Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции. Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
Романская архитектура обладает духом средневековья, телесность подавляется душой. Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор). Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси. Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. Особенности романской архитектуры обусловлены применением сводчатых перекрытий. Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.
Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств.
В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ). Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 г., подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Романский стиль встречается в новгородской и псковской архитектуре XII-XIV вв. C наибольшей полнотой дух романской эпохи выразился в культовой архитектуре.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Романский и готический стили, таким образом, – два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени. Архитектура ранешнего Средневековья в Европе представлена 2-мя стилями: 1 — романским и 2 — готическим. В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм.
Романский стиль в архитектуре отличался от своих предшественников одной чертой – донжон – это огромная башня, вокруг которой пристраивалось все остальное. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры. Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной – от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.
Изобразительное искусство того времени тесно переплеталось с романской архитектурой. Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия). Свой вклад в развитие мировой архитектуры романский и готический стили привнесли. Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия).
Для романского стиля в архитектуре характерны следующие черты: продольная организация пространства, массивные стены, полукруглые арки, каменные своды. Романский стиль господствовал в архитектуре примерно в XI — XIII веках. Романский стиль основывался на использовании опыта и элементов римской каменной архитектуры, откуда и произошло его название появившееся в ХIX веке. Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.
Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний – период романского стиля (VI-XII вв. ) и поздний – период готического стиля (XII-XV вв. ). Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции. Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ.
Главная роль в Романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры. Романский стиль архитектуры средневековья отторгает декоративность, пропорциональность и орнаментальность Античности, построения приметно преображаются и огрубевают. Романский стиль тесно переплетался и взаимодействовал с последующими направлениями в архитектуре — классицизму, готическому.
Крепость – вот тот образ, который рождается при взгляде на памятники романской архитектуры, образ, который несет ощущение стабильности и незыблемости. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры. Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату – скульптурное декорирование.
Термин «романский стиль» возник сравнительно недавно – в первой половине XIX в., Когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Вторая из этих двух стадий – готическая – возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. Следует подчеркнуть, что феодальная раздробленность, слабое развитие обмена, относительная замкнутость культурной жизни и устойчивость местных строительных, традиций определили большое разнообразие романских архитектурных школ. Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал.
В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Чтобы защитить свои интересы от местных феодалов, монастыри объединились в союз, управление действиями которого осуществлял настоятель Клюни. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Полукруглые арки центрального нефа указывают на норманнский (романский) стиль собора. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь.
Европейское Средневековье отличалось замкнутостью собственного быта, что в конечном итоге создало несколько культурных ответвлений, которые не пересекались между собой. Все три ее нефа перекрыты общей двускатной крышей, вот таким образом центральный неф почти не освещается. Принято считать, что готический стиль является преемником рассматриваемого. Однако как в живописи, так и в скульптуре наряду с подчеркнуто плоскостным декоративным восприятием фигуры широкое распространение получали изображения, в которых мастера передавали материальную весомость и объемность человеческого тела, правда, в схематичных и условных формах. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму.
Джустины в Палаццоло середины XII века. Интерьер храма производит суровое и даже мрачное впечатление. В Англии (после норманнского завоевания 1066г. ) романский стиль получил своё развитие, а в живописи главное значение придавали миниатюре, для которой присуще особое богатство растительного орнамента. Такая картина привела к двум направлением зодчества: готический и романский. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Часто встречался поперечный неф, который имел одну высоту с главным нефом. Те, кто осмелился остаться в старых городах, кое-как восстанавливают руины. В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 – 1-я половина 11 вв. ) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры – аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме).
В XV веке были завершены фасады дворца, выполненные в готическом стиле. Пизанская башня. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых.
Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — cloitre, по-немецки — Kreuzgang, по-английски — cloister). на церковь Клуни Х века.
Латинский язык является вырожденным романским языком. Они включают Аббатство Сен-Дени, Шпайерский собор и Вестминстерское аббатство (где ныне осталось незначительная часть норманской церкви). Иногда встречаются два трансепта. Капители колонн украшены изящной резьбой.
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Двухъярусные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами с полуциркульными арками. Характерной чертой местных интерьеров были простые и покойные пропорции. Много раз предпринимались попытки спасти башню. Феодал, живший в замке, мог предложить свою помощь горожанам на взаимовыгодных условиях.
В этом случае основной упор делали на особенности постройки перекрытий. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.
Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности. В 11-12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живопись и возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма.
Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Особый импульс развитие романского искусства получило в период правления франкской династии Меровингов (486-751). Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой они были с разнообразными окнами.
Недостаток – малая естественная освещенность центрального нефа.
