасти башню. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. В круг рукописей, украшенных миниатюрами, входят произведения рыцарской литературы — «Энеида» Гейнриха фон Фельдеке, «Тристан» Мейстера Готфрида, «Парсифалъ» Вольфрама фон Эшенбаха. Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, менее мощный торс – человека.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Это крепостная церковь на северо-западе острова Зеландия, главная достопримечательность города и всего региона. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Преобладает фиолетовыйцвет, воспринимающийся как цвет готики. Прежде чем возвести свод, строили какбы его скелет. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы.
Укрепленный замок — жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения, — ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Непосредственным прообразом для некоторых сооружений саксонской архитектуры того времени послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г. ), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания некоторую творческую свободу. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом).
Чередование элементов, опять же идея иерархии и тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В). По мере развития религиозного мировоззрения, культуры и искусства она приобретала черты того или иного стиля (например, готики, барокко, классицизма и т. д. ), но ее черты можно найти во всех христианских храмах. Взятые в отдельности, эти изображения более художественны, чем рельефы дверей церкви св. Наконец, окна образуют верхнии ярус.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Примером может служить Клюнийский монастырь.
Беспокойная оживленность каролингского искусства шла на убыль. Так, в сцене «Исцеление» на южной стене церкви изображен прокаженный с лицом изуродованным болезнью. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Если в саксонских церквах не было эмпор, то стена над арками получала карниз и тем самым создавалось ясное разделение несущих частей, то есть устоев и несомых, то есть верхнего яруса. За плечом у него висит рог, которым больные проказой предупреждали о своем приближении.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Сюда относятся заимствованные у церковной архитектуры стрельчатые арки над дверью, удлиненные формы окон, шпили, конусообразные шапки башен и т. д. Образцом может служить замок Швальбах в Нассау (1368 —1371) с мощной башней около 40 м вышины. Большое своеобразие сравнительно с романскими церквами во Франции придает саксонским церквам отсутствие обхода в хоре. Они имеют форму латинского креста. Кроме того, подним невозможно устроить большие окна (только узкие бойницы), вот таким образом труднее достичь эффекта «божественного света», льющегося сверху всакральное пространство храма.
Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. В подготовке общеевропейского средневекового искусства, началом которого было раннехристианское, продолжением – романское и высшим взлетом – готическое искусство, главную роль сыграли греко-кельтские истоки, романские, византийские, греческие, персидские и славянские элементы".
Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля.
Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели.
вкл., рис. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. В ряде архитектурных школ получила дальнеишее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемыи выступом абсиды, окруженныи радиально расходящимися капеллами (так называемыи венок капелл). Благодаря витражным окнам, которые называли «большими траурными цвeтaми», «темно-пурпурными розами», «oгнeнными колесами», воздух в готических coборах как бы окрашен. Впоследствии средние нефы стали делать более высокими, своды начали приобретать стрельчатые очертания и под ними появился дополнительный ряд окон.
Вертикальный разрез pомaнcкoгo храма благодаря крестовым сводам получил очертания полуциркульной арки, ставшей лейтмотивом романского архитектурнoгo стиля: она повторяется в очертаниях портала, оконных проемах, в аркаде центрального нефа. К ним следует отнести, например, бронзовую фигуру мужчины с поднятыми и простертыми в стороны руками из Эрфуртского собора, служившую подсвечником (так называемый «Вольфрам»). Неслучайно основную идею культурного развития – спасение через искупление – вoплощает романская монастырская базилика. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Кого изображает в действительности эта фигура, отлитая около 1157 г., — сказать трудно. Гармонично строгим выступает романский стиль в знаменитом базельском золотом алтаре (антепендиуме) Генриха II (1002 —1019, Париж, музей Клюни) — произведении большого художественного достоинства. Тудаже, кбожественным высям, онаотправляла имысли средневековых христиан.
Это преимущественно распятия, оклады, ларцы, украшенные эмалью и драгоценными камнями. В 1117г землетрясение – перестройка базилики.
Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часть носит символический характер. Романский стиль достиг полного развития в скульптурах 12 в. Надгробные изображения архиепископа Фридриха фон Веттина (после 1152 г. ) и архиепископа Вихмана (около 1200 г. ) в Магдебургском соборе представляют собой торжество массивной, слабо расчлененной формы. В сумеречную погоду церковь тонет в голубовато-сиреневом мареве.
