Романский СТИЛЬ Тип романской базилики 3 2 4 5 6 1 1 – апсиды (алтарные выступы) 2 – фронтон (завершение фасада) 3 – восточные башни 4 – западная. Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Романское искусство постепенно развивалось и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. Романская базилика св.
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, 1096—1250). Наряду с базиликальной организацией пространства в романских храмах использовался зальный тип, особенно в Германии и Испании. Романские церкви представляли собой базилику, т. е.
Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке и трансептом на западе. Господствующий тип романского собора – базилика – трехнефное (пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним иногла двумя трансептами (поперечными нефами). Gertrud) – романская базилика в Регенсбурге.
Траяне (98-117). На севере Греции распространение получила трехнефная Б. с крестовым сводом (центральный неф перекрывается коробовым сводом и пересекается повышенным поперечным): монастырские храмы в Арте Като-Панагия, 1231-1267/68 гг. и Панагия Влахернитисса, кон. Существуют титулы великих и малых Б. Первые (basilicae majores), Патриаршие, - это храмы под прямой юрисдикцией папы (в Риме: Латеранская, Сан-Пьетро, Сан-Паоло фуори ле Мура, Санта-Мария Маджоре, св. Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. 1080).
20-е гг. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Постепенно для Б. вырабатывали все более сложные по плану и конструкции варианты (выделяют до 12 основных композиций, среди к-рых крестообразные, дополненные нартексом, обстроенные портиками и внешними атриумами, с поперечным трансептом и др. ). Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. 313–318 гг. Базилика мон-ря Клюни-III (Франция). Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях.
архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами. традиции Б. также называют храмы, наиболее значительные или важные в истории Церкви, с XVI в. это было закреплено особым решением папы Римского право на получение названия Б. было оговорено в 1917 г. в Кодексе канонического права Римско-католической Церкви: «Никакая церковь не может быть почтена титулом базилики, разве что по апостольскому дозволению или по древнему обычаю» (Кан. Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе (XI—XIV вв. ), в Тоскане. 49).
Общая высота башни предполагалась 98 метров. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. 90-е гг. Ахиропиитос в Фессалонике, 450-470).
5. Примечательны резные опоры 1670-х гг., скульптура Св. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Для раннехрист. одновременно в архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного забвения. XII–XIII вв. была построена большая Б. с криптой под алтарем. Центром средневековой романской архитектуры была Франция.
VIII в. - 819) имела в качестве образца рим. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. традицию и на раннехрист.
В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. 2. собор Сан-Пьетро: как и там, в этой церкви огромный трансепт отделял зап. Рейнская школа.
Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. В Сен-Дени под влиянием папы Стефана II (753, 755) и смены галликанского обряда рим. В строго симметричных религиозных композициях доминировала фигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты) принимали более свободный и динамичный характер. Боковые нефы использовали также для создания дополнительных капелл.
Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). V в. Фотография. Димитрия в Фессалонике. м, построенного в традиционном средиземноморском стиле и ряда вспомогательных построек, что делает усадьбу идеальным объектом для туризма или жилой застройки. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями.
Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Ок. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Тематика росписей — сюжеты из Нового завета (чудесные деяния Христа и др. ).
Б. постепенно приобрели нек-рые религ. Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Георгия в монастыре Оберцелле (конец X в. ), который находится на острове Рейхенау на Боденском озере. В оттоновский период в интерьере западнохрист.
Наиболее ярко особенности оттоновского искусства проявились в книжной миниатюре. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ).
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Действительно, в XI—XII вв. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
Базилика Брезе-ла-Ви (ряд святых, кот. благославляет спаситель. Пизанский собор (XI—XIIвв. ) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. На протяжении своей истории, сооружение несколько раз подвергалось реконструкции. Боковые нефы не имеют эмпор и стена среднего нефа до яруса окон расчленяется только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов (Шпейерский, Вормсский и Майнцский соборы церковь Сайта Мария им Капитоль (1045 —1065) в Кёльне).
Гроба Господня в Иерусалиме, ок. VIII в. одним из важнейших элементов каролингского Ренессанса стало возрождение «большой формы» в архитектуре. 1088–1190 гг. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. в XI в. на Востоке Б., прежде всего купольные, строят в основном на визант.
