Михаила и св. Расцвет миниатюры предшествовал расцвету монументальной живописи. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса.
Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль.
Монастырь по праву называют «средоточием жизни» Западноевропейского Средневековья.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Особенность таких «паломнических храмов» — «обходные» галереи, в которые переходят боковые нефы, они продолжаются за трансептами и огибают алтарные апсиды. Михаила и св. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Церкви жеставили всегда в центре города. Появились такие иллюстрированные рукописи, как «Hortus deliciarum» аббатисы Герарды фон Ландсберг (1175, рукопись погибла в 1870 г. при пожаре Страсбургской библиотеки), своеобразная энциклопедия, в которой само содержание требовало от мастера большой наблюдательности и чувства реальной жизни.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Это придавало облику зданий величественность. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. В оформлении активно используется лепнина, сграффито (декоративная штукатурка), четко прослеживается деление здания на этажи, непременным условием является ордерная система, наличие монументальных колонн, пилястр. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого.
В числе must see значатся Круглая башня, обойдя которую можно попасть на Северную террасу замка (отличная смотровая площадка), Парадные апартаменты с километрами Рубенса, Ван Дейка и прочих великих живописцев, а также Тронным залом, в котором посвящают в рыцари новых членов ордена Подвязки, часовня Сент-Джордж – королевская усыпальница и эталон английской перпендикулярной готики и, конечно, парк, куда ведет такая длинная аллея, что во время прогулки придется сделать как минимум пару передышек. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Эти четыре церкви поразительно похожи. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Выдающиеся памятники книжного искусства возникли в знаменитом монастыре св.
Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Залы в таких зданиях длинные и узкие.
Архитектура романского стиля в различных регионах Италии отличается местным своеобразием. Среди других немецких школ 10—11 вв. Варфоломея в Надерборне — была построена в начале 11 в., по свидетельству современного источника, «per graecos operaios» («греческими мастерами») вероятно, это были мастера, приглашенные из южной Италии.
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Она соединяется с килевидными арками и многочисленными тонкими колоннами.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Романский стиль достиг полного развития в скульптурах 12 в. Надгробные изображения архиепископа Фридриха фон Веттина (после 1152 г. ) и архиепископа Вихмана (около 1200 г. ) в Магдебургском соборе представляют собой торжество массивной, слабо расчлененной формы.
Второй этаж образован сплошной открытой лоджией. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки.
В рукописях эхтсрнахской школы встречаются многочисленные декоративные страницы, связанные с внутренним подразделением текста, украшенные обычно изображениями, подражающими восточным тканям. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Эмме в Регенсбурге еще в 10 в. («Сакраментарий св. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Они придают устойчивость сооружению. Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов.
Наличие башни в замке средневекового феодала указывало на дворянское происхождение, как пишет Ж. Ж. Руа в «Истории рыцарства». Самобытным приобретением эпохи стал тип паломнического храма. Обязательно посетите Нойшванштайн во время своего путешествия по Германии. Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв.
Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. 13 в. ). Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними. Примером может служить Клюнийский монастырь. Наиболее известным примером влияния романской скульптуры Италии является фасад церкви св.
Георгия, сильно пострадавшее от времени, по-видимому, более позднего происхождения. ). Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
Завоевание норманнами Англии значительно ускорило развитие здесь романского стиля, элементы которого начали появляться еще до прихода «варваров». Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Особенно это относится к выразительной передаче движений.
Главное жилое помещение дома синьора – центральная зала, служившая гостиной и столовой, в центре которой располагался очаг. Шильонский замок (фр. Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. Однако императорская власть в конечном итоге не добилась действительного объединения, поскольку особенности развития феодализма в Германии препятствовали каждой новой попытке централизации. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Германия.
Она была построена в 1001 – 1018 гг. Так, в сцене «Исцеление» на южной стене церкви изображен прокаженный с лицом изуродованным болезнью. Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир.
В общем, есть, где скрыться от посторонних глаз, когда не хочется быть на виду. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Ведущим видом романского искусства была архитектура. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх.
Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Заранее прошу извинения, за возможно «корявый» стиль некоторых статей. Монументальное здание зрительно вдавливает эти колонны в землю. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Либо широкие, с установленными по центру опорами.
Иакова в Регенсбурге (вторая половина 12 в. ). Непосредственным прообразом для некоторых сооружений саксонской архитектуры того времени послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г. ), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком.