Распор его снимался не только массивными стенами, но и крестовыми сводами в боковых нефах. Манускрипты 10—11 вв. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.
Детски наивные фигурки людей очень живо схвачены их жесты выразительны и эмоциональны. Затем следует нартекс– пристройка перед самой базиликой, гдевстарину полагалось оставаться уверовавшим воХриста, ноеще некрещенным («Оглашенные изыдите. »– этокакраз проних), атакже отлученным отпричастия закакие-то прегрешения. Выполните задание 21 из рабочей тетради. На башнях уродливые химеры дeмонстрируют человеческие пороки.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Этот ансамбль, возникший около 1000 г. н. э., отличается торжественной монументальностью. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Главнейшие сооружения (церкви в Кведлинбурге, св.
Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
В основном, применялась окраска в живые тона с целью скрыть дефекты соединений. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Она заключается в том, что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответствуют звенья боковых нефов, по два с каждой стороны.
Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. A. 19. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. В миниатюре из кодекса Гитды фон Мешеде (кельнская школа, около 1030 г., находится в Дармштадте) налетевший шквал, ветер, рвущий паруса, выражение лиц апостолов — все это представлено условными и скупыми графическими средствами.
В крипте прятали священнослужителей этого храма. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Междоусобная борьба охватила всю Германию. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях.
В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. – это время блистательного расцвета европейского искусства. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.
вкл., рис. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.
существовала настенная живопись, служившая украшением церквей. Характерным признаком романского стиля является монументальность и функциональность. Ихназывают нефами, тоесть кораблями (французское слово nef произошло отлатинского navis– корабль). Другим примером романского стиля является Успенский храм.
Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми. 13 в. ). Но этот коллектив не был единым.
В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах. Вместе с тем в них отсутствуют мистические настроения и экзальтация.
Фигуры росписей в Оберцелле моделированы в контрастных светлых и темных тонах. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св. Мытак далеко отошли отзаявленной темы проарочные конструкции потому, чтораннехристианская базилика интересна нам какраз тем, чего вней нет, – иными словами, отсутствием сводов. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII.
В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. В разбивке масс достигнута соразмерность. Впринципе, храму достаточно иодного такого «корабля», ночаще бывает три илипять, причем центральный выше ишире остальных, аглавное– светлее, так как вего стенах подпотолком прорезаны окна, расположенные выше крыш боковых нефов (верхнее, хорошо освещенное пространство главного нефа имеет свое название– клеристорий). В Кельнском распятии резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. При сходной планировке оформление фасадов было различно. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Не такие рельефные членения – нет такого напряжения и живописности, как в Шпайере. Этих сцен двадцать восемь и они охватывают жизнь Иисуса от детства до казни, а также некоторые другие евангельские сцены. Вопрос о влиянии на живопись Нидерцелле византийских образцов является спорным.
вкл., рис. Для ранних миниатюр этой школы характерны еще живописные тенденции (кодекс Экберта работы художников Керальда и Гериберта, конец 10 в., хранится в муниципальной библиотеке Трира), которые восходят отчасти к евангелию Ады, но свидетельствуют также о знакомстве с иллюзионистской манерой позднеантичной иллюстрации. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. вкл., рис.
Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне. Экспрессию и красочность скульптурногодекораусиливалаживописьна стенах, о чем свидетельствует фреска со сценой избиения святого Стефана33камнями (см. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Хотя подобная планировка была известна ещев каролингском зодчестве (северная Франция, Сен Рикье, 9 в. ), она получила распространение именно в романской Германии: не только в Саксонии, но и в других областях нередко строили церкви с двумя хорами. Эта миниатюра входила некогда в утраченный драгоценный экземпляр «Регистра св. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
Памятников гражданской архитектуры романского стиля дошло до нас меньше, чем церковных.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости. цв. Византии и мусульманские влияния. Никто и не думал продолжать красивые богатые традиции прошлого.
пели шелкопряды Ивейну, главному герою прославленного средневекового романа Кретьена де Труа «Ивейн или Рыцарь льва». цв. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Последнее еще более определенно выступает в рельефе «Христос с учениками», украшавшем парапет эмпор в монастыре Гронинген.