Ок. V в. Фотография. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы). Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам.
Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. Ранними образцами Б. для Италии стали Сан-Джованни ин Латерано (ок.
для церковных построек. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, -использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода. Б. развивалась, отражая служебно-литургический строй и общие изменения архитектурных форм.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. XII–XIII вв. Многоцветная гамма, чрезмерно огромные глаза).
В настоящее времябазиликаобъявлена национальным достоянием. Центральный памятник каталонской живописи XII в. — росписи в Тауле. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов.
Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров играли роль арок – подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Усадьбе, выставленная на торги по начальной цене в 10 млн.
Школа синих фонов. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастыре Оберцелле. Сен-Береньи в Бургундии, 1108), учитывавших палестинские образцы, ц. в Вифлееме и храм св. Башня над средокрестием (перестроенный собор Сен-Дени, 755-775 ц. Сен-Жермен-де-Пре) позволяла выделить внутри и в пространстве Б. центр литургического действа.
Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др. В католич. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).
Марии Лаах, ок. Перестройки XVII—XVIII вв. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. VI в. В кон. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.
Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. В крипте прятали священнослужителей этого храма. В здании церкви расположена крипта, датируемая 8-м веком.
Этрурия, сер. Королевская власть. Вокруг хора – полукруглая галерея – обход хора.
IV в., напр. имп. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Представление о живописи этой школы дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Полукруглый тимпан над дверью считается одним из лучших в романской архитектуре. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции.
Возрастание роли алтарной части определялось развитием под ней и трансептами крипты с мощами, а над ней, вокруг главного (высокого) алтаря, - обходной галереи с 3, 5 или редко 7 капеллами (собор Клермон-Ферран, ок. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. вкл., рис.
Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. В «Снятии со креста» движения персонажей замедленны, лица отрешенны, Мария оцепенела от горя.
В подвале музея находятся предметы из древнего некрополя – саркофаги, урны, надгробия и др. Петра, Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре в Риме). Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами.
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты). Теперь масса в опорах и стена может быть тонкой. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий. Максенция и Константина с перекрытыми сводами), кровля часто черепичная. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп.
Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. Базилика стала основным типом зданий в христианской архитектуре. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
В средне-, поздне- и поствизант. Более классические пропорции, правильное построение фигур. Этот портал являлся границей между двумя мирами — божественными мирским.
святыни, особенно связанные с именем имп. Димитрия в Фессалонике. 2. 350). Мартирий, Храм, Св.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Наконец, окна образуют верхний ярус. При постройке церквей наиболее трудной была проблема освещения и перекрытия главного нефа, так как последний был шире и выше боковых.
Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Среди сохранившихся ярких примеров вост. Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств.
К ним примыкает кладбище. в Гернроде, XI в. ) и галереи над боковыми нефами, появление к-рых диктовалось в основном архитектурными требованиями (галереи использовались также для размещения дополнительных алтарей, для певчих и проч. ). В 1998г.
Феодора Студита в К-поле), дополняли нартексом и атрием (ц. В ломбардских церквах XII в. особая роль принадлежала фасадам. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни.
Примером может служитьКлюнийский монастырь. элементы, впосл. Завоевание ускорило формирование в Англии романской художественной системы. Школа белых фонов.
1100).
периферии (исключение – ц. св. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Базилика мон-ря в Фульде (Германия). Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
За столом или у очага только синьор имел свое место. По преданию, в Vвеке рядом с городом жил отшельник по имени Фрон (считается, что именно онявился носителемхристианствав регионе). Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Его конструкция несколько отличается от базилики. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. Мира) в К-поле. Поселение в Испании.
Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Церковь св. Взаимоотношения вестготов и римлян. «Апокалиптическое видение» – видение Страшного суда евангелистом Иоанном. В романской живописицентр. место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе ("страшный суд" и т. д. ). Такие же башни могли быть и с двух сторон апсиды. Б. содержали мн.
В так называемый «оттоновский» период (вторая половина X — первая половина XI вв. ) наступил расцвет немецкой живописи. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Однако среди древнерус. XX в. Интерьер базилики св.
Б. мон-ря в Фульде (90-е гг. Имение состоит из главного особняка площадью 3 100 кв. территориях в Греции, на островах Вост. VI в. С кон.