Эта часть фасада украшена геометрическим орнаментом белого цвета. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов.
Наибольшего расцвета регенсбургская школа достигла при императоре Генрихе II. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма.
Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. Много раз предпринимались попытки спасти башню. В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен. В последних преобладает сумрачная экзальтация.
За столом или у очага только синьор имел свое место. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода. Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131 гг. ) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. В Рейнской области важную роль играет Кельн — крупный торговый центр с издавна развитой городской жизнью.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Последнее еще более определенно выступает в рельефе «Христос с учениками», украшавшем парапет эмпор в монастыре Гронинген.
Мастер прекратил работу и исчез из города. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Собственно готические Элементы заметны только в обработке архитектурных деталей. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько "мрачный" образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета.
Развитие монументальной живописи совершалось в формах, близких к развитию миниатюры. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Те же, кто относит к этому стилю памятники искусства и так называемых варварских королевств (вестготов Эуриха, остготов Теодориха, бургундов и др. ), Каролингской и Оттоновской Империй, расширяют его временные границы, датируя 6-12 вв. Этот ансамбль, возникший около 1000 г. н. э., отличается торжественной монументальностью.
Это были целые дворцы. Здесь царствует та же система линий — внутренних контуров, что и в миниатюре. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Эдмонда, Сент-Олбани. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.
Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические. Испанские постройки отличаются богатством орнаментальных мотивов (геометрических и растительных узоров) использованием сюжетов из Библии, а также фигур людей, животных и птиц.
независимо от внешнего мира и внешних обстоятельств. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Как и все готические замки, Шартрский собор буквально населен массой различных скульптур. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой.
Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Петра в Риме, 330г. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Наконец, окна образуют верхний ярус. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Как говориться есть, на что посмотреть и оценить.
Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Прямоугольная форма здания в плане, переходящие в столбы стрельчатые арки. 4. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Серия беломраморных колонн опоясывает нижний ярус замка. Стен в этом храме нет вообще. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности.
Эти фигуры находятся не только в порталах и галереях. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Его сопровождают три ангела и святой-целитель. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Массивность архитектурной формы, суровость и простата, тяжелые толстые стены и низкие потолки с каменными полукруглыми сводами (с использованием так называемой полуциркульной или полукруглой арки) – являются характерными особенностями этого стиля. Фигуры росписей в Оберцелле моделированы в контрастных светлых и темных тонах.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Стрельчатые линии, образующие свод из двух пересекающихся дуг. 3. В основе его планировки лежал практический расчет.
Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. В тосканских городах: Флоренции.
И, наконец, средневековая христианская церковь упорно создавала свою культуру, проникнутую богословскими идеями. Михаила в Гильдесгейме, 1010—1086). Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе.
Другие считают, что отцы города, взбешенные просчетом архитектора, не принявшего во внимание зыбкий грунт и в результате испортившего весь великолепный ансамбль изгнали его. Пизанская башня. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. В изобразительных мотивах аугсбургских церковных врат есть много античных элементов: кентавры, обнаженный человек, борющийся со львом (очевидно, Самсон), красиво задрапированные танцующие женские фигурки.
Первоначальный колорит фресок утрачен, особенно изменились и потемнели телесные тона. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. немецкие города достигли уже большой общественной силы, образуя могущественные союзы, каким, например, явился Ганзейский союз, объединивший северные города (Любек, Бремен, Росток и др. ).
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.
Вольфганга», Верона). Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Вот таким образом любое каменное здание (замок, храм или же монастырская постройка) в период военных испытаний должно было превратиться в крепость, которая смогла бы защитить его насельников и выдержать возможную осаду противником.
Саксонская династия, как и следующая за ней франконская, могла создать некоторое подобие централизованной власти в стране ценой еще большего подчинения феодальным силам. Внешний порыв превратился в скрытую внутреннюю драму. Стулья обиты кожей, бархатом или яркой парчой.
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Нужно представлять, как жили люди в раннее и позднее Средневековье, чтобы понять, сколь сильно действовало на них посещение храма, поражавшее одновременно все чувства. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. История создания замка связана со сказками и легендами. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. В ту пору подобным образом возводили города.
Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Собор Святого Петра (Der Dom St. В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Как и во Франции, каждая область здесь имела свой собственный архитектурный стиль, на который оказывала влияние архитектура Западной Европы. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Аполинария в Равенне, VI в. и др. ).
