70 метров длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеоебразной энциклопедией. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. отвлекаясь от греховного мира. обр. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Он — демонстрация власти.
Вот таким образом трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. За каждым из помещений были закреплены специальные функции. Эстетика западноевропейского средневековья глубоко теологична. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур.
Тяжеловесность романского собора сменяется предельной устремленностью вверх. Давление бокового свода главного нефа (корабля) переносится на корфорсы при помощи перекинутых через боковые нефы опорных арок (аркбутаны), контрфорсы увенчаны фиалами башенками). В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. Под «ясностью» он понимал как видимое сияние, блеск вещи, так и ее внутреннее, духовное сияние.
В замке все внушало страх. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове) в 15--16 вв. Что испытывает человек (древний грек), когда в театре наблюдает разворачивающуюся на сцене трагедию.
В облицовке стен чередуются полосы темного и светлого мрамора. Церковное строительство особенно усилилось около 1000г. Все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге.
Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Влияния английской, французской и немецкой кирпичной готики сказались на готическом зодчестве Норвегии (собор в Тронхейме, готические части — 1180—1320), Дании (собор св. Готическое искусство является наглядной иллюстрацией схоластических построений.
Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. В греческом языке употреблялся во множественном числе — «катармой», в латинском — lustratio-— очищения и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний.
В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Ломбардия. Августин давал определение «прекрасного», отталкиваясь от признаков формальной гармонии. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Искусство Западной Европы (11-12 века) Романский стиль Это эпоха возникновения монументальной архитектуры, скульптуры и живописи феодализма. Колонны, бывшие в римских базиликах, заменили тяжелые столбы. Свод, по сути, покоится на столбах.
Чтобы своды не обрушились, строили массивные, тяжелые стены.
Аполлон «язву на воинство злую навел погибли народы». В Англии главный неф собора эже, чем во Франции и нередко длиннее два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста» полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма.
Особенность романского стиля — в его приземленность, тяжеловесности, незамысловатости. «розыск») в католической церкви в XIII – XIX веках особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с инакомыслием (ересями). 810-ок. Первоначально культурные очаги возникли в странах около Средиземного моря и испытывали большое влияние римской (по-латыни – рома) культуры, отсюда и название – романская. Центрами церковного образования, а другого уже не было, становились монастыри. Его этика — этика добровольной жертвы от слишком быстро и легко полученного богатства.
Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-колонны. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Этот декоративный мотив типичен для ломбардской архитектуры и носит название «ломбардская арка». Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становятся гамма красок. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Но Божество трактуется иначе.
В замках все внушало страх. Вот таким образом именно в церковной архитектуре время выразило себя наиболее ярко. Расцвет чешской готики относится к XIV—XV вв. К 14—15 вв.
Чтобы своды не обрушились и строили массивные, тяжелые стены. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. В конце 13 – 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен – Маклу в Руане). Но выдает себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, — И свода дерзкого бездействует таран. Ремесленникам и торговцам хотелось прославиться и увековечиться в храмовых памятниках.
Германские императоры носили и железную корону Ломбардии. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. Башни, фланкирующие фасад собора в Чефалу, явно норманнские по происхождению. В миниатюрах (гл. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378--1492 и Торуни, 13--14 вв. ). В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены (собор в Жероне, 1325--1607, ширина нефа 24 м).
в связи с ожидавшимся, концом света. Это одна из основ образного строя иконы. Исчезает анархия, начинают процветать города (городские общины, цеха, другие светские корпорации). Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн и в свое время был самым большим в Европе. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность.
Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360--1548 зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343--1502)и нередко украшались фресками. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. В оформлении экстерьера преобладает тот же суровый стиль. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия). Позднее остров принадлежал Византии, арабам и норманнам, сохраняя тесные контакты с Ломбардией и архитектура сохранила следы всех этих культурных и временных слоев. Первым характерным признаком красоты, вторит вслед за своими предшественниками Фома Аквинский, является форма, воспринимаемая высокими человеческими чувствами (зрением, слухом).
Скульптура. В Латвии готическая архитектура распространяется 13-14 вв. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. В ту пору подобным образом возводили города. Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360—1548 зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343—1502)и нередко украшались фресками.
В Венгрии готическая архитектура пришла в конце 13—15 вв. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Однако он вошёл во всеобщее употребление.
Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. В Германии расцвет готики относится к середине XIII века (западный хор собора в Наумбурге). Еще болееара определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Стены не несут тяжесть.
Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Например, в декоре собора св.
Так, архитектор Филибер де л0рм вообще не считал готический стиль настоящей архитектурой. Аскетические идеалы уже не играют такой серьезной роли, как прежде. Схоластика – (от лат.
Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Словом, готический собор – это целый мир. С укреплением национальных государств господство религиозного понимания жизни все более начинает сменяться «мирским». украшенная готика.
Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Исчезает анархия, начинают процветать города (городские общины, цеха, дру гие светские корпорации). Это придавало сооружениям живописный силуэт.
Итак, XIII-XIV вв. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. В конце XII — начале XIII веков жизнь в Европе начинает меняться. Готический облик Таллина складывается в 14--15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр -- Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341--1628) и церковью Олевисте (хор -- около 1400). Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода.
Христианским мировоззрением в понятие красоты непременно включается понятие блага. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. К особенностям готической архитектуры относят базиличную форму. Скульптура в Испании появилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей).
Стрельчатый свод влечет за собой применение опорных арок (аркбутанов). Большую роль играла монументальная живопись (фрески). Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике – пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Отличается высоким стилевым единством, тяготением к храмовому синтезу искусств, включающему архитектуру, скульптуру, монументальную живопись, декоративные изображения (витраж).
1). Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. К XIV — XV вв. За образец был взят Амьенский собор во Франции. – непосредственные предшественники культуры Возрождения. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.
Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Петра в городе Бамберг.
Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями.
Достаточно часто художники этого периода обращаются к образу Богоматери. «Готический» выступает синонимом слова «варварский». Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная ппастичная экспрессия.
С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Понятие эстетического единства не может возникнуть из чувственных восприятий. Романское искусство Италии развивалось иначе. Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131гг. ) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. В Польше развитие готики началось в 13--14 вв.
Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III известный франкофил. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем.
Построены – Домская церковь в Риге, 1211 -- около 1300 замок в Цесисе, 13--16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе. Для готики характерен культ Богоматери. Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Барбары в Кутна-Горе (1388—1547), построены Карлов мост в Праге (1357— 1378), королевский замок Карлштейн (1348—1357) и зальные церкви южной Чехии. По формам декора различают стили: ранний («ланцетовидный» собор в Солсбери), «украшенный» (близкий к «пламенеющей» готике (собор в Эксетере, между 1275—1375) и «перпендикулярный», отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515).
Все было подчинено суровой действительности. Например, ковер из собора в Байё (XI в. ). Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.
Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Главные идеи готики – стремление души ввысь, к небу, к Богу, желание вступить с небом в диалог. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегчёнными небольшими сводами — распалубками. Он был гордостью их защитой их прибежищем»1. Эпоха готики (конец XII — XV вв. ) — это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Но романские колонны не имеют устойчивых типов ордеров. Стволы колонн и те были раскрашены.
Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх.
Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке). В XVI веке готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке. Не случайно о них сложилось множество легенд. Главной заботой была крепость и солидность здания.
Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки.
«школа») школьная наука в период западно-христианского средневековья средневековая религиозная философия XI-XIV веков. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. (собор св. Второй род религиозных очищений — очищения от скверны, греховности.
Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными индивидуальными. Покои замка устроены вокруг внутреннего двора. С XIV века начинается победоносный путь мирской, прежде всего — городской жизни, в которой быстро развиваются торгово-промышленные отношения, разрушающие стремление к только религиозному освоению всего мира, рождающие настроения самостоятельности, отдельности индивидуализма, «заземления» жизни человека. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Фасад Сант Амброджо украшен рядом крупных арочек.
Башни замка не высоты и объема одна из них, так называемая «сторожевая», была меньше других объемом, но зато выше других (донжон) там днем и ночью находился караульный и наблюдал за окрестностями в слуховые окна башни, которые находились со всех четырех сторон кроме того, в башне находились набатные колокола, висевшие на двух брусьях. В конце XII — начале XIII в. жизнь в Европе начинает меняться. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы.
Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т. д. ), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. В них нет ничего неясного. (церковь св. Две крутые винтовые лестницы — в 509 ступенек каждая — ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен.
Здесь изображали сцены из Священного писания, Жития святых, персонажей светских литературных произведений. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. Готическое искусство является своеобразной наглядной иллюстрацией схоластических построений. Пра-романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. Крестоносцы донесли принципы готики до Родоса, Кипра и Сирии.