Венедикта Нурсийского (бенедиктинцы) в период X–XII вв. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Мастера- каменщики выкладывали стены церквей и колоколен, чередуя разноцветные полоски камня, кирпича и булыжников реки, часто вставляли найденные римские искусно обработанные камни, причём важные части религиозных зданий выделяли и снаружи – разными материалами, цветом и их сочетанием. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства. 13 в. ).
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). к романике. В боковых башнях устроены внутристенные лестницы. Фигуры по стилю напоминают миниатюры из средневековых манускриптов.
Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя. Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. аббатство Клюни играло чрезвычайно важную роль в религиозной и общественной жизни Европы.
Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. XI век для страны ознаменовался бумом в плане возведения сооружений. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр.
Второй тип начал зарождаться в 10 веке. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Его появление происходило во Франции в середине XII века.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Через ров перекидывали подъемный мост. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным.
Во избежание пожаров деревянные конструкции были заменены каменными. Мастер прекратил работу и. исчез из города. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс).
В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. была построена во Франции. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты).
С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укрепленного жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом — баптистерии), так и базиликальный. Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками.
Школа Вестфалии занималась возведением церквей зального вида. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т. н. 12 в. ), Везеде (первая треть 12 в. ) и Отене (первая треть 12 в. ). Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
Все было подчинено суровой действительности. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. В XI в. на землях Франции, Северной Италии, Юго-Западной Германии, где было сильно влияние так называемой романской группы народов, возникает романский стиль.
Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманской школе во Франции. Стены были глухие, лишь в немногих местах прорезаны узкими арочными окнами. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. Таким образом, происходило зарождение романского зодчества.
Уникальной особенностью города является цвет разных использованных материалов. Андрея в Соммакампанье построена в 1025-35гг. Часто прибегали к наработкам французской церковной архитектуры. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Лоренцо, т. е. Человек, закованный в броню имел преимущество перед атакующим его врагом. V. 19), крепостные сооружения в Акре (столице Иерусалимского королевства в 1189–1245 гг. ), крепостные сооружения Бейрута (Ливан). Такое устройство и стало основой готического зодчества. В Европе при строительстве замка в первую очередь возводились стены с боевыми и сторожевыми башнями, внутри замок мог разделяться на несколько дворов, как, например, крепость рыцарей-крестоносцев в Мальборге (Польша). Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни. Общая высота башни предполагалась 98 метров. с применением строительных новшеств того времени.
Много раз предпринимались попытки спасти башню. Центральный неф здесь возвышенный высоко над боковыми и покрыт двускатной крышей. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом).
Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло.
Увенчать все сооружение колокольней Дж. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. В Эльзасе и Лотарингии романские храмы имеют розово-сиреневый колорит благодаря цвету местного камня Вогезов, в Бургундии и в ее столице Дижоне многие романские храмы выстроены из белого известняка, храмы Меца выстроены из желтого песчаника. А Бонанно, видимо, был просто подрядчиком, который взялся за возведение колокольни.
Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Его появление связывают с возрождением церковного зодчества.
Ей близки храмы Бургундии: в Парэ ле Маниаль (нач. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Строили тогда медленно и собор возводили 55 лет. Базилика в виде латинского креста отличается вытянутыми пропорциями. Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ).
В него входят пятинефный Пизанский собор (1063— 1118), баптистерий (крещальня, 1153 г. — 14 в. ), наклонная колокольня — кампанила (Пизанская башня, начата в 1174 г., достраивалась в 13—14 вв. ) и кладбище Камио-Санто. Декор в основном скульптурный. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу.
Сооружение имеет в плане правильный восьмиугольник и перекрыто восьмигранным куполом. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. базилика св. Мастер прекратил работу и исчез из города. Здесь широко использовалось не только камни, но и кирпич.
Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился. В отличие от французского, немецкое романское искусство развивалось менее последовательно. Каменная резьба украшала наружные стены соборов.
Они придают устойчивость сооружению. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Различного типа башни размещают по-разному. Данный стиль принято считать общеевропейским, что отличает его от других направлений. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами.
Марии в Ареццо, Св. Итак, в XI-XII вв. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества.
Классический образец такого сложного типа — грандиозная главная пятинефная монастырская церковь аббатства Клюни (1088—1107), разрушенная в начале 19 в. Служившая центром деятельности могущественного клюнийского ордена 11—12 вв., она стала образцом для многих храмовых построек Европы. Городское население катастрофически уменьшается. В зальной все нефы имеют одну высоту. Часто в крипте погребали подвижников веры, святых или правителей. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишённом глубины нет ощущения расстояния между ними.
Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Германия. В целом интерьер простой и строгий.
Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Священнослужители были резко противопоставлены "грешным" мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почётную часть храма. В церквях, которые строились в подобном стиле, также наблюдалось отсутствие богатого декора. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Некоторое время на Западе даже не ощущается большой потребности в новом строительстве. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли.
Техника раннехристианской работы каменщиков опус спикатум применена в стенах церкви Св. Вероятно, стены были окрашены в яркие цвета. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Иногда эмпорами называют также аналогичные части светских построек. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
Петра в Риме, 330 г. (на месте нынешнего собора св.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства – навык, ушедший вместе с древними римлянами. Воду брали из колодца во внутреннем дворе. В подобных постройках никогда не устанавливали скульптурные украшения.
Надо отметить, что этот романский мотив впервые был воспроизведен в русском зодчестве только во второй половине XVII в. в архитектуре Воскресенского собора Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Германия. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Но этот коллектив не был единым. V. 20), то романские соборы Австрии, Франции и Германии монументальны, суровы и лаконичны.
Отёсанный камень укладывался на место на раствор. Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Стены отделывали венецианской штукатуркой или камнем. Вокруг него — обширный двор с жилыми и служебными постройками.
С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу «затянувшимся чудом».
transeptum из лат. Пространство центрального нефа между трансептом и алтарем – хор – поднималось на несколько ступеней, что визуально улучшало слышимость и видимость церковной службы. Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. В романском интерьере было больше мощи, чем изящества. Оружием воина были меч, копье, лук и стрелы. Стена над аркадой среднего нефа прорезана окнами.
V. 16). Ведущим видом романского искусства была архитектура. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Они имела плоские перекрытия из дерева и базилианскую форму. Особое явление в архитектуре Франции – паломнические церкви.
Интерьер освещается через крошечные окна, расположенные наверху. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Соборы в Майнце (после 1009 г. ), Шпейере (заложен ок. Он говорил о "проторенессансном" характере итальянской романской архитектуры.
К ним примыкает кладбище. И так в романском стиле доминируют массивные стены, тяжёлые полукруглые двери, толстые колонны, крестовые либо бочкообразные своды, полукруглые или круглые не большие окна (бойницы).
Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто, в частности продолжают использоваться полукруглые арки. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени. Иногда в базиликах было по два поперечных нефа. Сухие техники так и не получили должной популярности.
В основе его планировки лежал практический расчет. Более совершенная техника обработки камня, ясное понимание архитектурного целого, продуманная система пропорций, осознание художественных возможностей, заложенных в строительной конструкции, — все это отличало романское зодчество от сооружений предшествовавшего периода. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Петра. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др. Сюжетами чаще были грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. В архитектуре и скульптуре наблюдается разнообразие форм и интересное решение конструктивных проблем. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Михаила в Лукке (рис. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св.
Рыцарем мог стать человек благородного происхождения. Арки выложены из темных и светлых клинчатых камней. Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности.
В Германии сложилась своя характерная школа романской архитектуры. В Вормском соборе (1171—1234 ил. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Марии в монастыре Лаах. Готическая архитектура достигла пика популярности в период Средневековья (конец XII – XVI века), а на смену ей пришел знаменитый стиль Возрождения.
Но наибольшее количество памятников XI-XII вв. На нем обозначены все элементы этого сложного комплекса. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
Архитектура Древнего Рима является вырожденной романской архитектурой». Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Эта конструкция получила название ребристого крестового свода.
Ярким примером считается маньеризм – переход с одной эпохи к другой. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Одни историки полагают, что он сам бежал из города. В Дареме колоны имеют простую цилиндрическую форму и украшены геометрическим орнаментом. Каменные своды знаменуют собой переход к стрельчатым сводам.
Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Это отражалось на их архитектуре. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. С тех пор его функции выполняет электрический прибор.
Для облицовки часто употребляли мрамор. В романскую эпоху в Германии внимание заслуживает каменная и стукковая скульптура. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Центром деятельности бенедиктинцев было Аббатство Клуни во Франции. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Саксонская школа привнесла в романскую архитектуру некую простоту и четкость форм.
Сюжет Страшного суда присутствует в каждом храме, но схемы его выполнения достаточно разнообразны. Базилики были продольной формы. Естественно, он может быть более стройным. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Примером может служить Клюнийский монастырь.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. О дальнейшей судьбе его ничего не известно. На окнах нет занавесок. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. Одни историки полагают, что он сам бежал из города.
Присутствуют верхние окна, что не типично. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
В Вормском соборе (1171—1234 ил. Его величайшим архитектурным памятником является королевская капелла в Ахене, столице Карла Великого. В ночное время источником света был очаг и факелы. В Германии в этом стиле построены соборы в городах, расположенных на Рейне. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня». Интересно, что европейская крепостная архитектура в эпоху крестовых походов стала проникать на Ближний Восток, где сохранилось много интересных крепостных сооружений, например крепость Яффы (пригород Тель-Авива, Израиль), замок Крак де Шевалье в Сирии (рис.
Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес. Все эти сооружения украшают расположенные ярусами аркады на тонких колоннах. Марка в Венеции.
Для дверных и оконных проемов использовалась арочная форма. Значительно ниже боковые нефы имеют свои собственные односкатные крыши. Как и с остальным зодчеством в странах, архитектура этой страны отличалась разнообразием. Образовавшиеся таким образом государства получили общее название — варварские королевства. Этому выдающемуся сооружению романского стиля выпала необыкновенная судьба.
V. 15). За столом или у очага только синьор имел свое место. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Но этот коллектив не был единым.
Италия. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров, а звонницу «завалил» в сторону, противоположную наклону. Ордер здесь отсутствует, пропорции выбираются довольно свободно. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Она была 127 м длиной и 40 м в ширину. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. ди Симони не решился — слишком велик был риск. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Этот процесс сопровождался значительными потерями культурного опыта человечества. После завоевания Англии, норманны сменили вектор политического развития.
Эта средневековая архитектура создавалась для нужд церкви и рыцарства и ведущими типами сооружений становятся церкви, монастыри, замки. Подобные своды будут широко применяться в готике. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Абсолютно особым типом романского сооружения можно считать аббатства. В роскошном дворце долгое время размещались тюремные камеры и казематы.
Первые рассматривались в качестве основы подобного строительства. Соборы в Дареме и Глостере с арками на массивных столбах датируются концом XI столетия. Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов.
Единственным входом в замок были ворота башни, к которой вел этот мост. По истечении срока он получал панцирь, шлем, копье и меч – символ его нового положения. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. Рассказывая о романском стиле нельзя обойти стороны последнюю школу. Скорее всего они являются архитекторами всего ансамбля, красующегося на Площади чудес.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом. Центром композиции всегда служит огромная фигура Христа. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Конечно, каждая из этих стран создала свою особую, не похожую на других культуру.
Здесь экспонируются картины Босха, Карпаччо, Джованни Беллини. Наконец, окна образуют верхний ярус. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Единственное украшение — простая резьба на капителях колонн.
В основном романская архитектура являлась монастырской, церковной архитектурой. В верхней части – небо, в нижней – грешная земля, справа от Христа расположены рай и праведники (добро), слева – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад (зло). Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Существует много замков, фундамент которых датируется романским периодом.
Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). В этой ситуации, когда хаоса можно было избежать только с помощью армии, военная мощь стала синонимом власти. Церковь в Торпо (ок. Вот таким образом, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Но все рекорды по длительности строительства побила кампанилла, автором сооружения которой считают архитектора Бонанно.
В соответствии с этим разновременные эпизоды помещали бок о бок, часто в одной композиции, а место действия давалось условно. Столы в ранний период еще весьма примитивны. Такие объекты, это архитектурная композиция с вытянутым пространством, которое делится с помощью колонн на пару нефов. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи.
Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. Высота центрального нефа равна 30 м, ширина его пролета составляла 12м. Широко распространена была книжная миниатюра, отличавшаяся высокими декоративными качествами. Пизанский собор (1063-1118), баптистерий (1153 г. 14 век), Пизанская башня (1174 г) достраивалась уже в 13-14 веках и кладбище Камио-Санто. После Каролингского периода жизнь стала, в общем, менее безопасной.
11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. — как время «зрелого» романского искусства. Одним из наиболее заметных сохранившихся укреплений является то, что в городе Каркассон.
Арки не несут никакой нагрузки. Не случайно о них сложилось множество легенд. Но он не очень удачен, т. к. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. В романской Германии в 11-13 веках, были воздвигнуты грандиозные Кайзерские соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе), в которых применялась связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа равнялись две травеи боковых нефов.
В Х-XI вв. За редким исключением, все это не встречается в других европейских странах. С течением времени данный принцип из обычной идеи перерос в обязательное условие. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Ярким примером подобного скульптурного декора являются сюжеты, которыми декорированы фасады позднероманского (раннеготического) собора в городе Наумбурге (1255–1265).
Пространство открытое благодаря тому, что свод опирается на тонкие колонны. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. В Нормандии при строительстве мужского монастыря Сент Этьенн (1060-1081 гг. ), заложенного в Кане по приказу Вильгельма Завоевателя в честь успешной высадки в Англии в 1066 г., была построена оригинальная базилика в виде латинского креста с крестовыми нервюрными сводами, трансептами и глубоким алтарем. Прощание со свободой сопровождалось тяжелыми вздохами узников. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V – VIII. вв. ), средневизантийский (VIII – XIII вв. ) и поздневизантийский (XIII – XV вв. ).