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. В то время был изобретен раскладной стол с выдвижными опорами.
Как правило, они неширокие, удлинённой формы, располагаются как можно выше от земли. базилика св. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны евангелие Оттона III (около 1000 г. ) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1007—1014) обе в собрании Мюнхенской библиотеки.
Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру.
Этот ярус отличается изяществом и легкостью. За свою историю внешний вид замка не раз терпел изменения. Эта миниатюра входила некогда в утраченный драгоценный экземпляр «Регистра св.
Не всем нравилась церковная роскошь. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. С ней уже не могло справиться обычное пешее ополчение германских племен. В 12 — 13 вв.
Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Символ мощи феодального властителя, воплощенного в образе льва имеет не только геральдический смысл, но и воспринимается как реальное, живое изображение.
На правой стороне был расположен бергфрид, слева — трехэтажный дворец. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Однако работа растянулась вплоть до 13 века.
И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Лучшей формой ее проявления была поэзия излагавшая в новой, «куртуазной» форме эпические сюжеты, но преимущественно лирическая. Беспокойная оживленность каролингского искусства шла на убыль. Веранда, гараж и другие необходимые постройки сооружаются вплотную к дому, являясь его неотъемлемыми частями. Характерными признаками стиля можно считать округлые сегменты (апсиды) и башни с переходами. И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. (Мюнхен, Государственная библиотека), по богатству мотивов и разнообразию форм далеко выходит за обычные рамки.
Хотя подобная планировка была известна еще в каролингском зодчестве (северная Франция, Сен Рикье, 9 в. ), она получила распространение именно в романской Германии: не только в Саксонии, но и в других областях нередко строили церкви с двумя хорами. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка. Бенедикта.
«Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ). При сходной планировке оформление фасадов было различно. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. "Романское искусство кажется грубым и диковатым, если сравнивать с утонченностью византийцев, но это стиль большого благородства".
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VIII, стр. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий.
К тому же типу памятников примыкают бронзовые двери Аугсбургского собора (середина 11 в. ), не столь массивные, как двери церкви св. По своей архитектуре он напоминает крепость с башнями, покрытыми каменными шатрами. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Сюда относятся заимствованные у церковной архитектуры стрельчатые арки над дверью, удлиненные формы окон, шпили, конусообразные шапки башен и т. д. Образцом может служить замок Швальбах в Нассау (1368 —1371) с мощной башней около 40 м вышины.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. были подчинены как историческим реалиям, так и духовному состоянию самой католической церкви, отпавшей к тому времени (1054 г. ) от православия. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. 1. Франция.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Крыша крыльев трансепта находится на той же высоте, что и крыша апсиды, но эффект скрещивающихся крыш в восточной области нарушается выступающими центральными травеями трансепта, образующими массивную каменную массу из которой вырастает башня. Начиная с 10 столетия все чаще встречаются золотые фоны. Традиционный материал для строительства дома в романском стиле – натуральный камень.
В круг рукописей, украшенных миниатюрами, входят произведения рыцарской литературы — «Энеида» Гейнриха фон Фельдеке, «Тристан» Мейстера Готфрида, «Парсифалъ» Вольфрама фон Эшенбаха. Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. В других странах использовался гранит и кремень. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Византии и мусульманские влияния. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто.
За плечом у него висит рог, которым больные проказой предупреждали о своем приближении. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Возможно, обе постройки проектировались одним и тем же архитектором.
Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. Бенедикта величавы и с ритмической правильностью обращены к центральной фигуре Христа. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло.
Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751).
Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Фасад храма весьма необычен по своей композиции.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Еще с начала строительства в 1093 году для собора в Дареме была предусмотрена единая сеть крестовых реберных сводов. Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида).
Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. Именно в течение XI – XII вв.
содержали как бы религиозный апофеоз политической власти, опиравшейся на администрацию епископов и союз с католической церковью. Одних статуй в храме насчитывается около десяти тысяч. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Для ранних миниатюр этой школы характерны еще живописные тенденции (кодекс Экберта работы художников Керальда и Гериберта, конец 10 в., хранится в муниципальной библиотеке Трира), которые восходят отчасти к евангелию Ады, но свидетельствуют также о знакомстве с иллюзионистской манерой позднеантичной иллюстрации.
Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. В миниатюре из кодекса Гитды фон Мешеде (кельнская школа, около 1030 г., находится в Дармштадте) налетевший шквал, ветер, рвущий паруса, выражение лиц апостолов — все это представлено условными и скупыми графическими средствами. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень.
В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов. Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв.
Стены – венецианская штукатурка. В замечательном монументе Генриху Льву, стоящем перед замком этого герцога в Брауншвейге (1166), немецкому скульптору удалось создать оригинальное произведение, полное жизненной энергии и силы обобщения. В 12—13 вв. Нормандия. Расцвет кельнской школы относится к 12 в. Миниатюры ее отличаются живописными тенденциями.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Сохранившийся цикл фресок на стенах главного нефа церкви св. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХ в. ), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен. Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Сегодня многие из них превратились в комфортабельные отели, что даёт возможность остановиться в таком замке и в какой-то степени ощутить себя исторической личностью (причём знатного происхождения). Конструкция романского храма имеет своим основанием раннехристианскую базилику и состоит из: центрального нефа (обычно с двумя боковыми), который пересекает поперечный неф – трансепт. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Рельефы изображающие Христа, Богоматерь и апостолов, в Гилъдесгейме и Гальберштадте (конец 12 в. ) свидетельствуют о влиянии Византии.
Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом».
Началась борьба, затянувшаяся на несколько столетий. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
Модные и преобладающие цвета – синий, красный и желтый. 2. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Михаила в Гильдесгейме, отлитые между 1008 и 1015 гг.
Среди них построенная Константином базилика св. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Замок в Ливорно получил свое название получил из-за того, что местное побережье известно как Боккале (Кувшин) или Кала дей Пирати (Залив пиратов). Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи).
Они написаны на чередующихся голубых и зеленых фонах с преобладанием плоских красочных пятен (красного, желтого, белого). Белая башня Тауэра является первым тому примером. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. Глубина озера обеспечивала безопасность: нападение с этой стороны было просто невозможным.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В нем сочетается пышность Византии со светской жизнерадостностью. Побеждают готовая, традиционная схема, механическое подражание, религиозная скованность. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Особенность их заключается в том, что трехмефное продольное помещение пересекается трехнефным же трансептом и три ветви креста (восточная, северная и южная, заканчиваются абсидальными полукружиями, абсолютно одинаковыми.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др.
Замок-крепость или храм-крепость. Структура и стилистика христианского храма 11-12 вв. Павла в Риме, IV-V вв. Евангелие аббатисы Уты, созданное между 1002 и 1025 гг.
Пол – мрамор, плитка с рисунком. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Но кампанилла продолжала «падать». Объясняется это тем, что изначально в них не предусматривалось остекление.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. В 14—15 вв.
В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. В первых романских соборах, похожих на крепости, с гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами как с восточной, так и с западной стороны, они имели суровый, неприступный вид. Стоит также осмотреть маленькую часовню — место венчания короля Филиппа II, там же представлена знаменитая картина Бартоломе Кардучо 1600 года «Поклонение волхвов».
Судьбы многих замков (широко известных и не очень), весьма тесно переплетены с историей Европы, начиная с периода раннего средневековья.
Германия. Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Но кампанилла продолжала «падать».
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Романская живопись предпочитает спокойно-иератические позы, торжественные движения.
«Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство. Строительство продолжалось более века. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Этот поворот происходит около середины 12 столетия. Фигуры на базельском рельефе, несмотря на известную вытянутость, отличаются гармоничностью пропорций. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн.
Разноцветные витражные окна. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Общая высота башни предполагалась 98 метров. На русский же слово «шато» в своём первостепенном значении переводится именно как «замок». А там не за горами реализация, которую мы тоже с радостью возьмем на себя.
В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых.
По ним иногда разгуливают привидения. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Несколько позднее возникли две аббатские церкви с более сильным давлением: Санте-Трините, начатая в 1062 году церковь женского монастыря и Сен-Этьен, более роскошная церковь мужского аббатства, начатая тоже в 60-е годах.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Таким образом, рукописи 10—11 вв. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности использование полуциркульных арок, сводов). Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость.
Замок как произведение архитектуры целиком принадлежит средним векам. Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Большую роль играла монументальная живопись (фрески). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Трудно представить строительство замка Нойшванштайн («Новый лебединый утес») без современных башенных кранов, огромных бетономешалок и компьютерных архитектурных программ.