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни, Провансе и Нормандии. Даже образ атлета, всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Пример тосканского варианта романской архитектуры дает ансамбль города Пизы, в состав которого входят базилика, кампанила (колокольня), баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Высота 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.
Собор — это церковь, в которой богослужение совершает епископ. Храмы также были весьма массивны. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка.
Стили семейного воспитания. В строительном деле вот таким образом произошла настоящая революция. Основой для эстетики иконописи становится символизм. Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Колонны внутренних аркад близки по облику и пропорциям античному коринфскому ордеру.
Готическая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру преимущественно архитектурной. Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. Вита в Праге), где готич. В сочинении «О граде Божьем» он говорит о красоте как о пропорциональности частей в сочетании с приятностью окраски.
Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде. Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—1144). Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Фома Аквинский в своем главном сочинении «Сумма теологий» фактически подвел итог западной средневековой эстетике. В Монреале наружная стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся арочек, опирающихся на пилястры и накладные колоннки (декоративный мотив, привнесенный норманнскими завоевателями).
Самые крупные и наиболее важные фигуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. (VI-XII вв. ) называют романским. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Новая система сводов с силовыми линиями ребер, а также применение составных (пучковых) опор, чередование главных и промежуточных опор, введение арок для передачи нагрузки на внешние стены не имели прецедентов. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).
Особое место в искусстве Готики занимал собор – высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Так за леттнером собора св. были построены – церковь св. Оно синтезирует в себе все живые силы эпохи. Слово происходит от итал. Основной вид искусства романского стиля— архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. Верхняя часть фасада украшена четырьмя рядами плоских аркад, внизу проходит слепая аркада. III. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХ в. ), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен.
В основании любой культуры лежит некоторая совокупность идеалов и ценностей, ориентация на которые «задает» нормы жизни, поведения, деятельности людей. Над боковыми нефами – хоры.
Готическими принято называть памятники архитектуры XII, XIII, XIV и отчасти XV и XVI вв. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим – иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, художник, ювелир, витражист и т. д., практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. При проектировании интерьера Сант Амброджо ломбардские зодчие впервые использовали т. н.
Во многих городах возникали университеты. И в самом деле, фигуры его не воспринимаются нами как созданные «напоказ», они не позируют нам, а существуют сами по себе, как их схватил глаз художника во всей сложности самых разнообразных движений.
Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). В эпоху зрелости стиля часто применяется скульптурная капитель. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным.
Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. В самом мире не находили объединяющего начала и Бог выступал своего рода его объяснением. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Нормандские храмы также лишены декора, они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви. Наблюдается органичное слияние содержания и формы.
В конце XIII — начале XIV в. строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый S-образный изгиб и черты куртуазности. Это и резные готические скамьи в хоре и фрески над скамьями и главный алтарь. Каркасная система позволила прорезать стены огромными окнами, в них вставлялись витражи, храм наполнялся загадочным светом, который зажигал цветное стекло витражей. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд, не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве (Ягеллонский университет в Кракове).
Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды известные еще римлянам. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие.
Романские храмы поражают мощью. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. Готическое искусство сформировали, с одной стороны, значительные достижения в области техники (материальная сторона) с другой стороны, глубокая религиозность, борьба со всем материальным, жажда высшей свободы, вера в святость страданий (духовная сторона). Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221—1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Как здесь не вспомнить стихотворение О. Мандельштама о Соборе Парижской Богоматери.
От X-XI веков до примерно XIV века — Позднее Средневековье, XIV и XV века. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики.
сплетение ветвей деревьев привело к появлению стрельчатой арки. Но здесь нет четкой градации. В целом для всей готики доминирующим видом искусства являлась архитектура. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св.
Стефана в Кане, 1064 – 1077 монастырская церковь в Лорш – первая полностью перекрытая сводами базилика). ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕАлгоритм проведения искусственной вентиляции легких способами «изо рота в рот» и «изо рота в нос»Аппарат искусственной вентиляции легких с пневмоприводом полевой Дар-05. Архитектурный и интерьерный стилиАрхитектурный и интерьерный стилиАстральное тело: источник эмоций и вместилище сознанияАтрофия зрительного нерва, миопия, астигматизм, разного рода дистрофии, катаракта (даже есть хорошие результаты при искусственном хрусталике), дальтонизм, глаукома и т. д. Базовые положения тела в искусстве управления сномБастилия.
Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. Построены – Домская церковь в Риге, 1211 — около 1300 замок в Цесисе, 13—16 вв. Мольер с возмущением отзывался о соборе Парижской Богоматери. Конструктивная основа собора — каркас из столбов (в зрелой готике — пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Он был рассчитан также на многочисленных паломников.
Для готического стиля характерна стрельчатая (килевидная) арка. О ТОМ, КАК МОТРИЛЬ ПРИБЫЛ КО ДВОРУ КОРОЛЯ КАСТИЛИИ ДОНА ПЕДРО РАНЬШЕ ВЕЛИКОГО МАГИСТРАVII.
Христианство отвергло идеалы, воодушевляющие античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент мира), разрушило античную гармонию тела и духа, человека и земного мира. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Это: — Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х — XI веков) — Высокое (Классическое) Средневековье. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора.
относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в XV — XVI вв. В Италии в XIII в. —XIV в. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем.
Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (вышка, с которой открывается вид на окрестности название некоторых дворцовых построек). Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений. На смену романскому стилю в период развитого средневековья приходит готический. Власть постепенно сосредотачивается в руках государей. Но она не составляет сущности готики. Этот вопрос может показаться наивным: ведь различие очевидно.
В 15 веке возник тип богатого городского дома – отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г. ). Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580) и дом Перкуно в Каунасе. С середины XIII века величественные соборы строились в древних европейских странах — в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221 — 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св.
Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Следуя античности, св. В замке Хедингем проникнуть на первый этаж главной башни можно было только изнутри здания.
Вся архитектурная организация пространства, наглядные картины, представленные в скульптуре и росписях собора (эти виды искусства носили подчиненный характер), служат этому призыву. Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426--51). Чехии).
Но чем выше свод, тем сильнее давление на стены собора. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. «Апоксиомен» Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город.
Он систематизировал взгляды Аристотеля, неоплатоников, Августина, Дионисия Ареопагита. Действительно, когда знакомишься с романскими соборами Франции, Германии или Северной Европы, то на рельефах стен, у подножия колонн, на окнах, у дверей обнаруживается огромное число каменных кентавров, львов, бросаются в глаза барельефы и скульптуры различных чудовищ (полуящеров, полуптиц), всякого рода химер. Его стремления, мечты и поступки оказываются в значительной мере обусловленными ими. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века).
Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр) и вот таким образом они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Во всем ощущается предельная простота и мера. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские.
Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв. ). Искусство, которое называют готическим, вовсе не было создано готами. В середине XV в. в Италии появляется ряд сочинений, в которых античный стиль (возрожденный в архитектуре зодчим раннего Возрождения Ф. Брунеллески) противополагается «современному» (занесенному в Италию варварами). Да и сюжеты часто выбираются вполне земные.
Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью. Собор был не только зданием для молитвы, туда приходили для решения разных вопросов. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, XIV—XV вв. ). Этот стиль начинает формироваться во второй половине Х века во Франции. В частности обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания.
Скульптура готическая — круглая, но фронтальная. Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Готическое искусство носит более индивидуализированный характер образов (в сравнении с романским стилем).
Ставни же делались из холста. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. В Германии расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге).
Гражданская городская архитектура Германии наиболее абсолютно выражена в общественных зданиях — в ратушах и гостиных дворах. Для Лабрюйера и Расина готический — синоним варварского. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Тоскана.
Господь представлен в узнаваемом человеческом облике. Для поздней (пламенеющей) Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Стало уже привычным отмечать мистицизм средневекового менталитета как его ведущую черту, утверждать, что идеальный эстетический объект этой эпохи сводился лишь к незримой духовной сущности и т. п.
Готика перенимает у романского стиля базилику, но перерабатывает ее в деталях. В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны. Тщательно проработанные пра-романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами. Найденная форма канона, закреплявшая ряд иконописных композиций в обязательных для всего христианского мира специальных, освященных высшими церковными властями прорисях (книгах, в которых были начертаны силуэты основных действующих лиц на иконах), а также перечень строго соответствующих им цветов, делали задачу тиражирования большого количества образов выполнимой.
Напротив, оно само обуславливает восприятие красоты. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607). Само изобретение термина приписывается Рафаэлю. Золото на иконе символизирует собой свет.
Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, представленных в противопоставлении: мужественный, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, нежная Ута, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и т. д. Сицилия. Техническая сторона готического искусства. Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами.
