По своему назначению и размерам романские соборы можно разделить на три группы: монастырские, паломнические и кафедральные. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер. В отличие от романского готический стиль характеризуется вытянутыми ввысь формами больших общественных зданий (соборы, ратуши), которые возвышаются над остальными постройками города.
Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля. Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним иногла двумя трансептами (поперечными нефами). В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей.
Романские соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде рельефных человеческих фигур, расписанных красками. Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия. Во многих городах Европы были воздвигнуты романские и готические соборы, воплотившие в себе лучшие достижения строительной техники и искусства Средневековья. Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор).
Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня. Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах.
Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. В эпоху романики существовали разные типы церквей.
В Риме в это время строили немного, что объяснялось большим числом сохранившихся здесь классических зданий. К счастью, 20 июня, во всемирный день беженцев, Дональд Трамп подписал новый указ, который положил конец этой чудовищной практике.
В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность. Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви.
Детей же готовят к передаче под опеку. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. После расцвета церкви в период каролингов, к Х веку религия начала понемногу терять свои позиции и церкви приходили в упадок. Как небесный щит, он покрывал святилище, а под амвоном была крипта, склеп, подземная церковь, своды которой опирались на колонны или пилястры. Он воздействует материальностью, весомостью, конструктивной логикой и членениями объемов, предельно четко передает внутреннюю структуру здания.
Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными.
Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек — кентавр. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
постоянно воевали друг с другом и всячески угнетали остальное население. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем.
Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
В период с 400 до 1200 гг. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
13 в. ). В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо.
Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел». Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
В ночное время источником света был очаг и факелы. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Базилика в виде латинского креста отличается вытянутыми пропорциями. В основе его планировки лежал практический расчет.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет.
Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы. В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой.
В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Полукруглые арки центрального нефа указывают на норманнский (романский) стиль собора. Возвышающееся на холме каменное здание со сторожевыми башнями, настороженное и угрожающее с большеголовыми, большерукими изваяниями, как бы приросшие к телу храма и молчаливо стерегущие его от врагов – вот характерное создание романского искусства. В нем чувствуется большая внутренняя сила, его художественная концепция проста и строга". Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. Единственное украшение — простая резьба на капителях колонн. По преданию, для этой цели сюда специально завозили землю, доставленную из Палестины, с горы Голгофы. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Нервюрные (нервюра — арка из тесанных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода) крестовые своды состоят из шести распалубок и называются шестичастными. Общая высота башни предполагалась 98 метров. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. 1024 г. ) и Вормсе (заложен в 1170 г. ) свидетельствуют о распространении романского стиля. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку.
Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Дворец в Венеции украшен лучшими мастерами своего времени. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
В Нормандии при строительстве мужского монастыря Сент Этьенн (1060-1081 гг. ), заложенного в Кане по приказу Вильгельма Завоевателя в честь успешной высадки в Англии в 1066 г., была построена оригинальная базилика в виде латинского креста с крестовыми нервюрными сводами, трансептами и глубоким алтарем. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри). Оружием воина были меч, копье, лук и стрелы.
Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Петра в Риме.
В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Стена над аркадой среднего нефа прорезана окнами. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни.
Но есть предположения, что проектировали кампаниллу те же зодчие, которые строили и собор, то есть Бускетто и Райнольдо. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Скульптурные изображения ярко раскрашивались.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами несли в себе оборонительное назначение. Портал – архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения.
Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода. Здесь экспонируются картины Босха, Карпаччо, Джованни Беллини. В церкви Санкт Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033 гг. ) трансепты и башни расположены симметрично в западной и восточной частях собора. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен.
Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра искусство которой тесно граничит со скульптурой и стенной росписью. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Одни историки полагают, что он сам бежал из города. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. С апреля в США мигрантов разлучали с детьми: на границе задерживают только родителей, так как детей по закону задерживать нельзя.
Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран».
Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Церковь св. Перекрытия деревянные.
Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.
Тут так же иногда была небольшая каплица. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы.
В тосканских городах: Флоренции. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Интерьер освещается через крошечные окна, расположенные наверху. Прощание со свободой сопровождалось тяжелыми вздохами узников.
Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Джустины в Палаццоло середины XII века. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
Двухъярусные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами с полуциркульными арками. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. В Дареме колоны имеют простую цилиндрическую форму и украшены геометрическим орнаментом. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). То же самое можно сказать и об искусстве Германии. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Св.
Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. В. Власов считает, что неверно рассматривать романское искусство как "чисто западный стиль". Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые.
Человек, закованный в броню имел преимущество перед атакующим его врагом. Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. Вместо роскошных венецианских мозаик — голые стены.
Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. A. 19. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач.
Отсюда и характерные для раннего романского стиля небольшие объемы внутренних помещений, малое количество и скромный размер окон из-за чего в ранних романских церквях довольно темно. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Естественно, он может быть более стройным.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Много раз предпринимались попытки спасти башню. 820 г. ).
За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна.
В крипте прятали священнослужителей этого храма. Здесь же была и небольшая часовенка. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов.
Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов.
В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
построенными по римскому способу. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Ставни же делались из холста. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения.
Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. В целом интерьер простой и строгий. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3.
Церковь Сант Амброджо в Милане (1080-1128 гг. ) -раннехристианская базилика с открытым атриумом перед входом. 1150 г. ). Каждый хотя бы что-то помнит об архитектуре, живописи и скульптуре, так как они это учат ещё в школе и мои сыновья в детстве удивлялись, что я не знала, какими строили палеохристианские базилики (об истории религии и святых я уже и не говорю) или романские церкви. В дворцовых залах собрана богатейшая коллекция венецианской живописи. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Но этот коллектив не был единым.
К ним примыкает кладбище. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Пизанская башня.
Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать.
Взаимоотношения вестготов и римлян. Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Она состояла из растительного орнамента изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей, птиц – мотивов, также занесенных с Востока. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Универсальную роль выполнял сундук.
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Соборы в Майнце (после 1009 г. ), Шпейере (заложен ок. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. В основу романского храма легла раннехристианская базилика. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление.
Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Термин «романский» условен. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Некоторые из первых замков, т. н.
Романские храмы, преимущественно монастырские, должны были выглядеть массивно, прочно и надежно, вот таким образом строились они из камней имели простые формы, с преобладанием вертикальных или горизонтальных линий, очень узкие дверные и оконные проемы и полуциркульные арки. Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Андрея в Соммакампанье построена в 1025-35гг. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В 1065 году начали строительство нижней церкви Св. Фермо и Рустико, которая похожа на церковь Св. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Поселение в Испании.
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Творчество Гойи (на испанском языке, втором обязательном в его средней школе) 2. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Вокруг центрального объема располагаются более низкие боковые нефы. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Германия. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура.
И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Как вы понимаете, основные правила – молитва и неустанный труд.
Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т. н. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Троицы в Кане, 1062—1066). Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
Для окон в центральном нефе не осталось места. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. на церковь Клуни Х века. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления.
Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Здание, которое древние Католики посвятили Пантеону ( все боги, статуи которых стоят в нишах храма), стало местом погребения первого короля Италии Виктора Эммануила. Сен Фрон в Перигё (XII в. ) напоминает Сан Марко в Венеции.
Предыдущий период иногда именутся предроманским. В разбивке масс достигнута соразмерность. И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Это пятикупольная церковь в форме греческого креста, но интерьер здесь иной. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Монастыри были сильнейшими феодалами.
В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой. Так, на северо-востоке Франции последняя треть XII в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части XIII в. "Классичнее" всего этот стиль получит распространение в искусстве Германии и Франции. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Церковная политика. II. Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. Только после того как король франков Карл Великий основал новую империю (771-814 гг. ), «мгла» темных веков начала рассеиваться и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве.
Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. В этой церкви удивление вызывают две абсиды вместо одной привычной или трёх. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Романский стиль (от лат. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
ди Симони не решился — слишком велик был риск. Большая пристройка в западной части собора монастыря Сент Галлен хорошо видна на сохранившемся плане (ок. На нем обозначены все элементы этого сложного комплекса. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные.
А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей. Но он не очень удачен, т. к. За столом или у очага только синьор имел свое место. Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
В большой абсиде расположен алтарь, а рядом в боковой маленькой — крестильня. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Все было подчинено суровой действительности.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Капители колонн украшены изящной резьбой. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.
Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Арки не несут никакой нагрузки. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше.
Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro). Петра. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. В них хранилась церковная и монастырская утварь. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры – вот что массово присутствовало в оформлении церквей. В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Купол Пантеона в диаметре на 1, 4 м превосходит самого большого собора Рима — Св.
Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. В центре рельефа — суровый, непреклонный Христос.
Для готического стиля характерны черты символико-аллегоричного типа мышления и условностей художественного языка. В результате распределения веса между держателями, большая часть храма освобождалась от громоздких колонн. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V – VIII. вв. ), средневизантийский (VIII – XIII вв. ) и поздневизантийский (XIII – XV вв. ).
В церкви Сент Фуа в Конке во Франции (1050-1120 гг. ) останавливалось много паломников. В Европе после падения Римской империи наступил период хаоса и неразберихи, который часто называют «темными веками». Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Они придают устойчивость сооружению.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Германия. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом.
В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. Зеркала – шифоновая бронза. Вероятно, стены были окрашены в яркие цвета. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
Пол в алтарной части приподнят, так что видна расположенная внизу крипта. Декор в основном скульптурный.
По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). (черты его видны и на Руси), называют романским, поскольку архитекторы применяли древнеримские строительные приёмы.
Сохранился огромный Рыцарский зал- одно из помещений монастыря. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Техника раннехристианской работы каменщиков опус спикатум применена в стенах церкви Св. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами.
Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом». При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ). Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.
Скорее, этот стиль может проявиться в планировке, композиционном решении пространства. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника.
Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели.
Но подпружные арки и арки галерей по-прежнему имеют полуциркульную форму. Воду брали из колодца во внутреннем дворе. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Петра. В Х-XI вв. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). слишком подчеркивается связь с искусством Древнего Рима.
Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением. Итак, в XI-XII вв. Крестовый свод стрельчатых очертаний указывает на зарождение готики. Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны.
Присутствуют верхние окна, что не типично. Течение дивизионистов в Италии. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. А вот в Венеции для строительства базилики Сан Марко в 1063 году пришлось нанимать чужеземных строителей, так как своих не было. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
В Вероне сложился свой неповторимый романский стиль, который ни с чем не перепутаешь. Двухлетняя девочка в слезах, так как думает, что ее маму забрали. Хор – более поздняя, готическая пристройка.
Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Подобные своды будут широко применяться в готике.
Но кампанилла продолжала «падать». В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Над боковыми нефами был сделан трифорий (узкая галерея, расположенная над сводами боковых нефов) и еще выше ряд окон.
Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. В интерьере как-бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43. 3 метра).
Церковь в Торпо (ок. Такое партнерство в период раннего Средневековья (до 1000 г. ) стало основой для развития романского стиля. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня». Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. В X – XI вв. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Византии и мусульманские влияния. В роскошном дворце долгое время размещались тюремные камеры и казематы. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Пространство открытое благодаря тому, что свод опирается на тонкие колонны.
Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Михаила. Феодал, живший в замке, мог предложить свою помощь горожанам на взаимовыгодных условиях. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Арки выложены из темных и светлых клинчатых камней. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. 13 в. ).
Верхняя часть дверки скруглена. Стены должны были выдерживать немалый вас сводов, вот таким образом окна в этот период делают небольшими, это однопросветные монофоры и их немного в стенах романских церквей. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Различного типа башни размещают по-разному. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Свечи обычно делались из сала свечи из пчелиного воска были очень дорогими.
В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Бросается в глаза их разномасштабность, причём размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображён: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных.
Центром деятельности бенедиктинцев было Аббатство Клуни во Франции. Не случайно о них сложилось множество легенд. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто, в частности продолжают использоваться полукруглые арки. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Вход во дворец Венеции находится со стороны набережной. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Примером может служитьКлюнийский монастырь.
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства.
На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Камни отёсывались различными мастерами – одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков».
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ). Общий характер романского стиля – спокойствие, простота, благородство вначале он был строг до суровости, но мало-помалу становился изящным и во многих храмах последних времен своего владычества он достиг благородной грациозности. Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Расположенный на острове у побережья Нормандии монастырь на горе Сен-Мишель (XI в. ) включает ряд сооружений, относящихся к романской эпохе и построенных задолго до собора и других готических построек, возвышающихся на вершине горы.
Мастер прекратил работу и исчез из города. В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Романский стиль – выражение эпохи феодальной раздробленности – был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий).
Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Уникальной особенностью города является цвет разных использованных материалов. Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Высота церкви ок. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Однако в романский период эти мотивы как бы растворялись в величайшей торжественности архитектурного целого. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима.
Повсюду в храме повторялись образы полукруглой арки – на перекрытиях, оконных проемах, главном входе. Несколько изменился план собора: если смотреть на него сверху, то романский собор напоминает не вытянутый в длину прямоугольник, а крест. Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Центральный неф разделен на четыре травеи (ячейки), три из которых перекрыты крестовыми сводами.
Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). В романском стиле строили порой и замки.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Лоренцо, т. е.
В церкви Сен Филибер (960-1120 гг. ) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Но кампанилла продолжала «падать». Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Стены – венецианская штукатурка. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно их делали одинаковой толщины. А рядом грешницу обвивают змеи. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Фигуры по стилю напоминают миниатюры из средневековых манускриптов. Система управления. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы.
Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Именно в течение XI – XII вв. Это граничит с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, вот таким образом данные интерьеры не требовали штор.
Соборы в Дареме и Глостере с арками на массивных столбах датируются концом XI столетия. С ростом могущества Венецианской республики возникла необходимость возвести невиданных размеров здание для верховной главы державы, демонстрирующее всему миру богатство и власть «царицы Адриатики». И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. (ок.
На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронации дожей. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Рельефы украшают порталы, капители колонн. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Камин и дымоход появились гораздо позднее. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов).
Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. "Замок – крепость рыцаря, церковь – крепость бога Бог мыслился как высший феодал, справедливый, но беспощадный, несущий не мир, но меч. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Развивался в западноевропейском искусстве X – XII веков. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Церковь Сан Миньато во Флоренции (1018-1062 гг. ) имеет деревянную крышу интерьер украшают сложные геометрические орнаменты из черного и белого мрамора. На окнах нет занавесок. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. Главенство архитектуры и традиционные типы сооружений готика унаследовала от романского стиля.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего» или как наглядное выражение могущества феодального владыки.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Колонна сохраняет классическое деление на три части. В замках все внушало страх. Отдельным штрихом является наличие камина. Дозорные башни, массивность стен и сводов, световые проемы, походившие на бойницы – эти черты присущи постройкам романского периода. В условиях, когда крупные феодалы постоянно предпринимали набеги на земли соседей, жизнь стала во многом зависеть от умения защищаться.
Роспись (религиозные мотивы). В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Четвертая травея — это алтарь, сейчас над ним возвышается приземистая восьмигранная башня. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Такую планировку можно обнаружить в Германии в более позднее время.
В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности.
Феодализм сложился в Германии позже, чем во Франции, его развитие было более длительным и глубоким. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, христианские священники пошли, естественно, не в храмы языческих богов. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XI-XII вв.
Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. 15 метров. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем.
Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Ведущим видом романского искусства была архитектура. Верхняя линия прореза окон образовала полукруг, фронтон над дверьми входа в храм был прорезан круглым окном, переборки его рамы расходились из средины лучами оно называлось розой снаружи по стенам шел фриз, составленный из соприкасающихся полукругов на восточной стене над окнами – галерея, образуемая аркадами все это придавало разнообразие наружным сторонам стен. Из тюрьмы во Дворце дожей удалось бежать небезызвестному заключенному – Джакомо Казанове. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век.
В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). В декоре начинают, применяют технику инкрустации цветного мрамора тёмно-красного и тёмно-зелёного цвета.
Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Примером может служить Клюнийский монастырь. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Каролингский стиль (по имени Карла) можно рассматривать как раннюю фазу романского стиля.
Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. Городская архитектура в этот период не получила широкого развития. Основной материал для романских построек – местный камень. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Архитекторами церквей были тогда монахи, державшиеся старых форм, но улучшавшие их.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
На то были свои причины. Кладбищенская церковь Св.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. С весны пограничники забрали более 2 тысяч неабсолютнолетних детей. Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. Автор этого великолепного сооружения до сих пор доподлинно не установлен.
Замок-крепость или храм-крепость. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. с применением строительных новшеств того времени. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа – собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне (526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности.
Италия. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй – для парадных помещений, третий – для хозяйских спален. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Естественно, он может быть более стройным.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Каменные своды знаменуют собой переход к стрельчатым сводам.
Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. Общая высота башни предполагалась 98 метров. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля – они свидетельствует об ином понимании пространства. В XV веке были завершены фасады дворца, выполненные в готическом стиле. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»). Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Но ни один из этих методов не остановил падения башни, которая продолжала накреняться с прежней своей скоростью — один миллиметр в год. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Королевская власть. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.