960). Витрувий (Кн. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия) Сев. Следует также отметить, что в период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал. образцами – собором Сан-Пьетро в Риме, крестообразными Б. типа ц. св.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Отличия – односторонняя ориентация. Редкий образец романского витража – изображение «мисмической мельницы» в церкви Санкм-Аносмельн в Кёльне.
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Звание малой Б. (basilicae minor) присваивается папой с XVIII в. тем церквам, к-рые Ватикан стремится выделить среди др. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100).
Димитрия в Фессалонике. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Базилика св. План: 1.
2. Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в. ), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в. ) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Длительное время монастырь не ремонтировался, разрушался и в итоге сильно обветшал. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды).
XI в. (ц. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Естественно, он может быть более стройным.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Кроме того, базилика украшена мозаичным полом и коллекцией ренессансных фресок. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон.
Б. зачастую превосходили по размерам крупнейшие языческие святилища (длина Б. в Лехеоне (Греция) 186 м). В разбивке масс достигнута соразмерность. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. вкл., рис.
архитектура стремилась уже с IV в., породив на Западе целый ряд сложных композиций (ц. A. 19. Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. стало скульптурное убранство клуатра монастыря Санто-Доминго де Силос в провинции Бургос (1085 — ок.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Михаила в Хильдесхайме, 1010-1033). Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Константина Великого. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
По мере развития религиозного мировоззрения, культуры и искусства она приобретала черты того или иного стиля (например, готики, барокко, классицизма и т. д. ), но ее черты можно найти во всех христианских храмах. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Особенности романской базилики: сходства – 3-нефные базилики, башни на зап. фасаде, башня на средокрестии.
Б. на Западе пришлось на период после распада империи. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. часть активно развивалась, занимая 2 и более компартиментов становясь все протяженнее, она могла достигать невероятной длины (хор собора Кентербери, Англия, к 1100 имел 12 травей).
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. XX в. Развитие амбулатория, вост.
Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки и в результате уменьшался распор свода. Материалом для романских построек служил местный камень, так как доставка его издалека была почти невозможна по причине бездорожья и из-за большого числа внутренних границ. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно. Также план сборов чётко подчинён модулю – расстоянию между 2 столбами. Расцвет имперских городов – Вормс, Шпейер и Майнц. Торги начнутся 26 июня.
Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. Заключается в том, что боковой распор (давление) сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов.
Стоит внимательнее осмотреть многочисленные скульптуры и рельефы церкви. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в. ) подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Вершиной романской пластики в Испании стал «Портик Славы» (1168—1188) в соборе Сантьяго де Компостела. Франция) привела к возникновению вестверка – башни на квадратном основании с противоположного алтарю конца, куда доступ обеспечивали 2 боковые башни с винтовыми лестницами (аббатство Корвей в Вестфалии, 873-885), что открыло путь к созданию романского зап. Сер.
Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. План западнохрист. Возникает интерес к реальным формам природы, к чувствам и физической красоте человека, новую интерпретацию получает тема материнства, мученичества, страдания нравственности и жертвенной устойчивости человека. Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв. ).
Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи.
Сохранение национального своеобразия и специфического характера романской архитектуры (вытянутость английских соборов в длину, «многосоставность» общего объема, своеобразный преизбыток форм, граничащий с раздробленностью). Из старых, дохрист. Широко воспроизводились аллегорические образы с peлигиозным подтекстом.
Сатурнена), эта базилика в Тулузе— единственное, что осталось от монастыря. Различного типа башни размещают по-разному. Центральный неф во всех христианских базиликах шире и выше, чем боковые. Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Гроба Господня в Иерусалиме). имп.
равноап. Около 1200) и миниатюра. Св. Востоке, прежде всего в Св.
в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Его ступенчатость, кульминацией которой становится центральная башня, подчеркивается односкатными крышами. Одним из важнейших образцов для европ. процессами, но и усилившимся к тому времени визант. Гроба Господня). План: 1. части храма. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины (Христос во славе.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. 310 г. Фотография. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез).