Наиболее важными являются большие церкви упраздненных аббатств, многие из которых по-прежнему стоять, более или менее целые и часто используются. Типичный памятник периода коммунальной борьбы в городах 13 в. — грозные башни родовых замков в Сан-Джимипьяпо в Италии (конец 12—нач. Высота церкви ок. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями.
В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Рупрехта в Вене, церковь Нотр-Дам ля Гранд в Пуатье (Франция), церковь Сан-Миньято во Флоренции (Италия), собор Сент-Сернэн в Тулузе (Франция), церковь Сен-Фрон в Перигё (Франция). Церковь Сан Миньато во Флоренции (1018-1062 гг. ) имеет деревянную крышу интерьер украшают сложные геометрические орнаменты из черного и белого мрамора.
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Как бы то ни было, но Бонанно после этого жил в нищете и умер в полнейшей безвестности.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — в первую очередь круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок.
Скорее, этот стиль может проявиться в планировке, композиционном решении пространства. Название этого стиля "романикум" восходит к латинскому названию города Рима. Общая высота башни предполагалась 98 метров.
Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. В Вероне сложился свой неповторимый романский стиль, который ни с чем не перепутаешь.
Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Большое количество паломников, следовавших к святым местам, увеличивавшееся население требовало расширения монастырских храмов для их приема.
Характерными памятниками романской архитектуры являются храм Св. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг. ) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Верхняя часть дверки скруглена. Оно было заложено в конце XII — начале XIII веков. Боковым фасадам уделяли меньше внимания.
В замках все внушало страх. Рельефы украшают порталы, капители колонн. Но кампанилла продолжала «падать». Полукруглым нишам интерьера, апсида, отвечали внешние выступы.
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Многие старые античные сооружения в этих условиях изменили свое назначение. В XII в. впервые для декорирования фасадов церквей используют скульптурные изображения. Над боковыми нефами был сделан трифорий (узкая галерея, расположенная над сводами боковых нефов) и еще выше ряд окон.
Это было помещение, которое разделялось на несколько зон каменными сводами. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. Привязанные к земле крестьяне содержали господ, которые в свою очередь служили в войсках короля.
Сохранился огромный Рыцарский зал- одно из помещений монастыря. Невысокие башни собора имеют конические завершения, покрытые черепицей.
Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. В романской архитектуре Италии выделяется пятикупольный собор Св. «Суровый стиль» можно увидеть на многочисленных деревянных распятиях XII в. Уровне, параллельны, строгие линии складок одежд, такими же параллелями намечены волосы, борода Христос не страдающий человек, а суровый и беспристрастный судья, победивший смерть. Самым известным произведением является «Распятие Имервальда» (назван в честь мастера). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Ведущим видом искусства этого времени была архитектура. В дальнейшем развитии этот тип базилики совершенствовался путем увеличения площади для алтаря и размещавшегося перед алтарем хора, а также появлением перед основным залом дополнительного помещения — нартекса, куда допускались «оглашенные», т. е. люди еще не принявшие христианства. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. Для окон в центральном нефе не осталось места.
Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено.
Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. И вот в 1173 году (или 1174) под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр — Дам дю Пор в Клермоне). Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых.
Вот таким образом здесь, наверное, более уместны заимствования из европейской культуры разных времен. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Ярчайшим образцом считаются церкви Санте-Трините и Санте-Этьен.
Также можно привести примеры орденских замков в Сигулде и Цесисе (Латвия), замка графов Фландрских в Генте (Бельгия), замка герцогов Фераррских (Италия). В Европе после падения Римской империи наступил период хаоса и неразберихи, который часто называют «темными веками».
История знает случаи, когда средневековый город полностью размещался в римском амфитеатре используя его стены как укрепление. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Нижний ярус западного фасада расчленен порталом и двумя полуциркульными арками, уходящими в толщу степы. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности.
Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Четвертая травея — это алтарь, сейчас над ним возвышается приземистая восьмигранная башня. Сен Фрон в Перигё (XII в. ) напоминает Сан Марко в Венеции. Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.
Это много дало для развития архитектурной композиции. Все детали интерьера передают ощущения монументальной простоты, мало используются декоративные украшения. Ставни же делались из холста. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток.
Собственно романскому периоду (XI—XIII вв. ) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V—X вв. ). Автор этого великолепного сооружения до сих пор доподлинно не установлен. Она отличалась суровостью и тяжеловесностью. Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. постоянно воевали друг с другом и всячески угнетали остальное население.
Петра в Риме построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 — метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.
Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Замок-крепость или храм-крепость. Здесь романский стиль был разделен на несколько школ: саксонская, вестфальская и рейнская.
Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром. В XII веке она развилась в готическую архитектуру, особенностью которой были остроконечные арки. Эмпоры (так называется пространство второго яруса боковых нефов (от нем. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк.
(ок. Вход во дворец Венеции находится со стороны набережной. Значение последних возросло в жизни Европы 11—13 веков.
Вот уже более восьми веков «падает» знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Они украшены рядом тонких колонн, уничтожают ощущение избыточного веса. В X – XI вв.
Обязательным архитектурным элементом в романском храме является трансепт (от позднелат.
Нет единого мнения относительно начальной даты романского стиля, а более поздняя предположительно варьируется в пределах VI – конца X века. Романская архитектура не является вырожденной архитектурой Древнего Рима. Мощи мученика, заключенные в позолоченную украшенную драгоценными камнями статую, привлекали толпы верующих, направлявшихся в Испанию в Сантьяго де Компостела.
Почти все они существовали недолго исчезая под новой волной завоевателей. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Часто боковые нефы в романских храмах имеют двухуровневую структуру. Большинство были существенно изменены, а многие находятся в руинах.
В Ломбардии в наибольшей степени сказывается влияние французской и немецкой архитектуры. Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга.
Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Впервые в романском стиле появляется такое понятие как шторы. Проводниками заимствованных форм служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра.
Это связывают с тем, что открытия римлян, касающиеся строительного ремесла были утрачены, а качество исполнения начало сходить на нет. В церкви Санкт Михаэль в Хильдесхайме (1010-1033 гг. ) трансепты и башни расположены симметрично в западной и восточной частях собора. Главный мотив романского интерьера это полуциркульные арки. Примеры стиля: Церковь святой Марии, находящаяся в Германии, замок Дадли и Стерлинг.
Петра) и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен.
Кафедра в часовне украшена рельефом изображающим сцены из жизни Иисуса Христа. Купол Пантеона в диаметре на 1, 4 м превосходит самого большого собора Рима — Св. Это пятикупольная церковь в форме греческого креста, но интерьер здесь иной. Башни собора в Вормсе выше и стройнее, чем в Пуатье. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.
Восьмигранная башня над средокрестием — в месте пересечения трансепта и нефов — имеет окна. Все зависело от того, как живет регион и каких традиций придерживались. Начало второго тысячелетия было ознаменовано зарождением рыцарства.
Преимущество зального типа храма – в единстве его внутреннего пространства. 5. 8). Мавзолей Диоклетиана в Сплите стал городским собором. Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер.
Михаила. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Императорский дворец Гослара (в значительной степени восстановлен в 19 веке) был построен в начале 11 века Отто III и Генрихом III, в то время как разрушенный дворец в Гельнхаузене получил Фридрих Барбаросса до 1170 года. На то были свои причины.
В XI — XII вв. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения.
В тосканских городах: Флоренции. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Только после того как король франков Карл Великий основал новую империю (771-814 гг. ), «мгла» темных веков начала рассеиваться и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве.
Оригинальный прямоугольный храм, построенный зятем Огастуса Агриппой в 27 до н. э. был превращен в церковь, что послужило причиной его нетронутости. В интерьере как-бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43. 3 метра). Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Вместо роскошных венецианских мозаик — голые стены. Кроме этой башни, ансамбль составляет пятинефный собор и круглый баптистерий.
В разбивке масс достигнута соразмерность. Увенчать все сооружение колокольней Дж. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Нервюрные (нервюра — арка из тесанных клинчатых камней, обычно укрепляющая ребра свода) крестовые своды состоят из шести распалубок и называются шестичастными. Некоторые из первых замков, т. н. 13 в. ). Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. Примером может служитьКлюнийский монастырь. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. На верхней площадке лестницы совершалась церемония коронации дожей.
Сооружения романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. В 1936 году в ее основание под давлением ввели жидкий бетон, цемент и стекло. То есть объекты, находящиеся во Франции и Испании будут отличаться. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. В дворцовых залах собрана богатейшая коллекция венецианской живописи. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности или название некоторых дворцовых построек).
В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Архитекторы романского периода в полной мере использовали наследство античности. Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом.
820 г. ). Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств.
Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Кладбищенская церковь Св. Вот таким образом часто в аббатствах этого ордена возникали школы и духовные учебные заведения.
Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Но в их развитии было и много общего, так как они развивались в тесном взаимодействии. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Этот период историки культуры называют каролингским возрождением. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Она была разрушена в конце XVIII в. во время Великой Французской революции.