Готика (Готический стиль), – стилевое направление в средневековом западноевропейском искусстве 12-15 вв. Искусство Х-ХII вв. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Понятие «единство» является одним из центральных в эстетике Августина. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна.
были построены – церковь св. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы).
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне замок Пьерфон, 1390–1420г. ). Реймса, 1211–1311гг. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны.
В миниатюрах (часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св.
Противники готического стиля главным его недостатком считали отсутствие каких-либо принципов и беспорядок (нагромождение деталей). Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Следующая важная сторона иконописи — каноничность.
В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. Однако здесь не все так просто. Если монастырь замкнут в самом себе, то собор — открыт миру.
Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок – подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и пользовалась большой популярностью в народе. Оно представляется гармоничным соревнованием всех живых сил той эпохи. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде.
Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382—1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 — около 1476). Такой стиль получил название романского. Собор — главное архитектурное сооружение.
Расцвет чешской готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе. Пять башен увенчивало храм.
codingjsasc (C220C8F2E0EBE8E820E3EEF2E8EAE820EFEEF7F2E820EDE520E1FBEBEE2E20C7E4E5F1FC20E2F1E5E3E4E020F6E0F0E8EB20E4F3F520EAEBE0F1F1E8EAE82C20EAEEF2EEF0FBE920F2F0E5E1EEE2E0EB20F3ECE5EDFCF8E8F2FC20EAF0E8E2E8E7EDF320F1F2F0E5EBFCF7E0F2FBF520E0F0EEEA20E820F0E0E7E1E8F2FC20F3F5EEE4FFF9E8E520E2E2E5F0F52C20EA20F1E2EEE4E0EC2C20EEEFEEF0FB20EDE020F7E0F1F2E82C20F1EEF0E0E7ECE5F0EDFBE520F7E5EBEEE2E5F7E5F1EAEEE920F4E8E3F3F0E52E) Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. В 14 в. зарождается т. н. украшенная готика.
gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Белыми могут быть одежды Иисуса Христа, душа Девы Марии, крылья архангелов. Обычно это самая высокаяточка городского силуэта. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). Эти вторжения закончилось падением Рима.
В развитии английской готики можно условно выделить три периода. Пять башен увенчивало храм. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения.
Городской собор XIII века — это не только место богослужения. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья.
В романскую эпоху Священная Римская империя стала ведущей политической силой в Европе. Власть постепенно сосредоточивается в руках государей. Искусство создает не реальные образы этой красоты, а лишь ее вещественные формы. Готический облик Таллина складывается в 14—15 вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр — Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341—1628) и церковью Олевисте (хор — около 1400).
Инквизиция – (от лат. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Сам термин «готика», принадлежащий возрожденцам, свидетельствует о враждебности последних к нему. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. (в ряде стран до XIII в. ), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным.
Возведение соборов означало пробуждение городов. Огромный основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон Хохштаден. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Его используют на иконах очень скупо.
Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Христос предстает не столько грозным судией, сколько мучеником за грехи людей. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. соборы Шартра, 1194–1260гг. Однако важным ее недостатком является невозможность обеспечить нормальное освещение.
На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В соборе находится множество значительных произведений средневекового искусства. Он свободен в своих мыслях, взглядах и поступках. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны. Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.
В Латвии переход к готике произошёл в XIII — XIV вв. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанской колонии в Америке. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль.
Декоративных элементов немного.
Для Английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры. Называли готику и «французским искусством». Боковой распор свода главного нефа передаётся с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы— контрфорсы. Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. То есть предполагается, что для греков и это показательно для Аристотеля, на первый план выносился психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом дуб — и всюду царь — отвес. Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами.
До него говорится об искусстве варварских королевств искусстве Империи (Каролингов искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв. ). Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243–1248) с многочисленными витражами. В Испании городские соборы (Леон, 1205--88 Севилья, 1402--1506) велики по размерам имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью.
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). На смену вековым попыткам создать религиозное единство мира через его духовное преображение приходят поиски единства мирского, чтобы уже через него осознать воплощаемое в мире высокое религиозное единство и, тем самым, все же приблизиться к воротам Града Божьего. Романский стиль. Готика зародилась в Северной Франции (Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII века.
1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). Дюби пишет: «Готика XIII века уже не возвещает конец света как леденящую кровь катастрофу. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства.
Для защиты от врагов и непогоды окна делали небольшими, так что в замке царил полумрак. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах – в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221— 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св.