Монастыри были сильнейшими феодалами. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия) Б. иногда использовали как культовые здания вост. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Восточная область страны — Каталония — оставалась верной строительным принципам, сложившимся в первой половине XI в. На севере страны в наиболее чистом виде своеобразие испанской архитектуры XI в. донесла церковь Сан-Мартин в Фромисте близ Паленсии (1066—1085/90).
Базилика вмч. V в. ) и в Грузии (Цроми, Самшвилде). Стандартным компонентом Б. стал трансепт в неск. При Вильгельме Завоевателе был воздвигнут лондонский Тауэр (1077 и позже). Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки.
Позднее, не меняя ядра подобных композиций, в них стали добавлять воскресших из мертвых, нагих и испуганных, ожидающих суда ангелов, препровождающих в рай души праведников чертей, вывoлакивающих грешников из могил и загоняющих их в ад apхангела и дьявола, взвешивающих на весах души. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Однако традиц. Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности.
Это один из самых нарядных романских храмов. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Димитрия в Фессалонике, сер. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Димитрия в Фессалонике.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Собор в Норвиче (1096 г. ) собор в Или, Даремский собор (1096—1133). линию размывания базиликальных черт представляет формирование в Европе XI в. храмов т. н. зального типа, план к-рых похож на Б., но нефы равновысокие, а клересторий отсутствует. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.
Германия. ХХ в. Базилика вмч. В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. 1) описал 2 типа двухэтажных Б. : с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х. ).
Важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны ("звериный стиль"). Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа. С восточной стороны он заканчивается полукруглой аспидой (аркой), покрытой полукуполом. В 1125 году свод здания обрушился его удалось восстановить лишь через нескольколет.
Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Гл.
Балдахин из церкви Сан-Марти в Тосте. Первое подписанное и датированное 1178 г. произведение скульптора — рельеф «Снятие со креста» в трансепте собора в Парме. Над боковыми нефами стали возводить галереи-хоры (имелась уже в Б. св. VI в. Фотография.
св. Кон. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Другим центром искусства миниатюры был Трир. Климента, папы Римского, в Риме.
IV в. ). Радиальный амбулаторий с полукруглыми капеллами, а также капеллы в вост. Важной вехой в истории итальянского зодчества была предпринятая после землетрясения 1117 г. перестройка церкви Сант-Амброджо в Милане. На перекрестии главного нефа и трансепта иногда строили башню. Софии в Охриде, столице новообразованного Болгарского царства, XI в. ) на Кавказе (монастырские соборы Дорт-килисе и Пархал в Тайке (Тао), базиликальные элементы в памятниках типа храма Баграта в Кутаиси, ок. архитекторами.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоя щую рядом беломраморную «падающую башню», получившую та кое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4, 5 м). В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко развернулось строительство замков-крепостей (замок Алькасар, Сеговия, IX в. ) и городских укреплений. Однако наиболее типичным, массовым вариантом Б. рубежа XI-XII вв. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый.
Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Б., особенно паломнической и монастырской. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. VI-VII в. появились центрально-купольные храмы и Б. практически забываются, в т. ч. и на периферии Византии (напр., в Армении и Грузии). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области.
Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). фасада с башнеобразным порталом, галереей или капеллой над ним и 2 фланкирующими башнями. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. образцам (в Фульде и Херсфельде) пониженный (церкви-мартирии для мощей св.
Среди живописных работ на севере Испании выделяется ансамбль фресок в «Пантеоне королей» в церкви Сан-Исидоро в Леоне (между 1167 и 1188). эпохи тип раннехрист.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. 48). Замок-крепость или храм-крепость. Константина в Трире.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. После 532 г. 2. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (так называемой Клюни III), завершенной в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансептами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами.
Византии и мусульманские влияния. цв. империи продолжали строить повсеместно.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Зрелый стиль мастера раскрылся в скульптуре портала собора в Фиденце (начало XIII в. ). В романском интерьере было больше мощи, чем изящества.
Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения между господами и крестьянами, причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы. В IV-V вв. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Сейчас в нём располагается Археологический музей Сен-Раймон.
Романский стиль сложился в странах Центральной и Западной Европы и распространился повсеместно. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
1093). Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп.