Планировка замка обусловливалась рельефом и при строительстве главной задачей была функциональность. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Общее понимание художественной формы, репрезентативность образа, композиционная схема и трактовка пространства позволяют говорить о монументальности целого. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Увенчать все сооружение колокольней Дж. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции.
Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Роспись (религиозные мотивы). Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто.
В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Гармонично строгим выступает романский стиль в знаменитом базельском золотом алтаре (антепендиуме) Генриха II (1002 —1019, Париж, музей Клюни) — произведении большого художественного достоинства. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Георгия в Оберцелле. В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор.
При этом шло оно постепенно с восточной части сооружения к западной. Романский стиль. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Собор в Линкольне.
Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. существовала настенная живопись, служившая украшением церквей. В эпоху расцвета стиля, камень становится основным строительным материалом. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. К началу 11 столетия эти тенденции сменяются приемами линейно-плоскостного стиля. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Шедевром трирской школы является миниатюра с изображением Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли (Шантильи). Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Хорошо дополнят интерьер ренессанса металлические ажурные кресла. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Немного более поздняя роспись в Нидерцелле на острове Рейхенау (около 1100 г. ) отражает новые черты растущего догматизма и систематизации религиозного взгляда на мир.
Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Вместе с тем в них отсутствуют мистические настроения и экзальтация.
Относительно его хронологических рамок существует некоторое разногласие среди медиевистов (ученых изучающих историю и культуру Западной Европы периода Средних Веков). Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Отдельным штрихом является наличие камина.
Верхняя часть дверки скруглена. Да, непременно стоит упомянуть о мистических особенностях замков. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).
Противоположная сторона замка является жилой. Окружение сказки перенесет Вас к другому миру, миру средневековых замков. Фон разделяется на условные горизонтальные полосы. Складки одежды становятся все более угловатыми. Главнейшие сооружения (церкви в Кведлинбурге, св.
Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы. Общая высота башни предполагалась 98 метров. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. Понятно, что в основном путешественников притягивают хорошо сохранившиеся (часто заново отреставрированные) замки и дворцы в которых собранны многочисленные коллекции уникальных предметов искусства и роскоши.
В итальянской архитектуре не было стилистического единства. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Каменная стена замка, обращенная к дороге, укреплена тремя башнями. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Здесь, так же как и в Нидерцелле, — ряды фронтально стоящих фигур, однако исполнены они более сухо и отвлеченно, с некоторой официальной торжественностью.
В тоже время, во Франции слово «шато» (chteau) используется в ещё более широком смысле, для обозначения и средневековой цитадели и роскошного дворца эпохи Ренессанса и даже небольшого поместного особняка XVIII века. Вместо него иногда встречается кессонный потолок. Великолепный западный фасад Линкольнского собора (около 1072 – 1092) – уникальный пример норманнской архитектуры. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). В восточной части располагалась апсида, а западный фасад украшался франкирующими башнями.
Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Его применяли и как декоративное покрытие для наружной облицовки и украшения стен. Из литературных источников известно, что в 10—11 вв.
Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Мастер прекратил работу и. исчез из города.
Скульптура в Испании появилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей). Большое своеобразие сравнительно с романскими церквами во Франции придает саксонским церквам отсутствие обхода в хоре. Здесь строили массивно и прочно. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Мысль об особом статусе священнослужителей (клириков) воплотился в закреплении за каждым социальным классом особого места в храме: священники занимали находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю часть, за ними располагались представители знатного сословия феодалов и, наконец, все остальные.
Круг тем и сюжетов искусства этого времени был тесно связан с миром христианских сказаний. Они напоминают по стилю живописный комплекс в Рейхенау и, безусловно, относятся к той же школе. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий.
А история его началась с церквушки, построенной в IX веке. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Некоторое представление о внутреннем убранстве подобных дворцов в замках княжеской или правящей императорской династии может дать «Зал певцов» в Вартбурге, подвергшийся реставрации, но сохранивший многие первоначальные черты (В настоящее время замок Вартбург восстановлен в своем первоначальном виде. ).
Стены всегда толстые, массивные. Посредствующим звеном между каролингской пластикой и ранней ступенью романского стиля в скульптуре, связанной с культурным подъемом оттоновского периода, является круг памятников, относящихся к деятельности уже известного нам архиепископа Экберта в Трире (977—993). Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ.
Двор замка, обнесенный стенами имеет форму неправильного шестиугольника. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы.
Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Читайте также о других замках Германии в отдельной статье. В эту эпоху складывается тип феодального замка.
Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса. Декор должен был поражать великолепием. Принято считать 11 век эпохой «раннего» романского искусства, а 12 в. – эпохой его «зрелости». Другая группа городов образовалась на юге Германии благодаря торговым сношениям с Италией.
Начало строительства замков в Германии относится к рубежу 10 и 11 вв. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система.
Спинкам кровати мастера придают ажурный вид. Вильгельмом фон Вольпиано. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода.
Далее возвышается третий этаж, розовая стена которого имеет редко расположенные окна. Такой особняк будет смотреться немного необычно, но очень уютно и монументально. Филенчатые дубовые двери и ребристые стрельчатые арки дверных проемов. Памятников гражданской архитектуры романского стиля дошло до нас меньше, чем церковных. К ним следует отнести, например, бронзовую фигуру мужчины с поднятыми и простертыми в стороны руками из Эрфуртского собора, служившую подсвечником (так называемый «Вольфрам»).
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Той же цели служит группировка архитектурных мотивов. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
люди еще не принявшие христианства. В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Михаила в Гильдесгейме.
Соотношение высоты аркад продольных нефов и расположенным над ним хоров здесь более гармонично, чем в Или или Глочестере. В этой поэзии воспевались любовь, преданность и честь.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Пожалуй, самые интересные залы — Тронный (сохранил оригинальное оформление в мавританском стиле) и Оружейный с богатейшей коллекцией оружия разных эпох. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков.
Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Европы», что согласитесь не очень удобно. Так, например, по церковной утвари (акваманилы) и миниатюрам мы знаем много изображений льва. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками. В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.
Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля. Центральный неф погружен в полумрак — свет проникает в него через редко расположенные окна боковых нефов. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
Потолки в этих помещениях обязательно высокие. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
Здесь есть чем полюбоваться не только снаружи, но и изнутри. Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). Особенностью средневековой Германии было существование широкого слоя мелких рыцарей. Монастыри были сильнейшими феодалами.
В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Святыни выросли на так называемом Пути Святого Иакова, по которому паломники шли в Испанию, в собор Сантьяго-де-Компостела (в результате перестроек сегодня это образец позднебарочного стиля чурригереско). Георгия в Оберцелле (остров Рейхенау) принадлежит к капитальным созданиям раннего средневековья (Изображение Страшного суда на внешней стороне абсиды церкви св.
Вокруг него строились дом настоятеля монастыря, дормиторий (где спали монахи), трапезная, кухня, винодельня, хлебопекарня, пивоварня, складские помещения, хлев для животных. Peter) в немецком Вормсе (на фото), «представитель» рейнской школы, построен из темно-серого песчаника, он в значительной степени сохранился в первоначальном историческом виде (собор был начат в XI веке, достроен в XII веке, в XIV веке появился лишь богато украшенный южный портал). Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Это преимущественно распятия, оклады, ларцы, украшенные эмалью и драгоценными камнями. Он придал величие монастырю, являвшемуся древней усыпальницей французских королей.
В это время здесь возводятся кампанилы – здания, характерные именно для Италии. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Здания были проще и однообразнее, чем французские, но строгий силуэт храмов активно дополнялся архитектурными декоративными элементами в мавританской стилистике. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Всё сооружение кажется собранным из разных геометрических объёмов. Веерный свод, сооруженный на опорах.
Доски и филенки стали излюбленным приемом мебельных мастеров на долгие годы вперед их использовали для создания мебели, конструирования причудливых предметов интерьера, отделки помещений и просто украшения. Их форма может быть круглой или вытянутой вверх. 7.
Каменные цилиндрические своды являлись идеальным резонатором для антифонного пения в латинских мессах, которыми был знаменит клюнийский орден. В раздробленной средневековой стране существовало множество местных художественных школ (наиболее известными стали рейнская, вестфальская и саксонская), потому и архитектурная стилистика была довольно пестрой и сложной. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Формы и планы невысокого рельефа тонко нюансированы, а фигуры во многих случаях очень точно и благородно скомпонованы по отношению к полю композиции. На рубеже XII—XIII вв.