Проглядывает трезвый взгляд на мир. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Это рождало беспокойство, подталкивавшее к пожертвованиям — пожертвованиям на строительство собора. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 1283) на юго-западе сложился тип однобашенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме) строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334 Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Он изображает завоевание Англии норманнами. Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции).
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создаётся рядами стройных столбов, мощным взлётом остроконечных стрельчатых арок, убыстрённым ритмом аркад верхней галереи (трифория). Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св.
Перед христианским миром возникает сложнейшая эстетическая задача — выражение в материальной форме духовной сущности персонажей священного писания так, чтобы они были узнаваемы, но в то же время заметно отличались от простых смертных. В 14 в. зарождается т. н. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции).
Однако он вошёл во всеобщее употребление. Рельефно выступающие рёбра арок передавали тяжесть свода вниз и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. «Пропорция», в его представлении, – это соотношения духовного и материального, внутреннего и внешнего идеи и формы. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом).
С понятием красоты у него связаны также понятия соразмерности, формы и порядка. В Венгрии готическая архитектура пришла в конце 13--15 вв. Декоративное искусство. Происходит смягчение идеалов. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны. В Германию готика тоже пришла из Франции. Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании.
Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Готический облик Таллина определился в XIV — XV вв.
Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. Кроме него там присутствуют свидетели его воплощения, ветхозаветные цари и царицы. Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880гг. ), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Имел символическое значение и размер двери. Узким окнам приданы стрельчатые завершения.
Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Кнуда в Оденсе), Швеции (церковь в Вадстене, 1369—1430). Романские соборы также были весьма массивны.
Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. рельефами, часто раскрашенными. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. – «последний») в христианской догматике учение о конце света, о воскрешении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ). Он — публичная проповедь, безмолвная речь.
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В литературе, например, на смену рыцарским романам приходит поэзия. Так же, как и в романском стиле, она выполняет подчиненную роль. Поздняя немецкая готика (конец XIV—начало XVI вв. ) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.
За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. В этих условиях ведущими науками были, естественно, богословие и философия, а главным авторитетом (после, разумеется, Бога) — Аристотель. В целом трактовка деталей здесь более строгая, они обычно довольно сильно акцентированы.
Катарсис в религиозном смысле — это обряд очищения. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Эпоха готики (конец XII – XV вв. ) – это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура.
Красота воздействует на чувство человека своей организованностью. Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Вита в Праге, 1344–1420гг. ), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599гг. ), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856гг. ), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников). В Германии также существовали противники готического искусства. Вне городских стен строили замки и поместья. Он достаточно полно обосновывает такие понятия, связанные с объективной характеристикой красоты, как «ясность», «цельность», «пропорция», «согласованность».
Расцвет чешской готики приходится на 14 в., когда были начаты собор св. Это отмечает большинство искусствоведов. К ним позже добавляется динамизм изогнутых линий, как бы огненными стрелами устремленных вверх – «пламенеющая готика».
Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. Слово происходит от итал.
Так же как и в других странах. Их высокий и просторный интерьер озарён цветным мерцанием витражей. В католических соборах бродят толпы туристов со всего света, рассматривая их как музейные экспозиции, а перед «Мадонной Литта» Леонардо да Винчи в Эрмитаже потихоньку осеняют себя крестным знамением верующие люди.
Этот стиль зародился в северной Франции. Возникшая в эпоху Г. смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство пространственных ячеек и намного увеличить интерьер. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Нужно, чтобы в человеке была бескорыстная любовь к красоте.
Новым в эстетике Фомы Аквинского было введение различия между ними. Находясь под влиянием неоплатонизма, Августин разделял идею Плотина о красоте мира. Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426 — 1451). В Польше готика развивалась в XIII—XV вв.
Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378—1492 и Торуни, 13—14 вв. ). Узнаваемость образов служила не только объединению верующих, но укрепляла и национальное самосознание у православных народов, в первую очередь в России, Болгарии, Греции, где создаются самобытные иконописные школы. Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Вместе с тем происходящие в обществе преобразования изменение условий жизни, расширение культурного диапазона личности и другие обстоятельства могут привести к существенным сдвигам в культурно-ценностных ориентациях человека.
Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Понятие готики распространяется на стиль письма (готический шрифт), книжную миниатюру, стиль одежды эпохи и специфический полифонический склад органной и хоровой музыки позднего Средневековья. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху. Рядом с личными покоями была устроена часовня. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас.