Базилика Сан-Джованни ин Латерано в Риме. Бывшая церковь аббатства Сен-Сернен (или Св. XX в. Термин «Б» в позднеимперский период прилагали к любому большому крытому прямоугольному залу, независимо от его функции, однако архитектура типичной Б. основана на устойчивых принципах: протяженность, простота конструкции, освещенность через проемы стен центрального нефа, поднятые над аркадами, отделяющими его от боковых нефов. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. 1310-1322 гг. и мон-ря Пантанассы, ок. Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
план, предполагавший размещение основного входа в храм с запада, в дальнейшем возобладал. на визант. Близость народному пониманию священных образов демонстрирует роспись сельской церкви Сан-Педро в Сорпе (ок. 1123—50). 326 собор ап. V – нач. Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшим в камне ypaгaнoм страстей и криков».
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати.
Ок. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма. Его конструкция несколько отличается от базилики. Мастер прекратил работу и исчез из города.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Софии храм в К-поле). До 333 г. Реконструкция: 1. Уилфреда в Хексеме, 672-678 и др. ). О высоком мастерстве художников трирской школы свидетельствуют миниатюры рукописи, получившей название «Регистр Святого Григория» (983). XX в. Базилика мон-ря в Курси (Палестина).
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Тут так же иногда была небольшая каплица. и позднесредневек.
Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства. Вход оформлен порталом (от лат. Ее характерный элемент — арочная форма дверных и оконных проемов. Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики.
Максенция и Константина в Риме, нач. XII – нач. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.
Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Однако стремление отражать духовный мир повлекло за собой нарочитую деформацию пропорций и воспроизведение определенного типажа, принятого церковью. Б. вертикальность, ранее не свойственную ей. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Базилика мон-ря в Фульде (Германия). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой.
В росписи прослеживались религиозные мотивы. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Базилика св. цв.
Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. итал., европ. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ.
Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. В процессе восстановительных работ были сохранены уникальные фрески 14-го века. имп. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно искусством античной поры. Домициана, упом.
Мира, ) в К-поле (после 532 после 740 переоформлена в первую в столичной школе зодчества крестово-купольную структуру благодаря добавке поперечных рукавов). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Зап. экседра исчезает, главный вход в собор всегда на западе, парадный портал. Климента, папы Римского, в Риме.
IV в. и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. Мира) в К-поле. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Под полом алтарной части строилось подвальное помещение, которое называлось крипта. 13 в. ). Однако уже они обладали рядом особых свойств: в вост. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической.
90-е гг. Это монументальные рельефы храмов в Милане, Вероне, Павии. церкви в Рекалвере, 699 и еп.
В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. устройства для совершения литургии. Кафедральный собор Сен Трофимявляетсясердцем Арля и жемчужиной романского стиля. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов.
Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Выдающимися произведениями искусства мастеров этой школы по праву считаются миниатюры «Евангелия Оттона III» и «Книги евангельских чтений Генриха II». 320-330), также пятинефный, с поперечным членением (трансептом) между нефом и апсидой, в середине к-рого помещалась гробница апостола – композиционный центр храма. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места).
О дальнейшей судьбе его ничего не известно. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Они имеют форму латинского креста. Итак, в XI-XII вв. части Византии Б., как правило, были менее вытянутыми их чаще строили без клерестория и перекрывали сводом (сохраняя, однако, главный неф повышенным по отношению к боковым) чаще окружали галереями с 3 сторон (ц.
Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность. Базилика Св. Сернина в Тулузе это самая известная достопримечательность Тулузы и по совместительству самой большой в мире романской церковью, некогда входившей в состав бенедиктинского аббатства, считается Базилика Святого Сернина (Basilica of St Sernin). Какую задачу выполнял каменный декор романской базилики. Именно в течение XI – XII вв. Это было время относительного подъема материальной и духовной культуры средневековой Франции.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв.
827 и Зелигенштадте, 831) имеющий в средокрестии четырехарочную композицию и разделяющийся на 2 рукава (ранний образец – ц. св. XX в. Интерьер базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Во всех композициях фигура Спасителя занимает центральное место. Разрастание хора уменьшило роль центрального нефа, к-рый архитектурно часто выглядел придатком алтарной (вост. ) части. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. Б. рим.
12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). — Бенедетто Антелами (работал между 1175 и 1235 гг. ). 1065), в принимавших Крещение странах (трехнефная базилика св. Интересным образцом бургундской архитектуры является и церковь св.