Это 1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
Но среди любителей путешествий встречаются и те (особенно кто интересуется средневековьем и всем, что с ним связано), кому будет интересно прикоснуться к сохранившимся свидетельствам далёких эпох. Подножие, на котором стоит «Вольфрам», украшено небольшими фигурками, символизирующими силы тьмы (хищные звери, обезьяны, пигмеи, сидящие верхом на чудовищах), побежденные светом. Замок Эльц — один из самых живописных в западной Германии.
Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Отличительной чертой германской ветви стало возведение «ступенчатых» башен-близнецов у боковых (торцевых) фасадов церквей и замков. Весь дворец радует глаз звучностью своего декоративного решения. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге.
Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Фон разделен на отдельные поля с заключенными в них многочисленными фигурами, находящимися между собой в сложных символических сопоставлениях. В некоторых композициях имеются интересные бытовые детали. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Синтез оборонительного сооружения и представительного жилого здания получит широкое распространение в областях с норманнским влиянием. Григория». Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. Другая причина заключалась в том, что, несмотря на решение проблемы цилиндрического свода в Клюни III и на его совершенную форму, будущее все же было за нервюрными сводами и готическим стилем.
Пять башен увенчивало храм. Построенный в конце 19-ого столетия, это один из самых известных европейских замков. План. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. (Зима в Европе бывает и замок требовал обогрева).
была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Постепенно вырабатывается особый условный язык передачи форм посредством линейных знаков, причем разнообразие более раннего времени уступает место ритмической правильности. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости.
5. Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов.
Однако он вошёл во всеобщее употребление. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Если в мелкой пластике дольше сохранялись традиции каролингского искусства и наследие еще более ранних времен, радостное ощущение красоты драгоценных камней и золота, присущее народному вкусу, то в таких произведениях немецкой скульптуры, как монументальное распятие Кельнского собора (около 970 г. ), некоторые особенности романского стиля в Германии выступают уже с большей ясностью. Здесь, на берегах Рейна, происходил живой обмен художественными навыками между Германией и северной Францией. Взятые в отдельности, эти изображения более художественны, чем рельефы дверей церкви св.
Экономические основы их развития также были иными. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Шкафы покрыты рельефом, копирующим архитектуру и скульптуру того времени.
Воспоминания об этом времени долго еще сохранялись в поэзии преследуемых церковью бродячих потешников — шпильманов, то воспевавших подвиги эпических героев, то представлявших в лицах маленькие комические сценки, прообраз будущих «масленичных игр» немецкого средневековья. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Детски наивные фигурки людей очень живо схвачены их жесты выразительны и эмоциональны. Романское искусство Италии развивалось иначе. Позы ангелов и св. Одежды падают красивыми складками, расположенными в определенном стилизованном порядке.
В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. В них хранилась церковная и монастырская утварь.
Для них характерно наличие широкого зального помещения, расположенного перед нефами, применение высоких башен. Зеркала – шифоновая бронза.
В росписи прослеживались религиозные мотивы. Даремский собор (Durham Cathedral) был основан в 1093 году, он подвергся наименьшим переделкам с наступлением готики, хотя в XII веке к храму и была пристроена готическая капелла. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет.
Кого изображает в действительности эта фигура, отлитая около 1157 г., — сказать трудно. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Годехарда в Гильдесгейме).
Вопрос о влиянии на живопись Нидерцелле византийских образцов является спорным. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой.
Принципы строительства монастырских церквей в Оверни очень своеобразны и лучше видны во внешнем убранстве, чем в организации интерьера. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория.
Кроме того, стоит отметить, что оформление мебели все-таки оставалось пресыщенным орнаментами. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами.
Италия. Манускрипты 10—11 вв. В романском искусстве Германии важное место занимает живопись и миниатюра. Усилить ощущение надёжности помогут элементы состаренной, грубоватой ковки. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. В X – XI вв.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре.
Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, – редко расположенными арками высоких окон. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Правда, преимущественно в Западной Европе, особенно на Британских островах (Наверное, в условиях сырого климата они чувствуют себя лучше). Но этот коллектив не был единым. К ним примыкает кладбище.
Итак, в XI-XII вв. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Они пользовались большой известностью далеко за пределами Германии. 13 в. ). Кириакав Гернроде, св. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции. 1. 128—129. ). В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. С другой стороны, бюргерство и рыцарское сословие в силу противоречий своих интересов не могли объединиться для совместной борьбы против князей и крупных феодалов.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Наиболее значительным произведением этой школы являются бронзовые двери церкви св. Строительство нефа началось после 1070 года. Такая многозначность, присутствует во многих европейских языках.