Собор царствовал над городом. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Только возвращение Хрисеиды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков. Католичество не создает строгого канона для этих изображений.
С развитием готической архитектуры меняется и скульптура и живопись. Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению.
Во Франции возрождению готики способствовала школа археологов (среди которых знаменитый Viollet le Due). Снаружи такой храм больше напоминал замок. Для поздней («пламенеющей») готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проемов (церковь Сен-Маклу в Руане). Готический собор в Кёльне объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Отсюда книжное изучение мира, комментирование трудов известных теологов, античных мудрецов в отрыве от жизни (так, например, обсуждение вопроса о наличии пятен на Солнце осуществлялось как изучение трудов Аристотеля, а не самой звезды). Примером может служить портал собора в Шартре. Тем более, что стекла в них не ставили и потому, чтобы сохранить тепло, старались расположить как можно выше. В декоре господствует ажурность форм, тонкое членение, те же растительные мотивы (роза как форма главного окна храма, остекленного витражом). Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Она венчается и в романском стиле.
В ней соблюдена мера идеального и реального. Это единый, замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Амьена, 1220–88).
В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Исследователь эпохи Возрождения Якоб Буркхардт также не любил готику.
Он говорит о верховной власти, о Христе-царе. Этой системой было связано будущее как романской, так и готической архитектуры. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозное сознание учитывает эти изменения в своих идеологических построениях. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного.
В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323). Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243 – 1248) с многочисленными витражами. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
Стены не ощущаются их как бы и нет. Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными усиливается роль светских сюжетов появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Собор был домом народных собраний горожан. Не случайно о них сложилось множество легенд. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
В Венгрии готика распространилась в конце XIII — XV вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове) в 15—16 вв. Дюби, осматривая Королевский портал западного фасада этого собора, подчеркивает, что, несмотря на прежние мотивы (видение Апокалипсиса: Господь вершит Последний Суд), картина Страшного суда лишена налета ирреальности. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн).
Готика распространилась в Словакии (собор в Кошице, 1382--1499), Словении (церковь в Птуе, 1260), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 -- около 1476). Освобождённые от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. С возмущением писал об этой тенденции епископ Бернар Клервоский (1091 1153): "Для чего же в монастырях перед взорами читающей братии эти образы безобразного, к чему тут грязные обезьяны, к чему дикие львы, к чему чудовищные кентавры, к чему полулюди.
Собор возвышался над суетным возбуждением и греховностью мира городов. Расписывались даже скульптуры. В этом случае очищение выступает способом покаяния.
Как правило, это трeх-пятинефные базилики с поперечным нефом-трансептом и полукруговым обходом хора («деамбулаторием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется и войдет и выйдет и пажить найдет". Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—1144). Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов.
Данный стиль тяготеет к масштабности, вертикальной устремленности линий и форм, к наличию биоморфных – растительных мотивов во всех формах, к передаче повышенно экспрессивной динамики, к символической смысловой нагруженности. Эсхатология – (от греч. Барбары в Кутна-Горе (1388--1547), построены Карлов мост в Праге (1357-- 1378), королевский замок Карлштейн (1348--1357) и зальные церкви южной Чехии. Три пары ребер подчеркивают конструкцию свода. связную систему: две ячейки бокового нефа соответствуют одной в главном. Архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.
Гравюра (XV в. )Билет 32. Однако раздробленность земель еще оставалась значительной.
Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. Это либо донаторы — дарители, содержатели храма, либо короли и князья, захороненные в соборе. Шедевр готического стиля – Вестминстерское аббатство в Лондоне. В Англии главный неф собора эже, чем во Франции и нередко длиннее два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста» полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.
Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень – отесанный и бутовый. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша).
Возникло ритмическое чередование более массивных и более тонких опор. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. (Домская церковь в Риге замок в Цесисе, XIII — XVI вв. ).
Росписями покрывались практически все стены. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Отсюда – классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. В определенной степени это граничит с культом прекрасной дамы.
Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым уделом дворянства Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: У него есть башня». Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). В Польше развитие готики началось в 13—14 вв. Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). Один лестничный марш вел на второй этаж, где располагался зал, в котором жили, ели и спали домочадцы.
Нормой становится крестообразный план, трехнефный или пятинефный корпус с малоразвитым трансептом (поперечным нефом) или совсем без трансепта иногда башня на перекрещивании трансепта и центрального нефа. Совершенство означало отсутствие изъянов. Характер образов все более индивидуализируется. Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Бог стоял за вещами природы, как мастер за созданной им вещью.