архитектуры. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Значительным было и влияние византийского зодчества. Это сборник писем папы Григория Великого. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.
VI в. в связи с кризисом в жизни городов в варварских королевствах (вестгот. Композиция западного фасада варьировалась. Ирины (св. Сернена работы Этьена Росса (1759г. ) и балдахин 18 века позади алтаря, под которым хранятся мощи святого.
Марии Магдалины и с тех пор стал важным местом паломничества. Сер. Здесь же показано, как после смерти богач попадает в ад, где eгo душу раздирают дьяволы. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. II в. ) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено.
Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Константина и его семьи первые крупные христ. купольной базилики: он появляется уже с 30-х гг. В средней части трансепта возвышается эл- липтический купол.
Сан-Педро де ла Наве). Иакова. Новый арх. элемент – хор (место для священнослужителей). Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Он отражает объективно существовавший этап в истории средневекового европейского искусства. В Англии к моменту нормандского завоевания в 1066 г. была создана превосходная школа книжной миниатюры, влияние которой ощущалось на материке. Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей.
Эту пристройку называют трансепт или поперечный неф. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). престолом, стоящим на платформе-крипиде и др.
Характерный пример раннесредневековой живописи Германии — росписи церкви Св. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Изящные беломраморные романские аркады с римско-коринфскими и композитными капителями членят фасад и наружные стены всех сооружений на ярусы, облегчая их массивность и подчеркивая конструкцию. При сходной планировке оформление фасадов было различно. стену дополнительные капеллы (ц. Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса.
Амбулаторий был непосредственно связан с базиликальной частью здания, т. к. являлся как бы продолжением боковых нефов, по к-рым могли двигаться процессии к алтарям вост. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. Др. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Тем не менее в VI-VII вв. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
достаточно многообразна в своих решениях. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв. ). Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви. Романский план основывается на простых геометрических отношениях.
В зачаточном виде раннехрист. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
180). Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Собор, баптистерий и кампанила в Парме (после 1117 — 1307) образуют один из интереснейших ансамблей средневековой Италии. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция.
Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов. Б. встречается редко.
То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Первоначально все земли принадлежали королю, он распределял их между своими вассалами, а те, в свою очередь, раздавали ее для обработки крестьянам.
Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. (греч. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Б. прекратилось к кон.
Б. возводили не только в главных, но и в малых городах и мон-рях (напр., в мон-ре Сан-Винченцо аль Вольтурно, около Беневенто, 808). Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Термин романский стиль (лат. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство.
Базилика св. Здесь явственно чувствуется воздействие византийского искусства как в деталях (в костюмах), так и в приемах живописи. Базилика св. Вход в базилику обычно располагали с западной стороны, реже – с запада, севера и юга, причем для северного и южного входов строили дополнительный поперченный неф, который назывался «нартекс». Строительство таких храмов было вызвано не только собственно западноевроп. Это один из самых нарядных романских храмов.
XIII в. (во 2-й пол. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. VIII в. — 819 г. План: 1. В этих условиях Б. была вновь востребована и создание нового типа базиликального храма (прежде всего монастырского) стало главным достижением каролингской архитектуры.
Испанцы использовали в крепостной архитектуре опыт французов и арабов. Композиция, включавшая 2 апсиды, расположенные по оси храма напротив друг друга, была известна в раннехрист. Цил. свод очень тяжелый и требовал очень толстых стен, возникало ощущение тяжести. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Лаврентия в Ассизи: св. В эпоху романского стиля расцвела книжная миниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литьё, чеканка, резьба по кости, эмальерное дело, художественное ткачество, ювелирное искусство.
Стены и арки строили из камня или бетона (с кирпичной облицовкой), колонны – из мрамора и гранита. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Однако во 2-й пол. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу.
Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Петра в Риме (Сан-Пьетро) (ок. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
ХХ в. В IV-VI вв. части трансептов стали важнейшей чертой западнохрист.
Вследствие этого особое значение приобретала башня над средокрестием (ибо храм оказывался сильно «раскинувшимся» в стороны), ее величина и внушительность сильно увеличились. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Софии в Никее, ок.