Вся мебель, бытовавшая в то время, была грубой, массивной и громоздкой. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Конви окружают 8 цилиндрических башен, в которые почти не заглядывает солнце и массивные оборонительные стены. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собои три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Позже базиликами стали называть огромные здания вДревнем Риме. Повсюду в храме повторялись образы полукруглой арки – на перекрытиях, оконных проемах, главном входе. Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху, то романский собор напоминает не вытянутый в длину прямоугольник, а крест.
В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор. Часто ему было достаточно отлучить противника отцеркви, чтобы лишить его войска ивласти. Это один из самых нарядных романских храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали. Выдающиеся памятники книжного искусства возникли в знаменитом монастыре св. Мебель изготавливались в рамках натурального хозяйства.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части.
Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Готический собор если ине«взлетал» внебо, тотянулся кнему, какдеревья вроще. Замок-крепость или храм-крепость. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», тоесть боковой распор уних значительно меньше, чемуих обычных циркульных аналогов. Раньше всего появился, цилиндрический свод иногда с подпружными арками в главном нефе. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми.
Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Св. На порталах святые ведут неслышную беседу.
Длительное время монастырь не ремонтировался, разрушался и в итоге сильно обветшал. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. 51, 52). Бенедикта величавы и с ритмической правильностью обращены к центральной фигуре Христа.
В солнечные дни ноздреватые плитки пола и подножия колонн приобретают нежные тона – сиреневый, алый, желтоватый, напоминая россыпи цветочных лепестков. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую.
Здесь же показано, как после смерти богач попадает в ад, где eгo душу раздирают дьяволы. Наэтой арене появился новый игрок, который мог обойтись ибезармии, – папа римский. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Ордер: метрическая функция, но и внесение внутреннего разнообразия. 236).
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Различного типа башни размещают по-разному. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. Впрочем, само строительное дело вту пору тоже невсегда являлось мирным занятием. Михаила в Гильдесгейме, 1010—1086). Рельефы изображающие Христа, Богоматерь и апостолов, в Гилъдесгейме и Гальберштадте (конец 12 в. ) свидетельствуют о влиянии Византии.
Появились такие иллюстрированные рукописи, как «Hortus deliciarum» аббатисы Герарды фон Ландсберг (1175, рукопись погибла в 1870 г. при пожаре Страсбургской библиотеки), своеобразная энциклопедия, в которой само содержание требовало от мастера большой наблюдательности и чувства реальной жизни. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Таквозникла идея кругового обхода.
Во второстепенных частях композиции, где требования иконографии не сковывали инициативу художника, таких наивно-реалистических деталей довольно много. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Вход оформлен порталом (от лат.
2. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Асамое главное, повсей Европе, невзирая награницы, онаначала строить собственные цитадели– соборы имонастыри и, чтобы поддержать ее авторитет, отархитекторов снова потребовались напряжение всех творческих сил итехнологические умения. На консолях, под ногами святых, таятся лукавые демоны. Среди других немецких школ 10—11 вв.
В X – XI вв. Его сопровождают три ангела и святой-целитель. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234).
Церковь св. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи варварства с его примитивным мироощущением. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Наиболее значительным произведением этой школы являются бронзовые двери церкви св. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Но кампанилла продолжала «падать». До этого их нигде не применяли.
Центральный неф во всех христианских базиликах шире и выше, чем боковые. Колонна сохраняет классическое деление на три части. Посредствующим звеном между каролингской пластикой и ранней ступенью романского стиля в скульптуре, связанной с культурным подъемом оттоновского периода, является круг памятников, относящихся к деятельности уже известного нам архиепископа Экберта в Трире (977—993). Мастер прекратил работу и исчез из города. Михаила и св.
Обивка не применялась. Сильное влияние полносводчатой базилики севера: нет клеристория и крупные галереи. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Наибольшего расцвета регенсбургская школа достигла при императоре Генрихе II. Такродились нервюры (по-французски nervure– жилка, прожилка), позже ставшие главным нервом готического образа. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св.
Фон разделяется на условные горизонтальные полосы. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Широко воспроизводились аллегорические образы с peлигиозным подтекстом.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Ихзалы колоссальны даже посовременным меркам.
Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение.
XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Особенно это относится к выразительной передаче движений. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Георгия, сильно пострадавшее от времени, по-видимому, более позднего происхождения. ). Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества.
Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.