- религиозный характер (христианская церковь — единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории) – синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре – ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота – эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов – народность ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. На эту сторону выходят большие окна. Скульптура.
Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.
Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек). Сант Амброджо очень темная церковь. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.
Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Он пишет, что форма всякой красоты – единство. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному. Как правило, это 3-5 – нефные базилики с поперечным нефом – трансептом и полукруговым обходом хора (деамбула-торием), к которому примыкают радиальные капеллы (венец капелл).
Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Двух-башенные западные фасады французских соборов с тремя «перспективными» порталами и узорным круглым окном («розой») в центре сочетают устремление ввысь с ясной уравновешенностью членений. Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне). Вначале готический стиль сформировался во Франции в XII в., затем перешел в Англию, в XIII в. был воспринят в Германии и распространился по всей Европе. Для восприятия красоты необходимо согласие между прекрасными предметами и душой.
(Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). изображения).
За высоким алтарем возвышается золотой саркофаг, украшенный драгоценными камнями. На иконах часто можно видеть позолоту. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты.
Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Этот стиль начинает формироваться во второй половине X в. во Франции. Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83) на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме) строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275-1334 Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. В Италии готики почти не было. Готический стиль подвергался отчаянной критике.
Чем более совершенна вещь, тем больше в ней единства. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Это вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией. Вот таким образом собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города.
Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг. ) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Это три – пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. В образе Христа, например, начинают подчеркиваться черты прощения, доброты, личностности. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура.
В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Прекрасное едино, так как и само бытие едино. Но и интерьер романского храма суров: тяжелые стены, щелевидные окна, мало света, тяжелые арки, застывшие фигуры святых в нишах. Готика (1130 -14 век) Расцвет городов в 11 -12 веках, крестовые походы, усложнение картины мира, влияние мистики, стремление лично почувствовать соединение с Богом – все это привело к созданию нового стиля в европейской культуре. В основе архитектурных построек – новаторское конструктивно-технологическое изобретение – стрельчатые арки и своды, позволяющие перенести тяжесть конструкций со стен на столбы и колонны и образующие специфически выраженные силовые линии – изгибающиеся ввысь нервюры и аркбутаны. В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. С признанием возможности украшать храмы иконами приходит проблема их тиражирования.
К 14--15 вв. Как уже отмечалось, этот стиль сформировался во Франции в XII веке, затем перешел в Англию, в XIII веке был воспринят в Германии и распространился по всей Европе. Форма арок свидетельствует о контактах с Ломбардией. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Главными средствами очищения служили вода и огонь.
В каждой стране готический стиль принимал особые черты. В таком здании стены не являются несущим элементам конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами – витражами. Монастырь в эти века был средоточием жизни.
Неф собора состоит из квадратных в плане ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным крестовым сводом. В Испании обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавшим в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные воины). Многие замки, монастыри и городские сооружения этого стиля более походили на крепости. В целом для готики доминирующим видом искусства является архитектура.
Возрожение оказало влияние на все виды искусства и культурной деятельности. Архитектура была ведущим видом искусства в средние века. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии. «Тут были и потайные ходы и глубокие подземелья и бойницы и проходы и калитки и. висящие на железных цепях перекладины и низкие подземные двери и водоемы и мосты без перил тут слышался еще и шум невидимых вод, глухо журчавших под мрачными сводами комнаты замка были плохо расположены: беспрестанно попадались мрачные комнатки, где пахло сыростью и плесенью конечно, в замках были и обширные покои с кроватями в сажени полторы шириной были и большие залы, но плохо запиравшиеся там паук ткал по углам свою легкую паутину, благо никто не мешал ему в этом, так как никто не заботился о сохранении чистоты и порядка в этих громад ных залах с толстыми, колоннами, вокруг которых летали летучие мыши. »1. Его нельзя «оболванить»: он умеет критически оценить рекламу и пропаганду, капризы моды и навязчивые стандарты массовой культуры, дешевую демагогию самовлюбленных политиканов и «мнение толпы».
Искусство этого стиля религиозно. Все отчетливее сказывается наследие античности. Поздняя немецкая готика (конец 14-начало 16 вв. ) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499- 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов.
На фасадах – стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические и декоративные детали. Живопись. Особым влиянием в это время пользовались монастыри. Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. В трактате «О граде Божьем» он писал, что мир создан как поэма, украшенная антитезами.