Верхняя часть дверки скруглена. Базилика мон-ря в Курси (Палестина). Так, в Испании вестготы модифицировали Б. в центричные миниатюрные здания с планом типа «греческого креста» и боковыми помещениями в коротком трансепте (ц. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Быстрому распространению Б. в христ.
имп. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. вкл., рис.
Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. V– VII в. Фотография. В хоре церкви есть ещё один алтарь, выполненный Марком Арси в стиле барокко. Статус малых Б. ниже кафедральных соборов епархий, но выше, чем у рядовых церквей. капелл и крипты к XI в. привело к созданию западноевроп. Впосл.
Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. 20-е гг. Каждое здание выступает свободно, выделяясь простыми замкнутыми объемами куба и цилиндра и сверкающей белизной мрамора на покрытой зеленой травой площади у берега Тирренского моря. Капители колонн трансепта также украшены скульптурами с библейскими персонажами.
VI в. Фотография. Апостолов в Милане (382). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Уже с VIII в. Б. в Византии не была преобладающим типом, а с выработкой храма крестово-купольного типа окончательно уступила ему первенство. описанное им в Откровении (Апокалипсисе). Вместе с тем ноги, руки, головы, повернутые в разные стороны, кажутся вывихнутыми.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Одним из главных центров которой был монастырь Клюни в Бургундии. 2. развившиеся и ставшие традиц. литургической практики, отраженными в Ordines Romani. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой.
Также следует отметить большой орган церкви. Магдалины в Везеле (первая треть 12 в. ). Вскоре после своего основания в IX в. бенедиктинский монастырь в Vezelay приобрел мощи Св. Б. утверждаются такие важные элементы, как чередование в опорах аркад колонн и пилонов (ц. Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973).
В разбивке масс достигнута соразмерность. Крупнейшим памятником рубежа XI и XII вв. XX в. Базилика св.
Они были выполнены около 1123 г. в двух близлежащих церквах — Санта-Мария и Сан-Клементе. Лев означает Богочеловека: могучая голова – Бога, менее мощный торс – человека. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).
Плутархом, в Popl. Среди памятников испанского юга выделяется группа зданий, связанная единством архитектурной мысли и объединяющаяся вокруг старого собора в Саламанке (середина XII — начало XIII вв. ). Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Гoризонтальную балку над дверным проемом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда. Кон. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, вот таким образом в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. В XIII в. вырабатываются варианты, сочетающие элементы крестово-купольные и базиликальные. Система управления. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Впоследствии колокол был переплавлен заново, а жители Парижа в расплавленную бронзу бросали драгоценности, от чего звон колокола, по рассказам, приобрел чистый и звучный тембр.
2. его разновидностях: Т-образный, восходящий к ранним рим. Испания, англо-саксонская Англия и др. ). Самая крупная личность среди итальянских ваятелей XII — начала XIII вв.
Они продолжали применять базиликальные планы, возводить купола, строить кампанилы и баптистерии, отделывать фасады зданий. В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313. ) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок.
Она может быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. «порта» -- дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Тuмпан портала занимает «Апокалиптическое видение», которое обрело здесь каноническую завершенность: неподвижная фигура Христа-Судии на троне в симметричном окружении ангелов, апостолов, символов евангелистов.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Петра в Риме. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. О них скажем особо.
и арм. ) строительстве Крыма. Базилика св. храмы в Риме и в Св. Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма.
Стандартный план Б. мог варьироваться: так, к базиликальной ц. Рождества в Вифлееме (до 333) вместо апсиды была пристроена октагональная в плане постройка, Б. в Аквилее (IV в. ) не имела апсиды. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Италия. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж.
Но кампанилла продолжала «падать». Вот таким образом XI--XII вв. Архитектура-главное искусство.
Константина в Трире. Петра (22 февр. ), торжество апостолов Петра и Павла (29 июня), годовщины инаугурации папы). время и распространена на отдельных территориях (Сев. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Типичны синие фоны, богатый и яркий колорит. ди Симони не решился — слишком велик был риск. влиянию Италию.
До 333 г. Строя по заказу имп. равноап. Реконструкция: 1.
Но этот коллектив не был единым. V — нач. VI в. План: 1. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). В итальянской архитектуре не было стилистического единства. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). II в. в Помпеях, ок. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара.