И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). В этой связи можно привести соборы Св. Перекрытия деревянные. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключили изобразительность, праздничность и нарядность, отличавшие архитектуру греческой античности.
Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает «собор»), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса.
Сюжеты Страшного суда и Апокалипсиса, библейские сцены, скульптуры – вот что массово присутствовало в оформлении церквей. Такое партнерство в период раннего Средневековья (до 1000 г. ) стало основой для развития романского стиля. Еще дольше сооружался баптистерий — целых 120 лет.
Как правило, главный неф базилики возвышался над тремя или пятью нефами. Течение дивизионистов в Италии.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). С ростом могущества Венецианской республики возникла необходимость возвести невиданных размеров здание для верховной главы державы, демонстрирующее всему миру богатство и власть «царицы Адриатики». Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. В период с 400 до 1200 гг.
Камин и дымоход появились гораздо позднее. Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). О дальнейшей судьбе его ничего не известно.
слишком подчеркивается связь с искусством Древнего Рима. Предыдущий период иногда именутся предроманским. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. Каждый хотя бы что-то помнит об архитектуре, живописи и скульптуре, так как они это учат ещё в школе и мои сыновья в детстве удивлялись, что я не знала, какими строили палеохристианские базилики (об истории религии и святых я уже и не говорю) или романские церкви. Пол в алтарной части приподнят, так что видна расположенная внизу крипта.
Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Романский стиль в Англии традиционно называют нормандской архитектуры.
Первым построенным объектом было Вестминстерское аббатство. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония).
Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. То же самое можно сказать и об искусстве Германии.
Среди них построенная Константином базилика св. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Церкви здесь имели широкие нефы и каменные своды, над основным зданием поднимались башни. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме – это и есть ранняя архитектура романского стиля. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Такое открытие вытеснило романский стиль в архитектуре.
Аполинария в Равенне, VI в. и др. ). Зачастую снаружи строили декоративные аркады как, к примеру, в Шпейерском соборе, чей внешний вид, несмотря на всю невзрачность, отличается интереснейшими формами. Они были настолько прочны, что продолжали долгое время использоваться по назначению.
Начиная со второй половины 10 века по первую половину 11 века, наступает период рассвета немецкой книжной миниатюры интенсивно развивается искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. В росписи прослеживались религиозные мотивы. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Здесь меньше строили, чем во Франции, Англии или Испании.
Хор – более поздняя, готическая пристройка. В большой абсиде расположен алтарь, а рядом в боковой маленькой — крестильня. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Это единый, мощный замкнутый объем имеющий с восточной стороны пирамидальную форму.
В связи с тем, что ведущим видом искусства в тот период была архитектура, ей отводилась роль того звена, что «влияла» визуально и духовно на верующих. Крестовый свод стрельчатых очертаний указывает на зарождение готики. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Церковь Сант Амброджо в Милане (1080-1128 гг. ) -раннехристианская базилика с открытым атриумом перед входом. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла.
Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Но кампанилла продолжала «падать». Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Примерами подобных сооружений можно назвать собор в Кведлинбурге. Города были разрушены, античные библиотеки сожжены, много образованных людей погибло.
Дворец в Венеции украшен лучшими мастерами своего времени. Впоследствии капелла превратилась в собор этого немецкого города. Романский язык не является вырожденным латинским языком. Георгия Победоносца на Градчанах в Праге, храм Св. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ.
С тех пор его функции выполняет электрический прибор. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Каждое здание имеет чётко определенные формы и зачастую очень обычный, симметричный план общий вид один из простых, если сравнивать с готическими зданиями, которые последовали после.
Примером расцвета местного романского стиля может служить ансамбль в Пизе: облицованный мрамором собор с куполом, колокольня и баптистерий представляют собой отдельные строения, расположенные рядом. Центральный неф разделен на четыре травеи (ячейки), три из которых перекрыты крестовыми сводами. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Творчество Гойи (на испанском языке, втором обязательном в его средней школе) 2. Свои особые черты имели школы Нормандии, Оверни, Пуату, Аквитании и др.
Например, в качестве прообраза бралась монастырская церковь, расположенная в Клюни. ди Симони не решился — слишком велик был риск.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично.
Такую планировку можно обнаружить в Германии в более позднее время. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.
15 метров. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.
В качестве символа единства ими было разработано два вида здания: церковь и замок. Средоточием жизни в раннем средневековье были замки могущественных (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) — убежище феодала.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. В Германии императоры Священной Римской империи построили ряд укреплённых резиденций, но, по сути, скорее дворцов, чем замков, в стратегических точках и на торговых путях. Троицы в Кане, 1062—1066).
Каролингский стиль (по имени Карла) можно рассматривать как раннюю фазу романского стиля. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). trans – за и septum – ограда) – поперечный неф (корабль) в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом и выступающий концами из общей массы сооружения.
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Монастыри были сильнейшими феодалами. Именно в течение XI – XII вв. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Вокруг центрального объема располагаются более низкие боковые нефы. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Здание, которое древние Католики посвятили Пантеону ( все боги, статуи которых стоят в нишах храма), стало местом погребения первого короля Италии Виктора Эммануила. VI в. ), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики. В целом для романской архитектуры характерны массивные строения.
Судьба самой известной «падающей» башни — Пизанской — беспокоит весь мир. V. 22), соборную площадь в Пизе, баптистерий и собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Расположенный на острове у побережья Нормандии монастырь на горе Сен-Мишель (XI в. ) включает ряд сооружений, относящихся к романской эпохе и построенных задолго до собора и других готических построек, возвышающихся на вершине горы. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д. В романской архитектуре использовались плоские перекрытия (балочные), цилиндрические своды или купольные перекрытия на "парусах".
1024 г. ) и Вормсе (заложен в 1170 г. ) свидетельствуют о распространении романского стиля. Устройство эмпор повышало вместимость романских храмов. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города). Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro). Суровая красота этих сооружений — в лаконизме мощных пластических объемов.
Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Ведущая роль в искусстве этого периода принадлежала архитектуре. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Для проведения крестных ходов и религиозных процессий вокруг алтаря устраивались полукольцевые обходные галереи со стороны боковых нефов и капеллы (венок капелл). Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв).
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной.
Они не воспринимали сводчатые и купольные конструкции, возводя свои сооружения рядом с выдающимися сооружениями римского периода (мавзолей Галлы Плацидии) (рис. При сходной планировке оформление фасадов было различно. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом.
Он основывался во многом на наследии эпохи христианской античности (313– 476), а также на античном наследии римской культуры и культуры Византии. Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. На полы применяли мрамор или большого размера плитку с рисунком.
А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Византии и мусульманские влияния. Земли империи поделили между собой многочисленные народы, стоявшие значительно ниже римлян по уровню социального и технического развития. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. В церкви Сент Фуа в Конке во Франции (1050-1120 гг. ) останавливалось много паломников.
Эмпоры нередко отождествляют с хорами) открываются в центральный неф широкими арками. 1150 г. ). В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Это хорошо видно на примере многих германских и фландрских городов.
Из тюрьмы во Дворце дожей удалось бежать небезызвестному заключенному – Джакомо Казанове. Чтобы «разгрузить» конструкцию храма, архитекторы создали свод в виде крестов. освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Но подпружные арки и арки галерей по-прежнему имеют полуциркульную форму. Павла в Риме, IV—V вв.
Церковь была главным заказчиком произведений искусства. В целом, Италия оставалась достаточно консервативной. За пределами Европы характерными объектами романского стиля были замки, построенные крестоносцами в 12-13 веках в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье 12-13век). Упадок коснулся и архитектуры.
Часто аббатства становились центрами образования и развития науки. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. В них хранилась церковная и монастырская утварь. В этой церкви удивление вызывают две абсиды вместо одной привычной или трёх. Вот таким образом их часто объединяют под общим названием — западноевропейские страны. Суровые, тяжелые внешние формы предоставляли романском храма строгого и простого вида. Примером может служить Клюнийский монастырь. В эпоху романики существовали разные типы церквей.
Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Универсальную роль выполнял сундук. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Свечи обычно делались из сала свечи из пчелиного воска были очень дорогими.
Естественно, он может быть более стройным. Большинство немецких соборов имеют вид компактных мощных крепостей. V. 21).
Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Однако главная церковь Вормса остается типичной романской достопримечательностью. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Надстраивая ее, архитектор выкладывал следующие этажи, превышая их с наклонной стороны на пять, семь, десять сантиметров. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра.
Романская скульптура Германии менее декоративна и более наивна и реалистична. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. В разбивке масс достигнута соразмерность. Это часть дворцового корпуса с залом приемов, встроенные в настоящее время в готическое сооружение ратуши и королевская капелла (796–804), встроенная сейчас в готический объем кафедрального собора (рис.
Как вы понимаете, основные правила – молитва и неустанный труд. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенностей местности и т. д. Типичными постройками архитектуры Каролингов и романского искусства являются грузная башня старого донжона в Лоше (10 в. ), замок Гайар на Сене (12 в. ), город-крепость Каркассон в Провансе (12— 13 вв. ), аббатство Мон Сен Мишель дЭгиль во Франции, замок Мориса де Сюлли (12 в., Франция), замки-дворцы в Сент-Антонене, Оксерре (оба — первая половина 12 в., Франция) и др.
.