В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. ожиданием Страшного суда. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Вместо них сооружен каркас, состоящий из столбов, соединенных арками.
На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами. достигла высокого развития рыцарская культура. Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же. Свет солнца делает разноцветные витражи похожими на огромные самоцветы. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура.
Склонность к символизму наиболее ярко выражена и монастырских школах Регенсбурга (кодекс Уты), Гильдесгейма (евангелие Бернварда) и Кельна (Бамбергское евангелие). С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Рыцарская культура не имела прямого отношения к изобразительному искусству, хотя нельзя отрицать, что ее светский характер, враждебный строгой дисциплине церкви, во многом способствовал развитию реалистической тенденции в романскую эпоху и особенно в период готики.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. В грандиозных храмах Бургундии, занявшей первое место среди других французских школ, были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма с высоким и широким средним нефом, с множеством алтарей, поперечных и боковых кораблей, обширным хором и развитым, радиально расположенным венцом капелл. Такое влияние, однако, считается несомненным в стенной живописи хора монастырской церкви Прюфенинг близ Регенсбурга (между 1130—1160 гг. ). Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В 919 г. саксонский герцог Генрих Птицелов был избран германским королем, а сын его Оттон I, совершив успешный поход в Италию и завоевав Рим, в 962 г. провозгласил себя главой «Священной Римской империи германской нации».
Особенно популярными становятся лиственные орнаменты и ленточные плетения. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания Сен-Сернен в Тулузе). Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой.
(Правда для обозначения последних чаще применяется термин palace или manor house). Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков.
В Германии старые феодальные роды не были разбиты в классовой борьбе с горожанами. Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Последние могут играть роль балконов или выполнять исключительно декоративные функции. Эффектное дополнение к экстерьеру здания – каменные парапеты с равномерным чередованием высокой и низкой кладки.
Там Вы можете найти сложную сеть комнат, которые могут сказать намного больше об Эльце. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Она продолжалась и в следующем столетии. Со своей стороны папство разжигало оппозицию светских феодалов против императоров. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ).
О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в. ). В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. Вследствие разрушений и перестроек немногие из них сохранили свой первоначальный облик. На территории Европы в изобилии остались памятники архитектуры древних римлян: дороги, акведуки, крепостные стены, башни, храмы. Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль.
К эпохе борьбы империи и папства относится живопись церкви в Бургфельдене (около 1070 г. ), близкая по стилю к школе Рейхенау. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Первый отличается окнами небольшого размера, конструкцией стен и крыш. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св.
С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. В ее отделке может использоваться золочение. Они представляли собой фронтально-осевую композицию с вытянутым по основной оси пространством, разделённым двумя или четырьмя рядами колонн на три-пять нефов.
Такие башни есть у соборов Шпейере, Майнце, Вормсе и Лаахе. В каждом прямоугольном поле большей частью помещена только одна фигура. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Этими обстоятельствами были захватническая война против славянских племен и оборона от кочевников. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Однако вместо тектоники ордера в романской архитектуре главной становится тектоника мощной стены – наиболее важного конструктивного и художественно- выразительного средства. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Все это должно было укрепить королевский престиж. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч.
Стрельчатый свод на нервюрах (ребрах каркасного крестового свода) впервые появился именно в этом соборе. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются.
Несмотря на то, что французский язык с приходом норманнов стал в Англии государственным и завоеватели активно насаждали французскую архитектурную культуру, в английском «диалекте» романский стиль приобрел яркий самобытный характер (например, скульптура была мене не популярна в декоре фасадов, чем во Франции). Естественно, он может быть более стройным. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы).
В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Рамы – деревянные, с минимальным количеством перемычек. И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков.
Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. На первое место возводятся величественность, основательность и практичность. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
Так, например, в сцене «Воскрешение мертвых» толпа по-разному выражает свое отношение к совершающемуся чуду, а те, которые стоят в первом ряду, даже зажимают носы, как бы подтверждая этим, что вставший из гроба только что был смердящим трупом. В Кельнском распятии резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти. Это искусство разительно контрастирует с монументальной живописью церкви св.
Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик. Междоусобная борьба охватила всю Германию. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.
Ганза держала под своим контролем торговые пути Балтийского и Северного морей. Изнутри стены храма были украшены фресками, а снаружи – рельефами.