Решение этой задачи было в первую очередь граничит с каменными перекрытиями. Африка) в эпоху Каролингов она вновь обрела популярность (план аббатства Санкт-Галлен, ок. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен.
В основе его планировки лежал практический расчет. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов.
Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Интересней выглядит южный портал, который называется Врата Мьежвиль. В Б. имп.
Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. земле, было возведено огромное количество трехнефных (реже пятинефных) Б. стандартной композиции с нартексом, экзонартексом и атрием по продольной оси.
Б. - пятинефная ц. св. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых граничит с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. Однако он вошёл во всеобщее употребление. После 532 г. 2. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой.
Интерьер базилики св. Востребованность данной композиции была обусловлена особенностями рим. Романская архитектура былапреимущественно архитектурой церквей и замков.
В конце главного нефа выделялась алтарная часть или пресвитерий (см. Культовая архитектура Испании XI—XII вв. земле, зодчие нач. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Наиболее важная постройка средневековой Испании — собор в Сантьяго-де-Компостела (1077/78—1088, 1100—28) в Галисии.
В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности, такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими – монахи. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Нормандское завоевание 1066 г. способствовало преодолению прежней обособленности Англии. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Теперь базилику как бы пересекала под прямым углом пристройка, размещенная ближе к апсиде.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Этот восходивший к ц. св.
Вопросы и задания1. Средиземноморья, в М. Азии и на Ближ. ЛОНДОН (LONDON), 31 мая 2018 г. /PRNewswire/ -- Компания Concierge Auctions выставляет на продажу Villa Badia – бывший бенедектинский монастырь с собственной базиликой, настоящий памятник архитектуры, расположенный в итальянском Пьемонте. Ирины (св. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Напротив, островная архитектура — хотя при строительстве Вестминстерского аббатства (1049—65) был учтен опыт континентальных мастеров — пребывала по сравнению с Нормандией на более архаической стадии развития. Базилика Рождества Христова в Вифлееме. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна) Зап.
В 1028—72 гг. Базилика мон-ря Клюни-III (Франция).
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Все части скульптуры раскрашены, что придает им яркость и живость (см. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах.
Ок. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Фотография.
Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком. цв. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. и африкан. влиянием в Испании.
V– VII в. Фотография. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Выполните задание 21 из рабочей тетради.
Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма. Понимание пространства в романском искусстве как ирреального, выходящего за пределы видимого мира, оказалось несовместимо со свободностоящей скульптурой. К выдающимся произведениям романского стиля относятся церковь Сан-Микеле в Павии (1117—55), собор в Модене (1099—1164 и первая четверть XIII в. ). Среди них — крылатый бык, ангел, крылатый лев, орел.
Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ). Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. После падения К-поля (1453) простейшие однонефные одноапсидные базилики с коробовым сводом в бывш. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг.
апсиду, где хранились мощи св. Наряду с традиционными библейскими сюжетами для ее украшения использовались фольклорные мотивы – карлики с птичьими головами, птицы с лягушачьими лапками, насекомые с кошачьими мopдaми. Петра и Марцеллина в Штайнбахе, ок. значительно изменили внешний облик храма, но интерьер сохранил свой романский характер. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).
Примером может служить Клюнийский монастырь. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. В X – XI вв. Константина Великого). версии срастания Б. и мартирия (к чему христ.
1088–1190 гг. Фотография. 310 г. Фотография.
830, собор в Кёльне, освящен в 873) и сохраняла ее вплоть до кон. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. Ирины (св. 313–318 гг.
Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. В романской архитектуре используются различные строительные материалы. 120 г. Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х. ). Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению. Франциска).
типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. 1000).
В тосканских городах: Флоренции. Церковная политика. II. Важное изменение – возникновение нескольких типов сводов: цилиндрический, крестовый (образ. при пересечении 2 цилиндрических сводов, состоят из 4 треугольников, смыкающихся под прямым углом). Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю.
Формирование и широкое распространение связанной романской системы. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Венок капеллы. На вершине башни выставлялся дозор.
Обширные подвалы обеспечивают усадьбу дополнительные преимущества. 1430 г., были созданы комбинации трехнефной базилики с крестово-купольной галереей.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции.